Забытые художники и их картины. Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира

«Каждый портрет, написанный с чувством, есть, в сущности, портрет художника, а не того, кто ему позировал» Оскар Уайльд

Что нужно для того, чтобы быть художником? Простую имитацию работы нельзя считать искусством. Искусство это то, что идет изнутри. Авторская идея, азарт, поиски, желания и печали, которые воплощаются на полотне художника. За всю историю человечества написано сотни тысяч, а, может, и миллионов картин. Некоторые из них, действительно, шедевры, известны по всему миру, их знают даже люди, не имеющие отношения к искусству. Можно ли среди таких картин выделить 25 самых выдающихся? Задача очень сложная, но мы попытались…

✰ ✰ ✰
25

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

Благодаря этой картине Дали стал знаменит в довольно молодом возрасте, ему было 28 лет. Картина имеет еще несколько названий — «Мягкие часы», «Твердость памяти». Этот шедевр привлек внимание множества искусствоведов. В основном, их заинтересовала интерпретация картины. Говорят, что идея полотна Дали связана с теорией относительности Эйнштейна.

✰ ✰ ✰
24

«Танец», Анри Матисс

Анри Матисс не всегда был художником. Он обнаружил у себя любовь к живописи после получения ученой степени в области юриспруденции в Париже. Он изучал искусство так рьяно, что стал одним из величайших художников в мире. У этой картины очень мало негативной критики искусствоведов. В ней отражено сочетание языческих ритуалов, танца и музыки. Люди танцуют в трансе. Три цвета — зеленый, синий и красный, символизируют Землю, Небо и Человечество.

✰ ✰ ✰
23

«Поцелуй», Густав Климт

Густава Климта часто критиковали за обнаженность на его картинах. «Поцелуй» был замечен критиками, так как в нем слились все формы искусства. Картина могла бы быть изображением самого художника и его возлюбленной, Эмилии. Климт написал это полотно под влиянием византийской мозаики. Византийцы в своих картинах использовали золото. Точно так же Густав Климт смешивал золото в своих красках, чтобы создать свой собственный стиль живописи.

✰ ✰ ✰
22

«Спящая цыганка», Анри Руссо

Никто, кроме самого Руссо не смог описать эту картину лучше. Вот его описание — «кочующая цыганка, которая поет свои песни под мандолину, спит на земле от усталости, рядом лежит ее кувшин с питьевой водой. Лев, проходящий мимо, подошел обнюхать ее, но не тронул. Все залито лунным светом, очень поэтичная атмосфера». Примечательно то, что Анри Руссо – самоучка.

✰ ✰ ✰
21

«Страшный суд», Иероним Босх

Без лишних слов – картина просто великолепна. Этот триптих – самое большое из сохранившихся полотен Босха. На левой створке показана история Адама и Евы. Центральная часть – это «страшный суд» со стороны Иисуса — кто должен идти на небеса, а кто должен отправиться в ад. Земля, которую мы здесь видим, горит. На правой створке изображен отвратительный образ ада.

✰ ✰ ✰
20

Всем знаком Нарцисс из греческой мифологии — человек, который был одержим своей внешностью. Дали написал свою собственную интерпретацию Нарцисса.

История такая. Прекрасный юноша Нарцисс легко разбивал сердца многим девушкам. Боги вмешались и, чтобы наказать его, показали ему его отражение в воде. Нарцисс влюбился в себя и в итоге умер, потому что так и не смог себя обнять. Потом Боги пожалели, что сделали это с ним, и решили его увековечить в виде цветка нарцисса.

На левой части картины изображен Нарцисс, смотрящий на свое отражение. После чего он и влюбился в самого себя. Правая панель показывает события, развернувшиеся после, в том числе и получившийся цветок — нарцисс.

✰ ✰ ✰
19

Сюжет картины основан на библейском избиении младенцев в Вифлееме. После того, как от волхвов стало известно о рождении Христа, царь Ирод поручил убить всех маленьких детей мужского пола и младенцев в Вифлееме. На картине бойня находится на своем пике, последние несколько детей, которых отобрали у матерей, ждут своей беспощадной смерти. Также видны трупы детей, для которых уже все позади.

Благодаря использованию богатой цветовой гаммы, картина Рубенса стала всемирно известным шедевром.

✰ ✰ ✰
18

Работы Поллока очень отличаются от других художников. Он размещал свое полотно на земле и двигался вокруг холста и ходил по нему, капая краску сверху на полотно с помощью палок, кисточек и шприцов. Благодаря такой уникальной технике в художественных кругах его прозвали «Джек-разбрызгиватель». Некоторое время эта картина удерживала звание самой дорогой картины в мире.

✰ ✰ ✰
17

Также известная как «Танцы в Ле Мулен де ла Галетт». Эта картина считается одной из самых радостных картин Ренуара. Идея картины в том, чтобы показать зрителям веселую сторону парижской жизни. При детальном изучении картины, можно увидеть, что Ренуар поместил на полотно несколько своих друзей. Поскольку картина кажется слегка размытой, сначала она подвергалась критике со стороны современников Ренуара.

✰ ✰ ✰
16

Сюжет взят из Библии. На картине «Тайная вечеря» изображен последний ужин Христа до ареста. Он только что говорил со своими апостолами и сказал им, что один из них предаст его. Все апостолы опечалены и говорят ему, что это, конечно, не они. Именно этот момент красиво изобразил да Винчи благодаря своему живому изображению. Великому Леонардо потребовалось четыре года, чтобы закончить эту картину.

✰ ✰ ✰
15

«Водяные лилии» Моне можно встретить повсюду. Вы, наверное, видели их на обоях, постерах и обложках художественных журналов. Дело в том, что Моне был одержим лилиями. Прежде чем он начал их рисовать, он вырастил бесчисленное количество этих цветов. Моне построил мост в японском стиле в своем саду над прудом из лилий. Был насколько доволен тем, что у него получилось, что нарисовал этот сюжет семнадцать раз в течение одного года.

✰ ✰ ✰
14

В этой картине есть что-то зловещее и таинственное, вокруг нее ощущается аура страха. Только такой мастер, как Мунк смог изобразить страх на бумаге. Мунк сделал четыре версии «Крика» маслом и в технике пастель. Согласно записям в дневнике Мунка, довольно очевидно, что он сам верил в смерть и духов. На картине «Крик» он изобразил себя в момент, когда однажды, гуляя с друзьями, ощутил страх и волнение, которые и захотел нарисовать.

✰ ✰ ✰
13

Картина, которая обычно упоминается как символ материнства, не должна была им стать. Говорят, что модель Уистлера, которая должна была позировать для картины, не пришла, и он решил вместо нее нарисовать свою мать. Можно сказать, что здесь изображена грустная жизнь матери художника. Это настроение обусловлено темными цветами, которые использованы в этой картине.

✰ ✰ ✰
12

Пикассо встретил Дору Маар в Париже. Говорят, что она была интеллектуально более близка к Пикассо, чем все его предыдущие любовницы. Используя кубизм, Пикассо оказался в состоянии передать движение в своем произведении. Кажется, что лицо Маар, поворачивается направо, к лицу Пикассо. Художник сделал присутствие женщины почти реальным. Может быть, он хотел чувствовать, что она рядом, всегда.

✰ ✰ ✰
11

Ван Гог написал «Звездную ночь» находясь на лечении, где ему разрешалось рисовать только во время улучшения состояния. Ранее, в этом же году он отрезал себе мочку левого уха. Многие считали художника безумным. Из всей коллекции работ Ван Гога «Звездная ночь» получила самую большую известность, возможно, за счет необычного сферического света вокруг звезд.

✰ ✰ ✰
10

В этой картине Мане воссоздал «Венеру Урбинскую» Тициана. Художник имел дурную славу, изображая проституток. Хотя господа в то время посещали куртизанок довольно часто, они не думали, что кому-то взбредет в голову рисовать их. Тогда для художников предпочтительнее было рисовать картины на исторические, мифические или библейские темы. Однако Мане, идя наперекор критике, продемонстрировал зрителям их современницу.

✰ ✰ ✰
9

Эта картина – историческое полотно, на котором изображено завоевание Наполеоном Испании.

Получив заказ на картины, отображающие борьбу народа Испании с Наполеоном, художник не стал рисовать героическо-патетические полотна. Он выбрал момент расстрела испанских повстанцев французскими солдатами. Каждый из испанцев переживает этот момент по своему, кто-то уже смирился, а для кого-то главное сражение только настало. Войну, кровь и смерть, вот что на самом деле изобразил Гойя.

✰ ✰ ✰
8

Считается, что изображенная девушка — это старшая дочь Вермеера, Мария. Ее черты присутствуют во многих его работах, но их сложно сравнивать. Книгу с тем же названием написала Трейси Шевалье. Но версия о том, кто же изображен на этой картине, у Трейси совсем другая. Она утверждает, что она взяла эту тему, потому что о Вермеере и его картинах очень мало информации, а конкретно от этой картины веет таинственной атмосферой. Позже, по ее роману был снят фильм.

✰ ✰ ✰
7

Точное название картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».Стрелковое общество представляло собой гражданское ополчение, которое было призвано защищать город. Кроме ополченцев Рембрандт добавил в композицию несколько лишних людей. Учитывая, что во время написания этой картины он купил дорогой дом, вполне может быть правдой то, что он получил огромный гонорар за «Ночной дозор».

✰ ✰ ✰
6

Хотя на картине есть изображение самого Веласкеса, это не автопортрет. Главная героиня полотна — инфанта Маргарита, дочь короля Филиппа IV. Здесь изображен момент, когда Веласкес, работающий над портретом короля и королевы, вынужден остановиться и посмотреть на инфанту Маргариту, которая только что вошла в помещение вместе со своей свитой. Картина выглядит почти живой, пробуждая в зрителях любопытство.

✰ ✰ ✰
5

Это единственная картина Брейгеля, которая была написана маслом, а не темперой. До сих пор существуют сомнения в подлинности картины, главным образом, по двум причинам. Во-первых, он не писал маслом, а во-вторых, последние исследования показали, что под слоем живописи содержится схематичный рисунок плохого качества, который не принадлежит Брейгелю.

На картине изображена история Икара и момент его падения. Согласно мифу, перья Икара были прикреплены с помощью воска, и поскольку Икар поднялся очень близко к солнцу, воск растаял и он упал в воду. Этот пейзаж вдохновил Уистена Хью Одена, написать свое самое известное стихотворение на эту же тему.

✰ ✰ ✰
4

«Афинская школа», пожалуй, самая известная фреска итальянского художника эпохи Возрождения, Рафаэля.

На этой фреске в Афинской школе под одной крышей собрались все великие математики, философы и ученые, они делятся своими теориями и учатся друг у друга. Все герои жили в разное время, но Рафаэль поместил их всех в одном зале. Вот некоторые из фигур — Аристотель, Платон, Пифагор и Птолемей. При ближайшем рассмотрении видно, что есть на этой картине и автопортрет самого Рафаэля. Каждый художник хотел бы оставить свой след, единственное отличие заключается в форме. Хотя может он и себя считал одной из этих великих фигур?

✰ ✰ ✰
3

Микеланджело никогда не считал себя художником, он всегда думал о себе больше как о скульпторе. Но, ему удалось создать удивительную изысканную фреску, перед которой благоговеет весь мир. Этот шедевр находится на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело получил заказ нарисовать несколько библейских историй, одна из которых — создание Адама. В этой картине как раз и виден скульптор в Микеланджело. Человеческое тело Адама передано с невероятной точностью с помощью ярких цветов и точной мышечной формы. Так что, с автором можно и согласиться, все-таки он больше скульптор.

✰ ✰ ✰
2

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Хотя это и наиболее изученная картина, «Мона Лиза» до сих пор остается самой загадочной. Леонардо говорил, что никогда не переставал работать над ней. Только его смерть, как говорят, завершила работу над полотном. «Мона Лиза» первый итальянский портрет, на котором модель изображена до пояса. Кожа Моны Лизы как будто бы светится из-за использования нескольких слоев прозрачных масел. Будучи ученым Леонардо да Винчи применил все свои знания, чтобы сделать изображение Джоконды реалистичным. Что касается того, кто именно изображен на картине, это по-прежнему остается загадкой.

✰ ✰ ✰
1

На картине изображена Венера, богиня любви, плывущая на ракушке по ветру, который раздувается Зефиром, богом западного ветра. На берегу ее встречает Ора, богиня сезонов, она готова одеть новорожденное божество. Моделью для Венеры считается Симонетта Каттанео де Веспуччи. Симонетта Каттанео умерла в 22 года, и Боттичелли пожелал быть похороненным рядом с ней. С нею его связывала неразделенная любовь. Эта картина – самое изысканное произведение искусства, из когда-либо созданных.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья ТОП-25 самых известных картин в мире . Спасибо за внимание!

Рассматривая необычайно красивые монументальные полотна, зритель понимает, что в любой работе великого художника скрывается тайна жизни, трагические истории, глубокие переживания. Только погружаясь и соприкасаясь с небольшим эпизодом талантливого человека можно попробовать предугадать эпоху, которая осталась далеко в прошлом. Кто они русские мастера живописи и что современный человек знает о них?

10 Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910 гг.)

Лицо загадочного существа, приснившегося ночью, стало пророческим. Михали был одержим, и хотел поскорее закончить портрет. В это время юноша встречается с Надеждой Забелой, которая становится его женой. Рожденный сын с заячьей губой для Врубеля явилось знаком. Художник перестает замечать всех и усиленно работает над «Демоном». Трагические события сломали нервную систему мастера и его поместили в психическую больницу. Так прояснение соседствовало с помешательством, а признание с проклятием.

9 Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 гг.)


Известную картину «Незнакомка» соотносили ко многим женщинам того времени. К Анне Карениной, императрице Марии Федоровне, крестьянке Матрене Саввишне. Но окончательный прототип так и не определился. Работа «Русалка», приобретенная Третьяковым, носила мистический характер. По ночам из залы, где висело полотно, веяло холодом, слышались какие-то звуки. Человек, побывав возле картины, чувствовал себя утомленным, сонливым. Знаменитый шедевр перевесили в темный угол, и жалобы прекратились.

8 Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 гг.)


Еще в детстве Алексей любил создавать небольшие зарисовки, которые с удовольствием раскупались местными жителями. Юноша собирался поступать в художественное училище, но из-за смерти матери учебу пришлось отложить. Отец не одобрял занятия рисованием и отправил сына жить на чердак, где из всех щелей дул ветер. Молодой талант спас обер-полицмейстер. В 24 года Саврасову присвоили звание академика. Его называют «художником одной картины». Работа «Грачи прилетели» рассказывает о безграничной любви к родной земле.

7 Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 гг.)


Полотна художника – настоящий отдельный мир, рассказывающий о переживании, боли, радости и сострадании. Современный зритель, рассматривая картины мастера, начинает задумываться об искренности и доброте, которой так не хватает в жизни. Работа «Иван Грозный и сын» отразилась на здоровье художника. Некоторые считали это проклятием за ложные факты. У него перестала работать правая рука и впоследствии он писал левой. «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы» и много других картин – прекрасное наследие потомкам.

6 Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852 гг.)


Карл окончил Академию художеств с золотой медалью и в качестве поощрения за трудолюбие был награжден поездкой в Рим. После путешествия художник начинает работу над знаменитым полотном «Гибель Помпеи». Картины Брюллова пользуются большой популярностью. Мастер загружен работой, пишет портреты известных людей, расписывает церкви. Его полотна навсегда останутся достоянием народа – «Всадница», «Итальянское утро» и другие.

5 Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.)


Великого русского художника-живописца называли «истинным богатырем». Родившись в семье священника, его будущее было предсказуемое. В духовной семинарии юноша увлекается рисованием и на последнем курсе решается на крутые перемены. Сдав успешно экзамены, Виктор по нелепой случайности не решается услышать вердикт и уезжает, чтобы через год вновь вернуться и попробовать свои силы. Когда же неуверенный Васнецов возвращается в Академию для прохождения повторного испытания, будущий художник узнает, что он уже год является студентом знаменитого учебного заведения. Картины мастера всем известны – «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.

4 Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.)


Потомственный казак среди друзей именовался «композитором» за умение построение композиции и выбор сочного колорита. Академию Василий закончил с золотой медалью. Сразу же после учебы художник приступил к картине «Утро стрелецкой казни». Она произвела настоящий фурор, и Третьяков приобрел ее прямо на выставке. Следующие полотна – «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» также переехали в особняк к Третьякову. Мастер прекрасно видел прошлое, как будто бывал в нем. Исторические шедевры покоряют до сих пор зрителя – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»» и другие.

3 Валентин Александрович Серов (1865 – 1911 гг.)


Художественный талант проявлялся уже в детстве. Мальчишка постоянно рисовал. Учителя жаловались на его несобранность, отбирали тетради с рисунком, ставили в угол. Но портрет преподавателя гимназии принес признание. Взрослые удивились умению, сменили злость на восхищение. Серьезный и целеустремленный юноша рисовал портреты и воплощал в них душу. «Девушка с персиками», «Портрет княгини Ольги», «Портрет императора Николая» и многие другие работы – наследие великого портретиста.

2 Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.)


Морские пейзажи прославили талантливого художника. Армянин по происхождению, в душе он был настоящим русским человеком. Многим интересно, почему море было главным сюжетом картин? Возможно, это воспоминания детства, где соприкосновение с величием водной глади стали ярчайшим вдохновением. Кроме рисования Иван прекрасно играл на скрипке и татарские мотивы, услышанные Глинкой, композитор сохранил в опере «Руслан и Людмила». Вспомним самые известные картины – «Девятый вал», «Черное море», «Чечменский бой», «Хаос в Ватикане».

1 Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 гг.)


Знаменитый русский пейзажист был родом из купеческой семьи и не испытывал трудности в материальной сфере. Слава пришла к нему достаточно рано. Когда Иван заканчивал академию художеств, фамилия его была известно за рубежом. Личная жизнь складывалась неудачно. Первый брак прервался трагически. Умерла супруга, а затем маленький сын. Но и второй брак также принес тяжелые испытания. Жена скончалась, оставив художнику двух дочерей. Умер мастер за работой в возрасте 66 лет. Наследие получило в дар великие творения – «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Сосновый бор», «На севере диком» и другие полотна.

По-разному сложились судьбы талантливых художников, чьи полотна известны всему миру. Но все они, безусловно, совершили в своей жизни великий подвиг, оставив на картинах собственные видения природного явления, исторического события, человеческого образа. Пусть кто-то из них считается не достаточно правильной и совершенной личностью. Однако вклад мастеров несоизмерим с глупыми высказываниями.

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию

Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.

Раннее портретное искусство

Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы - у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.

Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", и другие шедевры иконописи.

Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.

Ранние мастера портретной живописи

В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.

Русские художники-портретисты более позднего времени:

  • Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
  • Зубов Алексей (1682-1750) - крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
  • Никитин Иван (1680-1742) - русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника - польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.

Русские художники-портретисты 18 века

Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретистытого времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем - добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретистывеликолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.

Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретистбыл востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.

Расцвет портретного искусства

Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.

Русские художники-портретисты 18 века:

  • Антропов Алексей (1716-1795) - известный русский портретист, участвовал в декоративном оформлении Зимнего дворца в 1744-м и Царскосельского в 1749 году. Под его руководством художники расписывали Андреевскую церковь в Киеве. С 1761 года Антропов был введен в Православный Синод в качестве главного надзирателя иконописных работ. В историю русского искусства художник вошел как талантливый портретист петровского периода.
  • Боровиковский Владимир (1757-1825) родился в Миргороде. Стал знаменитым после встречи с Екатериной II, которая проезжала в Крым в 1787 году. Художник расписал один из дворцов на пути императрицы и был ею замечен. Екатерина выразила свое восхищение и наградила Боровиковского деньгами, на которые он впоследствии отправился в Петербург.
  • Венецианов Алексей (1780-1847) - русский художник, основоположник сюжетного бытового жанра в портретной живописи. Известность ему принесла работа "Портрет матери", написанная в 1801 году. Учился искусству рисования у
  • Кипренский Орест (1782-1836) - выдающийся художник, дебютировал в 1804 году с портретом А. К. Вальбе, который был написан в манере Рембрандта. Известная работа "Е. В. Давыдов", созданная в 1809 году, упрочила реноме художника. Многие полотна Кипренского хранятся в Третьяковской галерее.
  • Тропинин Василий (1776-1857) - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина по заказу самого поэта. Картина предназначалась для С. А. Соболевского, приятеля Александра Сергеевича. Портрет стал классическим изображением великого поэта на все времена.

Портретное искусство в 19 веке

Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:

  • Нефф Тимофей (1805-1876) - последователь академического стиля в искусстве, исторический портретист. Обучался живописи в Дрезденской художественной высшей школе. В 1826 году переехал в Петербург, где сразу приобрел известность, написав серию портретов известных людей. В 1837-м отправился в длительное путешествие по России для ознакомления с фольклорной глубинкой и бытом простого народа. После возвращения расписывал церковь Зимнего дворца, в число этих работ вошла знаменитая "Тайная Вечеря". Получил профессорское звание за роспись Исаакиевского собора, одновременно стал хранителем галереи живописи Эрмитажа.
  • Захаров Петр (1816-1846) - русский портретист-живописец с непростой судьбой. Трехлетний мальчик был найден в заброшенном чеченском ауле Дади-юрт. Русский генерал Ермолов взял ребенка на воспитание. Заметив способности приемного сына к рисованию, он отдал маленького Петю на обучение к портретисту Льву Волкову. В 1836 году Захаров окончил курс в Академии художеств и получил звание свободного художника.
  • (1822-1897) - русский живописец, за долгую творческую жизнь написал множество картин. Работы художника, и портреты в том числе, созданные им в разное время, находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств и выставочных залах по всей России. В 1844 году Макаров переехал в Санкт-Петербург, где завоевал признание столичной публики.

Живописец-портретист Тыранов

Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств. Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова. За свою работу "Девушка с тамбурином" был пожалован званием академика. Будучи в Риме написал свои главные полотна: "Девушка, выжимающая воду из волос", "Ангел с масличной ветвью", "Мать Моисея на берегу Нила". Затем, по возвращении художника в Петербург, художника постигла полоса неудач, и он превратился в нищего. Приют нашел в доме брата в городе Кашине. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года.

Непревзойденная техника портрета

Зарянко Сергей (1818-1870) - замечательный русский портретист, прославившийся непередаваемой игрой света и тени на своих полотнах. Техника художника настолько выражена, что внутренний мир человека, изображенного на холсте, как бы теряется в богатстве оттенков и полутонов. Всего Зарянко написал около сотни портретов, большинство которых посвящены императору, его семье и высшей придворной знати.

Ученик мэтра

Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.

Художник драматического стиля

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).

Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс - советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу "Будет жить!" Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова - портреты современников.
  • Ломакин Олег - портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем - во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) - портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) - советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников.
  • - русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

Знаменитые художники портретного жанра

За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.

Кто же они - художники-портретисты русские? Список их представлен далее.

  • Мусикийский Григорий Семенович, придворный художник-портретист.
  • Гзель Георг, швейцарский живописец, долгое время работал в России.
  • Никитин Иван Никитич, придворный художник.
  • Вишняков Иван Яковлевич, портретист для аристократии.
  • Колокольников Мина Лукич, крепостной художник.
  • Матвеевич, придворный портретист.
  • Угрюмов Григорий Иванович, крестьянский художник.
  • дворянский портретист-живописец.
  • Орловский Александр Осипович, художник дворянский.
  • Соколов Петр Федорович, портретист для аристократии.

Изобразительное искусство имеет большое значение в культурном развитии России. Существует много направлений и, к сожалению, многие имена незнакомы простым обывателям.

Все же есть такие художники, которых знает каждый, независимо от уровня образования и степени заинтересованности искусством. Впрочем, они знамениты не только в своей стране, их знают во всем .

Художник прожил всего лишь 39 лет, он сильно простудился и уже через месяц умер.

1. Виктор Васнецов

Художник-живописец. Виктор Васнецов родился в селе в семье священника. Его первые были посвящены сельской жизни. Также он охотно рисовал пейзажи.

Учился в Академии Художеств в Петербурге. Во время учебы рисовал иллюстрации к сказкам, бытовые сцены.

Известность Васнецову принесли картины на историческую тематику, по мотивам сказок и былин. Эти произведения известны даже людям, далеким от искусства.

Васнецов дожил до 78 лет и скончался от сердечного приступа.

  • Самые известные картины: «Витязь на распутье», «Аленушка».