Современные проблемы науки и образования. Семейный уклад как социально-психологический феномен Как семейный уклад связан с жизнью общества

Как победить страх. 12 демонов на пути к свободе, счастью и творчеству Соломатина Ольга Александровна

Традиционный семейный уклад – это святое

Хороший родитель это… Что бы сказало наше коллективное сознание, читай оно эти строки? Скорее всего, что книга потенциально опасна. Ведь в нашей традиции большинство родителей прикладывают усилия, чтобы дети оставались при них, чувствовали свою беспомощность, плохо умели различать собственные и чужие желания. В последние годы считается, что хороший родитель – тот, кто постоянно отдает детям всего себя, обладает неограниченными ресурсами любви и принятия. Но не будем никого винить: родители – такие же жертвы воспитания предшествующими поколениями. Круг можно разомкнуть, если вы готовы продолжать движение к изменениям. Однако взрослые часто забывают, что ограничение – не менее важная часть воспитания, чем принятие. В определенных ситуациях важно не прижать, а оттолкнуть от себя ребенка. Дать ему возможность решить проблему самому, почувствовать себя взрослым.

Приятельница рассказывала, как когда-то над ее квартирой жил мальчишка. Ему было лет восемнадцать. Отец купил ему квартиру, и деточка перепутал день с ночью. Днем сосед спал, ночью качал мускулы и бросал мяч бультерьеру. Девушка возненавидела обоих. Спать по ночам ей не помогали даже беруши.

Однажды приятельница, сосед, его отец и бультерьер спускались вместе по лестнице. Модный моложавый папа аргументировал, почему сын должен поехать в лондонскую бизнес-школу. Главным доводом выступало то, он уже все оплатил. Деточка молчал, а потом сказал, что кроме интернета ему ничего не нужно. Тем более Лондон.

Взрослый сын так и не повзрослел. Отец не смог помочь ему в этом. Он даже отказал сыну в праве хотеть что-то свое, а не Англию, школу и даже квартиру, в которую его отселили.

Как вы считаете, хорош ли папа моего соседа в глазах общества? Нет? А разве он не щедро отдает все, что имеет?

Там на лестнице, рассказывала приятельница, она вдруг пожалела и папу, и сына. Наверно, худшее, что мы можем сделать для детей, – это дать то, что им не нужно. А нужно нам самим или обществу.

Дети многих моих знакомых учатся за границей. Представьте, сколько возмущения и осуждения родители получают в свой адрес. Не каждый из них комфортно чувствует себя в роли преступной ехидны. «Мне удалось внутренне отгородиться от мнения большинства, – рассказывал мне коллега. – Тогда я заметил, что лет с десяти для моих мальчиков гораздо важнее стала среда, дающая им развиваться и утверждаться, чем ежедневный физический контакт со мной и матерью». Родители видели, насколько интереснее их сыновьям во время каникул, когда те учились в языковых школах. Первого сентября в Москве мальчишки ждали с тоской. Тогда решено было отправить их учиться в ту самую школу, в которой они с удовольствием занимались летом.

Кто поступает правильно: британские родители, веками отдающие детей в закрытые школы, или итальянские, считающие детей малышами до тридцатилетнего возраста и живущие с ними вместе? На мой взгляд, нет правильного ответа. Есть тот, что подходит конкретно вам и вашему ребенку. А еще имеется стереотипное видение ситуации. Социум всегда будет давить на нас. Ведь есть на земном шаре еще места, где принято съедать сердце побежденного врага, сжигать вдову вместе с умершим мужем, отреза ть девочкам клитор. Для некоторых аборигенов все это абсолютно нормально, а у нас вызывает оторопь.

Тем не менее, чего бы ни требовало общество, нам остается подчиниться, договариваться или идти своим путем, побеждая страх конфликта с социальными нормами.

Если вы все еще живете с родителями, вам больше восемнадцати лет и вы дееспособны, самое время задуматься о переменах. Для начала – о перемене места. Поверьте, однажды и родители скажут вам спасибо за непростое решение. Пока им сложно представить, чем можно заполнить жизнь, если не заботой о подрастающем поколении. Взрослым трудно принять, что вы готовы жить своим умом. Они будут скучать. И вы будете, но для того, чтобы каждый смог реализовывать свои желания, нужны пространство и дистанция.

Возможно, вы категорически против переезда от родителей, или вы сам родитель взрослого ребенка, которого совершенно не хочется отпускать от себя. Или же вы тот, кто по два-три часа добирается из дома на работу, и вам категорически не нравится все написанное выше. Я беру свои слова обратно. Правда, при том условии, что вы и ваши близкие счастливы и вы объясняете свой выбор несколькими аргументами, а не одним: так сложилось исторически.

Ведь совместная жизнь разных поколений – наша традиционная форма существования. При этом существует и другая, не менее распространенная европейская традиция. Западная культура предполагает, что совершеннолетний ребенок начинает самостоятельную жизнь. В качестве обряда инициации – перехода в статус взрослого – значится поступление в университет в другом городе. Если подрощенный детеныш остается жить или работать в родном городе, он снимает квартиру. Он, а не ему. Почувствуйте разницу.

Мы живем совершенно иначе по экономическим, эгоистическим причинам, по вопросам безопасности и многим другим, и ребенка стараются как можно дольше удержать у материнской юбки. Нередко причиной тому выступает страх. Страх перемен, страх и родителей, и детей остаться одним, страх разрушить равновесие в семейной системе. Не последнюю роль в поведении играет, конечно, и общественное мнение – поддержка стереотипного поведения. Мы помним, что система противится изменениям. Выселить повзрослевшего ребеночка из дома или договориться с родителями вопреки их воле жить самостоятельно – значит пойти против традиционного уклада. Это подкормит пятого демона на нашем пути – страх противоречить социуму.

Сообща в общине выжить легче, чем поодиночке. При нашем климате-то. Еще недавно «лишний рот», а теперь вполне себе «работник» вдруг собрался на вольные хлеба? Еще чего. Пусть дома сидит. Даже и на печи, а дома. Вспомните сказки. Зять или невестка рассматривались родителями прежде всего как работники. Крепкое здоровье, выносливость, покладистость – вот качества, ценные для нашего этноса.

Хотите избавиться от кнута? Готовьтесь бороться со страхами. Если родители хотят, чтобы вы продолжали жить под их крышей, в ход пойдут любые уловки. От сердечных приступов до убеждения, что самостоятельно вы не в состоянии и хлеба купить. Обычно и вырвавшимся на свободу детям поначалу одиноко и грустно, как в первые дни в пионерском лагере. Это нормально. С каждым случается и со временем проходит. Многие говорят, что после развода, когда начинаешь снова жить один, накатывают примерно такие же чувства. Но разве одиночество – повод вернуться обратно?

Одиночество помогает скептично пересмотреть социальные нормы. Самостоятельная жизнь дает возможность создать собственные правила и ценности, а не следовать общепринятым. На самом деле опыт жизни в одиночестве – уникальная возможность стать взрослым психологически, а не только физически. В одиночестве мы узнаем себя и свои желания. Ведь если рядом никого нет, то не с кем идти на компромиссы. Мы учимся опираться только на себя и выдерживать натиск демонов страха и реальные бытовые сложности. Это время, когда выпорхнувший из родительского гнезда птенец может рассмотреть, с каким багажом знаний и общественной мудрости он пойдет по жизни. На расстоянии от семьи можно в безопасности перебрать наследство и оставить то, что подходит, а главное – найти собственные ценности и секреты.

Так же важно прожить одному хотя бы год после развода перед тем, как вступать в новые отношения. В скандинавских странах это правило закреплено законодательно. Встречаться можно, но вступать в новый брак сразу после развода запрещено. Год позволяет перейти от прежнего «мы» к «я». Такое обновленное «я» войдет в новые отношения более здоровым и целостным, нежели «я», порхающее от одного очага к другому, без пауз и времени на прощание со старым опытом, доживания этапа пути. Ведь бесконечная череда событий, переживаний, впечатлений, отношений – форма бегства от себя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

Из книги Третий пол [Катои – ледибои Таиланда] автора Тотман Ричард

Глава 13 Катои и религиозный уклад Катоев часто описывают и как верующих людей, и как вовлеченных в «религиозный цикл». Большинство из них делают регулярные визиты в храмы, чтобы выполнить акт поклонения и получить благословение. Их тепло принимают и они чувствуют себя

Из книги Как наладить отношения со своей половиной автора Еникеева Диля

УВЛЕЧЕНИЯ - ЭТО СВЯТОЕ Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. Оскар УайльдХорошие отношения в семье подразумевают уважение права каждого из супругов на свободное время, хобби, увлечения и отдых. Когда женщины жалуются на то,

Из книги Обнаженная Япония. Сексуальные традиции Страны солнечного корня автора Куланов Александр Евгеньевич

Семейный секс в зеркале статистики В предыдущих главах я уже много раз ссылался на самые разные статистические данные, отчеты и опросы. Это понятно: как ни относись к статистике, а ничего другого, что могло бы дать возможность увидеть в целом ту или иную существующую в

Из книги Золотой ключик к счастливому дому автора Толстая Наталья

Уклад семьи Не бойтесь говорить «люблю» Тем, кто вам дорог бесконечно! Ведь в этом мире мы не вечны, Всегда на грани, на краю… И пусть в душе не гаснет свет, И пусть в любви мы безоружны. …Но счастья быть кому-то нужным Важнее в нашей жизни нет. Евгения

Из книги Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях автора Шугаев Илия

Беседа 11 Внутренний уклад семьи Народ – это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом

Из книги Секреты счастливых семей. Мужской взгляд автора Фейлер Брюс

Из книги Эротические рассказы Рунета - Том 1 автора

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Из книги автора

Семейный клуб Инцест, группа, свингеры Автор: Кригер ВенусЧАСТЬ 1. ВЕЧЕРВечеринка свингеров была в самом разгаре, хотя прошло всего 1 час с начала открытия. Мою жену Ольгу трахали одновременно Дима, Вася и новый член нашего клуба. Причем этот новый член трахал мою жену в

ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО УКЛАДА

  • Каждая семья имеет свой уклад (порядок организации жизни семьи), который определяется главой семьи, совместными решениями мужа и жены или взрослыми и детьми.
  • Отношения между членами семьи строятся на основе уважения, доверия, взаимопомощи, персональной и коллективной ответственности за качество домашней жизни.
  • Члены семьи по мере необходимости согласовывают отношение к жизни, к отдельным событиям, а также понимание общечеловеческих ценностей: доброта, порядочность, образованность, семья, Родина, гражданин и др.
  • Взрослые учатся сами и учат детей умению договариваться. любить, быть благодарными, прощать и просить прощения.
  • Взрослые и дети изучают историю своего рода., создают и берегут семейные традиции, дорожат своей фамилией, умеют защищать честь семьи.
  • Родители создают детям условия для качественного образования, здорового образа жизни, содержательного досуга.
  • У каждого члена семьи согласно его возрасту, состояния его здоровья, занятости трудовой деятельности имеются свои обязанности по ведению домашнего хозяйства.
  • Для улучшения качества домашней жизни члены семьи регулярно определяют плюсы и минусы своей семейной жизни, совместно принимают решения по ее улучшению.
  • Родители воспитывают детей, как родителей своих внуков: учат сына быть мужчиной, мужем, отцом, дочь – женщиной, женой и матерью.
  • Дети почитают своих родителей, помогают младшим, несут ответственность за результаты учебного труда, за выполнение своих обязанностей по ведению домашнего хозяйства.
  • Добропорядочная семья имеет свои законы по организации счастливой семейной жизни, собственное представление о родном доме, о роли отца и матери в жизни человека.
  • Грамотно выстроенный семейный уклад является гарантией счастливой семейной жизни, залогом успешности взрослых и детей в социуме и служит основой семейных отношений в последующих поколениях рода семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 3 класс программа Гармония" "Уклад жизни на Руси"

Задачи этого урока - сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью; познакомить с разнообразием жилищ; показать зависимость устройства жизни от...

Родительское собрание "Уклад семьи"- презентация.

Раскрывается значение слова уклад, лад. Даётся историко-бытовое предтавление видов семейного уклада: натуральный, индустриальный, символический.Гипотеза:от чего зависят задатки духовно-нра...

Проект: «Семейный уклад и обрядовые праздники. Традиции и современность»

Школьные учебники Г. М. Грехнёва «Родное слово» и Н. М. Конышева «Технология» – это тот комплект учебников, который ориентирован на общие принципы развивающего обучения и педагогику сотрудничества. Ср...

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников

С. П. Акутина

В статье раскрываются различные научные подходы к классификации семейных ценностей, их значение в становлении семейного уклада; выявлены компоненты семейного уклада, показана его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Выделены главные ценности семьи в различных брачно-семейных сферах.

Ключевые слова: классификация семейных ценностей, семейный уклад, духовно-нравственные ценности.

Family Way in Education of Spiritual-Moral Values of Schoolboys

In this articles there are enlightened different scientific ways to the family values classifications, their roles in the family forming process; there are underlined the family built components, as well as, indicated the role of the family building in education of moral ethical principles. The main family values are determined in different matrimonial family spheres.

Key words: the classification of the family values, the family building, moral ethical principles.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах входят следующие:

В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности - любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

В сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

Дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

Семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

Сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

Выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению);

Социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) .

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В контексте научного исследования проанализируем, за счет чего традиционный строй семьи давал людям возможность не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их. Для этого дадим краткую характеристику составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:

Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи),

Отношения (сердечные чувствования и настроения),

Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

Распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Смысл этой задачи заключается, по мнению И. А. Ильина, в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». И. А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается». Это природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности, истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости, неподдельное сочувствие всему страдающему, действенная любовь к ближним, блаженная сила совестного акта, мужество национального героя, творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью, непосредственное молитвенное обращение к Богу, «который и слышит, и любит, и помогает» .

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать сложную задачу: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются современное секуляризованное социокультурное окружение, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и не-

достаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей, духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

Мы поддерживаем точку зрения А. М. Русец-ка, которая указывает, что эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики. Реализация принципов формирования у них культурных ценностей осуществляется на основе потребностей в зависимости

От возраста и интересов членов семьи;

Совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей;

Обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей;

Разумного применения поощрений и наказаний в семье;

Самоактивности растущего человека в культуре;

Творческого проявления активности ребенка в культуре, самоуправления его в культурной жизни .

Ученый указывает, что в процессе формирования семейного уклада и воспитания духовно-нравственных ценностей необходимо основываться на следующих принципах: культивирования семейных ценностей (мировоззренческие взгляды супругов, отношение к различным обрядам, ритуалам, традициям); рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний (средств массовой информации, соседей, отдельных личностей, с которыми взаимодействуют члены семьи); любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (сохранение национальных, религиозных и семейных традиций); поддержки дружественных отношений с ближайшей родней, дальними родственниками и соседями .

Говоря о современной семье, Н. Н. Обозов подчеркивает, что если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит

от личного отношения друг к другу всех ее членов - их взаимопонимания, привязанности, взаимного участия, уважения, преданности, симпатии и любви .

Мы согласны с Л. М. Панковой, выделяющей следующие главные ценности семьи: любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды, ордена и т. д. Это могут быть особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые, неосознанные рисунки маленького человечка; прописи с первым словом «мама, мир, родина»; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте, может быть, много лет тому назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Если все это хранится в доме, то может быть использовано в воспитательной работе, так как обладает духовной памятью прошлого .

На протяжении всего своего существования институт семьи реализовывал те ценности и семейный уклад, ради которых семья существует. Это так называемые родовые ценности семьи и брака. Вслед за Л. И. Савиновым к родовым ценностям семьи мы относим

Сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых является любовь;

Рождение детей - ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные параметры;

Различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствует выполнение роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д. .

Мы, вслед за Е. И. Зритневой, Л. М. Панко-вой, Л. И. Савиновым, взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью и функциями традиционной семьи, выделяем следующие ценности семьи:

Ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения (социальная значимость семьи, традиционность

роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве (принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребенка как ценности и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании (принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому проявлять чувства в отношении близких людей и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением физиологических потребностей супругов; позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность (длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т. д.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.) . Анализируя научные источники, проводя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основой прочного семейного уклада являются духовно-нравственные ценности.

Стремительное изменение в течение последних десятилетий духовно-нравственных ценностных ориентаций, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу социокультурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей.

Мы соглашаемся с точкой зрения А. В. Муд-рика в том, что высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни не-

возможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий . Таким образом, в ситуации кризиса воспитания, глобальной дис-функционализации семейных отношений, утраты многих семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного отношения к родительству способствует решению психолого-педагогических проблем современной семьи.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, для формирования духовности школьников необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены); адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры; воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей; многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей. Все сказанное подтверждает значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников на современном этапе, обу-

славливает актуальность и своевременность

представленного исследования.

Библиографический список

1. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук; 13. 00. 01 / Е. И. Зритнева; Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2006. - 370 с.

2. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. - С. 199214.

3. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

4. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] : Н. Н. Обозов. - Киев; Лыбить, 1990. - 191 с.

5. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 09. 00. 13 / Л. М. Панкова; Ленинградский государственный областной институт им. А. С. Пушкина. -СПб., 2006. - 385 с.

6. Русецка, А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13. 00. 02 / А. М. Русецка. -М., 2007. - 45 с.

7. Савинов, Л. И. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Савинов; Мордовский университет. -Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. - 196 с.

Классификация духовно-нравственных ценностей семьи как фактор формирования духовной культуры и быта семьи.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно семейных сферах входят следующие:

– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

– в сфере родительства (сострадание, взаимо- понимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

– дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

– семейные функции как ценность (хозяйствен- но-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

– сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

– выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению)

– социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) .

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

Семейный уклад в духовной культуре и быте семьи.

Семья - это малая социальная группа, члена которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению.

Для каждого из своих членов семья является школой любви постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Семья воспитывала детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось от предыдущих поколений.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины - главе семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря участию в воспитании детей. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое - пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.

Уклад крестьянской семьи воспитывал в детях любовь к родине, уважение к истории своей страны, толерантность. Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали, кормили всем миром.

Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций. Духовным воспитанием детей занимались старики, они передавали юным все лучшее, что приобрели за свой долгий век. Рассказывали сказки и жития святых, давали наставления о поведении, учили молитвам.

Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию.

Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт-сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями". Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье.
Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи.

Общность быта-важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда.

У специалистов-демографов есть термин "нуклеарная семья". Он происходит от латинского слова nucleus – "ядро". Нуклеарная семья – это минимально возможная семья, то есть родители и один ребенок, живущие под одной крышей, имеющие общее хозяйство и общие средства к существованию, связанные отношениями кровного родства (родители и ребенок) и отношениями брака (родители), имеющие прошлое (предков), настоящее (самих себя и свою жизнь) и будущее (его олицетворяет ребенок).


То есть, как нас учили в школе, семья – это ячейка общества.

Действительно – ячейка. Человеческое общество состоит из таких ячеек, поскольку человек бывает человеком в полном смысле этого слова только в семье, а вне семьи (на работе, среди друзей и знакомых, в составе каких-либо организаций и объединений, в масштабе государства как его гражданин) он всего лишь общественная единица, член коллектива, группы или сообщества. В обществе он не перестает быть личностью, но свои подлинно человеческие качества и свойства может обнаруживать только в семье.



Различие в типах семейного уклада столь значительно, что создает заметные различия в организации жизни обществ и целых государств. Эти различия заметны даже на таком небольшом пространстве, как Европейский континент.

У нас и у них
Россия давно уже не крестьянская страна. И поэтому ностальгические вздохи по стародавней, большой и крепкой крестьянской семье, прекраснодушные мечтания возродить такой тип семьи, во-первых, беспочвенны, а во-вторых, основаны на не совсем верном идеализированном представлении о крестьянской семье далекого прошлого. Исходить надо из реальности наших дней.

В современной российской семье (преимущественно городской, ибо горожане составляют 85% населения страны) продолжает сохраняться прочная связь поколений. Нередко три поколения одной семьи (поколение дедов, поколение отцов, поколение детей) живут вместе. Взрослые дети, начавшие самостоятельную жизнь, могут жить и живут отдельно, но не отрываются от родителей до степени полного отчуждения. У нас принято заботиться друг о друге, часто встречаться и общаться, принимать участие в семейных делах, помогать и поддерживать материально, причем в обе стороны, взаимно – родители поддерживают детей, дети поддерживают родителей. У нас принято способствовать детям в жизненном продвижении, ходатайствовать за них, устраивать их служебные дела, помогать делать карьеру. У нас принято заботиться о внуках, уходить с работы и оформлять пенсию только для того, чтобы быть с внуками и присматривать за ними, пока их родители работают и обеспечивают себе будущее. Весь этот уклад считается у нас само собой разумеющимся, привычным, нормальным – так было всегда, разве может быть как-то иначе? Даже российские законы соответствуют этому укладу. Обязанность содержать нетрудоспособных родителей закон возлагает на детей. Дети у нас всегда являются равноправными наследниками имущества и недвижимости родителей, редко кому приходит в голову составлять завещание так, чтобы наследство досталось детям не в равных долях. У нас отсутствует такая правовая норма, как возможность юридического отречения родителей от детей и детей от родителей (лишение по суду родительских прав за неисполнение родительских обязанностей – это совсем другое дело). Иностранцев часто удивляет, что термины семейно-кровного родства ("дядя", "тетя", "мать", "отец", "сынок", "дочка") у нас используются как обращения друг к другу незнакомых людей.

А вот семейный уклад стран Западной Европы и Америки (скажем, Англии, Франции, Германии, США) существенно отличается от российского, хотя внешне и схож с ним.

Там закон и традиция устанавливают, что совершеннолетние (достигшие 21 года, возраста гражданской и политической зрелости) обязаны заботиться о себе сами и уже не могут рассчитывать на безоговорочную и бескорыстную помощь родителей во всех своих делах и начинаниях. Там принят гораздо более формальный уровень общения взрослых детей и родителей. То есть проявлять родственные чувства и поддерживать близкое общение никому не запрещается, но и не предписывается. Бабушка и дедушка, нянчащие внуков, – там явление крайне редкое. Зато родители, при живых детях ушедшие в пансион для пенсионеров и престарелых – явление нормальное (скажем честно, уровень жизни и личные пенсионные накопления граждан западных стран позволяют им жить в этих "домах престарелых" вполне комфортно, чем мы в России пока похвастаться не можем). Личное общение с родителями детей, покинувших родительский дом, может происходить один-два раза в году по праздникам или иным поводам, но может и не иметь места годами – если нет времени или серьезных причин повидаться. Если совершеннолетнее дитя ведет праздно-бездельный образ жизни и не желает само себя содержать – то родители имеют право на законных основаниях вообще отказать такому дитяти в поддержке и попросту выставить его из дома.

Молодой англичанин или американец, не достигший 21 года, вправе самостоятельно решать вопрос своей личной жизни – родители не могут запретить ему обзавестись семьей; но поддерживать его семью материально они не обязаны ни по закону, ни по традиции, и могут даже по своему произволу лишить его наследства. А молодой француз, не достигший 21 года и решивший жениться, формально обязан известить об этом родителей и получить их согласие (тоже в общем формальное, но все же согласие) – зато родители не имеют права лишить его наследства, закон этого не позволяет.


Иначе говоря, внутрисемейные отношения у нас в России отличаются человечностью и неформальностью; внутрисемейные отношения в странах Запада более формальны и юридичны.


Так что же предпочтительнее, какой уклад лучше? Вопрос непростой.

Родственники или партнеры?

Что греха таить – наша человечность и неформальность в семейных отношениях очень часто выходят нам боком. Родительская любовь к детям, даже взрослым, часто порождает иждивенческие настроения, не воспитывает самостоятельность, укрепляет привычку всегда надеяться на "тыл" и перекладывать на родителей те обязанности и заботы, которые взрослый дееспособный человек должен нести и выполнять сам. Недаром же бытует у нас иронически-печальная шутка: "Родители обязаны содержать своих детей до достижения детьми пенсионного возраста" - она возникла не на пустом месте. И унылое зрелище – взрослый здоровый детина, преспокойно живущий на пенсию старенькой мамы, да еще, не дай Бог, продолжающей работать, чтобы дитятко ни в чем не нуждалось, - можно видеть достаточно часто.

Западные формальность и юридизм семейного уклада, напротив, очень хорошо воспитывают в людях эту самую самостоятельность и независимость, но ведут к душевному очерствению, отчуждению, распаду семейных связей, к полной формализации внутрисемейных отношений. Мощная система юридической защиты прав западного человека делает его неуязвимым, со всех сторон прикрытым. Жесткий социально-экономический уклад требует от него много и хорошо работать с полной отдачей сил. Внешним проявлением всего этого являются высокий уровень жизни и личная свобода – такой человек полон чувства собственного достоинства, независим и прагматичен. А внутри себя, наедине с собой, там, где все эти качества не действуют, он может оставаться очень одиноким, ущербным, страдающим и по-детски мечтающим уткнуться в мамино плечо. Недаром же в процветающем западном обществе так распространены службы антикризисной психологической помощи и всевозможные "центры по преодолению одиночества" – едва ли они были бы нужны, если бы все обстояло так безупречно, как выглядит внешне.

Кризис семьи?
Состояние семейного уклада в регионе европейской культуры (к которому принадлежит и Россия) ученые часто характеризуют именно так. И призывают "укреплять", "возрождать", "восстанавливать ценности".

Однако кризис – состояние не вечное. Он начинается, достигает своего пика, ослабевает и минует. ХХ век был слишком тяжелым и грозным временем для европейской цивилизации, причинил ей много потрясений. Неудивительно, что основные институты общества, и в первую очередь, семья, под этим грузом расшатались и ослабели. И сейчас мы наблюдаем то, что называется нижней точкой падения. Реагируем на это болезненно и ищем срочные эффективные меры для исправления положения. Это правильно – если сидеть сложа руки, то положение не улучшится.

Однако и быстрых результатов ждать неразумно. Семья на то и семья, что ей свойствен консерватизм, то есть упорство в достигнутом и медленность изменений.


Семейный уклад не вынесет революций, он меняется только эволюционно, постепенно, на протяжении жизни нескольких поколений. Заимствовать чужой семейный уклад невозможно – на своей почве приживаются только свои порядки.


И поэтому можно с уверенностью сказать, что российский семейный уклад, каков бы он ни был сейчас ненадежен и плох, восстановится и войдет в норму. Главное – не столько помощь семье со стороны государственных благодетелей, сколько осознание того, что ценность семьи никуда не исчезла, что надо не столько "восстанавливать", сколько стараться не разрушать дальше.