Что такое классификация гласных звуков. Классификация гласных и согласных звуков

Тексты билетов 8 класс.

Билет №1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Русский язык в современном мире выполняет три функции:

1) национального языка русского народа;

2) государственного языка Российской Федерации;

3) языка межнационального общения народов России.

Рассмотрим эти три функции.

Русский язык – это национальный язык русского народа , который вместе с другими народами сыграл большую роль в истории нашей страны.

Русский язык – это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского и др.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Н. Толстой, М. Горький, К. Паустовский. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - В. Белинский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - К. Паустовский.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Русский литературный язык – язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических норм, построение предложений в литературном языке подчиняются литературным правилам, или нормам.



Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь – это речь звучащая, произносимая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения. Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложненные предложения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации . На нем принимаются все законы страны, на нем выступает глава государства – Президент России, на этом языке написан основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. На русском языке ведутся съезды партий, конференции по разным областям знаний.

Российская Федерация – многонациональное государство. Среди равноправных национальных языков русский язык выступает как язык межнационального общения народов России . Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях. Как средство межнационального общения русский язык помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. С помощью русского языка народы России могут приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры. Русский язык играет роль посредника между всеми языками народов России, служит взаимообогащению национальных культур. Русский язык является самым распространенным среди других языков в нашей стране.

Билет № 2.

Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой .

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а"], [о"], [у"], [ы"], [и"], [э"]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о"], вар[ а"], бур [у"], лес [э"], синь [и"]) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции , а без ударения – в слабой . Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.

Согласные звуки : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Образуются пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [р], [н], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.

Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д ор ог а, н ач ал о, с ов ет ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: дуб[п] , рог[к] , [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молот ь[д "]ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
мягкие [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]

Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц].

Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].

Билет № 3.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Основной значимой единицей языка является слово . Совокупность всех слов языка составляет его лексику . Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией . Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением . Например, есть предмет «мост » и есть слово «мост », обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост » следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет . Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет . Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, словаметель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);

2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);

3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

4) как способ связи предложений в тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.

Билет №4.

Группы слов по употреблению и происхождению.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (ограниченные в употреблении), диалектные, профессиональные, устаревшие, новые (неологизмы), заимствованные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, т.е. такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места жительства: отец, мать, сын, дочь; хороший, красивый, длинный; один, два, три; я, ты, он; говорить, ходить, писать. Такие слова могут употребляться в любом стиле речи и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем.

К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные слова (диалектизмы) и профессиональные слова (профессионализмы).

Диалектизмами называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: петух (литературный язык и севернорусское наречие) – кочет (южнорусское наречие); говорить (литературный язык) – баить (севернорусское наречие) – гутарить (южнорусское наречие). Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например, дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. В математике, например, знаменатель, числитель, множитель, слагаемое; в науке о языке: фонетика, орфография, синтаксис и т.д. Специальные слова, обозначающие научные понятия, называются терминами. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.

Устаревшие слова (архаизмы) – это слова, вышедшие из активного, повседневного употребления: конка, городовой, дворецкий. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т.д., называемые этими словами. В художественных произведениях устаревшие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Неологизмы (новые слова) – это слова, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и т.д. Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время (прилуниться, луноход). Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами (чаще всего авторские неологизмы): сливеют губы с холода (у Маяковского; становятся сливового цвета, синего с оттенком фиолетового).

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие, которые взяты из других языков). В лексике русского языка около 10 % заимствованных слов. Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем, конфитюр). Чаще всего заимствуются слова из греческого, латинского, французского, английского, немецкого, тюркских языков. При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.

Билет №5.

Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец

в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н. А. Некрасов)


Гласные звуки в русском языке противопоставляются по четырем признакам: степени звучности, по степени продвинутости языка (ряд), степени приподнятости языка (подъем) и по участию губ (лабиализация).
  1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.
  2. Ряд гласного звука зависит от степени продвинутости языка в ротовом резонаторе по горизонтали (движение вперед - назад). По степени про- двинутости языка по горизонтали различают гласные переднего ряда [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. Артикуляция гласных переднего и заднего ряда характеризуется продвижением языка соответственно в переднюю и заднюю зону. При образовании гласных среднего ряда язык занимает среднее положение в ротовом резонаторе. Форма языка при этом бывает различна.
  3. По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение.
Простейшая таблица гласных такова:
Таблица 1.
Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и подъема не отражает все артикуляционное многообразие звуков речи. Так, в потоке речи в безударной позиции в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте фонем lt;эgt;, lt;аgt; произносится звук [и ] «[и] с призвуком [э]», во втором предударном слоге - [ь] «краткий редуцированный ерь» - места [м’иЭста] и месте [м’эст’ь]. После твердых согласных в первом предударном слоге на месте фонем lt;аgt;, lt;оgt; произносится звук - «близкий к [а]», а во втором предударном - [ъ] «краткий редуцированный ер» - дома [д/\ма] и дома [домъ]. После твердых шипящих и ц произносится [ыЭ] «[ы] с призвуком [э]» - жалеть [жыЭлэт]. Гласные звуки [ыЭ], [иЭ], [Л], [ъ], [ь] бывают только в безударных позициях. Но оттенки звуков появляются и в ударной позиции, так, например, в слове мять фонема lt;аgt; между мягкими согласными реализуется в звуке [а] продвинутом вперед и вверх на всем протяжении звучания.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки, и тогда таблица гласных может быть дополнена. См. таблицу гласных звуков и порядок их характеристики в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе».

Еще по теме Классификация гласных звуков русского языка:

  1. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»

Классифицировать гласные звуки значительно труднее, чем согласные. Это связано с отсутствием у гласных опреде­ленного фокуса образования (в § 11 уже говорилось о равномер­ном напряжении органов речи при произношении гласных звуков). С акустической точки зрения гласные противопоставляются друг другу более отчетливо, но линий противопостав­ления оказывается много, и свести их в единую стройную си­стему пока еще не удалось. Поэтому в языкознании чаще пользуются.классификацией гласных, основанной на артику­ляционных признаках, но учитывают при этом и акустические признаки гласных звуков.

Особое значение для классификации гласных имеет рабо­та языка и губ. Изменение положения языка меняет форму резонатора (см, § 10), что является источником большого раз­нообразия гласных. В работе языка важно учитывать 1) сте­пень его подъема; 2) место его л ротовой полости, 3) общее положение языка. При определении степени подъема языка различают верхний (рис. 8, а, б), средний ((рис. 8, в) И ниж­-

Рис 8. Профили положения языка при произноше­нии русских гласных: а _ [„); б - [у]; в - [о]; г - [а].

ний (рис, 8, г) подъем. Определяя место языка в ротовой по­лости, различают его продвинутость «перед (рис. 8, а), отодвинутость назад (рис. 8, б, в), нейтральное положение (рис. 8, г). Под общим положением языка понимают его сжа­тое, собранное положение (рис. 8, а, б) или вытянутое, плос­кое положение (рис. 8, г).

На этой основе принято различать гласные переднего, среднего и заднего ряда и верхнего, сред­него и нижнего подъема.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные, т. е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализо­ванные, произносимые без участия губ, с растянутыми, нена­пряженными губами. Лабиализованные гласные встречаются реже, но для многих языков они весьма характерны (напри­мер, для немецкого, французского). Степень лабиализации также различна, в некоторых языках она слабее. Примером может быть английский язык.

Соотношение различных типов гласных показано в табл. 2.

Таблица 2

Классификация гласных звуков

В основу классификации положены звуки русского языка (в таблице они выделены полужирным шрифтом). Звуки, характерные для других языков, приведены как примеры воз­можных типов звуков, неизвестных в русском языке. Лабиализованныеиные переднерядные гласные немецкого и французского языков переданы знаками й (немецкие uber - над, сверх, Backer - книги; французские la rue - улица, tu - ты), о (не­мецкое offnen-открывать, французское реи-мало). Знак ь передает ослабленный гласный, неопределенный по оттенку, встречающийся в безударных слогах (ср.: безударные гласные в русских словах город, выбор; английских along [э"1эт,]--вдоль, above (a"bAvJ - над, наверху, butter ["Ьлгэ] - масло и т. п.). Знак л - характерный для английского языка задне-рядный нелабиализованный гласный, как в словах соте [клт] - приходить, tun - бочка. Сходный звук встре­чается в первом предударном слоге в русском языке (ер. пре­дударный гласный в словах дрова (дрлва] и трава (трлва} Знак аэ передает звук, средний между |е] и (а], как в англий­ских словах: back [Ьжк] - спина, cap [кэер] - кепка; знак э - широкое открытое (о], характерное" для английского языка (op. dog - собака, ox - бык, song ] - песня).

Данное деление очень приблизительно, так как охватывает далеко не все звуки и не учитывает сложности гласных. Его основной недостаток - в установлении слишком резких гра­ниц между отдельными типами гласных, чего в действитель­ности нет. Поэтому такая таблица может быть принята лишь для ".начальной стадии изучения языка.

На начальных стадиях изучения языка пользуются упро­щенными схемами, построенными применительно к звукам одного языка. Например, применительно к звукам русского языка часто используют схему в виде треугольника, распола­гая знаки для звуков так, что они одновременно указывают и движение по ряду (в горизонтальном направлении) и по подъ­ему (в вертикальном направлении)

Такая схема очень удобна практически. Кроме того, она может быть осложнена включением значительного количеств различных промежуточных типов звуков. Л. В. Щерба, напри мер, устанавливает не три, а шесть ступеней подъема гласных. Гласные лабиализованные и нелабиализованные в этой схеме даются рядом. Гласные, более высокие по подъему, яв­ляются вместе с тем и более закрытыми, наоборот, гласные, более низкие по подъему, есть гласные более открытые.

Наиболее высокими и вместе с тем наиболее передними звуками являются неогубленный [i] и огубленный (лабиали­зованный) (Y]. Оба "звука известны, например, в немецком и французском языках (ср.: немецкое Tier - зверь и Тйг -дверь; французские tige - стебель и tu (ty: ] - ты). Гласные П] [V] представляются уже более отодвинуты­ми назад и менее высокими. I - передает открытый краткий звук, характерный для многих языков (ср. звук [Ц в немецком dick - толстый, английском city (- город), а его огубленный вариант [v] известен в немецком (например, fiinf -- пять).

Знаки е и -е передают закрытый (например, в немецком слове Meer [те: г] - море) и открытый (например, в немец­ком denn - так как) вариант неогубленных гласных, а 0 и се-соответственно огубленные варианты (ср.: француз­ские Ыеи [Ы0]-голубой и soeur -сестра) средних по подъему гласных звуков. Нижние переднерядные гласные (например, английский звук в слове cat - кошка) и (а] (например, французское masse - масса) не име­ют соответствующих огубленных парных звуков. Русское уда­ренное [а] несколько оттянуто назад, поэтому его обычно счи­тают гласным среднего ряда.

Среди гласных заднего ряда более широко представлены губные. Наиболее высоким по подъему является гласный [и], отличающийся большим разнообразием оттенков в разных языках. В итальянском это более закрытый звук, чем в рус­ском; в английском и немецком звук [и] продвинут вперед. Близкий к нему гласный [v] - более открытый (ср. немецкие: Bube (bu:be] - мальчик и gesund - здоровый). Не­губные гласные заднего ряда высокого подъема встречаются очень редко.

Гласные [о] («о» закрытое) и [э] («о» открытое) в разных вариантах представлены во многих языках (например, немец­кие Sohn -сьин и Stock -палка). Гласному [э] соответствует нелабиализованный гласный [л] (ср. англий­ские dog - собака и сир [кар ]-чашка).

Среди заднерядных гласных с низким подъемом встречает­ся губной гласный v типа очень открытого «о» (ср. англий­ское all [о: 1] - все) и негубной очень задний звук [а], встре­чающийся во французском и английском языках (ср. англий­ские bark - кора, part - часть и т. п.).

Примерами гласных смешанного ряда являются русский высокий по подъему звук [ы] и гласный среднего подъема, характерный, например, для английского языка: girl - девочка, colour [кл1э] - цвет,

Приведенные факты убедительно показывают разнообра­зие системы гласных в разных языках, ее сложность.

Последнее время Международной фонетической ассоциа­цией (МФА) была предложена новая классификация гласных, представленная в виде трапеции с 6 степенями подъема для передних и 5 - для задних гласных.

С акустической точки зрения гласные различаются сте­пенью сонорности (звучности) и высотой резонирующего (а не основного, который может быть одинаковым по высоте у ряда гласных) тона. Для русского языка эти различия можно пред­ставить в виде следующей таблицы.

Таблица 3

Акустические признаки гласных

Высота тона
Степень сонорности средний низкий
высокий
и ы У
Средняя. ....... э а о

Как видим, деление по высоте тона совпадает с рядом гласного, а по степени сонорности - с подъемом. Но и здесь указаны наиболее общие типы, между которыми" много пере­ходов. В некоторых языках, например в адыгейском, различия по сонорности «гласных составляют основу их вокализма, т. е. системы гласных (от латинского vocalis - голосовой).

Акустически гласные могут быть также чистыми (без носового призвука) и назализованными (носовыми), произносимыми при участии носовой полости (см. § 10).

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности (см. § 9). В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich - богатый и reach - достигать, sit - сидеть и seat - место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada - сто, puri - парус), долгие (ср.: saada - пришли, puuri - клетки) и сверхдолгие (saada - получить, puuri - в клетку).

Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие - открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных.

Существенным дополнительным признаком гласных яв­ляется напряженность - ненапряженность. При напряженной мускулатуре речевых органов стенки надгортан­ных полостей становятся твердыми, тогда звуки приобретают четкий ясный характер. При отсутствии такого напряжения гласные оказываются более вялыми. Степень напряженности гласных в языках различна. В русском языке гласные менее напряженны, чем, например, во французском, вокализм кото­рого характеризуется большей четкостью. Но и в пределах одного языка напряженность звуков разная. Ударенные глас­ные в русском более напряжены, чем безударные. Есть раз­ница и в произношении гласных верхнего подъема, когда мышцы речевых органов более напряжены, и среднего и ниж­него, когда напряженность меньшая, что приводит к ослабле­нию у гласного четких акустических признаков вследствие затухания тонов резонатора. Гласные верхнего подъема все­гда устойчивее, а гласные среднего и нижнего подъема легче ослабляются, редуцируются (см. § 17).

Очень важным для классификации гласных оказывается их деление на монофтонги и дифтонги.

Большинство звуков является монофтонгами (от гре­ческих слов monos - один, единый и phtongos - звук), т. е. однозвучными, цельными по составу, но наряду с ними встре­чаются звуки, представляющие собой сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Такие звуки называются двугласными, или дифтонгами (от греческого 1 di - дважды). Дифтонги известны многим языкам. Очень богата дифтонгами звуковая система английского языка, где встречаются дифтонги (time - время), - стол), {э1] (boy - мальчик), (go - 1 идти), (down -вниз), [Щ (here [Ыэ] - здесь)J [еэ] (chair ftj"es] - стул), (poor [риэ] - бедный) J В английском языке дифтонги могут, соединяясь с нейтральным гласным, давать еще более сложные сочетания из трем главных, произносимых в одном слоге, например: our [аиэ] -наш, flower [Ноиэ] - цветок, fire - огонь. В немецкой языке имеется три дифтонга: (ае] [ао], [о2)] (ср.: mein - моЯ Mai - май, Haus - дом, Auge - плаз, heute - сегодня и deutsch - немецкий). В русском и французском языках дифтонгов нет.

Дифтонги принято называть истинными, если оба звука у них равноценны (например, в латышском: tauta - нароЯ rneita - дочь), и ложными, если звуки неравноценна Дифтонги называются нисходящими, если у них первый эвЯ слоговой, а второй неслоговой. Таковы дифтонги в английском и немецком языках (ср.: английские boy - мальчяИ down - вниз; немецкие mein - мой, kaufen - покупать И Дифтонги, у которых слоговым является второй звук, а п(Н вый-неслоговым, называются восходящими. Такие дифточИ есть в испанском (duelo-траур, печаль; puerta-дверь, воров cuarto - четвертый), румынском и других языках. В некоторых языках возможны оба типа дифтонгов. Так, литовские дифтонги могут произноситься с нисходящей интонацией (kaimas - деревия, kaina - цена, sdule - солнце, viidas - лицо, juodas - черный) и с восходящей (vaikas - дитя, laukas - поле, muilas - мыло, ruduo - осень и т. д.).

Некоторые исследователи выделяют как особую категорию гласных дифтонгоиды, т. е. звуки, подобные дифтонгам. Так называют звуки, неоднородные на протяжении их произно­шения. Например, русское [о] начинается с небольшого эле­мента [у], а затем постепенно переходит к [о], звук [е] иногда начинается с элемента близкого к [\] и т.д.

В последнее время сравнительно широко стало использо­ваться противопоставление звуков по признаку диф-фузности -компактности. Компактными называются звуки, в спектрах которых расстояние между первой и второй формантами (см. § 9) незначительно, т. е. полосы усиления характерных для звуков частот сближены. Примерам могут быть русские гласные {а], [о]. При диффузных звуках рас­стояние между двумя полосами типичных частот, т. е. двумя формантами, значительно. Таковы русские гласные [и], {у}. Акустические различия компактных и диффузных звуков от­ четливо видны на спектрограммах (юм. § 25) этих звуков (рис. 9). Различение компактных и диффузных звуков свя­зано с разной формой ротового и глоточного резонаторов.

Рис. 9. Спектрограммы гласных звуков [а] - первая и [и] - вторая.

Деление на компактные и диффузные может быть распространено и на согласные звуки (компактными звуками являются [ш], [ч’], [ж], [р], [р’], [j] и т.д. Диффузными: [п], [п’], [б], [в’], [ф], [ф’], [в] и т.п. Что опять-таки подчеркивает условность противопоставления гласных и согласных. Приме­нительно к русскому языку интересную попытку построения единой классификации для гласных и согласных на основе акустических признаков сделал М. В. Панов.

§ 14. Фонетическое членение речи

До сих пор рассматривались отдельные звуки в их изоли­рованном произношении, но в речевом потоке такой изолиро­ванности нет и не может быть. Как показали исследования последнего времени, в потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Слог может состоять из одного звука, но значительно чаще в слог входит несколько звуков (ср.: о-кно, па-су, па-стух, ко-ню и т. п. - в произношении [а-кно], [па-су], (па-стух], [ка-н"у]). То, что слог - это наимень­шая произносительная единица, признается всеми, но при определении слога и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия. Старая точка зрения на слог, как на звукосочетание, произносимое одним выды­хательным толчком, опровергнута новейшими исследования­ми 2 ; ее несостоятельность можно считать доказанной. В на­стоящее время наибольшее распространение имеют два под-< хода (к пониманию слога. Одни исследователи исходят из акустической природы слога, другие при определении слога] и его выделении опираются на особенности артикуляции J Первая точка зрения наиболее отчетливо была представлена в работах датского языковеда Есперсена, который считали что слог - это сочетание более звучного элемента с менее звучным. Более звучный элемент становится слоговым, он выступает как слогообразующий звук, менее звучный является неслоговым и примыкает к более звучному. Наиболее звучными оказываются гласные, поэтому они и выступаю! в роли слогообразующих звуков (ср.: кни-га, и-ди, ро-лш и т. п.), но если в слоге нет гласного, слогообразующим становится согласный, опять-таки самый звучный, например, в чешском языке <в односложных словах krb (очаг, каминЯ krk (шея), prst (палец) и т. п. слоговым будет согласный [■ в русских сочетаниях тс, тш (призыв к тишине) слоговые являются звуки fie] и [ш], которые все же более звучны, чЩ глухой смычный [т]. Граница слога при таком понимании проходит в месте наибольшего ослабления звучности, т, е. после гласного перед согласным (ср.: при-шли, па-стух и т. п.).

Акустический подход к слогу разделяется и многими со­ветскими исследователями. Так, Н. И. Жинкин считает, что «слог акустически есть не что иное, как непрерывное нара­стание и падение интенсивности звука, воспринимаемого слу­хом как дуга громкости».

Другой подход к слогу представлен в работах Л. В. Щербы. Л. В. Щерба считает, что в основе слогоделения лежит нарастание и ослабление мускульного напряжения. Целост­ность слога определяется тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Границы слога совпа­дают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения, т. е. это граница между двумя импульсами мускульного на­пряжения. Практически оба подхода совпадают, так как вершина мускульного напряжения обычно связана с наибо­лее сонорным (звучным) звуком.

Слоги могут иметь разную структуру. Так, по расположе­нию слоговых и неслоговых звуков принято выделять не­сколько типов слогов. Слог называется неприкрытым, если ш начинается со слогового звука, и прикрытым, если он начинается с неслогового звука, например, в слове о-са первый слог о - неприкрытый, а второй - са - при­крытый. Слог, кончающийся иа слоговой звук, называется открытым, а на неслоговой - закрытым, например, в слове до-мов (первый слог открытый, а второй - закрытый.

Если слоговой звук обозначить буквой а, а неслоговой буквой /, то можно схематически представить следующие возможные типы слогов:

а - неприкрытый, открытый;

ta - прикрытый, открытый;

аt- неприкрытый, закрытый;

tat - прикрытый, закрытый.

Следует учесть, что неслоговых элементов может быть несколько. В приведенных выше примерах (кни-га, и-ди, па-стух, он, ро-ли, чешское krk) имеются неприкрытый, от­крытый слог (и в и-ди); прикрытые открытые слоги (кни-га, ди в и-ди, па в па-стух, ро-ли); неприкрытый закрытый (он); прикрытый, закрытый {-стух в па-стух, чешское krk).

В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что связано с особенностями слогоделения в разных языках. Для русского языка характерно преобладание открытых сло­гов. Это связано с тем, что в русском языке слогораздел (граница слога) обычно проходит после звука, обладающего наибольшей звучностью. Эта особенность строения русского слога называется законом возрастающей звучности. Поэтому для русского языка типично деление на слоги по-дбор, про­смотр, то-чка, а-ктер и прочее, а не под-бор, прос-мотр, точ­ка, ак-тер. В русском языке редко граница слога проходит между согласными. В современном французском языке, на­оборот, граница слога часто проходит между сочетаниями согласных (ср.: ac-teur, dis-irait - рассеянный, absent - отсутствующий, ad-ver-saire - противник и т. п.).

Наблюдая за звучащей речью, мы выделяем в ней более крупные фонетические единицы - такты.

Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Иногда такт может включать только один слог. Самостоятельны слова обычно имеют собственное ударение, служебные слов чаще безударны и примыкают к ударным, но иногда ударение переносится на служебное слово, а безударным оказывается знаменательное слово. Если безударное слово сто перед ударным, то оно называется проклитикой, а если после ударного, то энклитикой. Например, в предложении День на день не приходится первый такт состоит одного слога, второй - из двух, а третий - из пяти. Во втором такте ударение перешло на предлог и слово день ста энклитикой. В предложении В снопы / перевяжут / на риг свезут предлог на является проклитикой.

Как видим, границы слова и такта могут и не совпадать. Многие исследователи не считают необходимым выдел речевой такт и говорят о фонетическом слове, s «большом слове» (А. Н. "Гвоздев), а сам термин «речевой такт употребляют со значением: «отрезок речи между двумя паузами».

Не всеми языковедами принято и понятие синтагмы как единицы фонетического членения речи, наиболее обоснованное Л. В. Щербой, который под синтагмой понимал интонационно неделимую единицу речевого потока (внутри синтагмы не может быть пауз), связанную с синтаксической и смысловой стороной речи. Например, в предложении По­среди дремучего леса /на узкой лужайке/ возвышалось ма­ленькое земляное укрепление выделяется 3 синтагмы. Иссле­дования по речеобразованию, проведенные в институте физиологии им, И. П. Павлова, подтвердили правомерность выделения синтагмы как особой артикуляционной единицы, связанной со смыслом, содержанием речи. Целостность синтагмы создается интонационными средствами (см. § 15).

Некоторые ученые выдвигают понятие фразы как самой крупной фонетической единицы, представляющей фонетиче­ски цельную часть предложения или охватывающей несколь­ко предложений. Однако общепринятого точного определения понятия фонетической фразы в науке нет.

Акустические и артикуляционные признаки звуков речи
Гласные Согласные
- тональные звуки
- образуются без участия преграды на пути воздушной струи - образуются с помощью преграды (сомкнутые губы - [б], [п], щель между языком и твердым нёбом - [х] и т. д.)
- не различаются по способу и месту образования - дифференцируются по месту и способу образования
- при образовании гласных органы речи напряжены равномерно - при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда
- воздушная струя слабая - воздушная струя сильная
- слогообразующие - не могут самостоятельно образовать слог (кроме сонорных)
Сонорные согласные (промежуточное положение)
- способны образовывать слог - образуются с помощью преграды,
- различаются по способу и месту образования
- преобладание тона - образуются с участием шума

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к нёбу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема - [и], [ы], [у]; среднего подъема - [э], [о]; нижнего подъема - [а].

По ряду (движение языка по горизонтали - вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда - [и], [э]; среднего ряда - [ы], [а]; заднего ряда - [у], [о]. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда - движением языка назад.

По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (от латин. labia - «губы»), и негубными , или нелабиализованными . Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда - [у], [о].

Таблица классификации гласных звуков (фонем)

Ряд Подъем Передний Средний Задний |
негубные негубные губные
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и] есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытый»; в более точной транскрипции это [и э ], т.е. «[и], склонный к [э]». Есть «[э] закрытый» - звук, отличающийся от [э] большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка; в более точной транскрипции это [э и ].



Гласный [ъ] - один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например, в словах п[ъ]роход, в[ъ]допад, гор[ъ]д, обл[ъ]ко, вып[ъ]х[ъ]тъ

Гласные [а], [э], [о], [у], произносимые между мягкими согласными, продвинуты вперед и вверх по с сравнению с [а], [э], [о], [у]: пять [п"ат"], петь [п"эт"], тётя [т"от"ъ], тюль [т"ул"].

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э]нна, м[э]р, ш[э]ст.

Классификация гласных и согласных звуков наглядно представлена в таблице (отдельный файл).

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Во-первых , качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи.

Характером преграды определяется способ образования согласного звука.

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).

При образовании смычных согласных активный орган речи плотно смыкается с пассивным и воздушная струя, преодолевая эту преграду, производит характерный шум. Воздушная струя может силой своей разомкнуть смычку, и в таком случае происходит выхлоп воздуха, напоминающий взрыв, или же обойти смычку (по бокам преграды, через носовую полость). Поэтому смычные согласные подразделяются на смычно-взрывные : [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"1, [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"] и смычно-проходные : [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"]. Смычно-проходные согласные можно дифференцировать по тому, как воздушная струя обходит смычку. Если она минует смычку, выходя через полость носа, то возникают смычно-проходные носовые согласные [м], [м"], [н], [н"]; если же воздушная струя обтекает смычку по бокам, то возникают смычно-проходные боковые согласные [л], [л"].

При образовании щелевых согласных активный орган речи не смыкается, а сближается с пассивным, образуя щель. Воздушная струя, проходя через щель, трется о стенки щели, что и вызывает характерный шум. Щелевые согласные поэтому иначе еще называют фрикативными (от латин. fricare - «тереть, тереться»). Щелевыми в русском языке являются: [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж" долгий, мягкий], [ш], [ш" долгий, мягкий], [х], [х"] й [j].

Слитных согласных, или аффрикат , в русском языке всего два звука - [ц], [ч"]. Способ их образования совмещает смычку и щель: органы речи, сомкнутые в начале артикуляции, плавно размыкаются, создавая щель. Звук [ц] по способу образования можно представить как слитное произнесение смычного [т] и щелевого [с], а звук [ч"] - как слитное произнесение мягкого смычного [т"] и мягкого щелевого [ш"].

Имплозивные (или сомкнутые) согласные содержат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффрикатами: о [тт]уда, о [т"т"]епелъ, по [д-д]омом, по [д"д"]елка, зна [к к]озерога, утю [г г]орячий, о[тц]а , пла [т ц]целый (плат и плац), пе[т" ч"]асто (петь и печь).

Дрожащие согласные, или вибранты , в русском языке - это [р] и [р"]. При их образовании кончик языка слегка загибается кверху и под воздействием воздушной струи вибрирует, дрожит, чем и создается характерный шум.

Во-вторых , качество согласных звуков зависит от места образования преграды, от того, какие активные и пассивные органы образуют преграду . По активному органу, участвующему в создании преграды , согласные делятся на губные и язычные . В образовании губных согласных активное участие принимает подвижная нижняя губа, которая может смыкаться с верхней губой или сближаться с верхними зубами. Губных согласных в русском языке сравнительно немного: [б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [м], [м"]. Все остальные согласные язычные. Язычные согласные подразделяются на три группы в зависимости от того, какая часть языка смыкается или сближается с пассивным органом речи: переднеязычные - [д], [д"], [т], [т"], [ц], [ч"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж"долгий мягкий], [ш], [ш" долгий мягкий], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"] среднеязычный - й [j]; заднеязычные - [г], [г"], [к], [к"], [х], [х"].

По пассивному органу, участвующему в создании преграды , согласные делятся на губные , зубные и нёбные . Пассивным органом выступает верхняя губа при образовании губных согласных [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]; зубными являются согласные [в], [в"], [ф], [ф"], [д], [д"], [т], [т"], [ц], [з], [з"], [с], [с"], [н], [н"], [л], [л"];_ нёбные согласные подразделяются на передненёбные - [ж], [ж" долгий, мягкий], [ш], [ш" долгий, мягкий], [ч"], [р], [р"]; средненёбные - й [j], [г"], [к"], [х"]; задненёбные - [г], [к], [х]. Таким образом, если, например, согласный [б] характеризуется как губно-губной, а [в] - как губно-зубной, это означает, что преграда в первом случае образуется с помощью губ, а во втором случае - с помощью губы и зубов.

В-третьих , качество согласных зависит от работы голосовых связок , т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков . По данному признаку согласные делятся на сонорные и шумные . У сонорных тон преобладает над шумом. К сонорным в русском языке относятся: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], й [j].Все остальные согласные шумные. Шумные согласные подразделяются на две группы: звонкие - [б], [б"], [д], [д"] [г], [г"], [в], [в"], [з], [з"], [ж], [ ж" долгий, мягкий]. Им соответствуют глухие - [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [ш" долгий, мягкий]. Не имеют звонких пар глухие согласные [ц], [ч"], [х].

У Л.Л. Касаткина: Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: пла [дз]дарм, Шпи [дз]берген, коне [дз] года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [д"ж"]. Перед звонким шумным согласным на месте [ч"] произносится [д"ж"]: мя [д"ж"] забили, до [д"ж"] говорила. Звук [у ] составляет звонкую пару [х] и произносится, например, в словах двух [у ] годичный, мо [у ] зелёный, и [у ] ждали.

У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары: [м] - [м], [м"] - [м"], [р]-[р] [р"]-[р"] [л]-[л], [л"]-[л"] и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих , смыс [л], мыс[л"], пес [н"], кос [м]. Глухой [j] - пара звонкому сонорному [j] - возможен на конце слова, особенно в эмоциональной речи: Oтда [j]! Omкро [j]! Сто [j]!

Звонкие согласные отличаются от глухих тем, что в их образовании участвует тон, а глухие согласные состоят из одного шума.

В-четвертых , качество согласных звуков зависит от положения средней части спинки языка . Если она приподнимается к нёбу, то образуется мягкий согласный звук. Иначе говоря, разница между, например, [д] и [д"] только в том, что средняя часть спинки языка совершает дополнительное движение, приподнимаясь к твердому нёбу, при образовании звука [д"]. Мягкими , или палатализованными (от латин. palatum - «нёбо»), согласными в русском языке являются: [б"], [п"] [в"], [ф"], [м"], [д"], [т"], [з"], [с"], [н"], [л"], [р"], [г"], [к"], [х"], й [j], [ч"] [ж" долгий, мягкий], [ш" долгий, мягкий]. Все мягкие согласные, кроме только твердых [ц], [ж], [ш] и только мягких [j], [ч"], [ж" долгий, мягкий], [ш" долгий, мягкий], имеют твердые пары.

В учебнике Л.Л. Касаткина: Звук [ц] твердый, а мягкий [ц"] произносится, например, на месте [т"] перед [с"]: пя [ц"]ся, ма [ц"] Серёжи. Звук [ч"] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу [ч]ше (ср. лу[ч"]), о [ч]шатнутъся, по [ч]шутить. У твердого звука [ш] мягкая пара [ш"]: [ш"] чаем, мо [ш"]ный, [ш":]ука. У звука [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во [ж":]и , дро [ж":]и, ви [ж":]атъ. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие говорящие на литературном языке (допустимо и произношение [ж:] на месте [ж":]).

Только у звука [j] не может быть твердой пары, поскольку у него поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуляция, без которой никакого согласного звука вообще не возникает.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию . Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами . Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - "губа"), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т. п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Гласные - это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный гон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка -

это тс резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках: участии губ; степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу; степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

  • 1. По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или н е л а б и а л и з о в а н н ы е). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а|, [э], [и], [ы] Iпогубленные.
  • 2. По степени подъема языка по вертикали по отношению

к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и],

[ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема: [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта; поэтому гласные верхнего подъема называют также узки м и. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта; поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

3. По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а]; заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего, среднего или заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а].

Но деление на три подъема и три ряда не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют "[и] открытый"; в более точной транскрипции это [и э ], т.е. "[и], склонный к [э]". Есть "[э] закрытый" - звук, отличающийся от [э] несколько большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка; в более точной транскрипции это [э и ] или [э]. Таким образом, открытые и закрытые гласные - это "оттенки" звуков, произносящиеся с несколько большей открытостью/закрытостью рта и несколько меньшим/большим подъемом языка.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальной (хотя и в ней показаны, конечно, не все русские гласные):

Гласный [о] произносится, например, в словах по]роход, горэ]д. Изолированно его можно произнести, если образовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [а] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п"ат"], петь [п"эт"], тётя [т"бт"э], тюль [т"ул"].

Гласный [э] произносится под ударением после твердого согласного: м[эр, ш[эст. (Для обозначения этого гласного употребляется знак [ „ ] иод буквой - знак Международного фонетического алфавита, указывающий на отодвинутость гласного назад.)

Гласные [и э ], [ы э ], м бывают только в безударном положении: [и э ]скрйтъ, д[ы°]шй, е[а э ]да. У некоторых говорящих вместо [а°] звучит [д] - неогубленный гласный, но положению языка средний между [а] и [о].