Язык написания символа веры. Тайна и смысл молитвы «Символ веры

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

С ударениями

Ве"рую во еди"наго Бо"га Отца", Вседержи"теля, Творца" не"бу и земли", ви"димым же всем и неви"димым.

И во еди"наго Го"спода Иису"са Христа", Сы"на Бо"жия, Единоро"днаго, И"же от Отца" рожде"ннаго пре"жде всех век; Све"та от Све"та, Бо"га и"стинна от Бо"га и"стинна, рожде"нна, несотворе"нна, единосу"щна Отцу", И"мже вся бы"ша.

Нас ра"ди челове"к и на"шего ра"ди спасе"ния сше"дшаго с небе"с и воплоти"вшагося от Ду"ха Свя"та и Мари"и Де"вы, и вочелове"чшася.

Распя"таго же за ны при Понти"йстем Пила"те, и страда"вша, и погребе"нна.

И воскре"сшаго в тре"тий день по Писа"нием.

И возше"дшаго на небеса", и седя"ща одесну"ю Отца".

И па"ки гряду"щаго со сла"вою суди"ти живы"м и ме"ртвым, Его"же Ца"рствию не бу"дет конца".

И в Ду"ха Свята"го, Го"спода животворя"щаго, И"же от Отца" исходя"щаго, И"же со Отце"м и Сы"ном спокланя"ема и ссла"вима, глаго"лавшаго проро"ки.

Во еди"ну Святу"ю, Собо"рную и Апо"стольскую Це"рковь.

Испове"дую еди"но креще"ние во оставле"ние грехо"в.

Ча"ю воскресе"ния ме"ртвых,

и жи"зни бу"дущаго ве"ка. Ами"нь.

Объяснение текста:

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4-6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

Символ Веры - это максимально краткое изложение основных догм христианского вероучения. В его тексте в виде непреложных истин содержатся основные догматы веры, которые в христианстве принимаются безоговорочно. Верующий человек должен понимать, что молитву Символ Веры он не только должен выучить наизусть, но и принимать в душе своей все ее догматы. Только в этом случае он может считаться христианином.

История создания молитвы

Иисусом Христом было поручено своим ученикам и последователям донести Истину до всех народов. Во избежание искажения при передаче догматов учения Господа составлялись их краткие изложения, именуемые символами веры. Необходимость сохранения единства церкви и появление других толкований веры, противоречащих апостольским, привело к созданию этой основополагающей для всех христианских общин молитве. По местам проведения Соборов он получил название Никео-Цареградского. Было проведено три Собора, на которых были очищены от ересей и утверждены догматы христианской церкви:

  • I Вселенский собор в городе Никее 325 года;
  • II Вселенский собор в Царьграде или Константинополе в 381 году;
  • III Вселенский собор в Эфесе в 431 году;

На Вселенских Соборах собирались главные представители всех христианских церковных епархий. Первым был Никейский собор, организованный в 325 году для того, чтобы опровергнуть ложное учение Ария и его последователей. Они предлагали считать нашего Господа только лишь творением Бога Отца. Собором арианская ересь была отвергнута, а истина, принятая отцами церкви, стала основанием догмата, провозгласившего рождение Сына Божьего от Бога Отца.

Вторым был Константинопольский собор. Знаком для его проведения послужило выраженное мнение одного из священников, последователей ереси Ария. Это толкование было признано ложным. Собравшиеся на соборе епископы провозгласили единство Отца, Сына и Святого Духа. Господь единосущен в трех лицах, поскольку христианство является монотеистической религией.

Неизменяемость и истинность догматов Символа была окончательно утверждена на Соборе в городе Эфесе. Отныне христианские общины, которые вносили изменения в объяснения догматов веры, ставили себя вне православия, хранящего истинное познание Бога.

Такова история создания и развития этого основополагающего произведения, в котором изложено христианское вероучение, отражены главные вехи жития Иисуса Христа, суть и смысл его явления людям. Молитвослов Символ Веры читается верующими:

  • при входе в храм;
  • при таинстве крещении;
  • во время церковного богослужения;
  • перед иконой.

Особенности структуры текста

Символ Веры в православии, как и в общехристианской традиции, состоит из 12 частей. Первые восемь догматов говорят о единстве Святой Троицы, воплощении Христа и искуплении им грехов человека; четыре последних - о церкви, Таинстве крещения, воскресении мертвых и Божьем Суде.

О Боге Отце

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» .

Веровать - это не слепо следовать чему-то непонятному и всемогущему, а наоборот, прозрение души и разума. Человек, руководствуясь верой, сердцем своим находит Бога, доверяет ему. Он открывает для себя новые, невидимые миры, и границы мировосприятия его все больше и больше расширяются.

Бог Отец, Вседержитель, Творец - суть веры христианина. Это бесконечная и безмерная духовная сущность. Бог вездесущ, всемогущ и вечен, не нуждается ни в чем, но сам по вере дает каждому. Бог один, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, а Вседержитель объединяет в своей силе и воле все сущее. Богом Творцом созданы все видимые миры и невидимые, духовные. И ничто не может быть без Бога.

Человек, созданный по образу и подобию Божию, в физическом теле своем находится в видимом материальном мире, а душой - в невидимом, духовном.

О Боге Сыне

«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша» .

Сын Божий - второе лицо Святой Троицы. По божеству своему он также назван Господом. Самим Архангелом Гавриилом он наречен Иисусом, то есть Спасителем. Пророки называли его Христом, Помазанником. Иисусом. Сыном Божьим он назван потому, что он обладает всеми дарами духа святого. Ему, таким образом, принадлежит видение пророка, могущество царя и святость первосвященника. Единородным Иисус считается потому, что он единственный рожден из самого существа Бога Отца.

«Рожден прежде всех век» - то есть до существования времени и всего сущего. Фраза «Света от Света» поясняет непостижимость святого рождения Иисуса Христа. Истинность учения Христа подтверждают слова из Библии о принятии Истины через Сына Божия.

Слова «рожденна», «несотворенна» исключают ересь Ария, его нечестивого учения и говорят об истинности божественной сущности Христа. «Единосущна Отцу» - значит, одно существо с Богом. Заключительная фраза догмата говорит о том, что Бог сотворил все Сыном своим как данной миру своею премудростью, несущей Слово Божие.

Спасение Христом

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» .

Сын Божий воплотился в теле человеческом, одновременно оставшись Богом. Воплощение совершилось содействием Духа Святого через Деву Марию в совершенного и безгрешного человека. Это произошло по воле Бога Отца, ради спасения людей - потомков изгнанных из рая Адама и Евы.

О пришествии Христа на землю люди знали еще в ветхозаветные времена, его предсказывали Пророки. Явившись на землю, он очистил грехи человеческие прощением, открыв врата Рая. Приняв мученическую смерть, Иисус вывел из адского царства души праведников. В учении Мессии говорится, что души людей, живущих по Закону Божию, после смерти тела будут пребывать в раю.

Казнь Иисуса Христа

«Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна» .

Христос принял казнь через распятие на кресте по приговору римского наместника в Иудее - Понтия Пилата. Он страдал и умер, приняв те же муки, что и другие приговоренные. В момент смерти Христа на всей земле померк свет и воцарилась тьма. После кончины Христос был снят с креста и погребен, гроб его опечатали и поставили стражу. Так нечестивые страшились его и после смерти, осознавая его божественное происхождение.

Победа Господа над смертью

«И воскресшаго в третий день по Писанием» .

Содержание этого догмата говорит о времени кончины Господа, оно исторически определено в три часа дня пятницы. В те давние времена днем считали половину суток, поэтому в Библии и Символе говорится о Воскресении Христа через три дня. После искупительной жертвы и воскресения Христа все люди обрели надежду на спасение и воскресение вместе с ним. В аду могут оказаться только те, кто отверг путь к спасению.

История вознесения Христа

«И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца» .

После Воскресения еще в течение 40 дней Господь был на земле со своими учениками, укрепляя и наставляя их в вере. Вознесся Христос на горе Елеон своей человеческой сущностью, а в божественной своей ипостаси он всегда пребывал с Богом. С момента восхождения на небеса Иисус «седяща одесную», то есть справа от Отца, соединяя в себе божественное и человеческое начала.

Описание суда Господа Бога

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» .

Господь придет на землю снова, но не как смиренный раб, а как судья. Перед ним предстанут живые и мертвые, дела, поступки и мысли которых он будет судить, определяя место человеческих душ в раю или ввергая их в ад. Второе пришествие будет грозным. Иисус говорил о своем пришествии, он грядет на облаках со славой и силой великою и отделит овец от козлищ. Верных своих Господь призовет наследовать царствие небесное, а жившие неправедно будут подвергнуты осуждению.

Характеристика Святого Духа

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» .

Святой Дух является третьей ипостасью Святой Троицы, он также единосущен Богу, и поклоняются люди ему наряду с Отцом и Сыном. Ветхозаветные пророчества всегда исходили от Святого Духа. Когда Христос крестился, Святой Дух сошел на него в виде голубя, а в день пятидесятницы в виде огненных языков он сошел на Апостолов. Дух Святой назван животворящим, поскольку, как Бог Отец и его Сын, он принимал участие в сотворении мира и именно он дал духовное постижение людям, сообщив Божественную благодать.

Значение христианской Церкви

«Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» .

Святая Церковь имеет божественное происхождение, потому что ее основал Господь Иисус Христос, собрав своих учеников в единую общину. Церковь названа Соборной, поскольку совсем не ограничена ни местом, ни временем и объединяет в себе всех истинно верующих. Господь наделил Апостолов правом совершать церковные таинства: крещения, причащения и священства. Все священство имеет преемство от апостолов.

Строки о крещении и оставлении грехов

«Исповедую едино крещение во оставление грехов» .

Крещение - это Таинство вхождения в церковь. Без него невозможно быть христианином. В христианской православной традиции семь священных обрядов:

Во время крещения человек рождается для духовной жизни во Христе только однажды. Призвав во время крещения Отца, Сына и Святого Духа, человек отказывается от греховной жизни и обещает жить по заповедям Бога.

Воскресение мертвых и Царство Божие

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь» .

Расшифровка этого догмата такова: человек смертен, но душа его бессмертна. Разделившись с телом, она предстает перед частным Судом, где Господь определяет место ее до дня Страшного Суда. Во время второго Пришествия мертвые воскреснут в теле для произнесения над ними приговора Суда Божия.

Все праведные - и воскресшие, и живые унаследуют Царствие Небесное. Земля предстанет обновленной и преображенной для новой жизни праведного человечества. «Аминь» имеет значение утверждения и непреложности истин молитвословия.

Православная традиция

В русской православной традиции принято чтение Символа Веры, текста молитвы с ударениями на церковнославянском языке. Этим она отличается от старообрядческой, греческой и католических традиций, где эта молитва может звучать, например, как песня в английском переводе.

А также в православии Символ Веры - молитва при крещении ребенка и обязательна для прочтения крестной или крестным. Во время обряда крещения мальчик или девочка еще раз рождаются для жизни духовной и получают право называться христианским именем. Текст молитвы для крестной с пояснениями по каждой части можно приобрести в церковной лавке или попросить написать текст кого-либо от руки, но выучить его наизусть необходимо.

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.

С ударениями

Ве"рую во еди"наго Бо"га Отца", Вседержи"теля, Творца" не"бу и земли", ви"димым же всем и неви"димым.

И во еди"наго Го"спода Иису"са Христа", Сы"на Бо"жия, Единоро"днаго, И"же от Отца" рожде"ннаго пре"жде всех век; Све"та от Све"та, Бо"га и"стинна от Бо"га и"стинна, рожде"нна, несотворе"нна, единосу"щна Отцу", И"мже вся бы"ша.

Нас ра"ди челове"к и на"шего ра"ди спасе"ния сше"дшаго с небе"с и воплоти"вшагося от Ду"ха Свя"та и Мари"и Де"вы, и вочелове"чшася.

Распя"таго же за ны при Понти"йстем Пила"те, и страда"вша, и погребе"нна.

И воскре"сшаго в тре"тий день по Писа"нием.

И возше"дшаго на небеса", и седя"ща одесну"ю Отца".

И па"ки гряду"щаго со сла"вою суди"ти живы"м и ме"ртвым, Его"же Ца"рствию не бу"дет конца".

И в Ду"ха Свята"го, Го"спода животворя"щаго, И"же от Отца" исходя"щаго, И"же со Отце"м и Сы"ном спокланя"ема и ссла"вима, глаго"лавшаго проро"ки.

Во еди"ну Святу"ю, Собо"рную и Апо"стольскую Це"рковь.

Испове"дую еди"но креще"ние во оставле"ние грехо"в.

Ча"ю воскресе"ния ме"ртвых,

и жи"зни бу"дущаго ве"ка. Ами"нь.

Объяснение текста:

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4-6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25-27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

В православии существует множество молитвенных текстов, к прочтению которых принято прибегать при различных жизненных обстоятельствах или в определенные дни.В данной статье мы расскажем, что такое молитва «Символ Веры», и в каких случаях следует ее произносить.

Общие сведения и важность молитвы

«Символ Веры» является одной из основополагающих молитв в христианстве, поэтому пользуется особым почтением среди верующих. Это краткое изложение основ христианского вероучения, которое было утверждено много веков назад во время Вселенских соборов. Во время Первого Вселенского собора были утверждены первые семь догматов, на Втором – признали остальные пять.

Особенность рассматриваемого текста состоит в том, что по факту он не является молитвой, поскольку отсутствует обращением к кому-либо из святых. Дело в том, что в православии существуют двенадцать догматов, и данный текст как раз и состоит из двенадцати частей – по одному на каждый из догматов.

Так, в первом из догматов речь идет о Боге Отце, и молящийся человек воздает ему хвалу от чистого сердца. Далее следуют шесть частей, посвященных Иисусу Христу, в которых восславляется его божественное происхождение, жертва, совершенная им во имя человечества, а также Второе Пришествие. Следующие две части повествует о Святом Духе и о Соборной Апостольской Церкви, в которых верует молящийся. После говорится о таинстве крещения и о воскресении мертвых, которое произойдет в момент Второго Пришествия.

Данная молитва считается одной из самых важных в христианстве, поскольку содержит в себе главные аспекты христианского вероисповедания. Она служит верующим напоминанием о том, в чем состоят главные принципы этой религии, и прославляет Троицу, а также другие важные аспекты христианства. С ее помощью человек может снова повторить про себя, в кого и во что он верует, чтобы изгнать из своего сердца всякие сомнения.

Следует отметить, что «Символ Веры» предназначен для чтения только в определенное время, поскольку текст имеет сакральное значение, и не направлен на решение мирских вопросов. Уместно его читать при утренних и вечерних молитвенных правилах. Кроме того, он является важным аспектом Божественной литургии.

Поскольку речь идет о таинстве крещения, молитва провозглашается при его проведении. Это означает, что крестные ребенка должны знать текст (если крестят девочку, то его произносит крестная, а если мальчик – крестный). Взрослый человек, который проходит таинство крещения, должен прочесть текст самостоятельно.

Видео «Молитва «Символ веры» в православии»

Из этого видео вы узнаете, как правильно читать очень сильную молитву, которая описывает основы христианского вероучения.

Текст для чтения

Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Молитва «Символ веры» по-церковнославянски с ударениями:

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.

Начнем по порядку. Для Крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в своих злых делах и желание жить по заповедям. Думаю, понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, без веры невозможно угодить Богу, ибо необходимо верить в то, что Он существует, и тем, кто служит Ему, воздает награду (Евр. 11: 6). Но тут необходимо помнить, что есть мера веры необходимая для крещения. Эта мера - Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим таинством. Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в данном виде он принят отцами Вселенских Соборов, I Никейского (325 г. по Р.Х.) и II Константинопольского (381 г. по Р.Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенной. Мы верим, что ими руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. И наиболее точным изложением христианского учения как раз и является "Символ веры", который тебе предстоит выучить.

Само слово "символ" переводится 29 различными способами, что показывает особы грани значения этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении, это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они опознавали друг друга сложив воедино символ. Так же наш Вечный Друг и Жених наших душ Христос, оставил нам эту веру, как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку, или хотя бы попортим ее так, что испортится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: "отойдите от Меня. Я никогда не знал вас!" (Мф. 7:23)

По другому переводу "символ" переводиться как присяга. Мы христиане верим, что Иисус Христос – это наш Единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, Которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после крещения мы откажемся от присяги, мы будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими Божьему Суду.

Так же "символ" переводится как пароль. И по нему нас пропустят в возвращенный Рай. Его же мы должны спрашивать у любого, кто захочет прорваться нам в сердце, у которого наш ум должен стоят на посту как часовой, чтобы никто не ограбил его.

Итак, этот священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Понятно, что если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем его в церкви на церковно-славянском языке, который в России используется для богослужения. Поэтому и учат его на этом языке. Для облегчения понимания мы даем перевод на русский этого священного исповедания. Но можно учить и провозглашать его также на том языке, на котором говорит крещаемый, учитывая то, что татарский, осетинский и другие национальные языки используются для богослужения.

Символ Веры

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И возшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

В единственную святую, вселенскую и апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Провозглашаю вслух одно крещение для уничтожения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

Надеюсь на воскресение мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь

и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

Думаю, что должно дать краткое объяснение этого вероисповедания. Ведь часто случается так, что в одни и те же слова вкладывается самое разное содержание.

Итак, как уже ты видел, Символ веры состоит из 12 частей (членов) и мы будем их комментировать по пунктам.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Вера, здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его цветение. Человек умом и сердцем находит Творца, и затем уже доверяет Ему. Итак, уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и чрез это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу и таким образом жизнь его становится надежной.

Главный предмет веры христиан - это Бог. Под этим словом мы подразумеваем Бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (вне времени), всемогущ и все знает. Он – совершенная Правда и Любовь, не нуждающаяся ни в чем и Сам щедро дающий все. Бог ни есть ничего из существующего во вселенной. Он не материя, ни энергия, ни космос, ни высший разум, ни высшая часть души. Напротив, все что существует, получает от Него бытие, все живущее – жизнь, разумное – разум, сильное – силу.

Бог называется единым вовсе не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно сущий, а все другие боги (Зевс, Кришна, Перун) – это ложь, которая не имеет существования, но за которой скрываются злые падшие ангелы. Итак, кроме Бога Творца, в которого верят христиане, нет никого Другого.

Единый Бог называется Отцом, потому что Он Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становиться также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает крещение. Бог Отец не от кого не появлялся и потому называется еще Нерожденным и Безначальным.

Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит вселенную. Весь мир так же управляется Его всемогущей волей, всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям.

Бог Отец называется далее Творцом неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из небытия за шесть дней создал Вселенную. И целью этого творения было желание, чтобы свободные разумные существа вошли в Его вечное блаженство.

Видимый и невидимый миры, упоминаемые в Символе, - это материальная Вселенная, и духовный мир.

Материальная Вселенная была возглавлена человеком, созданным по образу Бога, и предназначенным стать Господним подобием.

К невидимому миру относятся ангелы и наши бессмертные души. Ангелами называются сотворенные разумные и могучие духи, не имеющие материального тела. Часть их из-за гордости отпала от Бога и стала бесами, породившими все зло во вселенной. Глава их, Сатана, соблазнил первых людей. После своего мятежа бесы навсегда определились в своей ненависти к Богу и им приготовлен мрак вечной тьмы.

Но все, что существует, как видимое, так и невидимое, создано из небытия свободной волей Отца.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробнее описывает Свою веру во Христа.

Итак, для нас Иисус Христос – это не Великий Посвященный, и не Учитель нравственности, не простой Пророк и не первый Революционер, а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы.

Он называется единым т.к. является единой Личностью, хотя сейчас и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Властелином творения. Царство Его - царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь, как наш Искупитель и Глава Церкви.

Имя "Иисус" Он получил после того, как стал человеком. Это имя означает "Сущий, Который пришел спасти" или просто "Спаситель". А слово "Христос" - не имя, а обозначение Его служения после воплощения. В переводе оно означает "Помазанник", потому Он как человек был помазан Своим Божеством и Святым Духом. А помазание это дано было Ему как Царю, Пророку и Священнику. Ведь в древности, в Ветхом Завете, царей, пророков и священников на возводили на служение через помазание освященным маслом, и они назывались помазанниками.

Иисус называется Единородным, т.к. только Он рожден из сущности Отца, в отличие от других детей Божьих (людей и ангелов). Они имеют иную сущность, чем Отец, и становятся детьми по усыновлению через Христа.

Дальше словами "от Отца рожденного прежде всех век" подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло и не быть, но Сын вечно рожден от Отца и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын связан вечно с Отцом, как солнце с лучом. Он сияние Его славы и образ Его личности, Он вечное Самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила.

Сын, как и Отец, истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть Два или Три Бога. Все Три Лица Троицы – Один Бог, так как Один Исток Божества – Отец. У Всех Трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила и Они все Друг в Друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец нерожден, Сын рожден, а Дух исходит.

Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа Символ веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. В отличие от всех других существ, Христос не творение, а порождение сущности Отца.

Имже вся быша. – т.е. - Христом Отец сотворил мир. Но не как орудие имел Отец Сына, а как Совершителя Своей воли, так что вся Вселенная своя для Господа Иисуса. Все Им и для Него создано, и все Его силой существует. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Как уже мы говорили, само имя Иисус значит Спаситель. И начиная с этого члена Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти.

Дело в том, что первые люди Адам и Ева отпали от Бога – Источника Жизни, совершив грех. В результате этого сама природа человека подверглась порче. – Мы перестали видеть Господне Лицо. Ум утратил контроль над волей и чувствами и подвергся распаду, так что ему трудно познать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило всю нашу природу, так что нам легче согрешить, чем делать добро. Это состояние называется первородным грехом, который порождает как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И не мог никто избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было, и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и, главное, восстановить общение с Богом. Так кто из людей или иных творений мог бы сделать это?

И вот, по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них – пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: "не может человек увидеть Лица Моего и остаться в живых". Как слабому творению устоять перед могуществом Истока всех Сил? Не сгорит ли он как мотылек в пламени? Но, с другой стороны, где человек найдет жизнь, если не соединиться с первой Жизнью?

Вторая преграда – грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь Праведный Творец не может оставить преступление без наказания. Но, с другой стороны, нет человека, который жил бы и не согрешил, а значит, все должны быть наказаны.

А третья преграда – смерть, разрушающая природу человека. О чем можно говорить, если все дела человека пожираются смертью? Как смертному существу можно общаться с Бессмертным, если смерть его не будет уничтожена?

И вот Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати.

Вечный Сын сходит с небес, не перемещаясь в пространстве, ибо как Бог Он итак все наполняет. Но, как на небесах Его видят и Ему полностью покорны ангелы, так в Своем Рождении, Он становиться видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, Которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа. Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Так что Христос оставаясь совершенным Богом, стал совершенным Человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла и не нашлось лжи в устах Его.

И именно для этого и потребовалось Непорочное Зачатие. Дело в том, что в обычном зачатии человеку передается изначальная смерть, и таким образом появившиеся люди спасти других не могут, сами нуждаясь в спасении. Но когда человеческая природа создана была в утробе Девы силой Святого Духа, тогда она оказалась способной пребывать в Личности Бога Сына, так что с самого начала она была Его собственной природой. И, таким образом, чрез Боговоплощение была преодолена первая преграда – разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга соединились в Одной Божественной Личности, и теперь, через Христа мы получили доступ к Отцу.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное Его дело – это избавление нас от зла и греха, а для этого необходима была смерть. Ведь жизнь можно купить только ценой жизни. И вот Иисус Христос, чтобы уничтожить преграду греха, добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие, с тем, чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Его кровь становиться выкупом за наши грехи. Он отдает кровь за кровь, душу за душу, тело за тело и таким образом Правда Бога вливается в наши сердца. "Наказание мира нашего было на Нем, и раной Его мы исцелились" (Ис. 53, 5). Христос как Человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, да и из всей природы человека.

Он исправляет древнее непослушание Адама, будучи послушен Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становиться новым Адамом, родоначальником искупленного человечества.

Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную жизнь. Вместо древа познания – Крест, который стал вместо орудия казни, знаком нашей победы и спасения. Руки, протянутые к преступному делу, исцелены пронзенными руками Иисуса Христа. Ноги, убегавшие от Бога, возвращены к Нему гвоздями, пробившими стопы Богочеловека. И так явилась Справедливость Бога, ибо победил врага сатану не просто Бог, но Человек. Та же природа, которая была взята в плен в раю, победила на Кресте.

Словами "при Понтийстем Пилате" Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (Быт. 49:10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнилась надежда народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставшего своими Ему через обращение к Распятому.

Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтоб нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может).

Он поистине умер и был погребен. Его душа отделилась от тела и сошла в ад. И ад был разрушен явлением Божественного Сияния. Поверившие во Христа праведники взошли в рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, дьявол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми – стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

Апостол Петр говорил, что смерть мучилась родовыми схватками, когда приняла в себя Христа, ибо не могла удержать Его (Деян. 2:24). Причина этого та, что обычно смерть обычно разрушает личность человека, ибо он – это не просто бессмертная душа, а союз души и тела. Но Христос обладал не человеческой, а Вездесущей Божественной Личностью. И поэтому, хотя Душа Его и отделилась от Тела, но через Божество связь между ними оставалась. Вследствие этого Душа Христа не осталась в аду, а Тело Его осталось нетленным в гробу. Так Господь Иисус взорвал ее изнутри, не дав смерти уничтожить свою Личность.

И в третий день, в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Он силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его Душа вновь и навсегда соединилось с Его же Телом, так что оно стало нетленным и навсегда неподвластным гибели. Воскресший Иисус стал Первенцем из мертвых, Начатком, то есть первым снопом нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми, и Бессмертный Бог "заражает" Своим бессмертием человечество.

Об этом предсказывали и древние пророки, чьи слова дошли до нас в священном Писании, говоря, что смерть будет поглощена жизнью и вместо тление человечество облечется в нетление.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Он прошел сквозь космос и ангельские миры, и теперь та же природа, что и наша пребывает в Нетварном Океане Божества, выше всех пламенных духов. Такова слава обоженного человечества. В вознесшемся Христе отныне пребывает жизнь наша и мы ожидаем Его возвращения, в котором откроется наша жизнь.

Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и как Человек участвуя в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми, и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Второе Пришествие Господа Иисуса будет не таким как Первое. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. Сперва над миром загорится Крест – знак Его победы над смертью и грехом. Перед лицом Иисуса пойдет пламень, который сожжет вселенную. Небеса совьются как свиток и земля растает в огне. И явятся новые небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца и все ангелы Его с ним. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели.

И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Дальше Символ веры учит нас верить и в Третью Личность Бога – в Святого Духа. Он Истинный Бог, Личность, а не просто сила, как думают некоторые. Святым Он называется как освящающая Сила, делающая святых свободными от мира и пронизанными мощью Бога. Ведь само слово "святой" означает "выделенный, запредельный", а также "нравственно чистый".

Он Господин творения, Давший и в начале жизнь всему живому, и сейчас сохраняющий ее и Приводящий все к совершенству. И, главное, Святой Дух дает нам вечную жизнь. Потому Он и называется Животворящим.

Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он и Творец, и всегда пребывает в Сыне, и открывает нам Христа, и приводит нас к Отцу через Сына. Дух Святой усваивает нам спасение, которое совершил Господь Иисус. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы.

Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Он называется Утешителем, ибо утешает нас в скорбях и защищает нас от всякой беды.

Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков. Он Автор и Библии, и Священного Предания Церкви.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Церковь (в смысле общества христиан), в которую мы должны верить, - это таинственный Организм, Тело Христа, Дом Божий, новый народ Отца, искупленный Кровью Господа. Главой Церкви является Господь Иисус Христос. А входят в Нее и живые люди, и умершие в вере, и ангелы. Только тем, кто является членами Церкви обещано спасение.

На земле Церковь - это собрание христиан, объединенных православной верой, богослужебным общением, подчинением иерархии и следованию закону Бога. Все еретики (те, кто искажает Откровение Божие) и раскольники (отпадшие от Церкви по причинам не связанным с верой, а, например, из-за обряда или национализма) находятся вне Ее и не имеют спасения, пока не покаются.

Церковь называется единой (т.е. единственной), так как Она одна и нет других. Одно Тело Христово, как Один Ее Глава, и Один Дух Святой. Ведь Бог Один и путь к Нему один. И хотя есть разные местные церкви (Русская, Греческая, Иерусалимская и другие), но они не отдельные общества, а только части Единой Церкви.

Она святая, так как освящает, делает подобными Богу, всякого христианина, какую бы жизнь не вел он прежде. Источником святости Церкви является Святой Дух, живущий в Ней с дня Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). А потому не надо думать, будто благодать зависит от священника. Пока он в Церкви, Бог Сам через него освящает тебя. А те, кто упорно делают зло, отсекаются от Церкви или явно, через отлучение (как, например, Л.Н. Толстой и все ушедшие в ислам), или невидимым судом Бога.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий. Но всех без различия сила Бога спасает в Ней от всех грехов, учит всем добродетелям, содержит всю полноту Истины.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа. Кроме того, Церковь и доныне исполняет апостольский долг проповеди Евангелия всем народам земли, и когда это дело закончится, настанет конец мира.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Главный источник сил для членов Церкви – это таинства, первое из которых крещение. Таинство – это особые, установленные Самим Богом священнодействия, в которых под внешним обрядом подается верующему преображающая нас благодать Святого Духа.

Начинается благодатная жизнь христианина через новое рождение от воды и Святого Духа - крещение для прощения всех грехов. Совершается оно через троекратное погружение теля верующего в воду с призванием имени Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек омывается от первородного и от всех личных грехов, возрождается к новой жизни, исходящей от Самого Бога и входит в Православную Церковь.

Совершается Крещение только раз в жизни, так как и родиться мы можем только один раз. Чтобы принять крещение необходимы вера и покаяние. Но наша Церковь крестит и младенцем по вере их родителей и восприемников (крестных), которые обещают воспитать в Православии новокрещенного.

Затем человеку дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел. Это второе Таинство – Миропомазание, совершающееся сразу после Крещения.

Вершиной всех Таинств является Причастие, когда под видом хлеба и вина православный принимает Тело и Кровь Воскресшего Иисуса Христа для уничтожения греха и жизни вечной. Служба, на которой совершается это Таинство, называется Литургией (общим делом) и Евхаристией (благодарением).

Если человек согрешит после Крещения, то преступление прощаются ему чрез священника на Таинстве Покаяния (или Исповеди).

В случае телесной болезни христианин прибегает к Таинству Елеосвящения (или Соборования) для исцеления души и тела, или для дарования безболезненной кончины.

Брак освящается в Таинстве Венчания, когда муж становится образом Христа, жена – образом Церкви. И им дается сила к вечной любви и христианскому воспитанию детей.

И, наконец, в Таинстве Священства христианину через возложение рук епископа дается благодать на служение Церкви. Если рукополагается дьякон – то он получает право помогать священнику в богослужении. Священник может совершать все Таинства, кроме рукоположения, а епископ совершает и рукополагает, а также управляет местной церковью, следя за чистотой веры и нравственности ее членов.

11. Чаю воскресения мертвых.

Мы с надеждой ожидаем воскресения наших тел. Мы знаем, что душа у всех людей бессмертна. После смерти праведники идут в рай, где находятся в некотором (хотя и не полном) блаженстве и молятся за еще живых христиан. Поэтому мы и прибегаем к молитвенной помощи святых, как наших заступников перед Богом. И практика показывает, как часто мы получает от них помощь.

Грешники же и некрещеные идут в ад, где пребывают в страшном ожидании наказания. В это время крещенные могут еще получить облегчение по молитвам Церкви.

Но полное воздаяние совершиться в день Суда. Тогда силой Всемогущества Бога по дару Воскресшего Спасителя все умершие оживут. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены, без уродств и болезней. Все воскреснут в возрасте Христа. Тела людей будут точно отражать состояние души. Праведники будут сиять как солнце, а грешники будут мрачны как ночь. И наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Грешники, как уже говорилось выше, будут прокляты Богом и брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его ангелами. Там их ожидает неугасимый пламень, кромешная тьма и не умирающий червь. И мучения их не прекратятся никогда.

А праведники получат вечную жизнь. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной, станут друзьями ангелов, получат небесные сокровища. Они будут жить в Новом Иерусалиме и станут богами по благодати, так что Святая Троица поселится в них. И блаженство их будет продолжаться всю бесконечную вечность все возрастая и усиливаясь через общение с Бесконечным Отцом.

Таково краткое толкование Символа веры.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм