Произведения жоржа бизе. Жорж бизе краткая биография

...Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - «Кармен » - до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.

Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).

В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.

В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».

С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его «Искатели жемчуга » (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи умерла - умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения - и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.

В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. - расцвет творчества композитора. В 1872 г. состоялась премьера оперы «Джамиле » (по поэме А. Мюссе), тонко претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение, рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа, открытие новых путей.

В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен. В своей статье «Беседы о музыке» Бизе приветствует «страстный, буйный, подчас даже необузданный темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и как художник, и как человек», - говорит о себе Бизе.

Одна из вершин творчества Бизе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Постановка пьесы была неудачной, и композитор из лучших номеров составил оркестровую сюиту (вторую сюиту после смерти Бизе составил его друг, композитор Э. Гиро). Как и в предыдущих произведениях, Бизе придает музыке особый, специфический колорит места действия. Здесь это Прованс, и композитор использует народные провансальские мелодии, насыщает все произведение духом старофранцузской лирики. Красочно, легко и прозрачно звучит оркестр, Бизе достигает изумительного разнообразия эффектов: это колокольный звон, блеск красок в картине народного праздника («Фарандола»), утонченно-камерное звучание флейты с арфой (в менуэте из Второй сюиты) и печальное «пение» саксофона (Бизе первым ввел этот инструмент в симфонический оркестр).

Последними работами Бизе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших художников мира. Премьера «Кармен» (1875) стала и самой крупной жизненной неудачей Бизе: опера со скандалом провалилась и вызвала резкую оценку прессы. Через 3 месяца 3 июня 1875 года композитор скончался в предместье Парижа Буживаль.

Несмотря на то, что «Кармен» была поставлена в театре Комической оперы, этому жанру она соответствует лишь некоторыми формальными признаками. В сущности, это музыкальная драма, обнажившая реальные противоречия жизни. Бизе использовал сюжет новеллы П. Мериме, но возвысил его образы до значения поэтических символов. И при этом все они - «живые» люди с яркими, неповторимыми характерами. Композитор вводит в действие народные сцены с их стихийным проявлением жизненной силы, бьющей через край энергии. Цыганская красавица Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты воспринимаются как часть этой свободной стихии. Создавая «портрет» главной героини, Бизе использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и т. п.; при этом ему удалось глубоко проникнуть в дух испанской музыки. Совсем к другому миру - уютному, удаленному от бурь, принадлежат Хозе и его невеста Микаэла. Их дуэт выдержан в пастельных тонах, мягких романсных интонациях. Но Хозе буквально «заражается» страстью Кармен, ее силой и бескомпромиссностью. «Обычная» любовная драма поднимается до трагедии столкновения человеческих характеров, сила которых превосходит страх смерти и побеждает его. Бизе воспевает красоту, величие любви, пьянящее чувство свободы; без предвзятого морализирования он правдиво раскрывает свет, радость жизни и ее трагизм. В этом вновь проявляется глубокое духовное родство с автором «Дон-Жуана» - великим Моцартом.

Уже через год после неудачной премьеры «Кармен» с триумфом ставится на крупнейших сценах Европы. Для постановки в парижском театре Grand Opera Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев (из других произведений Бизе) в последнее действие. В этой редакции опера известна сегодняшнему слушателю. В 1878 г. П. Чайковский писал, что «Кармен - это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»

К. Зенкин

В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это - высшая точка реалистических устремлений во французской музыке XIX века. В произведениях Бизе ярко запечатлелись те черты, которые Ромен Роллан определял как типичные национальные особенности одной из сторон французского гения: «...героическая действенность, опьяненность разумом, смех, страсть к свету». Такова, по мысли писателя, «Франция Рабле, Мольера и Дидро, а в музыке... Франция Берлиоза и Бизе».

Недолгая жизнь Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. Не сразу он нашел себя. Но незаурядная личность художника проявлялась во всем, что он делал, хотя на первых порах его идейно-художественным исканиям еще недоставало целеустремленности. С годами у Бизе все более укреплялся интерес к жизни народа. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии

Общественный подъем на рубеже 60-70-х годов обусловил идейный перелом в творчестве Бизе, направил его к вершинам мастерства. «Содержание, содержание прежде всего!» - восклицал он в эти годы в одном из писем. Его привлекает в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. В своей единственной статье, опубликованной в 1867 году, Бизе писал: «Я ненавижу педантизм и ложную эрудицию... Крючкотворствуют, вместо того, чтобы творить. Композиторов становится все меньше, зато партии, секты множатся до бесконечности. Искусство беднеет до полной нищеты, но технология обогащается многословием... Будем же непосредственны, правдивы: не станем требовать от великого художника тех чувств, которых ему недостает, и воспользуемся теми, которыми он обладает. Когда страстный, буйный, даже грубый темперамент, вроде Верди, дарит искусству произведение живое и сильное, слепленное из золота, грязи, желчи и крови, не вздумаем сказать ему холодно: «Но, сударь, это не изысканно».- Изысканно?.. А разве Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Рабле изысканны ?..».

Эта широта взглядов, но вместе с тем и принципиальность, позволили Бизе многое любить и уважать в музыкальном искусстве. Наряду с Верди, среди ценимых Бизе композиторов должны быть названы Моцарт, Россини, Шуман. Из опер Вагнера он знал далеко не все (произведения послелоэнгриновского периода еще не были известны во Франции), но преклонялся перед его гением. «Очарование его музыки невероятно, непонятно. Это - сладострастие, наслаждение, нежность, любовь!.. Это не музыка будущего, ибо такие слова ничего не означают,- но это... музыка всех времен, так как она прекрасна» (из письма 1871 года). С чувством глубокого уважения Бизе относился к Берлиозу, однако более любил Гуно и с сердечной доброжелательностью отзывался об успехах своих современников - Сен-Санса, Массне и других.

Но выше всех он ставил Бетховена, которого боготворил, называя титаном, Прометеем; «...в музыке его,- говорил он,- всегда сильна воля». Именно волю к жизни, к действию Бизе воспевал в своих произведениях, требуя, чтобы чувства выражались «сильными средствами». Враг расплывчатости, претенциозности в искусстве, он писал: «прекрасное - это единство содержания и формы». «Без формы нет стиля»,- утверждал Бизе. От своих учеников он требовал, чтобы все было «крепко сделано». «Старайтесь, чтобы ваш стиль был более мелодичен, модуляции определеннее и отчетливее». «Будьте музыкальны,- добавлял он,- пишите прежде всего красивую музыку». Подобная красота и отчетливость, порыв, энергия, сила и ясность выражения присущи творениям Бизе.

Основные его творческие достижения связаны с театром, для которого он написал пять произведений (помимо того, ряд сочинений не был закончен либо по тем или иным причинам не поставлен на сцене). Влечение к театрально-сценической выразительности, вообще свойственное французской музыке, очень характерно для Бизе. Однажды он сказал Сен-Сансу: «Я не рожден для симфонии, мне нужен театр: без него я ничто». Бизе был прав: ему принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но последние работы - музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе большой драмы людей из народа, красочных картин жизни, ее светлых и теневых сторон. Но главное - он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизня.

Жорж Бизе приобрёл всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера «Кармен».

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трёх полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошёл в историю. Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала его первой учительницей музыки; в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырёх лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он «отдался музыке лишь скрепя сердце» - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения. Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьёзному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Её музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе. В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе «Доктор Миракль».

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал: «Бизе несравненно читает партитуры... Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности. После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы».

1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провёл в Италии. Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. «Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна». Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов. Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. «Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста!» - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он ещё не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: «Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнём жизнь рантье, что совсем не плохо. 100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку“ (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!..»

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную «Дон Прокопио». Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась «непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль» автора. Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. «Мы должны поставить на вид г. Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу».

Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату «Васко да Гама» на сюжет «Лузиады» - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса. Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространённому во Франции со времён Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида «Пустыня» (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения.

После трёхлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжёлые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в лёгком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: «Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку». Или в другом письме: «Я работаю, как негр, я истощён, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырёхручное переложение „Гамлета“ (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!..»

В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе. Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора.

Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал всё, что могло ей помешать. Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой «Иван Грозный», обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Искатели жемчуга».

Её сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Её действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита». Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы.

Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно.

Премьера следующей оперы - «Пертской красавицы», состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде; особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. «Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы». Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. «Я прохожу через кризис», - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка». Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы.

Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из «Арлезианки» - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчёт в том, какую большую роль сыграла музыка к «Арлезианке» в его творческой эволюции. Он писал:

«Что бы ни произошло, я удовлетворён, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашёл свою дорогу». Эта дорога привела его к «Кармен».

Бизе заинтересовался сюжетом «Кармен» ещё во время работы над оперой «Джамиле», а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме «Кармен», точнее сказать, из её третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни. Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре «Комической оперы». Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен». Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьёзной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными. В начале следующего, 1876 года «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался её триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил её выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир «Кармен», в начале 1876 года видел её на сцене парижской «Комической оперы». В 1877 году Чайковский писал: «...я выучил её наизусть, всю от начала до конца». А в 1880 году утверждал: «По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». И далее пророчески предрекал: «Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»

Музыка Бизе наделила Кармен чертами народного характера. Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, её высокая этическая ценность. «Кармен», - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности«.

Музыка Бизе ещё более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит. Историческое значение оперы Бизе не только в её непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

В Париже постановка «Кармен» всё же была возобновлена в 1883 году. С тех пор «Кармен» занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

1. молодо-зелено

Замечательный музыкальный талант Жоржа Бизе уже в детстве проявился настолько ярко, что его приняли в Парижскую консерваторию в девятилетнем возрасте. А в девятнадцать лет юный Бизе уже закончил обучение и стал профессиональным композитором.
Один малоуспешный композитор отозвался о Бизе, как о скороспелом таланте.
- Кто рано расцвел, тот и отцветет рано, - с усмешкой сказал он.
- Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят, - рассмеялся юный композитор, когда ему передали эти слова.

2. счастливая идея

Когда до премьеры оперы Бизе "Искатели жемчуга", широко объявленной на весь Париж, оставалось всего две недели, ни авторы либретто, ни сам композитор все еще никак не могли решить, чем же закончить оперу... Положение неожиданно спас директор театра, который в отчаянии воскликнул:
- Да пусть оно все горит огнем!
Эта фраза, брошенная в раздражении директором, и подсказала либреттистам идею финала - пожар! Она понравилась и Бизе, и он в три дня написал прекрасную музыку.

3. вмешательство автора

Однажды Бизе присутствовал на каком-то очередном представлении "Кармен". В сцене, где Хозе должен убить героиню ударом стилета, актер, игравший Хозе, вдруг обнаружил, что не имеет при себе орудия убийства - забыл в гримуборной... Наступила длинная неловкая пауза, публика не понимала, чего Хозе ждет? Наконец из зала раздался голос Бизе, догадавшегося в чем дело:
- Да задуши ты ее к чертовой матери, и дело с концом!
Хозе так и поступил под бурные аплодисменты и хохот в зале.

4. бизе и слава

Бизе не слишком дорожил своей славой, понимая ее эфемерность.
- Известность приходит и уходит, а неизвестность остается... - шутил он.

5. заметка на память

Прожив недолгую, но весьма насыщенную жизнь в театре, Бизе повидал многое, и, натерпевшись от коллег, частенько говаривал:
- В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие - добра.

РОЖДЕННЫЙ ПОБЕЖДАТЬ ЖОРЖ БИЗЕ

В историю музыки вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе , написавшему всемирно известную оперу , но эта же судьба многое взяла взамен.

Бизе родился в Париже 1838 года. Его назвали звучными именами трех полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем . С этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда напоминало о себе…

Ребенок без детства

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

Утром в консерваторию сына неизменно приводила мама, а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили, а потом закрывали в комнате, где Жорж играл на пианино до тех пор, пока не засыпал от усталости. Юный музыкант старался сопротивляться матери и в то же время понимал, что ее упрямство и его талант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать, когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»

Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви.

Первая любовь Жоржа Бизе

Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и, конечно же, стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял: «Я не богат, но заработать денег – это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли».

Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал, заручившись обещанием Джузеппы приехать, как только его матери станет лучше. Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег, но на это нужно время, а его нет.

«Временная» работа Жоржа Бизе

Встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Он с удивлением рассматривал молодого человека и не мог поверить, что перед ним сидит лауреат престижной Римской премии, молодой гений. Ставить на начинающего композитора было рискованно, но издатель хорошо понял, что юноше нужны деньги и он готов работать, поэтому предложил заняться переложением для фортепиано опер известных сочинителей.

Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Он исправно получал деньги, но их все время не хватало. «Пиши симфонию, – словно в бреду повторяла мать, – как только ты это сделаешь, слава найдет тебя». Но на симфонию у него не было времени. Черновики множились, и, несмотря на его упорный труд, с каждым днем росли долги. Мать умерла через год после его приезда…

Музыкальный театр манил композитора. Он старался ходить на все премьеры, но все, что он писал, не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес, которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», – тоже. Друзья советовали продолжить карьеру пианиста, но Жорж хотел сочинять музыку и был уверен, что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать, ждать и терпеть нужду.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга». Критика отметила естественность и красоту вокальных партий, множество выразительных моментов в партитуре – и все. Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара. Все вернулось: бессонные ночи, чужие партитуры, уроки музыки. От нервного истощения спасали обливания холодной водой, прогулки по городу и посещение театров.

Любовь – насмешка

Однажды в поезде познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а затем увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии.

графиня де Шабрийан

Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Ему двадцать восемь, ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы, он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу, где тихо кружил снег.

«Тихое» счастье Жоржа Бизе

Гнойный тонзиллит – таков был диагноз врачей. Для человека, всю жизнь страдавшего простудами и ангинами, он сильно рисковал, возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лежа, почти не мог говорить. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными.

Жюль Элли Делоне

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила. Весной 1869 года , еще слабый после болезни, вышел на прогулку. Он прошел мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец, Жорж сделал предложение. Казалось, в его многострадальную жизнь заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

Семейная идиллия была недолгой. Вскоре жене надоели постоянные отлучки мужа и его вечная занятость. Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон…

«Кармен»

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе , стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

Галли-Марье, первая исполнительница партии Кармен

Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Умер на 37-м году жизни 1875 года, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году напишет: «Я убежден: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире».

Так и случилось. Такая же судьба ожидала не только эту оперу композитора. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

ФАКТЫ

Уже в девять лет демонстрировал необычайные музыкальные способности, и поэтому был зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на столь юный возраст. Закончив консерваторию, он стал профессиональным композитором, хотя ему исполнилось всего 19. Один малоуспешный композитор с усмешкой отозвался о Бизе : «Кто рано расцвел, тот и отцветет рано». Когда эти слова передали Бизе , тот не растерялся и ответил: «Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят».

Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. «Известность приходит и уходит, а неизвестность остается…», – частеньно говаривал композитор.

За свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Считается, что ему принадлежит фраза: «В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие – добра».

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

(1838-1875) - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Краткая биография

Родился в Париже в семье учителя пения и пианистки. Девятилетним мальчиком был принят в консерваторию. Композиции учился у Жака Галеви (автора многочисленных опер, в том числе известной оперы "Жидовка").

За успехи в фортепианной игре Бизе получает Римскую премию (1857 год). Незадолго до поездки в Рим он поставил свою оперетту "Доктор Миракль", принесшую ему известность. После возвращения Бизе в Париж перед ним открываются двери парижских театров. Но следующие его произведения – оперы "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица" - не пришлись по вкусу парижской публике. Бизе исходил в них из вагнеровских принципов сочинения музыки.

Совершенно иной прием был оказан его оркестровым произведениям. Однако выдающемуся композитору не суждено было при жизни добиться всеобщего признания. Последняя опера Бизе "Кармен", вершина оперного реализма во французской музыке 19 века, была поставлена в 1875 году. Постановка ее в "Опера Комик" ознаменовалась скандалом: опера была признана безнравственной, музыка безобразной. Спустя три месяца после премьеры Бизе скоропостижно скончался. А с конца 70-х годов "Кармен" навсегда завоевывает оперные сцены мира.

Основное место в творческом наследии Бизе отводится обычно операм "Искатели жемчуга" и "Кармен". Трагические элементы в "Кармен" сочетаются с комическими. Оставаясь верным стилю французского романтизма, Бизе вводит в оперу народные испанские элементы, на фоне которых и развертывается ее действие. Из прочих произведений Бизе наиболее известна сюита из музыки к драме А. Доде "Арлезианка". Бизе написал также много песен и фортепианных произведений.

Отличительная черта музыки Бизе - необычайная темпераментность, мелодическое богатство и блестящий оркестровый колорит. Бизе первый ввел в оркестр саксофон.

Произведения

оперы:
«Дом доктора» (до 1856)
«Дон Прокопио» (1858-1859)
«Любовь художника» (1860, неоконч.)
«Искатели жемчуга» (1862-1863)
«Иван Грозный» (1865)
«Никола Фламель» (1866)
«Пертская красавица» (1866)
«Джамиле» (1871)
«Кармен» (1873-1874)
оперетты:
«Доктор Миракль» (1856)
«Мальбрук в поход собрался» (1867)
кантаты
симфонии
пьесы для фортепиано
музыка к драматическому спектаклю «Арлезианка» (1872)

БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) (1838–1875), французский композитор. Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом.

Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.

По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – Пертская красавица (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.

Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта Детские игры (Jeux d"enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L"Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину.

В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.

Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.