Внеклассное мероприятие "птичий квн". Игра "Птичий КВН

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

«ВСЁ О ПТИЦАХ»

для учащихся 3-4 классов

Доска украшена изображениями различных интересных птиц, а в центре большими буквами – КВН.

Цели:

познакомить ребят с некоторыми видами птиц, их местами обитания учить выбирать более точный ответ, совершенствовать умение быстро и правильно, учить умению работать в команде, развивать речь, память, логическое мышление, сообразительность, выделять главное, воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к их гнездам, птенцам, желание оберегать птиц, природу своей Родины.

Оборудование:

иллюстрации, рисунки с изображением различных видов птиц, карточки с заданием, кроссворды, книга Н.Сладкова «Сорочьи тараторки», которую дети перед мероприятием должны прочитать.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Дорогие, ребята-участники игры, зрители и приглашенные. Мы начинаем наш КВН и посвящаем его птицам. Сегодня играют команды «Ласточки», «Иволги», «Синички». Судить игру будет жюри в составе: (представляются члены жюри).Чтобы определить, какая команда будет выступать первой, проведем жеребьевку.

Итак , первый конкурс «Приветствие команд».

«Ласточки»

Всем привет вам, господа! Мы - крылатая команда.

Прилетели мы сюда. Мы – команда хоть куда.

Вы, конечно, тут как тут, Мы сегодня поиграем,

Ласточками нас зовут. Для того пришли сюда!

«Синички»

Мы соперников уважим, Наш девиз – не унывать!

Дружно будем все играть Выше голову держать!

Цель у нас совсем простая –

Все хотим о птицах знать.

«Иволги»

Орешек знаний твёрд, А мы команда - «Иволги»

Но мы не любим отступать! Любознательные,

На поединок вызываем Веселые и смелые

Команды «Ласточек» и «Синичек». Готовы мы играть!

Второй конкурс «Блиц – турнир».

Ведущий:

Каждая команда должна очень быстро ответить на вопрос. За каждый правильный ответ - два балла.

Вопросы:

Для первой команды:

1. Какая птица истребляет грызунов?

2. Какая птица не умеет летать?

3. Какая птица не высиживает яиц?

4.Как называют птицу с белыми ножками?

5. Петух снес яйцо. Кому достанется оно?

Для второй команды:

1. Как называется птица с абсолютно черным опереньем?

2. Назовите птицу – рыболова.

3. Какая птица выводит птенцов зимой?

4.Какие птицы по поверью приносят в дом детей?

5.Может ли страус называть себя птицей?

Для третьей команды:

1. Назовите птицу, название которой является родственным словом к слову «снег»?

2. Какие птицы высиживают яйца, держа их на лапах?

3.Какую птицу называют «солнечной» или птицей утренней зари?

4. Как называют птицу, которая любит ловить мух?

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом?

Третий конкурс «Конкурс капитанов».

Капитанам даются три минуты, чтобы записать как можно больше названий птиц. По окончании времени они по очереди их называют до тех пор, пока у кого-то останутся еще неназванные слова.

Четвертый конкурс «Третий лишний».

Ведущий:

Правила просты: каждая команда получает карточки с названиями трех птиц. Две птицы объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определить вам и вычеркнуть ее из списка.

А сейчас мы отдохнем, а ребята расскажут нам о том, какие птицы САМЫЕ – САМЫЕ…..

Самые искусные птицы: ласточки, иволги, синицы-ремез .

Самые лучшие летуны: сокол – 300 км в час , стриж – 170 км в час.

Самый лучший певец в степи - жаворонок .

Самый лучший ныряльщик – птица чомга , когда нужно спасать птенцов, она берет их себе под крылья и с ними ныряет.

Самые лучшие лазуны: цапелька малая – ловко лазает по качающимся камышам, стенолазка – по отвесным скалам,

поползень – по стволам деревьев вниз головой.

Самые маленькие птицы: колибри, королек .

Самые яркие: утка – мандаринка, иволга .

Самые пушистые: совята.

Во время выступления ребят идет презентация либо вывешиваются изображения птиц, о которых идет речь.

Следующий конкурс «Птичьи разговоры» .

Ребята готовят инсценировки отрывков из книги Н.Сладкова «Сорочьи тараторки». Ребята – соперники должны продолжить слова героев книги.

«Рябчик и соловей»

Люблю я весенние цветы, соловей!

И я люблю. Такие они красивые.

Да нет, Соловей, не то.

Такие они ароматные!

Да нет, не то.

Так что-же, коли не то?

? (Вкусные они, Соловей, особенно незабудки: незабываемый вкус).

«Крот и филин»

Слушай, Филин, неужели ты меня проглотишь?

Могу, Крот, могу, я такой.

Не уж-то и зайчонка протолкнешь?

И зайчонка протолкну.

Ну, а ежа? Ха-ха-ха-ха!!!

? (Да и ежа съем, а колючки выплюну..).

« Сорока и оляпка»

О-о-о-о! Оляпка, никак купаться в полынье собралась?

И плавать, и нырять!

А замерзнешь?

У меня перо теплое!

А намокнешь?

У меня перо водоотталкивающее.

А утонешь?

Я плавать умею!

А-а-а-а! Проголодаешься после купания?

? (А я для этого и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!)

Пятый конкурс «Тройное решето».

Ведущий:

На столах у вас есть лист с зашифрованными названиями птиц. Каждая команда должна угадать название птицы после трех подсказок и вписать название в клетки(всем командам задания одинаковые) .

Подсказки:

1. Выдалбывает домики для других птиц. Питается насекомыми. Живет в смешанных лесах и даже у нас в селе.

2.Гнездо этой птицы состоит из рыбьих костей, чешуи. Питается рыбой, насекомыми. Живет в Европе, Южной Азии, Африке.

3. Выводит птенцов зимой. Питается семенами елей, сосен, кедров, насекомыми.

Живет в хвойных лесах.

На карточках зашифрованы слова: ДЯТЕЛ,ЗИМОРОДОК, КЛЕСТ.

И последний, решающий конкурс «Узнай птицу ».

Ведущий:

Необходимо узнать птицу по описанию. Каждой команде представится две попытки. За каждый правильный ответ команда может заработать 5 баллов.

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, а на затылке – ярко-красное пятнышко, на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестренький. В народе зовут санитаром леса.(дятел)

2.Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Ишь ты какой франт! Живет у нас круглый год и в каждом дворе.(воробей )

3.Серая птица, снизу светлей, вся в темных пестринках. Величиной поменьше галки, с длинным хвостом. Гнезда не вьет, яйца ее похожи на яйца многих птиц. Птенцов не выводит. (кукушка)

4. Головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.(синица)

5. Сверху они все черные, только над самым хвостиком белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатина. Гнездо строят под крышей дома из глины, смачивая ее своей слюной.(ласточки)

6. Одна из красивейших птиц. Спинка у нее голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Птичка величиной с крупного воробья, толстенькая, нос длинный и прямой. Птичка – отличный рыболов. Норку делает в крутых берегах, гнездо – из чешуи и рыбных косточек.(зимородок)

Подведение итогов, награждение .(Пока работает жюри можно детям загадать загадки о птицах)

Птичий КВН

Цели и задачи:

1.Расширять знания учащихся о многообразии перелетных птиц и их значении для природы и человека.

2.Развивать умение защищать свою работу.

3.Развивать интерес к творческой деятельности.

4.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход мероприятия:

Ребята! Нам месяц посвящен теме экологии. И я вам предлагаю сыграть в КВН посвященной этой теме. Наш КВН называется – ПТИЧИЙ КВН. Так как наступают холода и многие птицы улетают в теплые края. Птицы дороги нам как незаменимые помощники в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельского и лесного хозяйства. Птицы украшают землю. Их веселая и задорная, звонкая песня оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

В нашем КВНе участвуют две команды: «Воробей» и «Синица».

На сцену приглашаются команды. Встречайте их!

Представлю наше жюри:

1 конкурс «Представление и Приветствие команд»

(команда сообщает о своём названии, девизе, эмблеме; приветствует соперников, жюри, болельщиков)

2 конкурс «Кто лучше и больше знает жизнь птиц?»

    По очереди команды называют зимующих птиц нашей местности.

(Воробей, синица, ворона, сорока, дятел, снегирь)

    Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (нет)

    Когда улетают от нас последние гуси и утки? (это водоплавающие птицы, улетают, когда замерзают водоемы)

    Из чего делают гнезда ласточки? (из земли и слюны)

    Какие птицы образуют пары на всю жизнь? (лебеди, гуси)

    Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)

    Назовите басни И. А. Крылова, где участвуют птицы? («Ворона и лисица», «Голубь и чиж»)

    У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

    Какие птицы не летают? (пингвин, страус)

    Какая птица двигается по вертикальному стволу вверх – вниз, а какая только вниз? (поползень; дятел)

    Как птицы находят дорогу? В какое время суток они летят? (по звездам и солнцу; утки, гуси – ночью, ласточки, стрижи – днем)

    Гнездо, какой птицы напоминает рукавичку? (синицы)

    Какая самая маленькая птица в мире? (колибри)

3 конкурс «Кто больше знает поговорок и пословиц о птицах.» (это д/задание)

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Цыплят по осени считают.

Птицу узнают в полете, человека – в работе.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Был бы сад, соловьи прилетят.

Счастье не птица, само не прилетит.

Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – теплые дни.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Пока жюри оценивает ответы, мы сейчас проведём следующий конкурс

4 конкурс «Узнай по портрету (рисунку)»

Предлагаются слайды (картинки) с изображением птиц, которых нужно назвать.

- Жюри подводит итоги конкурса

5 конкурс «Загадки»

Красные лапы, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время возвещает. (петух)

Хоть я не молоток, по дереву стучу.

В нем каждый уголок обследовать хочу. (дятел)

Как сажа черна, как снег бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была. (сорока)

Маленький мальчишка в сером зипунишке

По дворам шныряет, крохи подбирает. (воробей)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)

Сероспиный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (снегирь)

- Жюри подводит итоги конкурса

6 конкурс «Подумай и объясни».

Нужно ответить на вопросы, доказывая свой ответ.

    Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не спешат улетать? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока ест пища)

    Почему нельзя трогать птичьи яйца в гнёздах? (Потому что запах человека отпугивает птиц. Птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)

Вы гуляете по лесу. Вдруг на лесной тропинке маленькая птичка. Она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Птичка ещё не умеет летать.

    Надо ли её спасть? (Не надо, птичка не пропадёт, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, мухоловки покидают свои гнёзда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят).

Запомните эти правила, касающиеся птенцов, не разоряйте птичьих гнёзд.

- Жюри подводит итоги конкурса

Пока жюри подводит предварительные итоги мы проведем игру со зрителями

Без рук без топорёнка построена избёнка. (Гнездо птицы)

По лесу летало, в воду упало – не булькнуло. (Перо птицы)

Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (Перо птицы)

Стоит дом на палке, хозяин на крылечке сидит. (Скворец в скворечнике)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

На болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик, чибис)

Спереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце. (Ласточка)

Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует. (Воробей)

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока)

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

В воде купался, а сух остался. (Гусь)

В пёстром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух)

7 конкурс «Птичья столовая»

Ребята, вы, конечно, хорошо знаете. Что зима – самое трудное время года для птиц. Много птиц погибает от того, что они не находят себе корма. Зимой птицам не страшен холод, а страшен голод. Вот и переселяются они поближе к жилью человека, а он в свою очередь проявляет много заботы о пернатых друзьях, устраивая настоящие птичьи столовые.

Я хочу узнать, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке? Вы мне поможете. (дети на листочках пишут птиц, которых мы кормим зимой)

Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

На нашей планете живут

Чудесные созданья.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обгладают ветки, почки.

Вот, что будет,

Если птицы, если птицы

Все исчезнут, пропадут.

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик – чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Зерен хочется синице, воробью

И каждой птице.

Будь смелее, не робей!

Прилетай же к нам скорей!

А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).

В зале отведены места для жюри (членов жюри должно быть нечетное количество), секретаря (подсчитывающего и объявляющего присужденные очки), болельщиков (это могут быть одноклассники детей-участников соревнующихся команд все или человек 5-6 специально выбранных в команды болельщиков) и зрителей (ученики других классов или школ этого же возраста, что и соревнующиеся дети, одноклассники, не вошедшие в команды участников и болельщиков, родители и приглашенные гости).

Зал должен быть украшен плакатами о весне, птицах, посвященных ко Дню птиц. Конкурс плакатов может стать одним из конкурсов для зрителей с присуждением грамот и призов. Другим конкурсом для зрителей может быть литературный конкурс, посвященный Дню птиц. На эту тему в жюри дети могут предоставить свои стихи, рассказы, сказки и другие литературные труды. И, наконец, третьим конкурсом может быть оценивание праздничного шествия детей по улицам города. Зрители образуют между собой команды и готовятся к этому шествию. Это будет такой своеобразный парад, посвященный Дню птиц. Команды идут от своих домов или школ празднично одетые, в костюмах с атрибутами, плакатами в руках, читают речевки соответствующего содержания, выкрикивают призывы об охране природы и птиц, поют песенки-веснянки и птичьи зазывалки. Где-то, в указанном ранее месте, сливаются в одну общую колонну. На площади у ДК или школы, где будет проводиться КВН, с поставленной трибуны звучат приветствия для каждой команды зрителей и команды участников КВН, радостные лозунги, посвященные празднику, и приглашение всех в зал. Перед трибуной участники шествия могут показать какие-то свои выступления. Все будет оцениваться жюри с последующим награждением.

Ведущий: Пришел к нам праздник ясным днем,

Как тут не веселиться?..

Мы громко песенки поем,

И вместе с нами птицы!

В исполнении ансамбля народной песни и танца музыкальный номер из 2-3х весенних песен с танцами и игрой на шумовых и народных инструментах.

Ведущий: Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

Мы собрались с вами сегодня в этом зале, чтобы отпраздновать приход весны и День птиц. В честь него у нас состоится «Птичий КВН». А судить его сегодня будет наше уважаемое жюри в составе….(представляет членов жюри)

Соревнуются сегодня две команды: Команда «Синица» и Команда «Иволга».

Звучит музыка и на сцену выходят участники обеих команд в соответствующих костюмах, со знаками своего отличия от соперников. Ведущий представляет команды, называя класс и школу, в которой учатся дети – участники КВН, а так же имена детей .

После команды уходят готовиться к первому конкурсу «Приветствие», а Ведущий просит выйти на сцену по одному представителю от команд болельщиков. Они разыгрывают очередность участия в конкурсах своих команд.

Для этого на сцену выносят барабан, внутри которого находятся листы бумаги формата А4, свернутые в несколько раз. Количество листов должно быть равно количеству конкурсов. В нашем сценарии их 8 для команд и 3 для болельщиков, то есть 11 листов. Вышедшие на сцену дети по очереди достают из барабана листы, разворачивают их и показывают всем зрителям. На каждом листе цифра либо 1, либо 2, потому что участвуют две команды. Цифра указывает очередность выступления команды в том или ином конкурсе.

Например, Ведущий говорит: «Разыгрывается очередность в первом конкурсе «Приветствие!» Болельщик команды «Синица», вытяните жребий!» Ребенок достает лист, разворачивает его и показывает зрителям. Допустим, на нем написана цифра 2. Цифры должны быть написаны крупным и жирным шрифтом, ярким цветом. Ведущий объявляет: «Цифра 2. Это означает, что в первом конкурсе «Приветствие» команда «Синица» покажет свое выступление после команды «Иволга», которая в этом конкурсе будет участвовать первой.» Секретарь фиксирует очередность на специальном табло, выставляя на нем напротив номера конкурс букву, с которой начинается название одной или другой команды, а именно С или И. Ведущий продолжает разыгрывать очередность выступления команд в следующих конкурсах: «Представитель от болельщиков команды «Иволга» попрошу вас достать номер для выступления вашей команды «Иволга» в следующем конкурсе под названием «Представление»!» Ребенок так же вытягивает лист бумаги с написанной на нем цифрой, разворачивает его и показывает всем. Допустим, на листе опять цифра 2. Это означает, что во втором конкурсе первой будет выступать команда «Синица», а второй – команда «Иволга». Секретарь опять фиксирует очередность на табло и так далее, пока не будет разыграна очередность выступления во всех конкурсах по очереди. После чего дети уходят на свои места в зале.

Ведущий: Прилетает иволга в рощи раньше всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

Иволга! Иволга! Песней нас встречай!

Иволга веселая, песней отвечай!

Приглашается на сцену команда «Иволга» с ее приветствием!

На сцену выходит команда. Приветствие должно включать в себя: Приветствие к зрительному залу; Приветствие к жюри; Приветствие к командам болельщиков; Приветствие команде-сопернице. Кроме того, оцениваться должны костюмы или форма команды, ее девиз, эмблема, а не только приветственные речи, и сюрпризность. Для вынесения правильной оценки члены жюри должны быть снабжены специальными оценочными листами для каждого конкурса.

Ведущий: Синицы – очень верные нам птицы.

С человеком остаются зиму зимовать

И вместе с ними радостно

Нам весну встречать!

На сцену приглашается команда «Синица». Команда «Синица» и ее приветствие!

Выступление команды «Синица».

Секретарь собирает оценочные листы у членов жюри, выводит общее количество баллов для каждой команды и выставляет результаты на табло.

Ведущий: Пока жюри выставляет оценки за первый конкурс, а команды готовятся ко второму, у нас испытание для болельщиков! (На сцену выносят огромную связку шаров с написанными на них буквами.) С первыми звуками музыки эти шары полетят к вам в зал. На каждом шаре – буква. Ваша задача составить слово – название вашей команды из букв-шаров. Кто составит быстрее, тот приносит дополнительное очко своей команде. Из этих букв можно составить каждое слово «синица» или «иволга» ни один раз, а три. За каждое составленное слово еще добавляется очко вашей команде. Условие: начинаете с первыми звуками музыки и заканчиваете точно с окончанием звучания музыки; нельзя удерживать у себя шар с неподходящей буквой. Поймали шар, посмотрели, составили слово. Если в вашем слове пойманная буква лишняя, то выпускаем шар и ищем другой, подходящий. За невыполнение условий состязания, очки минусуются: за невыполнение одного условия – одно очко, двух условий — два очка.

Звучит музыка. Команды болельщиков составляют слова. Тут же подводятся итоги этого конкурса, и секретарь выставляет на табло очки.

Ведущий: А теперь второй конкурс для команд. На сцене команда «Синица» и ее представление.

Члены команды выносят на сцену необходимое оборудование и показывают свое выступление. Как и в первом конкурсе, у жюри должны быть оценочные листы с критериями оценки. Главное, в этом конкурсе то, что команды должны представить свою птицу – название команды так, чтобы все узнали о ней (об этой птице) как можно больше: и ее повадки, и места обитания и так далее. Оценивать конкурс нужно по количеству и качеству информации, которую члены команд стремятся донести до зрителей об этой птице, а так же зрелищность представления и насколько было интересно смотреть его зрителям, использование наглядных пособий, атрибутов, техники и другого в выступлении, насколько раскрыта тема весны и Дня птиц.

Этот конкурс должен быть интересным и познавательным для зрителей. Пусть зрители получат полноценные знания всего лишь о двух птицах, главное, что эти знания они получат.

Ведущий: Внимание! Команда «Иволга» и ее представление.

После конкурса обе команды уходят за кулисы и готовятся к следующему, а Ведущий опять объявляет состязание для болельщиков.

Ведущий: Пока уважаемое жюри выставляет оценки, а команды-участницы КВН готовятся к третьему конкурсу, состязаться будут опять команды болельщиков. Вам предлагаются три слова. (выносится большая магнитная доска, на которой крупно написана фраза «иволга и синица – певчие птицы») Из букв, входящих в эту фразу вы должны составить как можно больше разных слов. Слова могут быть любыми: о птицах и не о птицах, короткие и длинные. Но не могут быть не цензурными. Учитывается количество слов, не совпадающие слова и самое длинное слово. Чья команда представит жюри большее количество слов, приносит дополнительное очко своей команде. Чья команда составит самое длинное слово – приносит дополнительное очко своей команде. За каждое слово, не совпадающее со словом у команды соперников, тоже присуждается очко, которое опять пойдет в копилку вашей команды. Условие: не шуметь, не подглядывать у соперников, начать с первыми звуками музыки и закончить точно с окончанием звучания музыки. Начали! за не соблюдение условий конкурса, жюри вправе отнять по 4 очка у каждой команды.

Звучит музыка, на розданных каждому члену команды болельщиков листах, подписанных названием команды, дети пишут придуманные ими слова, стараясь написать как можно больше слов и придумать длинные слова.

Ведущий: Внимание! «Конкурс капитанов». На сцену приглашаются капитаны команд.. (называет имена детей и их команду). Этот конкурс был домашним заданием. Капитаны должны были выучить как можно больше пословиц, поговорок, потешек, скороговорок, в которых есть упоминание о птицах. Выигрывает та команда, капитан которой называет на одну больше. По жребию начинает этот конкурс команда «……».

Капитаны по очереди произносят пословицу, поговорку, крылатое выражение, скороговорку или потешку с упоминанием в ней птицы. Например,

— На чужой сторонущке рад своей воронушке

— Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

— Воробьи торопились, да маленькими уродились

— На зеленом на лугу стоит чашка творогу, прилетели две тетери, поклевали, улетели…

— Всяк кулик свое болото хвалит

— Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоит гора, а на той горе – дубок, а на дубе –воронок. Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах…

— Всяк кулик в своем болоте велик

— Говорят, что кур доят

— Голодной курице все просо снится

— Гусь свинье не товарищ

— Далеко кулику до Петрова дня

— Залетела ворона в высокие хоромы

— Коготок увяз – всей птичке пропасть

— Красна птица пером, а человек – умом

— Курочка по зернышку клюет да сыта бывает

— Лучше синица в руке, чем журавль в небе

— Наделала синица шуму, а море не сожгла

— Одна ласточка весны не делает

— Пуганая ворона и куста боится

— Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела

— Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

— Сорока на хвосте принесла

— Соловья баснями не кормят

— Старого воробья на мякине не проведешь

— У всякой пташки свои замашки

— Цыплят по осени считают

— Яйца курицу не учат

— Болтлив, как сорока

— Где воробью не летать, а все дома почивать

— Воробей мал, да удал

— Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

— Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за гнездо взялась…

Жюри следит, чтобы не было повторений, подводит итоги, на табло выставляются баллы за этот конкурс и конкурс болельщиков «составь слова».

Ведущий: Следующий конкурс «Конкурс эрудитов». Команды должны показать свои знания по теме «Птицы».

Ведущий задает по очереди каждой команде вопрос, начиная с той команды, по жребию которой выпало начинать этот конкурс. Чтобы ответить на вопрос, члены команды тихонечко совещаются в течении 60 сек. Отсчет времени можно обозначать звуком гонга. По истечении времени выходит в центр сцены один человек из команды и произносит ответ. Вопросов должно быть не более 10 каждой команде, иначе конкурс станет утомительным.

Примерные вопросы:

— Почему хохлатую синицу называют гренадером?

— У какой птицы глаза к затылку сдвинуты?

— Какая птица самая редкая в мире?

— У каких певчих птиц самцы красные, а самки – зеленые?

— Зачем грачи ходят по пашне?

— Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

— Почему аистята не выпадают из гнезда?

— Кто прилетает раньше стрижи или ласточки?

— Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворешен?

— Зачем скворцы и галки садятся на спину коровам, лошадям и овцам?

— Куда деваются из скворечен скорлупки разбитых птенцами яиц?

— Какие птицы кормят своих птенцов птичьим молоком?

— Какая птица лает?

— Где зимой и осенью спят вороны?

— С какими птицами осенью и зимой водит компанию дятел?

— Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, в песке?

— Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей?

— Птенцы какой птицы не знают своей матери?

— Птенцы какой птицы шипят из дупла, как змеи?

— Как различают старого и молодого грачей?

— Зачем куры перед дождем ощипываются?

— Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – низко над землей?

Если команда дает не полный ответ, Ведущий вправе попросить дополнительных разъяснений от команды, если та не справляется, то от команды-соперницы или обратиться с вопросом к зритель ному залу. Если команда дает неправильный ответ, то так же Ведущий обращается к команде-сопернице и к зрительному залу. За дополнительный правильный ответ команда-соперница получает дополнительные очки. В случае привлечения зала, надо быть готовым вручить приз за правильный ответ или как-то еще поощрить ответившего.

Ведущий: Следующий конкурс «Музыкальный». Он был домашним заданием. Члены команд должны были найти и разучить как можно больше песен о птицах или песен, в которых упоминается название какой-либо птицы или слово «птица». Начинает этот конкурс команда (называет команду, которую определил жребий). Победителем считается команда, исполнившая на одну песню больше.

Дети в командах по очереди поют по куплету песни о птицах. Жюри следит, чтобы не было повторений. Объявляет победителя.

Ведущий: В продолжении музыкального конкурса предлагаем вашему вниманию выступление ансамбля…..

Какой-либо музыкальный номер. Возможно это будет вокальный ансамбль с песнями о весне и о птицах.

Ведущий: И опять музыкальный конкурс, если так можно выразиться. На сцену вызываются по одному представителю от команд. Они будут по очереди называть певчих птиц. Кто назовет на одну больше, тот и победил. Первым назвать певчую птицу должен участник из команды (называет команду по выпавшему жребию).

Дети называют названия птиц, относящихся к певчим. Например, синица, иволга, дрозд, соловей и так далее. Жюри следят, чтобы не было повторений. Объявляется победитель.

Ведущий: Прошу на сцену всех участников обеих команд. (дети выходят) Следующий конкурс под названием «Конкурс остроумных». Это шуточный конкурс. Командам предлагается расшифровать слово КВН не так, как оно в действительности расшифровывается, а так, как по их мнению могли бы расшифровать это слово птицы. Предоставить такой птичий взгляд на слово КВН.

Пока команды готовятся, у нас соревнование для болельщиков. Оно тоже, если так можно выразиться, музыкальное. Будут звучать голоса птиц, вы, уважаемые болельщики, должны назвать птиц, голоса которых вы слышите. Та команда болельщиков, которая быстрее дает правильный ответ, приносит своей команде дополнительное очко.

Команды-соперницы на сцене придумывают расшифровку слова КВН, а в это время проходит конкурс для болельщиков «Голоса птиц». У команд быстро растут очки. Это возможность отстающей по очкам команде догнать и перегнать соперников.

Ведущий: Итак, остроумные ответы команд по поводу расшифровки слова КВН. Или конкурс «Птичий взгляд на КВН».

Команды дают свои ответы, жюри оценивает, на табло появляются новые очки.

Примерные расшифровки:

— Цыпленок в яйце: «Как выйти наружу?»

— Клюем вредных насекомых

— Куры: «Какой высокий насест!»

— Кошки вредят нам

-Кошка воробью не товарищ

— Цапля6 «Какой выдающийся нос!» и так далее.

Ведущий: Следующий конкурс «Пластилиновая фантазия».

Из нескольких пачек пластилина каждой команде предлагается вылепить любую птицу. Она обязательно должна быть похожа на оригинал. Кроме этого, придумать представление своей птице в стихах или даже в песне. Условие: стихи или песню дети должны сочинять сами, хотя могут использовать знакомые строки известных поэтов; стихи или песня должны быть именно об этой птице, описывать ее, ее особенности или повадки.

Например, вылепили воробья и дятла:

Воробей: Мы по городу шагаем,

Много воробьев встречаем.

Резвый парнишка

В сером кафтане.

Он вам не мышка –

Летает под облаками.

Вот вы видите, друзья,

Перед собою воробья.

Он умеет только прыгать,

Он не ходит по дорожкам.

Любит семечки зимой,

А летом рад он мошкам.

Дятел: Дятел по лесу летает,

Деревья долбит,

На хвосте, как на стуле,

На стволе сидит.

Личинок извлекает,

Деревья исцеляет.

В красной шапочке его

Узнать не мудрено.

Посмотрите,

Наш приятель,

Лесной дятел!

Жюри по критериям на оценочных листах оценивают команды. Понятно, что для этого конкурса понадобится достаточное время, поэтому, пока команды лепят скульптуры и сочиняют стихи, для болельщиков проводится конкурс «Почему мы так говорим?»

Ведущий: Пока команды готовятся к очередному выступлению, у нас опять конкурс для болельщиков под названием «Почему мы так говорим?» Сначала я вызываю двух болельщиков, по одному от каждой команды. Затем произношу известное выражение, а один из болельщиков должен объяснить его значение точной фразой, и вдобавок дать полное объяснение происхождения этого выражения, и о том, какое отношение к птицам оно имеет. Чем точнее объяснение и полнее ответ, тем выше бал. Каждый ответ оценивается жюри по 3-х бальной системе. Сколько каждый их отвечающих получил баллов, столько дополнительных баллов он приносит своей команде.

Проводится конкурс. У каждого члена жюри должно быть столько оценочных листов, сколько человек из команды болельщиков предполагается вызывать. Например, по три болельщика от команды. Значит, у жюри должно быть шесть оценочных листов, а у Ведущего заготовлено шесть крылатых фраз.

Условие: вопрос задается конкретному человеку, все остальные должны молчать. Если он не справляется с ответом, то этот вопрос переадрессуется болельщику команды-соперницы или зрительному залу. В первом случае очки за ответ получает команда-соперница, во втором будьте готовы отметить отвечающего из зрительного зала.

Ведущий: Итак, прошу на сцену первых двух участников конкурса. (выходят болельщики) Право начать этот конкурс у команды..(называет команду) , поэтому вопрос к вам (обращается к ребенку – болельщику соответствующей команды, задает вопрос) .

Участникам конкурса предлагается объяснить то или иное выражение, в котором упомянута птица. Например, «Гол как сокол».

Правильный ответ: Страшно беден, ничего не имеет, нищий человек.

Объяснение: Никакого отношения к птица это выражение не имеет. В старину «сокол» с ударением на второе «о» называли стенобитное орудие. Это было гладкое, голое бревно, окованное железом, или чугунный брус, укрепленный на цепях. Раскачивая его, ударяли по стенам и разрушали их. Образное выражение «гол как сокол» означает «беден до последней крайности, негде взять денег». Еще часто добавляют «хоть об стену головой бейся».

Если ответ верный, то следующее выражение предлагается объяснить болельщику команды-соперницы, вышедшему в первой паре. Затем выходит другая пара конкурсанов и так далее.

Этот конкурс может стать очень хорошим познавательным моментом в проведении мероприятия. Добавьте появление ярких иллюстраций на экране или короткие сценки-инсценировки к каждому выражению в исполнении детей театрального кружка. Это будет одновременно весело, зрелищно и познавательно. Будьте готовы правильно объяснить каждое выражение сами, если ни болельщики, ни зал, вдруг, с эти не справятся.

Примерные выражения:

  1. Белая ворона
  2. Витать в облаках
  3. Крылатое выражение
  4. Ворона в павлиньих перьях
  5. Газетная утка
  6. Глухая тетеря
  7. Болтливая сорока
  8. Как с гуся вода
  9. Индюк тоже думал да в суп попал
  10. Умный, как утка
  11. Лебединая песня
  12. Лебедь, рак и щука
  13. Ни пуха, ни пера
  14. Летучий голландец
  15. Первая ласточка
  16. Птица феникс
  17. Одна ласточка весну не делает
  18. Птичье молоко
  19. Пускать красного петуха
  20. Синяя птица
  21. Стрелянный воробей
  22. По воробьям их пушки
  23. Ума, как у курицы

Ведущий: Итак, конкурс «Пластилиновая фантазия». Первой представить свое творение на наш суд предоставляется право, по жеребьевке конечно же, команде (называет команду)

Проводится конкурс, жюри выставляет оценки

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, команды отдыхают от конкурсов, вашему вниманию выступление..

Ведущий объявляет очередной номер. Это может быть выступление танцевального кружка.

После его выступления подводятся итоги КВН, объявляется команда-победитель. Ей вручается кубок победителя и приз каждому участнику команды за участие. Для проигравшей команды тоже должен быть предусмотрен утешительный приз. Кроме того, продумайте грамоты и подарки для победителей в различных номинациях, как для детей из команд, так для детей из команд болельщиков, так и для зрителей. Например, «Самый поющий участник», «Самый неунывающий», «Слухменное ухо», «Самый активный» и так далее.

Общее количество конкурсов:

Для команд-участниц

  1. Приветствие
  2. Представление
  3. Конкурс капитанов «Пословицы и поговорки»
  4. Конкурс эрудитов»Познавательные вопросы»
  5. «Песни о птицах»
  6. «Певчие птицы»
  7. Конкурс остроумных «Птичий взгляд на КВН»: расшифровка слова
  8. «Пластилиновая фантазия»: скульптура и ее представление

Для команд болельщиков:

  1. «Собери слово»- название команды из букв на шарах
  2. «Составь слова»
  3. «Голоса птиц»
  4. «Почему мы так говорим?»

Для зрителей:

  1. «Лучший плакат ко Дню птиц»
  2. «Конкурс стенгазет»
  3. «Птица в объективе» — конкурс фотографий птиц
  4. «Весна пришла» — конкурс скульптур, картин и фотографий на весеннюю тему
  5. «Лучший дом» — конкурс скворечников с последующем их установлением
  6. «Птичий ресторан» — конкурс кормушек для зимующих птиц
  7. Литературный конкурс
  8. «Праздничное шествие»

Другие сценарии, посвящённые теме птиц:

  1. Сценарий концертной программы —
  2. Сценарий радиопередачи —

**************************************************************************************************************

Copyright © Громова О.Н., 1995. Все права защищены

1 апреля - Международный день птиц. Сценарий для младших школьников

Птицы - наши друзья (КВН в 3-4 классах по ознакомлению с окружающей средой)

Ведущая . Дорогие мальчики и девочки! Приглашаю вас принять участие в нашем KBНе. Кто знает, что такое КВН?

(Ответы детей.)

Ведущий . Верно, КВН - это клуб веселых и находчивых. Тема нашего КВНа «Птицы - наши друзья». За время обучения в школе вы получили уже много знаний о птицах, наших друзьях. И вот сегодня проверим ваши знания, а также узнаем много нового о птицах и посмотрим, кто же у нас самый веселый и находчивый.

Ведущая . В нашей игре принимают участие 2 команды: «Ласточка» и «Синичка».

Ведущий . Представляю вам жюри: председатель жюри - умная, мудрая, рассудительная сова, и ее помощники - зяблик и чечевица.

Ведущий . Все готовы, игра начинается.

Конкурс «Приветствие»

Команда «Ласточка».

Приветик вам, синички!

Синички-невелички.

Вы - маленькие птички,

И весел ваш полет.

Зимой вы продержались,

От холода все сжались.

Несете весну нам,

Щебеча по лесам!

Команда «Синичка».

Здравствуйте, ласточки!

Весенние птички.

Несите весну нам

На черненьких крыльях.

Несите нам радость,

Веселье и смех.

Мы будем на свете

Счастливее всех!

Конкурс «Разминка»

Ведущий.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица? (Воробей.)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (Ворона.)

Он по-рабочему одет

Удобно, просто, ловко,

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растенья.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Кто там прыгает, шуршит,

Клё! клё! клё! - поет со свистом.

Кто эта птица? (Клёст.)

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей. (Кормушка.)

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)

Угадайте, что за птица -

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

И как будто два хвоста. (Ласточка.)

Ведущая . Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли; высоко в небе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

Ведущий . Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

Конкурс профессионалов

Ведущий . Как много на нашей планете людей и как много профессий. Люди занимаются различным трудом: работают в больницах, школах, магазинах, на заводах... Птицы тоже не отстают от своих старших братьев, у каждой птицы есть своя профессия, которую она любит и с удовольствием выполняет.

Ведущая. Чуть свет - птицы на крыло. Скворец работает в сутки 17 ч, ласточка -18 ч, стрижи -19 ч, горихвостка - 20 ч. А у людей рабочий день продолжается всего-то 8 часов.

Вот так добросовестно несут вахту наши пернатые друзья, работая больше светового дня. Да меньше им работать и нельзя. Ведь чтобы накормить своих детей, стриж должен принести корм за день не меньше 30-35 раз, скворец - 200 раз, ласточка - 300 раз, а горихвостка свыше 450 раз. Работают, не покладая... крыльев.

Ведущий . Назовите профессии птиц.

Ласточки - ... (строители, они строят гнезда из веточек и глины без молотка и топора).

Грачи - ... (первооткрыватели, они первые прилетают; и санитары - они уничтожают все ненужное, очищают нашу планету).

Соловей -... (певец, артист - он радует красивой песней людей).

Дятел - ... (кузнец - в лесу можно слышать его размеренное постукивание; санитар - уничтожает насекомых, жучков, паучков и продлевает жизнь могучим соснам, елям, дубам).

Конкурс капитанов

Ведущая. А теперь наши капитаны будут по очереди отгадывать загадки.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар! Кар!» (Ворона.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо.)

Он деревья лечит:

Постучит - им легче. (Дятел.)

Серенькая птичка, птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда,

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела,

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Песен в мире нет нежней

Тех, что дарит... (соловей).

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

Чей на дереве домишко?

Строил я и мой братишка.

Дверь - кружочек, нет окна,

В нем пока что тишина. (Скворечник.)

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти. (Журавль.)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу: «Ку-ку». (Кукушка.)

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки. (Скворечник.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка.)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка.

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Ведущий . Кажется мне - жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаза дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение. И как поднимает дух легкий, свободный полет! А волшебное их искусство гнездо- строения «без рук, без топоренка». Ребята, а вы никогда не прислушивались, о чем говорят птицы? Давайте послушаем. Я приглашаю вас на «Птичий совет».

Ученик 1 . Изумляет меня, почему люди так мало обращают внимание на нас - птиц?! Лишают себя такого множества тонких наслаждений, теряют столько прекрасных радостей! Особенно горожан. В деревнях народ присматривается к птицам. Частенько и прозвища дают людям птичьи.

Сколько у нас Орловых, Соколовых, Петуховых, Курочкиных, Лебедевых, Сорокиных, Галкиных, Грачевых, Воробьевых - да разве всех перечислишь!

Иной носит птичью фамилию, а сам и не знает, от какой птицы пошла его фамилия, как эта птица живет, хороша ли, чем кормится? Стыдно прямо!

Ученик 2. Стал я как-то прикидывать в уме, а знают ли люди, какие мы интересные: самая большая и самая малюсенькая, самая красивая и самая искусная в гнездостроении, самая полезная и самая вредная, самая милая, самая смешная.

Самая большая на свете птица была в два человеческих роста высотой. Жила в Австралии. Истребили ее люди. И теперь больше птицы африканского страуса нет. И нет птичек мельче колибри.

Ученик 3. Стал я раздумывать насчет мастеров строить гнезда - и совсем растерялся. Вспомните иволгино гнездо! Висит в воздухе легкая люлечка из травинок, гибких стебельков, березовой кожурки. Ласточкино гнездо посмотришь - тоже удивленье: до чего ловко сплетено из земли и глинки где-нибудь на скале над пропастью! А у дрозда какое гнездо! Глубокая чаша внутри из удивительного цемента: древесной трухи и собственной слюнки! А у синички! Настоящий, сказочный теремок! Рукавичка из растительного пуха к тростнику подвешена! Вот такие есть среди нас умельцы!

Ученик 4 . Ну, а самая милая и самая смешная из наших птиц? Посмотришь на снегиря, когда сидит на ветке и, весь напыжась, напевает себе иод нос мелодичную свою песенку - нельзя удержаться от смеха. Правда, очень смешны, на наш взгляд, некоторые птицы: у одной нос в небо глядит, у другой - в землю, у третьей - в бок, у четвертой - верх и низ перекрещен, у пятой - ноги ходулями, у шестой - хвост разводами.

Вот и думай, кто самый милый, а кто самый смешной. Вот такие мы интересные.

Конкурс «Художник»

Ведущая. Приглашаю по 3 представителя от каждой команды.

(Дети на доске с закрытыми глазами пытаются изобразить различных птиц (воробья, страуса, павлина, дятла и др.).)

Ведущий . Наш КВН подошел к концу.

(Подведение итогов. Награждение медалями команд. Вручение призов капитанам и самым активным участникам.)

КВН «День птиц».

Цели : ознакомить учащихся с историей возникновения праздника; закрепить знания о птицах; учить распознавать птиц по их описанию, имитировать движения и песни птиц; развивать логическое мышление, память, речь, творческие способности; воспитывать любовь к природе, сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим, интерес, бережное отношение к природе, заботу о пернатых, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование : аудиозапись с голосами птиц, слайды с изображением птиц, картины с изображением птиц, мячи и городки,

Ход мероприятия:

1. Оргмомент.

Деление учащихся на команды, сообщение темы.

2. Историческая справка о празднике, названном Международным Днём птиц.

1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Вскоре праздник, получивший популярность благодаря СМИ, начал массово проводиться во всех штатах, а затем пришел в Европу. Интересна история развития Дня птиц в России. Добравшись до нашей страны в 19 веке, идея помогать пернатым попала на благодатную почву.

Уже в то время в царской России была организована охрана птиц, к началу 20 века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе - орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений. В городах открывались и детские организации - так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему - летящую ласточку. Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но потом празднование Дня птиц снова сошло на нет.

Возродился праздник в 1999 году - благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году. В первый же год только в Москве в проведении Дня птиц приняли участие 500 человек, они развесили более 500 скворечников. В 2000 году к организации праздника подключилось правительство Москвы, принявшее День птиц как общегородское мероприятие. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.

3. Конкурс 1. «Отгадайте загадки». Команды по очереди отгадывают загадки.

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

И зимой ей не сидится:

Над моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей)

Любо-дорого взглянуть,

Птичка - красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут... (клестом)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

4. Конкурс 2 . «Птичьи трели». Детям предлагается прослушать птичье пение и отгадать пернатого певца. Фонограмма пения соловья, вороны, кукушки, скворца)

5. Конкурс 3. « Знатоки птиц родного края». Каждая команда получает вопросы, на которые нужно ответить в течение 3 минут.

  1. Какие птицы зимуют в наших краях? (голуби, вороны, сороки, воробьи)
  2. Какие птицы прилетают к нам с севера? (клесты, свиристели, синицы, поползни, снегири)
  3. Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (скворцы, грачи, ласточки, утки, гуси, дрозды, зяблики)
  4. Зачем журавлю длинные ноги? (так удобнее ходить по болоту)
  5. Зачем клесту крестообразный клюв? (чтобы вытаскивать из кедровых шишек орешки)
  6. У какой птицы зимой появляются птенцы? (у клеста)
  7. Какую птицу называют «берёзовой птицей»? (дятел- окраска похожа на ствол березы))
  8. Какая птица охотится ночью? (сова)
  9. Почему кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда?(она единственная ест мохнатых гусениц, а её птенцы не приспособлены к такой пище)

6. Физминутка.

Игра «Воробьи и вороны» . Играющие по указанию ведущего выполняют несложные движения на месте. Затем водящий по слогам произносит одно из слов. Если это слово «во-ро-ны», то на слог «ны» все игроки устремляются к городкам, стоящим справа, если же «во-ро-бьи», то при произнесении последнего слога все игроки устремляются к мячам слева, стараясь схватить по одному предмету. Т.к. Предметов меньше, чем игроков, они достаются самым внимательным и быстрым.

7.Конкурс 4 . «Собери и объясни пословицу». Каждой команде даётся по 3 пословицы, которые надо собрать и объяснить их смысл.

1. Где птица не летает, а гнездо своё знает.

2. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

3. Увидел скворца - весна у крыльца.

8. Конкурс 5 . «Узнай птицу». Каждой команде по очереди зачитывается описание птицы. Команда должна назвать эту птицу и найти её среди предложенных картинок.

Крупная, красивая птица с блестящим чёрным оперением. У неё прямой длинный клюв, чёрный у самочки и ярко-жёлтый у самца. Песенка этой птицы звонкая, красивая, часто она подражает голосам других пернатых. Эту птицу называют «гонцом весны». (грач)

Стройная, грациозная птичка. Спинка и бока у неё серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. Можно наблюдать, как эта весёлая хорошенькая птичка, быстрыми шажками семенит по дорожке, весело потряхивая длинным хвостом. (сорока)

Оперение этой птицы нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спинке. Голову украшают задорные серебристо- розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями. (свиристель)

Чтение стихотворений о птицах учащимися:

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны тем ребятам, которые проявили заботу о них. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину. Смастерите дома с родителями скворечники для них.

Музыкальная пауза. Движения под мелодию «Танец маленьких утят».

9.Конкурс 6. «Собери картинку». Каждой команде даётся разрезанная на части картинка с изображением птицы. Её надо собрать и рассказать об этой птице что-нибудь интересное. (Картинки с изображением кукушки, клеста, свиристели)

10.Блиц викторина «Из жизни птиц».

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Базар.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)

■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)

■ Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)

■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)

■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)

■ Птичка, похожая на ласточку. (Стриж.)

■ Лесная курица из поговорки: «Глухой, как...». (Тетерев.)

■ Пингвин - это птица? (Да.)

■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)

11. Подведение итогов КВН, награждение .