Конспект логопедического занятия «Звуки —. Дидактическая игра «Найди картинку»

Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звуки [С] - [З]»

Конспект логопедического занятия "Звуки [С] - [З]"

Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].

Коррекционно-развивающие задачи :

* учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [З];

* закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;

* формировать умение находить звуки [С] - [З] среди других звуков, определять их место в словах;

* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;

* развитие общей и артикуляторной моторики, координации речи с движением;

* учить выделять из предложения слова с определённым звуком.

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками на столах у детей, куклы Зоя и Соня, цветные кружочки для составления схем слов.

Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Спал цветок и вдруг проснулся».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, здороваются и становятся возле стульев.

Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя я назову со словом «пожалуйста».

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».

3. Знакомство с темой.

Ребята, отгадайте загадки.

Кого обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

(Заяц)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Назовите 1-й звук в словах.

Сравнить артикуляцию звуков [С] - (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):

* губы в улыбке;

* зубы сближены;

* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

* холодный воздух идёт по центру языка;

* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», - «работает».

Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, обозначается синим кружочком, звук звонкий, обозначается зелёным кружочком.

4. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).

Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).

5. Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.

Са-са-за за-за-са сна-сна-зна

Са-за-за за-са-са сна-зна-зна

Са-за-са за-са-за зна-сна-сна

6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).

Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк

7. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спал цветок и вдруг проснулся – (наклоны туловища вправо, влево)

Больше спать не захотел. (наклоны туловища вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся, (повороты туловища вправо, влево)

Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

8. Подарок для Сони и Зои.

Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в гости пришли Соня и Зоя (педагог показывает кукол) . Произнесите имена кукол. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.

Давайте сделаем подарок для наших кукол. Перед вами на столе лежат картинки, вам нужно разделить картинки для Сони (со звуком [С]) и для 3ои (со звуком ).

9. Дидактическая игра «Узнай звук».

Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.

Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.

10. Дидактическая игра «Найди картинку».

Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.

11. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

* На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит.. . (сон).

* На осину Костя влез,

С высоты он видит. (лес).

* Помогать я маме буду,

Вымою сама. (посуду).

* Я ключом открыть не мог

На дверях большой. (замок).

* Не доела Зоя суп,

Заболел у Зои. (зуб).

* Летом нас пугают грозы,

А зимой страшны. (морозы).

12. Дифференциация звуков [С] - в предложении.

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].

Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.

Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.

13. Итог занятия

Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Вам понравилось занятие?

Что нового вы узнали сегодня?

14. Рефлексия «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить свою работу. Поднять нужно ту карточку, которая покажет насколько выполнены все задания: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Сергеева Юлия Юрьевна Учитель-логопед МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием 5–6 лет «Звуки [С], [С’]» Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы Тема «Звук [С], [СЬ]. Цель: Учить детей различать звуки [с] и [сь];.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] - [г’]» Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику. Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуками.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Нарушениями в

условиях дошкольного логопункта.
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лабинск 2012

Цель занятия:

Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях,

чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

- Образовательная .

Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.

- Развивающая .

Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонема тического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

- Коррекционная .

    Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа . Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Уточнение словаря по теме «Осень». Повторение темы « Сказки». Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.

-Воспитательная .

· Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание , самостоятельности, инициативности, ответственности

· Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

· Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Ростовая кукла «Солнышко», зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, мяч, светофорчики с символами С и З, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Осень», картинки для физ. минутки, буклет - массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З, шоколадные медальки(призы).

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Появляется ростовая кукла «Солнышко»)

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Нас позвало солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас оолнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(Дети встают в круг и называют свои имена)

Логопед: -Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля)

А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды)

С какого звука начинаются эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

Солнышко приглашает нас в сказочную страну, где дети могут превратиться в свистелочек и

звенелочек!

Раз, два, три – дети стали звуками, смотри!

Предлагаю вам разбиться на 2 команды:

слева – команда «свистелочки» - у них символ – «свисток»,

справа – «звенелочки» - у них символ «звоночек».

3. П сихогимнастика и массаж лица:
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, наступила настоящая осень. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как летят листики с деревьев, кружатся и падают на землю /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

А вот и солнышко выглянуло из-за тучки. Солнышко, мы так тебе рады!

Солнышко предлагает поиграть - сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко »

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения по лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

(потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Очень нравится им это.


(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

Логопед: Ребята, солнышко предлагает вспомнить сказки и сказочных героев, в названиях которых встречаются звуки С и З.

Видеописьмо из страны сказок «Сказки гуляют по свету».

Команда «свистелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук С.

Команда «звенелочки» назовите сказочных героев, в названиях которых есть звук З.

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем

гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

Улыбка, заборчик,

Хоботок, - бублик

Чередование улыбка – бублик;

Лопатка;

Горочка,

Язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем – выдох;

Лодочка

5. Упражнение для тренировки сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Логопед: Подул сильный ветер, закружились листья. У нас на столах лежит фольга – мы сделаем из неё волшебные листики, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Ой, как сильно вы дули, появился ветерок, и пальчики замёрзли, чтобы отогреть пальчики, сделаем

ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

Ветер по лесу летал (взмахи руками)

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый, (загибают по очереди пальчики)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку….

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.

Логопед: Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т. е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ. Звуки С и З являются парными. а почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

(У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос.)

А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

(картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

Логопед чётко и громко произносит слова, начинающиеся на звуки С, З - сок, зуб, заяц,

собака, сумка, зонт и др…

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8.Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Закончите двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

Как услышите слово со звуком С – встаньте команда свистелочки, а если слово

прозвучит со звуком З – встаньте команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

10 . Логопед: Прошу вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия.

(Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

11. Игра «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

Динамическая пауза.

Давайте хлопнем столько раз, сколько яблочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько кабачков у нас

Сколько видишь ты листочков -

Столько сделаем прыжочков .

https://pandia.ru/text/78/043/images/image009_75.jpg" width="90" height="59">

12. Игра «Незнайкины предложения».

Логопед: Ребята! Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.

Логопед: Вот и научились слышать звуки С, З в словах, предложениях, чистоговорках.

А вот вам ещё задания.

Для команды «свистелочки» надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в корзинку с данным

обозначением места звука в слове. (Карточки)

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

13.Знакомство со зрительным образом букв З и С)

Логопед: Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква. Предлагаю запомнить

образ буквы З и проговорить стихотворения:

З – завиток на завиток,

З – закрывается замок,

З – в зарослях змея ползёт,

З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

https://pandia.ru/text/78/043/images/image017_65.gif" alt="МЫШКА" align="left" width="71" height="61">Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик? (справа)

14.Логопед: Я предлагаю вам эти буквы вылепить из пластилина.

Итог занятия:

На нашем логопедическом занятии команды «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Предлагаю вам эти буквы дома нарисовать на листе бумаги и раскрасить.

А так же повторить стихи и чистоговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза - шоколадные медальки.

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.

Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.

Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.

Задачи:

1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);

3. Обогащение словарного запаса;

4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками :«С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения местазвука , костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).

1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.

1.2 Упражнение на дыхание«Горячий чай»

Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы

Мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я

Предлагаю !

2. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся все звуки?

Гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Развитие звуко- буквенного анализа.

Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,

Запишите буквы в тетрадь:

А) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС

Сколько гласных в этих словах;

Как называются такие слова (односложные);

Б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ

Какие гласные есть в этих словах;

Сколько слогов в этих словах;

Как называются такие слова (двусложные).

Как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?

(животные).

3. Объяснение нового материала.

Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.

Сравните звуки с и з по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,

Дети называют только первый звук.)

Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Развитие фонематического слуха.

Игра«Хлопни-топни»

Логопед произноситслова , а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук - з , и топают, когда услышат - с.

Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок,коза, соль.

Динамическая пауза. Игра с мячом

Игра«Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте -са или -за

Гро…

Ро…

Ли…

Бере…

Колба…

Задание 1. Измените слова по образцу.

Глаз - глаза пояс - … автобус -….

Нос - …. заказ -… водолаз - ….

Груз - … арбуз - … совхоз - …

Трус - …. занос- … паровоз - ….

Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях

- Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
- Что это?
- А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].

Зимой белый, Свернёшь - клин,
Летом серый Развернёшь - блин
(Заяц) (Зонт)

Спереди - пятачок, Одеяло белое не руками сделано.
Сзади - крючок. Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка, С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка. (Снег)
(Свинья)

Лежит верёвка, Гладишь - ласкается,
Шипит, плутовка. Дразнишь - кусается.
Брать её опасно - (Собака)
Укусит.
Ясно?(Змея)

Физкультминутка. Координация речи с движением.

Ушки длинные у зайки, (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат. (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат. (круговые движения кистями)

Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.

Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.

Солнечная праздник
Вкусная и здоровая стол
Праздничный земляника
Спелая поляна
Сочная вода
Разные еда
Чистая и прозрачная капуста
Весёлый сладости

Задание4. Дифференциация [С] - [З] в связной речи

- Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».

Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.

СЦЕНКА

Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!

Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.

4. Итог занятия

- Какие звуки мы различали на занятии?
- Почему эти звуки можно перепутать?
- Чем различаются звуки [C] - [З]?
- Что вам понравилось?

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4-А Саливон Даниилом по теме: «Школьная жизнь. Дифференциация звуков [С] и [З]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Цель: Понять режимные моменты школьных занятий и отдыха, формировать представление о занятиях детей в урочное время. Вырабатывать дифференциацию звуков С-З, в слогах и словах, опираясь на зрительный, слуховой анализаторы. Сделать речь более интонированной.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

    Закреплять зрительный образ букв С, З.

    учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки перед гласными;

    закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.

    уточнение и сравнение артикуляции звуков [с]–[з];
    развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;
    коррекционно-развивающие:

    совершенствование артикуляционной моторики;

    развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтез;

    развивать навык словоизменения существительных;

    развивать зрительную и слуховую память;

    обогащать словарный запас по теме «Школа» как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться способами словоизменения;

    развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью).

коррекционно-воспитательные :

    воспитывать у учащегося самоконтроль за речью и поведением;

    воспитывать гуманное отношение и чувство любви к школе.

    воспитание интереса к занятиям, усидчивости.

Оборудование: таблички, картинки, компьютер.

Речь учителя Предполагаемая речь ученика

1.Орг. момент.

- [Встань.] (встаёт)

Здравствуй, Даня! - Здравствуйте Людмила Ивановна.

У нас сегодня гости. – Здравствуйте.

Поздоровайся с гостями.

[Что ты сделал?] - Я сел.

Сядь прямо и красиво.

- [Даня, какой сейчас - Сейчас урок развития слуха и речи.

- [Какое сейчас время -Сейчас осень.

- [Какой месяц?] - Сейчас ноябрь месяц.

- [Какой был месяц?] - Был месяц –октябрь.

-[Какой сегодня день - Сегодня …..

Какое у тебя (выполняет задание, показывает настроение? Покажи.

Очень хорошо, что у картинку, соответствующую его

тебя сегодня хорошее настроению)

настроение. У меня тоже

хорошее настроение.

- [Подумай, что мы - Мы будем слушать(говорить, играть,

будем делать? ] заниматься и т.д.)

Послушай, что мы

будем делать сначала,

что потом, что после

этого и находи нужную

табличку. Слушай

внимательно.

Сначала [сделаем

артикуляционную гимнастику] (слушает и находит нужные

таблички).

Потом [будем правильно

говорить звуки.]

После этого [будем

слушать текст и отвечать

на вопросы.]

2.Артикуляционная гимнастика

3.- [Будем правильно говорить - Будем правильно говорить.

А зачем нам нужно …………..

правильно и красиво

говорить?

Послушай, с какими

звуками мы будем

сегодня работать.

[С, ] [ З ] С, З

Найди эти звуки. (ищет и показывает

звуки на «веере»)

Посмотри, как я

произношу звуки.

С З (повторяет за учителем) С З

(фиксирует внимание

ребёнка на артикуляции,

показывает профиль

произношения.(презентация

сравнить профили)

Повтори слоги, говори

(презентация)

Составь слова

Назови времена года

Назови картинки

Кто лишний?

Образуй прилагательные

Закончи предложение

Кроссворд

(после презенгтации)

Молодец, Даня.

3.Развитие звуко-буквенного

анализа.

Упражнение "Измени звук в слове".

Я буду называть слова со

звуками З-С, а ты заменяй

эти звуки на парный.

Сайка-зайка

Лиса, роса,Захар, Сима, коза,

Упражнение «Замени звук»

Первый звук в слове замени на З илиС

Губы, лайка, набор, ранки,

Дом, кефир, пелёнка

-[Что мы делали? ] - Мы красиво говорили.

-[Будем играть. ] - Будем играть.

Игра называется (зайка, санки, коза, зонт, самолет, ваза, капуста,…)

« Заполни домики».

(картинки).

Правильно.

- [Что мы делали? ] - Мы играли.

Будем слушать.

4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем работать с текстом. Внимательно слушай предложения, выбирай табличку и повторяй предложение.

(разрезной текст)

Первого сентября ребята снова пришли в школу.

В девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок.

На уроке ребята занимаются.

Урок продолжается сорок пять минут.

На уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют.

После урока наступает перемена.

На перемене ребята отдыхают, играют.

Снова звенит звонок и начинается следующий урок.

-Из предложений составь текст и назови его.

(ребенок складывает текст и придумывает название)

-Раздели текст на предложения.

Первого сентября ребята снова пришли в школу в девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок на уроке ребята занимаются урок продолжается сорок пять минут на уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют после урока наступает перемена на перемене ребята отдыхают, играют снова звенит звонок и начинается следующий урок.

Дополни предложения:

Первого сентября …… снова пришли в школу. В девять …. утра звенит …. и начинается первый ….. На …… ребята занимаются. Урок продолжается ……… ……. минут.

Дополни слова:

На ур.ках р.бят. чи.а.т, с.ушаю. и г.вор.т, ре.а.т пр.мер. и зада.и, т.нцуют и р.су.т.

-Повтори за мной, соблюдая интонацию и ответь на вопросы:

Сколько сегодня уроков?

Сколько сегодня уроков?

Сколько сегодня уроков ?

5. Подведение итога урока.

Наш урок подходит к - Сначала мы слушали.

концу. Давай подведём - Потом мы …. .

итоги, что мы сегодня с тобой - ……………………….. .

Даня, ты сегодня

занимался хорошо.

Урок окончен.

До свидания. – До свидания, Людмила Ивановна.

Попрощайся с гостями. –До свидания.