Святые отцы о духовной радости. Может ли христианин быть счастливым? Изречения святых о счастье и жизни

Почти во всех поздравлениях, тостах и просто пожеланиях звучит слово «счастье». Оно очень важно для людей, хотя каждый определяет его по-своему.

А в Евангелии, книге, которая говорит в самом важном для человека, слово «счастье» не употребляется ни разу. Сегодня мы беседуем с о. Евгением Попиченко о том, стоит ли верующему человеку думать о счастье.

О. Евгений, что такое счастье? Очень хочется понять и достигнуть...

В одном институте благородных девиц было дано задание написать сочинение о счастье, и одна девушка написала:

«В чем счастье? В жизненном пути,
Куда велит твой долг идти.
Врагов не знать, преград не мерить.
Любить, надеяться и верить».

Это сочинение получило отличную оценку, а затем было вывешено на видное место. Когда архиерей, бывший с визитом в институте, увидел это сочинение, то он поставил еще одну пятерку. Это стихотворение Аполлона Майкова, и оно совершенно четко определяет состояние счастья. Во-первых, счастье - найти свой жизненный путь, ведь каждому человеку Господь дает талант, определяющий призвание человека. Господь вызывает личность из небытия своим дыханием, создавая уникальную, неповторимую душу с вложенным в нее смыслом. Каждый человек рождается с определенным замыслом о нем Бога: кто-то должен стать хорошим отцом, кто-то воином, кто-то врачом. А кому-то Господь дает сразу несколько талантов. И одно из самых важных событий в жизни человека - понять замысел Бога о нем, к чему призывает Бог человека.

В стихотворении сказано «куда велит твой долг идти», но мы можем сказать «куда велит Господь идти».

«Врагов не знать» - это очень важное качество или достижение личности. И речь здесь не только об умении прощать другим или жить с людьми в мире и согласии. Хотя нам трудно научиться жить, как советовал св. Амвросий Оптинский: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». То есть жить в мире, жить кротко и смиренно, не наживая врагов, но еще труднее достигнуть внутреннего мира с самим собой. Ведь самый главный враг для человека - он сам. Столько зла, сколько мы делаем себе, никакой недоброжелатель нам не делает. «Преград не мерить» - уповая на промысел Божий, доверяя Богу, спокойно встречать все испытания и трудности. Не печалиться: «Это выше моих сил, я так не могу!», но смиренно рассуждать: «Господь не посылает испытаний сверх меры. Эти трудности мне на пользу. Слава Богу за скорбь и за радость». Наверное, многие наши читатели знают совершенно потрясающий акафист, написанный в середине 20 века священником, пострадавшим за веру «Слава Богу за все».

Короткий, понятный и доступный, он был написан в невероятно сложных условиях концентрационного лагеря. Оказывается, что счастье не зависит от положения человека, от состояния его здоровья или кошелька. Оказывается, что человек может не только быть счастливым в концлагере, но и другим людям дарить тепло, поддерживая и спасая их в скорбях.

«Любить, надеяться и верить» - три христианские добродетели, без которых не только счастье невозможно, но и просто нормальная жизнь.

Мир изменился со времен институтов благородных девиц. Изменилось ли представление о счастье?

В современном мире понятия о счастье очень приземлены. Люди, которые говорят о том, что такое счастье, часто занимаются демагогией. Они говорят правильные вещи, но лукавят, так как на самом деле всей душой стремятся совсем к другому. Человек может провозглашать, что для него счастье заключается в его семье и детях, а жизнь его не выстраивается так, чтобы его семья действительно принесла ему счастье.

Например, недавно мне пришло письмо, в котором женщина жалуется на своего мужа, что он плохо себя ведет, ругается и оскорбляет ее при детях. При этом она отмечает, что когда они только собирались пожениться, он был хорошим, а хамом был его отец. И возникает вопрос, почему же она не задумалась о том, что яблоко от яблони не далеко падает? Если ты хочешь узнать, каким будет твой муж через двадцать лет, посмотри на его отца. И если ты хочешь создать нормальную крепкую семью, то почему ты не думаешь о будущем, и почему на твое решение влияют страсти, желания и даже страх одиночества.

Чаще всего человек, воспитанный в ценностях общества потребления, хочет совсем уж маленького счастья. Его интересует только то, что позволит ему больше потребить. Здоровье - чтобы больше усладить свое тело (выпить и съесть, куда-нибудь съездить, получить дозу адреналина), семья - чтобы удовлетворить свои социальные амбиции (семья как критерий успешности), вещи, необходимые для комфорта, и так далее.

Падшее человечество живет плотской жизнью, ставя материальные ценности выше духовных, и снижая уровень духовных ценностей. Помните описанный в Евангелии случай исцеления бесноватого в Гадаринской стране, стоившей местным жителям огромного стада свиней в две тысячи голов. Вот они пришли к Иисусу и увидели, что бесноватый, которого они боялись, который причинял им столько хлопот, что пытались даже посадить его на цепь, который был несчастен и болен, теперь исцеленный сидит у ног Христа. Изгнать бесов мог только Сам Господь, поэтому местные жители, понимая, что они стоят перед Богом, все взвесили и рассудили, попросив Христа покинуть их страну. Богу они предпочли маленькое «свиное счастье»! Тут слово «счастье» можно легко заменить на «удовольствия». Причем это удовольствия самые примитивные и низменные, удовольствия от греха. Но если мы задумаемся об истинном счастье и обратимся к словам Христа, то мы услышим о блаженствах: блаженны нищие духом, плачущие, алчущие, блаженны гонимые за Христа - люди, которые находятся в каком-то некомфортном состоянии с точки зрения мира. Мы сталкиваемся с парадоксом - дружба с миром и стремление к «комфортному счастью» является враждой против Бога.

Человек, который действительно хочет в этом мире «душу свою сберечь» (поуютнее обустроить жизнь своего тела, поработать на исполнение своих неиссякаемых желаний), в вечности потеряет ее. Потому что слово Божие непреложно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).

В духовных наставлениях подвижники постоянно говорят о том, что не следует желать земных благ, так как они изменчивы, и нельзя привязываться к ним, так как они закрывают для сердца Бога. Неужели в земной жизни совсем нельзя найти счастья?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».(1 Ин. 2, 15-16) Все это мираж...

Семья, дети, работа - все это миражи? Ведь это тоже земные блага!

Это земные блага, которые Богом заповеданы людям. Есть заповедь «плодитесь и размножайтесь», есть заповедь «хранить и возделывать рай». И труд поставлен Богом как условие достижения вечной жизни. Мы же не об этих благах говорим, а о грехе, который сегодня миром возведен в ранг наиглавнейших ценностей, который, к сожалению, подменил у людей представление об истинном счастье. Вокруг человека очень много хорошего и настоящего, но его почему-то тянет к плохому, греховному, которое и выдается за норму.

Когда общаешься со светской молодежью, то часто слышишь недоуменный вопрос: «А как Вы смогли от всего отказаться?». Интересно, что они понимают под «всем»? Когда человек становится священником, он ведь не отказывается от всего, у него есть семья, есть друзья, у него есть возможность ходить в кино, на концерты, гулять, общаться и так далее. Под «всем» понимаются грехи, причем грехи плотские. Есть такая комическая история о том, как на прощеное воскресение батюшка вышел на амвон и перед всем приходом произнес: «Простите меня, согрешил я перед вами». А через неделю стал замечать, что как-то на него прихожане косо смотрят, сторонятся. Стал выяснять причину такого поведения и оказалось, что «грех» был понят прихожанами как грех блудный (батюшка «сходил налево»). Так что представления о грехе такие же узкие, как и о счастье.

Когда дьявол искушал Христа, то он также прельщал Его маленьким земным счастьем. Он предлагал Христу превратить камни в хлеб и насытиться (похоть плоти). Он предлагал власть над миром, прибегая к оружию тщеславия (похоть очей, видение себя над остальными людьми в ореоле славы). И третье искушение - искушение гордостью, когда он убеждал Христа броситься со стены храма, чтобы ангелы подхватили Его и понесли. Так же и сегодня человек под счастьем понимает сытость тела, положение в обществе и, к сожалению, он на этом не останавливается и хочет быть богом и делать все, что ему захочется.

Как же дать людям правильное представление о счастье? Как объяснить, что если все постараются добиться именно такого счастья, то никакого счастья не будет, а будет война за кусок, глоток, квадратный метр и так далее. И при этом все будут чувствовать себя обделенными.

На самом деле для счастья нужно совсем немногого. Господь ведь так и говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф.6, 28-29).

Все усложняют наши прихоти: человеку нужна вода, а ему хочется пивка, нужна крыша над головой, он стремится купить третью квартиру, нужна одежда, а шкаф его ломится от сотен вещей, которые он никогда и не оденет. Лукавство дьявола, который соблазняет человека потакать этим желаниям, состоит в том, что прихоти невозможно удовлетворить, невозможно этим насытиться. Элементарный закон развития страсти гласит: чем больше ее удовлетворяешь, тем ненасытнее она становится. Чем больше денег копишь, тем больше «не хватает для счастья». Если человек принимает наркотик, то с каждым разом доза должна быть больше, чтобы доставить наркоману удовольствие. Чревоугодник желает испробовать все редкие блюда в ресторанном меню, а сребролюбец ходит по магазинам в поисках возможной покупки.

В результате жизнь проходит в беспрерывной гонке: «вот еще немного - и я продвинусь на такую-то должность, получу еще одну научную степень, отложу на банковский счет такую-то сумму денег... А в результате жизнь заканчивается, и человеку так и не удается испытать «счастья», потому что он умудрился пройти мимо самого главного - любви к Богу и любви к ближнему. Потому что невозможно любить ближнего, если весь твой мир выстраивается вокруг твоего эго.

Почти каждый день к священникам подходят родители, которые жалуются на избивающих, колющихся, хамящих, блудящих детей. От священника они ждут средства, при помощи которого они смогли бы быстро и эффективно изменить своего ребенка. «Как произошло, что ваш сын стал таким? Ведь хамами, драчунами, наркоманами не рождаются, а становятся, эти состояния - результат воспитания». Отвечают: «Когда же мне было его воспитывать, если мы постоянно работали?!». И хочется спросить: «Кому нужна была эта работа? Ты стремился получше одеть, посытнее накормить, почаще вывезти на отдых свое чадо, забывая о ценности общения, о необходимости воспитания. Счастлив ли ты сейчас?». Да лучше вместе с ребенком переносить жизненные трудности, чем уйти в работу и сейчас, потеряв своего ребенка, пожинать горькие плоды своей деятельности. А плоды - это побои, воровство, постоянное физическое и духовное насилие.

Человек, находящийся в плену какой-то страсти, воспринимает других людей либо как оружие, либо как помеху для ее удовлетворения. Поэтому для карьериста подлость при продвижении по службе - необходимость, привносящая в его жизнь радость и азарт. Поэтому для наркомана вынести телевизор из родительского дома - мелочь, которая не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит внутри него самого. А ведь Господь заповедовал почитать отца и мать, и только тогда жизнь твоя будет долгой и счастливой.

Мы же сегодня удивляемся короткой продолжительности жизнь людей в России и кавказским или японским долгожителям. На что только не списывают короткую жизнь: и на плохую экологическую обстановку, и на городской образ жизни. И будто бы на Кавказе чистый воздух и козье молоко, поэтому они живут подолгу. Дело не в козьем молоке, просто они учат своих детей почитать родителей. И, естественно, Господь вознаграждает их долголетием. Другого пути нет. Если же человек хамит своим родителям или находится в рабстве другой страсти, то какое бы у него ни было «бычье» здоровье, его жизнь будет короткой и несчастной. Мы все больны, у каждого своя страсть-мучитель, отдающая нас в рабство миражей. Достигая такого миража, мы оказываемся перед пустышкой, потому что шли без Бога, и Бог не был целью нашего пути.

Счастье без Бога совсем невозможно?

На мой взгляд, счастье - это соучастие Бога в моей жизни, и мое соработничество Богу, синергия, соединение воли Божией и воли человека. Бог есть любовь, благо, жизнь и свет. Поэтому несчастлив человек, который не ставит Бога в центр своей жизни.

Одна из версий происхождения слова «счастье» - от греч. Eudaimonia - хороший удел, божественное покровительство (eu - добро, daimon - божество). «Счастье» близко и к «Причастию». «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его и это все приложится вам» (Мф. 6, 33) - вот совершенно четкая программа достижения реального счастья. Достаточно посмотреть фотографии людей, которые искали Царствия Божия несмотря на тяжелейшие условия жизни, чтобы увидеть, как светятся их глаза. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). И действительно, к святым Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и многим другим, уходившим в пустынные места, не имевшим ничего материального, приезжали богатые и сильные мира сего, чтобы хоть немножко согреть, напитать и напоить свою душу из чистейшего источника, и уходили облагодатствованные. Состояние неземного счастья вырвалось в восклицании апостола Петра во время Преображения Господня: «Равви! Хорошо нам здесь быть!» (Мк. 9, 5). Многие, ощутив такое блаженство, хоть чуть-чуть прикоснувшись к настоящему счастью, бросали свою любимую работу, продавали имение, предпочитая Истинное просто хорошему.

Переживание блаженного состояния святыми или ощущение счастья у мирских людей очень похожи (освобождение от рабства, полет, легкость, необыкновенная полнота, радость и так далее). Стремление к такому состоянию заложено во всех людях?

Конечно, ведь человек создан для вечного блаженства. Господь, создавая человека, видит в нем наследника Царства Небесного, поэтому в нас заложен призыв «быть сыновьями и дочерьми Божьими». Кроме того от Адама до современного человека сохраняется генетическая память об Эдемском блаженстве. Поэтому человек никогда не успокаивается в своих поисках счастья. Часто ищет не там, но ищет упорно. Человек создан от полноты любви и для любви. Вообще любовь, когда человек любит или его любят - это наиглавнейшее условие счастья. Хотя у современного человека выявляются большие проблемы и в правильном понимании любви. Например, приходит ко мне молодая пара с просьбой венчать их. И на мой вопрос: «Зачем?» девушка отвечает: «Я хочу быть счастливой». Практически ни разу я не слышал ответ: «Хочу так прожить жизнь, чтобы сделать счастливым любимого человека». Беда в том, что люди ориентированы на то, чтобы получать.

Но Господь же сказал, что блаженнее отдавать, нежели получать. Возвращаясь к заповедям блаженства, нужно отметить их парадоксальность: блаженны не те, кто приобретают, руководят и круглосуточно веселятся, но блаженны нищие, плачущие и отдающие. Понятно, что здесь невозможно мирское понимание, например, плача как плача от обиды, неудовлетворенной злобы или недовольства жизнью, или от нищеты, от низкой заработной платы. Вообще для мирских людей «блаженство» кажется сумасшествием, безумием. Но именно через стремление к блаженству, через отдачу человек взращивает в своем сердце необходимые для блаженной жизни качества.

Любовь?

«Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22) - вот составляющие счастья, поэтому этот отрывок читается в дни памяти преподобных, тех, которые уподобились Богу, воспитавшие в себе эти качества, плоды Духа Святого.

По слову св. Иоанна Златоуста, Господь призывает человека: «Человек, Я дал тебе прекрасное тело, но Я даю тебе власть создать себе нечто большее. Создай себе прекрасную душу». Нам все дано, но что мы из этого вырастим? Преподобные как раз могут и должны быть для нас учителями и ориентирами. А ведь люди, воспитанные телевидением даже и не знают о таких ориентирах, думая, что Березовский, Киркоров и Обама являются самыми счастливыми людьми. Мир позиционирует этих людей как представителей счастливого общества. Они всегда улыбаются, вокруг них все сверкает и переливается всеми цветами радуги, они находятся «у кормушки». Человек, судящий о мире поверхностно, увлекается этими примитивными мифами и подражает своим кумирам. Если кумир разводится (а они обычно хронически разводятся), то и мне можно сменить вторую половинку на более «свежую», если кумир выпивает, то и мне без этого невозможно... Иллюзион, затмевающий разум и заставляющий человека отталкивать то самое лучшее, что дает нам Господь.

Сегодня чаще можно услышать, что счастье - это избавление от несчастья, жизнь без бед и скорбей. Православные же напротив огорчаются, если в их жизни нет скорбей. Человек без скорбей забыт Богом. Бог совершенствует и спасает человека через страдания.

Да, понимающие Евангелие православные люди, конечно, переживают об отсутствии испытаний: «Бог меня забыл, потому что я в этом году не болел». В Ветхом Завете есть уникальный пример того, как человек через терпение несчастья достигает большего совершенства - Иов. Страдая, будучи праведником, он является прообразом Христа. Через него посрамляется диавол, который утверждает, что вся праведность Иова основана на том, что Бог все ему дал. Но когда у Иова отнимается все (дети, имущество, здоровье), он не предает Бога и сподобляется большей славы.

В фильме «Доживем до понедельника» мальчик пишет «Счастье - это когда тебя понимают». То есть счастье заключается в общении с людьми, в соучастии в жизнях друг друга. Может ли человек быть счастлив без людей?

Наверное, не может. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2, 18). Будучи один, Адам не был счастлив. Посмотрев по сторонам, он не нашел среди животных существа близкого ему по духу. И Господь творит Адаму жену.

Кстати, отшельничество часто не приветствуется монашествующими. Считается, что в затвор может уходить только тот человек, который уже долго прожил в общежитии, среди братии, который укрепился в духовной борьбе. Потому что одинокого человека диавол искушает еще сильнее, чем человека, живущего с монашеской братией. Жизнь с людьми помогает человеку выявлять и видеть свои страсти. Невозможно человеку «тихо сам с собою» быть счастливым, даже если человек пребывает в общении с Богом. Ведь любовь к Богу выражается в любви к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40) и «если ты не любишь ближнего, которого видишь, то как ты будешь любить Бога, Который невидимый». (1 Ин. 4, 20).

О. Евгений, что Вы пожелаете нашим читателям в конце разговора о счастье?

Ищите прежде всего Царствия Небесного! Если вы будете искать Божьего, то Господь будет Сам заботиться обо все остальном, и о здоровье, и о работе, и о жилье, и о хлебе насущном. Все наши «проблемы со счастьем» заключаются в одном - в нашем недоверии Богу. Мы не верим, что Господь о нас позаботится лучше, чем мы сами. Мы не верим в возможность настоящего счастья, поэтому ничего не делаем в этом направлении и счастья не достигаем. Давайте уже поверим!

P. S.: Мы поговорили о счастье с о. Евгением, но в душе осталось ощущение недоговоренности, неразрешенности некоторых вопросов. Вот есть счастье (мирское, маленькое и так далее), а есть блаженство. Между ними не то что большой зазор, но целая пропасть. Действительно, блаженство - это истинное счастье, а мирское счастье чаще всего сводится к примитивным удовольствиям...Чаще всего, но не всегда! Ведь в людях есть образ Божий, а значит и жажда Бога. И если люди не верующие, то жажда Бога превращается в стремление к «высоким идеалам» и «вечным ценностям». Отправляясь на первую лекцию в университет, я решила воспользоваться служебным положением и узнать, что же думает среднестатистический студент-технарь о счастье и смысле жизни. В разгар пары я попросила вырвать из тетрадки лист бумаги и задала свои вопросы... Многие написали что-то очень распространенное, о том, что «смысл жизни в любви». Но что они вкладывали в это слово? Кто-то в скобочках уточнял, что «важно найти свою вторую половинку». А кто-то расплывчато утверждал «любовь вообще, а не только к мужу и детям».

Две работы из полусотни других провозглашали традиционные семейные отношения: «Для меня счастье - когда у тебя есть родители, которые живут вместе. Мы с рождения в долгу перед ними и нужно не забывать о них никогда»; «Счастье - это когда вся семья собирается вместе за трапезой у бабушки; когда никто не болеет, когда в учебе и на работе дела идут отлично, когда рядом с тобой верные друзья» - написал целостный человечек, от широты души включивший в «свой» мир и друзей и работу и однокурсников.

Были среди прочих и просто жизнерадостные работы: «Счастье - это когда ты живешь и радуешься этому, когда ты начинаешь каждый твой день с улыбки и тебе хочется выйти из дома на улицу и улыбаться прохожим, как дурак, потому что тебя ждет что-то новое и интересное».

В этих простых словах есть ожидание того, чего еще нет, такая своеобразная вера в мир и в окружающих людей, которые, с точки зрения автора, еще не раскрыли все свое богатство. Мир интересен и удивителен, а человек готов к открытиям, исполнен надежды и решимости чтото делать для других: «Счастье - это состояние душевного покоя и благополучия, при котором ты уверен в себе, своих близких, и доволен жизнью в своей стране» ; «Счастье - это награда за труд».

Вот таких неравнодушных, неокамнелых людей можно найти среди молодежи, сознание которой во многом затуманено современной мирской культурой. Но все же они, - мечтающие, горящие, думающие - часто оказываются в плену у привитых им стереотипов мировосприятия, за пределы которых им выйти очень трудно. Хорошо, если стереотипы (пусть даже самые неглубокие и распространенные) привносят в душу молодого человека что-то положительное...но ведь бывает и наоборот, когда человек начинает позитивно утверждать что-то совсем низменное и пугающее: «Смысл жизни в удовольствии, поэтому счастье - это много шоколада и хороших людей вокруг» - пишет девушка, легкомысленное «счастье» которой и достигается легко - достаточно только устроится на конфетную фабрику и вокруг будет много шоколада и людей.

«Счастье - это общение с друзьями и нескончаемая еда (особенно, если деньги на еду зарабатывают родители)!» - пишет молодой человек и прибавляет. - «Для меня смысл жизни в том, чтобы она пролетела».

Как же она может пролететь? Может быть, в делах, может в поисках... Нет, все гораздо страшнее: «Смысл жизни - прожить жизнь так, чтобы было стыдно рассказывать, но приятно вспоминать».

Трудно выстроить нормальную жизнь на такой смысловой основе, трудно делать выбор и, тем более, трудно догадаться, что за выбор, за свои поступки человек обязательно будет отвечать. Когда же выбор между удовольствиями опротивеет человеку, то и этот фальшивый «смысл» и ложное «счастье» будут окончательно утеряны: «Смысла жизни, в общем-то, нет!!! Может быть, мы его ищем, а находим очень поздно, в момент смерти, и уже не можем им воспользоваться или передать его кому-нибудь» . В этих строчках запечатлена правда, которую семнадцатилетний автор, наверное, до конца не осознал. И если придерживаться подобных принципов жизни, то человек всей своей жизнью докажет эту правду.

Задала студентам сложные вопросы, а теперь сама задаюсь еще более сложными: какая незамеченная никем беда случилась с этими детьми, которые больны такими взрослыми заболеваниями? Что вкладывали в них взрослые, что сейчас только некоторые могут радоваться простым вещам? А ведь этим простым вещам - солнцу, небу синему, друзьям, родным, листопаду, вкусному арбузу - тоже нужно уметь радоваться...и благодарить Господа за то, что Он щедрыми дарами поддерживает и ободряет нас. Ведь как бы мы страдали и отчаивались, если бы Господь лишил нас этих утешений. Поэтому нужно радоваться и благодарить, ведь Он одаривает нас не за наши заслуги, а по Своей Любви!

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Александр Захаров, Кирилл Вальков
  • А.Г. Долженко
  • прот.
  • свт.
  • прот. Сергий Николаев
  • прот. Николай Депутатов
  • прот.
  • свящ. Ф.
  • Счастье и блаженство в свете христианской антропологии Максим Бахтин
  • прот. Андрей Лоргус
  • архиеп.
  • свт.
  • Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой . В человеке изначально заложено стремление к как к Источнику и всяческих . Полноценное счастье обретается только с Богом, в Боге.

    Можно ли стяжать счастье вне Бога и без Бога?

    Стремление человека к Богу заложено в его естество при творении. Это значит, что вне Своего Создателя человек не сможет удовлетворить своим природным и личным стремлениям сполна. Именно Бог является неисчерпаемым Источником благ, Источником счастья, и именно в Нём человек может обрести настоящее, вечное счастье.

    Живя в отдалении от Бога человек, конечно же, может испытывать удовольствие, даже нечто похожее на высшее счастье, которое испытывают святые, например, в любви. Однако даже и в этом случае удовлетворение не будет исчерпывающим, а счастье полным (см.: ).

    Что касается удовлетворения материальными благами или чувственными удовольствиями, то они ещё менее походят на счастье святых.

    Так, царь Соломон, обладавший, казалось бы всеми земными благами, о каких только мог мечтать человек его времени (славой, богатством, женами, уважением), тем не менее утверждал: суета сует, все суета ().

    Вспомним, что во время Преображения Господа Иисуса Христа апостол Петр, ощутивший соприкосновение с Богом, тут же забыл о всех своих земных заботах и печалях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, собственно, и выразилось в словах: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» ().

    На Православных иконах общее состояние очевидцев Преображения выражается и в положениях тел (они часто пишутся расположенными вверх ногами, вниз головой), и в жестах, и в мимике.

    Все культуры можно подразделить на сотериологические (от. греч – спасение) и гедонистическик (от. греч. удовольствие). Счастье обычно выбирается людьми на трёх восходящих уровнях: телесном наслаждении, душевном благополучии или причастности к высшему, Абсолюту.

    Счастье – в любви к Богу и к человеку… Любовь – синоним счастья, а поскольку все мы стремимся к счастью, то мы должны стремиться воспитывать в себе любовь. Пока нас душит серость, унылость, одиночество, неприязнь, ненависть. Но Тот, Кто является , может нас научить. (прот. Александр Мень )

    Корень слова счастье – «часть». С-часть-е. Счастливый человек – это человек, живущий с частью чего-то, имеющий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Всеобщего. Всемирного. Безмерного. Неиссякаемого Блага. И это Благо есть Бог! По настоящему счастливый – имеющий общую часть c Богом. Живущий в Боге. И чем ближе человек к Богу, тем он счастливее.

    В православии вместо понятия счастья используется более определённое понятие . Через причастие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном. Оно не имеет ничего общего с обывательским понятием «счастья».

    В Библии размышления о поиске счастья «под солнцем», т.е. в нашем мире, содержатся в книге Екклезиаста или Проповедника. См. .

    Иеромонах Макарий (Маркиш): Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми в этой жизни и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь () «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова Блаженны , по-гречески макарии , что в точном переводе на русский как раз и значит счастливы .
    Но что такое счастье? Продолжайте читать Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, то есть , не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…
    Счастье, разумеется, субъективно, то есть, в конечном итоге, зависит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо понимаем, что «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гнилое и погибельное: ведь душа-то наша не свободна от греха… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только c Христом, на пути к Нему и за Ним.

    Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье - это жизнь с Богом. Все остальное - как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига.

    <…>
    Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…

    Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…

    К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым.

    Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую , чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение.

    У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.

    «Счастьем привыкли называть нечто внешнее…. Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа отрадном, радостном, благорастворенном».
    «Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастье».

    «Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади!».
    «Любомудрие умеет и то и другое - и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие».

    «Возлюбленный христианин! Пусть люди процветают в счастье этого мира. Ты довольно счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть истинное, недвижимое и неотъемлемое счастье!».
    «Счастье для людей - иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье - иметь себе Бога Защитником и Помощником.
    «Блажен человек, которому защита - у Тебя, Боже!».
    «Вот истинное счастье и подлинное блаженство, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может.
    «Если Бог за нас, кто против нас» ()?

    «Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств».

    «Если одно созерцание (Божественной) славы (при Преображении Господнем) наполнило учеников (Иисуса) блаженством, то каково должно быть счастье человека, достигшего тесного и приискреннего единения с Богом в такой степени, что Господь обитает в нем, пронизывая все его существо лучами Своей немеркнущей славы, которая как бы струится из освященного и просветленного Его присутствием человека! В этом и состоит высшее счастье: в единении с Богом, делающем человека причастником Божественной славы».

    Для начала я опишу счастье евреев. Евреи долгое время не имели своего государства, их религия была разбросана по разным соседним странам, но ни в одной евреи не проживали в большинстве. Поэтому счастье еврея - это национальное счастье. Счастье иудеев - осознавать свою избранность.

    Иудаизм одна из наиболее древних монотеистических религий, но не смотря на это его представления о «блаженстве» достаточно современны.

    Для современного человека главное в жизни - стремление к счастью, которое определяется обычно как сочетание высокого положения в обществе, денег, почестей, дружбы и прочих благ. Каждый из нас имеет собственное представление о счастье. Но, в конечном счете, единственное подлинное счастье - это состояние удовлетворенности, когда человек доволен своими обстоятельствами, и в первую очередь, своим поведением и характером, ибо такой человек живет в согласии с самим собой.

    Также большой упор иудаизм делает на семью. Евреи искренне ценят семейный очаг и лиц к нему причастных. Дом - место покоя и равновесия. Гостей они также принимают с почестями.

    Счастье - это Рай. А евреи могут достичь Рая на земле, но только в одном случае. Каждый еврей должен соблюдать правила «нового завета». Именно тогда на земле воцарится счастье для избранных иудеев.

    Так получается, евреи видят счастье в себе и людях, они способны его достичь на земле, но для этого должны постараться все евреи.

    Счастье с точки зрения православного христианства

    Начну с того, что эта религия мне знакома, так большинство моего окружения православные христиане.

    Придя в церковь, первым делом, мы конечно увидим огромное количество икон. На них изображают «великомучеников », а кто они такие? Самые лучшие христианские герои, святые - это сборище мучеников, юродивых (психически неполноценных), нищих, убогих, не живущих нормальной здоровой жизнью, а мучавшихся. Христианин не может быть радостным, счастливым, радоваться жизни и получать от неё удовольствие. Это противоречит самому пессимистическому духу христианства. Ад, Сатана, Апокалипсис, грех, наказание, божий страх - что тут может быть весёлого? Блаженный - это в христианской интерпретации значит "умственно отягощённый". Христианству такие нравятся. Ничего волевого и жизнеутверждающего. Всем им понаставили массу церквей и активно пропагандируют их крайне несчастный образ жизни.

    Что говорит Иисус по поводу получения радостей от жизни? Он говорит: "Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете... Блаженны плачущие ныне, ибо восмеетесь" (Лк., 6:21-24). То есть, всё вывернуто наизнанку. Христу очень не нравится, когда люди смеются. Ему приятнее, когда люди плачут и мучаются. И чем больше, тем лучше. Неслучайно на Руси говорили: «Много смеха - к слезам», «Много смеялась - реветь буду»

    Христианское учение о счастье есть одновременно учение о Царстве Небесном, о вечной жизни, о рае. Итак, первая ступень по лестнице на Небо, первый шаг к счастью -- покаяние, раскаяние в своих грехах. Покаяние (с греч. "метанойя" -- изменение сознания) -- начало совершенствования, самовоспитания. Покаяние ведет к сокрушению нашего прежнего сердца и созданию нового; покаяние ведет к духовному очищению. Покаяние -- это переплавка старого сердца в новое. Огонь и свет, касающиеся сердца, -- Иисус Христос. Покаяние обязательно предполагает мысленное, а затем и практическое отвержение соделанного греха. Мы не в состоянии преодолеть грех до тех пор, пока не осознаем его пагубность; пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.

    Очищенная душа и просветленный Христом разум постепенно вытаскивают человека из омута мирской, телесной жизни и продвигают к духовной жизни во Христе Иисусе. Так происходит второе рождение человека, рождение свыше, рождение христианина. Получивший от Бога в результате этого силу человек способен преодолевать радости , привязывающие его к этому миру, "победить мир" своей верой. Так человек обретает вечную жизнь -- счастье.

    Таким образом, христианство предлагает самый парадоксальный вариант счастья - самозабвенно принимать страдание. Так главный девиз христиан: «Будь готов всегда и ко всему, в том числе и самому худшему».

    Счастье с точки зрения религии ислама

    Счастье мусульманина - это семейное счастье, когда все дома. Первыми последователями Мухаммеда были его жена, дядя и племянник. Единственным уважительным поводом покинуть семейный очаг является хадж (паломничество) в Мекку. Законы Шариата гласят, что счастье мусульманина на этом свете и залог истинного счастья, но том - праведная жена и хорошо воспитанные дети. Еще один рецепт счастья по-мусульмански обращать внимание на тех, кто беднее и ценить то, что у тебя есть. Материальная помощь родственникам тоже религиозная обязанность. «Самое хорошее дело после чтения молитв - это радость, которую ты делаешь для брата» - говорит Коран.

    Мусульманство вообще, очень практическая религия - все шаги расписаны в Коране, вплоть до советов ведения бизнеса.

    Таким образом, счастье мусульманина в хорошей семье и помощи ближним.

    Из вышесказанного текста вытекает следующее:

    Самое большое отличие взглядов этих религий на счастье в том, что для одних оно возможно на Земле, для других напротив - человек должен обрести смирение перед Богом, чтобы потом обрести Рай.

    Все религии согласны в одном: единственное возможное счастье человека - в том, чтобы принадлежать истинной вере, следовать ее постулатам. Основные, из которых более-менее едины для всех религий и состоят в соблюдении Божьих заповедей, помощи ближним, совершенствовании себя и окружающего мира.

    Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кому-то здоровья...

    По учению святых отцов Церкви, истинное счастье для человека сокрыто не в мирских радостях, которые в одно мгновение способны исчезнуть, а в любви к Господу, которая преображает мир вокруг нас.

    Например, вряд ли кто осмелится назвать несчастным монахов со Святой Горы Афон, а между тем, иноки невероятно далеки от удовольствий мира: обильной еды, крепкого сна, богатства и прочих составляющих «счастья» в мирском понимании.

    Мы расскажем о 7 секретах счастья афонских монахов.

    1. Вера в Бога

    Конечно же, самый первый секрет счастья святогорских монахов - это вера и любовь к Господу. Если человек сможет к этому прийти в своей жизни, то ничего не сможет его сделать несчастным.

    Однажды у преподобного Порфирия Кавсокаливита одна женщина спросила, почему он называет себя счастливым, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. На это святой ответил: «Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, - одним словом будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни», - говорил преподобный.

    2. Освобождение от суеты и тревоги

    Преподобный Паисий Святогорец советовал, чтобы чувствовать себя счастливым, жить естественной и простой жизнью, в которой нет места излишней роскоши, суете и напрасным волнениям.

    «Как-то раз ко мне в каливу зашел один врач из Америки, - говорил преподобный. - Он рассказывал мне о тамошней жизни. Люди там уже превратились в машины - целые дни они отдают работе. У каждого члена семьи должен быть свой автомобиль. Кроме этого, дома, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, должно быть четыре телевизора. Вот и давай - работай, выматывайся, зарабатывай много денег, чтобы сказать потом, что ты благоустроен и счастлив. Но что общего у всего этого со счастьем? Такая исполненная душевной тревоги жизнь с ее безостановочной гонкой - это не счастье, а адская мука».

    3. Трезвый ум

    У монаха Симеона Афонского есть короткая притча, которая ярко иллюстрирует, что внешние обстоятельства нисколько не влияют на то, чувствуем мы себя счастливыми или нет. Спасение находится в нас самих, поэтому нужно иметь трезвый ум, чтобы выстоять в трудностях.

    Вот эта притча: «Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал. Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся».

    4. Чистое сердце

    По слову святителя Нектария Эгинского, верный путь к счастью - иметь чистое, беззлобное сердце.

    «Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо - Самого Бога!».

    5. Умение прощать

    Прощение - одна из важнейших христианских добродетелей, поэтому каждый, кто стремиться к счастью, обязан научиться прощать ближнего. Благодаря прощению человек освобождает свое сердце от груза давних обид, а радостное сердце всегда счастливо. «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою», - говорил Силуан Афонский.

    6. Отдавать больше, чем брать

    Для того, чтобы стать счастливым самому, необходимо делиться радостью и счастьем с ближним. Кажется, что в этом нет никакого секрета, но по слову монаха Симеона Афонского это умение среди людей самое редкое, но кто постигнет его, становится счастливым.

    7. Довольствоваться малым

    «Желания - мусор мира», - говорил монах Симеон Афонский. Действительно, чем больше человек зацикливается на своих желаниях, тем более неумеренным становятся его аппетиты и, не имея возможности насытиться, человек обрекает себя на несчастье.

    Преподобный Пасисий Святогорец советовал противостоять желаниям - умеренностью.

    «Счастье обретается, когда довольствуются малым. Сегодня люди что делают? Покупают… покупают… покупают вещи, автомобили, электронику и кучу другого и, естественно, им не хватает денег, и они постоянно пребывают в тревоге. Нужно довольствоваться малым и не замахиваться на многое, ибо, имея требуемое и только необходимое, не нужно много работать. Тогда у них будет больше времени посидеть дома вместе с детишками и с семьей, чем-либо заняться, помолиться и, вообще, побыть в семейном тепле и уюте, и не быть в постоянном напряжении на дорогах», - говорил святой.