Жил пророк мухаммад. Мухаммед пророк - биография


Ты мусульманин?

Да, мусульманин, хвала Всевышнему Аллаху.

Что обозначает понятие «мусульманин»?

Знать, что Аллах Един. Следовать Священному Корану и Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Кто твой Господь?

Аллаху Тааля.

Кто твой Создатель?

Аллаху Тааля.

Чей ты раб?

Я раб Аллаху Тааля.

Как ответишь на вопрос: cколько Богов?

Отвечу, что Аллах Един!

А чем ты можешь это подтвердить?

Первым айатом суры «Ихлас» (112-ая сура Священного Корана).

О чём говорится в этом айате?

Там говорится: «Скажи: Он - Аллах Един».

А что для тебя является подтверждением существования Аллаха?

Существование мироздания и всеобщая гармония.

Возможны ли рассуждения о личности Аллаха?

Нет! Так как люди не могут постичь своим умом Его личность. Мы можем говорить лишь о качествах, присущих Всевышнему Аллаху.

Что обозначает вера «Еис»?

Это наподобие веры известного фараона, который уверовал перед самой смертью.

Является ли эта вера действительной?

Что обозначает «тауба и еис»?

Это покаяние верующего человека перед смертью. Не только имевшего веру, но и жившего по вере.

Действительно ли такое покаяние?

Да, действительно.

Какова твоя религия?

Религия Ислам.

Какова твоя книга?

Священный Коран.

Что является твоей Киблой?

Кааба Почитаемая.

Чьего ты рода?

Я из рода Адама, мир ему.

Какой общине принадлежишь?

Общине Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Где родился Пророк Мухаммад и где захоронен?

Родился в Мекке. После 50-ти лет совершил Хиджру (переселение) в Ясриб (теперь Медина). Захоронен в Пресветлой Медине. Место захоронения называется «Рауда-и Мутаххара».

Сколько имён у Пророка Мухаммада?

У него много прекрасных имён, но четыре из них мы должны знать: Мухаммад, Мустафа, Ахмад, Махмуд.

Какое имя его наиболее распространённое?

Мухаммад Мустафа.

Как звали его отца?

Абдуллах.

Как звали его мать?

А его кормилицу?

А бабушку?

Шифа Хатун.

Как звали его деда?

Абдулмутталиб.

Во сколько лет Пророк Аллаха узнал о своём предназначении?

О своей пророческой миссии он узнал в 40 лет.

Сколько лет он выполнял пророческую миссию?

Он пророчествовал в течение 23-х лет.

Сколько лет он прожил?

Его земная жизнь закончилась, когда ему было 63 года.

Сколько у него было дочерей?

Четверо: Зайнаб, Рукиййа, Умми Кульсум и Фатима, да будет доволен ими Аллах.

А сколько родилось сыновей?

Трое: Касим, Абдуллах (другое имя Таййиб) и Ибрахим, да будет доволен ими Аллах.

Можете ли перечислить имена жён Пророка?

Да, инша-ал-Лаху. В первую очередь наша святая мать Хатиджа, да будет доволен ею Аллах. С нею Пророк Аллаха прожил 25 лет. Она была старше Пророка Аллаха на 15 лет. Далее идут: Сауда, Аиша, Хафса, Зайнаб, Хузайма, Умму Салама, Зайнаб бинти Джахш, Джувайрийа, Умму Хабиба, Сафиййа, Маймуна, Марийа, да будет ими всеми доволен Аллах субхана ва тааля.

Можете ли объяснить некоторые причины, согласно которым Пророк Аллаха женился после 53-х лет своей жизни?

Да. Объясняется это тем, что Пророк Аллаха, беря в жёны женщин из разных племён и родов, этим самым приглашал эти сообщества к Исламу. Второй целью Пророка было распространение знаний по Исламу, необходимые женщинам. В некоторых случаях это делалось для спасения их от нищеты, для защиты их чести. Основной целью, конечно же, было распространение Ислама.

Которая жена Пророка умерла последней?

Айша, да будет доволен ею Аллах.

Кто величайший среди людей всех времён?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Сколько у Пророка внуков?

Два. Хасан и Хусайин, да будет доволен ими Аллах.

Чьи они дети?

Они дети Али бин Абу Талиба и дочери Пророка — Фатимы, да будет ими доволен Аллах.

Кого называют Пророком?

Человека, избранного Всевышним Аллахом для того, чтобы передать через него людям Его Предписания.

Знаешь ли ты количество Пророков?

По различным преданиям их приблизительный счёт колеблется от 124-х тысяч до 224-х тысяч. Точно знает лишь Аллах субхана ва тааля.

Имена каких Пророков упомянуты в Коране?

В Благородном Коране упомянуты лишь 28 из них: 1) Адам, 2) Идрис (Енох), 3) Нух (Ной), 4) Худ, 5) Салих, 6) Ибрахим (Авраам), 7) Лут (Лот), 8) Исмаил, 9) Исхак (Исаак), 10) Йакуб (Иаков), 11) Йусуф (Иосиф), 12) Аййуб (Иова), 13) Шуайб, 14) Муса (Моисей), 15) Харун (Аарон), 16) Дауд (Давид), 17) Сулайман (Соломон), 18) Йунус (Иона), 19) Илйас (Илия), 20) Аль-Йаса, 21) Зулькифл, 22) Закариййа (Захария), 23) Йахйа (Иоанн), 24) Иса (Иисус), 25) Узайр, 26) Лукман, 27) Зулькарнайн, 28) Мухаммад Мустафа Хабибуллах, мир им всем и благословение Аллаха.
Некоторые учёные придерживаются мнения, что Узайр, Лукман и Зулькарнайн являются не Пророками, а праведниками.

Назовите годы рождения и смерти Пророка Аллаха?

Он родился 12-го числа месяца Раби-уль-ауваль 571-го года, и умер также 12-го числа месяца Раби-уль-ауваль 632-го года (по григорианскому календарю).

В каком году Пророк совершил переселение из Мекки в Медину?

Хиджра - Переселение в Медину (старое название - Ясриб) было совершено им в 622-ом году (по григорианскому календарю). Этот год является первым годом по мусульманскому летоисчислению.

Что такое Ангел?

Созданные Аллахом из света безгрешные существа. Они имеют возможность принимать любой образ и постоянно находятся в поклонении Аллаху субхана ва тааля.

Назовите 4-х главных ангелов?

Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил, мир им всем.

Назовите четыре главных Священных Писания и каким Пророкам они были ниспосланы.

1) Таурат (Тора, Пятикнижие) был ниспослан Пророку Мусе (Моисею), мир ему. 2) Забур (Псалтырь) - Пророку Дауду (Давиду), мир ему. 3) Инджиль (Евангелие) - Пророку Исе (Иисусу), мир ему. 4) Благородный Коран - Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Что такое «Сухуф», каково их количество и кому они были ниспосланы?

До ниспослания 4-х главных Священных Книг, Всевышним Аллахом были ниспосланы Священные Писания малого объёма в виде свитков - Сухуф. Таких страниц было ниспослано 100. В том числе: 10 Сухуф - Адаму, мир ему; 50 Сухуф - Шиту, мир ему; 30 Сухуф - Идрису, мир ему; 10 Сухуф - Ибрахиму, мир ему.

Какие существуют разновидности мазхабов?

Их два типа:1) Мазхабы по богословию, уточняющие основы вероучения.
2) Мазхабы по религиозно-правовым вопросам.

Сколько существует мазхабов по богословию и кто их Имамы?

Мазхабов по вопросам богословия — два. Их имамами являются: Имам Абу Мансур Мухаммад Матуриди и Имам Абу-ль Хасан-уль-Ашаари, да будет милостив к ним Аллах.

Назовите мазхабы по исламскому праву.

Этих мазхабов четыре. И названы они по именам их основателей: Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали.

К какой принадлежите общине?

Принадлежу общине Ахл-ас-Сунна ва-ль Джамаа, что в переводе обозначает: Люди Сунны и Согласия или коротко - Сунниты.

Какого придерживаетесь мазхаба по исламскому праву?

Я следую мазхабу (школе) имама Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах субхана ва тааля.

Можете ли назвать первоначальные 32 фарда?

Да, могу.

Условий веры - 6 . В том числе:
1) - Вера в Аллаха.
2) - Вера в Его Ангелов.
3) - Вера в Его Книги.
4) - Вера в Его Посланников.
5) - Вера в Судный День и в Воскресение.
6) - Вера в Предопределение;

Условий (фард) малого омовения (вуду; абдест) - 4 :
1) — Мытьё лица.
2) — Мытьё рук до локтей включительно.
3) — Обтирание мокрыми руками четвёртую часть головы.
4) — Мытьё ног по щиколотки включительно.

Условий Ислама - 5 :
1) — Произнесение Свидетельства (Шахада).
2) — Чтение ежедневной пятикратной молитвы (намаза).
3) — Уплата Закяата (налог в пользу бедных).
4) — Пост в месяц Рамазан.
5) — Совершение Хаджа.

Условий полного омовения (гусл) - 3 :
1) — Промыть полость рта.
2) — Прочистить нос.
3) — Вымыть всё тело.

Условий при обтирании песком - 2 :
1) — Принять соответствующее намерение.
2) — Дважды ударить обеими руками о чистый песок или землю, или о любой предмет, состоящий из них. После первого раза, протереть между пальцами и прогладить ладонями лицо. После второго удара о песок, протираем обе руки поочерёдно до локтей вначале правую руку, а затем левую.

Условий молитвы - 12 :
1) - Омовение.
2) - Внешнее очищение.
3) - Укрывание тела.
4) - Обращение к Кыбле.
5) - Время.
6) - Намерение.
7) - Вступительный такбир.
8) - Стояние.
9) - Чтение Корана.
10) - Поясной поклон.
11) - Земной поклон.
12) - Положение сидя в конце молитвы.

По сколько ракаатов читаются эти молитвы?

Утренняя молитва состоит из 4-х ракаатов: Вначале читается 2 ракаата сунны, а затем 2 ракаата фарда.
Полуденная молитва читается в 10 ракаатов. Вначале 4 ракаата сунны, затем 4 ракаата фарда и ещё 2 ракаата сунны.
Послеполуденная молитва заключает в себя 8 ракаатов. 4 сунны и 4 фарда.
Вечерняя молитва - 5 ракаатов. Вначале читается 3 ракаата фарда, затем 2 ракаата сунны.
И заключительная молитва - ночная, которая состоит из 13 ракаатов. Начинается с 4-х ракаатов сунны, затем 4 ракаата фарда, затем ещё 2 ракаата сунны, и заканчивается 3-мя ракаатами молитвы Витр.
Всего за день Приверженцы сунны читают 40 ракаатов. В том числе 20 ракаатов по сунне; 17 ракаатов фарда и 3 ракаата Витр.

Что необходимо сделать, если при чтении молитвы вы забыли прочитать после Фатиха короткую суру или 3 айата?

После окончания молитвы, отдав приветствие в одну или в обе стороны, необходимо не вставая совершить дополнительно 2 земных поклона (суджуд). После этого снова читаем «ат-Тахиййат… Салли … Барик…» дуа и приветствие направо и налево.

В каких ещё случаях совершаются 2 дополнительных земных поклона?

В случае ошибки. Например, когда в молитве Витр в 3-ем ракаате забыто произнесение Такбира, или забыто прочтение мольбы «Кунут». Или когда в 4-х ракаатной молитве при первом сидении после «ат-Тахиййата» вместо вставания на 3-ий ракаат, читается «Салли

», « Б арик » .

Назовите наиболее почитаемые ночи в Исламе.

Ляйлят уль — Бара’а - Ночь откровения. 15-ая ночь месяца Шаабан. В те незапамятные времена, когда Всевышним Аллахом ещё ничего не было создано, а только предопределено и принято намерение, в ночь Бара»а Он объявил ангелам о том, что именно намерен создать в течение предстоящего года.
- Ляйлят уль-Кадр — Ночь Могущества; Ночь Предопределения: Одна из ночей Священного месяца Рамадан. Начало ниспослания Священного Корана.
- Ляйлят ур-Рага’иб — Ночь Рага’иб — Первая пятничная ночь в месяце Раджаб, когда святая Амина забеременела будущим Пророком.
- Ляйлят уль-Маулюд — Ночь между 11-ым и 12-ым днями месяца Раби’уль-ауваль. В эту ночь родился Посланник Мухаммад Мустафа, мир ему и благословение Аллаха, — величайший из Пророков, избранный Всевышним Аллахом для указания Истинного пути всем людям Мира.
- Ляйлят уль-Исра валь-Мирадж — Ночь Вознесения и Путешествия — 27-ая ночь месяца Раджаб. В эту Благословенную ночь Всевышний Аллах вознёс своего Пророка в неизведанные небеса.

Что ещё важно знать?

Десять важных заповедей

1. Вставай на молитву, когда ты слышишь призыв, при любых обстоятельствах.
2. Читай или изучай, или слушай Коран, или произнеси имя Аллаха и не проводи без пользы даже малую часть своего времени.
3. Старайся изучать арабский язык.
4. Много не спорь ни в коем деле, какое бы оно не было, поистине спор не приводит к добру.
5. Много не смейся, сердце, связанное с Аллахом, спокойное и серьезное.
6. Много не шуми, борющаяся умма (мусульманское общество) не знает ничего, кроме серьезности.
7. Не возвышай своего голоса больше того, чем требуется слушателям - это глупо и вредно.
8. Сторонись отзываться дурно о людях, оскорблять личность и не говори ничего, кроме доброго.
9. Знакомься с тем из своих братьев, с кем встречаешься, если даже от тебя это не требуется. Основы нашего призыва - любовь и знакомство друг с другом.
10. Обязанностей больше чем времени, так что помогай другому использовать его время, а если у тебя важное дело, то старайся выполнить его за короткий срок.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Введение

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу.

Итак, ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570--632). В возрасте 40 лет (около 610г.) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога и Аллаха, открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране -- главной священной книге мусульман. Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили евреи. Многие вопросы, касающиеся жизни и деятельности про­рока Мухаммеда, до сих пор остаются дискуссионными, и авторы не считали себя обязанными при их освещении строго следовать какой-либо из исламоведческих школ. Вместе с тем в традициях отечественной культуры (В. С. Соловьев, В. В. Бартольд) авторы рассматривали ислам как самостоятельную монотеистическую религию, ничуть не менее раз­витую, нежели, скажем, христианство.

Цель работы - дать характеристику жизни и учению пророка Мухаммеда.

1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

© ООО «Садра», 2016

Вступление

Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла из себя жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия – безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склепы, в которых существа под названием «люди», копошась, проводили свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой.

Войны и междоусобицы были привычным явлением в общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители были торговцами и ростовщиками, скупавшими человеческие души за дирхемы и динары.

Племенной образ жизни и скотоводство, сопряжённые с жестоким гнётом обездоленных, были неотъемлемой частью общественного строя Аравии. Духовный кризис, возникший в Аравии, был только частью того мирового духовного кризиса, одним из свидетельств которого было усиление гнёта, разрушившего спокойствие и социальный порядок в обществе.

Группа богачей и ростовщиков, занимавшаяся в Мекке торговлей, приобретала незаконными путями огромные состояния, эксплуатируя низшие слои общества. Ростовщичество и жёсткая эксплуатация способствовали лишь увеличению противоречий и усиливали духовное обнищание населения.

Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм1
«Нахдж аль-балага», Алламе Хои, том 2, стр. 173; «Тарих джамеи адйан», пер. Али Аскар Хикмат, стр. 479.

Неблагопристойные обычаи и сам уклад жизни уничтожали величие целой нации. Развращённость арабов до Исламского периода привела к ситуации, о которой в истории говорится: «Её плодами были нравственное разложение и преступность, пищей – мертвечина, лозунгом – страх, логикой – меч…»

Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Иначе говоря, в эпоху первоначального невежества (джахилийа)2
Если вас интересует тема невежества современного мира, то прочтите персидский перевод книги «Джахилиййат аль-Карн аль-Ишрин», написанный Мухаммадом Кутбом.

Хорошо известный XX веку национализм был культом доисламской Аравии. Каждое племя гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием.

Набеги, грабежи, варварство, гнёт, агрессия, вероломство характеризовали приоритеты арабов того времени.

Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!..

Дочь в семье означала позор, и нередко унизительная крайняя бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу-язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же зарыть живьём в землю и «тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой наличие даже одной девочки в семье считалось предосудительным»3
Взято из Священного Корана, 16:58–59; 17:31. Также был использован Тафсир «Аль-Мизан», том 12, стр. 294.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует, что арабский народ проживал в глубокой трясине разврата и духовного упадка. Арабы превратились в свирепых людей и разбойников. Они, как и многие другие народы мира, следовали суевериям, выдуманным легендам, служившим основой их «религии».

Совершенно очевидно, что основательное преобразование подобного общества было необходимо. Но этим движением возрождения должен был руководить божественный человек, направляемый самим Всевышним, поскольку только в таком случае можно было избежать совершения ошибок и просчётов. На пути к достижению благоустройства общества такой человек не будет руководствоваться корыстолюбием. Уничтожая своих личных противников, он не будет преследовать свои интересы, делая это под видом «фильтрации» непокорных ему элементов. Напротив, такой человек будет пытаться изменить этих людей в лучшую сторону. Он будет идти по пути Аллаха и работать во благо народа. Ибо ясно одно: вождь, лишённый моральных и нравственных качеств, не в состоянии исправить общество и привести его к спасению. Это дано сделать исключительно божественным предводителям. Именно с помощью вдохновения свыше они способны глубоко и всесторонне преобразовать индивидуальные и социальные аспекты жизни человека.

А теперь настало время посмотреть на нового мирового предводителя, на его личность и изменения, которые он принёс с собой…

Рождение и детство его светлости Мухаммада (С)4
Сокращённая форма – да благословит его Аллах и род его.

Мекка была погружена в темноту и тяжёлое оцепенение ночи. Не было ни следов жизни, ни проявления какой-либо деятельности. Лишь высоко в небе луна медленно всходила из-за гор, проливая свой неяркий свет на простенькие домишки среди песков.

После полуночи упоительный ветерок охватил горячие земли Хиджаза, подготавливая их для недолгого отдыха. В то же время звёзды присоединились к этому бесхитростному торжеству ночи, придавая ему блеск, великолепие и скромное оживление. Они смотрели вниз и улыбались спящим жителям Мекки.

Едва забрезжил рассвет, как в том райском воздухе послышалось пение пробуждающихся рано утром птиц, будто изливающих свою душу.

Наступило утро, но до сих пор в городе царило неясное молчание. Все были погружены в сон, и лишь Амина не спала. Она ощутила боль, которую ждала… Понемногу боль усиливалась… Неожиданно она заметила в своей комнате несколько незнакомых и лучезарных женщин, от которых исходило благоухание. Роженица была поражена. Кто они? Как вошли в закрытые двери?!.5
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 325.

Прошло немного времени, и на свет появился дорогой сердцу Амины младенец. После долгих месяцев ожидания ранним утром семнадцатого рабби’аль-аввала её глаза осветились чудом – рождением ребёнка.

Все были рады появлению маленького Мухаммада (C). Но в то же время, как младенец озарил одинокую опочивальню Амины, рядом с ней не было её молодого супруга Абдуллы. Ибо так сложилась судьба, что, возвращаясь из поездки в Сирию, он умер в Медине и был похоронен там, покинув Амину навсегда6
«Камил ат-таварих», стр. 10; «Табакат», том 1, стр. 61; «Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 125.

Мухаммад (С) – необыкновенный младенец

Рождение Пророка Мухаммада (C) сопровождалось рядом необычных явлений, которые наблюдались в небе и на земле. В частности, они были обнаружены на Востоке, считавшемся в то время колыбелью цивилизации.

Поскольку этот младенец родился, чтобы спасти народы от разврата, духовного упадка и разложения и заложить новый фундамент во благо прогресса и процветания человечества, уже в момент появления на свет Мухаммада (C) в мире произошли события, побуждающие человека очнуться от сна невежества и забвения.

Исполненный величия дворец Ануширвана являлся в глазах людей символом вечного могущества и власти. Но в ту ночь замок содрогнулся, и четырнадцать зубцов его стены рухнули7
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 257.

Неожиданно погас огонь в зороастрийском храме Фарса, пламя которого горело вот уже тысячу лет…8
Там же, стр. 258–263.

Халима – кормилица Мухаммада (С)

В старину среди арабов был распространён обычай отдавать новорождённых детей на воспитание кормилице, проживающей в окрестностях города, поскольку ребёнок в этом случае не только растет на чистом и свежем воздухе пустыни, но также изучает лучший, подлинный арабский диалект, который можно было обнаружить только на пустынных просторах Аравии9
Сирее Халбие», том 1, стр. 99.

Итак, следуя этому старинному обычаю и ввиду того, что у Амины не было молока, Абд аль-Муталлиб, дед и поручитель Мухаммада (C), намеревается нанять для своего любимого внука (единственное напоминание о сыне Абдулле) почтенную и надёжную женщину, которая заботилась бы о нём. После предварительных поисков в качестве кормилицы он выбирает Халиму из племени Бани Са’д, которое славилось среди арабов своей доблестью и красноречием. Халима являлась одной из самых целомудренных и благородных женщин своего времени. Она вернулась с Мухаммадом (C) в родное племя и заботилась о нём, как о своём собственном ребёнке.

Надо заметить, что люди племени Бани Са’д долгое время переживали засуху. Засушливые пустынные просторы и лишённое влаги небо были причиной обострения их печального, бедственного положения. Но с того дня, как Мухаммад (C) пришёл в дом Халимы, благодать снизошла на неё: жизнь, протекавшая в нищете, теперь стала налаживаться, и бледные лица женщины и её детей приобрели свежесть, грудь Халимы, в которой было мало молока, наполнилась. Пастбища тех краёв, где обычно паслись стада овец и верблюдов, покрылись зеленью. А ведь до Мухаммада (C) это племя переживало тяжёлые времена!

В сравнении с другими детьми Мухаммад (C) рос быстрее, был проворнее всех в беге, а также хорошо говорил. Счастье и благополучие сопутствовали ему, что сразу понимали окружающие его люди. Харис, муж Халимы, даже сказал однажды ей: «Знаешь ли ты, что за благословенный ребёнок дан нам судьбой?..10
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 159.

Мухаммад (С) в водовороте событий

Когда Мухаммаду (C) исполнилось шесть лет, его мать Амина, забрав его с собой, покидает Мекку и направляется в Медину, дабы повидать родственников. Существует также версия, что она поехала посетить могилу своего супруга Абдуллы. Но ей не суждено было вернуться. Амина умерла на обратном пути и была погребена в местечке под названием Абва11
Там же, стр. 168.

Таким образом, Мухаммад (C) теряет своих родителей в возрасте, когда каждый ребёнок как никогда нуждается в отцовской любви и материнской ласке.

Образ Мухаммада (С)

Подобно тому, как рождение Пророка Ислама (С) и события, следующие за ним, были удивительными и говорили о его неординарной личности, речь и поведение его светлости в детстве отличали его от сверстников, так, что даже его дед Абд аль-Муталлиб оценил это и проявлял к нему глубочайшее уважение12
«Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 382, 402, 366.

Дядя Пророка, Абу Талиб говорил: «Я никогда не видел, чтобы Мухаммад лгал или совершал непристойные и необдуманные поступки, не слышал ни неуместного смеха, ни бесполезных разговоров. Большинство времени он проводил в одиночестве»13
Там же.

Мухаммаду (C) было семь лет, когда произошёл этот удивительный случай. Как-то иудеи приготовили украденную курицу и послали её Абу Талибу. Все отведали этого мяса, и только Мухаммад (C) не прикоснулся к нему. Когда остальные захотели узнать причину, он ответил: «Мясо было запретным, а Бог бережёт меня от всего запретного…»

В другой раз иудейские раввины взяли у соседей курицу, пообещав заплатить после. Но Пророк (C) по-прежнему не прикасался к мясу, говоря, что сомневается в дозволенности этой пищи.

Тогда иудеи подтвердили: «Этот ребёнок обладает большим превосходством»14
Там же, стр. 336.

Несколько случаев из детства и юношества

Детство Пророка Мухаммада (C), сопровождавшееся горечью сиротства, прошло под опекой его великодушного деда Адб аль-Муталлиба и ласкового дяди Абу Талиба. Словно эти годы, когда любая печаль терзала его тонкую душу, были необходимым условием для дальнейшего формирования великой личности Пророка (C). Сирота, которому суждено было стать Посланником и благодетелем, должен был с самого детства познать все горести и страдания; ему нужно было обладать твёрдостью и стойкостью, чтобы вынести нелёгкую ношу божественного послания. Несмотря на то, что будущий Пророк (C) был лишён доброты матери и нежной любви отца, он не был покинут. Абу Талиб, согласно завещанию своего брата, а также по настоятельной просьбе отца, Абд аль-Муталлиба, взял под свою заботу и защиту Мухаммада (C). Фактически племянник заменял Абу Талибу сына и был памятью о брате Абдулле и об отце Абд аль-Муталлибе. Абу Талиб был для Мухаммада (C) ласковым отцом, преданным дядей и сострадательным и отзывчивым опекуном. Дядя и племянник были настолько привязаны друг к другу, что казалось, их жизни сплелись между собой неразрывной нитью. Из-за большой привязанности Абу Талиб никогда не расставался с Мухаммадом (C) и даже водил его с собой на такие большие базары, как «Акказ», «Маджанна», «Зил Маджаз». Когда же Абу Талиб покинул Мекку для торговли в Сирии, то, неспособный выдержать разлуку, взял его с собой в дорогу. Сидя верхом на верблюде, Мухаммад (C) преодолевал долгий путь в Сирию…15
Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 180.

Встреча Мухаммада (С) с монахом Бахирой

В день, когда курайшитский караван приближался к городу Бусра16
Небольшой город в Сирии.

Некий монах по имени Бахира, ведущий отшельнический образ жизни, был у себя в келье. Вдруг он заметил вдали караван и облако, которое следовало за ним и защищало путников от палящих лучей солнца.

Бахира вышел из своей кельи и велел своему слуге: «Иди и скажи тем людям, что сегодня они наши гости».

Пришли все, кроме Мухаммада (C), оставшегося стеречь вещи. Увидев, что облако осталось над верблюдами, Бахира спросил: «Все ли путники присутствуют здесь?» – “Да, кроме одного мальчика”, – последовал ответ.

Монах попросил, чтобы привели мальчика, и когда тот пришёл, облако тоже последовало за ним. Бахира очень внимательно разглядывал Мухаммада (C) и после сказал ему: «Я спрошу тебя ради Лата и Уззы»17
Самые почитаемые идолы мекканских язычников.

– Не спрашивай меня ради Лата и Уззы ни о чем. Клянусь Аллахом, я ничего другого ненавижу больше их двоих.

– Ответь тогда мне ради Аллаха.

– Спрашивай.

После недолгой беседы с Мухаммадом (C) монах припал к его ногам и рукам и, целуя их, произнёс: «Если дано будет мне жить в твоё время (время твоего пророчества), то я, одним из первых, буду сражаться с твоими врагами. Поистине, ты – великий человек…»

Затем Бахира поинтересовался, кому принадлежит этот ребёнок. Ему указали на Абу Талиба, сказав, что он его отец.

– У этого отрока не должно быть живого отца, – возразил Бахира.

– Он сын моего брата, – признался Абу Талиб.

Тогда Бахира обратился к нему:

– Этого мальчика ожидает большое будущее. Но если иудеи увидят его и узнают то, что знаю я, они попытаются его убить. Береги его от них!

– Но что предстоит ему сделать, и какое отношение иудеи имеют к этому? – спросил Абу Талиб.

– Он будет Пророком. Ангел Откровения снизойдёт к нему. Бог не оставит его одного!18
Бихар аль-Анвар», том 15, стр. 193–204.

Пастушество

Несмотря на то, что Абу Талиб был одним из знатных курайшитов, но всё же денег на тяжёлые расходы его семьи было недостаточно. Мухаммад (C), достигший зрелости, был склонен заняться делом и тем самым помочь Абу Талибу.

Но какую же профессию он должен выбрать, чтобы она соответствовала его духовному миру?

Ввиду того, что Мухаммаду (C) предстояло стать великим Пророком и благородным предводителем, а также столкнуться с упрямыми и необузданными арабами, вести борьбу с фанатичными иудеями и неправильными традициями эпохи невежества, заложить основы возвышенного дворца справедливости и принести в мир счастье и благополучие, он предпочитает пастушество.

Мухаммад (C) пас скот своих родственников и мекканцев в степях, находившихся в окрестностях города Мекки. Полученные за работу деньги он отдавал дяде. Кроме этого, пустынные просторы, отдалённые от мирской суеты, были хорошей возможностью отдалиться от погрязшего в разврате и невежестве общества.

Нравственная чистота Мухаммада (С)

В пору, когда в человеке проявляются и формируются его скрытые ранее природные инстинкты и способности, дети вступают на новую ступень – непредсказуемую и трепетную. Они видят себя в другом мире. В этот очень важный момент в жизни молодого человека необходимо удержать и привести в равновесие его сиюминутные желания и душевные стремления. Разного вида отклонения, разврат и порочность, могут поглотить молодёжь и низвергнуть её в ужасную бездну злосчастия.

Мухаммад (C) жил в обществе, атмосфера которого была загрязнена безнравственностью. Не только молодёжь, но и преклонных годов люди Хиджаза непристойным и позорным для себя образом склонялись к распутству и половым извращениям. В каждом переулке над некоторыми из домов развивался чёрный флаг – знак порочности, зазывая подобных развращённых людей.

Итак, Мухаммад (C) провёл свои детские и юношеские годы в подобном низком обществе. Однако, не создав семьи до двадцати пяти лет, он всё же не попал под отрицательное влияние окружения. В этот период жизни великого Пророка Мухаммада (C) нельзя проследить за ним даже малейшего непристойного поступка. Во всяком случае, Пророк (С), в отличие от остальных, достиг совершенства во всех моральных качествах и нравах: в великодушии, добронравии, благородстве, терпении и выдержке, честности, надёжности, добрососедстве и отдалении от пороков. В связи с этим, ещё до пророческой миссии, его величали «Мухаммадом Амином», что переводится как «верный и благонадёжный человек»19
«Сира», Ибн Хишам, том 1, стр. 183.

И друзья, и враги соглашаются с этим и выделяют его высокие духовные качества.

Панегирические произведения, написанные поэтами во время женитьбы Пророка (С) на святой Хадидже (А)20
Сокращенная форма – мир ей.

Напоминают о самых прекрасных его качествах, таких, как целомудренность. Обращаясь к Хадидже, поэт говорит: «…О, Хадиджа (А)! Среди людей всего мира, ты достигла наивысшей степени, ты одна удостоилась этой чести.» (т. е. ты, – единственная женщина, которая была удостоена чести супружества с Мухаммадом (C))21
«Бихар аль-Анвар», том 16, стр. 74.

Другой поэт в своих стихах выражается следующим образом: «Если сравнить Ахмада (C) со всеми творениями, то он превзойдёт их. Поистине, его достоинства явны для курайшитов»22
Там же, стр. 75.

Брак

По преданиям, святая Хадиджа (А) была первой женщиной, принявшей Ислам. Со стороны отца и матери она принадлежала к племени курайшитов.

Отец Хадиджи – Хувайлид ибн Асад, мать – Фатима бинт За’д ибн Асам. Таким образом, родословная святой Хадиджи (А), Матери правоверных по отцовской и материнской линии, восходит к благородному арабскому роду.

Хадиджа (А) обладала чистой душой и получила религиозное воспитание. Она и до возникновения Ислама была известна под именем «Тахира», что означает “чистая, непорочная,” и считалась лучшей женщиной племени курайшитов.

Существует версия, что до того, как стать женой Пророка (С), её светлость Хадиджа (А) была в браке и имела детей, однако биографы почти не упоминают о них. Причиной этого упущения является то, что в своих книгах они начинают описание жизненного пути Хадиджи лишь с того времени, как она удостоилась чести стать женой Пророка (С).

После смерти мужа Хадиджа (А) не вступала в брак, хотя к ней сватались представители самых знатных курайшитских племён. По милости Аллаха она удостоилась чести стать женой Посланника Бога и великого Пророка (С). Хадиджа (А) была его первой женой и спутницей его жизни в течение 25 лет.

Будучи богатой женщиной, она ежегодно снаряжала торговый караван, который по численности был равен всем курайшитским караванам, вместе взятым. Для ведения торговых дел каравана она нанимала людей. Весть о благородстве Мухаммада (C) распространилась по всему Аравийскому полуострову. Хадиджа (А) решила предложить ему вести её торговые дела.

Однажды Хадиджа (А) поделилась своей тайной с подругой Нафисе, сестрой Яли ибн Умайи. Она хотела, чтобы подруга поговорила с Мухаммадом (C) на одну деликатную тему.

Ибн Са’д повествует со слов Нафисы: «Хадиджа (А) – дочь Хувайлида ибн Абдулаза ибн Касы – была женщиной весьма умной, практичной, богатой и превосходящей по благородному происхождению всех курайшитов. И все её родичи засылали к ней сватов, так как в случае её согласия к ним могло перейти большое состояние. Когда из Сирии вернулся торговый караван, которым руководил честный и благонадёжный Мухаммад (C), Хадиджа (А) позвала меня к себе и сказала: «Я выбрала тебя для серьёзного дела». На что я ответила: «Я принадлежу тебе до кончиков пальцев и всегда к твоим услугам». Хадиджа (А) сказала: «Поговори обо мне с Мухаммадом (C)». Я отправилась к Мухаммаду ибн Абдулле (C) и спросила его: «Почему ты не выберешь себе жену?» Он извинился и сказал, что для создания семьи у него нет достаточных средств, на что я ответила: «Как ты поступишь, если я укажу тебе на женщину, обладающую красотой, богатством и равную тебе по происхождению?»

– О ком ты говоришь?

– О Хадидже (А).

После этого случая прошло немного времени, и Мухаммад (C) вместе со своим дядей Хамзой отправился свататься. Обратившись к дяде Хадиджи Амру ибн Асаду ибн Абдулази Аль-Фахри, Хамза сказал: «Мухаммад (C) превосходит всех молодых людей племени Курайш по своему благородству, чести, достоинствам и уму, и он желает жениться на Хадидже…»

Итак, состоялась свадьба, свидетелями и участниками которой была вся курайшитская знать.

Пророк (С) так говорил о Хадидже (А): «Клянусь Богом, у меня не было жены лучше Хадиджи. В те времена, когда все были неверными, она первой приняла Ислам, когда все меня отвергали, она поверила мне. Она не пожалела для меня своего имущества…»

Великий Пророк Ислама (С) даже после смерти Хадиджи (А) всегда с теплом вспоминал о ней.

Из рассказа ибн Аббаса: «Однажды Пророк начертил на земле четыре линии и промолвил: «Знаете ли вы, что обозначают эти линии?» Ему ответили: «Бог и Его Посланник знают больше нас». На что Пророк (С) сказал: «Это лучшие из женщин рая: Хадиджа (А), дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, Марьям, мать Иисуса, и Асия, дочь Мазахема».

В первые годы пророческой миссии курайшиты оказывали большое давление на Пророка Ислама (С), и он был вынужден переселиться и жить вместе со своими родственниками и соратниками в горном ущелье Ша’б Абу Талиб. Хадиджа (А) последовала за ним и в те тяжёлые годы находилась всегда рядом с Пророком.

Историки пишут: «Пророк и Хадиджа (А) лишились всего своего состояния. Но вера во Всевышнего придавала им силы переносить голод, гонения и все те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Всё это отразилось на её здоровье. Хадиджа (А) очень ослабела и вскоре после возвращения в Мекку, так и не поправившись, покинула этот бренный мир».

В том же году умер и дядя Пророка – Абу Талиб, и, так как Пророк (С) потерял самых близких и родных людей, которые были ему надёжной опорой в жизни, в истории этот год был назван годом «скорби и печали».

100 великих политиков Соколов Борис Вадимович

Мухаммед, пророк, основатель ислама (570–632)

Мухаммед, пророк, основатель ислама

(570–632)

Основоположник ислама, признаваемый мусульманами пророком, Мухаммед родился в семье Абдаллаха, принадлежавшего к бедному роду хашимитов арабского племени курайшитов, жившего в районе Мекки. Он рано остался сиротой и вынужден был зарабатывать себе на хлеб в качестве пастуха и караванщика. За то, что он безропотно выполнял все требования хозяев, его прозвали Ал-Амином – Преданным. С детства ему являлись видения, в которых его посещали люди в белых одеждах – ангелы. Только удачная женитьба на богатой купеческой вдове Хадидже существенно поправила материальное положение Мухаммеда, который занялся крупной караванной торговлей. В 610 году, когда Мухаммеду исполнилось 40 лет, в месяце рамадан по арабскому лунному календарю произошло событие, положившее основание исламу. Ночью на горе Хире вблизи Мекки, как утверждал Мухаммед, во сне ему явился ангел Джебраил (христианский Гавриил) и велел проповедовать именем Единого Бога – Аллаха. Аллах через Джебраила внушил Мухаммеду текст священной книги – Корана (от арабского «ал-куран» – «чтение вслух наизусть»). Мухаммед считал себя последним из великих пророков. Предыдущими, согласно его учению, были: первочеловек Адам, спасшийся от потопа Нух (библейский Ной), библейские пророки Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), а также Иса ал-Масих (Иисус Христос). Мухаммед осуждал язычество своих соплеменников, для которых Аллах был лишь верховным божеством языческого пантеона. Мухаммед отвергал не только язычество, но и иудаизм, поскольку иудеи признавали лишь ветхозаветных пророков, и христианство, поскольку христиане, по мнению Мухаммеда, уклонялись в многобожие, обожествляя Иисуса Христа и Божественную Троицу. Он провозгласил новую религию ислам, что в переводе с арабского означает «покорность» (имеется в виду покорность воле Аллаха). Он призывал уничтожать идолов и вернуться к древнему единобожию – вере, которую проповедовал пророк Авраам. Эти призывы не встретили отклика среди курайшитов, и в 622 году 20 сентября Мухаммед вынужден был бежать из Мекки в Ятриб, который позднее был переименован в Мединат-аль-Наби (Город пророка), но более известен ныне под своим сокращенным названием Медина. Этот побег («хиджра» – переселение) стал начальным пунктом мусульманского летосчисления. Сперва Мухаммеду удалось убедить в своей правоте жителей Медины, которые издавна враждовали с мекканцами. Первые жители Медины, начавшие помогать Мухаммеду, стали именоваться ансарами (помощниками). Их потомки сохранили это слово в своих фамилиях в качестве почетного титула. Будучи избран главой мединских племен, Мухаммед начал священную войну, газават (джихад), за утверждение ислама в Мекке – традиционном религиозном центре арабов. Члены мусульманской общины во главе с Мухаммедом совершали нападения на караваны, направлявшиеся в Мекку. Еще задолго до того, как ему удалось овладеть Меккой, он разослал послания с требованием признать Аллаха и его пророка главным государям тогдашнего мира, в том числе персидскому царю, византийскому и китайскому императорам. Мировые владыки были удивлены дерзостью никому не известного наглеца. А вот уже лет двадцать спустя, когда основанное Мухаммедом государство превратилось в мощную силу в мировой политике, подобные письма уже не вызывали удивления, и мало кто рискнул бы невежливо на них ответить. Мухаммед, несомненно, обладал огромной харизмой и умел воодушевлять своих сторонников в самых неблагоприятных обстоятельствах. В противном случае он бы никогда не объединил арабов и не создал мировой религии, а остался бы мелким проповедником одного из арабских племен, имя которого было бы известно только историкам, изучавшим историю арабов в раннем Средневековье. Новой вере обеспечили массу приверженцев заложенные в исламе идеалы равенства и братства всех, уверовавших в Аллаха и его пророка. Как раз этого не было в соседних зороастрийском Иране и христианской Византии, и вскоре после смерти пророка ислам завоевал Иран и византийские владения в Азии – мечом и словом. Да и арабы, среди которых уже было значительное имущественное расслоение, оказались очень восприимчивы к идеям равенства и справедливости, проповедовавшимся Мухаммедом.

Сначала Мухаммед потерпел ряд серьезных неудач в своей борьбе за объединение арабских племен. В 625 году в бою у горы Оход его отряд в 750 человек был разбит вчетверо превосходящими силами мекканцев. В 629 году поддерживавшие Мекку византийцы в битве при Муте уничтожили 3?тысячную армию под командованием племянника Мухаммеда Зейда. Похоже, Мухаммед не обладал особо выдающимися полководческими качествами, да и силы врагов значительно превосходили силы пророка. Однако Мухаммед обладал огромным даром убеждения и сумел привлечь на свою сторону ряд арабских племен. В 628 году армия Мухаммеда нанесла мекканцам первое серьезное поражение, а два года спустя Мекка добровольно распахнула ворота перед приверженцами Мухаммеда. Пророку, наконец, удалось убедить мекканцев принять ислам – истинную веру. Главный храм Мекки Кааба, где с древних времен был установлен черный камень – упавший с неба метеорит, которому поклонялись арабы, – был главной святыней окрестных арабских племен. Соглашение Мухаммеда с мекканцами было своеобразным компромиссом. Вожди мекканской общины в обмен на принятие ислама выговорили признание Мекки главным центром новой религии и Каабы в качестве ее главной святыни. Мухаммед привлек на свою сторону своих злейших противников – мекканских купцов – не только духовной силой своей проповеди, но и вполне рациональными обстоятельствами. Стало очевидным, что ислам популярен среди арабов прежде всего благодаря проповеди равенства и поможет объединить их в одно государство, что, конечно же, улучшало условия торговли. Мекку очистили от языческих идолов и превратили в главный священный город новой религии. В последний месяц года зул-хиджа мусульмане должны были совершать паломничество к этой святыне. Власть пророка распространилась на Аравию, Хиджаз и Неджд. Государство, созданное Мухаммедом, было абсолютной теократией. Каждое слово, сказанное пророком, воспринималось как закон как в делах духовных, так и в делах светских. Сторонники Мухаммеда начали также совершать набеги на византийские и иранские земли. Мухаммед умер 8 июня 632 года во время подготовки похода против Йемена. Его преемник Абу Бекр стал первым халифом – «заместителем пророка» и главой арабского мусульманского государства, очень скоро распространившего свою власть далеко за пределы Аравийского полуострова.

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Разведчик Мухаммед Один из курсантов-узбеков передает мне привет от какого-то Мухаммеда и загадочно улыбается.- Какого Мухаммеда? - морщу лоб.- Того самого, которому вы помогли в 1984 году.- Не помню.- Написали рекомендательную записку.Я схватил собеседника за

Из книги Магомет. Его жизнь и религиозное учение автора Соловьев Владимир Сергеевич

Глава V. Сущность ислама. – Вера Аврамова. – Отношение к другим монотеистическим религиям Хотя Мухаммед придавал важность и чувственным явлениям, сопровождавшим получение им божественного откровения, – существенным для него было, конечно, самое это откровение, то есть

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Мухаммед Наби Подразделениям 40-й армии и правительственным войскам под Кандагаром противостояли в основном вооруженные формирования «Движения исламской революции Афганистана». Лидером этой партии является Мухаммед Наби (Мухаммеди).Он родился в 1937 году в уезде Бараки

Из книги Голубое и розовое, или Лекарство от импотенции автора Яковлев Лео

Глава 6 Лев Ислама В полной безопасности я почувствовал себя только на яхте Хафизы. Совершенно расслабившись, я по нескольку часов просиживал в раскладных креслах, стоявших под тентом на корме, и с удовольствием наблюдал жизнь порта Карачи. Я давно уже заметил, что в

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

На земле ислама Сбор монгольских ратей произошел летом 1213 года на южном склоне Алтая, близ истоков Иртыша и Урунгу. Своею грандиозностью тамошний пейзаж как нельзя более соответствовал зарождавшейся военной буре. На севере стоит стеной цепь остроконечных гор Алтая, на

Из книги Абд-аль-Кадир автора Оганисьян Юлий

Рыцарь ислама Перед ним была могущественная европейская держава. Располагающая передовой для того времени наукой и техникой. Обладающая мощной армией, прошедшей школу наполеоновских войн. Управляемая классом, который рвался к колониальным захватам и, говоря словами

Из книги Самые знаменитые влюбленные автора Соловьев Александр

Мухаммед и Хадиджа: посланник Аллаха и лучшая из женщин 595 год от Рождества Христова (хотя по такому календарю время тогда мерили единицы) походил на любой иной год. В Европе умирали короли (король Дейра в Шотландии, в числе прочих). В Азии рождались царедворцы (Ким Юсин,

Из книги Содружество Султаны автора Сэссон Джин

Глава девятая ОПОРОЧЕННЫЙ ПРОРОК МУХАММЕД Через несколько дней после отъезда Омара из Саудовской Аравии в Египет Карим сказал, что им с Асадом нужно ехать в Нью-Йорк. Неотложные дела компании требовали их присутствия там. Зная, что я все еще переживала по поводу

Из книги 100 великих политиков автора Соколов Борис Вадимович

Мухаммед (Мехмед) II Завоеватель, султан Турции (1432–1481) Султан Мехмед II Завоеватель, при котором Оттоманская империя превратилась в великую державу, более всего известный захватом Константинополя, родился 30 марта 1432 года в Эдирне (Адрианополь). Его мать Ума-хатун была не

Из книги Брем автора Непомнящий Николай Николаевич

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) Бабур родился 14 февраля 1483 года в семье правителя Ферганы, одного из многочисленных потомков Тамерлана, которые вели друг с другом бесчисленные междоусобные войны. В 11 лет, после смерти отца, он стал формальным правителем этого

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мухаммед-Али - вице-король Египта Когда после завершения Наполеоновских войн эти места покинули британские оккупационные войска (позаботившись для усиления своего влияния об установлении собственной администрации), Египет снова попал под сюзеренитет Османской

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

Мухаммед и Хадиджа Мухаммед принадлежал к племени курайш. После смерти своей жены Хадиджи, в 622 году, притесняемый в Мекке язычниками, он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата - хиджра (переезд) - является началом

Из книги Аромат грязного белья [сборник] автора Армалинский Михаил

МУХАММЕД (МОХАММЕД) (род. в 570 г. - ум. в 632 г.) Многие люди, которым мир обязан достижениями в различных областях человеческой деятельности, страдали эпилепсией - к примеру, Александр Великий, Юлий Цезарь, Сократ, Блез Паскаль. Правда, эпилепсия их легендарна, отсутствует

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Глава IV. Атеизм. Критика ислама вляясь не только материалистом, но и воинствующим атеистом, Ахундов был первым мыслителем Азербайджана, объявившим смертельную борьбу религии ислама. Его философско-политический трактат «Письма Кемал-уд-Довле» является одним из лучших

Из книги автора

Ибн-Баттута, Мухаммед ибн-Мухаммед, ибн-Ибрагим (1302–1377) Возвращаясь в Танжер, Ибн-Баттута избрал тоже довольно сложный маршрут: из Мекки на восток, через весь Аравийский полуостров, далее вдоль берегов Персидского залива по южному Ирану (Персии) до пролива Ормуз. Здесь Ибн

В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.