Великое водосвятие. Как происходит чин великого водоосвящения В

Канун праздника Богоявления - 5 / 18 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды.

Поскольку в этом году Сочельник приходится на будний день, то служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией свт. Василия Великого, после которой совершается освящение воды.

Великие (Царские) часы

Последование часов навечерия с присоединением к ним чина изобразительных и вечерни с Литургией свт. Василия Великого совершается отдельно от утрени (по Уставу, «в нача ле 2-го часа », т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра).

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

Великие часы совершаются при открытых царских вратах.

Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…».

Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых - 22-й и 26-й , в них Господь, принявший , изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ.

По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднства .

После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихами .

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: В озлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.

На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом . В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу - диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.

После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихами .

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: В идеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Г ласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми..

После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихами .

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Г лас грома Твоего в колеси .

Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом (по Уставу - диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.

По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднства .

После Богородична часа Иже нас ра́ди рожде́йся хор поет особые тропари праздника со стихами .

Канонарх (по Типикону - диакон) читает возгласно стихиру Руку твою прикоснувшуюся (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия . 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: Многая лета (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов Спаси, Христе Боже , поется это песнопение также трижды.

По окончании многолетия оба хора на Слава, и ныне поют стихиру Руку твою прикоснувшуюся .

Поется прокимен, глас 3: Г осподь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Г осподь защититель живота моего, от кого устрашуся?

По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны.

Сразу после отпуста изобразительных совершается вечерня с Литургией свт. Василия Великого .

Совершается вход с Евангелием и поется прокимен великий, глас 7: Бог наш на небеси на земли

Читаются 13 паремий праздника Богоявления.

I. Книга Бытия
II. Книга Исхода
III. Книга Исходa

После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе (на время пения царские врата открываются).

IV. Книга Иисуса Навина
V. Четвертая книга Царств
VI. Четвертая книга Царств

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне : Воспоим, вернии .

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е “зри”. Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

После отпуста посреди церкви поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на Слава, и ныне ) кондак праздника . Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Тропарь глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

К ондак глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей Иоанна Златоуста (387 г.):

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии (также после заамвонной молитвы). В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего водное естество, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Этот чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви, в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, на праздник же оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах - в так называемых иорданях, поскольку Христос крестился вне храма. Сам чин освящения воды приписывают евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. В навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча символизирует свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

В Православной Церкви праздник Крещения Господня принадлежит к числу двунадесятых, по новому стилю он празднуется 19 января. Он празднуется с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника «соединены» святками. Канун праздника называют навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды - еще и после литургии. Попраздненство Крещения Господня длится восемь дней.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал и Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе

Кондак праздника

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, свет неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты - Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских.

Чин Великого Водоосвящения

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое только в праздник Крещения Господня. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое было не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы. Оно совершается в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан».

После заамвонной молитвы священнослужители выходят для водоосвящения через Царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест. Выносят Крест на голове в предшествии двух свещеносцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке идут к большим сосудам с водой, установленным на средине храма. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на украшенном аналое. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечою, кадит трижды около аналоя, образа, клир и народ.

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» (трижды), «Днесь вод освящается естество...» (дважды), «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю...» (дважды), «Слава, и ныне», «Ко гласу вопиющаго в пустыни...».

Затем читаются три паримии из книги пророка Исайи (35, 1-Ю; 55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1;6-7). Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1, 9-11), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: «Миром Господу помолимся...», в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды:

" О еже освятитися водам сим силою,и действием, и наитием Святаго Духа Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу...

О еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, и освятити воды сия...

О еже быти воде сей, освящения дару грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную...

О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную...

О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...

О черплющих и емлющих во освящение домов...

О еже быти сей во очищение душ и телес всем, с верою черплющим же и причащающимся от нея...

О еже сподобитися нам исполнитися освящения вод сих причащением,невидимым явлением Святаго Духа Господу помолимся».

Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду.

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! (Трижды ).

Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, и Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир... Тебе трепещут умныя вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются... Ты бо Бог Сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный... Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».

Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную, да вси почерпающий и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельство ваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе».

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество...» иерей окропляет весь храм. Затем поется: «Буди Имя Господне благословено от ныне и до века», и бывает совершенный отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...». На практике целование Креста и окропление освященной водой совершается по отпусте.

§ 186. От Александра Великого до Ашоки Этот первый раскол стал решающим прецедентом, поскольку за ним последовали другие. Единство сангхи было непоправимо нарушено, что не помешало, однако, распространению буддизма. За четверть века с момента раскола произошло два

Последние дни Великого Мудреца Конфуций старел. И хотя много работал над книгами, которые собирал и писал, мысль о бедности и страданиях в Китае печалила его.Когда Конфуцию исполнилось семьдесят лет, умер его сын Ли, а потом один из его любимых учеников.Но у Ли остался сын

Из жития преп. Пахомия Великого - 15 мая Заботы преподобного Пахомия Великого о духовном преуспеянии иноков Святой Пахомий позаботился о том, чтобы каждого, вступающего в монастырь брата встречали иноки, особенно благочестивые и мудрые. Эти иноки-привратники каждого

5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время слyжить Благовещение? В этом годy такое едва не слyчилось.Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на yтрени не

О чине великого водоосвящения Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения

ТАНТРА ВЕЛИКОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ На протяжении многих веков сокровенные писания, посвященные шактистским культам Индии - тайные книги тантристов скрывались не только от европейцев, но и от индусов, исповедующих традиционные религии. Тем не менее, они приобрели огромную

«Том» Льва Великого Льву I потребовалось время, чтобы оценить ситуацию. Он начал писать, лишь когда получил приглашение в Эфес, и так появилось послание к Флавиану, обычно известное как «Том» (греч. tomos - «книга»). Оно отличается изящным слогом и уверенностью, с какой автор

2.1.1.2.1.1.5. Ад Великого Плача Здесь огонь ещё более интенсивный, чем в предыдущих трёх адах. Вся поверхность земли в этом аду охвачена огнём, на ней стоит наглухо закрытый небольшой дом, в нем находитесь вы. Дом охвачен огнём, страдания от жары невыносимы. Вы думаете только о

Чин великого чтения О чине настоящего чтения Типикон говорит: «Чтец - Аминь (после «Благословение Господне…») и глаголет начало чтения. И священник: Молитвами св. отец наших. И извлачаются священник и диакон священных одежд и исходят. И тако сядут вси кождо на своих

IX. Чин Великого Повечерия. Священник: Благословен Бог наш… Народ: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царь Небесный…». Трисвятое. «Отче наш…» «Господи, помилуй»(12 раз). «Приидите, поклонимся… В первую неделю четыредесятницы 69 псалом: «Поспеши, Боже, избавить

8. ГОД ВЕЛИКОГО ИСПЫТАНИЯ Следующая глава «Жития» - о победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке. Многие читатели, которые ознакомятся с этой главой, будут глубоко удивлены и краткостью ее, и совмещением с «рядовой», идущей в последовательности других описаний,

О Литургии св. Василия Великого Литургия св. Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с литургией св. Иоанна Златоустаго. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем:1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно

Недели Великого Поста Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с

В христианской культуре очень большое значение имеет святая крещенская вода. Ей приписываются различные свойства. Освящение воды на Крещение давно приобрело сакральный смысл. Многие недоумевают, как возможно придать воде совсем другие свойства, но практически никто не думает о том, что она очень изменчива, вбирает в себя любые вибрации извне (как положительные, так и отрицательные).

Когда освящается вода на Крещение, то случается изменение структуры воды. Она приобретает более высокие вибрации, что приводит к тому, что она может исцелять как духовные, так и физические немощи, а также помочь и в других трудных жизненных ситуациях.

Особенность возникновения этого действия и праздника

Крещение пришло к нам еще со времен Иисуса Христа. Это событие описано в текстах Священного Писания, в четырех Евангелиях. Итак, рассмотрим поподробнее, как это случилось, где произошло вода какой реки омывала тело Спасителя во время ритуала.

Первое водокрещение произошло в когда Иисус Христос попросил пророка Иоанна совершить это действо. Оно было символом очищения от грехов, искреннее покаяние и вера в спасение. Христос прошел крещение ради человечества и грядущего его спасения. Он осознавал важность этого события для людей, о чем и сказал

После того как Христос вышел из воды и помолился, был глас Господень, который говорил о том, что Он является его сыном возлюбленным. Также было сошествие духа святого в виде голубя. После своего крещения Христос провел общественное служение.

Становление праздника Крещения

Неизвестно точно, когда освящение воды на Крещение стало традиционным ритуалом, а также когда произошло утверждение этого праздника. Однако уже в третьем веке в “Строматах” Климента Александрийского встречается первое упоминание о нем. До четвертого века день празднования был шестого января Он строился на воспоминании, как о Рождестве, так и о Крещении Господа Иисуса Христа.

После четвертого века эти два праздника разделили на два разных дня - Крещение осталось шестого января, а Рождество Христово стали праздновать двадцать пятого декабря.

Изначально крещение христиан происходило единожды в год, именно на праздник. Но уже к тому моменту, когда Русь приняла христианство, такого обычая почти не существовало.

Итак, на сегодняшний день, когда освящается вода на Крещение, это дань тому древнему событию, которое произошло во времена Иисуса Христа. В то время, когда он своим заступничеством и жертвою принял на себя грехи человечества и показал путь ко спасению для всех.

Как совершается этот чин

Чин освящение воды на крещение в своем окончательном варианте был установлен на Руси в 1681 году. Для людей это был великий праздник, который все отмечали с большим ликованием и обязательным омовением в проруби.

На сегодняшний день это не менее торжественный праздник, который называют еще и Великим водоосвящением. Теперь рассмотрим поподробнее, как происходит этот чин, и когда освящается вода. В перед самим днем Богоявления, происходит первое освящение этой благословенной жидкости. Это действие посвящено воспоминанию о том, как крестился сам Господь в реке Иордань, а также тому, как происходило крещение оглашенных.

В день самого Богоявления происходит воспоминание о самом событии. Но так как Иисус принял свое крещение вне храма, то и появился обычай в этот день выходить к рекам и озерам и совершать водоосвящение. Это событие еще называют “Хождение на Иордань”.

Сам же чин освящение воды на Крещение имеет следующие действия. В конце литургии совершается заамвонная молитва или просительная ектенья. Затем настоятель в полном облачении должен выйти через к купели или к источнику. Впереди шествия священосцы и несут свечи, а за ними идут люди, которые воспевают тропари “Глас Господень”. Далее следуют диаконы и священники, а замыкает шествие настоятель, который несет впереди себя Крест.

На том месте, где полагается начать водоосвящение, должен стоять стол с чашей воды и тремя свечами. Затем настоятель кадит воду, а если ритуал проходит в храме, то и алтарь, и присутствующих во время обряда.

Когда освящается вода на Крещение, читается множество отрывков из Евангелия, а также отрывки из книги пророка Исаии, из Апостольского чтения. Произносится множество молитв, в которых просится о том, чтобы была ниспослана благодать на воду, чтобы в результате она могла врачевать как духовные, так и телесные немощи. В конце обряда настоятель должен благословить воду перстами и Крестом, а после трижды погрузить последний в жидкость. При этом он поет особы тропарь “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Обряд завершается крестообразным окроплением во все стороны, а также пением стихиры.

Когда происходит это действие

В наше время, после длительного упадка православной веры, появилось множество предрассудков по поводу “качества” воды. Та жидкость, которая была освящена в вечернее время, и та, которую освятили в утреннее, одинакова по своим свойствам. Итак, если отвечать на вопрос: “Когда освящается вода на крещение 18 или 19 числа?”, то правильным будет отметить, что нет в этом разницы, ведь чин один и тот же. Благодатная сила, которая нисходит на эту жидкость, одинакова как в Навечерие, так и после утренней Литургии.

Купание в проруби на Крещение

Еще один обряд на Крещение - погружение в воду в проруби. Для его совершения в том месте, где будет купание, заранее вырубают прорубь в виде креста. Над водой священник читает чин (молитвы), а после освящает воду. Традиционно окунаются в прорубь вечером восемнадцатого, однако, вы можете это сделать и девятнадцатого числа. К слову сказать, лишь в той местности, где поблизости есть река или другой водоем, происходит освящение проточной воды в Надвечерие. Чаще всего это происходит утром, в день Богоявления, уже после Литургии.

Хотя вода в день крещения и имеет особые свойства, но все же во время купания следует соблюдать правила безопасности, особенно, если вы впервые окунаетесь в воду. Не следует купаться, если вы имеете какие-либо хронические или острые болезни (особенно, воспалительного характера). Если вы приобщаете к этому ритуалу ребенка, то следует делать это очень осторожно, после того как он вылезет из проруби, его тело следует хорошо растереть полотенцем, одеть в сухую одежду и дать выпить горячего чая.

Также следует заметить, что окунание в прорубь на Крещение хоть и имеет целительную силу, однако только этим нельзя избавиться от всех грехов. Этот ритуал не избавляет от необходимости покаянной молитвы, Святого Причастия, а также Таинства Исповеди.

В чем особенность воды как жидкости?

Теперь поговорим о том, чем же так особенна эта жидкость, которой на земле почти восемьдесят процентов от всей земной поверхности. Как было сказано выше, святая вода в крещение имеет особые свойства. Именно поэтому ей из давних времен отводили особую роль. В кинематографе эта тема была хорошо освещена в видеофильме “Великая тайна воды”. В нем были сняты высказывания различных академиков и профессоров о свойствах этой живительной жидкости, о том, как может меняться ее структура под воздействием различных слов, музыкальных композиций и даже мыслей людей.

В нем рассказывается и о том, как преобразовывается святая вода в крещение. На фоне полученных знаний это не кажется таким уж неправдоподобным, к тому же многие эксперименты можно повторить и в домашних условиях.

Что происходит с водой Крещенский вечер

Итак, рассмотрим, как же изменяется вода после Крещения. Некоторые ученые проводили анализ этой водички и пришли к выводу, что после проведения обряда на выходе получается очищенная вода, как будто от серебра. Причем таковой становится не только та жидкость, над которой провели ритуал в храме (согласитесь, все-таки она получает больше серебра от креста), но и так, которая находится в больших водоемах, где проводят обряд. Священнослужители убеждены, что это воздействие молитвы, а также нисхождение Господней благодати.

Вода на крещение свойства имеет особые. К примеру, из чисто физических - это абсолютная сохранность в течение года (не меняется цвет и запах). Согласитесь, в условиях нынешнего состояния воды - это показатель. Помимо этого водичка обладает и исцеляющими свойствами, что позволяет использовать ее в нестандартных ситуациях.

Как используют свяченую воду. Ее свойства

После того как вы сходили в церковь и принесли домой святую водичку, ее желательно хранить возле икон, как святыню. Считается, что она должна быть в доме каждого христианина. Так как вода на крещение свойства имеет особые, то и используется она в тех случаях, где обычными действиями не поможешь.

К слову сказать, в молитве при освящении даже говорится о некоторых из них. Это и избавление от грехов, и исцеление от недугов, и очищение от различных демонов. Очень многие старцы и святые высказывались по этому поводу, и не было для них большей целительной силы, нежели испитие святой воды.

Ее можно принимать регулярно натощак, малыми порциями. Перед этим следует помолиться. Если есть особая нужда, то водичку можно пить и в другое время (тоже не забывая про молитву). Если у человека есть на теле больные места, то ею можно их помазывать. При необходимости, дозволяется и окроплять жилище. При всех действиях нужно читать специальные молитвы.

Святая вода в крещение, при регулярном ее потреблении с должным почтением и молитвой, способна освятить душу и тело. Человек в этом случае становится более склонным ко всякой добродетели, посту и молитве. К нему не может приблизиться дух нечистый, а также воздействовать на него. Используя ее постоянно утихают бушующие страсти, человек становится спокойны и уравновешенным. Происходит очищение от зла и скверны.

С помощью святой воды можно освятить любую вещь в обиходе, а также непосредственно само жилище. Некоторые старцы советовали окроплять вкушаемую пищу крещенской водичкой.

Особое отношение к ней у наших предков было. Бабушки всегда советовали умывать малых деток водичкой, после посещения нехороших или чужих людей. Также она помогала при сглазе или если грудничок часто заходится в плаче без причины (следует умыть водой и прочесть На всяко дело она была полезна.

К слову сказать, святая вода может (иногда, но бывает) прийти в негодность. Следует заметить, что это показатель неблагочестивой жизни живущих в доме или какой другой напасти. Если все же такое случилось, то вылейте эту воду в такое место, где никто не ходит (например, под дерево, а еще лучше - в проточную воду, реку). Емкость, в котором она содержалась, использовать больше нельзя.

Правила, которые следует соблюдать во время освящения воды и купания прихожанам

В этот день для прихожан существую также и правила. В Крещенский сочельник следует воздержаться от пищи до того момента, пока не вынесут свечи после Литургии, а также пока не будет употреблена святая вода. В Крещение (да равно, как и в другой подобный праздник) следует быть доброжелательным по отношению к другим прихожанам, не толпиться и не создавать давку, ведь очень много людей приходит в храм.

Порой бывает грустно смотреть на то, как мчатся некоторые прихожане, чтобы попасть первыми под окропление святой водой, расталкивая всех на своем пути и ругаясь при этом. Будьте внимательны друг к другу.

Перед тем, как священник выйдет на освящение воды, вы должны открыть все емкости, которые принесли с собой (они должны быть с широким горлышком).

Во время купания в проруби, особенно если это место с большим скоплением народа, также следует быть вежливыми и доброжелательными. Не стоит приносить и распивать спиртные напитки, так как это может плохо закончится. Соблюдайте осторожность во время окунания, не толкайте других людей, не торопитесь. Не забывайте о произнесении молитвы, перед тем как зайти в воду.

Заключение

Таким образом, мы видим, когда освящается вода на Крещение, происходит великое действие. Мы получаем чудесную жидкость с особыми свойствами, которая может использоваться в различных ситуациях. К слову сказать, эту водичку еще так и называют “агиасма”, что значит “святыня”. Некоторые сравнивают это чудо с тем, которое произошло по воле Господа в Кане Галилейской, когда он превратил воду в вино.

Помните, когда освящается вода в сочельник крещенский, а также на следующий день Богоявления, она имеет одни и те же свойства. В эти два дня над ней совершается один и тот же чин и снисходит одинаковая благодать. Используйте эту водичку с молитвой, храните с ее с благоговением, как святыню, и тогда во всем вам будет от нее помощь. Не забывайте про обязательно посещение храма во время праздника Крещения, а также пребывание на службе.

By o.Venedikt 22.01.2016

Особое отношение к богоявленской воде - древняя христианская традиция. Впервые о ней упоминает святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е гг. IV в.:

«Рождество Христово, без сомнения, произошло 11-го тиби (по египетскому календарю, по юлианскому это 6 января, т. е. день праздника Богоявления .- свящ. М. Ж. )… И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира в Карийской области… а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья - из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил. Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее - и в самом Египте, и в других странах» .

Итак, уже в IV в. традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Египте, где впервые начали отмечать этот праздник , но и в других областях христианского мира. Примерно на десятилетие позже святителя Епифания эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей беседе на день Крещения Господня, произнесенной в 387 г. в Антиохии, он отмечает:

«В полночь на этот праздник [Богоявления] все, начерпав воды, приносят ее домой и [затем] хранят ее целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три» .

Свойство богоявленской воды не портиться долгое время, может, и не так поражает воображение, как описанное святителем Епифанием чудо превращения вод некоторых источников в вино. Но именно это качество отличает богоявленскую воду уже много веков. Его признавала даже атеистическая пропаганда советских времен, пытаясь дать ему «научное» объяснение: святая вода якобы не портится из-за ионов серебра, поскольку ее освящают и затем хранят в серебряных сосудах (хотя это в подавляющем большинстве случаев не так). Однако святой Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство, ничего, как и святитель Епифаний, не говорит о совершении над водой каких-либо богослужебных чинопоследований - все желающие просто набирают ее из местных источников, и святость ее имеет основание в самой дате праздника, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие .

Армянский перевод иерусалимского Лекционария V в., где едва ли не впервые на христианском Востоке было подробно, с указанием конкретных библейских чтений и даже некоторых песнопений, описано богослужение всего церковного года, также ничего не упоминает о совершении в день Богоявления какого-либо священнодействия над водой . А константинопольский чиновник Павел Силенциарий в своем «Описании храма Святой Софии», написанном около 563 г., так говорит о большом мраморном фонтане, находившемся в центре атриума - огороженной колоннадой площади перед храмом:

А в пространном дворе драгоценным стоит средоточьем
Чаша огромная, вся из иассийского камня.
Там журчащий поток изливается, в воздух вздымая
Струи, из медной трубы исторгаемы с силой великой,
Струи, что лечат недуги, когда собираются люди
В месяце златохитонном на празднество тайны Господней:
Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают.
Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага
Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче,
Хоть от истока вдали пребудет многие годы,
Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина .

Нетрудно заметить, что из слов Павла Силенциария прямо следует, что и в VI веке в Константинополе сохранялась традиция, описанная уже святителем Иоанном Златоустом: богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника, которым в данном случае служил фонтан перед храмом Св. Софии.

Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин?

По сообщению Феодора Чтеца, церковного историка рубежа V–VI вв., обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις - «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), был «придуман» Петром Гнафевсом, который в последней трети V в. занимал - с перерывами, поскольку его несколько раз низлагали, а затем восстанавливали - Антиохийскую кафедру:

«Сообщается, что Петр Гнафевс придумал (ἐπινοῆσαι), чтобы таинство (μυστήριον) в церкви освящалось при всем народе , чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве (εὐχῇ) упоминали Богородицу и на каждой литургии (σύναξει) читали Символ веры» .

До поставления Антиохийским патриархом Петр Гнафевс был монахом влиятельного константинопольского монастыря акимитов, имел много связей при дворе. Он был последовательным монофизитом, поэтому его деятельность описывается православными историками Церкви в негативном ключе, однако она явно повлияла на развитие богослужения как у монофизитов, так и у православных. Это подтверждает византийский церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул, передающий процитированные выше слова Феодора Чтеца следующим образом:

«Сообщается же, что Петр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира (μύρου), освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании - тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении» .

Итак, можно довольно уверенно утверждать, что молитва богоявленского водоосвящения, включавшая в свой состав, подобно евхаристической литургии, эпиклезу, появилась в последней трети V в. в Антиохии и уже оттуда распространилась по всему Востоку, исключая уже обособившихся к тому времени несториан .

Особая близость византийского чина богоявленского освящения воды к антиохийской и, шире, сирийской литургической традиции видна из того, что центральная молитва этого чина - «Велий еси Господи…» - у византийцев и у сиро-яковитов (а также и у армян, коптов и эфиопов, на которых богослужение сиро-яковитов оказало очень большое влияние) - одна и та же . И не только одна и та же, но и обращена к Сыну Божию, а не к Отцу, что характерно именно для сиро-яковитских (и зависящих от них коптских и проч.) анафор.


Каждый, кто немного знаком с содержанием православного Требника, знает, что молитва «Велий еси, Господи…» используется не только на праздник Богоявления, но и в чине таинства Крещения. Вернее, у богоявленской и крещальной молитв полностью совпадают начало и середина, а различаются только окончания. Общее происхождение крещальной и богоявленской молитв тем самым несомненно, но какая из них первична?

Ряд ученых, в том числе Иероним Энгбердинг и Мигель Арранц, пытались доказать, что молитва «Велий еси, Господи…» сформировалась в чине таинства Крещения и уже оттуда перенесена в чин праздника Богоявления , вопреки мнению Хуберта Шайдта, указывавшему на изначально праздничный, то есть не крещальный характер некоторых выражений этой молитвы . Аргументация его критиков сводилась к опровержению его анализа этих выражений.Однако в пользу правоты Шайдта говорят не только и не столько некоторые фразы молитвы, сколько тот факт, что в сирийской традиции молитва «Велий еси, Господи…» действительно употребляется только на праздник Богоявления, тогда как в чинах крещального водосвятия (в сирийской традиции их несколько ) часто используется, среди прочих, молитва «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго Содетелю…» - та же самая, что в нашем Требнике указана как молитва «Крещения страха ради смертнаго». При этом она же приводится и в древнейших рукописях византийского Евхология, но уже не с таким заголовком, а просто как «иная» молитва Крещения. А в крайне важном списке Sinait. NE МГ 93, IX в., проявляющем бóльшую, чем все остальные сохранившиеся греческие рукописи, близость к сирийской традиции, молитва «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго Содетелю…» является просто основной молитвой чина Крещения . На наш взгляд, молитва «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго Содетелю…» сохранилась в Требнике только потому, что первоначально - как в Sinait. NE МГ 93 - крещальной была именно она, а молитва «Велий еси, Господи…» была, как верно предполагал Шайдт, богоявленской.

В целом, византийский чин богоявленского освящения воды, совершаемый в Православной Церкви вплоть до нашего времени, имеет следующий порядок:

Порядок освящения воды на Богоявление

  1. Тропари «Глас Господень на водах…», при пении которых священнослужители идут к сосуду с водой.
  2. Чтения из Священного Писания, как Ветхого (паремии: Ис. 35:1–10; 55:1–13; 12:3–6; прокимен из Пс. 26), так и Нового (Апостол: 1Кор. 10:1–4 и Евангелие: Мк. 1:9–11) Заветов.
  3. Мирная ектения с дополнительными прошениями о воде, во время которой священник читает тайную молитву «Господи Иисусе Христе, единородный Сыне, Сый в недре Отчи…», аналогичную молитве священника о своем недостоинстве в чинах Божественной литургии и таинства Крещения .
  4. Центральная молитва «Велий еси, Господи…», похожая на евхаристическую анафору и, как и она, включающая в свой состав призывание Святого Духа и троекратное осенение рукой священника освящаемого вещества - в данном случае, воды.
  5. Главопреклонная молитва «Приклони, Господи, ухо Твое…».
  6. Троекратное пение тропаря праздника Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» с погружением креста в воду.
  7. Окропление молящихся святой водой, целование всеми креста и возвращение священнослужителей в алтарь с пением стихиры «Воспоим вернии…».

Несмотря на то, что этот порядок выглядит весьма стройным, оригинальная константинопольская традиция следовала несколько иной логике построения чина. Вот как описывают великое освящение воды в храме Святой Софии богослужебные указания Константинопольского Синаксаря :

«5-го числа того же месяца [января]. Навечерие [праздника] Светов… (Следует описание вечерни и литургии навечерия. - свящ. М. Ж. ) Но [в обычное время] отпуста диакон не отпускает народ, то есть не возглашает: «С миром изыдем» , но [вместо этого возглашает:] «Премудрость!», и входит патриарх под сень святого престола вместе с диаконами и [служителями] со свечами и кадилами. И диакон совершает ектению, а после этого патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда патриарх пойдет из [храма] к фонтану атриума, певцы у амвона начинают петь: «Глас Господень…» , под это пение все идут в атриум и там тоже читается молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают паремии (те же, что и сейчас, но без Апостола и Евангелия.- свящ. М. Ж. ).

6-го числа того же месяца. Праздник святого Богоявления… Утреня поется в храме , и на 50 псалме поется тропарь: «Днесь Троицу…» и другой: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И по его завершении патриарх идет в баптистерий и совершает таинство Крещения…» .

Из этого описания видно, что освящение воды не включало в себя ни библейских чтений, ни песнопений, но лишь ектению и молитву, то есть соответствовало пунктам 3–5 из современной схемы чинопоследования. Более того, оно, вероятно, совершалось не над конкретным сосудом с водой, а над водой вообще, над всей водной стихией, - иначе невозможно понять, как не просто в алтаре, а непосредственно на святом престоле, вплотную к которому предписано подойти патриарху, могло взяться достаточное количество воды. С другой стороны, предстояние у самого престола хорошо соответствует евхаристическому характеру молитвы «Велий еси, Господи…».

В свою очередь, тропари «Глас Господень…» и паремии, как выясняется, не открывали, а завершали чинопоследование - они служили цели заполнить паузу в храме в то время, когда патриарх уходил в атриум, чтобы освятить воду и там. А с тропарем «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» было связано не погружение креста в воду, а начало Крещения - т. е. погружения в воду - оглашаемых.

Такой порядок подтверждается и некоторыми древнейшими рукописями, включая знаменитые Евхологий Барберини , глаголический Синайский Евхологий и др., в которых после ектении, молитвы «Велий еси, Господи…» и главопреклонной молитвы чина богоявленского водоосвящения приводится под заголовком «Εὐχὴ ἄλλη εἰς τὸ ὕδωρ τῶν ἁγίων Βαπτισμάτων τῶν ἁγίων Θεοφανῶν, λεγομένη ἐν τῇ φιάλῃ τοῦ μεσιαύλου τῆς ἐκκλησίας» («Иная молитва над водой святого Крещения на святое Богоявление, читаемая над фонтаном в атриуме храма») еще одна краткая молитва. Вот текст этой молитвы в переводе из глаголического Синайского Евхология XI в. :

«Молитва над водою святаго Просвещения, глаголема в окрине церковнем. Боже, Боже наш, преложей при Моисеи воду горькую людем Твоим в сладкую, и вреждающая воды при Елисеи солию исцель, и Иерданскыя воды освящь пречистым Твоим просвещением, - Ты и ныне, Владыко, освяти воду сию и сотвори ю быти всем почерпающим от нея и кропящимся ею и вкушающим ея, благословенью источник, бальство (врачевание.-свящ. М. Ж. ) недугом, священие домом, всякому кову видиму же и невидиму отгонение. Яко Твоя есть держава…» .

Схематично трансформацию древнего константинопольского порядка священнодействий над водой на Богоявление в привычный нам чин великого освящения воды можно представить следующим образом:

Древний Константинополь Последующая традиция
Ι. В храме:
Эпиклетическое моление о водной стихии
1. Шествие с пением тропарей «Глас Господень на воде…»
(= древний элемент ΙΙ)
II. Во время шествия к фонтану перед храмом:
Пение тропарей «Глас Господень на воде…»
2. Чтения из Священного Писания
(= древний элемент ΙΙΙ-б)
III-а. Над фонтаном:
Иная молитва.
3–5. Ектения и молитвы над водой
(= древний элемент Ι)
ΙΙΙ-б. Во это же время в храме:
Чтение паремий
6. Пение праздничного тропаря «Во Иордане крещающуся…» и погружение креста
(= древний элемент IV)
IV. На другой день:
Пение праздничного тропаря «Во Иордане крещающуся…» (а в глубокой древности - также и Крещение)
7. Окропление и возвращение в алтарь
(соответствия нет)
8 (!). Повторное освящение воды в сам день праздника
(ср. древний элемент III-а)

Рассмотрев происхождение чина великого освящения воды, можно кратко прокомментировать его содержание. Паремии чина великого освящения воды содержат пророчества о том, как Бог спасет верующих в Него людей, но подобраны так, что в каждой из них образом спасения являются источники воды и насыщение ею жаждущей земли. Апостол содержит толкование «водных» образов перехода через Красное море и данного среди пустыни питья из ветхозаветной истории Исхода как указания на Христа-Спасителя. Наконец, Евангелие содержит краткий рассказ о Крещении Христа в Иордане Иоанном Предтечей; тем самым это событие понимается как раскрытие темы спасения при помощи воды (или образа воды), о которой говорилось в паремиях и Апостоле.

Мирная ектения чина великого освящения воды в целом совпадает с ектенией из чина таинства Крещения - но, что вполне естественно, прошения о принимающем Крещение отсутствуют, зато добавлены несколько прошений о тех, кто «начерпывает себе воды и берет [ее] для освящения домов» и т. п. Особый интерес вызывает семнадцатое прошение ектении «о еже быти воде сей приводящей (ἁλλόμενον) в жизнь вечную» . Греческий глагол ἅλλομαι применительно к воде переводится как «бить [в цель]», «фонтанировать», так что это прошение, основанное на словах Господа Иисуса Христа из беседы с самарянкой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей (букв. “фонтанирующей”) в жизнь вечную» (Ин 4. 14), подразумевает, что богоявленская вода помогает верующим увидеть цель христианского подвига - жизнь вечную.

Центральная молитва великого освящения воды, «Велий еси, Господи…», повторяет структуру евхаристической анафоры. Так, в последней прошению об освящении Даров предшествует подробное обоснование: мы говорим о том, что Бог есть Троица, что Он создал мир, что Его воспевают небесные силы, но человек, который также должен принять участие в восхвалении Творца, отпал от Бога и нуждался в искуплении, каковое и было совершено Господом Иисусом Христом. И вот в ходе-то Его искупительного домостроительства нам и была дана заповедь о совершении Евхаристии, во исполнение которой мы и молимся о том, чтобы Святой Дух снизошел на хлеб и вино и сделал их Телом и Кровью Спасителя, перед которыми мы приносим свои ходатайства обо всей Церкви. Таким образом, вся евхаристическая молитва предстает единым целым, а прошение об освящении Даров возносится в ней к Богу не в качестве случайной прихоти, а в качестве закономерно вытекающей из самой сути нашей веры потребности. Сходную логику имеет и молитва «Велий еси, Господи…»:

Церковнославянский текст содержание раздела Русский перевод
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих (трижды). вступительное обращение Велик Ты, Господи, чудесны Твои дела, и никаких слов не хватит, чтобы воспеть Твои чудеса (трижды).
Ты бо, хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир.

Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси.

Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы.

Ты простерл еси небо, яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты ко отдыханием воздух пролиял еси.

Бог - Творец мира Ведь Ты, приведя Своей волей все из небытия в бытие, в Своей власти держишь творение и Своим промыслом управляешь миром.

Ты, Составивший творение из четырех начал, четырьмя временами [года] увенчал годичный круг.

Перед Тобой трепещут все разумные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя прославляет луна, Тебе молятся звезды, Тебе повинуется свет, Тебя боятся бездны, Тебе подчиняются источники.

Ты натянул небо, словно завесу , Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты разлил воздух для дыхания.

Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, окрест стояще и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются . ангельское славословие Ангельские силы тебе служат, хоры архангелов Тебе поклоняются, многоокие херувимы и шестикрылые серафимы, стоя кругом и летая, покрываются страхом перед Твоей неприступной славой.
Ты бо Бог Сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Божественное домостроительство:

в целом

Ведь Ты, Бог Неописуемый, Безначальный и Неизреченный, пришел на землю, приняв облик раба и уподобившись человеку. Ибо ты не мог, Владыка, по Своему милосердию смотреть на то, как дьявол насилует человеческий род, но пришел и спас нас.
Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим.

Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.

Божественное домостроительство:
тот частный эпизод, которым обусловлена данная молитва
Мы исповедуем Твою благодать, проповедуем милость, не скрываем благодеяние: Ты освободил происхождение нашей природы, освятив девственную утробу Своим рождением.

Все творение воспело Твое явление, ведь Ты, наш Бог, явился на земле и поселился вместе с людьми. Ты освятил струи Иордана, послав с небес Своего Святого Духа и сокрушив головы гнездившихся там змиев.

Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию Эпиклеза (призывание Святого Духа, невидимо освящающего воду, и видимое благословение воды священником) Итак, Ты Сам, Человеколюбивый Царь, предстань и теперь через схождение Своего Святого Духа и освяти эту воду (трижды, с осенением воды рукой).
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную.

Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну.

Моление о духовных плодах от приобщения святыни И дай ей дар избавления, благословение Иордана. Сделай ее источником нетления, даром освящения, омовением от грехов, исцелением от болезней, погибелью бесов, недоступной для враждебных сил, наполненной ангельской мощью.

Чтобы для всех, кто будут черпать [ее] и вкушать [от нее], она стала очищением душ и тел, исцелением от страданий, послужила для освящения жилищ и была полезной в самых разных потребностях.

Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше.

Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех.

Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род еврейский.

Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый.

Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.

Библейские образы Божественной помощи с использованием воды Ибо Ты - наш Бог, Который обновил водой и Духом нашу состарившуюся природу.

Ты - наш Бог, Который при Ное потопил грех в воде.

Ты - наш Бог, Который при помощи Моисея освободил [путем исхода через Красное] море еврейский род от рабства.

Ты - наш Бог, рассекший в [Синайской] пустыне камень, так что потекла вода, и наполнились потоки, и напился жаждущий народ Твой.

Ты - наш Бог, который при помощи Илии отвратил Израиль от прельщения [культом] Ваала [путем] воспламенения [политой] водой [жертвы].

Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым(трижды). Эпиклеза (повтор) Так и теперь, Владыка, Ты Сам освяти эту воду Твоим Святым Духом.
Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение. Моление о приобщающихся святыни (повтор) И подай всем, кто будет прикасаться к ней и вкушать [ее] и помазываться ею, освящение, здоровье, очищение и благословение.
Спаси, Господи, и помилуй великаго господина и отца нашего, Святейшаго патриарха Кирилла, и господина нашего, Преосвященнейшаго епископа имярек и сохрани их под кровом Твоим в мире.

Спаси, Господи, и помилуй власти и воинство страны нашея, покори им всякаго врага и супостата.

Даруй им вся, яже ко спасению прошения, и жизнь вечную,

Ходатайства о Церкви и стране Спаси, Господи, и помилуй Великого господина и отца нашего Святейшего патриарха Кирилла и господина нашего, Преосвященного епископа такого-то, и сохрани их под Твоим покровом в мирном состоянии [духа].

Спаси, Господи и помилуй власти и армию нашей страны, покори им всякого врага и агрессора.

Исполни все их просьбы, относящиеся ко спасению, и даруй им жизнь вечную,

да и стихиами, и человеки, и ангелы, и видимыми, и невидимыми, славится Твое пресвятое Имя, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Заключительное славословие чтобы и стихиями, и людьми, и ангелами, и всем видимым и невидимым [творением] прославлялось Твое всецело святое Имя со Отцом и Святым Духом, теперь и всегда и во веки веков.
Аминь. Ответ народа:
«Да будет так»
Аминь.

Пролог молитвы. Во многих рукописях, в русских старопечатных и современных стандартных греческих изданиях, молитва «Велий еси, Господи…» часто имеет «пролог» в форме обращенного к Пресвятой Троице моления «Троице Пресущная, несозданная…» , плавно переходящего в поэтическую проповедь о значении дня Богоявления. В древнерусской традиции этот пролог при освящении воды в навечерие праздника опускался, а в сам день - наоборот - торжественно провозглашался сразу после мирной ектении и до «Велий еси, Господи…». Вот текст пролога молитвы «Велий еси, Господи…» согласно Требнику митрополита Петра (Могилы) 1646 г. :Троице Пресущественная, Преблагая, Пребожественная!

Всесильная, всеприсещающая, невидимая, непостижимая, содетельная умных существ и словесных естеств; преестественная Благость, Свете неприступный, просвещаяй всякаго человека, грядущаго в мир!

Возсияй и мне, недостойному рабу Твоему, просвети ми мысленная очеса, яко да дерзну воспети безмерное благодеяние и силу.

Благоприятно да будет еже от мене моление за предстоящия люди, да прегрешения моя не возбранят зде приити Святому Твоему Духу; но остави ми неосужденно вопити Тебе и глаголати и ныне, Преблагий:

«Славим Тя, Владыко Человеколюбче Вседержителю, предвечный Царю!

Славим Тя, Создателя и Зиждителя всех!

Славим Тя, без Отца из Матере и без Матере из Отца Сущаго!

В предварившем бо празднице [Рождества] Младенца Тя видехом, в настоящем же Совершенна Тебе видим, от Совершеннаго Совершенна явльшагося Бога нашего».

Днесь праздничное нам наста время, и лик святых собирается с нами, и ангели с человеки сопразднуют!

Днесь бо благодать Пресвятаго Духа в видении голубине на воды прииде.

Днесь незаходимое Солнце возсия, и мир светом Господним озаряется.

Днесь луна светлыми лучами мир соосвещает.

Днесь световидныя звезды светлостию сияния вселенную украшают.

Днесь облацы дождь правды человечеству с небесе орошают.

Днесь Несозданный от Своего создания [Своим] хотением рукополагается.

Днесь [Иоанн,] пророк и Предтеча [,] ко Владыце приступает, но трепетом предстоит, видя Божие к нам нисхождение.

Днесь Иорданския воды в цельбу претворяются Господним пришествием.

Днесь струями таинственными вся тварь напаяется.

Днесь человеческия грехи водами Иорданскими омываются.

Днесь рай отверзается человеком, и правды Солнце возсиявает нам.

Днесь горькая вода, иже при Моисеи, людем в сладость преложися Господним пришествием.

Днесь древняго рыдания изменихомся, и яко Новый Израиль спасохомся.

Днесь тмы избавихомся и светом богоразумия озаряемся.

Днесь мрак мира потребляется явлением Бога нашего.

Днесь светом просвещается вся тварь свыше.

Днесь горняя дольным сопразднуют, и дольняя горним собеседуют.

Днесь священное и велегласное православных торжество радуется.

Днесь прелесть разрушается и путь нам спасения устрояет Владычнее пришествие.

Днесь Владыка ко Крещению спешит, да возведет на высоту человечество.

Днесь Непреклонный Своему рабу прекланяется, да нас от рабства свободит.

Днесь Царство Небесное искупихом, Царствию бо Господню несть конца.

Днесь земля и море радость [всего] мира разделиша, и мир веселия исполнися!

Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася, Иордан возвратися вспять, видя Духа Святаго в видении голубине сходяща и почивающа на Тебе.

Иордан возвратися вспять, зря Невидимаго видена бывша, Создателя воплощенна, Владыку в рабии зраце.

Иордан возвратися вспять, и горы взыграшася, - Бога во плоти видяще, - и облацы глас даша, чудящеся приходящему Свету от Света, Богу истинному от Бога истиннаго, днесь во Иордане видяще праздник Владыки, самую же преступления смерть и прелести жало, и адов соуз во Иордане погрузившаго и Крещение спасения мирови даровавшаго!

Темже и аз, грешный и недостойный раб Твой, величества чудес Твоих повествуя, содержим сый страхом, во умилении вопию Ти:

«Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!..»