Педагог фасилитатор как организатор успешного развития ребенка. Принципы и правила фасилитации

Психологу, работающему в образовательном учреждении, часто приходится выступать перед учителями. Ему нужно уметь донести до своих слушателей современные психологические идеи, в том числе о месте и функциях учителя в нынешнем образовании.

Роли Учителя: тьютор и фасилитатор

Монолог психолога

У читель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли. Каждая роль - это совокупность определенных социально ожидаемых действий. Давайте вместе попробуем определить традиционные роли педагога в школе, то есть те ролевые действия, которые учитель обычно выполняет по отношению к ученикам.

(Психолог записывает на доске свои и предлагаемые учителями варианты. Список ролей, созданный в нашей школе, был таким: дидакт, ментор, носитель и передатчик опыта, воспитатель, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель.)

Не правда ли, почти все эти роли основаны на позиции «над учеником»? В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.

Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой - насилия, часто - авторитарности. Если же весь учебно-воспитательный процесс строится на основе этой позиции, то можно говорить об авторитарном стиле воспитания и преподавания.

Заглянем в словарь. Итак, «авторитарное воспитание - это воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарность препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманным способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики - учитель - субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. При этом тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, принуждение, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован. Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности - морализирование. Авторитарный стиль воспитания и преподавания складывается чаще всего под влиянием стиля общения начальников с подчиненными, принятого в трудовом коллективе и в обществе в целом».

Возникает резонный вопрос: «В каком обществе?»

Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители.

В нынешнее время социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые - настолько значительны и происходят так быстро, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором жили их родители и учителя. Поэтому и свои воспитательные успехи взрослым нужно оценивать не столько по тому, как им удалось передать свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни старшего поколения.

Переход к рыночной экономике предъявил школе качественно иной, нежели ранее, социальный заказ. Несколько лет назад в документах по модернизации образования отмечалось, что знания, умения и навыки не являются главной заботой школы. Более важными целями общего образования были названы: воспитание у детей ответственности, нравственности, предприимчивости, социальной мобильности, готовности к сотрудничеству и способности к самоорганизации.

В состоянии ли традиционная школа выполнить этот социальный заказ? Если учесть, что она выпускает, в основном, хороших исполнителей и главным ее принципом является: «Смотри, как делаю я, и делай так же». Если учесть, что результатами авторитарного воспитания являются пассивность и безынициативность, слабость творческой фантазии, уход от ответственности.

Декларировать в школе можно все, что угодно, но формировать у детей нужные в уже измененном мире качества при сугубо традиционном подходе практически нереально. Поэтому очень важно расширять диапазон профессиональных ролей. Речь идет о расширении, а не о полном изменении ролей педагога в школе.

Отказаться полностью от традиционного подхода в обучении и воспитании невозможно, да и не имеет смысла, ведь в традициях есть так много ценного. Что касается авторитарного подхода, то он уместен в некоторых ситуациях и на некоторое время. Он ценен при гибком и очень дозированном использовании.

Что же касается ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу, то они связаны со смещением «центра тяжести» в системе традиционного обучения с учителя на ученика. Учитель здесь - всего лишь посредник между учеником и знаниями, выполняющий координационную работу. Его позиция - «рядом с учеником». Стиль общения педагога с ребенком - сотрудничество.

Роли учителя, о которых идет речь, - это тьютор и фасилитатор. Иногда они рассматриваются как синонимы, порой же разводятся по своему значению. Остановлюсь чуть подробнее на каждой роли.

Итак, фасилитатор. Понятие это введено классиком психологии Карлом Роджерсом. Английское слово «facilitate » означает «облегчать, продвигать». Значит, главной задачей учителя-фасилитатора является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, то есть умение создавать в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.

Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: 1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; 2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; 3) проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника.

Согласно исследованиям при фасилитирующем стиле обучения ученики реже пропускают школу в течение учебного года, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них меньше проблем с дисциплиной, меньше актов вандализма в отношении школьной собственности, для них характерен более высокий уровень мышления и творческой активности. (Подробнее об этом вы можете прочитать в книге Карла Роджерса и Джерома Фрейберга «Свобода учиться».)

Следующее понятие - «тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». Тьютор в современной педагогике - это учитель-консультант и координатор. Его цель - создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом тьютор помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. Таким образом, система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Тьютор консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. При этом он создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии. Тьютор умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Учитель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной.

Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность.

Как вы могли заметить, функции тьютора подобны функциям фасилитатора. С одной только оговоркой: в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тьюторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты. Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость - качества, так необходимые в нашей стремительной жизни.

В мае этого года в Москве состоялось заседание Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), где обсуждались вопросы, касающиеся сферы образования. В рекомендации ПАСЕ, утвержденной на этом заседании, было отмечено: «Конечной целью образования в современных условиях должен быть гармонично развитый человек, способный успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся плюралистическом мире».

Эту способность у ребенка будет воспитывать учитель. Воспитывать своим направляющим воздействием, своим отношением, своей личностью. И коль воспитание во многом - это искусство создания образцов для подражания, то и профессионализм современного педагога заключается в гибком и целесообразном использовании всего широкого диапазона профессиональных ролей.

Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.

Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.

Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.

Кто такой фасилитатор?

Термин произошел от английского «facilitate » — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.

Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)

Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.

Примечание :

Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.

Чем занимается фасилитатор?

Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:

  • Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
  • Контролирование групповой динамики для обеспечения:
    • должного участия каждого;
    • поддержки и взаимопонимания между членами группы;
    • рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
    • совместной ответственности членов собрания за результат.
  • Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.

Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.

Проектирование и план

При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.

Совет 1 :

Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении.

Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.

Совет 2:

Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.

Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка .

Выбор и проектирование группового процесса

Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.

Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — .

Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:

  • Обсуждение будет свободным или строится по четкому плану? Открытое обсуждение нередко бывает наиболее простым вариантом хода группового процесса. Однако фасилитатору стоит задать себе вопросы, сможет ли он добиться участия всех членов и управлять дискуссией с большим количеством человек. Сможет ли он охватить все необходимые темы. Сможет ли он генерировать достаточное количество идей и решений?
  • Как структурировать процесс дискуссии? Группу с большим количеством участников можно разделить на небольшие «целевые» подгруппы? Следует подумать о задействовании всех членов собрания. Также следует назвать людям главную тему и дать им время, чтобы над ней подумать и записать то, о чем они хотят сказать. Для лучшей проработки идей не мешает подумать об организации . Более подробную информацию о различных структурированных процессах можно найти в наборе инструментов ниже.
  • Прочие факторы для рассмотрения. Некоторых ограничений избежать невозможно. Тем не менее, можно позаботиться о других и оптимизировать дискуссионный процесс. Следует рассмотреть следующие аспекты:
    • количество участников;
    • характер обсуждаемых тем;
    • каким образом люди будут принимать участие в обсуждении;
    • предыстории и взгляды участников;
    • насколько хорошо группа владеет предметом;
    • насколько хорошо все знакомы друг с другом;
    • время на .

Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.

Подготовка реалистичной тематики

Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:

  • В каком порядке будут представлены темы?
  • Как участвующие будут представлены друг другу?
  • Как донести цель до всех членов группы?
  • Если событие будет разбито на отдельные сеансы, сколько времени будет выделено на каждый их них?
  • Все ли члены собрания будет участвовать в сессиях?
  • Или некоторые из них будут в небольших группах?
  • Каким образом и когда будет осуществляться взаимодействие секционных групп с основной группой?
  • Когда будут подведены итоги?
  • Как исход предыдущего сеанса связать с тематикой и итогами следующего?
  • Как правильно закончить мероприятие?

К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и

Остальные вопросы проектирования

В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:

  • Данные и материалы — что члены собрания должны узнать до или в ходе мероприятия?
  • Место проведения — какое помещение будет способствовать удачной дискуссии? Понадобятся ли отдельные помещения для отдыха групп?
  • Расходные материалы — какие расходные материалы и реквизит понадобятся? Ручки, флипчарты, бумага — это только малая часть. Следует убедиться, что подготовлено все необходимое. Также не помешает позаботиться о резервных копиях электронных материалов и работоспособности техники.

Контроль мероприятия

Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.

Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.

На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.

Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:

  • Установить основные правила. Каким правилам должны следовать участники встречи? Как люди будут взаимодействовать друг с другом? Как лучше добиться того, чтобы люди уважительно относились друг к другу и прислушивались к чужим идеям? Как будут решаться разногласия? Следует заранее подготовить ключевые правила, предложить их участникам и получить согласие на них в самом начале мероприятия.
  • Задать фон. Здесь требуется объяснить цели и обозначить тему. Убедитесь, что каждый понимает свою роль и то, к чему стремится группа.
  • Наладить контакт. Необходимо убедиться, что каждый представился группе. Если потребуется — снять всеобщее напряжение и задать положительный настрой с самого начала.
  • Следить за энергетикой мероприятия. В некоторых случаях может понадобиться вмешательство. Люди должны оставаться сосредоточенными и заинтересованными. Если это не так, возможно, пришло время сделать перерыв.
  • Слушать, вовлекать и помогать. Хотя посредник и должен занимать нейтральную позицию, следует оставаться начеку, внимательно слушать говорящих, а также заинтересовывать всех участвующих. Фасилитатору следует стать примером для остальных участвующих, а также показать им, что он всегда готов вмешаться и помочь. Необходимо следить, все ли в группе участвуют в процессе. Если это не так, подумать, как их можно привлечь к процессу и добиться больше вовлеченности.
  • Мониторить контрольные этапы и подводить итоги. Стоит следить, чтобы люди не отходили от основной темы и вовремя переключать внимание людей к нужным вопросам. По окончании, анализировать достигнутое, обозначать дальнейшие действия и подводить итоги.
  • Вмешиваться лишь при крайней необходимости.

Примечание :

Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах.

Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.

  • Отслеживать и прекращать обсуждения, не относящиеся к теме. Они мешают остальным сосредоточиться и создают препятствие для обмена идеями.
  • Внимательно смотреть за временем. Следует оставаться ловко балансировать между необходимостью принимать участие в процессе и обязанностью поддерживать эффективную работу группы.
  • Предпринимать действия, если участники не могут прийти к естественному выводу. Например, дать дополнительную информацию или зацепку. Предварительно проанализировать, когда и как будет проходить обсуждение. Обдумать приблизительные темы, которые могут вызвать трудности и запланировать время для их обговаривания и решения.
  • Привлекать к дискуссии людей, которые не принимают достаточного участия. Вероятно, они ощущают дискомфорт. Фасилитатору важно определить, что является его источником и что можно предпринять, чтобы снять напряжение и привлечь людей к теме разговора.
  • Анализировать групповое поведение. Вербальное и невербальное. Нередко нежелательное поведение участников проявляется именно невербально и следует знать, как эффективно ему препятствовать.
  • Посредничать и предотвращать конфликты. Эффективные координаторы обычно действуют косвенно и не вмешиваются напрямую в конфликт, чтобы не стать его непосредственным участником. Для начала стоит лишь прервать спорящих и напомнить всем о базовых правилах. Независимо от проблемы, нельзя допускать нежелательного поведения, которое может помешать основной теме. Так что в любом случае следует быть готовым принять меры.

Фиксирование результатов

И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

Примечание :

Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.

Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

  • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
  • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
  • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
  • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
  • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
  • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
  • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы . Автор: Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.

Ключевые моменты

Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.


Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания - любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего . Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.

Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“ “). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация - это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Чуева Марина Юрьевна

канд. экономич. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Московского государственного университета технологий управления им. К . Г . Разумовского г . Москва

E-mail:

PEDAGOGIC FACILITATION. EXPERIENCE IN HIGHER SCHOOL

Marina Chueva

candidate of economic sciences, associate professor of Psychology and Pedagogy Department, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy , Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье дана сущность понятия «фасилитация», показаны направления реализации фасилитации в образовании, высшей школе. Фасилитация рассмотрена как способ управления развитием как преподавателя, так и учащегося. Приведен ряд технологий фасилитации в образовании, представлены показатели и критерии оценки ее эффективности.

ABSTRACT

The article reviews the essence of the concept of facilitation and shows the realization directions of facilitation in education in higher school. Facilitation is reviewed as a method of controlling a teacher’s as well as a learner’s development. There is given a number of facilitation technologies in education; efficiency evaluation indicators and criteria are presented.

Ключевые слова: фасилитация; саморазвитие; педагогика; психология; коучинг; творчество; эффективность; культура; личностный потенциал.

Keywords: facilitation; self-development; pedagogy; psychology; coaching; creativity; efficiency; culture; self-potential.

С самого начала надо сказать, что с понятием «педагогическая фасилитация», я познакомилась только в этом году, в нашем вузе (МГУТУ им. К.Г. Разумовского), на курсах повышения квалификации по программе «Компетентностно-ориентированный образовательный процесс (организация мониторинга внедрения)». В результате, я с большим удовольствием узнала, что тот мировоззренческий подход к общению и саморазвитию, который я использовала не только в моей личной жизни, но и в общении со студентами, органично укладывается в данную концепцию.

Сам термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских языках однокоренной глагол означает - облегчать, помогать и способствовать, причем почти всегда в переносном, психологическом значении.

Впервые эффект фасилитации, как улучшение индивидуального результата, повышения эффективности деятельности личности в присутствии других людей, был зафиксирован и описан еще в конце XIX века. Далее исследован такими учеными, как Р. Зайрец, Н. Триплет, Е. Катрелл, Л.В. Ланге, Ф. Олпорт и др. .

Данное понятие также тесно связано с работами К. Роджерса и другими представителями гуманистического направления в психологии, выдвижением ими путей фасилитации в различных областях человеческого межличностного общения, особенно в сфере педагогики. Речь идет о приоритете «осмысленного учения».

В ходе дальнейших исследований было установлено, что на повышение эффективности деятельности личности влияет не только и не просто механическое присутствие кого-либо рядом с испытуемым, но и форма оценки деятельности. Причем не конечного результата, а самого процесса. Поэтому, в глубинном смысле, фасилитация, и особенно фасилитация в педагогике, которая направлена на усиление эффективности обучения и воспитания, на сегодня означает раскрытие настоящих человеческих качеств у присутствующих участников группы, студентов, учащихся. Речь идет о ресурсах человека, о его качественных резервах как личности. Причем это касается не только студентов (если брать образовательный формат высшей школы), но, и в первую очередь, самого преподавателя. Как говорили в свое время латыняне: “Docendo discimus” («Уча, мы учимся сами»).

Речь идет о поиске отношений с группой и самим собой.

Подобный уровень задачи требует от преподавателя до некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Причем не по форме, а по сути, т. к. студент, как и любой партнер по общению, считывает всю информацию с «тела» преподавателя. Говорить можно все что угодно, какие угодно «правильные слова», но если они не будут поддерживаться «правдой тела, эмоций» преподавателя, то действительно заинтересовать студента предметом, собой как носителем и проводником знания, не удастся .

Проявлением таких личностных характеристик могут быть: подлинность, искренность преподавателя (его конгруэнтность); принятие, забота или признание (безусловное позитивное отношение к студенту, признание ценности его чувств, мнений, собственной правоты); способность к эмпатическому пониманию, которое способствует развитию желания студента полноценно жить и возможности учиться .

Здесь уместно упомянуть об одном эпизоде годичной давности. Я принимала зачет по Психологии бизнеса у студентки, которая не очень часто посещала мои занятия. Как выяснилось, она работала (при дневной форме обучения), чтобы оплатить свое образование. Из тестов и последующей беседы с ней я поняла, что она действительно изучала материал (хотя и по другим источникам, чем я высылала на группу), достаточно грамотно применяет полученную информацию для интерпретации собственного опыта работы. При этом она не только участвует в общественной жизни университета, но и активно отстаивает свою жизненную позицию. Так вот, когда я поставила ей (заслуженный) зачет, она вдруг расплакалась, объяснившись, что никто из преподавателей за все годы учебы еще НЕ интересовался ее мнением, образом мыслей, планами применения полученных навыков. Именно это было для нее важным и решающим.

Соглашусь, что образ преподавателя вырисовывается почти идеалистический, почти недостижимый на практике в настоящее время. Однако, стремиться к нему при желании можно. Примером может стать завораживающая лекционная практика Лихачева Д.С. и Лотмана Ю.М., их аудиторные и внеаудиторные беседы-семинары со студентами. Другой пример: в 60-е годы прошлого века в пору студенчества моя мама с трудом находила свободное место в большой поточной аудитории МГУ, чтобы послушать лекции-представления (сейчас бы сказали, шоу) знаменитого историка и культуролога, академика Рыбакова Б.А. Причем слушать их приходили студенты даже других факультетов (математики и физики, а не только историки и «лирики»).

Когда в моей преподавательской или консультационной практике мне удается приблизиться к подобным образцам энциклопедических знаний и внутренней культуры, силы духа и харизмы, я бываю непередаваемо счастлива. Счастлива как за себя, так и за ребят, которым удалось зажечься искрой поиска В СЕБЕ вечных вопросов: Кто я? Чего хочу? Как к этому прийти?

В этом же ряду - вопросы, точнее их переформулировка: не «Кто виноват?» (посыл в прошлое), а «Что делать?» (посыл в будущее); не «За что?» (посыл в прошлое), а «Для чего?» (посыл в будущее). На это же работают открытые вопросы, поощрение диалогового режима или индивидуального высказывания студента, по возможности, прояснение позиций сторон при конфликте в группе, работа в режиме «отзеркаливания» и «я-высказываний», обсуждение ситуации и позиций участников после упражнения или деловой игры, рассылка после занятия дополнительных материалов (информации) для домашнего анализа с последующим обсуждением на занятии (при необходимости) или в режиме инет-общения со мной, как с преподавателем.

Все это направлено на позитив, т. е. на конструктивное использование полученных знаний, опыта, как студентами, так и преподавателем.

Это, собственно, и роднит искусство фасилитации с искусством коучинга, например. Фасилитатор-преподаватель, как и коуч, - проводники в мир самоосознания, творчества, эффективности, активной жизненной позиции, успеха. Это в идеале, конечно, однако, никому не возбраняется к этому идеалу стремиться. При желании. Причем со стороны преподавателя - это желание обязательно. Это - необходимое условие начала «путешествия».

Другими словами, все это сводится к развитию основных человеческих способностей: быть «здесь и сейчас», говорить, слушать (режим «активного слушания»), понимать и действовать (конечно же, исходя из всего предыдущего) .

И это, по моему глубокому убеждению, не зависит от предмета преподавания, конкретной дисциплины. Важнее живая философия преподавателя, как человека, его мировоззренческий подход к своей жизни. Важнее быть , а не казаться реальным помощником \ проводником студента, группы в целом, используя весь имеющийся профессиональный опыт и человеческий, личностный потенциал.

Я часто говорю своим студентам загадочную для них на первый взгляд фразу: «Иногда важнее не ЧТО, а КАК!». Подобное распространяется и на предмет обсуждения, применяемые техники и технологии в преподавании каждого предмета. Хотя, естественно, важна И форма, И содержание. Точнее их гармония в данном месте и в данное время. Опять же - философия!

Часто мне, например, это удается передать через мою увлеченность предметом исследования и живым донесением своих личных переживаний, через возможность использовать на практике полученные результаты, через выстраданную собственную мировоззренческую позицию, что «любой результат - это опыт» (и «Это - хорошо!»), что «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» и др.

Фасилитация в практике моего преподавания реализуется через сведение к минимуму лекционных занятий (методическую и учебную литературу, как и базовые тексты лекций я рассылаю по почте в учебную группу заранее), максимальное стимулирование диалогового режима общения на семинарах, проведении полноценных тренингов или введение тренинговых фрагментов в семинарские занятия, просмотр и обсуждение видео фрагментов, совместное посещение тематических выставок и музеев с написанием размышлений-эссе по итогам посещения. Обязательным для меня является моя доступность, как преподавателя и психолога, в инет-режиме для студентов. Причем ответом на вопрос студента является не «совет» как таковой, а мои размышления, видение ситуации с разных точек зрения, притча, видео-фрагмент, мультфильм или песня, т. е. некий ассоциативный ряд, не навязывающий мою «авторитарную точку зрения», а предложение посмотреть на ситуацию со стороны. Причем, лучше не «сбоку», а «сверху»!

За правило установила для себя в начале курса по любому предмету, который читаю, проводить своего рода мониторинг ожиданий и готовности к предмету. В диалоговом режиме опрашиваю студентов - кто, что знает о данном предмете, чего ожидает для себя, в какой форме, объеме и прочее.

По окончании курса обязательно провожу опрос в форме свободного написания эссе или анкетирования для выяснения результативности моих занятий. Студенты оценивают свое (субъективное шкалирование) изменение в физическом и эмоциональном состоянии, практическую ценность курса и его новизну, практическую ценность приобретенных знаний \ информации \ навыков, оценивают профессионализм преподавателя, качество раздаточных материалов, высказывают свои пожелания по организации и ведению курса в дальнейшем. Делаю я это, естественно, после проведения зачета или экзамена, для получения наиболее объективного среза действительности.

В данном вопросе я полностью согласна с подходом К. Роджерса, по мнению которого, учить – значит провоцировать изменения в учениках. В этом, собственно, я и вижу смысл фасилитации в высшей школе: учить учиться. Причем делать это искренне и «вкусно»!

Здесь вполне применима восточная мудрость-призыв: «Ученик - убей учителя!». Речь, конечно же, идет не о физическом уничтожении учителя, а о призыве превзойти его в его знаниях и умениях, превратиться тем самым из ученика в со-ратника, в со-исследователя.

Постоянно учиться, самосовершенствоваться тем важнее, чем быстрее идет объективный процесс обновления знаний. Если еще 30 лет назад новейшие знания устаревали уже через 5-7 лет (т. е. к выпуску студента из вуза!), то сейчас темп обновления информации достиг 3-х и менее лет.

Таким образом, в роли преподавателя, считаю важным не надиктовывать студентам аксиомы сегодняшнего дня по какому-либо предмету, а предлагать им инструмент для их системного самообразования в дальнейшем, а также, что не менее важно, транслировать им свой энтузиазм, желание учиться и самосовершенствоваться всю их дальнейшую жизнь. В чем, собственно, и вижу отличие «существования» от «жизни». Отличие - в наличие творческого начала, любознательности, желании удивляться и изменяться, т. е. в динамической, а не статической составляющей жизни.

В качестве примера-притчи, цитирую иногда небольшую по объему повесть Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Радует, что за последние годы все большее количество студентов уже слышали об этом авторе, читали эту повесть-притчу и согласны с данной динамической концепцией жизни. Другой вопрос, удастся ли им претворить эту идею в свою жизнь. На это нужны не дюжие силы, смелость, отвага, позиция «разумного эгоизма», решительность и вера в себя.

Список литературы:

1.Нумми Пепе. Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам. М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. - 144 с.

2.Роджерс К. Клиентоцентрированный / человекоцентрованный подход в психотерапии - [Электронный ресурс] - (дата обращения 11.10.2013).

3.Ромашина С.Я., Майер А.А. Педагогическая фасилитация: сущность и пути реализации в образовании: Учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2010. - 63 с.

4.Чуева М.Ю. О необходимости введения новых стандартов в образование // 5 Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция Научные проблемы образования третьего тысячелетия. Вып. 5: Сб. науч. трудов. Самара: Инсома-Пресс, 2011. - 454-459 с.


Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Т.о., фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон. В групповых тренингах тренера, работающего в стиле фасилитатора, нередко определяют как Дирижера.

Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator (с примерным значением «посредник»), — производного от английского глагола «to facilitate».
Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий.
Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов.
В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом).

Примеры работы фасилитатора взяты из книг Арнольда Минделла.

Пример №1. Фасилитация в бизнесе: «Учитесь учиться»

С маленькой командой, включавшей стажера, я однажды фасилитировал большую групповую встречу по приглашению одного делового предприятия, переживавшего серьезные экономические неприятности. Между нашим мужчиной-стажером и женщиной из этой организации — менеджером среднего звена — завязался конфликт, который поначалу, казалось, не имел ничего общего с проблемами учреждения. Наш стажер упрекнул ее:
— Каждый раз, когда я открываю рот, вы на меня злитесь.
— Это все ваши фантазии, — парировала женщина.
Стажер сделал глубокий вдох и предложил ей выйти в центр и поработать над их конфликтом.
— Как знать, — сказал он, — может быть, это окажется полезным и для остальных.
После некоторого колебания она согласилась. Они вышли вдвоем в центр круга.
— Как консультант по разрешению конфликтов, первым делом я должен слушать. Прошу вас, говорите, — сказал он ей.
Она, похоже, пришла в ярость:
— По моему мнению, в этой организации и без того есть множество конфликтов. Вы и другие в вашей команде, включая Эми и Арни, были наняты для того, чтобы разрешить их. Вы должны занять более твердую позицию и искать методы разрешения проблем, а не ждать, пока люди сами будут их решать!
К этому моменту лицо ее раскраснелось.
— Я ожидаю, что вы наконец займетесь миротворчеством, — добавила она с горячностью.
Он вздрогнул и ответил таким тоном, словно защищался:
— Если бы я решал за вас проблемы, вы и остальные ваши люди так и не научились бы делать это самостоятельно. Кроме того, предложенные вами проблемы никак не могут быть разрешены в одно мгновение.
Он высказал идею о том, что работникам организации лучше поработать со своими напряжениями, вместо того чтобы избегать их.
Женщина была категорически с ним несогласна.
— Вы должны научить нас тому, что знаете сами о разрешении конфликтов, а не следовать какой-то вам одному понятной идее. Как еще мы можем учиться?
Она убедила его, за что он ее поблагодарил. Он тут же стал менее пассивным и более динамичным.
— Ладно, — сказал он. — Поскольку вы стали моим учителем, то первым делом я должен занять четкую позицию. Поэтому я принимаю твердое решение первым делом разрешить разногласие между нами двоими!
Это проявление решительности вызвало у нее улыбку. В то же время она почему-то выглядела грустной.
— Вы улыбаетесь, — заметил он, — но я вижу в ваших глазах выражение, которое затрудняюсь распознать. Что вы сейчас чувствуете?
— Ничего особенного, — ответила она и вдруг расплакалась. Через некоторое время она сказала: — Я тронута тем, что вы выбрали меня для того, чтобы поработать со мной в центре круга. В этой организации меня никто не ценит.
Все присутствующие были шокированы ее словами. Наш стажер запнулся; теперь он не знал, что говорить. Он попытался извиниться за себя и за других, не обращавших достаточно внимания на ее идеи, и сказал, что благодарен ей за то, что она поощряла его на то, чтобы он в большей степени был сам собой. По его словам, это всегда было для него проблематичным. Он решил, что в будущем, вместо того чтобы отсиживаться на задних рядах, он сам будет проявлять активность. Теперь у обоих на глазах стояли слезы.
Какая сцена! Один из высокопоставленных руководителей организации признался, что никогда прежде не видел ничего подобного. Руководитель среднего звена, тоже женщина, сказала:
— Дело именно в этом! Это и есть наша проблема — здесь никто не проявляет никаких чувств. Мы все должны поучиться у нее.
Присутствующие в зале притихли. А через некоторое время они начали высказывать свои самые глубокие переживания, сначала нерешительно, затем все более открыто. Как только скрытые эмоции и чувства были заявлены в открытую, люди самопроизвольно перешли к работе над финансовыми трудностями учреждения. Не прошло и часа, как служащие совместно выработали пути выхода из финансового кризиса. Центральной идеей было относиться к клиентам с большей чуткостью.
Среди метанавыков, которые проявил наш стажер, самый важный состоял в том, что он увидел в этой женщине своего учителя и начал обучаться у разворачивающегося процесса.

Пример №2. Фасилитация в бизнесе

Я однажды работал с организацией, которая страдала от своей внутренней «холодной войны». За последние двадцать лет у них было столько конфликтов, что эта организация была близка к роспуску. Я и Эми провели со всей группой вечер, чтобы помочь им разобраться в этой напряженности. Как только все собрались, они тут же начали орать друг на друга. Всякий раз, когда мы пытались что-нибудь сказать или предложить, лидеры группы переключались на нас со своей бранью. Буквально за несколько ми¬нут я почувствовал себя глубоко несчастным. Я был оскорблен, находился в безнадежном состоянии и не мог даже следить за тем, о чем говорилось в этой группе.
Я забился в угол, замкнувшись в себе, и стал разбираться со своими переживаниями, пока остальные продолжали ругаться. Нелегкое это занятие - размышлять в окружении такого количества спорящих, но я справился. Я никак не мог понять их выступления против меня, поэтому - мысленно встал на их сторону. Я сказал себе: «Слушай, Арни, заткнись! Мы сами знаем, что нам делать и как». «Сомневаюсь,— ответил я, — так как, если бы вы знали, что вам делать, вы бы знали и то, что руганью делу не поможешь». Тут-то до меня и дошло. Нападавшие на меня люди были потенциальными лидерами, и они не слишком справлялись со своими обязанностями.
Вооруженный этой догадкой, я вновь ввязался в конфликт и бросил вызов своим прежним противникам с тем, чтобы они проявили свое истинное лидерство. Я потребовал, чтобы наиболее активные из них, руководители среднего-звена, продемонстрировали тот образец лидерства, на отсутствие которого у официальных представителей власти они жаловались. Наши критики действительно смогли проделать, удивительную работу и решить сложные и застарелые проблемы. Они решили свои собственные проблемы и одновременно продемонстрировали свои огромные лидерские способности.
Как и все нападавшие, они знали, какого рода перемены надо произвести, но кроме того они все были убеждены в том, что эти перемены должны осуществлять «большие хозяева». Когда им предложили самим сделать это и поддержали их, они с успехом решили свои проблемы.

Пример №3. Фасилитация при решение семейных конфликтов

Я и Эми работали однажды с супружеской парой, в которой жена страдала от того, что ее муж влюбился в другую женщину. Мы помогали им анализировать этот конфликт.
Ее муж сидел молча, а она сказала: «Я чувствую себя подавленной и отвергнутой». Мы попросили ее поподробнее остановиться на своих ощущениях и, к нашему удивлению, она сказала, что она по-настоящему понимала его. Он улыбнулся, а она продолжала говорить, что любила его и хотела поддержать его в его стремлении к росту и раскрытию его потенциала.
Он оставался невозмутимым, пока она была в конфликте на его стороне. Поэтому мы посоветовали ей встать на его сторону буквально, встав напротив его и говоря все это, обращаясь прямо к нему. Она представила себя на его месте и говоря так, будто это был он сам, объяснила, что он хотел разрушить свой прежний образ жизни, что его существование потеряло смысл. Он согласно кивал, все еще ничего не говоря.
Вдруг она остановилась и сказала, что ей больше не хочется поддерживать его, что она чувствует себя отчужденно и равнодушно. «Так и будьте равнодушной, — посоветовали мы ей,— будьте совершенно равнодушной. Встаньте и посмотрите на себя и своего мужа со стороны. Она поднялась, посмотрела на мужа и на то место, где только что сидела. Тут она засмеялась, сказав, что теперь поняла, что защищала его больше, чем себя.
Эта догадка побудила ее возобновить конфликт, отстаивая теперь свою позицию. Она обратилась к нему сначала спокойно, но постепенно приходя в неистовство: «Кого волнуют твои чувства? Я ненавижу тебя за твое пренебрежение ко мне». Она немного выждала, повернулась к нам и сказала, что чувствует больше, чем могла бы выразить словами. Мы посоветовали ей выразить свои чувства физически. Она вдруг стукнула ногой об пол и закричала: «Ты, паршивый щенок! Я сыта по горло своими заботами о тебе. Все, что тебе нужно,— хорошая взбучка и, клянусь, я тебе сейчас ее устрою!» С этими словами она вскочила с места и направилась к нему, угрожая кулаком.
Неожиданно он, впервые за все это время, заговорил: Ты именно та прекрасная пылкая женщина, на которой я женился! Ты именно та женщина, которую я искал!» Она кричала на него голосом полным гнева, ярости и восторга. Ее настроение драматическим образом изменилось и перешло из гнева и ярости в любовь. Они обняли друг друга, а мы с Эми вышли из комнаты. Для первого раза этого было достаточно.

Я провел тысячи часов, наблюдая конфликты между от¬дельными людьми и организациями во всем мире, но приведенная история высвечивает некоторые аспекты разрешения конфликтов, на которых я хочу остановиться.
Во-первых, этот случай показывает, что во многих конфликтных ситуациях нужны методы, требующие осознания только от одной из сторон. Во-вторых, решающим элементом разрешения конфликта является осознание своего состояния в текущий момент конфликта. Чью сторону вы принимаете— свою или своего противника? Или сохраняете нейтралитет? Наконец, я хотел показать, что почти каждая личность и организация проходят в конфликте одинаковые стадии.

Примеры работы фасилитатора взяты из Мировой Работы Макса Шупбаха http://www.сайт/library/articles/p4394

Случай 1. Место действия: Цюрих, Швейцария. Открытый форум, организованный нами на центральной площади Штадельхофен.

Аудитория: конфликтующие между собой группировки панков, бомжи, предприниматели, жители прилегающих к площади улиц, представители администрации, полиция
Цель: урегулировать конфликт, наладить взаимовыгодное общение между представителями разных групп, включая маргинальные, тем самым улучшив качество жизни в этом районе города и безопасность.

В последние годы центральная площадь Цюриха стала местом встреч панков со всей Европы. Кроме того, этот район города, из-за близости к вокзалу и торговым зонам, облюбовали представители различных маргинальных групп - например, бомжи и алкоголики. Безусловно, это вызвало яростный протест со стороны жителей района, и предпринимателей, терпящих урон своему бизнесу. Сотрудники полиции, соответственно, также стали одной из сторон возникшей конфликтной ситуации. В целом атмосфера в районе стала носить взрывной характер и угрожать реальными столкновениями.
Для изменения ситуации мы решили провести открытый форум, в котором должны были принять участие представители всех групп. Цель форума состояла не в том, чтобы избавиться от какой-либо из сторон, а в том, чтобы научить всех сосуществовать в мире.
Вначале мы дали возможность высказаться представителям каждой групп и выразить свои претензии. Например, со стороны предпринимателей было озвучено недовольство негативным влиянием маргинальных групп на развитие бизнеса. «Покупателей отпугивает агрессивное попрошайничество со стороны панков и бомжей, сотрудники магазинов опасаются за свою безопасность». Панки же возмущались тем, что жители города демонстрируют свое неприятие их альтернативного образа жизни. «Нас не понимают, нас унижают, хотя мы тоже имеем свободу жить, как хотим». Тогда как жители города выразили негодование по поводу загрязнения территории района и отсутствия безопасности.
Таким образом, мы увидели, что каждая из сторон конфликта обвиняла другие стороны в тяготах своей жизни. При этом истинным стремлением каждой группы было облегчить свое существование. Когда мы дали это понять всем участникам форума, многие согласились с нами. Постепенно мы вывели на поверхность те роли-призраки, которые были крайне важны для всех: каждая из сторон не просто выражала свои позиции, но и явно нуждалась в защитнике, в покровителе и помощнике.
Следующим шагом со стороны команды посредников было донести до сознания всех сторон, что каждая из них обладает одинаковой силой и властью для того, чтобы испортит жизнь всем остальным. А значит и наоборот - все они способны сообща облегчить жизнь друг другу. Как только мы обрисовали эту ситуацию, нервная атмосфера форума смягчилась, и послышались первый попытки пойти на компромисс. Например, панки и бомжи заверили, что не будут загрязнять территорию площади и парка, если администрация города поставит для них туалеты и будет следить за их чистотой. «Нам и самим неприятно жить в грязи». С другой стороны, панки заверили предпринимателей, что будут пресекать попытки кого-либо из своей группировки приставать к прохожим или портить витрины магазинов и контор. Со своей позиции бизнесмены согласились на то, что могли бы давать разовую работу панкам или бомжам, а также вступать на их защиту при безосновательных нападках со стороны горожан. И так далее...
Хочу заметить, что со временем в обсуждении конфликта наступил момент, когда все участники форума начали употреблять местоимения «мы», «наше», говоря о ситуации в целом. С точки зрения принципа Мировой Работы этот результат расценивается как одно из ключевых достижений - ведь переломным моментом в конфликте можно считать тот, когда все противоборствующие стороны начинают осознавать, что они живут на одном пространстве, составляя единое целое. Поэтому либо все могут жить плохо, либо все, договорившись, могут попытаться изменить ситуацию к лучшему.
На этом этапе было решено закончить первую часть форума и собраться снова спустя три месяца, чтобы обсудить результаты. Спешу сказать, что тот форум стал знаковым в истории Цюриха и был широко освещен в прессе. С тех пор он собирается регулярно. Жизнь вокруг площади Штадельхофен радикально улучшилась - в этом районе стало гораздо безопаснее и чище, несмотря на то, что там по-прежнему собираются панки и обитают бомжи.

Случай 2. Место действия: американская штаб-квартира крупной, всемирно известной корпорации, планирующей запустить производство в новом регионе - на Карибах.

Аудитория: менеджеры высшего звена и эксперты одного из подразделений корпорации, прибывшие на конференцию из разных стран.
Цель: Сопровождение переговоров; выявление проблемных областей в работе корпорации, которые мешают ее продвижению и росту, и устранение их; создание эффективного командного взаимодействия.

Оговорюсь сразу, что в описании этого случая я сознательно опускаю некоторые аспекты работы, которая была мноуровневой, долгой и сложной, за тем, чтобы представить ее наиболее четко.
Итак, крупная корпорация столкнулась с проблемами при открытии своего нового подразделения на Карибах. Срывались сроки строительства завода, и участники конференции собирались в числе прочих вопросов обсудить причины, по которым дело «буксует». Поскольку в производственном диалоге столкнулись руководители команд из разных регионов (представители штаб-квартиры и карибского подразделения), я должен немедленно сделать акцент на том, что при рассмотрении проблемы огромное значение помимо всего прочего имела разность культур, не учитывать которую мы просто не имели права. По сути именно этнические предрассудки и политически некорректное отношение и стали теми основными ролями-призраками, которые были нами выявлены в этом конфликте и использованы в работе по его устранению.
На второй день сессии выступала лидер карибского проекта со стороны штаб-квартиры, курирующая строительство завода. Она озвучила стереотипные трудности, из-за которых проект не укладывается в сроки: поставки материалов срываются, рабочие не дисциплинированы и часто не имеют должной квалификации, коммуникации между корпоративными руководителями и местной командой часто затруднены. Следя за ее выступлением, мы заметили, что она пытается скрыть досаду и раздражение.
Руководитель карибской команды, отвечая на этот доклад, попытался уверить всех присутствующих в том, что главной трудностью при строительстве является не человеческий фактор, а плохие погодные условия и недостаточно развитая инфраструктура в регионе. Его голос звучал холодно и отстраненно. Общая атмосфера в зале была достаточно напряженная, хотя явных признаков противостояния и не наблюдалось. Всем было очевидно, что проект на грани срыва, однако никто не был готов обсуждать это открыто.
На этом этапе мы пришли к выводу, что прежде чем решать проблемную ситуацию, необходимо вытащить конфликт на поверхность, сделать его очевидным, и убедили участников конференции продолжить обсуждение строительства завода на Карибах. Для чего предложили им выслушать новые версии сторон, которые на первых порах мы озвучивали за них.
Наша цель, как посредников, заключалась в создании безопасного пространства, в котором конфликт мог бы развиться и таким образом подвести участников к его решению. Сначала мы выступили с позиции представителя штаб-квартиры: «Этот проект заведомо провальный. Мы постоянно будем испытывать трудности с ним. Люди в этом регионе еще не готовы сотрудничать с нами - они не достаточно развиты и образованы, они слишком «неотесанные» и не ценят ту прибыль, которую могли бы получить. Однако мне трудно говорить подобные вещи вслух, потому что некоторые люди в этом зале могут быть оскорблены». Эти слова вызвали мгновенную перемену атмосферы в зале: вместо скучающих незаинтересованных лиц мы заметили нарастающее возмущение у одних, и молчаливое согласие у других.
Теперь пришло время помочь высказаться и второй, карибской, стороне. Фисилитатор озвучил противоположный взгляд на проблему: «Эти люди никогда нас не понимают. Они высокомерны и тщеславны, они жадные и видят в нас только дешевую рабочую силу. Они не имеют никакого представления о том, какие мы на самом деле. Они думают, что мы глупы и ленивы. Они полагают, что при каждом удобном случае мы отлыниваем от работы и прохлаждаемся на пляже».
Обстановка накалилась. Произошла экскалация (усиление, обострение) взаимных упреков. Однако фисилитатор полностью контролировал ситуацию. Он объяснил обеим сторонам случившееся: «Заметьте, сколько силы появилось в вас, когда мы намеренно усугубили конфликт. Именно эта сила способна помочь вам решить его, а не та обоюдная псевдо-вежливость, которую вы демонстрировали вначале».
Итак, мы включили в работу две роли-призрака, которые не идентифицировались с кем-то конкретно, а выражали общие настроения как в двух культурах, так и в двух командах, которым надлежало сотрудничать.
Следующим шагом было заставить признать обе команды, что в прозвучавших обвинениях есть доля правды и объяснить почему. Причем на этом этапе высказываться должны были уже не фисилитаторы, а сами участники конфликта. Первым выступил руководитель карибской команды: «Да это правда - у нас разное восприятие жизни и времени. Для нас время - это не та вещь, которую можно потерять или использовать. Время дает нам возможность жить, общаться с родными, и за это мы его ценим больше, чем прибыль от работы или бизнеса».
Внезапно один из участников конференции, швед, воскликнул: «Прекрасно сказано!», да и среди других его коллег мы заметили явное одобрение. Напомню, что это всегда важный, переломный момент в конфликте - когда кто-то из представителей одной стороны высказывает одобрение и понимание по поводу позиции оппонентов. Постепенно роли поменялись местами - тот самый швед на вопрос фисилитатора: «А как бы Вы поступили, будь у Вас больше времени?» неожиданно ответил: «Наверное, отправился бы к океану, где смог бы неторопливо подумать о новых проектах».
Вскоре обе стороны пришли к заключению, что проблема времени как таковая очень важна для них и для корпорации в целом. Они принялись так бурно обсуждать ее, что, казалось бы, забыли о том, что основным предметом споров изначально были трудности со строительством завода.
Однако на этом конфликт не был исчерпан полностью. Существовала также вторая роль-призрак, которая оказывала влияние на обе команды. На этот раз лидер проекта со стороны штаб-квартиры должна была признать правду в обвинениях, прозвучавших в ее адрес. «Это правда. Я часто смотрю свысока на других людей, особенно из плохо развитых регионов. Они кажутся мне не такими эффективными и умными как я, не способными увидеть собственную прибыль». Обсуждая эту грань конфликта обе стороны, направляемые нами, пришли к выводу, что в действительности нет ничего плохого в том, чтобы признать роль лидерства и старшинства одних, более опытных руководителей и сотрудников, и ученическую роль других, всегда имеющих возможность получить поддержку и покровительство.
Таким образом постепенно обе команды выработали новую модель сотрудничества. Они стали относится друг к другу открыто и доверительно, изменилось само настроение в командах, исчез дух сопротивления совместной работе. Мы продолжали работу в обеих группах еще некоторое время. Мне приятно констатировать, что завод на Карибах был построен вовремя. А спустя два года корпорация отпраздновала рекордный уровень производства и прибыли в своем карибском отделении.

Случай 3. Место действия: одна из федеральных тюрем.

Аудитория: группа заключенных и группа персонала (охранники, медсестры, консультанты, администраторы, члены управленческого состава).
Цель: Позволить каждому члены группы осознать свою важность в обществе. Научиться уважать друг друга. Опосредованно - свести на нет возможность возникновения тюремного бунта.

На первом же этапе работы я, как лидер посреднической группы, стал объектом нападок со стороны одного из заключенных. Он заявил о твердом намерении не идти на сотрудничество и какое бы то ни было примирение, уверяя других заключенных, что мы находимся здесь только лишь для того, чтобы подавить зарождающийся бунт и не более. Мол, их мнение и их жизнь для нас так же не важны, как не важны они и для охранников этой тюрьмы. Однако за его резкими высказываниями я прочел:
«Я заключенный. Я не могу распоряжаться своей свободой по своему желанию. Но у меня все еще есть самоуважение, и я обладаю властью. При этом я чувствую, что ко мне относятся, как к отбросам общества. Поэтому я предпочитаю идти на конфликт, чем перестать верить в себя».
Оказавшись в ситуации прямой конфронтации, я честно и открыто признал, что меня пугает агрессия со стороны этого заключенного. В то же время я сообщил, что единственная моя цель - добиться таких отношений в группе, чтобы все ее участники чувствовали себя на равных, уважая права друг друга. И сказал: «Мне нравятся твоя сила и гордость. Думаю, твоя цель - добиться уважения к себе, и именно поэтому ты демонстрируешь столько агрессии».
После длительной и мучительной паузы я услышал: «А ты - ничего...». Первый шаг к сотрудничеству был сделан. Я пришел к выводу, что если мы смогли отчасти нивелировать конфликт на межличностном уровне, значит, сможем сделать это и в группе в целом.
Ключевым вопросом, вокруг которого выстраивалась работа в этом случае, стал вопрос: «ради чего ты хочешь бунтовать?». Причем он относился не только к заключенным, но и к персоналу тюрьмы.
В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что угроза возможного тюремного бунта используется заключенными, как способ влияния на охранников и персонал. Прозвучали претензии: «Нас воспринимают как отбросы, охранники ненавидят нас, они затрудняют нашу жизнь». В ходе долгих переговоров один из охранников признал, что отчасти это является правдой. Обстановка заметно разрядилась, реплики заключенных стали заметно менее резкими. Это привело к деэслакации (ослаблению) ситуации. Мало того, честно и искренне признав свое пренебрежительное отношение к заключенным, охранник вызвал уважение у последних: «По крайней мере, ты честен. Хоть кто-то наконец проявил честность и сознался. Будь такими все, здесь было бы меньше бардака. Да, нас раздражает, что к нам относятся как к грязи, но настоящую злость вызывает то, что ни у кого не хватает духу сказать нам это в лицо».
Не побоюсь повториться и отмечу, что как только в конфликте кто-то из членов одной стороны соглашается с мнением кого-то с противоположной, оппозиционной, стороны, происходит смена ролей. С точки зрения Мировой Работы это достижение можно рассматривать как первый шаг всей группы к рефлексии - переосмысливанию себя, своих позиций и стремлений.
Продолжая работу, мы выяснили, почему именно у охранников сложилось такое негативное отношение к заключенным - оказывается они сами испытывали на себе определенные предубеждения общества из-за характера своей работы. «Многие начинают избегать меня, когда узнают, что я работаю в тюрьме, - рассказал один из надсмотрщиков. - Даже сами заключенные считают нас глупыми, раз мы не смогли найти себе другой работы. Они брезгуют нами так же, как мы брезгуем ими».
Вот так, казалось бы, случайно, в ситуации оказалось задействовано и мнение мейнстрима - той части общества, чьи представления и поведение считается в социуме нормой. Несмотря на то, что роль мейнстрима не являлось в данном конфликте очевидной, а определялась нами как роль-призрак, ее значение оказалось крайне важным для всех участников.
Наступила очень важная часть работы: посредники (к которым позже присоединились охранники и заключенные) стали проигрывать роль мейнстрима, озвучивая отношение внешнего общества к криминальному миру, а также обозначая и обратную связь - то есть точку зрения тех, кто находится внутри тюрьмы. В итоге все участники группы увидели, насколько важна роль каждого из них - будь то заключенный, охранник, сотрудник персонала и т.д. Например, для социума тюремный мир играет роль особого индикатора или сдерживающего механизма, помогающего членам общества оставаться законопослушными людьми. Эта картина, которую увидели и осознали как заключенные, так и охранники, вдохновила их. Новое, более честное отношение друг к другу, способствовало возникновению уважительного отношения в группе и значительно ослабило вероятность возникновение конфликтов и бунтов.