Бухгалтерский учет в деятельности социальных служб. Объекты социальной сферы: бухгалтерский учет и налогообложение Учет затрат по социальной сфере лекции

В избранном В избранное

Печать

Белова Наталья, налоговый эксперт

Март, 2015/№ 22

https://сайт/journals/nibu/2015/march/issue-22/article-6426.html Скопировать

Здорово, когда работодатель не только прилагает усилия для того, чтобы обеспечить работников средствами производства, которые необходимы для исполнения ими трудовых обязанностей, но и заботится об их здоровье и досуге. Поэтому, если на предприятии действуют объекты социальной инфраструктуры - столовая, спортзал, теннисный корт, музей, библиотека, оранжерея, знайте: это вовсе не изыск, а скорее производственная необходимость. Ведь не секрет, что физически здоровые и духовно богатые сотрудники - залог успешной и эффективной работы любой компании.
Жаль только, долгое время расходам на содержание таких объектов дорога в налоговые расходы была закрыта*, а это, понятное дело, никак не стимулировало работодателей тратить на них деньги. К счастью, времена изменились - с 1 января 2015 года все налоговорасходные ограничения сняты! Так что теперь содержать соцобъекты, с точки зрения налогообложения, станет не так обременительно. О порядке отражения «социально-инфраструктурных» затрат в учете предприятия мы с вами, дорогие друзья, сейчас и поговорим.

основные средства

* Мы не имеем в виду объекты социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до вступления в силу Закона о налоге на прибыль, т. е. до 01.07.97 г. С расходами на их содержание и эксплуатацию все понятно - у них привилегированный статус. В фокусе нашего внимания - объекты социальной инфраструктуры, которые отражены в балансе предприятия после указанной даты.

Что за «фрукт» такой - социальная инфраструктура предприятия? Конкретной расшифровки этого понятия в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем, хотя оно и встречается там довольно часто.

Традиционно под ней принято понимать совокупность подразделений предприятия, которые обеспечивают удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, а также членов их семей.

То есть социальной инфраструктуре уготована обслуживающая роль: она не направлена на получение прибыли, но призвана обеспечивать нормальное осуществление производственных процессов на предприятии.

Что относят к объектам социальной инфраструктуры предприятия?

Для начала уточним, что объектами социальной инфраструктуры предприятия считаются объекты, которые:

1) находятся на балансе предприятия;

3) обеспечивают предоставление работникам социальных услуг;

4) не используются для предоставления платных услуг (включая передачу в аренду) и другой хозяйственной деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных заведений).

Какие же конкретно объекты входят в перечень объектов социальной инфраструктуры предприятия? В свое время ответ на этот вопрос в налогово-учетных целях давал п.п. 5.4.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (ср. 025069200) . А потом эстафету от него принял п.п. 140.1.8 НКУ (см. редакцию, действовавшую до 01.01.2015 г.).

С учетом этого можно сделать вывод, что к объектам социальной инфраструктуры предприятия относят, в частности:

Детские ясли или сады;

Заведения среднего и среднего профессионально-технического образования;

Заведения повышения квалификации работников;

Детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств;

Спортивные комплексы, залы и площадки, которые используются для физического оздоровления и психологической реабилитации работников;

Клубы, дома культуры, библиотеки, музеи;

Помещения, которые предприятие использует для организации питания работников (столовые, буфеты, кафе);

Заведения здравоохранения;

Банно-прачечные комбинаты;

Многоквартирный жилой фонд, в том числе общежития, одноквартирный жилой фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства;

Детские лагеря отдыха и оздоровления;

Учреждения социальной защиты граждан (дома-интернаты, дома для престарелых).

Заметьте: хотя перечисленные объекты напрямую и не приносят предприятию экономической выгоды, сбрасывать со счетов их роль в формировании финансового результата никак нельзя. Убедитесь в этом сами.

Как классифицировать в учете?

Напомним, что до 1 января 2015 года объекты социальной инфраструктуры* в налоговом учете классифицировались как непроизводственные основные средства. Такой статус они получили из-за того, что не используются в хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим затраты на содержание, эксплуатацию, обеспечение основной деятельности таких объектов, а также на их ремонт/улучшение НКУ запрещал относить к налоговым расходам или амортизировать.

* Кроме объектов социальной инфраструктуры, которые числились на балансе предприятия и содержались за его счет до 01.07.97 г.

К большому счастью, с начала 2015 года все изменилось в лучшую сторону. Объект обложения налогом на прибыль теперь зависит от финансового результата, определенного в финансовой отчетности согласно НП(С)БУ или МСФО (строка 2290 формы № 2 «Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе)». Так утверждает п.п. 134.1.1 НКУ . То есть отныне с целью расчета налога на прибыль мы с вами ориентируемся исключительно на бух­учетные правила.

А в бухгалтерском учете, как вы знаете, основные средства не подразделяют на производственные и непроизводственные

Поэтому нынче все операции с объектами социальной инфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые оно использует в процессе производства продукции, реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Тем более что привязки расходов к хоздеятельности разд. III НКУ больше не требует (хотя определение этого термина в п.п. 14.1.36 НКУ сохранилось).

Как амортизировать?

Как мы сказали выше, с 01.01.2015 г. с целью расчета налогооблагаемой прибыли все плательщики ориентируются на финансовый результат, который определен в финотчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО , т. е. по бухгалтерским правилам. А значит, и амортизацию основных средств они начисляют так, как предписывает П(С)БУ 7 : по всем объектам, независимо от того, в каких целях они используются - для хозяйственной (производственной) деятельности предприятия или в непроизводственных целях.

Такой вывод следует из п. 138.1 , п.п. 138.3.1 НКУ и из консультации налоговиков в подкатегории 102.06.02 БЗ.

Значит, объекты социальной инфраструктуры теперь можно амортизировать наравне с производственными основными средствами.

Начисляют амортизацию с применением одного из пяти методов, предлагаемых п. 26 П(С)БУ 7 :

Прямолинейного;

Уменьшения остаточной стоимости;

Ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

Кумулятивного;

Производственного*.

* Этот метод для высокодоходных плательщиков с 01.01.2015 г. оказался под запретом. Поэтому замените его на любой из четырех оставшихся.

Информацию о начисленной сумме амортизации отражают по кредиту субсчета 131 «Износ основных средств». Одновременно с увеличением суммы износа увеличивают сумму расходов (п. 30 П(С)БУ 7 ). В нашем случае - это прочие операционные расходы. Показываем их по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

А еще, следуя нормам Инструкции № 291, при начислении амортизации основных средств увеличивают остаток по дебету забалансового счета 09.

Видите, как все гладко получается! ☺

Однако есть тут все-таки ложка дегтя.

Непроизводственные основные средства в налоговом учете п.п. 138.3.2 НКУ амортизировать запрещает

Не сомневайтесь, что объекты социальной инфраструктуры контролеры по-прежнему считают непроизводственными и будут наблюдать, как плательщики выполняют запрет на их амортизацию в налоговоприбыльных целях.

Но, к огромной радости, этот запрет касается не всех.

Если вы не накопите за 2015 год в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)» 20 млн грн. (сумма строк 2000, 2120, 2200, 2220, 2240), ничего не бойтесь - амортизируйте себе соцобъекты в бухгалтерско-налоговом учете как ни в чем не бывало. При этом по тем основным средствам, которыми вы успели обзавестись до 2015 года, отталкивайтесь от их бухгалтерской остаточной стоимости на 01.01.2015 г.

А вот если ваш доход за 2015 год составит 20 млн грн. и более, будьте готовы к тому, что налоговики попросят вас для целей налогообложения откорректировать по итогам года финрезультат на «амортизационную» разницу. По велению ст. 138 НКУ это нужно сделать так: увеличить финрезультат на сумму начисленной бухгалтерской амортизации и одновременно уменьшить его на сумму рассчитанной налоговой амортизации. В итоге получится, что сумма амортизации по соцобъектам будет у вас равна нулю и на размере налогооблагаемой прибыли никак не скажется.

Единственная сложность во всем этом - придется, как и раньше, вести отдельно учет амортизации бухгалтерской и отдельно - налоговой. Это хоть и трудоемко, зато информативно и надежно. Отправной точкой тут будет служить в налоговом учете балансовая стоимость основных средств, определенная на 31.12.2014 г. по старым правилам НКУ , а в бухгалтерском - остаточная стоимость, рассчитанная по П(С)БУ или МСФО .

Как учитывать расходы на ремонт/улучшение?

Бухгалтерский учет. Чтобы отразить в учете затраты на ремонт и другие улучшения объектов социальной инфраструктуры, подключаем П(С)БУ 7 .

Отметим, что учет этих затрат зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее, от их будущего экономического эффекта. При этом решение о характере и признаках выполненных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа ситуации и существенности расходов (п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561 ).

То есть предприятие самостоятельно определяет, на что направлены ремонтные работы:

На повышение технико-экономических возможностей объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод (речь идет о модернизации, реконструкции, достройке, дооборудовании, модификации и т. п.),

На поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (это может быть и текущий, и капитальный ремонт, а также техническое обслуживание объекта).

Вы считаете, что ремонт объекта приведет к получению в будущем дополнительных экономических выгод? Тогда на сумму ремонтных расходов увеличивайте первоначальную стоимость объекта. Так предписывает поступать п. 14 П(С)БУ 7 .

Другими словами, эти расходы вы капитализируете - группируете по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» или 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а по завершении ремонтных работ относите на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 «Основные средства» - Кт 151, 152). Кроме того, сумму проведенных улучшений не забудьте отразить по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

А что, если, по-вашему, ремонтные мероприятия помогают поддержать объект в рабочем состоянии? Тогда потраченные на это суммы на основании п. 15 П(С)БУ 7 просто включите в состав расходов отчетного периода и отразите их по дебету субсчета 949.

Бухучетные расходы показывайте независимо от уровня своего годового дохода

НДС. К сожалению, рассчитывать на то, что суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением материалов для ремонта/улучшения объектов социальной инфраструктуры, а также с оплатой услуг подрядчиков-ремонтников, попадут в налоговый кредит, пока не приходится. Причина в п. 198.3 НКУ , который в целях налоговокредитности все еще делит расходы на две категории: с хозяйственным статусом и с нехозяйственным.

Расходы на ремонт объектов соцсферы к категории хозяйственных все же не относятся. Поэтому суммам НДС дорога в налоговый кредит закрыта. Но вы можете смело включить их в расходы отчетного периода или отнести на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта - в зависимости от вида ремонтно-улучшительных работ.

Ситуация изменится с 01.07.2015 г. Тогда из п. 198.3 НКУ исчезнет «хоздеятельная» норма и вы получите право отражать налоговый кредит по такой операции. При условии, что составленная продавцом налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН (ст. 201 НКУ ). Правда, та же «нехозяйственная» окраска мероприятия заставит вас компенсировать налоговый кредит начислением НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НК У.

Как учитывать расходы на содержание?

Бухгалтерский учет. Расходы на содержание объектов социально-культурного назначения в бух­учете относят к прочим операционным расходам. На это ориентирует п. 20 П(С)БУ 16 .

О каких расходах идет речь? Это, в частности, расходы на:

Оплату энергии, коммунальных услуг, услуг связи;

Техобслуживание;

Приобретение инвентаря;

Заработную плату персонала, закрепленного за соцобъектами, и на уплату начисленного на нее ЕСВ;

Оплату услуг сторонних организаций и т. п.

Для отражения этих расходов в учете Инструкция № 291 предлагает использовать субсчет 949

Фиксируют их по дебету этого субсчета в том отчетном периоде, в котором они осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 ).

Чтобы иметь точную информацию о деятельности конкретных объектов, к субсчету 949 имеет смысл открыть дополнительные субсчета (второго порядка). Например, 9491 «Содержание детского сада», 9492 «Содержание столовой» и т. д.

НДС. С налоговым кредитом по расходам на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности объектов социнфраструктуры пока пролет. Помеха - их нехозяйственная направленность. Но для того, чтобы включить «входной» НДС в расходы отчетного периода, помех никаких. Да и разниц, к удовольствию высокодоходников, тоже.

С 1 июля 2015 года, как мы сказали выше, можете рассчитывать на налоговый кредит с последующей компенсацией его налоговыми обязательствами.

Пример. На балансе предприятия находится столовая, которую используют для организации питания работников.

Расходы на содержание этого объекта в учете предприятие отражает так:

Табл. Учет расходов на содержание объекта социальной инфраструктуры

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Отнесена на расходы стоимость коммунальных услуг

Оплачены коммунальные услуги

Начислена заработная плата работникам столовой

Начислен ЕСВ на суммы заработной платы работников столовой (6000 грн. х 37,18 % : 100 %)

Начислена заработная плата техническому персоналу

Начислен ЕСВ на сумму заработной платы технического персонала (1400 грн. х 37,18 % : 100 %)

Перечислена предоплата за электроплиту

Получена электроплита

Введена в эксплуатацию электроплита

Ремонт объекта подрядным способом

Перечислена подрядчику предоплата за ремонт объекта социальной инфраструктуры

Списана на расходы предприятия стоимость выполненных ремонтных работ (подписан акт приемки-сдачи выполненных работ)

Произведен зачет задолженностей

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Начисление амортизации

Начислена амортизация здания столовой и других объектов основных средств, которые имеют отношение к социальной инфраструктуре (ежемесячно)

Увеличен остаток на забалансовом счете 09 на сумму начисленной амортизации

Отнесены на финансовый результат прочие расходы операционной деятельности

Вот так мы с вами теперь учитываем расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры. Здорово, что они получили право полноценно участвовать при определении объекта обложения налогом на прибыль. Побольше бы в нашей работе таких положительных моментов!

    С 1 января 2015 года все операции с объектами социнфраструктуры предприятие отражает так же, как и операции с основными средствами, которые использует в производственной деятельности.

    Для отражения в учете расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры используем субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

    Объекты социнфраструктуры теперь амортизируем в том же порядке, что и производственные основные средства. Только высокодоходников по итогам года ждет корректировка финрезультата на «амортизационную» разницу.

Документы статьи

    НКУ -Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Инструкция № 291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

    П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  1. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение классификации расходов, издержек и затрат производства. Понятие, состав и методы оценки незавершенного производства, его отражение в финансовом и управленческом учете. Учет косвенных затрат и особенности учета затрат вспомогательных производств.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Понятие и сущность учета затрат предприятия. Классификация учета затрат на производство продукции, работ и услуг и принципы его организации. Рассмотрение и изучение расходов по экономическим элементам. Расходы на обслуживание производства и управление.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Характеристика видов производств и их влияние на организацию учета затрат на производство. Учет затрат на производство по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Цели и задачи учета незавершенного производства и прочих расходов организации.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2012

    Сущность и содержание системы "стандарт-кост", методология учета затрат и накладных расходов. Реквизиты ЗАО "ИПК Парето-Принт", организация бухгалтерского учета и оценка финансового состояния. Недостатки ведения учета в организации и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Теоретические основы организации учета затрат и исчисления себестоимости. Задачи учета затрат на производство и общая схема учета затрат. Группировка статей затрат коммерческих расходов. Первичные документы по учету затрат и исчислению себестоимости.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2019

    Понятие себестоимости и задачи учета затрат. Состав, классификация и методы учета затрат на производство и реализацию продукции. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на энергопредприятиях. Номенклатура статей расходов.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Понятие "затраты" и их классификация. Правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету. Анализ уровня учета производственных затрат на предприятии. Особенности ведения их синтетического и аналитического учета и пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Затраты в управленческом учете. Значение затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции на примере ОАО "Биохимик". Группировка затрат по экономическому содержанию и статьям калькуляции. Учет накладных расходов. Сводный учет затрат.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2008

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания определяется на основе значений нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Основная сложность состоит именно в первоначальном определении данной величины ввиду отсутствия в учреждениях опыта ведения управленческого учета. Рассмотрим возможные направления решения этой проблемы с учетом отраслевой специфики.

Методы расчета

Для большинства учрежденийсоциальной сферы натуральные нормативы расходования ресурсов на оказание услуготсутствуют (исключение составляют учреждения здравоохранения). Это неозначает, что рассчитать стоимость оказания услуг в принципе невозможно, однакоиспользование нормативного метода расчета (в терминах действующегозаконодательства) в большинстве случаев затруднительно. Соответственно, можно говорить о двух оставшихсявариантах подходов к расчету:

  • расчет потребности в ресурсахна оказание единицы услуги "снизу" (на одного обучающегося, однукниговыдачу и т. д.);
  • распределение исторически сложившегося финансового обеспечениямежду оказываемыми услугами и их объемами и определение таким способомфактической стоимости оказания услуги конкретным учреждением по состоянию наопределенный момент. Конечно, первый вариант является экономически более обоснованным.

Однако наличие жестких бюджетных ограничений в сочетании с частымнедофинансированием учреждений (особенно на региональном и муниципальномуровне) приведут к тому, что расчетная потребность в ресурсах будет сильнопревышать возможности бюджета при высоких издержках даже на непосредственныйрасчет.

В связи с этим, по нашемумнению, на первом этапе наиболее рациональным решением является оценкафактически сложившихся затрат учреждений с последующим постепенным переходом(возможно, даже не во всех отраслях) к нормативному методу расчета или расчетуот потребности, что позволит обеспечить выравнивание финансирования однотипныхучреждений.

Нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (выполнениемработы), на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле: Ct=C/Qt
где: Ct - нормативные затраты,непосредственно связанные с оказанием t-й государственной услуги;C -сумма затрат, непосредственно связанных с оказанием t-й государственной услугив отчетных периодах;Qt - объем оказания i-й государственной услуги.

В сущности, при использовании данного подхода расчетнормативных затрат представляет собой нормирование исторически сложившихсярасходов.

Для удобства и корректности дальнейшего использования полученных значений необходимо учитывать только расходы, носящие постоянный характер.

Предлагается не включать врасчеты затраты:

  • на осуществление капитального ремонта;
  • приобретение основныхсредств, за исключением объектов, приобретаемых на регулярной основе;
  • иные затраты, осуществляемыенерегулярно и составляющие значительную часть расходов учреждения;
  • бюджетные инвестиции;
  • содержание движимогоимущества, не отнесенного к категории особо ценного;
  • финансовое обеспечениеосуществления государственным (муниципальным) учреждением полномочий органаместного самоуправления по исполнению публичных обязательств, подлежащихисполнению в денежной форме.

Перечисленныерасходы могут финансироваться учредителем в форме субсидий на иные цели илииных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.

Структура затрат на оказание услуги

Структура затрат на оказаниеуслуги в укрупненном виде довольно стабильна и включает расходы:

  • на оплату труда персонала;
  • приобретение материальныхзапасов;
  • приобретение основныхсредств;
  • приобретение услуг стороннихорганизаций;
  • иные затраты.

Определение нормативныхзатрат по ряду групп затрат обладает спецификой. В общем случае планируемыезатраты определяются как среднее арифметическое значение проиндексированныхфактических затрат по соответствующим группам затрат за два отчетных года. Принеобходимости данные затраты распределяются между государственными услугами,оказываемыми одним учреждением, и общехозяйственной деятельностьюпропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплатетруда персонала, непосредственно оказывающего государственную услугу, или на основанииэкспертной оценки распределения затрат между услугами и общехозяйственныминуждами.

В случае если в течение двухотчетных лет расходы по отдельным группам затрат не осуществлялись, планируемыезатраты по соответствующим группам затрат могут определяться исходя из ожидаемыхнатуральных потребностей, среднерыночных цен и т. д.

Следует учесть!

В ряде случаев затраты на оплату труда могут быть распределены напрямую, например, затраты на оплату труда профессорско-пре- подавательского состава в образо- вательных учреждениях. Зная ко- личество часов в год на одного обучающегося в соответствии с учебным планом, а также сред- нюю заработную плату преподава- теля в месяц и его загрузку, мы можем определить стоимость часа обучения в части затрат на оплату труда. За счет того, что учебные планы и образовательные стан- дарты, особенно в отношении учебных часов, соблюдаются в обязательном порядке, результаты такого расчета гарантированно бу- дут корректными и уложатся в те- кущее финансовое обеспечение.

Затраты на оплату труда. Размер затрат определяется всоответствии с действующей системой оплаты труда, штатным расписанием, принятымирешениями об изменении уровня оплаты труда, а также с учетом ожидаемогораспределения трудозатрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Длябольшинства учреждений данная группа затрат является основной и составляет до75% всех затрат учреждения. Соответственно, именно оплата труда будетсоставлять основу себестоимости государственной (муниципальной) услуги, азначит, к распределению данной группы затрат необходимо отнестись наиболеевнимательно.

Теоретически возможнораспределять трудозатраты между услугами и общехозяйственными нуждами вплотьдо уровня конкретного сотрудника, что гарантирует наименьшую математическуюпогрешность. Так, вся занятость конкретного работника может быть распределенамежду видами деятельности, в которых он участвует как на основе фотографиирабочего дня, так и на основе его собственной оценки. Распределив такимспособом трудозатраты всех сотрудников, можно определить распределение фондаоплаты труда между услугами, оказываемыми учреждением.

Общехозяйственные расходы. Структура затрат наобщехозяйственные нужды также более или менее стабильна и включает расходы:

  • на коммунальные услуги,содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  • услуги связи;
  • обслуживание инженерныхсетей;
  • оплату трудаадминистративно-управленческого персонала;
  • уплату налогов, прочиерасходы.

Разработкаединой методологии определения нормативных затрат для нескольких отраслей идаже для всех учреждений одной отрасли невозможна. Проиллюстрируем это напримере различных видов учреждений культуры и образования.

Культура

Библиотеки. В библиотеках практическиотсутствует возможность получения доходов, следовательно, субсидия навыполнение государственного задания должна покрывать все расходы учреждений.Кроме того, велика вероятность отклонения фактических значений показателейобъема от плановых, что обусловлено наличием права граждан на бесплатноебиблиотечное обслуживание. Учреждение не может контролировать объемыпредоставления услуг в случае, если по каким-либо причинам сильно растет спросна услуги.

Театры имузеи. Втеатрах и музеях специфика обусловлена частичной платностью оказываемых услуг.Применительно к расчету нормативных затрат это означает, что в случае ихопределения исключительно за счет бюджетных средств значение может получитьсяминимальным и не иметь ничего общего с реальной себестоимостью услуги.

По нашемумнению, решить данную проблему можно с использованием следующей методикирасчета: первичный расчет полной себестоимости единицы услуги (как за счетбюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности) ипоследующее уменьшение получившегося размера субсидии на величину расходов засчет средств от приносящей доход деятельности. Несмотря на то что такаяметодика усложняет процесс расчетов, в интересах учреждения показыватьучредителю полную потребность в ресурсах. Так может быть снят риск дефицитаресурсов в случае резкого увеличения плановых объемов оказания услуг,фиксируемых в государственном задании.

Домакультуры. Прирасчете нормативных затрат важно учитывать существующие и потенциальные формыоказания услуг. Инструмент нормативных затрат в данном случае можетиспользоваться для оценки различных альтернативных форм оказания услуги и принятияэкономически обоснованного решения.

Образование и спорт

Специфика образовательныхучреждений связана с жестко регламентированным образовательным процессом.Подготовка обучающихся по разным специальностям часто сильно различается постоимости (за счет наличия индивидуальных занятий и в целом различий в учебныхпланах). В связи с этим усреднение до одного обучающегося представляется простымпри расчетах, но некорректным в части использования полученных значений. Более того,подготовка обучающихся разных годов обучения может существенно различаться посебестоимости, что приводит к необходимости расчета нормативных затрат на одногообучающегося одной специальности одного года обучения.

Спортивные школы также имеютряд особенностей. Зачастую достаточно проблематично сравнивать их между собойв силу уникальности. Каждый вид спорта предполагает наличие определенной материальнойбазы, которая не поддается сравнению. Для хоккейных школ и школ фигурногокатания обязательно наличие ледовой площадки, футбольные секции предполагаютналичие открытого и (или) закрытого поля. Данные особенности предполагаютразличные затраты на содержание базы. Есть виды спорта, для которых характерныбольшие разовые затраты на оборудование, которое в дальнейшем не скоропотребует новых вложений, например гребля.

Рядспортсменов могут числиться в конкретных школах, выступать от их имени, но приэтом тренироваться на других спортивных базах. Соответственно, если вспортивной школе структура учеников такова, что многие тренируются в другихместах, нормативные затраты будут крайне малы, но они не будут отражатьреальной себестоимости обучения спортсменов.

Распространение лучшей практики

Порезультатам работ по определению нормативных затрат на оказание государственных(муниципальных) услуг может быть выявлена лучшая практика управлениябюджетными ресурсами. Возможность и целесообразность распространениявыявленных эффективных подходов и решений зависит от возможности их внедренияв других учреждениях и специфики конкретных учреждений. В ходе анализанеобходимо сравнивать как непосредственно значения нормативных затрат(стоимость единицы услуги), так и структуру затрат на оказание государственнойуслуги, полученную в ходе определения нормативных затрат.

Использованиеинструмента нормативных затрат предполагает многогранную аналитическую работу,которая должна быть адаптирована под каждую отдельную сферу и каждый субъектРФ. Эта работа может быть основой не только для планирования объемов финансовогообеспечения учреждений, но и для дальнейшего принятия управленческих решений.

Учет затрат по содержанию социальной сферы. К социальной сфере относят объекты, которые призваны обслуживать бытовые нужды работников предприятия (столовые, пекарни, бани, прачечные, жилищно-коммунальные хозяйства, детские дошкольные учреждения, ремонтные, пошивочные и другие объекты). В состав учета затрат по содержанию социальной сферы могут быть предусмотрены следующие субсчета:

  • 1. Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 2. Предприятия общественного питания;
  • 3. Лагеря отдыха и труда;
  • 4. Детские дошкольные учреждения;
  • 5. Учреждения культурно-бытового назначения;
  • 6. Подсобное сельское хозяйство.

Учет затрат объектов социальной сферы по установленной для них номенклатуре статей расходов ведется в «Ведомости учета затрат социальной сферы» или в соответствующей машинограмме. Запись в ведомость или машинограмму производят из разработочных таблиц «Распределение расхода заработной платы и материалов», «Расчет амортизации основных средств», «Распределение услуг вспомогательных производства» и других сводных таблиц и документов.

Данные, отраженные в «Ведомости учета затрат социальной сферы», используются для контроля за расходами по каждому объекту социальной сферы. По большинству объектов незавершенное производство отсутствует, либо его не принимают во внимание при калькулировании из-за незначительных размеров.

Учет брака в производстве. Количество производимой продукции является определяющим в общественной оценке результатов деятельности каждого предприятия. Забота о чести своей марки, конкурентоспособность продукции должны быть предметом профессиональной и патриотической гордости каждого трудового коллектива. Предприятие должно осуществлять контроль за качеством продукции и содействовать работе отделов технического контроля (ОТК). Выпуск недоброкачественной продукции приводит к неотвратимым потерям в доходе коллектива, заработной плате, социальных благах.

Браком продукции считают изделия (полуфабрикаты, детали, узлы, работы), которые не соответствуют качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по прямому назначению. Брак классифицируется следующим образом:

По месту возникновения - внутренний (выявленный до отправки или отпуска продукции покупателю) внешний (выявленный у покупателя);

По характеру обнаруженных дефектов - окончательный (неисправимый), который невозможно или экономически нецелесообразно исправлять, и исправимый;

По причинам возникновения - нарушение технологии производства, некачественные полуфабрикаты и т.п.

Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из прямых затрат, включая накладные расходы.

Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости продукции (изделий), окончательно забракованной потребителями; возмещенных покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением этой продукции; расходов на демонтаж забракованных изделий; транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции; расходов на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку.

Для определения потерь от внутреннего и внешнего брака, относимых на себестоимость продукции, к стоимости внутреннего и внешнего окончательного брака прибавляют затраты на исправление брака и вычитают стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использовании; суммы, фактически удержанные с виновников брака; суммы возмещения убытков; суммы, присужденные коллегией по хозяйственным делам суда или фактически взысканные с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, вызвавших брак изделий.

Потери от внутреннего брака отражаются в издержках производства того месяца, в котором выявлен брак, а потери от внешнего брака - в том месяце, в котором получены и приняты претензии (рекламации) покупателей забракованной продукции.

Бухгалтерский учет и определение потерь от брака осуществляется бухгалтерией, а оперативно-технический контроль - ОТК предприятия.

На обнаруженный окончательный или исправимый брак ОТК составляется «Акт о браке» (ф. №Т-46). Исправление брака, допущенного рабочим по его вине, производится без выписки наряда. Если же брак исправляется рабочим, не являющегося виновником этого брака, то на такую работу выписывается в общем порядке наряд, на котором ставится штамп «Переделка брака».

Для организации надлежащего учета потерь от брака и систематизации сведений о браке на предприятиях должен быть установлен перечень причин брака и его виновников.

Перечень причин и виновников брака шифруется и доводится до всех цехов и подразделений предприятия. Шифры причин и виновников брака проставляются на документах, связанных с затратами по исправленному и неисправленному браку.

Потери от брака ежемесячно списываются из счета издержек производства, и включается в себестоимость соответствующих видов продукции. В индивидуальных и мелкосерийных производствах потери от брака могут быть отнесены на стоимость незавершенного производства при условии, что эти потери относятся к определенному заказу, выполнение которого не закончено. Во всех остальных случаях потери от брака, как правило, включаются в себестоимость готовой продукции.

Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость таких же изделий, произведенных в текущем отчетном периоде.

В тех случаях, если подобная продукция в текущем месяце не изготавливалась, потери от внешнего брака распределяются по видам готовой продукции в порядке, установленном для накладных расходов.

Затраты на гарантийный ремонт сверх установленной нормы затрат на гарантийный ремонт в период гарантийного срока. Гарантийный срок - одно из важнейших средств повышения качества продукции, увеличения ее надежности и долговечности, обеспечения высоких потребительских свойств изделий. Гарантийный срок устанавливается государственными стандартами или техническими условиями. Поставщик (изготовитель) обязан безвозмездно исправить недостатки продукции, на которую установлен гарантийный срок, или заменить ее, если он не сможет доказать, что недостатки возникли из-за нарушения покупателем правил пользования продукцией ее хранения.

Затраты на гарантийный ремонт покрываются за счет средств гарантийного резерва, создаваемого предприятием, производящим продукцию с гарантийным сроком ее использования. Если фактические затраты на гарантийный ремонт выше созданного предприятием резерва на эту цель, то они рассматриваются как производственный брак.

"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 15, 2004

Многие акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, получили в составе приватизируемого имущества объекты социальной инфраструктуры. В данной статье мы рассмотрим общий порядок учета затрат объекта социальной сферы, вне зависимости от его вида, а также на примере детского оздоровительного (спортивного) лагеря - порядок учета выручки и финансового результата.

Объекты социальной сферы могут оказывать самый обширный спектр социальных услуг. В своей практической работе бухгалтеры сталкиваются с необходимостью отражения операций по оказанию услуг санатория (профилактория), спорткомплекса, оздоровительного (спортивного) детского лагеря и других социальных объектов.

В организационной структуре предприятий чаще всего встречаются два варианта организации взаимоотношений объектов социальной сферы с собственником;

  • создание учреждения для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. За учреждением закрепляется имущество объекта социальной сферы на праве оперативного управления, а деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником;
  • выделение в организационной структуре предприятия объекта социальной сферы в виде обособленного структурного подразделения.

В рамках данной статьи мы ограничимся рассмотрением порядка бухгалтерского учета в обособленном структурном подразделении, оказывающем услуги социального характера как работникам предприятия, так и сторонним потребителям.

Учет затрат объекта социальной сферы

Для учета затрат обслуживающих производств и хозяйств, в состав которых включаются и состоящие на балансе объекты социальной сферы, Планом счетов бухгалтерского учета ФХД организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. от 7 мая 2003 г.), выделен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Независимо от вида оказываемых услуг, все затраты, включаемые в себестоимость услуг объекта социальной сферы, целесообразно поделить аналогично другим видам деятельности на прямые и косвенные. Прямые затраты отражаются непосредственно по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". В зависимости от характера понесенных расходов производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 29 К-т сч. 70 - учтена заработная плата работников предприятия, обслуживающих объект социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 69 - отражены суммы ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Д-т сч. 29 К-т сч. 10 - списаны на затраты объекта социальной сферы использованные материалы, хозяйственный инвентарь, другие материальные ценности, в том числе медикаменты

Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражены амортизационные отчисления по объектам ОС, используемых при оказании услуг объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 01 - списаны основные средства стоимостью не более 10 000 руб. или иного лимита, установленного в учетной политике

Д-т сч. 29 К-т сч. 60 - отражены работы, услуги сторонних организаций, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - выделен НДС по работам, услугам сторонних организаций, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 79 - отражены работы, услуги других структурных подразделений, непосредственно связанных с деятельностью объекта социальной сферы

Д-т сч. 29 К-т сч. 76 - учтены прочие прямые расходы, непосредственно связанные с деятельностью объекта социальной сферы.

Помимо указанных расходов в ходе оказания услуг объектами социальной сферы возникают также затраты на организацию и управление его деятельностью, в состав которых включаются:

  • оплата труда и отчисления на социальные нужды персонала управления объектом социальной сферы;
  • амортизационные отчисления по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • другие аналогичные по назначению расходы.

Если объект социальной сферы оказывает только один вид услуг, то указанные затраты также будут прямыми и могут учитываться непосредственно по дебету счета 29.

Если же объект оказывает несколько видов услуг социального характера, затраты на организацию и управление являются косвенными и включаются в состав общепроизводственных расходов с последующим их распределением между видами услуг. Предварительно эти расходы учитываются на счете 25 "Общепроизводственные расходы", а по окончании отчетного периода списываются в дебет счета 29.

В зависимости от учетной политики организации чаще всего база для распределения общепроизводственных расходов выбирается либо пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых в данном виде деятельности, в общей сумме заработной платы производственных рабочих, либо пропорционально сумме прямых затрат по данному виду деятельности в общей сумме прямых затрат. Формирование затрат общепроизводственного характера аналогично формированию прямых затрат отражается следующими проводками:

Д-т сч. 25 К-т сч. 70, 69, 02, 01, 10, 60, 76 и др. - отражено формирование общепроизводственных расходов

Д-т сч. 29 К-т сч. 25 - включены управленческие расходы в затраты объекта социальной сферы.

Особенности определения выручки объекта социальной сферы

Являясь объектом организации детского отдыха, детский оздоровительный (спортивный) лагерь чаще всего используется лишь в период летних каникул школьников. Если в остальной период года этот объект не используется, то затраты по его поддержанию, в том числе на ремонт и оплату коммунальных услуг, могут значительно превысить суммы дохода, полученного в летний период.

Более того, для закрепления на предприятии работников, занятых в основных видах деятельности, решения их социальных проблем руководство предприятия может реализовывать услуги оздоровительного детского лагеря своим работникам по цене ниже себестоимости, а для определенных категорий работников - безвозмездно. При этом решение об оказании услуг по пониженной цене может быть закреплено в коллективном договоре.

В целях привлечения дополнительных ресурсов, достижения самоокупаемости объекта социальной сферы, а также для организации отдыха своих работников руководство предприятий часто использует детские оздоровительные лагеря в ранний осенний, зимний и поздний весенний периоды в качестве базы отдыха. В этом случае предприятия неизбежно сталкиваются с необходимостью документального оформления различных видов услуг, оказанных объектом социальной сферы. Как правило, организация и проведение детского отдыха в летний период оформляются путевками, являющимися бланками строгой отчетности, в то время как путевки на базу отдыха такими бланками не являются. Кроме того, оздоровительный (спортивный) лагерь также может использоваться для проведения различных коллективных мероприятий без оформления каких-либо путевок.

Расходы по изготовлению бланков путевок включаются в состав общехозяйственных расходов и отражаются следующими проводками:

Д-т сч. 25 К-т сч. 60 - отражены расходы по изготовлению бланков путевок

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - выделен НДС, подлежащий уплате (уплаченный) поставщику при изготовлении бланков путевок

Д-т сч. 006 - отражено получение бланков путевок оздоровительного лагеря (базы отдыха).

В период работы оздоровительного (спортивного) лагеря по назначению, то есть когда он используется для отдыха детей и подростков, а путевки в лагерь оформлены по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 г. N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности", оказываемые этим объектом услуги освобождаются от обложения НДС в соответствии с пп.18 п.3 ст.149 НК РФ.

В случае когда данный объект социальной сферы также используется в качестве базы отдыха, операции по предоставлению услуг которой подлежат налогообложению в общем порядке, необходимо организовать раздельный учет облагаемых и необлагаемых (освобожденных от налогообложения) операций (п.4 ст.149 НК РФ).

Подпунктом 1 п.2 ст.170 НК РФ установлено, что сумма "входного" НДС включается в стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей при их использовании для операций, освобожденных от налогообложения. В случае принятия к вычету "входного" НДС по ТМЦ, которые в дальнейшем были использованы в не облагаемых НДС операциях, эти суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (п.3 ст.170 НК РФ).

При осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, можно предложить следующую методику расчета сумм налога, подлежащих вычету или включению в стоимость ТМЦ или непосредственно в затраты, связанные с оказанием освобожденных от НДС услуг.

  • Определяем долю выручки, облагаемую НДС, как отношение выручки от продажи облагаемых НДС услуг к общей сумме выручки от продаж, полученной объектом социальной сферы.
  • Доля выручки, не облагаемая НДС, рассчитывается как отношение выручки от продажи необлагаемых (освобожденных от налогообложения) услуг к общей сумме выручки от продаж, полученной объектом социальной сферы.
  • Определяем сумму НДС, подлежащую налоговому вычету, путем перемножения общей суммы НДС, уплаченной поставщикам и подрядчикам по материалам, работам и услугам, использованным для оказания услуг, на долю выручки от оказания услуг, облагаемых НДС.
  • Рассчитываем сумму НДС, подлежащую отнесению на затраты по оказанию услуг, путем перемножения общей суммы НДС, уплаченной поставщикам и подрядчикам по материалам, работам и услугам, использованным для оказания услуг, на долю выручки от оказания услуг, не облагаемых (освобожденных от налогообложения) НДС.

Операции, связанные с вычетом НДС, отражаются бухгалтерскими записями в общеустановленном порядке. Включение "входного" НДС в состав затрат отражается проводкой:

Д-т сч. 25 К-т сч. 19 - включен НДС в состав общепроизводственных расходов в части, относящейся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения) услугам.

В конце отчетного периода (месяца) затраты, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы", в полном объеме списываются в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

При расчете величины выручки от услуг оздоровительного лагеря бухгалтеры неизбежно сталкиваются еще с одним вопросом: в какой момент необходимо признать доходы от предоставления услуг оздоровительного детского лагеря (базы отдыха), если продажа путевок осуществляется в одном отчетном периоде, а фактическое оказание услуг - в другом?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организаций". В них предусмотрено, что доходы и расходы признаются в бухгалтерской отчетности с учетом взаимосвязи между ними (соответствие доходов и расходов) (п.12 ПБУ 9/99 и п.19 ПБУ 10/99).

В момент получения оплаты за путевку услуги еще не оказаны, а расходы будут понесены позже, в момент фактического оказания услуг. Следовательно, условия признания выручки, полученной объектом социальной сферы, в том числе принцип соответствия доходов и расходов, не выполняются. Поэтому полученные денежные средства за путевку в бухгалтерском учете должны быть признаны доходами будущих периодов с последующим их списанием в состав доходов в период фактического оказания услуг.

В своей практической работе бухгалтеры чаще всего встречаются со следующими услугами оздоровительного лагеря (базы отдыха) в зависимости от условий продажи путевок (формирования стоимости предоставляемых услуг):

  • продажа путевок сторонним организациям или физическим лицам по рыночной стоимости;
  • продажа путевок своим сотрудникам по льготной цене;
  • безвозмездное предоставление путевок своим сотрудникам.

В рассматриваемых ситуациях списание затрат объекта социальной сферы в бухгалтерском учете должно производиться не только в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", но и со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" и 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Для определения выручки в разрезе отчетных периодов и соответствующей ей доли затрат предприятию необходимо разработать специальные методики. В первую очередь для правильного распределения затрат и выявления финансового результата в зависимости от условий продажи путевок возникает потребность в определении единицы измерения услуги. Наиболее логично принять за единицу измерения услуги один койко-день.

  • выручка от продаж услуг, оказанных каждому отдыхающему (каждой путевке), определяется с учетом количества койко-дней, приходящихся на отчетный период, и продажной стоимости каждой путевки;
  • стоимостная оценка реализации за отчетный месяц в целом по оздоровительному лагерю (базе отдыха) определяется путем суммирования стоимостной оценки выручки от продаж услуг, приходящейся на отчетный период по каждому отдыхающему (каждой путевке).

Помимо расчетов, связанных с определением ежемесячной суммы выручки, необходимо произвести расчеты фактической себестоимости предоставляемых услуг. Можно порекомендовать следующую методику расчета фактической себестоимости одного койко-дня. В оперативном учете определяется суммарное количество койко-дней, приходящихся на отработанные в отчетном периоде (месяце) путевки. При делении фактических затрат, учтенных по дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", на количество отработанных койко-дней в отчетном периоде определяется себестоимость одного койко-дня.

Сумма затрат по безвозмездно переданным путевкам определяется исходя из фактической себестоимости одного койко-дня и количества отработанных койко-дней переданным путевкам. Затраты по безвозмездно переданным путевкам списываются с кредита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Оказание услуг базами отдыха" или "Оказание услуг оздоровительными лагерями" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Внереализационные расходы".

Сумма затрат по проданным путевкам определяется исходя из фактической себестоимости одного койко-дня и отработанных койко-дней по проданным путевкам. Затраты по проданным путевкам списываются с кредита счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", субсчет "Оказание услуг базами отдыха" или "Оказание услуг оздоровительными лагерями" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость оказанных услуг объектами здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения".

Еще одной особенностью оказания услуг объектом социальной сферы на многих предприятиях является выдача оформленных бланков путевок своим работникам на условиях удержания стоимости путевки из заработной платы, а сторонним организациям и лицам - на условиях предварительной оплаты. Особенно актуальным этот порядок становится при оказании услуг базой отдыха.

При реализации услуг базы отдыха оформляются путевки, не являющиеся бланками строгой отчетности, поэтому согласно НК РФ при поступлении денежных средств необходимо исчислить и уплатить НДС. Этот налог в момент получения оплаты за путевку подлежит отражению по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты по отложенным обязательствам" аналогично расчетам с бюджетом по полученным авансам.

В бухгалтерском учете операции по реализации услуг оздоровительного лагеря (базы отдыха) отражаются следующими проводками:

Д-т сч. 70 К-т сч. 73 - удержана стоимость путевки из оплаты труда работников организации

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - полученные денежные средства в оплату за путевку

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - отражены доходы будущих периодов (если реализация путевок своим работникам и фактическое оказание услуг приходятся на разные месяцы)

Д-т сч. 50, 51 К-т сч. 62 - отражена оплата путевок сторонними организациями

Д-т сч. 62 К-т сч. 98 - отражены доходы будущих периодов (если реализация путевок сторонним организациям и фактическое оказание услуг приходятся на разные месяцы)

К-т сч. 006 - выданы путевки работникам (сторонним организациям)

Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - исчислен НДС при оплате путевки (если услуги оказаны базой отдыха)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - отражена выручка от оказания услуг детского оздоровительного лагеря (базы отдыха)

Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - начислен НДС (если услуги оказаны базой отдыха)

Д-т сч. 76 К-т сч. 68 - методом "красное сторно" предъявлен к вычету исчисленный с аванса НДС

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - списаны затраты в части, приходящейся на реализацию услуг по рыночным или льготным ценам

Д-т сч. 99 (90) К-т сч. 90 (99) - выявлен убыток (прибыль) от оказания услуг объектом социальной сферы

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - списаны затраты, приходящиеся на путевки, переданные безвозмездно.

В случае если реализация путевок и фактическое оказание услуг осуществляются в одном и том же периоде, счет 98 "Доходы будущих периодов" не используется. Отражение указанных операций осуществляется с применением счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", если путевки реализуются своим сотрудникам, и в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", если путевки реализуются сторонним организациям.

Пример 1 . На балансе АО "Импульс" как отдельное структурное подразделение числится оздоровительный детский лагерь "Ласточка". Основное назначение лагеря - организация отдыха детей работников АО в летний период. При этом часть путевок для отдыха детей реализуется сторонним организациям.

Путевки в детский лагерь проданы в марте на две летние смены, каждая из которых является переходящей: первая смена - с 15 июня по 8 июля, вторая - с 12 июля по 4 августа. Полная стоимость путевки - 9000 руб., время пребывания - 24 дня, всего отдыхающих в каждой смене - 30 детей, из которых 10 человек оплатили полную стоимость путевки (сторонние покупатели), 15 человек - по льготной цене 3600 руб. (свои работники), а 5 человек получили путевки бесплатно (свои работники). Затраты по содержанию оздоровительного лагеря в июне составили 122 400 руб., а в июле - 273 000 руб.

Для расчета финансового результата сначала рассчитываем себестоимость одного койко-дня:

Июнь: 122 400 руб.: (16 дн. х 30 чел.) = 255 руб.

Июль: 273 000 руб.: ((8 дн. + 20 дн.) х 30) = 325 руб.

Реализация путевок в марте

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - 108 000 руб. - полученные денежные средства от своих сотрудников в оплату за льготные путевки (15 чел. х 2 см. х 3600 руб.)

К-т сч. 006 - переданы путевки своим работникам

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - 108 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным по льготной цене

Д-т сч. 50 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - полученные денежные средства от сторонних покупателей в оплату за путевки (10 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

К-т сч. 006 - переданы путевки сторонним покупателям

К-т сч. 006 - переданы путевки бесплатно своим работникам

Оказание услуг в июне

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 36 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок своим работникам по льготной стоимости (3600 руб.: 24 дн. х 16 дн. х 15 чел.)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 60 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок сторонним организациям (9000 руб.: 24 дн.: 16 дн. х 10 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 102 000 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы (25 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 99 К-т сч. 90 - 6000 руб. - выявлен убыток от реализации услуг оздоровительного лагеря (36 000 руб. + 60 000 руб. - 102 000 руб.)

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - 20 400 руб. - списаны затраты по безвозмездному оказанию услуг во внереализационные расходы (5 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - 2652 руб. - удержан подоходный налог с сотрудников, которым услуги оказаны безвозмездно

Оказание услуг в июле

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 63 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок своим работникам по льготной стоимости (3600 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 15 чел.)

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 105 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок сторонним организациям (9000 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 10 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 227 500 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы (25 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 99 К-т сч. 90 - 59 500 руб. - выявлен убыток от реализации услуг оздоровительного лагеря (63 000 руб. + 105 000 руб. - 227 500 руб.)

Д-т сч. 91 К-т сч. 29 - 45 500 руб. - списаны затраты по безвозмездному оказанию услуг в состав внереализационных расходов (5 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 70 К-т сч. 68 - 5915 руб. - удержан подоходный налог с сотрудников, которым услуги оказаны безвозмездно.

Взаимоотношения с ФСС

В 2004 г. средства обязательного социального страхования могут быть направлены на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, загородные стационарные детские оздоровительные лагеря (ст.10 ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2004 год").

При частичной или полной оплате путевок за счет средств обязательного социального страхования стоимость путевок и соответственно выручка от оказания услуг объектом социальной сферы отражается в бухгалтерском учете в полном размере с учетом сумм, компенсированных фондом.

В учете эти операции отражаются проводками:

Д-т сч. 62, 73 К-т сч. 98 - отражена стоимость путевки в полном размере как доходы будущих периодов

Д-т сч. 69 К-т сч. 62, 73 - стоимость путевки частично или в полной сумме оплачена за счет средств социального страхования.

Пример 2 . В примере 1 продажа путевок своим сотрудникам производилась по льготной цене. Однако возможна ситуация, при которой погашение части стоимости путевки берет на себя ФСС. По сравнению с примером 1 в примере 2 за счет средств социального страхования оплачивается разница между рыночной и льготной стоимостью путевок, а также в полной сумме оплачивается стоимость бесплатно предоставленных путевок. Тогда операции по реализации путевок отражаются следующими записями.

Реализация путевок в марте

Д-т сч. 50 К-т сч. 73 - 108 000 руб. - полученные денежные средства от своих сотрудников в оплату за льготные путевки

(15 чел. х 2 см. х 3600 руб.)

Д-т сч. 69 К-т сч. 73 - 162 000 руб. - частично, за счет средств социального страхования оплачена путевка, предоставленная своим сотрудникам

(15 чел. х 2 см. х (9000 руб. - 3600 руб.))

Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - 270 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным по льготной цене

Д-т сч. 50 К-т сч. 62 - 180 000 руб. - полученные денежные средства от сторонних покупателей в оплату за путевки

(10 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

Д-т сч. 62 К-т сч. 98 - 180 000 руб. - отражены доходы будущих периодов по путевкам, оплаченным сторонними покупателями

Д-т сч. 69 К-т сч. 73 - 90 000 руб. - полностью, за счет средств социального страхования оплачены путевки, предоставленные своим сотрудникам

(5 чел. х 2 см. х 9000 руб.)

К-т сч. 006 - переданы оформленные путевки.

Оказание услуг в июне

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 180 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июнь от реализации путевок

(9000 руб.: 24 дн. х 16 дн. х 30 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 122 400 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы

(30 чел. х 255 руб. х 16 дн.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - 57 600 руб. - выявлена прибыль от реализации услуг оздоровительного лагеря

(180 000 руб. - 122 400 руб.)

Оказание услуг в июле

Д-т сч. 98 К-т сч. 90 - 315 000 руб. - отражена выручка, приходящаяся на июль от реализации путевок

(9000 руб.: 24 дн. х 28 дн. х 30 чел.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 29 - 273 000 руб. - списаны затраты, приходящиеся на реализацию услуг объекта социальной сферы

(30 чел. х 325 руб. х 28 дн.)

Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - 42 000 руб. - выявлена прибыль от реализации услуг оздоровительного лагеря

(315 000 руб. - 273 000 руб.).

Особенности исчисления налога на прибыль

Статьей 275.1 НК РФ установлен особый порядок обложения налогом на прибыль операций, осуществляемых в рамках деятельности объектов социальной сферы. База по налогу на прибыль по деятельности таких объектов, выделенных на обособленный баланс, определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В указанной статье Кодекса дан исчерпывающий список объектов социальной сферы, на которые распространяется ее действие. В частности, в этот список включены детские оздоровительные лагеря (детские лагеря отдыха).

Для признания убытка при осуществлении деятельности объекта социальной сферы необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • стоимость услуг, оказываемых таким объектом, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с их использованием;
  • понесенные расходы объекта социальной сферы не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
  • условия оказания услуг объектом социальной сферы существенно не должны отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то полученный объектом социальной сферы убыток в отчетном периоде не будет принят для целей налогообложения. В то же время у налогоплательщика имеется право направить на его погашение прибыль, полученную им в последующие отчетные периоды при осуществлении указанного вида деятельности. Срок, в течение которого можно погашать убыток, не должен превышать 10 лет.

Особый порядок установлен для градообразующих организаций, в состав которых в качестве структурных подразделений входят объекты социальной сферы. Эти организации вправе принять фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Однако имеется существенное ограничение. Понесенные расходы могут быть признаны только в пределах утвержденных органами местного самоуправления нормативов на содержание аналогичных объектов.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления.

Если вышеуказанные объекты находятся по отношению к головной организации на территории иного муниципального образования, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Н.Андрианова

компания ENERGY CONSULTING

компания ENERGY CONSULTING