Как рисовать на тонированной бумаге. Рисуем синиц на тонированной бумаге для эскизов

МДОУ « ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №2» г. Валуйки Белгородской области

Мастер-класс

« Тонирование бумаги различными способами».

1.Способ - тонирование акварельными красками по-мокрому и целлофаном.

2.Способ- тонтрование кофе и солью.

3. Способ – тонирование красками из фломастеров (набрызг).

4.Способ – тонирование мыльными пузырями.

5.Способ- тонирование гофрированной бумагой.

Подготовила и провела воспитатель

Старшей группы

Компенсирующей направленности

БЕЛИЧЕНКО Н.А.

Г. Валуйки

2013г.

Цель: освоение и последующее применение технологии тонирования бумаги различными способами в практической деятельности педагогов ДОУ.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Развивающее художественно-творческое занятие, сочетающиеся с играми, с массажными упражнениями, содействует совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и коммуникативности. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь.

Не секрет, что в последнее время уровень развития речи детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Именно, поэтому в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, выделена отдельная образовательная область «коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

Развитие свободного общения;

Развитие всех компонентов устной речи;

Практическое овладение нормами речи.

Кроме этого, на протяжении длительного времени ученые проводят многочисленные исследования, в области использования лечебного воздействия цвета от различных недугов через рисунок.

Именно поэтому, на мой взгляд, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать предоставленную технологию.

II. Представление 1-й технологии.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

В зависимости от степени влажности бумаги выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Нас интересует работа по-мокрому.

Суть этой технологии заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.

Итак:

Шаг 1 – Возьмем широкую кисточку. Окунем ее в воду и, не выжимая, нанесем воду равномерно на лист бумаги.

Шаг 2 – Возьмем краску и нанесем ее на мокрый лист бумаги, не дав ему высохнуть. Работа будет выглядеть эффектнее, если мы используем несколько цветов. Наносите краску ярко, полосками, пятнами, кому - как захочется. После каждого цвета нужно мыть кисточку. Здесь важно не сделать на бумаге лужу. Если такое произошло, то необходимо вымокать её салфеткой. На мокрой бумаге краска будет красиво растекаться, образуя новые оттенки.

Шаг 3 – На мокрую краску наложите сверху целлофан и сомкните его так, чтобы получились складки.

Шаг 4 – Дайте просохнуть краске. Пока краска сохнет с ребятами можно провести какую-нибудь игру.

Шаг 5 – Снимите целлофан после полного высыхания краски.

В данной работе можно использовать вместо целлофана упаковочный материал с пузырьками.

III. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки акварельными красками по-мокрому и с использованием целлофана.

IV. Представление 2-й технологии.

Тонирование бумаги растворимым кофе и солью - это интересный способ превращения белого листа бумаги в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая. Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым. А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть необходимо большую овальную синтетическую - так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть бумага, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта.

Тонирование по сухому листу бумаги

Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти.

Тонирование по влажному листу бумаги

Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистой водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в рисунках . И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или акварели бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и с бумаги ее потом сложно убрать. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой.

Следует использовать крупную соль, не экстра.

V. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки раствором кофе с применением кристаллов соли.

VI. Представление 3-й технологии.

Тонирование мыльными пузырями – популярный и забавный способ тонирования бумаги. Итак, начнем!
Для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист бумаги. Получаем красоту.

Можно взять готовый раствор для мыльных пузырей . Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся.

Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Примечание. Обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг

VII. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги мыльными пузырями.

IV. Подведение итогов. Просмотр творческих работ. Обсуждение результатов. (Например, в каких работах можно применить данный фон. Привести образцы детских работ с данным фоном). Предложить для тонировании использовать другие средства: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНИКИ ТОНИРОВАНИЯ БУМАГИ» (ФОН)

Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у детей мелкой моторики, тактильного и эстетического восприятия, изобразительных навыков и умений.
Используя в работе нетрадиционные материалы и техники, учащиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, у них развиваются воображение, мышление, речь, творческая инициатива.
В пособии предложены техники выполнения работ по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов.
Пособие адресовано учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Печать с помощью растительных элементов.
Использовать плотную бумагу белого цвета. Крупной кистью, густой гуашью раскрасить растение и приложить его к листу бумаги, на него положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой. Аккуратно убрать тонкий лист бумаги и растение за черенок. Так проделать несколько раз, пока не будет закрашен весь лист.

Тонирование пищевой пленкой.
Смочить лист бумаги при помощи губки, разрисовать при помощи губки, разрисовать акварельными красками (не более 3 цветов), не давая высыхать. Наложить на лист пленку (по размеру чуть больше листа), прижать ее и перевернуть вниз пленкой на просушку. Бумага должна быть плотной, пленка тонкая.


Тонирование цветочной или папиросной цветной бумагой.

Плотный лист белой бумаги смочить водой с помощью губки. Разложить на листе кусочки цветной цветочной или папиросной бумаги и смочить сверху, примакивая губкой. Через несколько минут бумагу снять, получится цветной лист. Когда высохнет, можно использовать как фон для аппликации или рисования гуашью, фломастером.


Печать рельефной тканью, рельефной бумагой или пленкой.
Покрасить ткань (бумагу, пленку) краской и прокрашенной стороной положить на плотный лист белой бумаги, закрывая лист полностью. Сверху положить лист тонкой бумаги и прогладить, затем убрать тонкую бумагу и ткань. Можно прикладывать несколько раз по кусочкам, дождавшись, когда подсохнет предыдущее изображение.


Тонирование методом тычка.
Закрашивать плотный слой белой бумаги жесткой кистью густой гуашью, используя один цвет или несколько. Кисточку при рисовании нужно держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения. Чем меньше краски на кисточке, тем лучше.


Тонирование мучным клейстером и краской.
Плотный лист белой бумаги смазать клейстером, затем раскрашивать, пока он мокрый, широкой жесткой кистью гуашью разных цветов и линиями. Можно сначала смешать гуашь и клейстер в емкости, а затем раскрашивать цветным клейстером с помощью губки с нажимом или жесткой кисти.


Раскрашивание гуашью, смешанной с клеем ПВА.
Гуашь развести клеем ПВА. Раскрашивать сразу после разведения широкой кистью или губкой с зажимом. Когда лист высохнет, не будет пачкаться.


Тонирование сухой кистью.
Плотный лист белой бумаги, кисть широкая (щетина), краска полусухая (гуашь). На кисть набрать немного краски и отрывистыми движениями проводить линии (штрихи) в нужных направлениях.


Тонирование поролоновой губкой.
На губку нанести с помощью кисти один, два или три цвета гуаши, краска должна быть не слишком жидкая. Губку можно держать с помощью зажима или большой скрепки. Рисовать разными линиями, равномерно закрашивая весь лист (например, волны, линии в разных направлениях и т.д.).


Рельефное раскрашивание восковыми мелками.
Подложить под тонкий лист белой бумаги рельефную ткань (бумагу) или несколько разных плоских рельефных предметов - ткань, бумагу, сухие растения и др. Бумагу придерживать и проводить по ней боковой стороной воскового мелка широкие длинные линии, равномерно закрашивая весь лист.

Тонирование школьными мелками.
Использовать любую бумагу белого цвета. Бумагу придерживать и проводить по ней боковой стороной мелка широкие линии. Использовать несколько цветов (радуга и пр.).

Сегодня мы нарисуем небольшой этюд с синицами на тонированной бумаге для эскизов. Рисование на тонированной бумаге может быть легче для некоторых людей, т.к. фон не белый и нарисованный объект на нем уже имеет некоторую глубину тона.
Вот этих синичек мы и будем рисовать:



Для рисования нам понадобиться бумага для эскизов, акварельные или цветные карандаши (белый, жёлтый, оливковый, сине-серый, чёрный), простой карандаш и ластик. Первым делом простым карандашом выполним эскиз синиц, которых расположим рядом друг с другом (вы можете выбрать свое расположение). Постарайтесь не использовать здесь вспомогательных средств. Форма синиц довольно проста, поэтому пробуйте нарисовать контур от руки.


Далее берем белый карандаш и закрашиваем все белые и светлые участки, в том числе на грудке и крыльях. Желтым карандашом проходим по спинке и грудке, стараясь передать маленькие пёрышки. Далее на спинке и внизу брюшка добавляем слегка оливкового цвета.


Берем сине-серый карандаш (можно просто синий, но использовать тонким слоем). Проходим по перьям на хвосте и крыльях, а также немного по спинке и брюшке. Прорисовываем слегка контуры ног.


Ну и в заключительном этапе берем черный карандаш и закрашиваем все темные участки, перья на крыльях, глаз, клюв и детали на ногах. Как видите, детали здесь не прорисовываются так усердно, как я делал это во многих предыдущих уроках. Тем не менее, не смотря на это, нам удалось передать образ синицы на бумагу.

Прежде чем стать самостоятельным видом графики , рисунок прошел длительный и сложный путь. Вначале его роль была лишь вспомогательной. Художники создавали на бумаге эскизы, картоны, этюды и наброски к картинам. Для этого использовались не высококачественные, дорогие сорта бумаги, а более дешевые. Она, как правило, не всегда была белой, а имела определенный тон. Художники часто использовали его как уже готовую пространственную среду, помогающую более точно распределить изображаемые формы. Когда силы тона не хватало, бумагу прокрашивали каким либо оттенком, специально тонировали, грунтовали.

В эпоху Возрождения этот прием применяли многие мастера. Во первых, такая бумага подготавливала общую тональную гамму рисунка, во-вторых, - можно использовать рисовальные материалы светлее бумаги. Тем самым расширитьрисовальные возможности рисунка. Малыми средствами можно было сделать живописно богатую, тонально разработанную работу. Да и времени уходило меньше, не надо было заштриховывать значительные площади листа. Возможно, поэтому подготовительные рисунки к станковым картинам и монументальным росписям выполнялись на цветной и тонированной бумаге. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Антонелло да Мессина, Рубенс, Рембрандт,Ватто, Гольбейн, Егоров, Брюллов - дали классические образцы такого рисования.

Рассмотрим несколько вариантов рисунка на тонированной бумаге : рисунок одноцветным материалом, в два цвета. И в два цвета плюс цвет светлее бумаги. Вначале подберите бумагу, соответствующую вашему замыслу. Цветные и тонированные бумаги выпускаются зарубежными фирмами «Энгр», «Бристоль», «Фабриано». Наши отечественные фабрики специально цветных бумаг для рисования не выпускают. Можно применять оберточные, упаковочные и декоративные сорта бумаги. Но цвет их не долговечен, быстро выгорает под воздействием света. Поэтому лучше загрунтовать белую бумагу в нужный для вас цвет темперой или гуашью, акварелью, рисовальным соусом, даже отваром чая. Старые мастераработали на бумаге, загрунтованной клеевыми красками. Каждый большой мастер предпочитал бумагу определенного тона, не потому ли выпускаемые бумаги имеют название по их именам: зеленая - Веронезе, светло-серая - Тициан, коричневая - Гвидо Рении.

Материалом для рисования могут служить различные по мягкости карандаши (угольные, свинцовые, восковые), уголь, сангина, сепия, соус, бистр, тушь. А также материалы светлее бумаги: мел, белые карандаши и пастель, белила темперные или гуашевые. Прежде чем приступить к самому процессу рисования, нужно тщательно продумать весь ход предстоящей работы. Каким-либо одним материалом - карандашом, углем, сангиной - рисунок ведется как и на обычной белой бумаге, только с учетом воображаемой тонально-пространственной среды. При рисовании несколькими материалами, в основном двумя - темным и светлым, бумага окажется среднимтоном. И следует в первую очередь покрывать все наиболее темные места рисунка. И только когда тональное решение найдено, рисунок прорабатывается светлым материалом (мел, белила). Делается это в тех местах, где форма активно освещена, или там, где локальная окраска светлее формы. Средним полутоном в этом случае будет служить сама бумага Рисунки А. Дюрера и А. Егорова являются хорошим примером такого рисования.

Можно также применять еще один дополнительный цветной материал, например, сангину, сепию или мягкий коричневый карандаш. В сочетании с белилами, углем и черным карандашом средний тон бумаги дает богатейшие возможности для передачи живописно-пространственного состояния