Что нельзя делать в церковные праздники? Существуют ли современные грехи? Почему православной женщине нельзя красить ногти.

04.04.2016 18:09:


Здравствуйте, Марина!
Немая удивляет, что Ваши впечатления, заключения и развитие темы базируется только лишь на одном «вздохе» священника. Возможно, батюшка вздохнул от усталости или недостатка воздуха, из-за горящих свечей. А Вы уже позволили себе осудить его в отсутствии любви и нетерпимости к Вашему внешнему виду. Я думаю. Что это всего лишь Ваши личные субъективные впечатления.
Старайтесь себя контролировать и в будущем не позволять себе осуждения лиц духовного звания.
Марина 04.04.2016 18:34:
Батюшка, простите, может я неверно объяснила, но я ни в коем случае не осуждаю никого, прежде всего данного батюшку, и более того, во многом ему благодарна. Но вздохнул он реально с недовольством, я бы может как раз и не обратила внимание, но мне люди сказали, что были вокруг, и тоже указали на длинные ногти, сказали "наш батюшка это не любит". Я то спросила у Вас, правда ли длинные ногти это грех, потому что я на самом деле стараюсь все время духовно возрастать, работать над собой. Простите меня, грешную.
рБ 04.04.2016 21:22:
В Вашем вопросе еле еле скрыто фарисейство)) не лукавте Марина, если стремитесь к воцерковлению, то должны понимать, что вызывающая одежда макияж и тд не уместны на православных женщинах, а с высоты своего жизненого опыта скажу- чем больше человек заботится о внешнемте меньше времени на духовную жизнь!
Марина 04.04.2016 21:34:
Уважаемый РБ, Вы даже имя свое скрываете, это ли не фарисейство? Я не спрашивала Вас, я задала вопрос батюшке. В правилах сайта написано, что это не форум. Если считаете, что у Вас есть право критиковать и давать советы, то это уже гордыня и желание судить других. Вы меня не видели, у меня нет вызывающей одежды и макияжа. А про \"высоту жизненного опыта\" - это вообще смешно.\"Высота\"!!!Значит я, по Вашему, ниже? \"Что смотришь на соринку в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не видишь\". Надеюсь Вы не будете продолжать комментировать и дадите возможность батюшке ответить на мой вопрос.
рБ 04.04.2016 22:42:
Простите, если мое послание Вас так растревожило))) но как по мне, так батюшка Вам все ответил)))
Марина 04.04.2016 22:59:
Ну, Вы меня все таки вовлекли в дискуссию. Батюшка не все ответил, поскольку в некоторых ответах его на другие вопросы я прочитала, что использовать макияж не возбраняется, и он даже приводил пример Великой Княжны. Поэтому я хотела бы уточнить насчет ногтей. И опять же, Вашего мнения никто не спрашивал. Простите и Вы, если обидела. очень жаль, что так и не знаю не только Ваше имя, но даже мужчина Вы или женщина.)))
Ольга 05.04.2016 08:20:
Почему такие вопросы вы все не задаете в церкви реальному Батюшке,который вас видит и разговаривает с вами в живую?Вообще странный это сайт,никто ведь не проверял,кто стоит под именем ((отец Александр.Простите меня Батюшка за недоверие,но скажите как нам поверить в наше время много чего происходит страшного.
рБ 05.04.2016 09:11:
Ольга! отец Александр служит в храме Феодосия Черниговского в Киеве! Какие Вам еще нужны доказательства " что бы поверить"?! Спаси Господи о. Александра! Спасибо ему за этот сайт.
Анастасия 05.04.2016 11:30:
Простите.Неужели вы не боитесь душевных мук?Наверное лучше быть обманутым чем не верить честному человеку. Зачем вам знать тайны души?Каждый человек это не только образ Бога у людей есть еще внутренний тайный мир и никто не имеет право посягать на свободу человека.Батюшка никого не тянет за шкирку ни в храм ни сайт.Думайте сами верить или нет. 05.04.2016 11:34:
Марине: Я еще раз хочу Вас успокоить, чтобы Вы не переживали относительно «вздохов» батюшки и мнения окружающих. Я не видел Ваших ногтей, поэтому не могу ничего сказать. Хотя иногда в храме я высказываю свою точку зрения, когда вижу ногти черного или фиолетового цвета, когда ногти разукрашены пестро, словно пасхальные яйца-писанки или имеют форму холодного оружия, когтей-кинжалов из фильмов ужаса.
А свое личное мнение, относительно того, что женщина должна ухаживать за собой, я подтверждаю. В маникюре при умеренной длине ногтей и если лак близок к натуральному цвету ногтей, нет ничего греховного и предосудительного.

Ольге: Наш сайт открыт для всех желающих. Среди посетителей много людей, которые знают меня лично, прихожан нашего храма, их родственников, друзей, кумовей, знакомых и т.д. Тем более на сайте помещены контакты храма и мой личный телефон. В разделе «Фото» и «Видео» есть много материалов, подтверждающих реальность существования нашего храма и меня, как его настоятеля. Если у Вас возникает сомнение, я Вам не рекомендую начинать тролить сайт, т.к. этим Вы совершаете грех, вводя в искушение других людей.


Ольга 05.04.2016 17:00:
Никого не собиралась обидеть,просто очень много сейчас вымысла в интернете,возник вопрос у моих сослуживцев (для чего храму отвечать на вопросы невидимок людей?бесплатный сыр только в мышеловке,извините что я написала вам

Вопрос (Наталья) 14 октября 2015г. Здравствуйте, батюшка, помогите. Мой бывший муж и его родители одержимы желанием, что бы наш сын проживал с ними, а со мной встречался. 2 года назад, когда ребенку был еще год, муж захотел развестись, тк я оказалась плохая жена и мать. С начала нам с сыном пришлось снимать квартиру, сейчас живем в своей. Препятствий для общения отца с сыном не оказывала, они очень любят друг друга. Сейчас сыну 3 с половиной года. После одного не красивого поступка с их стороны, я подала в суд на определение места жительства ребенка (до подачи иска предлагала сходить вместе к психологу - резко отказались). Месяц назад отец выкрал ребенка и сообщил, что даст увидеться с ним только после решения суда. Сказали, что и дальше пойдут на всё. Несмотря на то, что они внешне положительные люди вероятность моего выигрыша очень высока. Мой вопрос: забрать иск и проявить смирение или продолжать судебное дело? Боюсь, если я выиграю процесс, их одержимость ни куда не денется, будут продолжать усиленно баловать, настраивать. Нивелировать этот процесс, можно уехав в мой город, но тогда я почти лишу ребенка отца. Молюсь за всех, для себя прошу о мудрости и вразумлении. Советы пока получаю разные. Один православный психолог посоветовала отступиться (это же руководство вижу в евангелие), но батюшки в церкви советуют бороться за сына (даже единственный друг мужа говорит судись с ним). Но моя цель не просто "отвоевать" сына, а вырастить его гармоничным, духовно здоровым и самой спастись. Спаси Бог.

Я бы тоже посоветовал не отступать, но вы смотрите сами. Судя по всему вы уже решили для себя. Молитесь, чтобы Бог все устроил.

Вопрос (людмила) 14 октября 2015г. Добрый день. О. Роман, как молиться за своих предков, не знаю были ли они крещеными. Какие требы можно за них подавать в церкви? Можно ли заказывать сорокоуст за крещенного чел-ка, но не ходящего в церковь? Где проводится чин покаяния?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) За тех, про которых не знаете, можно подавать простые записки. За близких - заказные. Подавать сорокоуст можно. Таинство Покаяния проходит в любом храме.

Отец Роман, добрый день! Ответьте пожалуйста, а можно ли верующей крещеной женщине красить ногти? Когда я была в Сергиев Посаде, отец Герман, заметив мои накрашенные ногти на ногах, сделал мне замечание и сказал, что вот поэтому они у Вас плохо и ходят(я жаловалась ему на плохую ходьбу). Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу (относительно крашения ногтей на руках и ногах). Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Это вопрос личного благочестия и решается с духовником. Если для вас ясен смысл женского прихорашивания, то вопросов - можно красить или нельзя - возникать не должно. Кажется Иоанн Златоуст сравнивал женщину с накрашенными ногтями с хищной птицей с кровавыми когтями. Мое мнение - можно в меру. Но, по большому счету, это от недостатка духовной жизни. Например, женщина, которая познала радость Иисусовой молитвы, трепет от осознания присутствия Божия уже не будет красить ногти, ей это незачем. Там уже совсем другие интересы.

Вопрос (Юлия) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман! С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Ответьте пожалуйста: 1. Можно ли мыться в Покров и другие церковные праздники, кроме Пасхи (в этот праздник я знаю, что нельзя); 2. Можно ли в стиральной машине в такие праздники стирать белье?; 3. Что делать с остатками свечек, которые не догорели до конца в подсвечнике? Или обязательно надо до конца им догорать? Спасибо за ответы. Храни Вас Господь!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) 1. Что касается мытья, то это частные мнения отдельных священнослужителей. Церковь никогда не выставляла запрета на мытье в праздники. Подробнее мы уже рассуждали об этом в ответе от 5 сентября 2011 года Юлия (можно набрать в строке поиска слово - мыться). По-хорошему это нужно спрашивать у своего духовника. 2. Стирать тоже можно, как и мыться. Главное - не нужно этого делать в ущерб богослужению. Смысл праздника - провести день свято, по-Божьи. После посещения богослужения вполне можно (а в некоторых случаях и нужно) заняться домашними делами, ведь никто кроме вас детей и мужа не накормит и не помоет. 3. Огарки либо сжигать, либо выбрасывать в церковные колодцы (непопираемые).

Вопрос (Евгений) 14 октября 2015г. Добрый день отец Роман! Можно ли захоронить умершую домашнюю птичку на территории человеческого кладбища? Само собой не в могилу а где то в уголке в сторонке но на территории...мотив такой... Мы живем в Москве и тут постоянно проводятся строительства облагораживание территорий и иные земельные работы по этому места нормального нет для захоронения...думали это сделать за городом на территории кладбища где покоятся родственники. Можно ли так поступить? Спасибо Вам за ответ.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно. Только отпевать не надо.

Вопрос (Александра) 14 октября 2015г. Отец Роман, Добрый день. С праздником Покрова Вас. Спасибо за ответ. Если у Вас есть информация, скажите пожалуйста. Завтра возможен приём отца Власия. И если не получится попасть завтра, можно ли где-то у Вас остаться на ночь. Я в положении и поеду своим ходом, без машины. Благослови Вас Господь.

Вопрос (Надежда) 14 октября 2015г. Здравствуйте батюшка Роман. у сына не складывается личная жизнь и с работой тоже не очень. Я за него молюсь, очень часто подаю в монастыри сорокоусты. Недавно записала в монастырь на Афоне. И это длится не один год. Почему сыну не везёт? Он помаленьку начинает как бы обижаться на Бога. Я говорю, что это делать нельзя. Что делать. Ведь я за него молюсь.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Пусть не дует губы на Бога, а лучше прилежнее верит, ищет и молится, потому что всем с верой просящим Бог посылает ответы. Обижаться на Бога имеют права те, кто полностью выполнил Его закон, соблюл заповеди до йоты. А нам, ничего не делающим для спасения, надо обижаться только на себя, так как Бог со Своей стороны сделал для нас все. Продолжайте молиться и искать.

Вопрос (Нина) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. В жизни много искушений, но самое тяжелое это искушение веры. Мне бывает очень страшно, что я потеряю веру не справлюсь с каким то искушением -наваждением. Я очень хочу чтобы было именно так как проповедует нам православие. Я не хочу ни чего другого. Я изучла, хоть и поверхностно, другие религии и все они не имеют Жизни. Они как бы бездушны, безосновательны. Там везде пустота. А здесь Свет и Жизнь. Но эти помыслы так тяжелы. А вдруг не так все как есть, а вдруг откроется какое-то ранее неведанное понимание бытия... Ненавижу эти мысли, гоню их от себя не хочу беседовать с ними. Но они так настойчивы. Страшно, батюшка. Если найдется слово ободрения или совет буду благодарна.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не пугайтесь. Это искушение такое. Вера - бесценный дар от Бога, потому не удивительно, что за него ведется такая брань. Ведь достаточно разубедить человека в Православии, как он переходит на совершенно другие рельсы ведущие в пропасть. Вспоминайте те основания, обстоятельства, благодаря которым вы пришли в Церковь. Воскрешайте в памяти чудеса, приведшие вас к Богу, постоянные милости Божии к вам. Главное проявить смирение и терпение. Сильные искушения не бывают продолжительны.

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Отец Роман, здравствуйте! У меня такой вопрос: в годовщину смерти бабушки она мне приснилась и сказала, что у нее мерзнут ноги, а я во сне подумала о носочках которые недавно купила. Что надо ей принести. Вот проснулась и не знаю, как быть. Сходила в церковь, поставила свечку. А где-то слышала, что надо эти носочки нуждающимся отдать. Так ли это? Понимаю, что это всего лишь сон, но все же.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Никто в Церкви вам не скажет, что если во сне вам вспомнились носочки, то нужно их отдать нуждающимся. Сонники Церковь не выпускает. Милостыню сделать можете, но не нужно слишком доверяться снам. Закажите литургическое поминовение бабушки (если крещена).

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Здравствуйте отец Роман! Подскажите пожалуйста, 17 октября (суббота), есть ли праздник, будет ли принимать отец Власий?

Митрополит Афанасий Лимассольский

Оставайтесь такими, какими Бог вас создал, чтобы мы красиво относились в первую очередь к самим себе, чтобы начинали с самих себя, чтобы нам не хотелось унижать и осмеивать самих себя. Иногда спрашивают:

– А грех ли краситься?

Это не грех, красься как хочешь! Но проблема в чем? В том, что ты подменяешь себя. Или вот носишь серьгу – а другой смотрит на тебя и спрашивает себя: а как ты это выдерживаешь? И зачем нацепил ее себе на бровь? Ну хорошо, но разве это не мешает тебе, будто муха сидит у тебя на лбу?

Или приходит, чтобы сказать что-нибудь, а у нее с волос свисает что-то и входит ей в глаз. Ну зачем это всё, дети? Или какие-нибудь ботинки, и тебе нужно прилагать особые усилия, чтобы удержать равновесие.

Я и в самом деле иногда так спрашиваю себя. Сижу и смотрю на них сверху из монастыря, где царит тишина, и вот издали слышно, как останавливается автомобиль, и она стук-стук-стук каблуками, пока не войдет в храм. Внутри, может, читают Евангелие и царит полная тишина. А потом она говорит:

– Я не хожу в церковь, потому что, когда войду внутрь, все оборачиваются и смотрят на меня!

Ну, конечно же, смотрят, если ты переполошила людей! Как человеку не посмотреть, что ты обула и на чем сюда пришла! У них при виде этого аж голова закружилась!

Дети, уважение начинается с себя. Ну хорошо, у женщины в природе заложено украшать себя, это так, и, конечно же, надо носить хорошую одежду. Но только нужна мера. Красота – в меру. Крайности излишни, потому что потом человек теряет меру и уже не может понять, что тут правильно, а что нет, потому что у него нет чувства меры, он утратил ощущение того, что тем самым он бросит вызов другим людям. Когда говоришь ему:

– Дитя мое, это вызывающе! – он спрашивает тебя:

– А почему? Как это может быть вызывающим?

Он этого не понимает, потому что у него уже нет меры.

Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

Так наша жизнь становится красивой, ведь что дашь другому, то он и вернет тебе. Если ты варвар, тогда и к тебе будут относиться так же. Поэтому нам надо поработать над собой, и когда мы делаем что-нибудь, то сесть и спросить себя: «А зачем я это делаю, по какой причине? Нацепила на себя 15 серег, обвешалась ими сверху донизу. А зачем? Для красоты? Но это же некрасиво. В чем же тогда причина? Что меня к этому побуждает?» Мы должны увидеть побуждение, то есть исследовать себя, однако не с душевным надрывом, а чтобы поработать над собой.

Вопросы священнику Разное

Разное

Дата: 27.04.2012 в 13:29

Христос Воскресе, отец Андрей!
1) Можно ли православной девушке красить ногти лаком? Грешно ли это?
2) Грех ли красить волосы? Просто я знаю, что пирсинг и тату грех, вот и думаю насчёт волос. Я не в дикие крашу, просто тон делаю поярче...
3) Нужно ли проходя мимо храмов или в автобусе проезжая креститься, или это "игра на публику" и веру показывать нельзя?
4) Батюшка, кому читать акафисты от страсти блуда? Я подросток, и мне тяжело бороться, впадаю в панику, уныние, когда так согрешу.
5) Как отличить начинающееся сребролюбие от желания просто обеспечить своему ребёнку (будущему) и себе приличную жизнь (комнату свою хоть маленькую хотеть иметь, не нуждаться в элементарных вещах - это грешно?) У меня с моим молодым человеком из-за денег частые ссоры.
6) Помолитесь, пожалуйста, о болящей отроковице Лии, рабе Божьем болящем Михаиле, рабах Божиих Елене и Валентине и о рабе Божьем Владимире, чтобы Бог наставил его на путь истинный.
Низкий Вам поклон за Вашу помощь!

Воистину Воскресе!
1. Можно, но осторожно и лучше бесцветным.
2. Если не седые, то лучше не нужно, но как хотите.
3. Лишним не будет.
4. Глаза от всего такого берегите и скромно одевайтесь. Молиться можете прп. Моисею Угрину.
5. Работайте и из этих благ смысла жизни не делайте.
6. Хорошо, помоги и благослови Господь! Спасибо большое.

Считается, что в наше время человека подстерегает гораздо больше искушений и соблазнов, нежели сто или двести лет назад. Телевидение, Интернет, модель поведения человека в обществе – буквально все дышит грехом и склоняет к нему. Да и сами грехи нынче уже не те, что раньше. Иные и в литературе не описаны, и даже названия им еще не придумали. Об особенностях духовной жизни современного христианина размышляет .

Думаю, что «современные» грехи вряд ли существуют. у нас те же самые, что и сто, и тысячу лет назад. Просто мы можем не замечать, как старое приходит к нам под видом нового.

В моем любимом фильме «Револьвер», который я бы назвал духовным, есть замечательная мысль: чем древнее разводка, тем она удачнее действует. Все-все грехи, пороки и страсти человеческие в мире существуют давно, они описаны, но нам они преподаются в разных оболочках, будь то , или что иное. Грех просто выходит на новую плоскость, представляется в новом контексте. Задача христианина – суметь увидеть этот грех еще до погружения в него.

Например, святые отцы пишут, что не всякий помысел нужно принимать. Выражаясь современным компьютерным языком, мы должны увидеть грех еще в состоянии «zip-архива», стучащегося в наше сознание. Нельзя «распаковывать» его сразу. Любую мысль нужно сперва пощупать. И если она смущает сердце, то и отправить этот «zip» в корзину.

Интернет-пространство и особенно площадки дают всем нам огромный простор для слова. Трибуну получают, в том числе такие ничтожества и невежды, которых в реальной жизни никто бы и слушать не стал. Эта формирует в нас простые и древние страсти: стать учителями жизни, судьями и чуть ли не вершителями судеб и разрешителями всех проблем жизни. «Я имею право говорить, я имею право судить и казнить, я имею право вносить коррективы в любую ситуацию». Этому же вторит и современная медийная культура: передачи типа «Пусть Говорят», «Дом Два», «Фабрика Звезд», «Слабое Звено», «Час Суда» и другие, им же имя легион, заполонили эфир и стали предельно популярны. Тема всех передач одна и та же – разрушить в людях дружбу, коллективизм, вынести самую вонючую грязь человеческой жизни на свет, расшатать исторические понятия правды и чести, сделать черное белым и наоборот, сделать меня судьёй и мерилом правды. На этих виртуальных полях ломаются настоящие копья. Люди хамят друг другу, кричат, оскорбляют. Как не вспомнить Писание: Мир – это «.…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.…» (1-е Иоанна 2:16). Ничего не поменялось.

Неизменны и принципы противостояния похотям и страстям. Увидеть их, вычленить, отсеять поможет одно – очередная решительная попытка действительно встать на выбранный тобой путь христианской жизни. Современный мир уже и слов таких не знает и не понимает – страсть, похоть…

Не грешит праведник. Мы же, идущие по жизненному пути, часто спотыкаемся и падаем. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, когда человек никуда не идет и ничего не делает. Он пребывает в состоянии, которое даже грехом назвать нельзя. Грех – это высокое состояние человека, совершившего промах. Но промах – это удел стреляющего в цель. Как говорят на Афоне, в еще нужно попасть. То есть это настолько высокое состояние, что попасть в него может только делатель. А среди нас делателей мало. Поэтому и исповеди наши, как правило, шаблонные и пустые. А о чем говорить если никто не пытается начать внутреннюю жизнь? Лётчиков нет…

В одной из песен Бориса Гребенщикова, в которой поется о том, что он видит в современном мире, есть замечательная фраза: «…на каждой странице обнаженная Маха, я начинаю напоминать себе монаха. Вокруг нет искушений, которым я хотел бы поддаться». Проще говоря, высокое искушение приходит к человеку, занятому высоким деланием. А людям деградировавшим, культурно опустившимся до самых низов, искушения уже не нужны. Да и не нужно дьяволу пытаться соблазнить тех, кто и так пребывает в соблазне. И это самое страшное в состоянии современного человечества — настоящие искушения как раз кончились, а люди все падают.

Е. Полетаева. «Деградация» (фрагмент)

Наши слабость и нерешительность сделали все сами, за всех бесов мира. Современный человек легко падает. А когда начинает прозревать, то понимает, что падение было состоянием жизни. Как можно было вляпаться в ЭТО? Чему я поддался? Картинке с голой бабой? Где же были те искушения, которым «я хотел бы поддаться»? Ницше очень точно сказал: «Не ваш грех - ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!».

Как христиане, мы деградировали до того, что не интересуемся своим Богом, нашим Христом. Мы превратились всего лишь в одну из религий. Чем мы отличаемся от других? Спроси у современного прихожанина — как пришло наше спасение, что такое Святая Троица – и даже это не всегда услышишь. Современному человеку это малоинтересно. Слово Христа, Евангелие — малоинтересно. Кого бесу искушать? Ему уже не нужно в этом мире появляться. Чего ему идти на , когда там и так полностью его публика? Что ему делать в Интернете, 80% которого забито «порнухой»? Искушения, брань духовная – для сильных борцов. А современного человека не то, что бес – ветер валит. Нас и бороть не нужно – сами падаем.

Господь нас всё еще поддерживает в этом бедствии, дает нам шансы на какие-то прорывы, движения — чтобы мы окончательно не пали, не опустились до безобразия, до бесчеловечности. И в этом я вижу огромную милость Божию к нашему несчастному современному человеческому роду.

Современный мир летит в тартарары, это совершенно очевидно. Передние вагоны поезда уже в пропасти. Мы, может быть, еще не доехали до пропасти, но уже видим, что творится впереди. Мне кажется, что сегодня сбывается то, о чем говорили во все времена святые — последние люди будут спасаться терпением. А больше у нас ничего и нет. Наша задача, как и во все времена, совершить свой христианский путь, сохранить Заповедь. Ничего другого нам не предложат.

Мы должны пытаться сохранить заповедь – так, как мы ее понимаем, как чувствуем, как прозвучала она в Евангелии. Это единственное условие нашего выживания. Сегодня этому нужно учить и себя, и окружающих, и каждого человека в Церкви. Хранить Заповедь не в буквальном понимании декалога, который первым делом приходит на ум современному человеку, а так, как заповедано нам Христом. Я должен хранить то, что я принял от Него в Евангелии, то, что я выбрал на своем жизненном пути, то, через что я понимаю жизнь святых и самой Церкви. Вот эту Заповедь нужно хранить.

У меня была интересная ситуация в этом году. Пришла на исповедь замечательная старенькая женщина, серенькая такая, невзрачная. Обычный набор: красила волосы, ногти… Я ее останавливаю: «Разве это имеет отношение к духовной жизни? Перед Богом, перед Христом что у вас происходит? Хотели вы своего Бога знать?» Она говорит: «А что, это не грех – красить волосы?» Я говорю: «Пока что я не вижу греха, о котором стоило бы разговаривать». Она говорит: «А Вы знаете, я еще и музыку люблю». И, видимо, ждет, что я скажу, что музыка тоже не грех. «При чем здесь музыка?» – «Я люблю Deep Purple, Nazareth, Queen». И тут я понял, что тоже люблю эти группы…

Почему я об этом вспомнил? Во многом какая-то музыка принесла в мир волну негатива, но, в то же время, эта музыка показала серьезные вещи. Все, что происходит в мире даже в области культуры, должно распахивать наше сердце. Вспахивать как ниву, на которой потом что-то сможет прорасти. Мое сердце в свое время во многом вспахал Гребенщиков. Неважно как вспахал, но главное – он как бы заставил меня вглядываться в жизнь, смотреть, искать и находить в ней настоящее.

Современный мир, кроме сора и пошлости, предлагает нам пути и возможности пробуждения. Сколько достойных фильмов рождается даже в западном кинематографе: «Матрица», «Револьвер», «Немыслимое», «Неуместный Человек» и масса других. Они как бы говорят нам: «Человек, а ты уверен, что ты вообще, понимаешь, где ты живешь? Что это реальность, а не матрица? Вот ты ходишь в церковь, считаешь себя верующим, ты спокоен. А ты, вообще, понимаешь, что это все, может быть, вовсе и не так?»

В Евангелии мы находим тот же вопрос, ту же мысль, выраженную Христом по отношению к фарисеям. «Ребята, это матрица. Вы думаете, что у вас есть Бог, храм, вера? Ничего у вас нет. У вас есть форма, внутри которой нет ничего».

Дай Бог, чтобы и в нас родился этот вопрос. И чтобы мы познали настоящие искушения. Это станет свидетельством того, что наша духовная жизнь наконец-то началась.