Адмиралтейство краткое описание. Здание главного адмиралтейства

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Главное адмиралтейство

Санкт-Петербург:

2-й Адмиралтейский остров, Дворцовый проезд, 1; Адмиралтейский проезд, 1; Адмиралтейская наб., 2

Архитектурный стиль:

Иван Коробов(1738), Андреян Захаров(1823)

Первое упоминание:

Строительство:

1704-1706 годы

Объект культурного наследия РФ № 7810001000

Состояние:

Удовлетворительное

Модель-камера

Здание 1711 года

Кораблик

Здание 1738 года

Здание 1823 года

Здание Главного Адмиралтейства - комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Невы, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII-XIX веках.

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 - Адмиралтейств-совет), в 1709-1939 годах - Модель-камера (с 1805 года - Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада - обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года - имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом:

Кораблик

Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1667-1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле).

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина - 192 см и высота - 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (огласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Соединённых провинций). На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором Андреем Квасовымбыли определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор -Феодосий Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История эксплуатации

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928, 1977 и в 1997-1998 гг. В 1977 году, при золочении шпиля, в шар под корабликом был установлен специальный ларец, куда положили проект Конституции СССР.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

В 2009 году Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы выехали из здания. 31 октября 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в здание Адмиралтейства, в тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

25 декабря 2013 года в Адмиралтействе, в башне со шпилем на пересечении Адмиралтейской набережной и Дворцового проезда, был открыт храм святителя Спиридония Тримифутского(крестом храма будет являться Андреевский стяг, развивающийся над башенкой). На открытии храма присутствовало командование ВМС РФ во главе с Виктором Чирковым, по мнению которого, это событие было приурочено к спуску второго ракетоносца проекта Борей.

В конце января 2014 года министр обороны Сергей Шойгу одобрил концепцию приспособления комплекса зданий Адмиралтейства для нужд ВМФ: внутренние дворы здания в нарушение законодательства по охране памятников предлагается накрыть прозрачным куполом, а между историческими корпусами перекинуть стеклянные переходы.

Петербургское здание Адмиралтейства является одним из самых узнаваемых символов города. Оно было построено при Петре I и с тех пор использовалось в качестве места расположения коллегий, министерств и других государственных учреждений.

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

Кораблик на шпиле

В первый раз здание Адмиралтейства перестроили в 1711 году, а еще через восемь лет оно получило свой знаменитый шпиль. На самом его верху расположили фигурку корабля, изготовленную голландскими мастерами, знаменитыми своей любовью к флоту. Именно их европейский опыт Петр старался привить городу своей мечты.

О кораблике на шпиле до сих пор идут острые споры исследователей и краеведов. Единой теории о его прообразе нет. Есть две популярных точки зрения. Одна гласит о том, что стало первое судно, которое принял в своем порту г. Санкт-Петербург. С самого начала здесь кипела жизнь, и удобная верфь стала домом для многих экипажей. Согласно другой теории, фигура корабля была срисована с силуэта фрегата «Орел». Это было первое военное судно российского флота, построенное по приказу отца Петра, Алексея Михайловича, в 60-е годы XVII века.

Шпиль Адмиралтейства несколько раз ремонтировали. В ходе этих процедур кораблик меняли. При этом оригинальная фигурка, изготовленная голландцами в годы Петра I, была утеряна. Шпиль сразу же приглянулся жителям города. Для них он стал неофициальным символом Петербурга. Кораблик Адмиралтейства в этом звании может успешно поспорить с Медным всадником, разводными мостами и Петропавловским собором.

В XVIII веке

За долгие годы своего существования здание Адмиралтейства в Петербурге несколько раз перестраивалось. В 1730-е гг. архитектор Иван Коробов возвел новое каменное здание, заменившее устаревшие корпуса. При этом автор проекта сохранил старую петровскую планировку, но изменил внешний вид, придав ему монументальность.

Важность презентабельности фасада была крайне высока, ведь Главное адмиралтейство находилось на пересечении центральных и самых оживленных улиц столицы - Невского проспекта, Вознесенского проспекта и Гороховской улицы. Тогда же появилась так называемая «игла» - позолоченный шпиль.

На протяжении следующих десятилетий городские власти систематически занимались облагораживанием и перестройкой площадей, примыкающих к комплексу. В дни праздников они становились излюбленным местом народных гуляний. В конце правления Елизаветы Петровны был полностью замощен луг, окружавший здание. Этот пешеходный маршрут сразу стал популярным среди жителей и гостей города.

Водное пространство вокруг Адмиралтейства служило центральной площадкой для морских учений флота. Канал, бывший транспортной артерией внутри города, периодически засорялся. При Елизавете Петровне стали проводить регулярные работы по его очистке.

Проект Захарова

В середине XVIII века был построен Зимний дворец. Он соответствовал стилю, который позже был назван Дворец находился совсем недалеко от Адмиралтейства. Их разительная несхожесть и принадлежность к разным эпохам легко бросались в глаза. Поэтому в начале XIX столетия городские власти рассмотрели несколько проектов по обновлению и перестройке здания Адмиралтейства.

На роль ведущего архитектора был выбран Андреян Захаров. Он начал работу в 1806 году и скончался, так и не успев увидеть свое детище. Его проект продолжили ученики. Они не изменили основных посылов и замыслов Захарова.

Новый фасад Адмиралтейства

Согласно предложению архитектора, было перестроено почти все Главное адмиралтейство. От старого здания осталась лишь былая башня, на которой покоился позолоченный шпиль с корабликом. Были снесены прежние фортификации, оставшиеся в городе со времен Северной войны. Теперь столица наслаждалась мирной жизнью, и необходимость в бастионах отпала. На освобожденном месте появился популярный среди жителей Петербурга бульвар. Сейчас здесь находится не менее востребованный Александровский сад.

Продолжительность нового фасада достигла 400 метров. Все архитектурные решения Захарова реализовывались только с одной целью - подчеркнуть ключевое значение здания Адмиралтейства в облике столицы. Г. Санкт-Петербург и тогда, и сейчас сложно представить без знаменитого фасада этого административного комплекса.

Убранство здания

Реставрационные работы XIX века добавили ансамблю Главного адмиралтейства множество новых скульптур, которые дополнили богатый образ здания. Декоративные рельефы, созданные российскими мастерами, изображали античные сюжеты и аллегории, а также историю создания флота в России. Все это подчеркивало имперский статус великой морской державы, чьи корабли бороздили все моря мира.

В год (1823) по проекту Захарова комплекс обзавелся собственным уникальным интерьером. Большая его часть сохранилась до наших дней и сегодня представляет собой огромную культурную ценность. Важными чертами залов Адмиралтейства являются их самобытная строгость в сочетании с богатым и ярким освещением, создающим удивительную атмосферу.

Цитадель флота

Интересная история Адмиралтейства включает в себя разные периоды его использования. Первоначально, по заветам Петра, в здании находилась флотская коллегия, а позже - Морское министерство.

Также здесь располагался штаб, членами которого были самые титулованные адмиралы империи. Именно в этих стенах принимались решения накануне ключевых военных кампаний в истории правления Романовых. Стратегия, рожденная и согласованная в Адмиралтействе, применялась во время морских операций в Крымской и Первой мировой войне.

Военно-морской музей

Гражданские лица имели доступ лишь к некоторым корпусам огромного комплекса. В частности, с самого появления Адмиралтейства в нем открыли Военно-морской музей. Здесь хранились важнейшие памятники Петровской эпохи. Например, это были модели кораблей, чертежи и личная переписка первого императора, касавшаяся создания Балтийского флота.

До 1939 года этот богатый музей принимало у себя здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров расширил площадь для экспозиций, которые с каждым поколением все увеличивались и увеличивались. В Сталинскую эпоху музей переехал в здание бывшей петербургской биржи на стрелке Васильевского острова.

При последних Романовых

На территории Адмиралтейства закончилось в 1844 году. Все оборудование было перенесено на Новоадмиралтейскую верфь. Из-за этого отпала необходимость в каналах, окружавших комплекс. Их засыпали. Так на этом месте возник Конногвардейский бульвар.

В 1863 году по указу императора Александра II небольшая церковь внутри адмиралтейского комплекса получила статус собора Святого Спиридона Тримифунтского. Тогда же была возведена колокольня. Эти изменения не могли не отразиться на внешнем облике огромного здания. Православной церкви не нравились рельефы, изображавшие языческих богов - персонажей древних мифологических сюжетов.

Некоторое время между духовенством и Морским министерством шла упорная борьба. В конце концов Александр II согласился пойти на уступки церкви. Здание было лишено нескольких скульптур и других предметов искусства. Уничтожение памятников произошло, несмотря на активный протест архитекторов и художников Петербурга.

В 1869 году башня Адмиралтейства обзавелась собственным циферблатом, выписанным из Европы. Он провисел сорок лет, после чего был заменен на новейший электрический аналог во время правления Николая II. Адмиралтейство часто становилось местом работы членов династии Романовых, так как некоторые родственники царей получали высшие чины на флоте. Например, Николаевич ведал всем Морским министерством в период с 1855 по 1881 гг.

Современность

После Октябрьской революции большевистское правительство разместило в здании военно-морское училище. Вскоре оно получило имя Феликса Дзержинского. Заведение также подготавливало инженеров. В связи с этим в 30-е годы в Адмиралтействе находилась стратегически важная лаборатория по производству двигателей для ракет.

По счастью, здание почти не пострадало от налетов немецкой авиации во время блокады Ленинграда. Знаменитый шпиль с корабликом был зачехлен. Последняя крупная реставрация здания произошла в Брежневскую эпоху в 1977 году.

В постсоветское время среди жителей Петербурга идет острая дискуссия о дальнейшей судьбе Адмиралтейства. В 2013 году в башне со шпилем появился православный храм, на открытии которого присутствовал высший генералитет российского флота.

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.

L

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 - Адмиралтейств-совет), в 1709-1939 годах - Модель-камера (с 1805 года - Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России .

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I . Было заложено 5 (16) ноября 1704 года , о чём сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен , ширина 10 сажен .

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году ). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом , он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года - имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Архитектура

Здание 1711 г.

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом :

Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери: Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством.

- приказ, полученный ван Болосом от Адмиралтейств-коллегии.

Кораблик

Кораблик на шпиле здания является одним из символов Санкт-Петербурга. Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1667-1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле) .

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I .

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина - 192 см и высота - 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги , устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Здание 1738 года

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект , Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки , вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство , Главный морской штаб , Главное гидрографическое управление , Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей .

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство . Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику .

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского . До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы .

Сохранность и реставрация

Современность

В постсоветское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей , в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу