Человек как биосоциальное существо. Человек как биосоциальное существо: что это значит? Постижение сущности сознания

Среди животных человека выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой - помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями.

Некоторые учёные утверждают, что Человек - повелитель Природы. Это совсем не так. Человек лишь неотъемлемая часть Природы. Его предназначение жить в гармонии с Природой, но отнюдь не подчинять её себе и не повелевать ею. Все попытки человека вмешаться в Природу, в её естественный ход приводят к негативным последствиям, прежде всего для самого человека. Опустынивание, обезлесование, засухи, катастрофические затопления и т.п. - всё это плоды неразумного вмешательства человека в Природу.

К настоящему времени из-за неразумной деятельности человека с планеты Земля исчезли 35% всех видов морских животных. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько сот видов растений, 26 видов птиц. На планете ежегодно исчезают около 17 млн. га леса, а всего истреблено более 65% девственных лесов, являющихся местообитанием многих видов флоры и фауны. За последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на треть.

Природа жестоко мстит человеку за его вмешательство в естественные процессы. Так за последнее десятилетие значительно возросло количества и сила стихийных бедствий: землетрясений, ураганов, наводнений и др. Из-за безумной человеческой деятельности огромные площади земли стали непригодны для проживания и возделывания на них сельскохозяйственных культур. Возникла реальная угроза затопления территорий многих государств: Англии, Голландии, Японии и др. Исчезли или стали непригодными для питья многие источники пресной воды. Природа настойчиво напоминает человеку его место: он часть Природы, а не творец и хозяин её. И если человечество не опомнится, то оно рискует исчезнуть с Земли. Человек должен научиться жить в согласии с природой, а не управлять ею.

Человек высший продукт Природы. В отличие от всех других живых существ на планете, человек имеет возможность заниматься интеллектуальной деятельностью. Человек избавлен от ежедневной борьбы за существование. Ему предоставлена возможность наслаждаться прекрасным. Этого человек добился за долгое время своего существования в борьбе с живой и неживой природой. И в настоящее время человек может значительную часть своей жизни посвятить любимому делу - науке, искусству, ремеслу. К сожалению, не все люди осознают то, как прекрасно быть человеком. Многие не могут побороть свои низменные животные инстинкты, а некоторые и вообще опускаются до животного состояния. Конечно, каждый может выбрать кем быть - человеком или животным в человечьем обличье, но всё же гораздо лучшее, полезнее и приятнее быть Человеком, а не животным.

Ещё один отличительный признак человека - социальность. Человек - сложноорганизованное социальное существо. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических - культура общества, законы государства, личные моральные убеждения, нравственность, мировоззрение, религиозные взгляды и др. Степень влияния этих факторов различна как для отдельных индивидов, так и для отдельных популяций.

Краткое содержание .

Лекция №1. Человек, общество и общественные отношения .

1. Человек – биосоциальное существо.

2. Общество как целостная социокультурная система

3. Мировоззрение и человек.

1. Человек - биосоциальное существо.

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются: божественная, космическая и эволюционная теории.

Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.

Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

Эволюционная теория отмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.

Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями :

1) прямохождение;

2) совершенствование руки;

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек («homo sapiens» - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.

Человек - биосоциальное существо. Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке - это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие - это сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Отличия ч еловека от животного :

1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);

2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.

ВВЕДЕНИЕ 3

1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА 6

4 СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 10

ВВЕДЕНИЕ

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.

А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.

1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными - представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез - процесс происхождения человека - как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.

По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1)креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;

2)биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3)трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4)мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5)космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.(Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)

Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

человек произошел от животных предков;

человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезьяна»).

Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.

Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.

Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.

2.1 Этапы становления человека

В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.

3.2 Отличия человека от животных

Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.

3.2.1 развитие разума

Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.

3.2.2 речь

И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.

3.2.3 трудовая деятельность

Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.

3.2.4 использование огня

Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали, тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.

3.2.5 разделение труда

Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.

3.2.6 семейно-брачные отношения

Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.

Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

3.3 Специфические особенности человека

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально -параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума − мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500 -600 см 3 , у питекантропа - до 900 см 3 , у синантропов - до 1000 см 3 . Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у современного человека. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом.

Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий существования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

4 СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид − Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны;

г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим большой интерес вызывает такое современное течение, как социобиология.

Социобиология - научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.

Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек - часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.

Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30-40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии.

Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.

С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений.

Биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие - непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее.

Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.

Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее.

В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.

Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растёт, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм – область изучения биологических наук. Биологическое выражается и в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным?

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек – существо биосоциальное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Акимова, Т.А. Экология: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова. В.В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

    Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов.−М.: АСТ; Астрель, 2004. −382 с.

    Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под редакцией Л. А. Михайлова.− СПб.: Питер, 2008. − 336с.

    Николайкин Н.И Экология:Учебник для вузов/Н.И. Николайкин, Н.Е Николайкина,О.П.Мелехова.−3-е изд.,стереотип.−М.: Дрофа,2004.−624 с.

    Его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются... актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости. Обратимся к одному из...

  1. Человек как социальное существо . Соотношение социального и биологического в обществе

    Реферат >> Социология

    Биологическо­го аспекта природы человека и общества. 3. Представление о человеке как биосоциальном , или социально-биологическом существе широко распространено... было бы вообще считать человека каким -то «физио-химио-биосоциальным» существом . В самом деле, ...

  2. Человек как субстрат культуры и как латентная личность

    Контрольная работа >> Социология

    ... человека в его особенном измерении, то есть как отдельного представителя человеческого рода. Это - биосоциальное существо ... , имеющее как типические, так...

  3. Человек как предмет философии. Сущность и содержание антропосоциогенеза

    Контрольная работа >> Философия

    О человеке как существе биосоциальном . Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории развития человека как ...

Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.

Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Социогенез - объединение в человеческое общество.

Человек как биосоциальное существо обладает следующими характеристиками:

1.общечеловеческими признаками, то есть является представителем конкретного рода;

2.специальными характеристиками, то есть каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса;

3.конкретной, то есть каждый человек является личностью со своей психикой, талантом и так далее.

Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны - это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой - это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек - биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное». С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

Глава 2.

Человек и общество.

Сущность сознания.

Постижение сущности сознания.

Разум, мышление, душа.

Сознательное и бессознательное.

Бытие человека.

Потребности человека.

Сущность человеческой деятельности и ее многообразие.

Трудовая деятельность и общение человека и общества.

Предназначение человека и подходы к трактовке его сущности.

Цель и смысл жизни человека.

Общение и коммуникация.

Человек, индивид, личность.

Способности и характер личности.

Социализация личности.

Свобода и ответственность личности.

Характеристика межличностных отношений.

Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека.

Мировоззрение человека.

Ценности.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

Интересы.

Человек как предмет биологической и социальной эволюции.

Взаимосвязь духовного и телесного, биологического и соци­ального начал в человеке. Бытие человека, его деятельность и творчест­во. Цель и смысл жизни человека, его жизненный выбор и образ жизни. Самореализация человека и его самопознание. Личность, ее самореа­лизация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Поведение, свобода и ответственность личности. Позна­вательная деятельность человека. Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нем. Истина и ее критерии. Научное позна­ние. Знание и вера. Многообразие форм человеческого знания. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Всему этому предшествовало длительное эволюционное развитие в самом человеке биологического, социального и духовного начал.

Человек как биосоциальное существо.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Онявляется частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слитывоедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костнойи другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не суще­ствует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь всту­пая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстает как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Из вышеизложенного укажем на основные отличия человека от животных:

1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорга­низованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности . Животное в своем поведении подчинено инстинкту , его действия изначаль­но запрограммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Че­ловек сам моделирует свое поведение и может выбирать, различные социальные роли. Человек обладает способно­стью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных и соци­альных процессов. Человеку свойственно ценностное от­ношение к действительности, а животное не отделяет себя от природы.

3. Животные не могут производить коренных измене­ний в условиях своего существования. Они приспосаб­ливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действитель­ность в соответствии со своими постоянно развивающи­мися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

3. В процессе своей деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически-преобразующую деятельность человек творит «вторую природу» - культуру.

4. Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

По мере развития самого человека, а также наук, изу­чающих человека, возникают и развиваются естествен­ные научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX века эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. В основу эволюции Ч. Дарвин положил естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он и его последователи видели в естественном отборе.

Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В соответствии с эволюцион­ной теорией человек как особый биологический вид так­же имеет естественное, природное происхождение и ге­нетически связан с высшими млекопитающими. Психи­ка человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения че­ловека из животного мира.

Ответить на этот вопрос пытался Ф.Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и выступает основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Несмотря на существующие научные открытия, мно­гие вопросы, связанные со становлением человека, еще не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.

Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом . Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека – Homo sapiens (Человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад.

Многие ученые считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Са­мыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн лет назад , далее идут рамапитеки (10- 14 млн. лет назад) . За ними следуют австралопитеки . Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением Homo habilis (Человек умелый) 2.5-3 млн. лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на живот­ных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению питекантропа (800 тыс. лет назад) , а затем и неандертальца (150-200 тыс. лет назад) . В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к Homo sapiens (Человеку разумному) совпал с формиро­ванием, существующих и ныне, различных человече­ских рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые остатки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жиз­ни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего, прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно выс­вободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок – появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У Человека умелого он составлял 650-680 куб см., у питекантропа - примерно 974, у неандертальца – в среднем 1350. Увеличение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.

Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая «неолитическая революция », ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было свя­зано с различными вехами в разделении труда: историчес­ки первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым - выделение ремесла, а третьим - выделение торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах - переход к оседлому образу жизни (формирование племенных объединений), социаль­ное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. - и создали предпосылки для перехода человеческо­го общества из первобытного состояния в цивилизованное.

В этом движении к цивилизации большую роль сыграла культура , которая являлась с одной стороны ускорителем преобразований в материальной сфере , а с другой стороны она формировала духовную сферу человека и общества также ускоряя процесс очеловечивания человека.

Сущность сознания.

Философия определяет сознание как высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключавшуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности (бытия), в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - не только основное понятие философии, но и социологии, психологии, педагогики и других наук о человеке. Многие мыслители говорили о сознании как о чуде из чудес, божественном даре и вечном проклятии человека, поскольку, обладая сознанием, человек осозна­ет и свою конечность, смертность, что неизбежно накла­дывает отпечаток трагизма на всю его жизнь. Существует множество позиций и подходов к осмыслению сущности сознания.

Под сознанием понимают высшую человеческую фор­му психического отражения действительности. Незави­симо от того, на каком уровне оно осуществляется - био­логическом или социальном, чувственном или рациональном.

Сознание имеет сложную структуру. В его структуре, прежде всего, выделяются такие моменты , как осознание (познание) вещей, а также переживание, т. е. определен­ное отношение к тому что человек познает. Развитие со­знания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Осознание получаемых знаний имеет различные уровни, глубину про­никновения, т. е. разную степень ясности понимания. Отсюда часто выделяются обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Таким образом, в структуре сознания часто выделяется его ядро, состоящее из ощущения, восприятия, представления, по­нятия и мышления в целом, а это не что иное как человечески разум. Кроме этого в структуру со­знания часто включают такие компоненты, как способность к иррациональному мышлению (вымысел, фантазии, иллюзии), к эмоциональному восприятию мира и самого себя, волевые процессы, память, интуицию и др.