Может ли президент фрг распускать бундестаг. Бундестаг — это что? А

  • 16.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17.Понятие Конституционных прав,свобод и обязанностей человека и гражданина,их юр.Свойства и система.
  • 18.Гарантии Конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 20.Классификация политических партий
  • 21. Партийные системы. Понятие. Виды партийных систем.
  • Однопартийная система
  • Двухпартийная система
  • Многопартийная система
  • 22. Конституционно-правовое регулирование статуса общественных неполитических объединений.
  • 23-24Монархия как форма правления.Основные виды монархий.Республика как форма правления.
  • 25. Понятие гос режима: его виды.
  • 26.Понятие и основные принципы избирательного права.
  • 27.Избирательный процесс:понятие и стадии.
  • 28-30.Мажоритарная,пропорциональная и смешанная избирательные процессы.
  • 31.Референдум:понятие,виды,порядок и условия проведения.
  • 32.Место и роль главы гос-ва в гос-ом механизме.
  • 33.Правовое положение монарха в системе органов гос власти. Система престолонаследия.
  • 34.Президент:способы и порядок,условия избрания;Полномочия президента и его акты;Основания и порядок прекращения полномочий президента.
  • 35-36Место парламента в государственном механизме. Структура и внутренняя организация парламента.
  • 37.Компетенция парламента.
  • 38.Правовой статус депутата парламента.
  • 39.Законодательный процесс
  • 40.Роспуск парламента.Основания и ограничения.
  • 41-42.Способы формирования правительства,его структура и состав правительства и его акты.
  • 43.Ответственность правительства и его членов..?
  • 7.Правительство контролирует и направляет деятельность всех органов и
  • 44.Судебная власть:понятие,особенности,структура.
  • 46.Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов.
  • 47-48 Унитарное и федеративное гос-во:понятие,признаки и виды.
  • 50-51 Местное самоуправление
  • 52.Конституция сша:общая хар-ка,порядок принятия поправок.
  • 53.Конгресс сша:порядок формирования,структура,внутренняя организация,компетенция.
  • 54.Президент сша:порядок избрания,полномочия,прекращение полномочий.
  • 55.Судебная Система сша.
  • 56.Федеративное устройство сша.
  • 57.Местное самоуправление в сша
  • 58.Специфика Британской Конституции.
  • 59.Парламент Великобритании: порядок формирования,компетенция,ответственность.Правовой статус монарха Великобритании.
  • 60.Правительство и кабинет Великобритании: порядок формирования, компетенция, ответственность. Правовой статус монарха Великобритании
  • 61.Судебная система Великобритании.
  • 62.Политико-территориальное устройство и местное самоуправление Великобритании.
  • 63.Конституция Франции:общая хар-ка,порядок изменения.
  • 64.Парламент Франции:порядок формирования,структура и внутренняя организация,компетенция.
  • 65.Президент Франции:порядок избрания,полномочия,прекращение полномочий.
  • 66.Правительство Франции:порядок формирования,компетенция,ответственность.
  • 67.Судебная система Франции.
  • 68.Местное управление и самоуправление во Франции.
  • 69.Основной Закон Германии: общая характеристика, порядок изменения.
  • 70.Бундестаг и Бундесрат Германии: порядок формирования, внутренняя организация, компетенция.
  • 71.Президент Германии: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.
  • Функции и полномочия
  • Выборы и присяга
  • Выбор кандидата
  • 72.Правительство Германии: порядок формирования, компетенция, ответственность.
  • 73.Федеративное устройство Германии.
  • 74.Местное управление и самоуправление в землях Германии.
  • 75.Судебная система Германии.
  • 76.Конституция Италии: общая характеристика, порядок изменения.
  • 77.Парламент Италии: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.
  • 78.Президент Италии: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.
  • 79.Правительство Италии: порядок формирования, компетенция, ответственность.
  • 80.Судебная система Италии.
  • 81.Областная автономия в Италии.
  • 84.Парламент Японии: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.
  • 85.Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии.
  • 86Судебная система Японии.
  • 87.Местное самоуправление в Японии.
  • 88.Конституция Китая:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 89.Органы гос.Власти Китая
  • 90.Система органов гос.Упр-я в кнр.
  • 91.Судебная система Китая.
  • 92.Адм-территориальное устр-во Китая, национальная автономия и местные органы власти.
  • 93.Конституция Индии:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 94. Парламент Индии:порядок формирования,структура и внутренняя орган-я,компетенция.
  • 95. Правительство Индии:порядок формирования,компетенция,ответственность.
  • 96.Судебная системаи Индии.
  • 97.Индийский федерализм и местное самоуправление.
  • 98 .Конституция Испании:общая хар-ка, порядок изменения.
  • 100. Правительство Испании. Конституционно-правовой статус монарха.
  • 101.Судебная система Испании.
  • 70.Бундестаг и Бундесрат Германии: порядок формирования, внутренняя организация, компетенция.

    Бундестаг - законодательный орган Федерации; нижняя палата парламента (Бундесрат немцы парламентом не считают. Согласно же российской доктрине, Бундесрат - одна из палат парламента). Он - представитель немецкого народа.

    Порядок формирования

    Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ОЗ ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» (Wahlgesetz) от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

    Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

    Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

    половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;

    другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

    Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

    В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

    В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.

    Организация Бундестага

    Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.

    В фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.

    Комитеты Бундестага могут быть особыми, отраслевыми, следственными.

    Отраслевые:

    обязательные (те, которые предусмотрены ОЗ: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);

    факультативные (их число меняется - 23 сейчас).

    Функции Бундестага

    развитие законодательства;

    утверждение федерального бюджета;

    избрание Федерального канцлера;

    парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;

    ратификация международных договоров;

    принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.

    Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

    Все законы рассматриваются Бундестагом в объеме 3 чтений.

    1 чтение - информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить срок 2го чтения законопроекта и без передачи его в комитеты. 2 чтение - обсуждается редакция, предложенная комитетом. Проходят дебаты, вносятся изменения. Каждая поправка голосуется. 3 чтение - поправки могут вносится только от имени фракций, затем проводится голосование по законопроекту в целом.

    Государственное право ФРГ различает следующие виды законов:

    конституционные - принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах;

    “федеративные” - принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата;

    и обычные законы - принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом.

    К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным правительством. Бундестаг может предлагать поправки, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.

    Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут задавать вопросы Канцлерам и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до 3 часов еженедельно во время сессии парламента. Группы депутатов могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые запросы, на которые должен быть дан письменный ответ в течении 14ти дней.

    Бундесрат

    Формирование

    Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС (ст. 50). Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:

    если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;

    На 1ое января 1999 года в Бундесрате 69 мест. Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага.

    Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком.

    Организация

    Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции.

    Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель.

    Полномочия

    Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС.

    Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста.

    При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости (ст.81). Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.

    Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

    По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата.

    На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в ОЗ.

    Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестаг и верхней - Бундес рат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицет воряет весь народ, проживающий на германской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четы ре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Фе дерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн - пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. 8 области законотворчества Бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Бундес ат может не согласиться с законопроектом, тогда создается по средническая комиссия, после работы которой проводится про цедура повторного голосования. Окончательные этапы законо творческой деятельности: оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями Феде рального президента. Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются много численные комиссии, создание трех из них является обязатель ным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Феде рального президента и федеральных судей, избирает уполномо ченного по делам обороны. Смысл контрольной функции ниж ней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что дея тельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону Федеральное прави тельство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении Федерального канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава Правительства сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов Федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

    93. Федеральное правительство и канцлер Германии. Федеральное правительство представляет собой орган испол нительной власти, который осуществляет функции управлени. государством. Оно состоит из Федерального канцлера и федераль ных министров. Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидату ру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцле ра. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство. Федеральные министры назначаются Федеральным прези дентом по предложению Канцлера. Последний определяет ос новные направления в политике и руководит работой Федераль ного правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это от ветственность перед Канцлером. Структура органов исполни тельной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: ми нистерства - высшие (головные) ведомства, наделенные поли тическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции. Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь за коны, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами. Укреплению сотрудничества между законодательной и ис полнительной властью служит ряд обязательных юридических процедур, которых придерживаются в своей деятельности Пра вительство и Парламент. Так, Правительство направляет подго товленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобре ния этого органа. Исполнительная власть земель через Бундес рат участвует в федеральном законодательном процессе. Феде ральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осу ществляет руководство государством. В рамках этой деятельно сти Правительство действует самостоятельно. При нормальном развитии событий Федеральное правитель тво находится у власти весь период легислатуры Бундестага, т. е. в течение четырех лет. Однако есть случаи досрочного пре кращения его полномочий: - в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера; - с момента учреждения нового Бундестага; - в результате конструктивного вотума недоверия, выражен ного Бундестагом Федеральному канцлеру; - при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Феде ральным президентом. Таким образом, судьба Правительства во многом зависит от Канцлера, популярности его политики. Его отставка означает отставку всех федеральных министров и тем самым всего Пра вительства в целом. Главой государства является Федеральный президент, облада ющий ограниченными полномочиями. Он избирается не граж данами ФРГ, а специальным органом - Федеральным собрани ем сроком на пять лет. Полномочия Президента в случае дос рочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель Бундесрата.

    94. Конституционный контроль в ФРГ. В ФРГ существует эффективный институт конституционно го контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Гер мании характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основ ным законом и специальным федеральным конституционным законом. Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Пар ламента: половина судей избирается Бундестагом, другая поло вина - Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий - 12 лет. К его компетенции относятся: 1) толкование Основного за кона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционноправовых отношений; 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Фе дерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав че ловека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касаю щихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов. Федеральный конституционный суд может проверять феде ральные законы об одобрении международноправовых догово ров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последую щего конституционного контроля Федеральный конституцион ный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом. Проверка актов государственного (конституционного) пра ва, например законов, на основании международного права не предусмотрена. Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд по чти никогда не делает ссылки на такие международноправовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г. или международные пакты по правам человека. Феде ральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в ка честве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Феде рации. Решения Федерального конституционного суда носят обязы вающий характер для всех федеральных органов государствен ной власти, органов государственной власти земель, судов. В не которых случаях, специально перечисленных в законе о Феде ральном конституционном суде, его решения обладают силой закона. В землях действуют конституционные суды земель.

    Муниципальная система ФРГ.

    ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г. Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой.

    В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен. Основные принципы федеративного устройства ФРГ:

    1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства;

    2) на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни;

    3) все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;

    4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка;

    5) компетенция Федерации и земель разделена: исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая компетенция и компетенция земель. В принципе, принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное;

    6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей;

    7) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.

    Местное самоуправление и управление. Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

    Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель.

    4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

    1) южногерманская модель (в Баварии). Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;

    2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;

    3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;

    4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом. Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению. Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств. Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.

    Политическая система Японии.

    В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 ты­сяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур. Как показали последние выборы, с точки зре­ния избирательских предпочтений можно выделить четыре цент­ра политических сил: старых консерваторов (Либерально-демок­ратическая партия (ЛДП), реформистских неоконсерваторов (Ли­беральная партия, Партия нового мира, Клуб реформ), либералов (Демократическая партия (ЦП), партия Сакигаке, Федерация ли­беральных реформ) и левых (Коммунистическая партия Японии (КПЯ), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Новая социалистическая партия, Федерация демократических реформ). Причем значимое представительство в нижней палате сейчас имеют только шесть партий и партийных фракций: ЛДП, Объе­диненная парламентская фракция Минъюрэн (обновленная ДП), объединенная парламентская фракция "Мир - Реформы", Либе­ральная партия, КПЯ и СДПЯ.

    Последние пять лет характерны частыми и существенными переменами на японской политической арене. До 1993 г. (в тече­ние 38 лет) в стране действовала так называемая "система 1955 года", которую часто называли "полуторапартийной". Суть ее была в том, что главными политическими соперниками были ЛДП и Социалистическая партия Японии, причем первая посто­янно находилась у власти, а вторая оставалась в положении оп­позиционной партии. Возрастание роли других политических сил сопровождалось ослаблением оппозиционных позиций социалис­тов, а также снижением уровня поддержки либерал-демократов на парламентских и местных выборах. Первый акт политической перестройки, приведший к разрушению "системы 1955 года" и к концу однопартийного правления ЛДП, начался летом 1993 года. ЛДП проиграла парламентские выборы, и расстановка полити­ческих сил в нижней палате Парламента изменилась. Помимо фракций прежних политических партий (ЛДП, СПЯ, Комейто, КПЯ и Партия демократических социалистов), в Палате пред­ставителей появились депутатские группы Японской новой партии (создана весной 1992 г.), Партии обновления (создана летом 1993 г.), Новой партии Сакигаке и более мелких политических организа­ций, созданных в основном бывшими либерал-демократами. Партии оппозиции смогли договориться об образовании восьми-партийной коалиции, что позволило летом 1993 г. сформировать первое с 1948 г. коалиционное правительство, которое возглавил лидер Японской новой партии М. Хосокава. В эту коалицию, про­тивостоящую ЛДП, не вошли только коммунисты. При коалици­онном правительстве во главе с М. Хосокавой Парламент принял ряд законопроектов, касающихся политической реформы. Особо следует отметить принятие 21 ноября 1994 г. трех законов: Зако­на о малых избирательных округах, Закона о поддержке поли­тических партий (дополнения к Закону о политических пожерт­вованиях) и Закона о предотвращении коррупции. Закон о под­держке политических партий определяет политическую партию как группу, состоящую из 5 или более депутатов Парламента или набравшую на выборах в представительные органы власти не менее 2% голосов избирателей, получившую статус юриди­ческого лица.

    После отставки кабинета М. Хосокавы весной 1994 г. форми­руется правительство во главе с Ц. Хата. К этому времени в ре­зультате политических разногласий социалисты вышли из вось-мипартийной коалиции, и лишившийся поддержки СПЯ кабинет Ц. Хата проработал лишь два месяца.

    Во второй половине 1994 г. власть перешла к новой, трехпар-тийной, коалиции в составе прежних непримиримых противни­ков - ЛДП и СПЯ, а также новой партии Сакигаке. Первоначаль­но трехпартийное правительство возглавлял Т. Мурояма. Остав­шиеся в оппозиции партии за исключением КПЯ объединились в декабре 1994 г. в Партию новыгх рубежей (ПНР).

    Став крупнейшей после ЛДП парламентской партией, ПНР уже самостоятельно претендовала на власть. Ведущие посты в ПНР занимали бывшие либерал-демократы, поэтому ее создание японские ученые рассматривали как сдвиг в сторону формирова­ния политической системы двух крупных партий, стоящих на близ­ких консервативных или неоконсервативных позициях и сменяю­щих друг друга у власти.

    Опасаясь упрочения тенденции к формированию двухпартий­ной системы, другие политические партии берут курс на созда­ние "третьей силы". Такая попытка была предпринята социалис­тами, но вместо образования более народной "демократическо-либеральной" партии дело ограничилось переименованием СПЯ в Социал-демократическую партию Японии в январе 1996 г. С по­добной инициативой, значительно более успешной, выступили политики из Новой партии Сакигаке, и в сентябре 1996 г. была учреждена Демократическая партия (ДП).

    В январе 1996 г. Кабинет министров возглавил либерал-де­мократ Р. Хасимото, который к осени 1996 года, убедившись в упрочении позиций собственной партии, объявил досрочные вы­боры Палаты представителей.

    Выборы Палаты представителей 20 октября 1996 г. наглядно отразили перестановку сил на политической арене. ЛДП вплотную приблизилась к восстановлению прежнего большинства, получив 239 из 500 мест. ПНР подтвердила положение второй партии (156 мест). На третье место вышла Демократическая партия (52 места). Сокрушительное поражение потерпели СДП (15 мест) и Сакигаке (2 места).

    Такая расстановка политических сил дала возможность либе­рал-демократам при минимальной поддержке СДП и Сакигаке сформировать правительство, но уже без партнеров по коалиции. Кабинет министров вновь возглавил Р. Хасимото.

    Почти сразу после выборов выявилась непрочность ПНР как конгломерата группировок, разнородных по истории, традициям, взглядам и социальной опоре. В декабре 1996 г. часть депутатов Парламента покинули ПНР и образовали Партию солнца. В конце 1997 г. бывший премьер-министр М. Хосокава со своими сторон­никами вышли из ПНР и провозгласили себя партией "Ргот Иуе".

    31 декабря 1997 г. Партия новых рубежей была распущена. На ее месте появились и зарегистрировались в Парламенте шесть партий (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб рефор­мы, Партия братства, Партия зари и Партия "Голос народа") и прочих самостоятельных политических организаций.

    Сложившаяся ситуация "один сильный - десять слабых" еще больше благоприятствовала единоличному правлению ЛДП, вос­становившей большинство в Палате представителей (261 место).

    К открытию новой парламентской сессии были созданы объе­диненные парламентские фракции. Самой крупной стала Минъю-рэн (в нее вошли ДП, Партия солнца, Партия братства, Партия "Голос народа" и Лига демократических реформ - всего 96 мест в Палате представителей). В другой парламентской фракции "Мир - реформы" объединились 46 депутатов из Партии нового мира и Клуба реформ. Особняком стоит Либеральная партия, которую возглавляет бывший лидер ПНР И. Одзава.

    Как показывают социальные исследования, наибольшей по­пулярностью среди политиков пользуется Н. Кан, лидер Демокра­тической партии, которому в последнее время удалось значитель­но укрепить позиции ДП. В январе 1998 г. в результате объедине­ния Партии солнца, Партии "Голос народа" и Партии "Ргогп Ргуе" была учреждена Партия демократической политики (осталась в составе фракции Минъюрэн), а в марте в рамках Минъюрэн во главе с ДП объединились четыре оппозиционные партии. Таким образом ДП получила 140 мест в нижней палате, став на данный момент самым серьезным противником ЛДП. Весной 1998 г. в стра­не опять произошла смена политического лидера. На выборах в Палату советников в апреле ЛДП потеряла 16 мест. Очевидно, что определенная потеря доверия избирателей связана с небла­гоприятной финансовой ситуацией и непопулярной экономической политикой правительства Р. Хасимото. Взяв на себя ответствен­ность за провал ЛДП на выборах, Р. Хасимото подал в отставку. Несмотря на поражение, позиции ЛДП достаточно сильны, чтобы формировать однопартийное правительство, поставив во главе Кейдзо Обути, входившего в состав правительства Р. Хасимото в должности министра иностранных дел.

    Самой крупной консервативной политической партией Япо­нии является Либерально-демократическая. Своими задачами ЛДП провозглашает следующее: создание в Японии демократического строя, обеспечение экономической и социальной стабильности, улучшение международных отношений, борьбу за самостоятель­ную и независимую Японию. Обладая большинством мест в Парла­менте, ЛДП имеет возможность контролировать его работу. Член­ство в партии условно и имеет значительные ежегодные колеба­ния. Устав партии определяет, что верховным органом партии является съезд, который созывается ежегодно. Делегатами съез­да, кроме депутатов Парламента, являются также представите­ли местных отделений партии (по четыре от каждого).

    Демократическая партия Японии была основана в августе 1996 г. Одной из ее особенностей является то, что во главе ДП стоят пятидесятилетние лидеры, а это не характерно для поли­тической элиты Японии, основу которой, как известно, составля­ют 70-80-летние политики. Костяк новой партии составили вы­ходцы из партии Сакигаке и СДП. Возглавляют партию два со­председателя. Главное в программе партии - административная реформа.

    Коммунистическая партия - самая старая из ныне суще­ствующих политических партий Японии, она создана в 1922 г. КПЯ выступает за плановую социалистическую экономику, замену пра­вящих реакционных сил, ликвидацию военных баз США на терри­тории Японии и системы договора безопасности. Высший орган КПЯ - съезд, созываемый раз в два-три года. В результате пос­ледних выборов коммунистам удалось увеличить свою фракцию в нижней палате с 15 до 26 членов.

    Почти сорок лет, с 1955 по 1993 г., Социалистическая партия Японии (сейчас СДПЯ) была крупнейшей оппозиционной партией в стране. Имея в лучшие годы в Палате представителей до 150 мест, она получила всего 15 в 1996 г., впервые уступив даже коммунистам. В последние годы японские социалисты предприни­мали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя интересов всего общества. Но коалиция с ЛДП в составе кабинета Мураяма отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияние на процесс и характер принимаемых решений, социалистам посто­янно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей.

    Партия Сакигаке (Провозвестник) - малочисленная консер­вативная партия, образовавшаяся из выходцев из ЛДП в 1993 г. Наиболее активные парламентарии приняли участие в создании Демократической партии, что фактически поставило под угрозу существование самой Сакигаке. На последних выборах ей удалось сохранить лишь два мандата. Сегодняшняя Сакигаке - клуб по­литиков, не принятых в ДП.

    Активное участие в политической жизни страны принимают и профсоюзы. В ноябре 1989 г. была создана Новая федерация проф­союзов (Синрэнго). В нее вошли два крупных центра японского проф­союзного движения: Генеральный совет профсоюзов (Сохио) и Все-японская федерация профсоюзов частного сектора (Рэнго). Синрэн-го объединяет в своих рядах 67% трудящихся - членов профсоюзов как в государственном, так и в частном секторе. Помимо Синрэнго следует отметить Всеяпонскую национальную федерацию профсо­юзов и Всеяпонский совет связи рабочих профсоюзов.

    Реорганизация партийной системы Японии еще не заверше­на. Ситуация продолжает оставаться мобильной, о чем говорит сохраняющаяся тенденция к созданию новых партий. До сих пор главными действующими лицами перестройки политических сил в Японии были депутаты Парламента. Роспуск старых, появле­ние новых партий, разъединения и слияния проходят преиму­щественно в форме перетасовки парламентских фракций. В ре­зультате одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Ситуация на политической арене остается неопределенной и во многом зависит от развития внутрипартий­ной ситуации в ДП.

    Конституция Японии 1947г.

    Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при учас­тии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консер­вативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, н,о вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-по­бедительницами. В результате проект был фактически отозван и по на­стояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в пар­ламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использова­ны некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты разви­тия конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской консти­туции Германии 1919г.

    Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневос­точной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.

    Основные положения конституции. Конституция Японии - не­большая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверените­та. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом про­возглашен парламент. В конституции говорится о некоторых общих цен­ностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

    При создании конституции Японии был учтен печальный опыт воен­ного разгрома страны, осуществленного с применением Соединенными Штатами ядерного оружия: конституция содержит принципиальные антивоенные положения. В ней говорится, что японский народ преис­полнен решимости не допустить ужасов новой войны в результате дейст­вий правительств. В конституции есть специальная глава «Отказ от войны», содержащая одну статью (ст. 9), которую неоднократно, но без­успешно пытались ревизовать японские реакционные круги. Она уста­навливает, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. С этой целью, гласит конституция, никогда не будут создаваться сухопут­ные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии имеется Корпус обороны - по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1 % госу­дарственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.

    Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобо­да слова," объединения и др.) конституция закрепляет некоторые соци­ально-экономические права (на труд, образование и др.).

    Конституция устанавливает систему органов государства и их отно­шения, характерные для конституционной монархии. По форме терри­ториально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территори­альных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

    Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

    Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административ­ного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконститу­ционным признано лишь одно положение закона.

    Ландтаги земель Германии.

    Германия - Федеративное государство,парламентская республика. В ноябре 2005 года постфедерального канцлеразанялаАнгела Меркель. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией. Глава государства - федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции - Йоахим Гаук. Германия - демократическое, социальное, правовое государство.

    Германия имеет федеративное устройство. Она состоит из 16 земель. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

    Германский бундестаг (парламент) ибундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель -ландтаги ибюргершафты (парламентыгородов-земель Гамбург иБремен ). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

    Ландтаг является высшим конституционным органом земли. Ландтаг принимает законы, утверждает бюджет. Среди всех органов ландтаг занимает особое место, так как это единственный орган, выбираемый непосредственно из представителей народа. Депутаты ландтага выбирают членов других государственных органов (правительства земли, государственных судебных палат, государственной счётно-ревизионной палаты). Кроме этого, он выполняет контролирующие функции, поскольку он обладает многими инструментами для контроля правительства земли и его администрации.

    Бундестаг - однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия. Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента.

    Порядок формирования . Выборы проводятся по смешанной системе. Каждый избиратель голосует по двум спискам: в первом он выбирает кандидата, избираемого по мажоритарной системе, во втором - партийный список. Парламентские места получают только те партии, которые или набрали не менее 5 % голосов, поданных за свой партийный список, или победили не менее чем в трёх одномандатных округах. Количество мест, получаемых прошедшей в бундестаг партией, пропорционально количеству голосов, поданных за её список.

    Важнейшие функции бундестага : принятие законов, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. В ходе заседаний должны быть согласованы политическая воля и знания экспертов в соответствующей области. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету, который имеет особое значение, так как олицетворяет собой суверенное право парламента утверждать бюджет.

    Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет число её представителей в комитетах. Председатель бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведёт пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

    Председатель - Норберт Ламмерт из партии ХДС, избран 27 октября 2009. Всего Депутатов - 622 . Политические группы (фракции): ХДС (194), ХСС (45), СвДП (93), СДПГ (146), Левые (76),Союз90/Зеленые (68)

    Бундесрат - государственный законодательный орган Германии. Состоит из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. Определение согласноОсновному Закону ФРГ: представительство федеральных земель. Допустимо: представительство регионов на федеральном уровне. Иногда используемое название «верхняя палата» является ошибочным, поскольку в Германии однопалатный парламент - бундестаг. Благодаря бундесрату земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности. При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях бундесрат может стать политическим противовесом т.к, он зачастую препятствует бундестагу в проведении законопроектов, особенно ухудшающих правовой статус земель, так как в бундесрате принято ставить интересы своей земли выше партийной линии. Председатель бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

    Председатель Бундесрата - Винфрид Кречманн из партии Зелёные избран1 ноября 2012 года. Всего Депутатов- 69 . Политические группы (фракции): Христианско-демократический союз Германии, Христианско-социальный союз, Социал-демократическая партия Германии, Свободная демократическая партия, Партия зелёных.

    Земли с численностью населения до двух миллионов человек (Гамбург) имеют в бундесрате три голоса, от двух до шести миллионов человек (Саксония) - четыре голоса, от шести до семи миллионов человек (Гессен) - пять голосов, свыше семи миллионов человек (Бавария) - шесть голосов. Количество голосов означает, в первую очередь, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат.

    В настоящее время в бундесрате насчитывается шестнадцать комитетов: Аграрный, По внутренним делам, По делам культуры, По делам охраны окружающей среды, По делам семьи и пенсионеров, По трудовой и социальной политике, Транспортный, Финансовый, Экономический и др.

      Итальянский парламент: особенности формирования, полномочия и основные формы работы. Региональные Советы в Италии.

    Сенат – 315 человек (25% выбирается по партийной системе, 75% - по смешанной на базе областей)

    Ни одна область не может иметь меньше семи сенаторов; Молизе избирает двух сенаторов, а Балле д"Аоста - одного сенатора. Распределение мест между областями производится в соответствии с положениями предыдущего абзаца пропорционально численности населения областей, определяемой последней переписью, на основе внутренних избирательных частных и правила наибольшего остатка.

    Палата депутатов – 630 человек (пропорциональная система выборов)

    Распределение мест между избирательными округами осуществляется делением количества жителей Республики, определяемого последней переписью населения, на шестьсот тридцать и распределением мест пропорционально числу населения каждого округа на основе внутренних коэффициентов и правила наибольшего остатка.

    Палаты собираются по собственному праву в первый непраздничный день февраля и октября.

    Каждая палата может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе ее председателя, или Президента Республики, или одной трети ее членов.

    Каждая палата принимает свой регламент абсолютным большинством голосов своих членов.

    Заседания публичны; однако каждая из палат и Парламент, когда палаты заседают совместно, могут решить собраться на закрытое заседание.

    Решения каждой палаты и Парламента действительны лишь при наличии большинства их членов и если решения приняты большинством присутствующих членов, кроме случаев, когда Конституция предписывает квалифицированное большинство.

    Члены Правительства, даже если они не входят в состав палат, имеют право, а при наличии запросов обязаны присутствовать на заседаниях.

    Никто не может одновременно состоять членом обеих палат.

    Каждый член Парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата.

    Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами.

    Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом.

    Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 тысяч избирателей предложения, составленного в форме постатейного проекта.

    Каждый законопроект, представленный в одну из палат, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой палатой, которая одобряет его постатейно и в целом.

    Регламент устанавливает сокращенную процедуру прохождения законопроектов, объявленных срочными.

    Регламент может также устанавливать, в каких случаях и в каком порядке рассмотрение и утверждение законопроектов передается комиссиям, в том числе постоянным, образованным пропорционально составу парламентских фракций. Но и в этих случаях законопроект до момента его окончательного утверждения возвращается в палату, если Правительство, или одна десятая часть членов палаты, или одна пятая часть комиссии потребует его обсуждения и голосования в самой палате или передачи его на ее окончательное утверждение голосованием без обсуждения. Регламент устанавливает форму, обеспечивающую публичность в работе комиссий.

    Обычная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов, делегирующих законодательную власть, санкционирующих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и расходные сметы.

    Осуществление законодательной функции может быть делегировано Правительству не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов

    Палаты объявляют состояние войны и облекают Правительство необходимыми полномочиями.

    Каждая палата может проводить расследование по вопросам, представляющим государственный интерес.

    Для этой цели она назначает из своих членов комиссию в пропорции, отражающей соотношение различных фракций. Комиссия по расследованию проводит исследования и проверки с такими же полномочиями и ограничениями, как и судебная власть.

    Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.

    Президент Республики может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них

      Формирование, полномочия и организация работы парламента в Японии.

    Палата советников – 252 человек на 6 лет. Смешанная система выборов: 2/5 по мажоритарной, 3/5 по пропорциональной.

    Палата представителей – 501 человек на 4 года от избирательных округов (всего 47 префектур)

    Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

    Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента. Император назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

    Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

    Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

    Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ. Число членов каждой палаты устанавливается законом.

    Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей определяются законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминация по мотивам расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов.

    Срок полномочий членов Палаты представителей четыре года. Их полномочия, однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей.

    Срок полномочий членов Палаты советников шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина членов палаты.

    Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

    Члены обеих палат ежегодно получают в соответствии с законом определенное вознаграждение из государственной казны.

    Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии.

    Очередные сессии Парламента созываются один раз в год.

    Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента. Кабинет должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат.

    Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней со дня выборов должен быть созван Парламент. При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания Палата советников. Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны. Меры, принятые на чрезвычайной сессии, упомянутой в условии предыдущего абзаца, являются временными и теряют силу, если они не будут одобрены Палатой представителей в течение десяти дней с момента открытия следующей сессии Парламента.

    Каждая палата разрешает споры, связанные с квалификацией ее членов. Однако для того чтобы лишить кого-либо депутатских полномочий, необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

    Каждая палата может проводить работу только при наличии на заседании не менее одной трети общего числа ее членов. За исключением случаев, особо предусмотренных настоящей Конституцией, в каждой из палат все вопросы решаются большинством голосов присутствующих членов; при равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

    Заседания каждой палаты являются открытыми. Однако могут проводиться закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов. Каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления, за исключением тех протоколов закрытых заседаний, которые признаются секретными. По требованию не менее одной пятой присутствующих членов голосование каждого члена по любому вопросу должно отмечаться в протоколе.

    Каждая палата избирает председателя и других должностных лиц. Каждая палата устанавливает свои правила ведения заседаний, процедуры, внутренней дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

    Законопроект, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия его обеими палатами. Принятый Палатой представителей законопроект, по которому Палата советников вынесла решение, отличное от решения Палаты представителей, становится законом после его вторичного одобрения большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов Палаты представителей. Положение предыдущего абзаца не запрещает Палате представителей требовать, в соответствии с законом, созыва совместного заседания обеих палат. Если Палата советников не одобрит окончательного решения по законопроекту, принятому Палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после его получения, то Палата представителей может рассматривать это как отклонение данного законопроекта Палатой советников.

    Бюджет сначала представляется на рассмотрение Палаты представителей. Если Палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения Палаты представителей, и если соглашение не достигнуто даже с помощью предусмотренного законом объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла окончательного решения в течение тридцати дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после получения бюджета, принятого Палатой представителей, решение Палаты представителей становится решением Парламента.

    Каждая палата может производить расследование по вопросам государственного управления и вправе при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов.

    Премьер-министр и другие государственные министры, независимо от того, являются они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на заседаниях, если это необходимо для дачи ответов и разъяснений.

    Парламент образует из числа членов обеих палат суд для рассмотрения в порядке импичмента нарушений тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении от должности. Вопросы, относящиеся к рассмотрению дел в порядке импичмента, регулируются законом.

    Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестаг и верхней - Бундесрат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн - пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

    К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция. В области законотворчества Бундестаг играет основную роль.

    Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Бундес- ат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности: оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями Федерального президента.

    Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. В нем создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссии по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что деятельность Федерального правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону Федеральное правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении Федерального канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава Правительства сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то Федеральный президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре вы- боров Федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

    Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена Правительства. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения Бундесрата.

    Еще по теме 15.4. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация:

    1. Глава 2. Соотношение частных и публичных элементов во внутренней организации управления акционерными обществами России

    Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - бундестага, и верхней - бундесрата (формально в Германии бундесрат не рассматривается как палата парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 620 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют 4 голоса, более б млн - 5 голосов, а более 7 млн - 6. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

    К полномочиям бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.

    В области законотворчества бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет бундесрат и федеральное правительство. Члены бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трех чтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности - оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями федерального президента.

    Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в палате создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

    Помимо законотворческой функции бундестаг избирает федерального канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального правительства зависит от доверия парламента. Согласно Основному закону федеральное правительство находится в политической зависимости от бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении федерального канцлера бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава правительства сам поставит вопрос о доверии перед бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный президент может распустить бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

    Бундесрат - верхняя палата германского парламента - не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. При назначении федеральным президентом Генерального прокурора требуется его согласие. По его предложению глава государства назначает и директоров земельных банков. Бундесрат направляет своих представителей в наблюдательные советы государственных компаний и общественных учреждений. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения данной палаты.

    Главой государства является федеральный президент, обладающий ограниченными (преимущественно церемониально-представительскими) полномочиями. Кандидат в президенты должен быть немецким гражданином не моложе 40 лет, обладающим в полной мере избирательными правами. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом - Федеральным собранием сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз подряд. Полномочия президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель бундесрата.

    В марте 2012 г. новым главой немецкого государства преобладающим большинством голосов Федерального собрания - 991 из 1228 - избран правозащитник из ГДР, протестантский священник Йоахим Гаук.

    Бывшие президенты ФРГ получают от государства почетное денежное содержание, средства на аренду бюро (офиса), оплату секретаря, персональных референтов, водителя. Как носители государственных секретов они обеспечиваются государственной охраной.