Рецептор обозначен на рисунке буквой. Задания теоретического тура муниципального этапа ххх всероссийской

Задания ЕГЭ по биологии. Часть С.

Человек. Животные. Растения. Бактерии. Грибы.

Зачем нужен фагоцитоз в организме человека?

Фагоцитоз необходим для защиты организма от чужеродных бактерий и переваривания отмирающих клеток организма.

Почему нельзя пить морскую воду?

Концентрация соли в морской воде выше, чем в клетках человека. При питье такой воды наступает обезвоживание организма.

В чем проявляется специфичность ферментов? Ответ:

Активный центр фермента по своей пространственной конфигурации зеркально соответствует субстрату - веществу, с которым он вступает контракт. Ни с одним другим веществом фермент в контакт не вступает. Именно поэтому конкретный фермент ускоряет определенную реакцию.

Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

Увеличится количество эритроцитов, а вместе с ними - гемоглобина, так как нехватка кислорода потребует выработки большего количества красных клеток крови.

Почему перегрев опасен для человека и животных?

Ответ. Организм млекопитающих животных и человека приспособлен к определенному температурному режиму. При перегреве происходит нарушение терморегуляции, ускоряются процессы потери воды из организма, снижается активность мозга из-за нехватки кислорода. Это приводит к постепенному угнетению жизнедеятельности, жажда, к тепловым ударам, потере сознания.

Какие функции выполняют в организме человека разные звенья анализатора?

1. В рецепторе под действием раздражителя формирую нервные импульсы;

2. проводниковое звено передает нервные импульсы в центральную нервную систему;

3. В ЦНС импульсы преобразуются в специфические ощущения. Происходит анализ информации.

В толстой кишке обитает большое количество бактерий, и составляет нормальную микрофлору, их роль.

1. расщепляют клетчатку и разрушают также невсосавшиеся продукты переваривания белков



2. синтез витаминов группы В, витамина К.

3. подавление размножения гнилостных и болезнетворных бактерий

В чем проявляется разнообразие строения мышечной ткани в связи с ее функциями?

Поперечно-полосатая мускулатура обеспечивает сокращение скелетной мускулатуры, волокна длинные, многоядерные. Волокна гладкой мускулатуры короткие, одноядерные, обеспечивают сокращения внутренних органов. Сердечная поперечно-полосатая- за сокращение сердца в ответ на импульс. В ней нет препятствий для проведения, как это происходит в остальных мышцах, которые возбуждаются изолированно.

Достаточно ли для нормальной работы организма образования только первичной мочи? Аргументируйте ответ.

Нет, недостаточно. В первичной моче много полезных организму соединений- витаминов, солей, глюкозы. Эти вещества всасываются обратно в кровь.

Как скажется на работе почек повышение артериального давления?

Повышение артериального давления увеличивает давление в почечных капсулах помогает повысить проницаемость капилляров для белков.

Каковы функции условного торможения.

Условное, или внутреннее, торможение вызывает угасание условного рефлекса условного раздражителя не подкрепляется действием безусловного раздражителя торможению в коре исчезает ненужная временная связь.

Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же белки не вводят сразу в кровь? Может быть, это было экономичнее?

Чужеродные белки являются антигенами. В пищеварительной системе они разрушаются до аминокислот, одинаковых практически у всех организмов. При введении белков ся? иммунная реакция отторжения антигена, что может привести к тяжелейшим последствиям.

Каким образом можно обнаружить у человека изменения рН среды? О чем это говорит?

Изменения рН среды можно обнаружить по анализам крови, желудочного сока. Резкие и постоянные сдвиги рН в ту или иную сторону от нормы говорят об изменении обмена веществ, возможности отложения солей, других заболеваниях организма.

Из каких элементов состоит дуга безусловного рефлекса? Что добавляется при формировании условного рефлекса и что изменяется в рефлекторной дуге?

Из рецептора, чувствительного нейрона, участка ЦНС со вставочным нейроном, исполнительного нейрона, рабочего органа. Добавляется временная связь между центрами безусловного рефлексов, возникающая в коре головного мозга. Изменения касаются путей. Импульсы идут от рецепторов другого анализатора.

Почему курение опасно для работы сердечно-сосудистой системы?

1. никотин сужает кровеносные сосуды, что повышает давление

2. часть гемоглобина соединяется с угарным газом, сердечные мышечные волокна не получают кислорода

Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

1. Процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне.

2. осуществляется нейро-гуморальная регуляция химического состава плазмы.

Укажите функции почек млекопитающих животных и человека.

1. Поддержка водно-солевого обмена (удаление воды и минеральных солей)

2. Поддержание кислотно-щелочного равновесия

3. Почки - биологические фильтры (удаление лекарственных препаратов, ядов и других веществ)

4. Синтез биологически активных веществ (стимуляция процесса кроветворения, повышение кровяного давления).

В чем функциональные отличия между гладкой и поперечно-полосатой мышечной тканями?

1. Гладкие мышцы сокращаются медленно, поперечно-полосатые - быстро

2. Гладкие мышцы сокращаются непроизвольно, поперечно-полосатые произвольно

3. Гладкие мышцы мало утомляются, поперечно-полосатые - быстро утомляются.

Укажите функции толстого кишечника млекопитающих животных и человека.

1 . Образование каповых масс

2. Всасывание большой части воды

3. Нормализация пищеварения и всасывания за счет бактериальной флоры Осуществление акта дефекации.

Укажите функции пищеварительной системы человека и млекопитающих животных.

1.Механическая (моторная) - измельчение пищи, передвижение пищи, выделение непереваренных остатков

2. Секреторная (химическая) - выработка ферментов, соков, желчи.

3.Всасывающая - всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных веществ.

3) передвижение пищи и выбрасывание непереваренных остатков;

Определите, какой буквой на рисунке обозначен близорукий глаз? Укажите причину и способ устранения этого дефекта.

2. Изображение оказывается перед сетчаткой, поэтому человек хорошо видит близкорасположенные предметы, но плохо видит расположенные далеко

3. Устранение дефекта - очки с двояковогнутыми линзами (рассеивающими)

1. В - дальнозоркий глаз.

2. Изображение оказывается за сетчаткой, поэтому человек хорошо видит удаленные предметы, но плохо видит те, которые расположены близко

3. Устранение дефекта - очки с двояковыпуклыми линзами (собирающими), которые усиливают преломление лучей.

Задание №35 - с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график и др.)

1. Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

Пояснение.

1) 2 - зона деления, обеспечивает рост корня в длину.

2) 4 - зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ.

3) 5 - зона проведения, транспорт веществ.

2. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Пояснение.

1) На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек, расположенных очередно;

2) Побеги служат органами вегетативного размножения.

3) Отличие: клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

3. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

Пояснение.

1) 2 - спора;

2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;

3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.

4. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

Пояснение.

1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3.

2) Легочные вены обозначены цифрой 5.

3) Аорта обозначена цифрой 1.

5. Определите, какой буквой на рисунке обозначен орган, отделяющий грудную полость от брюшной, как он называется? Какие другие функции выполняет, какой мышечной тканью образован. Чем эта ткань отличается от других мышечных тканей

Пояснение.

1) Б - диафрагма.

2) Диафрагма образована сухожилиями и поперечно-полосатой мышечной тканью. Другие функции: участвует в дыхании (при сокращении увеличивает объем грудной клетки), является верхней стенкой брюшной полости, с другими мышцами живота осуществляет функции брюшного пресса.

3) Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон и образует скелетные мышцы, которые работают как произвольно (по воле человека), так и рефлекторно. Волокна этой ткани способны к быстрому сокращению и долго могут находиться в сокращенном или расслабленном состоянии. Из-за чередования белков разной плотности (актина и миозина) в мышечных волокнах, данная ткань под микроскопом имеет поперечную исчерченность.

6. Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?

Пояснение.

1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.

2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры.

Примечание.

НЕ для ответа! Для повторения!

2 - вторичная полость тела (целом)

3 - энтодерма

4 - гастральная полость (полость первичного кишечника)

5 - мезодерма

6 - нервная пластинка

7 - хорда

7. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Пояснение.

Побег - луковица:

1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода

2 - придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ

3 - почка, обеспечивает рост побега

8. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Пояснение.

1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.

9. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Пояснение.

1 - серое вещество, образовано телами нейронов

2 - белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

3 - Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество - проводниковую функцию

10. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Пояснение.

1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).

2) Состоит из проводящей ткани:

сосуды - доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки - отводят воду с органическими веществами к стеблю.

3) и механической ткани - волокна - опорная функция, придают листу упругость.


11. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Пояснение.

1) А - прокариотическая клетка; Б - эукариотическая клетка.

2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.

3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

12. Какой органоид изображен на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?

Пояснение.

1) Митохондрия.

2) 1 - внешняя мембрана, 2 - матрикс митохондрии, 3 - кристы, внутренняя мембрана.

3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.


13. Какая структура изображена на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 3?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) На рисунке изображён нефрон - структурная единица почки.

2) Цифрой 1 обозначена почечная (боуменова) капсула.

3) Цифрой 3 обозначен капиллярный клубочек.

14. Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

Пояснение.

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.

2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 - семядоля, 3 - зародышевый стебелёк и 4 - зародышевый корешок.

3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

15. Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

Пояснение.

1. Цифрой 1 обозначен зародышевый диск, цифрой 2 - желток, цифрой 3 - воздушная камера.

2. Зародышевый диск - оплодотворённая яйцеклетка, из которой развивается цыплёнок.

3. Воздушная камера необходима для дыхания зародыша и выведения воды из яйца.

16. Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

Пояснение.

1) Тип и фаза деления: Мейоз - профаза1.

2) Процессы: Конъюгация, кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно комбинативная изменчивость

17. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

Пояснение.

1 - миокард - сердечная мышца. Образованна поперечно−полосатыми мышцами, обеспечивает сокращение сердца.

2 - клапан створчатый (трёхстворчатый клапан), препятствует возвращению крови в предсердие/

18. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

Пояснение.

1) А - фагоцитоз (захват твердых частиц);

Б - пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) Участвует – клеточная (плазматическая) мембрана;

3) Образовался фагоцитарный пузырек, который соединившись с лизосомой образует пищеварительную вакуоль - бактерия переварится (лизис - подвергнется расщеплению) - образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму.

19. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе?

Пояснение.

1) Тип и фаза деления клетки: митоз; анафаза.

2) Обоснование: Митоз - равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала, не произошло кроссинговера.

2) Нити веретена сокращаются и приводят к разрыву хроматид в районе центромеры. Во время анафазы составляющие каждую хромосому хроматиды (или сестринские хромосомы) разъединяются и расходятся к противоположным полюсам клетки.

20. Запишите названия частей животной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.

Пояснение.

1. пищеварительная вакуоль

2. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты

3. мембрана

4. шероховатая ЭПС или гранулярная ЭПС

5. гладкая ЭПС

6. лизосома

7. комплекс Гольджи

8. рибосома

9. митохондрия

10. хроматин ИЛИ хромосома

11. ядро ИЛИ ядерный сок ИЛИ ядерный матрикс

12. ядрышко

21. Запишите названия частей растительной клетки, указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.

Пояснение.

1. хроматин ИЛИ хромосома

2. ядро ИЛИ ядерный матрикс ИЛИ ядерный сок

3. ядрышко

4. гладкая ЭПС

5. митохондрия

6. оболочка ИЛИ клеточная стенка

7. тонопласт ИЛИ центральная вакуоль

8. цитоскелет ИЛИ микротрубочки ИЛИ микрофиламенты

9. диктиосома

10. плазмодесма

11. шероховатая ЭПС ИЛИ гранулярная ЭПС

12. таллакоиды ИЛИ граны

13. строма

14. хлоропласт

15. мембрана

22. Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?

Пояснение.

1) Жилка листа, выполняющая опорную и проводящую функции.

2) Столбчатая, фотосинтезирующая ткань.

3) Губчатая, фотосинтезирующая ткань.

23. Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую дополнительную информацию можно извлечь из этого рисунка?

Пояснение.

1) Показан пример искусственного отбора при выведении пород голубей (павлиний голубь).

2) Отбор производился по форме хвоста и размеру зоба.

3) Порода выводилась на протяжении почти трёх веков.

24. Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Пояснение.

1) А – клубень; Б – луковица; В – корневище.

2) Значение в жизни растения: откладываются запасные питательные вещества, обеспечивающие более раннее прорастание побегов. Также могут служить для вегетативного размножения.

3) Видоизмененные побеги.

25. Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Пояснение.

1) митоз

2) метафаза - заканчивается формирование веретена деления: хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуется метафазная пластинка

3) Набор хромосом и число молекул ДНК: 2n4c – в интерфазе в синтетический период: происходит удвоение (репликация, редупликация) ДНК.

26. Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела скелета?

Пояснение.

1) А – ключица; Б – лопатка

2) Пояс верхних конечностей

3) пояс верхних конечностей - опора, обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету

27. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

Пояснение.

1) Подцарство - Одноклеточные; тип - Простейшие

2) А – сократительная вакуоль; Б – ядро

3) Сократительная вакуоль – удаление жидких продуктов жизнедеятельности, поддержание и для осмотической регуляции; ядро – регулирует все процессы жизнедеятельности, несет наследственную информацию

28. К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Какой процесс изображён на рисунке и в чём состоит его биологическое значение? Укажите тип деления клетки, который лежит в основе этого процесса.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) подцарство - Простейшие (Одноклеточные); тип - Инфузории;

2) процесс - бесполое размножение;

3) биологическое значение - воспроизведение организмов,

идентичных родительской особи; увеличение численности;

4) тип деления клетки - митоз.

29.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) плесневый гриб мукор; царство Грибы;

2) 1 - спорангий со спорами; 2 - мицелий (гифы);

3) грибы минерализуют органические остатки, выполняют роль редуцентов в экосистеме

30. Назовите слои кожи человека, обозначенные на рисунке буквами А и В. Укажите функции, которые они выполняют.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) А - эпидермис; В - подкожная жировая клетчатка;

2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента;

3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела, является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при ушибах

31.


Пояснение.

1. На рисунке изображены клетки. ИЛИ На рисунке изображена микрофотография клеток. ИЛИ На рисунке изображена водоросль.

2. Изображение получено методом световой микроскопии.

3. Альтернативный метод – электронная микроскопия. Световая микроскопия позволяет рассматривать живые объекты и позволяет получать цветные изображения, но разрешающая способность у световой микроскопии гораздо меньше, чем у электронной.

33. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

1. Что изображено на рисунке?

2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

Пояснение.

1. На рисунке изображён фрагмент клетки. ИЛИ

На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.

2. Изображение получено методом электронной микроскопии.

3. Альтернативный метод – световая микроскопия. Электронная микроскопия не позволяет рассматривать живые объекты и требует сложной подготовки препарата, но зато имеет большую разрешающую способность.

34. Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Пояснение.

Элементы правильного ответа:

1) на рисунке изображён побег – сложный орган растения;

2) цифрами обозначены: 1 - верхушечная почка, 2 - пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 - междоузлие;

3) функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

35. Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Какой процесс, можно было продемонстрировать с помощью этого устройства? Функцию каких органов выполняет резиновая мембрана, обозначенная под номером 1? Почему объём мешков, прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) Процесс дыхания или процесс вдоха и выдоха;

2) межрёберные мышцы и диафрагма

3) внутри прозрачной стеклянной банки во время опускания резиновой мембраны давление снижается и становится ниже атмосферного. Из-за разницы давлений резиновые мешки увеличиваются в объёме.

36. Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?

Пояснение.

1) на рисунке №2;

2) створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;

3) кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)


37. Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.

Пояснение.

1) 4 - трахея

2) Состоит из хрящевых полуколец, которые соединяются сзади со стороны пищевода соединительно-тканной перегородкой.

3) Функция трахеи: проведение воздуха

38. Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных.

Пояснение.

1) Тип членистоногие.

2) Классы: 1 – Ракообразные, 2 – Паукообразные, 3 – Насекомые.

3) Общие признаки – сегментация тела (и членистые конечности) и хитиновый покров.

39. К какому классу покрытосеменных относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. Назовите органы, обозначенные буквами А и Б, и укажите их значение в жизни растения.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;

2) А – кочан – это видоизменённый побег (почка), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;

3) Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

40. Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите, к каким отделам скелета их относят.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) А – тазовые кости; Б – большая берцовая кость;

2) Тазовые кости входят в состав пояса нижних конечностей;

3) Большая берцовая кость входит в состав свободной нижней конечности.

41.

Пояснение.

42. Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте допущенные ошибки.

1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. 2. В завязи цветка образуются гаплоидные пыльцевые зерна. 3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. 4. Генеративное ядро делится на два спермия.

5. Спермии направляются к пыльнику. 6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. 7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм.

Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6.

1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок.

2) 5 – спермии направляются к завязи цветка.

3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках.

43. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?

Пояснение.

1) средний зародышевый листок - мезодерма;

2) формируются ткани: соединительная, мышечная;

3) формируются системы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая, кровь.

44.

Пояснение.

1) на рисунке изображены плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;

2) сходство заключается в том, что это гомологичные органы, имеющие общее морфологическое происхождение;

3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют функции (плавание и рытье почвы);

45. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.

Пояснение.

1) на рисунке изображены корень и корневище;

2) это аналогичные органы, выполняющие сходные функции (накопление питательных веществ и удержание растения в почве);

3) различие заключается в том, что эти органы имеют разное логическое строение и происхождение;

4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.

46. К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?

Пояснение.

1) Поперечно-полосатая мышечная ткань.

2) Этой тканью образованы: скелетная мускулатура, язык, начальный отдел пищевода, двигательные мышцы глазного яблока, сфинктеры.

3) Клетки (миоциты) с большим количеством крупных митохондрий, многоядерные, большой длины. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления, а также произвольность (то есть её деятельность управляется по воле человека).

47. Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.

Пояснение.

1) 1 - плод семянка; 2 - плод зерновка.

2) Это сухие односемянные плоды. Они содержат семена с зародышем и запасом питательных веществ.

3) У семянки семенная кожура легко отделяется от околоплодника, а у зерновки она плотно с ним срастается. Запас питательных у семянки - в семядолях, а в зерновке они - в эндосперме.

48. Какой вид травмы показан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры первой помощи следует принять в первую очередь?

Пояснение.

1. Открытый перелом большой берцовой кости и закрытый перелом малой берцовой кости.

2. В первую очередь необходимо остановить кровотечение наложением жгута и давящей повязки и зафиксировать голень шинами в голеностопном и коленном суставах.

3. Наложить асептическую повязку и госпитализировать пострадавшего

49. Схема строения какого вещества изображена на рисунке? Какие разновидности этого вещества существуют? В чём состоит его участие в обмене веществ

Пояснение.

1) На рисунке изображён нуклеотид РНК.

2) РНК бывает рибосомной, информационной и транспортной.

3) РНК участвует в биосинтезе белков – в процессах транскрипции и трансляции.

50. Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).

Пояснение.

1) в световой стадии фотосинтеза энергия света превращается в энергию АТФ, используемую в темновой стадии;

2) соответственно, чем больше света, тем больше энергии и тем быстрее идёт фотосинтез;

3) однако начиная с определённой интенсивности света уже так много, что быстрее скорость фотосинтеза быть не может, все белки работают с максимальной скоростью

51. Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от температуры. Концентрацию углекислого газа и интенсивность освещения он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении температуры активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой температуры начинает стремительно снижаться (см. график).

Пояснение.

1) Темновая стадия фотосинтеза – это цикл реакций, катализируемых ферментами.

2) Активность ферментов при повышении температуры возрастает,

3) пока не начнётся денатурация ферментов под воздействием высокой температуры, и тогда скорость реакции падает.

52. Объясните график по следующему плану:

1) что отражает график на отрезке от 0 до 1?

2) что происходит с ферментативной реакцией в точке 2?

3) что является ограничивающим фактором для скорости ферментативной реакции?

Пояснение.

1) на отрезке от 0 до 1 показано, что скорость реакции растёт прямо пропорционально концентрации субстрата;

2) в точке 2 показано, что концентрация субстрата достигает предела и реакция идет с постоянной скоростью;

3) ограничивающим фактором является концентрация субстрата

53. Какие организмы изображены на рисунке? В чём заключается биологический смысл их отношений?


Пояснение.

1) показаны актиния и рак-отшельник;

2) между ними существуют симбиотические отношения;

3) рак предоставляет актинии остатки пищи и транспортирует её, а актиния своими щупальцами со стрекательными клетками обеспечивает раку защиту

54. Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

Пояснение.

1) Гриб мукор; царство Грибы.

2) Цифрой 1 обозначен - спорангий, цифрой 2 - мицелий (одноклеточный).

3) Мукор - плесневый гриб, сапрофит. В экосистеме является редуцентом.

Некоторые виды мукора вызывают болезни животных и человека

Примечание.

Возможен другой вариант ответа в 3 пункте:

- превращают органические вещества организмов в минеральные

- обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

- образуют доступные растениям неорганические вещества

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно - полосатой, обеспечивает сокращение

2-мышц верхних и нижних конечностей

3-органов пищеварительного канала

4-мимических мышц

5-диафрагмы и межреберных мышц

6-почек и мочевого пузыря

Укажите номер, под которым обозначены название костей, соединенных между собой неподвижно.

1- Кости черепа. 2- Плечевая, лучевая и локтевая кости. 3- кости таза. 4- Позвонки.

Часть С

Что обеспечивает твердость и упругость костей?

В чем разница между нервным и гуморальным способом регуляции функций?

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

1. Орган слуха не позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено барабанной перепонкой 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в височную долю коры больших полушарий и анализируются.

3 вариант

Часть А

1. – Нервная система выполняет ряд функций:

а – рефлекторную, б – питательную, в – регуляция деятельности, г – координационную.

2. – Спинной мозг покрыт оболочками:

а – мягкой, б – паутинной, в – костной, г – твердой.

Зрительная зона полушарий находится в

а – передний отдел коры, перед центральной бороздой, б – затылочная часть, в – височная часть.

4 – Торможение бывает:

а – внутреннее, б – промежуточное, в – внешнее, г – слабый, понижено возбудимый тип.

Безусловные рефлексы это

а - врожденные рефлексы, б – приобретенные рефлексы.

У человека полушарий

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4.

7 – Системы, обеспечивающие анализ раздражений, называется:

а – нейронами б – рецепторами в – анализаторами.

Горькое мы чувствуем

а – кончиком языка, б – корнем языка, в – боковыми сторонами языка, г – кончиком и боками языка.

Какая часть костей является кроветворным органом?

а – надкостница, б – хрящ, в – костная ткань, г – красный костный мозг.

С нарушением какой железы у взрослых возникает болезнь акромегалия?

а – щитовидная, б – гипофиз, в – поджелудочная.

Аксоны и дендриты, входящие в состав нервов называются

а – нервной тканью, б – нервной системой, в – нервными волокнами.

12 – Наружная оболочка глаза называется:

а – склерой б – роговицей в – сосудистой г – радужкой д – зрачком.

Центры насыщения и голода находятся в



а – среднем мозге, б – продолговатом мозге, в – мосте, г – промежуточном мозге, д - мозжечке.

14 – Сладкое мы чувствуем а – кончиком языка б – корнем языка в – боковыми сторонами языка

г – кончиком и боками языка.

Какие болезни развиваются при недостатке гормонов щитовидной железы?

а – микседема, б – базедова болезнь, в – гигантизм, г – кретинизм, д – зоб.

Часть В

Укажите цифры, которыми обозначены кости нижних конечностей.

1. Позвонок. 2. Голень. 3. Бедренная кость. 4. Лопатка. 5. Ключица. 6. Стопа. 7. Берцовые кости. 8. Лучевая

кость. 9. Бедро. 10. Ключица. 11. Лобная кость. 12. Тазовые кости.

2) Укажите цифры, которыми обозначены отделы анализаторов (три верных ответа).

1- Вставочный. 2- Периферический. 3- Проводниковый. 4- Центральный. 5- Чувствительный. 6- Двигательный.

Укажите, какие кости обозначены цифрами 1 3 5 7


Часть С

Какие Вы знаете типы темперамента человека?

Чем условные рефлексы отличаются от безусловных?

Почему во время сильного звука человек приоткрывает рот?

4 вариант

Часть А

Рефлекторная дуга состоит из

а - 3–х отделов, б – 5 – отделов, в – 1 отдела

1. Деятельность нервных клеток координируется благодаря процессам

1. Возбуждения и торможения

2. Синтеза и расщепления

3. Роста и развития

4. Дыхания и питания

Объяснение: как и все в нашем организме (симпатическая и парасимпатическая нервная система, свертывающая и антисвертывающая системы крови и т.д.) основано на балансе, поэтому и нервная система работает благодаря торможению и возбуждению. Правильный ответ - 1.

2. К железам внутренней секреции относят

1. Гипофиз и щитовидную железу

2. Слюнные железы и железы желудка

3. Потовые железы и железы кишечника

4. Слюнные железы и печень

Объяснение: из представленных желез к железам внутренней секреции относят гипофиз и щитовидную железу. Правильный ответ - 1.

3. При недостатке йода в организме человека нарушается функция

1. Щитовидной железы

2. Гипофиза

3. Поджелудочной железы

4. Надпочечников

Объяснение: йод входит в состав гормонов щитовидной железы - тироксина и три-йод-тиронина. Правильный ответ - 1.

4. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью

1. Нервных импульсов, возникающих в рецепторах

2. Веществ, образующихся в железах внутренней секреции

3. Белков, содержащихся в пище

4. Деятельности головного и спинного мозга

Объяснение: гуморальная, она же гормональная, регуляция осуществляется при помощи гормонов, циркулирующих в крови. Гормоны выделяются железами внутренней секреции. Правильный ответ - 2.

5. Какие биологически активные вещества образуются в железах внутренней секреции человека?

1. Гормоны

2. Ферменты

3. Нуклеиновые кислоты

4. Пищеварительные соки

Объяснение: гуморальная (гормональная) регуляция осуществляется посредством секретов желез внутренней секреции, которые называются гормонами. Правильный ответ - 1.

6. Какой буквой обозначен на рисунке продолговатый мозг?

1. А

2. Б

3. В

4. Г

Объяснение: на рисунке продолговатый мозг обозначен буквой А, так как он переходит в спинной. Правильный ответ - 1.

7. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается

1. Образование гликогена

2. Накопление инсулина

3. Энергетический обмен

4. Пластический обмен

Объяснение: при интенсивной умственной работе в клетках мозга усиливается энергетический обмен, то есть распад веществ происходит интенсивнее, так как нужно много энергии для налаживания новых связей между нейронами (синапсов). Правильный ответ - 3.

8. Какую железу относят к эндокринной системе?

1. Печень

2. Слёзную

3. Щитовидную

4. Потовую

Объяснение: эндокринная железа вырабатывает гормоны, то есть вещества, циркулирующие в крови и осуществляющие гуморальную регуляцию. Из перечисленных желез к эндокринной системе относится только щитовидная. Она вырабатывает тироксин и три-йод-тиронин. Правильный ответ - 3.

9. Реакция собаки на команду хозяина - пример рефлекса

1. Безусловного

2. Условного

3. Передающегося по наследству

4. Характерного для всех особей вида

Объяснение: условный рефлекс - это такой рефлекс, который вырабатывается и закрепляется в процессе обучения (может быть забыт если его не использовать). Правильный ответ - 2.

10. В организме человека преобразование звуковой волны в нервный импульс происходит в

1. Полукружных каналах органа равновесия

2. Улитке, расположенной в пирамиде височной кости

3. Клетках барабанной перепонке

4. Наружном слуховом проходе

Объяснение: преобразование звуковой волны происходит в улитке, где расположены рецепторы, от которых по чувствительному нейрону в головной мозг. Правильный ответ - 2.

11. Парасимпатический отдел нервной системы в организме человека

1. Учащает ритм сердцебиений

2. Улучшает снабжение органов кислородом

3. Повышает кровяное давление и содержание сахара в крови

4. Замедляет работу сердца, снижает концентрацию сахара

Объяснение: парасимпатический и симпатический отделы нервной системы работают как антагонисты, например, симпатический отдел учащает сердечный ритм (соответственно, улучшает снабжение органов кислородом, повышает кровяное давление и содержание сахара в крови, а парасимпатический отдел замедляет сердечный ритм и снижает концентрацию сахара в крови. Правильный ответ - 4.

12. Воздействие сумеречного света преобразуется зрительным анализатором человека в нервные импульсы в

1. Хрусталике глаза

2. Зрачке радужной оболочки

3. Палочках сетчатки

4. Склере глазного яблока

Объяснение: рецепторами, воспринимающими световые сигналы в сумерках и темноте, являются палочки сетчатки. От них сигнал передается в центральную нервную систему. Правильный ответ - 3.

13. Рецепторы дыхательного центра человека реагируют на

1. Концентрацию кислорода в крови

2. Наличие белков в лимфе

3. Концентрацию углекислого газа в крови

Объяснение: опыт Фредерика показал, что увеличение содержания углекислого газа в крови приводит к увеличению глубины и частоты дыхания, а уменьшение содержания углекислого газа и увеличение кислорода — к его уменьшению вплоть до остановки дыхания. То есть рецепторы дыхательного центра человека реагируют на концентрацию углекислого газа в крови. Правильный ответ - 3.

14. Симпатический отдел нервной системы в организме человека

1. Замедляет ритм сердцебиений

2. Представлен блуждающим нервом

3. Повышает кровяное давление

4. Усиливает работу кишечника

Объяснение: симпатический отдел нервной системы повышает кровяное давление, учащает сердцебиение, ослабляет работу кишечника (похоже на действие адреналина), а парасимпатический - наоборот - понижает кровяное давление, замедляет сердцебиение, усиливает работу кишечника. Правильный ответ - 3.

15. Человек способен различать цвета благодаря функционированию

1. Колбочек сетчатки

2. Радужной оболочки

3. Белочной оболочки

4. Палочек сетчатки

Объяснение: колбочки сетчатки различают цвета (реагируют на определенные длины волн), а палочки отвечают за сумеречное зрение, то есть за черно-белое. Правильный ответ - 1.

16. Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию

1. Работы мускулатуры брюшного пресса

2. Сокращение мышц шеи

3. Движения тела в пространстве

4. Изменения просвета кровеносных сосудов

Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4.

Задания для самостоятельного решения

1. Тела нервных клеток, расположенные вне центральной нервной системы, образуют

1. Рецепторы

2. Нервные узлы

3. Нервные волокна

4. Нервы

Правильный ответ - 2.

2. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой

1. Скелетных мышц

2. Сердца и сосудов

3. Кишечника

4. Почек

Правильный ответ - 1.

3. Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности

1. Гипофиза

2. Поджелудочной железы

3. Печени

4. Щитовидной железы

Правильный ответ - 2.

4. В организме человека воспринимают информацию и преобразуют ее в нервные импульсы

1. Рецепторы

2. Нервные узлы

3. Тела нейронов

4. Вставочные нейроны

Правильный ответ - 1.

5. К эндокринной системе органов относят

1. Слюнные железы

2. Печень

3. Надпочечники

4. Сальные железы

Правильный ответ - 3.

6. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослого человека может привести к

1. Гигантизму

2. Микседеме

3. Базедовой болезни

4. Диабету

Правильный ответ - 2.

7. Мозжечок участвует в

1. Координации сложных двигательных актов организма

2. Осуществлении рефлекторных актов чихания и кашля

3. Осуществлении рефлексов моргания

4. Координации ориентировочных рефлексов

Правильный ответ - 1.

8. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают

1. Нейрон

2. Нервную ткань

3. Нервные узлы

4. Нервы

Правильный ответ - 1.

9. Рефлекторная дуга заканчивается

1. Исполнительным органом

2. Чувствительным нейроном

3. Рецептором

4. Вставочным нейроном

Правильный ответ - 1.

10. Повышение содержания сахара в крови человека свидетельствует о нарушении функции

1. Поджелудочной железы

2. Щитовидной железы

3. Надпочечников

4. Гипофиза

Правильный ответ - 1.

11. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание

1. Сахарный диабет

2. Цинга

3. Бери-бери

4. Рахит

Правильный ответ - 1.

12. Основу нервной деятельности человека и животных составляет

1. Мышление

2. Рассудочная деятельность

3. Возбуждение

4. Рефлекс

Правильный ответ - 4.

13. По чувствительному нейрону возбуждение направляется

1. В центральную нервную систему

2. К исполнительному органу

3. К рецепторам

4. К мышцам

Правильный ответ - 1.

14. Какую функцию в пищеварении человека выполняет печень?

1. Превращение глюкозы в гликоген

2. Гидролиз белка до аминокислот

3. Обезвреживание ядовитых веществ

4. Образование желчи

Правильный ответ - 4.

15. Слюноотделение у человека при виде лимона - рефлекс

1. Условный

2. Безусловный

3. Защитный

4. Ориентировочный

Правильный ответ - 1.

16. Центр дыхательных рефлексов расположен в

1. Мозжечке

2. Среднем мозге

3. Продолговатом мозге

4. Промежуточном мозге

Правильный ответ - 3.

17. Пример рефлекса, приобретенного в течение жизни, -

1. Сужение зрачка на ярком свету

2. Выделение слюны у собаки на запах мяса

3. Чихание при попадании пыли в носоглотку

4. Рвотный рефлекс у человека

Правильный ответ - 2.

18. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц

1. Плеча

2. Голени

3. Межреберных

4. Кишечника

Правильный ответ - 4.

19. Рефлексы, возникающие на основе жизненного опыта каждой особи,

1. Врожденные

2. Передаются по наследству

3. Распространяются по всей популяции

4. Сохраняются при действии условного раздражителя

Правильный ответ - 4.

20. Рецепторы - это чувствительные образования, которые

1. Передают импульсы в центральную нервную систему

2. Передают нервные импульсы на исполнительные нейроны

3. Воспринимают раздражения и преобразуют в нервные импульсы

4. Воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов

Правильный ответ - 3.

21. Действие раздражителей возникает возникновение нервного импульса в

1. Телах чувствительных нейронов

2. Нервных окончаниях двигательных нейронов

3. Рецепторах чувствительных нейронов

4. Телах вставочных нейронов

Правильный ответ - 3.

22. Какой отдел головного мозга человека регулирует работу эндокринной системы?

1. Мозжечок

2. Промежуточный

3. Средний

4. Продолговатый

Правильный ответ - 2.

23. У человека раздражения воспринимаются и преобразуются в нервные (электрические) импульсы

1. Рецептором

2. Нервным узлом

3. Двигательным нейроном

4. Спинным мозгом

Правильный ответ - 1.

24. В каком отделе мозга расположены центры, регулирующие процесс дыхания и сердечно-сосудистую деятельность?

1. Среднем

2. Переднем

3. Промежуточном

4. Продолговатом

Правильный ответ - 4.

25. В какой части глазного яблока человека возникает изображение?

1. На сетчатке

2. В хрусталике

3. В роговице

4. В зрачке

Правильный ответ - 1.

26. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществлении рефлекса?

1. Рецептор - чувствительный нейрон - вставочный нейрон - двигательный нейрон - исполнительный орган

2. Чувствительный нейрон - вставочный нейрон - рецептор - исполнительный орган - двигательный нейрон

3. Рецептор - вставочный нейрон - чувствительный нейрон - двигательный нейрон - исполнительный орган

4. Исполнительный орган - двигательный нейрон - вставочный нейрон - чувствительный нейрон - рецептор

Правильный ответ - 1.

27. При разрушении клеток височной доли коры больших полушарий головного мозга человек

1. Не различает зрительные сигналы

2. Теряет координацию движений

3. Получает искаженное представление о форме предметов

4. Не различает силы и высоты звука

Правильный ответ - 4.

28. Внутреннее торможение у человека сопровождается

1. Угасание условного рефлекса

2. Рефлекторной остановкой дыхания

3. Ослабление безусловных рефлексов

4. Формированием безусловного рефлекса

Правильный ответ - 1.

29. В какой доле коры больших полушарий головного мозга человека находится центральный отдел зрительного анализатора?

1. Височной

2. Теменной

3. Затылочной

4. Лобной

Правильный ответ - 3.

30. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребенок перестал плакать в результате

1. Безусловного рефлекса

2. Условного рефлекса

3. Внутреннего торможения

4. Внешнего торможения

Правильный ответ - 4.

31. Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью

1. Внутренних органов

2. Скелетных мышц

3. Анализаторов

4. Головного и спинного мозга

Правильный ответ - 1.

32. В каком отделе головного мозга человека расположены нервные центры, контролирующие сокращение сердечной мышцы?

1. Продолговатом

2. Коре больших полушарий

3. Мозжечке

4. Среднем

Правильный ответ - 1.

33. Какую функцию выполняют полукружные каналы, расположенные во внутреннем ухе у человека?

1. Различения высоты звука

2. Проведения нервного импульса

3. Проведения звуковой волны

4. Определения положения тела в пространстве

Правильный ответ - 4.

34. Какой орган участвует в гуморальной регуляции функций в организме человека?

1. Поджелудочная железа

2. Печень

3. Двенадцатиперстная кишка

4. Ротовая полость

Правильный ответ - 1.

35. Гормоны поджелудочной железы способствуют

1. Расщеплению белков пищи

2. Регуляции водного обмена

3. Изменению уровня сахара в крови

4. Перевариванию жиров

Правильный ответ - 3.

36. Какая железа выделяет синтезируемые гормоны в кровь?

1. Слюнная

2. Гипофиза

3. Потовая

4. Сальная

Правильный ответ - 2.

37. Информация от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу передается по

1. Межклеточному веществу

2. Мышечному волокну

3. Коротким отросткам (дендритам)

4. Длинному отростку (аксону)

Правильный ответ - 4.

38. Изменение просвета кровеносных сосудов при повышении или понижении температуры окружающей среды - это рефлекс

1. Безусловный

2. Не передающийся по наследству

3. Индивидуальный

4. Приобретенный в течение жизни

Правильный ответ - 1.

39. Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью

1. Вкусового анализатора

2. Скелетных мышц

3. Спинного мозга

4. Внутренних органов

Правильный ответ - 4.

40. Врожденные рефлексы у человека

1. Не передаются по наследству

2. Формируются в процессе жизни

3. Характерны для некоторых людей

4. Являются видовыми признаками

Правильный ответ - 4.

41. Что характерно для внешнего торможения рефлексов?

1. Формируется в нейронах вегетативной нервной системы

2. Образуется под влиянием условного раздражителя

3. Появляется при возникновении сильного раздражителя

4. Не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги

Правильный ответ - 3.

42. Ко второй сигнальной системе человека относят

1. Условные рефлексы

2. Безусловные рефлексы

3. Речь

4. Инстинкты

Правильный ответ - 3.