Водоросли опорный конспект. Конспект на тему водоросли

Методическая разработка открытого урока.

Тема: « Водоросли. Общая характеристика ».

Тип урока: изучение нового материала.

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Предметные результаты: – формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

    Показать особеннос ти клеточного строения водорослей;

    Формировать умение вести научный диалог;

    Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация « Водоросли. Общая характеристика».

Дидактический и раздаточный материал: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, живые представители высших и низших водных растений, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

Учащиеся: 6

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель: Какое царство живой природы мы изучаем в этом году?

Учащиеся : Растения.

Р.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите???

Учащиеся: царство «растения» зеленым цветом.

Учитель: Почему???

Учащиеся: они имеют хлоропласты, для них характерен процесс фотосинтез.

Хорошо.

Р.

фотосинтез

хлоропласты

Работа учителя со схемой.

Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. Какие отделы вы знаете? ( покрытосеменные, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли ).

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами, работая в группах.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока .(15 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с внешним и внутренним строением растений, а также классифицировали их на низшие и высшие. Сегодня мы с вами переходим к изучению непосредственно отделов растений. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке вы попробуйте ответить мне сами после выполнения следующего задания.

Учащимся, необходимо решить несложные примеры, заменить числовые ответы на буквы, самостоятельно узнать тему урока.

24, 29, 56, 29, 100, 29, 44, 82 , 123

В О Д О Р О С Л И

54-25=О 134-34=Р 26+56 =Л 12+12=В, 24+32=Д 56-12=С 165-42=И

Учитель: Какой отдел мы сегодня на уроке будет изучать?

Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся формулируют варианты тем.

Работа учителя со схемой.

Р.

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Тема урока: Путешествие в мир водорослей.

Учитель: Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле. А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня с вами узнать?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, целью нашего урока: Познакомиться с внешними признаками отдела водоросли. Сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему на доске.

4. Изучение нового материала (беседа учителя с учащимися)

Учитель: Первое путешествие мы совершим с вами туда, где обитают водоросли. Но у меня к вам вопрос. Почему не все водоросли зеленые? Посмотрите на таблицу. Эти водоросли, почему то красные и бурые. Может кто-то мне объяснит?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с научной статьей, и после мы определим, кто же из вас был прав.

Индивидуальная работа учащихся с научной статьей (приложение 2 ).

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В какой среде обитания живут водоросли?

2. А каких представителей водорослей вы знаете?

3. На какие группы мы можем с вами классифицировать все водоросли? (одноклеточные и многоклеточные)

4. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

6. На каких глубинах обитают красные и бурые водоросли? (более 200 м )

7. Какие лучи они поглощают? (остатки радуги )

8. Идет ли фотосинтез у красных и бурых водорослей? (да )

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление, связанное с процессом фотосинтеза. Итак, подтвердилась ли ваша гипотеза?

Учащиеся: да (нет)

1. пигмент

водоросли

хлоропласты

фотосинтез

Окраска

Минутки релаксации «Мир в капле росы». (2мин) На уроке в средней школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минутка отдыха. Удивительная музыка и яркие картинки помогут не только снять напряжение на уроке, но и увидеть необыкновенную красоту окружающего мира. Дети смогут понять и почувствовать, что такой хрупкий мир нужно беречь.

А чем же отличаются водоросли от других отделов растений? Чтобы ответить нам на этот вопрос, давайте выполним следующее задание:

Индивидуальная работа и в парах.

Задание.

1. Рассмотрите в стаканчиках под номерами 1 и 2 водные растения.

2. Сравните эти растения по внешнему виду и определите, в каком из стаканчиков находится водоросль, а в каком нет.

3. Заполните сравнительную таблицу в тетради.

3. Докажите почему.

Учащиеся определяют, в каком стаканчике водоросли и доказывают: так как у них нет органов, следовательно, водоросли относятся к низшим растениям (материал по высшим и низшим изучался на прошлом уроке).

Учитель продолжает заполнять схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

Учитель: И у нас с вами остался последний вопрос: Для чего же необходимы водоросли в природе и окружающем мире? Посмотрите пожалуйста на слайд и попытайтесь сформулировать для чего нужны водоросли?.

Учитель дополняет схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

Р.

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

3. Роль в природе

Учитель предлагает учащимся по желанию дать общую характеристику отделу водоросли по схеме у доски. Затем обобщает материал по схеме на доске.

I V . Закрепление.(10 мин).

А сейчас я предлагаю вам выполнить ряд заданий в качестве закрепления и проверки полученных знаний: ……ребусы, убрать лишнее, вставить пропущенные слова.

На этом наше путешествие в мир водорослей закончено.

V .Подведение итогов. (2-3 минуты) Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки (приложение 4). Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

VI . Домашнее задание:

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

По выбору

1. Учебник стр.93(прочитать).

2. Общая характеристика водорослей (пересказ по схеме).

3. C оставить кроссворд на данную тему.

Урок наравленный на ознакомление учащихмя с признаками строения и жизнедеятельности одорослей как представителей низших растений.


«6 класс Тема Водоросли»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» имени А.С. Пушкина

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по биологии

На тему: «Водоросли» для детей 6 класса

Спиридонова Наталья Васильевна

Учитель биологии

Бузулук

Технологическая карта урока


Предмет - биология
Класс - 6
Тема урока: Водоросли

Тип урока – «открытие» новых знаний

Ресурсы: учебник Т.А.Исаева, Н.И.Романова «Биология», презентация, компьютер,

Цель урока: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений

План урока:

1. Общая характеристика водорослей.

2. Клеточное строение водорослей

3. Размножение водорослей

Основные понятия: слоевище, водоросли, спора

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по гербарию);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов.

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Формирование ценностного отношения к природе и научной картины мира;

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Вы все пришли сегодня в класс,

Я очень рада видеть вас.

Пусть в дневник летят пятёрки,

И немножечко четвертки.

Тройка, двойка – не друзья.

Их в дневнике иметь нельзя.

В классе так заведено, все мы вместе заодно,

Все мы дружна семья, хоть отдельный каждый я.

Сегодня на уроке мы будем работать группами, но и в групповой работе вы проявите себя как личность.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве... Разве не так начинается множество сказок? Герои моей сказки вовсе не сказочные существа.
Царства... Именно так ученые назвали очень большие группы живых существ, в которые они объединили жителей нашей планеты. Царство бактерий, царство грибов, царство растений и, наконец, царство животных, к которому принадлежим и мы с вами. Эти царства не имеют ни границ, ни правителей, а все вместе они образуют биосферу - живую оболочку нашей планеты

2 этап.

Мотивация(создание проблемной ситуации)

Проверка изученного материала - Тестирование

Просмотр слайд-шоу (Слайд 1-6) с водоемом «цветущим» с сопровождением фонограммы из мультфильма «Буратино». Тина – скопление живущих в воде растений в основном водорослей .

Ученые уже давно установили, что причиной цветения водоемов является развитие в воде множества микроскопических водорослей, которые используют для своего роста, имеющиеся в воде питательные вещества, тепло и световую энергию солнца.
Могут ли эти микроскопические водные растения быть полезны человеку?
Обычные зеленые микроводоросли хлорелла (слайд 7) и сценедесмус (слайд 7) - чрезвычайно богаты белками. Если в пшенице содержится белковых веществ до 26,3 процента от сухого веса, а во ржи до 17 процентов, то у хлореллы содержание белка достигает 85 процентов, а у сценедесмуса - около 40 процентов. Зеленые водоросли богаты и другими питательными веществами. Получена, например, хлорелла. содержащая до 82 процентов жира. А содержание витамина С в хлорелле такое же, как и в лимоне; микроводоросли в значительном количестве содержат и другие витамины.
Хотя возможность пищевого использования водорослей должна еще исследоваться, несомненно, что эти растения имеют большую кормовую ценность и могут применяться как корм для рыб и скота. Немецкие ученые производили опытное кормление крыс сценедсмусом и установили, что этот необычный корм не вызвал у них никаких заболеваний (в частности, не развилось заболеваний печени, как это происходит, например, при кормлении их дрожжами, шампиньонами, плесневыми грибками и некоторыми другими бактериями). По опытам, произведенным в США, зеленые водоросли могут использоваться и в пище человека (в качестве приправы к супу). Еще более очевидна возможность использования микроскопических водорослей в разнообразных технических целях.

Учащиеся предлагают свои предположения.

Учащиеся приводят примеры, которые позволят составить определенное мнение по этому поводу

3 этап. Актуализация знаний

Теперь обратимся к нашему природному явлению.

Какой цвет приобрела вода?

Чем это можно объяснить?

Посмотрите на пробирку с водой, в которую я набрала воды из емкости, в которой вода простояла более месяца. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана?

Выполняют задание №1 (работа в группах)

Проанализируйте стихотворение, в котором говорится о знакомом вам процессе.

Листок зеленый-

Труженик хваленый.

Лучик света он поймал

И в сахар упаковал.

Предположение: есть свет, вода и углекислый газ (воздух)

Предположение: водоросли

Предположение: водная среда
Предположение: растут в воде.

Ответ учащихся

Фотосинтез - это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

Наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

В клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.

Целеполагание

и планирование

Беседа с учащимися.

Какое предположение следует сделать из ваших выводов о тех объектах, которые мы видим на слайдах 1-6?

    Как называют растения, которые обитают в воде?

    Какое предположение можно сделать?

    Значит все растения, которые растут в воде, водоросли?

    Как это можно доказать или опровергнуть?

Как думаете, как можно сформулировать тему урока?

Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока? (Слайд 8)

Формулируют тему урока «Водоросли»

Узнать особенности строения и жизнедеятельности водорослей

Изучить строение водорослей

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

клетка хламидомонады

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. (Слайд 9)

Выполните задание №2

У меня есть приз для самых активных и внимательных (банка морской капусты). Он достанется тому, кто ответит на все вопросы по фильму «Водоросли»

Если мы посмотрим видеофрагмент учебного фильма «Водоросли», мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое.

С чем это связано?

На какие группы мы можем разделить водоросли по строению?

Какое строение имеет тело многоклеточной водоросли? Физминутка.

Выполните задание №3 : заполните в бланке ответов терминологические понятия «слоевище».

Подпишите части слоевища многоклеточных водорослей. Какие части вы выделили, какую роль играют выросты? К чему они крепят водоросли?

Если растения прикреплены к дну, как мы можем их назвать? Сформулируйте понятие донные водоросли. Вспомните, где в воде находится известная нам хламидомонада, спирогира? Как можно назвать такие водоросли?

Учащиеся сравнивают строение клетки водорослей и растительной клетки, и приходят к выводу, что хламидомонада растение.

Выполняют задание №2 в тетради. Составить схему «Строение хламидомонады».

    оболочка – прозрачная, целлюлозная, защитная функция;

    цитоплазма – вязкая;

    ядро – наследственная информация;

    хроматофор – чашеобразный, содержит хлорофилл (пиреноид – запас крахмала);

    светочувствительный глазок.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

В хлорелле насчитывается 13 разных витаминов (по их содержанию она приравнивается к лимону). В процессе фотосинтеза хлорелла способна выделять объем кислорода, в 200 раз превышающий ее
собственный объем. Имеет широкое практическое применение. В 1960гхлорелла облетела вокруг Земли на советском корабле-спутнике. Широко обсуждалась возможность использования этой неприхотливой и быстро размножающей водоросли во время космических полетов, где она смогла бы выделять кислород для дыхания космонавтов, очищать использованную воду, служить им пищей.

Сейчас хлореллу часто добавляют в корм для скота.

Рассматривают воду из пруда, делают выводы. Рассматривают морскую капусту.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Проводится тестирование по теме «Водоросли».

Проводится взаимопроверка по формуле

Ку= a/p где Ку – коэффициент усвоения а – количество правильных ответов в тесте р – количество вопросов

Оценки выставляют из расчета:

Ку = 7 - «отлично»

Ку = 6 - «хорошо»

Ку = 5 - «удовлетворительно»

Ку =4 - «плохо»

8 этап. Домашнее задание

п.34 , 35 Сделать контурный рисунок к теме стр. 131 рис. 68

Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль»

Задание для итогового контроля:

Оценка качества освоения слушателями дополнительной профессиональной программы «Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС ООО» осуществляется в виде зачетной работы

– конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО (с использованием одной из современных технологий).

Итоговая зачетная работа включает :

    Титульный лист.

    Технологическая карта урока.

Требования к разработке конспекта урока

    Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода :наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

    Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий :познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

    Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.

    Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.

Требования к оформлению итогового задания

Материалы (объем конспекта урока – от 5 до 7 страниц) в формате текстового процессора Microsoft Word. Формат страницы – А 4, поля: 2 см; шрифт Times New Roman, 14; интервал –1,5, абзацный отступ – 1,25 см, форматирование по ширине страницы.

Зачетная работа должна быть написана с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям. В тексте ссылки оформляются в квадратных скобках, с указанием порядкового номера источника и страницы.

Просмотр содержимого документа
«Проверка изученного материала Тест Половое размножение растений»

Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 1

1.Органами полового размножения цветка являются …

А) Чашелистик и пестик Б) Чашелистик и тычинка

В) Пестик и тычинка Г) Тычинка и лепесток

2.Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика называется …

3. Слияние спермия и яйцеклетки называется …

А) Оплодотворение Б) Опыление В) Созревание Г) Обогащение

4.Внутри зародышевого мешка у растений развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Пыльцевые зерна Г) Пыльники

5.У цветковых растений оплодотворение является ….

А) Одиночным Б) Двойным В) Тройным Г) Все ответы верны

6.Яркие лепестки растений служат для …

А) Украшения растения Б) Привлечения насекомых-опылителей

В) Являются органами бесполого размножения

Г) Являются органами полого размножения

7. Семязачаток находится в …

А) Пыльнике Б) Яйцеклетке В) Завязи Г) Спермии

8. Из зиготы с диплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Запас питательных веществ для будущего зародыша

В) Семена Г) Зародыш

9. Из зиготы с триплоидным набором хромосом развивается …

А) Эндосперм Б) Споры В) Семена Г) Зародыш

Тест по биологии в 6 классе «Полое размножение растений»

Вариант 2

1. Размножение – это:

А - увеличение числа особей Б - увеличение размера организма

В - образование новых побегов

2. Различают два способа размножения растений:

А – половое и бесполое Б – спорами и черенками В – побегами и листьями

3. Женскую половую клетку цветкового растения называют:

А – спермий Б – пыльцевое зерно В - яйцеклетка

4. Оплодотворение – это:

А - перенос пыльцы насекомыми Б - слияние мужской и женской гамет

В - попадание пыльцы на рыльце пестика

5. Плод образуется из:

А - рыльца пестика Б – пестика В - завязи пестика

6. Яркая окраска и наличие нектарников характерны для цветков, опыляемых:

А – ветром Б – искусственно В - насекомыми

7. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют:

А – обоеполыми Б – двудомными В - раздельнополыми

8. Перенос пыльцы с одного растения на другое называется:

А - искусственное опыление Б - перекрёстное опыление В – скрещивание

9. У растений в пыльцевых зернах развиваются …

А) Яйцеклетки Б) Спермии В) Завязи Г) Семязачатки

Просмотр содержимого документа
«Тест водоросли»

Тест водоросли

Выберите ОДИН верный ответ:

1. Одноклеточной водорослью является

А) спирогира б) улотрикс в) хлорелла г) ламинария

2. Хроматофор имеет форму незамкнутого кольца у

А) спирогиры б) хламидомонады в) улотрикса г) ульвы

3. Во время «цветения» мелких водоемов в воде часто встречается

А) спирогира б) хламидомонада в) улотрикс г) ламинария

4. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит

А) фотосинтез б) образование гамет в) клеточное дыхание

5. При неблагоприятных условиях хламидомонада размножается

А) половым путем б) бесполым путем

6. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за

А) низких температур б) недостатка органических веществ

в) недостатка минеральных веществ г) недостатка света

7. Хлореллу используют при биологической очистке сточных вод, потому что она

А) выделяет много кислоты б) активно поглощает органические вещества

В) выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества

2. Изучить строение водорослей


Тема: Водоросли

Растительная клетка

Хламидомонада

Водоросли — это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Гетерогенная экологическая группа преимущественно фотоавтотрофных одноклеточных, колониальных или многоклеточных организмов, обитающих, как правило, в водной среде.

Общая характеристика водорослей:

  • Тело не расчленено на органы (у многоклеточных); отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом).
  • Нет специализированных тканей.
  • Клетки содержат хлорофилл. Происходит фотосинтез. Фотоавтотрофного питание.
  • Размножение: бесполое, половое и вегетативное.
  • Распространение в воде: во взвешенном состоянии (планктон); на границе «вода-воздух» (нейстон); на дне или на значительной глубине (бентос); на подводных скалах (перифитон).

К водорослям относят различное число (в зависимости от классификации) отделов эукариот , многие из которых не связаны общим происхождением. Также к водорослям часто относят синезелёные водоросли или цианобактерии , являющиеся прокариотами . Традиционно водоросли причисляются к растениям.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые в. встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

  • Класс волосковые — наиболее примитивные одноклеточные в. со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.
  • Класс протококковые — одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы
  • Класс улотриксовые — имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища.
  • Класс жаровые - строением напоминают высшие растения — хвощи.
  • Класс сифоновые - внешне похожи на другие в. или на высшие растения, состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль — хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок — это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит ) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные в.

Спирогира — пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

Отдел бурые водоросли

Многоклеточные морские водоросли . Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато- бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие в. в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность — сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу.

Значение водорослей

Водоросли — первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные в. являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных. В. обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

Таблица «Водоросли»

Конспект урока «Водоросли». Следующая тема:

Это конспект по теме «Низшие растения. Водоросли» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

МОУ «Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина»

Мантуровского района Курской области

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

по теме «ВОДОРОСЛИ»

Учитель биологии:

Винюкова Зоя Дмитриевна

с. Ястребовка

октябрь – 2016 года

Урок биологии в 6-м классе

по теме "Водоросли"

Учитель биологии МОУ "Ястребовская средняя общеобразовательная школа имени И. И. Золотухина"

Винюкова Зоя Дмитриевна

Тип урока - комбинированный.

Методы : рассказ, беседа, демонстрационная лабораторная работа, работа с тетрадью, работа в рабочей тетради по биологии, презентация по теме.

Оборудование : таблицы: "Строение и размножение одноклеточных зелёных водорослей", «Строение и размножение зелёных нитчатых водорослей"; микроскоп; "цветущая вода"; пипетка; покровное стеклышко; предметное стекло, презентация " водоросли".

Цели:

Познакомить обучающихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания обучающихся о высших и низших растениях;

Дать представление о многообразии водорослей

Развивать любознательность,

Воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

1.Организация обучающихся на работу

2.Опрос обучающихся по вопросам:

1) Разнообразие растений и их роль в природе.
2) Значение растений в жизни человека.

3) Что изучает ботаника

3.Изучение нового материала.

1) Сегодня мы начинаем изучение особой группы растений, которые называются водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.

Фронтальная беседа:

1. Что такое водоросли?

2. Где они встречаются?

3. В каких водах могут жить водоросли?

4. Имеются ли водоросли в нашей местности?

5. К какой группе растений относятся водоросли к высшим или низшим растениям?

6. А в чем отличие низших растений от высших?

Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых древних растений, поэтому они имеют более простое строение.
Водоросли относятся к низшим растениям.
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется талломом или слоевищем, вместо корней у них ризоиды - корнеобразные выросты.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

3) Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров

Самостоятельная работа

В рабочей тетради заполнить таблицу:" Разнообразие водорослей"

Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада, хлорелла.

Спирогира, улотрикс, ламинария.

Демонстрационная лабораторная работа

Задание №1

Поместим на предметное стекло каплю" цветущей воды" и рассмотрим её под микроскопом. Мы увидели множество одноклеточных организмов, подробнее строение одноклеточных рассмотрим на таблице" Строение одноклеточных водорослей"

Задание№2

Найти черты сходства и черты различий одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Задание№3

Зарисовать строение одноклеточных зелёных водорослей хлореллы и хламидомонады.

Объяснение сопровождается слайдами - презентация на тему: Водоросли.

Одноклеточные водоросли.

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой. Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксисом. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем.

Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.

Многоклеточные водоросли.

К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

4) Роль водорослей в природе :

    В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.

    Пища для многих морских животных.

    Приют для рыб и многих других животных.

    Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.

    Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.

    Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

5) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:

    Являются продуктами питания для человека.

    Используются в качестве добавки к корму для скота.

    Изготовление удобрений.

    Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).

    Биологическая очистка сточных вод.

    Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

6) Вред, наносимый водорослями:

    Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.

    Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.

    Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

4. Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда.

1. Оплодотворенная яйцеклетка.

2. Половая клетка.

3. Группа отделов низших растений.

4.Зеленая нитчатая водоросль.

5.К этим водорослям относится хламидомонада.

6. Морская капуста.

7. Способ питания водорослей.

Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.

5.Итог урока. Выставление отметок.

6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу в рабочей тетради:

Название водоросли.

Название отдела.

Одноклеточная или многоклеточная

Образ жизни.

Место обитания.

Значение для человека.

Подготовить сообщения

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 5. Низшие растения. Водоросли

Общая характеристика низших растений

1. Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); у сложно организованных водорослей может наблюдаться элементарная дифференцировка тела, имитирующая органы высших растений;
2. Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой, клеточная стенка всегда или иногда покрыта слизью;
3. Протопласт клеток состоит из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и хроматофоров (пластид), содержащих хлорофилл и другие пигменты; в хроматофорах имеются особые образования – пиреноиды (тельца белковой природы, вокруг которых откладываются запасные питательные вещества).
4. Большинство подвижных водорослей имеют светочувствительное образование – глазок , или стигму , благодаря которому водоросли обладают фототаксисом (движение по отношению к свету). (см. рис.1)

Рис. 1. Строение клетки водоросли (на примере хламидомонады)

Систематика низших растений

Подцарство низшие растения делится на отделы:
1. Зелёные водоросли
Отличаются наличием зелёного пигмента хлорофилла (a,b). Основная часть является гаплобионтами . Запасающее вещество – крахмал. Отдел включает одноклеточные , колониальные и многоклеточные организмы . Для зеленых водорослей характерно размножение бесполым и половым путями. Половое размножение встречается при наступлении неблагоприятных условий. (см. рис.2)

Рис. 2. Зелёные водоросли. Верхний ряд: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора.

2. Диатомовые водоросли
Панцирь из кремнезёма. Способ питания фототрофный . Размножаются вегетативно и половым путем. При делении на два каждая дочерняя клетка получает половинку панциря, другую половинку достраивает сама. Все являются диплобионтами . Отмершие диатомовые вооросли образовали горные породы – диатомит и трепел. Их используют для синтеза взрывчатых веществ, полировки металла, теплоизоляции, изготовления фильтров. (см. рис.3)

Рис. 3. Диатомовые. Верхний ряд: хетоцерос двойной, диатомея тонкая, фрагилярия, талассиосира балтийская, рабдонема уменьшенная. Нижний ряд: мастоглора голубая, мелозира северная, табеллярия, навикула морская, пиннулярия.

3. Красные водоросли
Способны улавливать незначительное количество света и жить на глубинах. Имеют красную или фиолетовую окраску благодаря пигментам фикоэритрину и фикоцианину. Запасающее вещество – багрянковый крахмал . Из них добывают агар-агар, возможно использование в пищу. (см. рис.4)

Рис. 4. Красные водоросли. Верхний ряд: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гелидиум. Нижний ряд: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра.

4. Бурые водоросли
Наиболее высокоорганизованная группа водорослей. Наблюдается дифференциация тканей. Крепятся к субстрату ризоидами или разросшейся основой слани – базальным диском . Используются в пищу, для добывания йода, производства пищевых добавок, удобрений. (см. рис.5)

Рис.5. Бурые водоросли. Верхний ряд: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум. Нижний ряд: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра.