Конспект урока биологии на тему «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ

УРОК № 19

Тема. Разнообразие и значение кольчатых червей.

Цель: рассказать о роли червей в экосистемах и жизни человека.

Оборудование и материалы: учебник , тетрадь , фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяют иллюстрировать роль червей в экосистемах и жизни человека.

Базовые понятия и термины: кольчатые черви, багатощетинкові черви, малощетинкові черви, пиявки, роль червей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I этап.Організаційний

ІІ.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вы уже много что знаете о кольчатых червей. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Значение кольчатых червей в природе

Школьники, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, отметят, что дождевые черви, например, передвигаясь в почве, разрыхляют и перемешивают его. Затягивая в норки растительные остатки, они обогащают ее перегноем. На 1 га почв может жить почти 4,5 млн дождевых червей. Они ежесуточно пропускают через себя примерно 250 кг почвы. Установлено, что при высокой численности дождевых червей на участке хорошо растут растения и дают высокие урожаи. Дождевые черви - пища многих наземных животных. их поедают кроты, ежи, лягушки, жабы, скворцы.

Учитель продолжает рассказ о том, какое значение имеют другие кольчатые черви.

Много видов пресноводных малощетинковых червей, например обычные трубочники, что живут в иле рек, прудов и озер, имеют большое значение в питании карпа, карася и других рыб. В немалой роль этих червей в биологической очистке воды. Пропуская через свой пищеварительный канал ил, они освобождают водоемы от избытка органических веществ. Количество трубочників в водоемах значительная, особенно в реках и прудах, находящихся в пределах города. Здесь на 1 м 2 дна может скопиться почти 100 тысяч этих червей. Массовые скопления трубочника бывают заметны с берега водоема, как ярко-красные пятна на буром фоне ила. Трубочник - хороший корм для аквариумных рыб. Добывают его способом промывки ила, взятого вместе с червями, на дрібночарункових ситах.

Нереиды и другие морские черви - основная пища многих видов рыб, крабов и других обитателей моря.

2. Значение кольчатых червей для человека

Плоские и круглые черви приносят человеку только вред, вызывая различные болезни. А вот спасает человека представитель типа Кольчатые черви - медицинская пиявка. В сороковых годах XIX века во Франции вживалимайже 25 миллионов пиявок. Перед тем как использовать пиявок для лечения, их заставляют голодать три-четыре месяца. При «укусе» пиявка надрезает кожу, после чего остается характерная треугольная ранка.

Есть кольчатые черви, которых человек использует в пищу. Так, жители островов Фиджи и Самоа с нетерпением ждут поры, когда начнется размножение червя палоло.

Вот как описывает эту ситуацию Игорь Акимушкин: «Первые палоло появляются перед рассветом. Волны кишат палоло. их миллионы! Вода стала желто-бурой. Черви начиненные икрой. А с островов спешат к палоло люди: на лодках-катамаранах, под парусами, плывут на плотах, на бревнах, везут с собой большие корзины. Ловят палоло сетками, черпаками, руками. Спешат наловить побольше: через час-два наступит конец роїнню, палоло пойдут на дно. На берегу уже горят костры, и начинается пир! Палоло жарят, сушат, квасят, солять. едят и сырыми. Говорят, что вкусом палоло напоминает нежнейшие устрицы с приправой из мускатного ореха».

Использует человек для своих целей и дождевых червей. их с успехом расселяют в разные соответствующие для них места с целью улучшения структуры почвы. Это явление получило название зоологической мелиорации.

В Финляндии дождевых червей используют для переработки сточных вод вместе с отходами деревообрабатывающих предприятий. Также «работают» дождевые черви и на переработке навоза. Экскременты дождевых червей обогащают почву органическими веществами. А самих червей человек использует в качестве хорошего корма для промысловых рыб и птиц.

IV .Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунками на с. 77, 78, знакомясь с разнообразием кольчатых червей.

Потом они читают текст параграфа на с. 76-79 и отвечают на вопросы 1-3 на с. 79.

После этого учащиеся заполняют таблицы 6, 7 на с. 80.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради .

V .Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 79, при необходимости записывают выводы в тетрадь. Затем школьники самостоятельно знакомятся с рубрикой «Наука и ученые» и выполняют задания рубрики «Готовимся к тематическому оцениванию». В тетради [Из, с. 28-29] ученики выполняют задачи.

VI Итоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII .Домашнє задачи

В тетради выполнить задание.


Урок 20 (§17-18). Тип кольчатые черви. (2часа)

Тема урока: Общая характеристика типа Кольчатые черви. Класс Малощетинковые.
Целевые ориентации урока Личностные: -воспитание экологической грамотности.

Метапредметные:

- формирование УУД учащихся

Продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.Предметные: -сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей;- выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.
Планируемые результаты

Личностные:

- экологическая грамотность учащихся;

Метапредметные: Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

Умение вести наблюдение;

умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные

Умение формулировать высказывание;

Умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Умение работать в парах.

Предметные Ученик должен знать: - особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; роль кольчатых червей в природных сообществах. Ученик должен уметь: - устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.- обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.-использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проектао роли кольчатых червей в почвообразовании.-наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.
Средства обучения: Информационный материал : раздаточный материал, рисунки учебника.Демонстрационный материал : таблицы по темам «Строение дождевого червя» Интерактивный материал : презентация « Тип кольчатые черви»

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения

Формы работы

    самостоятельная

    индивидуальная

3. работа в парах

4. учебный диалог


Ключевые точки содержания урока: места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образомжизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
Термины и понятия: сегмент, вторичная полость тела, метанефридии, брюшная нервная цепочка, муфта.

Технология урока, направленная на реализацию

системно-деятельностного подхода


I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание

У. Отгадав, что находится в "черной коробочке" вы узнаете тему сегодняшнего урока

Прослушайте подсказку

Они живут в тиши подземной,

Тихонько двигаясь, шурша. Едят листву, опад бесплодный, Ее глотают неспеша. У. Молодцы, это дождевые черви. Учитель : Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, что мы можем нового узнать?
-
Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей. -Как связано строение с их образом жизни?
- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

1. Рассказ (беседа) учителя . Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей. Это произошло более 600 млн. лет назад.
Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву.
Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне - симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2.Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь» с использованием методики «Пометки на полях»

Задание по освоению систематических знаний: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, осмысливая его содержание, останавливайтесь на значке*. Ответьте на вопросы 1- 3, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле . Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

Вопросы:

1. Почему это животное получило такое название?(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность

земли? 2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла

Эталон ответа:

1. тело состоит из ряда колец т.е разделено перетяжками на членики.

2. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,

потому что нечем дышать.3. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.

Индивидуальная работа учащихся;

рассказ учителя. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Особенности кожно-мускульного мешка. Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок . Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.
Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы , а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом .
Пищеварительная система устроена значительно сложнее.
Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система . Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.
Органов дыхания нет . Он дышит всей поверхностью тела.
Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы. Органы чувств – глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание. Половая система . Дождевые черви – гермафродиты . Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.
Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.
Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________

2. Полость тела______________________________________________________________

3.Характеристика:


Эталон: 1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц. 2. имеют вторичную полость тела. (целома).
3.

а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.

б) представлена метанефридиями ( выделительные воронки) , которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу. в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

д) окологлоточное нервное кольцо,брюшная нервная цепочка

е) глазки, обонятельные ямки, усики и щетинки - осязание.

ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.

Первичное закрепление.

Задание:

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

Эталон:

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

(инструктивная карточка)

(см. Приложение 4 к уроку)

Задание на умение осуществлять контроль своей деятельности : Рассмотрите внимательно рисунки и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод об особенностях внешнего строения дождевого червя, основа которого дана в инструктивной карточке.

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Цель:

Оборудование: живой дождевой червь, лист бумаги, лупа, стекло, стеклянная палочка, репчатый лук

Ход работы


Определите:

- окраску тела,
- длину тела,
- толщину тела,

- поясок. (2 балла) Сделайте рисунок червя. ( 2 балла)

    Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.


    -сделайте рисунок щетинки. (3 балла)

    Вывод:
    (2 балла)

IV . Оценивание учащихся

Критерии оценки за урок: « 5» - 26-22 балла;«4» -21-18 баллов;«3» -17-13 баллов«2» - менее 12 баллов.
V этап. Рефлексивная деятельность (см Приложение 5)Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик)1.Тело всегда сегментировано.2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.3.Имеют вторичную полость тела(целом).4.Полость тела разделена перегородками.5.Кровеносная система замкнутая.6.Выделительные органы открытого типа.7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.
Самоанализ
    Оцените свою работу на уроке в баллах:
    «4» - не все успел понять; «3» - кое-что понял;
    на самооценку урока. С помощью смайликов
- урок понравился- урок заставил задуматься- урок не понравился.
Домашнее задание. (см Приложение 6) 1)Если остались трудности
2) Если трудностей нет, или заполните таблицу «или

Технологическая карта Дата______________


Тема урока: _____________________________________________________________________


Цель: ____________________________________________________________________________.

Приложение 1

Работа с текстом с использованием методики «Пометки на полях»

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста+

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц*. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.

Вопросы

1. Почему это животное получило такое название?_______________________________(1 балл)

2. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли? ________________________________________________________________________2 балла

3. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? ______________________3 балла

Приложение 2

Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»

Задание: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.

1. Особенности кожно-мускульного мешка____________________________________________

2. Полость тела____________________________________________________________________

3.Характеристика:

а)пищеварительной системы______________________________

б)выделительной системы________________________________

в)кровеносной системы__________________________________

г)дыхательной системы__________________________________

д)нервной системы______________________________________

е) органы чувств________________________________________

ж)половой системы______________________________________


Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.

Приложение 3


Первичное закрепление. Ребята, проверьте свои знания без текста учебника.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

1. Пищеварительная система А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

питательные вещества

3. Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов обмена

4. Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

5. Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

(3 балла )

Приложение 4


Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Ход работы

Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите:

- окраску тела,
- длину тела,
- толщину тела,
- передний и задний концы тела,
- поясок. (2 балла) Сделайте рисунок червя. ( 2 балла)

2.Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.
- чем она отличается от спинной?
- найдите щетинки. Какова их функция?
-сделайте рисунок щетинки. (3 балла)

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .
(2 балла)


Критерии оценки за урок: « 5» - 27-23 балла;«4» -22-19 баллов;«3» -18-12 баллов«2» - менее 12 баллов.
Оценка за урок________________________________________

Приложение 5

Что мы узнали на уроке .
Выводы: Самоанализ Оцените свою работу на уроке в баллах:
    «5» - все понял, было интересно; «4» - не все успел понять; «3» - кое-что понял; «2» - ничего не понял – ТАКОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
самооценку урока. С помощью смайликов - урок понравился
- урок заставил задуматься - урок не понравился.

Приложение 6

Домашнее задание. 1)Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради § 17-18
2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.или заполните таблицу «Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей» 3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?или приготовить презентацию «Многообразие кольчатых червей»

Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей

Используя полученные знания и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика типов червей

Характеристика

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  • Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    Тип урока – комбинированный.

    Методы :

    • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
    • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
    • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);
    • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

    Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

    Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опорный конспект (Приложение №1 ).

    Ход урока

    I. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

    Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4 ) (http://wormsmuseum.narod.ru/).

    Учитель. ВОПРОСЫ:

    Каких животных вы видите на экране?

    Многие ли из вас видели их в природе?

    Где они обитают?

    Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

    (Ответы учеников.)

    Учитель:

    • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3 .)
    • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
    • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

    По ходу урока ученики заполняют опорный конспект.

    II. Изучение нового материала

    1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

    К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

    Систематика дождевого червя (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

    Тип Кольчатые черви - Annelida

    Подтип Поясковые - Clitellata

    Класс Малощетинковые – Oligochaeta

    Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

    Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

    ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

    Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

    *** Дополнительная информация:

    Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

    2. Происхождение малощетинковых .

    От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

    Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

    3. Образ жизни

    Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

    Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

    Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

    4. Внешнее строение.

    Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

    Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

    Цель : найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

    Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах (задание №1).

    Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

    5. Внутреннее строение

    Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

    (Электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

    Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

    Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

    А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

    В пищевод впадают протоки известковых желез , секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

    Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

    В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

    В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

    Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

    Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

    Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», система размножения или половая система)

    В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты . Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

    Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

    Учитель . Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

    Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

    Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников .

    Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

    6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

    Учитель . Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

    А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников .)

    • использует их для рыбной ловли,
    • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
    • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
    • режет при перекопке земли,
    • скармливает скоту и т.д.

    Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

    Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/ ).

    Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

    1 экскурсовод. Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

    2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

    Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея . Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опорного конспекта:

    1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
    2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

    Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

    Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

    В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

    Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя ,расположенном в городе Владимире (Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опорный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

    Данный информационный сайт содержит современную научную и практическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

    В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

    1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
    2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

    Обобщение , (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

    Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

    Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

    Подведение итога урока. Общий вывод.

    Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

    III . Закрепление – выполнение теста (Приложение №2).

    Домашнее задание (в опорных конспектах).

    Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

    Ответь на вопросы:

    1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
    2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

    Список литературы:

    1. Стекольников Л.И., Мурох В.И. Спасибо зверю, птице, рыбе. Минск, «Ураджай», 1982 г.
    2. Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. М.: Просвещение, 1981 г.
    3. Никишов А.И. Биология в таблицах 6-11 классах. «Илекса». 1998 г.
    4. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология. 1, 2, 3 том. М.: Мир, 1990.
    5. Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные. Книга для учителя. Библиотека «Первое сентября». М.: Первое сентября, 2000 г.
    6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982 г.
    7. Хрусталев Ю.П. Эколого-географический словарь. Апатиты, 1996 г.
    8. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс М.: «Дрофа», 2006 г.
    9. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
    10. Э. Хадорн, Р. Венер Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989
    11. Харламова М.Н., Луппова Е.Н., Митина Е.Г. Животный мир Мурманской области. Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области, Мурманск 2007
    12. Глаголев С.М., Беркинблит М.Б. Биология. Часть 1. М.: Мирос, 1997
    13. «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.
    14. «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.

    Тема урока: «Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Цели урока:

    Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

    Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

    Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

    Ход урока

      Организационный момент. Улыбка «Добрый день»

      Повторение изученного материала

    Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

    Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.

    Вопросы к кроссворду

    По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.

      Изучение нового материала

    Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

    Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

    (где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

    Доклад учащегося:

    Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

    Слайд

    Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

    Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

    Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

    Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру - многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

    Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

    Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

    Работаем по плану в таблице.

    Характеристика

    Тип Плоские черви

    Тип Круглые черви

    Тип Кольчатые черви

      Представители

    Кл.Многощетинковые;

    кл.Малощетинковые

      Численность

    9 тыс. видов

      Среда обитания

    Водная, почвенная

      Симметрия тела

    Двусторонняя симметрия

      Форма тела

    Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

      Полость тела

    Вторичная (целом), заполнена жидкостью

      Слои клеток

    3 слоя

      Кожно-мускульный мешок

    Тонкая кутикула – эпителий+кольцевые и продольные мышцы

      Ткани

    4 типа

      Системы органов

    Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ

    Работа с группами по заполнению таблицы 1-5 пункты

    Учитель: 6 пункт таблицы – полость тела. У кольчатых червей вторичная полость тела или целом, отличается от первичной тем, что вторичная полость тела выстлана собственным внутренним эпителием, который формируется из мезодермы. Целомическая полость находится между кишечником и стенкой тела и поделена продольно на две половинки, правую и левую, двуслойной клеточной перегородкой. Кроме того, вторичная полость разделена на сегменты и поперечными перегородками, т.е. она состоит как бы из отдельных отсеков. Эта внутренняя сегментация совпадает с наружной кольчатостью. Полость заполнена жидкостью. Каковы функции целомической жидкости? (участвует в обмене веществ, переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, служит гидроскелетом).

    ПРОБЛЕМА

    Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

    (При повреждении кожно-мускульного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента и организм не погибает, в отличие от первичнополостных круглых червей).

    Учитель: Человек использует план строения вторичной полости тела в своих технических конструкциях, так современные кораблестроители для повышения живучести крупных судов, в особенности подводных лодок, трюм корабля разделяют переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Это не единичные примеры, когда научные изыскания основываются на принципах работы живых организмов. Есть наука, занимающаяся этими вопросами – БИОНИКА.

    Учитель: а теперь давайте вспомним, какие функции выполняет каждая система органов, для этого соберем зоологическое домино. На партах разложено домино, берем и начинаем раскладывать. Первой делаю ход я, а потом группы по очереди собирают домино.

    Работа с карточками домино на партах и на слайде презентации.

    Учитель: сейчас, после того, как мы с вами вспомнили какие функции выполняет каждая из систем органов, давайте посмотрим какое строение они имеют у многощетинкового червя нереиды. Работаем в группах по рабочим листам. Выполняем задание 2 в течении 5 минут, после представители группы выступят перед нами с отчетом о проделанной работе.

    Заслушиваются выступления ребят о строении пищеварительной, выделительной, нервной систем, кровеносной системы, а также о дыхании и размножении многощетинковых червей.

    Заполняется таблица по мере выступления учащихся.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

      Закрепление изученного материала

    Сейчас между группами пройдет конкурс вопрос-ответ. На слайде будут появляться вопросы и группам по очереди нужно будет ответить на них, при этом за правильный ответ группа получиткрасный жетон, а за неверный ответ синий жетон. Если группа не справилась с ответом, на этот же вопрос отвечает следующая группа.

    Раздача жетонов

      Подведение итогов. Рефлексия.

    Учитель: ну а теперь для подведения итогов я предлагаю вам составить синквейн по теме малощетинковые черви. Если кто забыл, как составить синквейн смотрим на слайд

    Пример синквейна по теме Многощетинковые черви:

    Малощетинковые черви

    Вторичнополостные, кольчатые

    Активно передвигаются, размножаются половым и бесполым способом, питаются

    Морские свободноживущие сложно устроенные черви

      Домашнее задание. Изучить § 18 Ответить на вопросы с. 87

      подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;

    Подведение итогов, выставление оценок.

    Домашняя работа § 14

    Слайды

    Класс Многощетинковые

    Этот класс представлен морскими животными. Многие из них ведут активный образ жизни, ползая по дну, зарываясь в грунт или плавая в толще воды. Есть прикрепленные формы, живущие в защитных трубках. Обычно тело подразделено на голову, туловище и анальную лопасть. Нередко кольчатые черви – хищники. Их глотка снабжена хватательными придатками, острыми шипами или челюстями. Присутствуют параподии, имеющие разнообразную форму в зависимости от среды обитания и способа передвижения. Дышат жабрами. Многощетинковые раздельнополые, оплодотворение наружное.

    Типичные представители этого класса – нереида и пескожил. Они являются кормовыми объектами для ряда промысловых рыб. Нереида успешно акклиматизирована в Каспийском море.

    Класс Малощетинковые

    Его представители – в основном обитатели почвы, но известны и пресноводные формы. Строение малощетинковых в значительной степени определено почвенным образом жизни, благодаря чему организация червей упростилась. Головной отдел имеет простое строение, лишен органов чувств. Параподии отсутствуют, хотя в ограниченном числе сохранились щетинки. Все малощетинковые – гермафродиты. Половая система сосредоточена в немногих сегментах передней части тела, оплодотворение внутреннее.

    Дождевые черви живут во влажной, богатой перегноем почве. Тело вытянутое, сегментация однородная. На каждом сегменте оставшиеся восемь щетинок располагаются двумя рядами по бокам тела. Цепляясь ими за неровности почвы, червь с помощью мышц мощного кожно-мускульного мешка продвигается вперед.

    Пищеварительная система имеет ряд существенных особенностей строения. Ее передний отдел дифференцирован на мускулистую глотку, пищевод, зоб и мышечный желудок. В полость пищевода открываются протоки известковых желез. Их секреты нейтрализуют кислоты, которыми богата потребляемая червями пища. В средней кишке пища переваривается и всасывается.

    Движение крови в замкнутой системе кровообращения осуществляется сокращением пяти передних Мальцевых сосудов (“сердец”).

    Дышат дождевые черви всей поверхностью своего влажного тела благодаря наличию густой подкожной сети кровеносных сосудов.

    Дождевые черви – гермафродиты. Оплодотворение перекрестное. Для этого два червя прикладываются брюшными сторонами друг к другу, в результате чего происходит обмен семенной жидкостью, которая попадает в мешковидные кожные впячива-ния – семяприемники. Обменившись спермой, дождевые черви расходятся. После этого области пояска (32–37-й сегменты) у каждой особи начинают образовывать слизистую муфту, в которую черви откладывают яйца. При продвижении муфты через сегменты, содержащие семяприемники, яйца оплодотворяются сперматозоидами, принадлежащими другой особи. Муфта с оплодотворенными яйцами движением мышц червя сбрасывается с переднего конца тела, уплотняется и превращается в яйцевой кокон, где и развиваются молодые черви.

    Для дождевых червей характерна высокая способность к регенерации.

    Почвенные кольчатые черви – полезные животные. Еще Ч. Дарвин отметил их значение для плодородия почвы. Затаскивая в норы опавшие листья, они обогащают почву перегноем, а прокладывая в почве ходы, рыхлят ее и способствуют проникновению воздуха, воды к корням растений. Количество почвы, пропускаемой через пищеварительный тракт червей, в Европе колеблется от 6 до 84 т/га, а в Камеруне может достигать 210 т/га.

    Пресноводные малощетинковые играют значительную роль в питании донных рыб.

    Кольчатые черви ведут свое начало, по-видимому, от низших сегментированных червей, обладающих паренхимой. Наиболее древними из кольчатых червей являются морские многощетинковые черви. От них при переходе к пресноводному и наземному образу жизни произошли малощетинковые, а от них и пиявки.