Картины художников на тему весна для детей. Какой изображали раннюю весну на своих картинах великие русские художники

Смена времен года - одна из любимых тем русских художников-пейзажистов, и это неудивительно. Уловить незаметные обычному человеку переходные состояния природы, передать оттенки настроения, тонкости той или иной цветовой гаммы - все это требует особого мастерства и особой душевной чуткости живописца. Наиболее благодатными в плане подбора материала, пластичности и выразительности признаются многими художниками осенний и весенний периоды.

Общая характеристика

Саврасов и Левитан, Юон и Виноградов, Венецианов и Остроухов, Куинджи, Шишкин - вот самый скромный перечень лучших отечественных мастеров. Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он - русский весенний пейзаж? Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника - таков, например, левитановский весенний пейзаж. Картины «Весна. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Каждая встреча с таким живописным полотном помогает еще и еще раз пережить счастье бытия, войти в гармонию с природными ритмами и законами. Ведь жажду обновления, надежды на лучшее, собственную душевную молодость мы яснее и острее чувствуем именно весной. Потому весенний пейзаж или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. Постараемся и мы понять и почувствовать это, анализируя в данной статье некоторые из перечисленных полотен.

Саврасовские «Грачи»

Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Написанная и выставленная в 1971 году, она сразу же стала предметом обсуждения, одобрения и признания истинного таланта ее создателя. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно собрат Саврасова по «цеху художников». Что видим мы на нем? Вроде бы все еще скучные зимние снега, обнаженные деревья, нахохленные жалкие деревенские домики, силуэт церкви и серое небо с редкими голубыми просветами. Холодно, сыро, неуютно. А вы вглядитесь внимательнее! И вот уже становятся заметны иные детали. По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже - там и тут - видны проталины. И, самое главное, ветви пока еще голых деревьев весело и оживленно обживают грачи - неугомонные вестники наступающей весны. Как отмечает Бенуа, в последние годы перед появлением саврасовской картины маслом весенние пейзажи буквально заполонили художественные выставки. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Мартовские мотивы в работе Левитана

Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра - Исаак Левитан. Его «Март» - удивительно яркая, светлая, праздничная картина. Она пропитана солнечным теплом, излучает его и каждой деталью подчеркивает неотвратимую гибель зимы. Небо глубокое, синее, подтаявшая разъезженная дорога, распахнутые двери дома, сияние березовых стволов в редкой пожухлой прошлогодней листве, савраска, мирно дремлющая под согревшими ее лучами солнышка - все это наводит нас на мысли о совсем скором наступлении по-настоящему жарких дней. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Особенности детского восприятия

Не секрет, что приобщение к произведениям искусства требует большой и напряженной внутренней работы. Душа наша обязана трудиться - учиться сопереживать, сочувствовать, сострадать. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Нежный и хрупкий подснежник, покачивающий прекрасной головкой на тонком темно-зеленом стебельке; изображение огородно-полевых работ, первый дождь и первая радуга, синичка на веточке с маленькими клейкими листочками - такие зарисовки создают близкий и узнаваемый помогают осмыслить особенности смены времен года и вводят ребенка в новый мир, имя которому - Природа и Жизнь.

Март – первый весенний месяц, время пробуждения от зимней спячки. Художники, Март, Весна – от этих слов веет свежестью. Художники и всегда воспевали Весну в своем творчестве. Березень (Март) – месяц, когда просыпаются березы, символ Руси.

Мартовский денек погожий

Солнцем радовал прохожих.

Только старый снеговик

Покосился и поник.

К вечеру совсем растаял,

Только лужицу оставил,

Лишь морковка с угольками

Вниз осели островками.

А метлу с большим ведром

Подобрал наш управдом.

(Яворская У.)

Д. Левин “Погреться бы”

Ночь зимой – как чёрный кот,

День – как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой, блестящий кот.

(Поликсена Соловьева)


Игорь Грабарь. “Мартовский снег”

Солнце светит сильно-сильно,

Снег сияет, солнцу рад.

Это - сине-сине-сине-

Синеглазо-рыжий Март

Нашу маму отыскал,

Телеграмму ей прислал:

ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС ВЕСНОЮ ТЧК

ГОЛУБИЗНОЮ ТЧК ГЛЯЖУ НА ВАС

ОТВЕСТИ НЕ В СИЛАХ ГЛАЗ.

(Сергей Козлов)


А. Шевелев “Весна в Шереховичах”

Воздух пьяный – нет спасения,

с ног сбивают два глотка.

Облака уже весенние,кучевые облака.

Влажный лес синеет щёткою,

склон топорщится ольхой.

Всё проявленное, чёткое,

до всего подать рукой.

(Вероника Тушнова)

Игорь Грабарь “Февральская лазурь”

Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нем,

Перышки почистив.

Погляжу на воробья –

Весело качается!

Понимаем, он и я,

Что зима кончается.

(Аким Я.)


Илья Остроухов “Ранняя весна”

Серебристый, струйкой тонкой,

К кустику сирени,

Из под снега, вьётся звонко,

Ручеёк весенний!

Напоил водичкой талой,

И помчался в сад,

Звонко песню напевал он,

«Здравствуй, месяц Март!»

(Алейникова Л.)


Исаак Левитан “Март”

Вьюга дует, заметает.

Все проталинки латает.

Март смеётся – не сдаётся.

У него сердечко бьётся.

Чуткое и нежное.

Смелое – подснежное.

(Сальникофф А.)


Константин Юон “Мартовское солнце”

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

Ждём, весна. Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

(Гайда Лагздынь)


Павел Шевелев “Двор”

Вскрылись

Чёрные дороги-

Солнце греет горячо,

Но в сугробе,

Как в берлоге,

Дремлется легко.

По нему ещёНа лыжах

Пробегают смельчаки.

Спит он сладко

И не слышит,

Что смеются ручейки.

(Г.Новицкая)


Павел Шевелев “Во дворе”

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок

Будут греть другой бочок.

(Татьяна Гусарова)


Шевелев “Старые дороги”

Почему сосулька плачет,

Слёзы льёт на нашей даче?

Просто кончилась зима,

В марте плачут все дома…

(Пригоцкая С.)


Аркадий Пластов “Деревенский март”

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

(Алферов А.)


Исаак Бродский “Ледоход во Пскове”

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем,

И здоровьем пышут зубья вил.

(Борис Пастернак)

У весны весёлый старт –

На пороге месяц Март,

Неба синяя река,

Корабли в ней – облака,

Дружно в такт поют скворцы,

Птиц весенние певцы,

А вокруг всё расцветает –

По земле весна шагает.

(Эрато Елена)


Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Солнце зиму одолело,

Стало ласковей, добрей.

Птичка песенку запела.

Все на улицу скорей!

Там звенит капелью утро.

Там весны весёлый старт.

Снега сахарную пудру

Топит в лужах тёплый март.

(Керстен Т.)


У лужицы на асфальте

Спросите – тепло ли в марте?

На крыше сосульку спросите,

И в гнезда к грачам загляните.

Все хором ответят: – «Тепло!»

Вдруг ветер подул, замело,

Сковало льдинками лужи,

Попрятались птицы от стужи –

Как будто вернулся февраль,

И снега ему не жаль.

(Фонина А.)


Исаак Левитан “Весна. Большая вода”

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит.

А под ёлкой снег лежит.

(Борис Заходер)


Василий Бакшеев “Голубая весна”

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, –

Раз пришел разведчик,

И весна придет!

(Елена Серова)

Станислав Жуковский “Подснежники”

То мороз,

То лужи голубые,

То метель,

То солнечные дни.

На пригорках

Пятна снеговые

Прячутся от солнышка

Над землёй-

Гусиная цепочка,

На земле -

Проснулся ручеёк,

И зиме показывает

Озорной, зелёный

(Владимир Орлов)


Василий Бакшеев “В начале весны”

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Майков, Старой спорить ли, тщедушной,

С ней – царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь – и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон – уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд.

(Аполлон Майков)


Константин Коровин “Весна”

Снеговик вчера под вечер

На вокзале был замечен.

Нахлобучив шляпу-таз

Потоптался возле касс,

Съел сосульку-леденец,

Взял билет в один конец…

Поезд. Грусть. Вагон – плацкарт.

Лужи слёз. Прощанье. Март!

(Тетушка Ау)


Александр Кремер “В деревне”

Размякло, и раскисло, и размокло.

От сырости так тяжело вздохнуть.

Мы в тротуары смотримся, как в стёкла,

Мы смотрим в небо - в небе дождь и муть…

(Владислав Ходасевич)

Олег Молчанов “Весна. Март”

Месяц март и тает снег,

Ручейки пустились в бег,

Солнце ласковей и выше,

Падают сосульки с крыши.

И сугробы потемнели,

Песни капельки запели,

В гости к нам пришла она,

Красна-девица весна.

(Таравкова Г.)

Календарная весна уже вступила в свои права. Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем лужи во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен!..

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910)
Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют "мастером света". Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве. Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля…
М. Лермонтов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1830 г.)

Ранняя весна,1890-1895

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И. Левитан: "С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев



Грачи прилетели, 1871


Оттепель,1874


Весенний день, 1873


Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Все вы знаете заповедь: "Не сотвори себе кумира". Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя. Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и "звучание" реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И. Левитана:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Ф. Тютчев
(фрагмент стихотворения "Весенние воды", 1829 г.)


Март,1895


Весна. Большая вода,1897

Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944)
Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов


Весенняя вода


Весна


Весна

Ранняя весна (Беседка в парке),1910


Весенний бурлящий ручей,1913


Весенний вечер,1904


Весна,1913

Весна

Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)
Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова. Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана. Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок…
А.Т. Твардовский
(фрагмент стихотворения "Снега потемнеют синие")

Ранней весной


Ранняя весна

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 - 1957)
Выдающийся живописец, ученик С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады...
И. Бунин
(фрагмент стихотворения, 1893 г.)


Весна,1899

Константин Федорович Юон (1875 – 1958)
К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа. В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, "проиллюстрируем" стихотворением А. Фета:

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
А. Фет
(фрагмент стихотворения)


Солнечный день. Весна,1876


Мартовское солнце,1915

Исаак Ильич Левитан




Весна в Италии,1890

Весна. Последний снег,1895


Весна. Белая сирень. 1890-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов


Сельский вид, 1867, Третьяковская галерея

Станислав Юлианович Жуковский

Весна (Речка вскрылась),1903

Старая усадьба.Май.


В мае

Окно в лес


Окно в лес

Константин Федорович Юон


Майское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915


Весна в Троицкой лавре,1911

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1839 г.)

Иван Августович Вельц


Весной в окрестностях Петербурга,1896

Константин Алексеевич Коровин


Последний снег


Ранняя весна

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов


Майские цветы,1894


Весна

Игорь Эммануилович Грабарь


Последний снег


Мартовский снег, 1904


Майский вечер, 1905

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев
(фрагмент стихотворения "Весна", 1861 г.)

Константин Яковлевич Крыжицкий


Повеяло весной,1910

Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)


Последний снег


Весна в западном крае,1910


Весна. Московский двор

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А. Ахматова

Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)


На пашне. Весна

Ендогуров Иван Иванович


Начало весны

Брюллов Павел Александрович

Весна,1875

Васильковский Сергей Иванович


Весна

Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)


Весна

Дорогие ребята и уважаемые родители, здравствуйте! На дворе весна, природа постепенно пробуждается ото сна. Как отметил Фёдор Тютчев,

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Весну любили не только поэты. Русские пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось рисовать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую траву и голубое небо.

Сегодня наш материал на тему искусства, потому как будем рассматривать картины русских художников о весне, искать в них красоту матушки природы и говорить о ней кистью художника.

План урока:

Что видели художники в русской весне?

На полотнах известных русских художников часто встречается ранняя весна. Это всегда затаённая нежность разбуженной после зимнего сна природы, когда в тающем мартовском снеге отражается солнечный свет. Такие пейзажисты как Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Юон, Сергей Виноградов, Архип Куинджи – истинные мастера художественной кисти, которые сумели передать радостное весеннее настроение.

Не нужно быть где-то посреди поля или леса, достаточно взглянуть на картины и почувствовать свежий ветер или пряный воздух, услышать или журчание ручья. Каждый холст, написанный русскими художниками, помогает обрести гармонию с природой в предвкушении новой жизни, которую несёт в себе весна. Даже названия их работ уже говорят о приходе весны.

А сейчас предлагаю от общего описания работ известных русских пейзажистов перейти к конкретным полотнам.

Саврасовские грачи

Наиболее известная, наверное, из всех картин про весну, название которой «Грачи прилетели» на слуху у каждого второго. Ещё мы, будучи школьниками, писали по этой работе русского художника. Чем же она так притягивает взгляд?

Итак, основная тема – это начало весны, что удалось передать пейзажисту необычайно точно. Серо-коричневая гамма красок говорит нам, что весна только-только просыпается от зимнего сна. Простой и на первый взгляд неказистый пейзаж начинается с тающего грязного снега и голых берёзок на переднем плане.

Но стоит только присмотреться! Справа снежные сугробы уже давно превратились в проталины, указывая на то, что ещё немного, и будет тепло, тем самым наполняя картинный воздух весенней свежестью. Небо тоже говорит, что зима сдаёт свои права. Через облака виднеется синева.

Если вы посмотрите внимательно, то непременно заметите виднеющийся сквозь берёзки храм. Что примечательно, этюды были написаны автором с натуры в Костромской губернии, а Воскресенская церковь сегодня стоит на том же самом месте.

Дорабатывал начатую картину Саврасов уже в Москве, готовое полотно появилось в 1871 году. Презентация работы перевернула весь мир живописи тех времён. Названная «гимном русской природе», она сразу привлекла внимание ценителей живописи. Всем известный любитель искусства Третьяков сразу приобрёл её для коллекции, которая хранится в Третьяковской галерее.

Ну, и конечно главные предвестники – прилетевшие грачи, которые облепили голые ветви берёзок. Уже нет никаких сомнений: весна на пороге!

Это интересно! Картина Саврасова настолько впечатлила любителей искусства, что автору уже в 1872 году были заказаны реплики – так называются копии, которые художник нарисовал, изменив где-то размер, где-то яркость красок, а в некоторых добавил детали. В 1997 году полотно с грачами и портретом художника поселилось на сбербанковской памятной монетке в 2 рубля.

Сельская весна Левитана

Эстафетную палочку перенимает Исаак Левитан – известный любитель пейзажей. Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. Полотно было написано в 1896 году во время посещения друзей в Подмосковье.

Сюжет картины довольно прост – художник постарался передать нам один из тёплых деньков ранней весны в сельской местности. Основная её часть – это земля, только освободившаяся от снега. Уже кое-где пробилась первая трава, но деревья не готовы ожить после зимнего сна и стоят не одетые в зелень. Угрюмо насупились по углам деревенские избы в ожидании весеннего тепла, меж которыми гуляет порывистый ветер.

На заднем плане, за забором, раскинулись в бирюзовой дымке бескрайние поля и леса. Небо по-прежнему холодное, пока не согретое солнышком. Всё это автор собрал в одном пейзаже, пытаясь показать, что зима вот-вот уступит дорогу, хоть весна только-только начинает наступать ей «на пятки».

Уникальность этой работы Левитана состоит в том, что он пользовался разными приёмами – рисованием гуашью, заливкой, штриховкой при помощи карандаша и пера, а также белилами.

Это интересно! За 20 лет своего творчества, начав работать у Саврасова, художник обошёл своего учителя и создал для российского искусства столь много, сколько не удалось ни одному пейзажисту.

Весенние мотивы Виноградова

Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» — настоящий праздник пробуждающейся природы. Удивительно яркая и праздничная, он вся дышит солнечным светом, а первое весеннее тепло везде – в ярко-синем небе, почти растаявшем снеге и стволах деревьев, тянущихся ввысь.

Уже заметно, что сквозь пожухшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. Хоть ещё и остались покрытые снегом участки земли, но дни их сочтены – вот-вот яркое солнышко растопит зимний холод. Даже старый дом уже отплакал капелью сосулек, высушив крышу под солнечными лучами, и подставил свой бок под весеннее тепло. Эта работа художника вызывает радостные чувства в ожидании изменений в природе.

Это интересно! Известного пейзажиста Сергей Виноградова считают наследником Левитана. Помимо природы, он в 1914—1917 годах рисовал открытки на военную тему.

Юоновское «Мартовское солнце»

Наиболее известная работа Константина Юона под названием «Мартовское солнце», написанная в 1915 году, несёт в себе весеннее настроение. Её голубые тона, в которые одето небо, и ещё не растаявший снег дают ощущение лёгкости и безмятежности, как будто заверяя, что всё уже позади – морозы пережиты, впереди тёплая весна.

Художник постарался передать чувство радости первым весенним денькам в обычный будничный день. На фоне домов по деревенской улице едут на лошадях ребята, и кажется, что мы слышим хруст снега под копытами. Весне радуются и заигрывающие друг с другом собака и жеребёнок. Крыши и макушки деревьев освещены мартовскими лучами, а по голубому небу медленно плывут легкие облака.

Картина пронизана морозным мартовским воздухом, но совсем скоро по этим сельским улочкам побегут ручьи, а на деревьях радостно защебечут птицы.

Это интересно! Помимо живописи Юон увлекался художественной графикой и оформлял театральные постановки.

Весна у Куинджи

Архипа Куинджи считают мастером световых эффектов. Он умело создавал свои пейзажи при помощи соединения света и тени. Его жизнерадостное и лиричное полотно «Ранняя весна» было написано в 1895 году. В центре работы мастера – река, ещё скованная льдами в ожидании весеннего половодья. Сквозь трещины проступает первая вода, и это значит что тепло всё ближе и ближе.

Весну с нетерпением ожидают и синеющее небо, и голые ветки деревьев, и пробивающаяся трава. Вся композиция картины Куинджи говорит о том, что остановить её уже не удастся. Яркие краски, которые использовал автор, придают насыщенность и создают ощущение радости, а заливающий всю картину свет позволяет почувствовать приход весеннего периода. Воздушность придаёт переход цветовых оттенков от неба к воде.

Одинокая берёзка на берегу реки, слегка наклонившаяся к воде, ветвями тянется в небо. Ещё немного, и она покроется свежими листочками. О последнем вздохе зимы говорят и проталины на переднем плане.

Это интересно! Куинджи научился рисовать, будучи ретушером в фотомастерской. Всё своё накопленное от продажи картин состояние в 453 300 рублей завещал обществу художников. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове.

Есть много других картин, не менее известных, которые описывают это прекрасное время года. Если вам будет интересно, вы сможете самостоятельно изучить пейзажи других известных русских художников и попробовать написать по ним мини-сочинения.

А на сегодня всё.

С пожеланиями весеннего настроения, «ШколаЛа»!

Русские художники чрезвычайно любили и любят изображать весенние пейзажи. Особенно много картин такого рода у художников-передвижников 19-начала 20 века. Они выходили на природу и делали наброски с натуры, чего ранее в русской живописи не было.
Сегодня, изучая тему «Весна» в детских образовательных учреждениях, воспитатели, педагоги часто обращаются к репродукциям картин известных русских художников. В наше время, в век фотографии и возможности запечатлеть любое мгновение жизни, просмотреть на видео то, чего уже не найдешь в действительности, особенно детям сложно понять, зачем изучать картины давно минувших веков. Но дело в том, что на картинах не просто запечатлевается момент из жизни, как на фотографии: увиденное и пережитое перерабатывается мыслями и чувствами художников, наполняется любовью и лишь затем переносится на холст. Таким образом, мы видим не только пейзаж, но и чувствуем отношение к нему художника.
Весна в картинах русских художников представлена весьма разнообразно. Это и ранняя весна (начало марта), и буйство майской зелени. Наиболее известные картины русских художников на тему «Весна» —

  1. А. Саврасова «Грачи прилетели»,
  2. И. Левитана «Март»,
  3. «Весна. Большая вода»,
  4. А. Венецианова «На пашне. Весна»,
  5. К. Юона «Мартовское солнце».

Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. В произведении Саврасова представлен неказистый сельский пейзаж Костромской области с церковью и несколькими домиками. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе сквозь тучи проглядывает луч солнца. Кажется, что на картине изображена зима. И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна.
На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны. Так, на картинах Левитана наблюдаем дом с крыльцом, коня, запряженного в телегу; еще лежит снег, и только по-весеннему яркое солнце и запряженный конь свидетельствуют приход весны. На картине «Весна. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля, и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях.
Картина Венецианова, в отличие от предыдущих, показывает позднюю весну, когда уже засеяны поля и показались ростки будущего урожая. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета.
Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Их создано огромное количество, и каждая из них по-своему хороша. На нашем сайте вы можете найти репродукции необходимых вам картин, распечатать их или использовать для разработки презентации для урока или праздничного мероприятия. Картины помогут сделать ваш рассказ об этом времени года интересным, красочным, захватывающим, дадут возможность представить дополнительные аспекты.
Картины русских художников не только демонстрируют наглядно некоторые особенности весны, как времени года: данные изменения можно наблюдать и в природе. Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника. Каждый пейзаж наполнен любовью к русской природе, к ее сумрачному небу, обширным просторам, насыщен светлой грустью, столь свойственной для русского пейзажа. Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Так что, демонстрируя репродукции картин о весне на уроках литературы, языка, природоведения, чтения и т.д., можно нравственно возвысить ребят, приблизить их к восприятию мира как живого существа. Это является главной задачей живописи.

Подборка самых известных картин

Васнецов «Грачи прилетели»

Левитан «Весна. Большая вода»

Венецианов «На пашне. Весна»

Картины других художников: