Затраты на ремонт и техническое обслуживание тпс. Затраты на ремонт и техническое обслуживание

В затраты, связанные с выполнением ТО-1 и ТО-2, включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на те мелкие детали, замена которых предусмотрена при техническом обслуживании (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т.п.). При правильной организации учета затрат на ТО-1 и ТО-2 все расходы нужно относить на конкретный автомобиль и соответствующий вид обслуживания.

Иногда затраты на все виды обслуживания учитывают вместе, а затраты на ТР зачастую относят к ним. В результате невозможно определить себестоимость единицы технического обслуживания и провести анализ затрат.

В АТО, где ведется учет затрат по видам обслуживания, анализ выполняют по общей сумме затрат, на единицу определенного вида обслуживания и на 1000 км пробега. Методика анализа затрат на ТО-1 и ТО-2 одинаковая. Рассмотрим ее на примере, приведенном в табл. 7.3.

Как видно из табл. 7.3, общая сумма затрат возросла на 8,8%, а общий пробег автомобилей снизился на 0,4%. Сопоставление этих данных свидетельствует о перерасходе средств на 1000 км на 9,6% при условии, что структура пробега по моделям автомобилей не изменилась. Нормы затрат на 1000 км устанавливаются на все виды обслуживания и текущий ремонт по моделям автомобилей.

Исходные данные для анализа затрат на ТО-2

Показатель

Значение

плановое

отчетное

аналитическое

Количество ТО-2

  • (95,8)
  • (96,1)

Общая сумма затрат, руб.

143 168,2 (108,8)

131 507,2 (108,9)

Себестоимость ТО-2, руб.

  • 159,4
  • (113,5)
  • 140,8
  • (113,2)

Общий пробег, тыс. км

  • 8964,7
  • (99,6)

Затраты на 1000 км, руб.

  • (109,6)
  • (108,8)

Примечание. В скобках указаны соответствующие процентные значения показателей.

Следует иметь в виду, что общая сумма затрат и средние по АТО затраты на техническое обслуживание и ремонт на 1000 км пробега будут зависеть от структуры автомобильного парка, среднесуточного пробега и коэффициента выпуска автомобилей каждой модели. Это видно из формулы исчисления общих затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт ЗтОиТР:

где L cyT - среднесуточный пробег, км; з, - норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега, руб.; п - число анализируемых моделей подвижного состава.

Учитывая сказанное, ранее сделанный вывод о перерасходе средств на ТО-2 на 8,8% может оказаться преждевременным. Необходимо предварительно определить аналитическую сумму средств, руб., которую АТО имела право израсходовать при фактическом пробеге по действующим нормам:

Расчет по формуле (7.1) позволяет учесть изменения, происшедшие в пробеге по каждой модели автомобилей, т.е. изменения в структуре общего пробега.

Аналитические затраты на ТО-2 составляют 131 507,2 руб. Теперь можно утверждать, что действительный перерасход равен 143 168,2 - 131 507,2 = 11 661,0 руб., или 8,9%, при условии, что все операции, обязательные для данного вида обслуживания, выполнялись полностью.

Увеличение себестоимости и затрат на 1000 км пробега возникло за счет произвольного включения в эту статью расходов на ТР.В фактически сложившихся условиях затраты на 1000 км в размере 131 507,2/8964,7 = 14,7 руб. оправданны при условии, что выполнялись все операции, предусмотренные данным видом обслуживания. Действительные расходы составили 16,0 руб.

Анализ затрат должен увязываться с результатами анализа выполнения установленного объема работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Это позволяет уточнить сумму затрат на текущий ремонт автомобилей, неправильно учтенную в затратах на техническое обслуживание. Иногда встречается ошибочное утверждение, что на каждое ТО-2 затраты на текущий ремонт равны разнице между отчетной и плановой себестоимостью технического обслуживания. По данным нашего примера (см. табл. 7.3) эта величина составляет 159,4 - 140,5 = 18,9 руб., что верно только в том случае, если все операции ТО-2, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, выполнены.

На практике это бывает редко, значит, и затраты на текущий ремонт будут большими. Неправильное включение затрат на текущий ремонт в затраты на ТО может быть и при снижении их себестоимости. Поэтому при углубленном, тщательном анализе выборочно рассчитывают себестоимость ТО по результатам непосредственных наблюдений и тем самым конкретизируют и уточняют долю затрат на ТР, учтенную в затратах на ТО. Кроме того, необходимо отметить, что затраты, предусмотренные действующими нормами на ТО автомобилей, в отличие от затрат на ремонт являются не только необходимыми, но и неизбежными. Технические воздействия должны обеспечить надежную, бесперебойную работу автомобиля при минимальных затратах на их проведение. Отсюда можно сделать вывод о том, что экономия денежных средств, предусмотренных на выполнение ТО автомобилей, за счет необоснованного увеличения периодичности воздействий, произвольного сокращения их объема или снижения качества работы вредна и недопустима.

Если автомобиль попал в аварию, то расходы на его ремонт неизбежны, и нужно определиться, как правильно отразить расходы на ремонт или своевременно списать автомобиль с баланса, чтобы не возникло споров с налоговой инспекцией, ведь затраты на ремонт должна компенсировать страховая компания. Если виновник ДТП - водитель организации, то компенсацию на восстановление автомобиля можно получить только по договору КАСКО. Если виноват другой участник ДТП, то страховая компания виновника должна выплатить возмещение по договору ОСАГО. Страховой организации нужно направить заявление о возмещении убытков в пределах страховой суммы и приложить документы, подтверждающие факт аварии и размер ущерба: страховая компания должна осмотреть поврежденный автомобиль и организовать независимую экспертизу.

Сумма страхового возмещения отражается следующим образом:

Дт 76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кт 91/1 «Прочие доходы» - начислено страховое возмещение;

Дт 51 «Расчетные счета» Кт 76/1«Расчеты по имущественному и личному страхованию» - получены деньги от страховой компании.

В случае, если невозможно удержать сумму, достаточную для покрытия всех расходов, в бухгалтерском учете сумма списывается как прочие расходы (Дт 91/2 «Прочие расходы»).

В налоговом учете затраты на ремонт автомобиля включают в состав внереализационных расходов, на них можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Если виновником ДТП признан работник организации, то компенсировать ущерб пострадавшей стороне обязана сама организация. По застрахованному автомобилю это должна сделать страховая компания, а если страховки нет, то расплачиваться придется самой организации:

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 76/2 «Расчеты по претензиям» -начислена компенсация пострадавшей стороне;

Дт 76/2 «Расчеты по претензиям» Кт 51 «Расчетные счета» - возмещен ущерб пострадавшему.

Данные расходы организация может взыскать с сотрудника, но если сотрудник отказывается от возмещения убытков, то организации придется обращаться в суд. С сотрудника, работающего по трудовому договору, можно взыскать лишь сумму прямого ущерба (ст. 238 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ)).

Если сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, решение о возмещении должен принимать судья (ст. 248 ТК РФ), ведь ежемесячно из заработной платы работника можно вычесть не более 20% от суммы, причитающейся к выплате.

С сотрудника, работающего по гражданско-правовому договору, организация может взыскать, помимо прямого ущерба, еще и упущенную выгоду.

Сумму возмещения в бухгалтерском учете отражают следующим образом:

Дт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» - списаны расходы по ремонту автомобиля;

Дт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 91/1 «Прочие доходы» - начислена задолженность сотрудника по причиненному ущербу;

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - сумма долга удержана из заработной платы. .

Ремонтные работы и техобслуживание автомобиля могут производиться силами самой организации (хозяйственным способом) и подрядным способом.

Ремонт автомобиля должен проводиться в соответствии с планом, который заранее разрабатывают на основании технических характеристик автомобиля, условий его эксплуатации и других причин.

Ремонт - это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности транспортных средств (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он включает в себя разборочно-сборочные, слесарные, механические, медицинские, сварочные, окрасочные и другие работы. Исходя из назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный.

Капитальный ремонт предназначен для устранения неисправности транспортных средств, агрегатов и узлов и, главное, восстановления их ресурса (не менее чем на 80%). Капремонт производится на специализированных ремонтных предприятиях с полной разборкой объекта ремонта, включает дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

Средний ремонт допускается в виде исключения в случаях эксплуатации транспортных средств в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт предусматривает замену двигателя, требующего капремонта, диагностирование технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей, окраску кузова и другие работы, обеспечивающие восстановление всего автомобиля. Средний ремонт нужно проводить не чаще одного раза в год.

На текущий ремонт временных ограничений не установлено. Он проводится для устранения возникших отказов и неисправностей, а также для предупреждения отказов и неисправностей, выполнения работ по восстановлению или замене в транспортном средстве отдельных деталей, узлов или агрегатов, достигших предельно допустимого состояния.

Любой ремонт делают для того, чтобы поддержать транспортные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни капитальный ремонт не улучшают технические характеристики автомобиля, не изменяют его назначение и не придают новые качества отремонтированным транспортным средствам. Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.

В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности, и нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета автотранспортных средств, представляют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:

  • 1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены;
  • 2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств;
  • 3) учет расходов на ремонт можно вести с применением счета расходов будущих периодов.

Организация должна выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных способов учета расходов на ремонт автотранспортных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества автотранспортных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт нужно зафиксировать в учетной политике.

Затраты на ремонт автотранспорта отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов, которыми оформляются движение запасных частей и прочих материалов, начисление оплаты труда, задолженность поставщикам за выполненные работы по ремонту и прочие расходы. Для обобщения информации о проводимых ремонтах (с целью контроля затрат) данные об их проведении отражаются в инвентарной карточке по учету основных средств (форма № ОС-6).

При выполнении текущего ремонта составляются:

наряд на выполнение ремонтных работ (при выполнении работ хозяйственным способом);

смета на проведение ремонтных работ;

договор, счет на выполнение ремонтных работ;

акт выполненных работ с указанием перечня выполненных работ и использованных материалов.

При необходимости проведения среднего или капитального ремонта кроме перечисленных составляются следующие документы:

приказ руководителя о проведении ремонта;

дефектная ведомость выявленных неисправностей или акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16 (Утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. № 7));

акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. № 7)).

Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10/5 «Запасные части».

Если у автомобиля, требующего ремонта или попавшего в ДТП, нужно произвести замену кузова, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, учитывают следующее:

номерные запасные части должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе автотранспортных средств независимо от их стоимости;

если в карточке учета основного средства не указана стоимость номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации нужно получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей;

при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей.

Бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования необходимо формировать компаниям, использующим в своей деятельности производственные мощности. Рассмотрим связь такого бюджета с другими бюджетами на схеме.

Если издержки компании на техническое обслуживание и ремонт оборудования значительны, например, достигают 30 процентов в составе затрат, они требуют особого подхода к своему планированию и контролю. Посмотрим, как такой бюджет пересекается с другими бюджетами компании.

Взаимосвязь бюджета расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования с другими планами

Бюджет расходов на техобслуживание и ремонт оборудования. Состав показателей

Как правило, бюджет включает такие показатели, как заработная плата ремонтных рабочих с начислениями, материалы для ремонта, амортизация ремонтного оборудования, услуги сторонних организаций (см. таблицу). Аналитические разрезы – направления (техническое обслуживание и ремонт), структурные подразделения, виды оборудования.

Бюджет расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования, тыс. руб.

№ п/п Статьи расходов За год I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 Техническое обслуживание оборудования 278 60 66 73 80
1.1 Материалы для ремонта 232 50 55 61 67
1.2 Запасные части 46 10 11 12 13
1.3 Амортизация 9 2 2 2 3
1.4 ФЗП с начислениями 278 60 66 73 80
2 Ремонт оборудования 320 69 76 83 92
2.1 Материалы для ремонта 60 13 14 16 17
2.2 Запасные части 42 9 10 11 12
2.3 Амортизация 9 2 2 2 3
2.4 ФЗП с начислениями 209 45 50 54 60
Итого 599 129 142 156 172

Составление бюджета расходов на техобслуживание и ремонт оборудования

Расходы на техническое обслуживание планируются в соответствии с технической документацией или на основе статистики предшествующих периодов, а также с учетом прогнозов по стоимости материально-технических ресурсов и данных об изменении фонда заработной платы рабочих.

Затраты на плановый и аварийный ремонты необходимо рассчитывать по отдельности. Расходы на плановый ремонт – по результатам проведения диагностики оборудования (с учетом плановых сроков ремонтных работ, их трудоемкости и норм расхода материалов), аварийный ремонт – на основе данных о расходах на подобные работы в предыдущие периоды.

За составление бюджета расходов на обслуживание и ремонт оборудования, как правило, отвечают подразделения, находящиеся в подчинении главного механика. Планово-экономический отдел привлекается к этой работе лишь по необходимости. Аналогично в компании может формироваться бюджет расходов на обслуживание и ремонт офисных помещений. Его готовят службы, занимающиеся эксплуатацией производственных и офисных зданий.

Правила работы с бюджетами

Разработайте инструкцию по заполнению бюджетных форм. Она не только упростит процедуру планирования, но и благотворно отразится на дисциплине исполнителей. Используйте в бюджетах единые термины, дайте им определение – это упростит коммуникации между участниками бюджетного процесса.

Сделайте тестовый расчет в созданной бюджетной системе. Он поможет выявить ошибки, устранить нестыковки между бюджетными показателями, оценить удобство работы с бюджетными формами, по необходимости изменить или дополнить инструкции по заполнению.

Содержание оборудования – процесс затратный и не приносящий прямой прибыли. При этом каждому владельцу бизнеса очевидно, что поломка и внеплановые, даже недлительные, простои оборудования могут обернуться огромными финансовыми и репутационными потерями. Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) традиционно являются «черной дырой» для бюджета, при этом текущий уровень износа оборудования в российской промышленности превышает 60%.

Компания Deloitte в числе основных проблемных областей управления ТОиР выделяет следующие:

1. Отсутствие стандартизованного подхода к приоритизации проведения ТОиР на оборудовании.

2. Выделение дополнительных средств приводит к увеличению остатков запасных частей и расходов на содержание персонала без значительных изменений надежности оборудования.

3. Разделение затрат ТОиР на капитальный ремонт, текущий ремонт и техническое обслуживание часто не имеет практического смысла, но позволяет скрывать затраты.

4. Выполнение работ собственными силами составляет от 30% до 70% от общего объема работ, при этом затраты на содержание собственного персонала регулярно исключаются из бюджета ТОиР, что существенно влияет на оценку затратной части.

5. Ценообразование на основе смет является источником непрозрачности и приводит к различиям в учете по отношению к фактической стоимости, объему работ и срокам их проведения.

6. Недостатки в области коммуникации и совместного планирования между различными специалистами приводят к увеличению простоев оборудования.

Для преодоления этих проблем компания TOPS Consulting предлагает использовать специализированное решение «TOPS Consulting: ТОиР» на базе Microsoft Dynamics АХ. Система помогает решить все задачи, связанные с техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, управлением основными фондами, диспетчеризацией ремонтных работ, планированием работ, закупками материалов и комплектующих для ремонтов, управлением складами запчастей, расчетом себестоимости ремонтных работ.

«TOPS Consulting: ТОиР» на базе Microsoft Dynamics АХ может быть использован во всех отраслях промышленности и поддерживает работу как средних, так и крупных распределенных компаний с несколькими тысячами одновременно работающих пользователей. Отдельное внимание было уделено реализации особенностей планирования ремонтов крупных машин и агрегатов со сложными функциональными связями. Поддерживается планирование обслуживания и ведение учёта сложных протяжённых объектов, таких как трубопроводы различного назначения и линии электропередач, что является необходимым условием автоматизации крупных предприятий со сложными схемами производственных процессов.

Основные цели внедрения решения

Предсказуемость и надёжность работы оборудования. Это ключевая задача, на решение которой направлены основные усилия ремонтных подразделений. Для того, чтобы решить её, необходимо обладать полной информацией об оборудовании, начиная от паспортных данных и условий эксплуатации и заканчивая историей выполненных ремонтов.

Контроль эффективности использования ресурсов. Решение помогает ответить на вопрос, какими усилиями достигается выполнение плана ремонтов? Насколько эффективно используются те ресурсы, которые есть в наличии, по каким причинам происходят сбои в работе оборудования, что приводит к задержке выполнения ремонтов? Ответы на эти вопросы позволяют находить области для улучшений.

Объективная оценка рисков. Планируя ремонты и работу ремонтных подразделений, важно объективно оценивать возможные риски. Что будет, если передвинуть ремонт во времени или не выделить бюджет на него? Как изменится план производства, если назначить ремонт на определённый период? Решение даёт возможность оценивать риски комплексно, с учётом различных параметров, что помогает принимать взвешенные и обоснованные решения.

Минимизация эксплуатационных затрат. За счёт грамотно построенного и эффективного плана ремонтов повышается готовность оборудования, увеличивается фонд рабочего времени, что в конечном итоге приводит к снижению эксплуатационных затрат.

По результатам исследований, внедрение управления ТОиР даёт следующие результаты:

· Сокращение простоев оборудования – на 10% - 15%

· Прозрачность инвестиций в техобслуживание и ремонты

· Возможность экономии до 15–30% от текущих затрат на ТОиР

· Сокращение сверхурочных работ – на 20%

· Продление срока эксплуатации оборудования – на 5% - 10%

· Чёткая организация ремонтной службы:

o Полная и оперативная информация о состоянии оборудования

o Автоматизация планирования с учётом приоритетности оборудования и ремонтов

o Согласование планов с производством

o Полная информация о деятельности подразделения

Клиенты подтверждают

Среди клиентов, использующих решение «TOPS Consulting: ТОиР» на базе Microsoft Dynamics АХ, такие компании как: ОАО «СИБЭКО», ОАО «Калужский Двигатель», Фанплит, Юнитайл и другие.

На ОАО «Калужский Двигатель» (КАДВИ) ERP-система Microsoft Dynamics AX является ядром системы управления. После автоматизации основного производства, на КАДВИ проведена автоматизация вспомогательного и инструментального производства, внедрен новый функционалMicrosoft DynamicsАХ «Техобслуживание и ремонт» (ТОиР) в службе главного механика, обслуживающей производственное оборудование. В 2014 году начато внедрение функционала ТОиР во вспомогательной службе, обслуживающей энергетическое оборудование.

Ирина Владимировна Гусева, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению завода «Калужский Двигатель», так комментирует результаты проекта: «Реализация проекта на базе решения TOPS Consulting позволила нашему предприятию сделать большой шаг вперед. Мы достигли первоначально поставленной цели и с помощью Microsoft Dynamics AX создали эффективную систему управления предприятием и единое информационное рабочее пространство, обеспечив взаимосвязанный процесс: «заказы-финансы-закупки-склады-производство-отгрузка-учет-анализ». Анализируя результаты использования Microsoft Dynamics AX , руководство КАДВИ называет следующие цифры: увеличение объемов производства и продаж на 20%, обеспечение выпуска продукции в требуемые сроки, оптимизация персонала, возможность контролировать ключевые показатели эффективности в установленные сроки - ежедневно, ежене­дельно, ежемесячно, ежегодно- и на разных уровнях управления. Немаловажную роль в обеспечении бесперебойного процесса изготовления продукции и росте продаж играет техническое обслуживание и своевременный ремонт оборудования с помощью решения «TOPS Consulting: ТОиР».

В качестве еще одного примера компании, успешно использующей решение «TOPS Consulting: ТОиР» можно привести ОАО «СИБЭКО», крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии.

Одной из важных частей программы автоматизации бизнес-процессов энергогенерирующего комплекса стало внедрение контура ТОиР (специализированное решение «TOPS Consulting: ТОиР). В качестве основной задачи было определено обеспечение четкого соблюдения плана-графика производства электроэнергии. Ввиду технологической сложности объектов энергетики, а также сложности взаимодействия генерирующего оборудования внутри единой энергосистемы, вопросы надежности работы оборудования были выделены как критически важные.

В связи с этим, в рамках проекта были реализованы несколько ключевых участков функциональности:

1. Паспортизация оборудования, зданий и сооружений, а также объектов инженерных систем. Данная функциональность разрабатывалась для обеспечения многомерного учета технических данных и характеристик объектов ремонта во всем многообразии их связей между собой и вариантов включения в технологическую цепь. Эта часть являлась фундаментом построения дальнейшей аналитики, в том числе и аналитики по затратам на эксплуатацию по местам их возникновения.

2. Управление ремонтными и ремонтно-строительными работами. В рамках данного этапа все работы, как по ремонту оборудования, так и по ремонту зданий и сооружений были переведены на автоматизированную нарядную систему. При этом предусматривалось согласование выдачи и приемки нарядов в системе, а также интеграция со сметным комплексом WinSmeta – так как большинство ремонтных работ выполнялось силами специализированных ремонтных организаций. В результате внедрения данного модуля, предприятие получило возможность вести историю ремонтов и аналитику по затратам в разрезе конкретных единиц оборудования.

3. Ведение технического учета оборудования. Данный модуль предназначен для накопления основной информации по техническому учету (наработка, дефекты/инциденты, монтаж/демонтаж, пуск/останов), необходимой для расчета ремонтной программы предприятия. Благодаря накоплению информации в единой системе стало возможно не только прямое использование данных технического учета при расчете и актуализации ремонтной программы холдинга, но и в том числе для анализа и актуализации нормативной базы на основе фактической статистики технического учета.

4. Подсистема планирования ремонтной программы. В рамках данного модуля были разработаны различные алгоритмы планирования периодического обслуживания и связаны с соответствующими группами и типами оборудования. Также была внедрения интегральная система автоматического расчета приоритета каждой работы в плане, на основании требований к надежности оборудования и ранжирования типов ремонта с точки зрения влияния на итоговую надежность.

В результате компания получила полнофункциональный контур ТОиР, включающий в себя все аспекты управления ремонтной программой предприятия, полностью интегрированный с другими частями комплексной системы управления предприятием. Таким образом, многие ключевые бизнес-процессы, например, бюджетирование, учет затрат по местам их возникновения и планирование закупок, стали сквозными и полностью контролируемыми с учетом всех аспектов и особенностей эксплуатации технического комплекса холдинга «Новосибирскэнерго».

Ключевой функционал решения «TOPS Consulting: ТОиР» на базе Microsoft Dynamics АХ

Управление длительностью простоев в ремонте:

оптимизация планов ТОиР с минимальным нахождением оборудования в ремонте, согласованное планирование работ и ресурсов для снижения числа продлений ремонтов;

учёт статуса выполняемых работ позволяет контролировать исполнение графиков, отслеживать производительность операций во время останова оборудования, выявлять несоответствия плановой и фактической продолжительности работ;

ведение электронного журнал учёта дефектов и последующий их анализ;

учёт наработки периодически используемого оборудования и автоматическое планирование ТОиР с учётом наработки;

интеграция решения с диагностическими системами позволяет корректировать межремонтные циклы и длительность ремонтов.

Управление составом эксплуатируемого оборудования:

накопление и анализ данных о затратах на ТОиР с привязкой к конкретной единице оборудования;

на основе данных, накапливаемых в системе ТОиР, может приниматься решение об останове оборудования и внеплановом выводе его в ремонт.

Управление затратами на ТОиР:

формирование затрат на ТОиР в разрезе единицы оборудования / технологической линии / производственного подразделения;

анализ причин несоответствий трудоёмкости работ плановым значениям благодаря хранению истории работ;

усиление контроля расхождений в складском и ремонтном учёте, анализ плановых и фактических данные о расходовании ТМЦ благодаря связи решения со складскими данными;

автоматическое планирование закупок запчастей с учётом складских и страховых запасов, что сокращает случаи необеспеченности ремонтных работ необходимыми материалами;

отслеживание и анализ истории взаимодействия с поставщиками ТМЦ.

Надежность оборудования:

планирование и учёт всех операций по обследованию оборудования, отражение результатов и их анализ;

планирование ремонтов, модернизации, замены узлов по каждой единице оборудования;

автоматизация учёта наработки и регистрации дефектов позволяет снизить трудозатраты и влияние человеческого фактора;

автоматизация заказ-нарядов позволяет заранее оценивать объём работ на текущий день и заблаговременно готовиться к этим работам;

автоматизированная обработка заявок на вывод оборудования в ремонт и согласование деятельности производственного и ремонтного персонала;

накопление истории эксплуатационных параметров и прогнозирование использования оборудования;

отслеживание пусков и остановов оборудования в реальном времени.

Внедрение решения

Решение «TOPS Consulting: ТОиР» может внедряться как комплексно, так и по отдельным блокам. Например, для планирования ремонтов необходимо подготовить нормативную базу, а для сбора необходимых данных в первую очередь нужно наладить учёт оборудования и выполненных ремонтов. В этом случае можно начинать с блока учёта, и после накопления достаточного объёма данных подключать блок планирования.

Решение «TOPS Consulting: ТОиР» может работать как в составе ERP -системы Microsoft Dynamics AX , так и интегрироваться с другими информационными системами.


Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание машин определяется по формуле:

Вс - восстановительная стоимость машины, руб., определяемая в порядке, изложенном в п. 4.1.1;

Нр - норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин* соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:

* В дальнейшем изложении: ремонт и техническое обслуживание.

(9)

Сумма среднегодовых затрат на ремонт (Р) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб./год, которые включают:

Затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузоразгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. Эти затраты рекомендуется определять по нормам расхода запасных частей продукции Минстройдормаша СССР, утвержденным в 1987-1988 г.г. При их отсутствии соответствующие затраты устанавливаются по фактическим данным. Нормы расхода запасных частей по основной номенклатуре строительных машин приведены в приложении 5;

Стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;

Оплату труда ремонтных рабочих. При этом трудоемкость следует определять в соответствии с Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, разработанными институтом ЦНИИОМТП, и согласованными с Госстроем России в 1993 году;

Затраты по эксплуатации ремонтных баз в части прямых затрат, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;

Накладные расходы, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;

Прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;

Сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы (9), руб. Показатели восстановительной стоимости машин принимаются по бухгалтерской отчетности подразделений строймеханизации;

При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин отечественного производства показатели (Нр) рекомендуется принимать по таблице 1.

Указанные данные носят справочный характер и уточняются по фактическим среднегодовым данным подразделений строймеханизации.

Рекомендуемые нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин

(в процентах к восстановительной стоимости машин)

(Измененная редакция, Изм. 2001)

Таблица 1

Наименование

Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним

Для остальной территории Российской Федерации

Автогрейдеры

Башенные краны, козловые краны

Бульдозеры

Краны на автомобильном ходу

Краны на гусеничном ходу

Краны на пневмоколесном ходу

Погрузчики

Прицепные машины с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, водоотливные агрегаты и т.д.)

Ручные машины (лебедки, домкраты, тали и т.д.)

Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (буровая и сваебойная техника, автогудронаторы, автотранспортные средства и т.д.)

Скреперы

Стационарные машины с электроприводом (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.)

Экскаваторы

Исчисление нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин (Ри) следует производить по формуле:

(10)

Стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель () в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы, с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю, с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод этих затрат в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;

Кр - коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, а также накладные расходы и прибыль ремонтных баз. Показатель (Кр) устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки);

Тк - время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.

Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных расчет следует производить по формуле:

(11)

Вси - показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;

Нр - годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл. 1, процент/год;

Кк - коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки принимается в интервале 0,50,7.

Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин (произведение Нр х Кк), принятая при расчете сметной расценки в формуле (11), в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье;

Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.