Исследовательская работа "Почему осенью листья с деревьев так легко опадают?". План - конспект НОД «Почему осенью листья опадают» подготовительная группа Опыт почему листья желтеют

Администрация Верещагинского муниципального района
Пермского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89» г. Верещагино

«Почему осенью листья опадают»

Ситникова Екатерина Павловна
МБДОУ «Детский сад № 89»
воспитатель
1 квалификационная категория
подготовительная группа

Г.Верещагино
2013 г

Пояснительная записка
План - конспект НОД
тема: «Почему осенью листья опадают»
подготовительная группа
Образовательная область «Познание»
Направление: Познавательно-речевое
Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность
Цели:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
образовательные:
. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
развивающие:
Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические
Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран
Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы
Предварительная работа:
. На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
. Сбор листьев разной формы и окраски.
. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
. Беседы об осени;
. Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.
. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.
. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
. Разучивание стихов и поговорок об осени;
. Пение песен об осени и слушание музыки;
. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
. Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
. Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
. Наблюдение за деревьями на прогулке;
. Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Вводная часть:
Дети под музыку заходят в зал: (Вивальди «Времена года»Осень)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
-Сейчас какая осень? (поздняя)
-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)
Воспитатель: Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук
- А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).
- Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.
- А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский №89, в подготовительную группу «Ромашка»)

Учёный: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
- А какие приметы осени вы знаете? (Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)
Учёный: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?
Ответы детей(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
- А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
1. Опыт «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).
2. Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок - и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
- Профессор предполагал, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
-А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)
-Из каких частей состоит лист?
-Почему листья зелёные?
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
-Как листья опадают?
Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я Вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

Который наглядно покажет детям, почему листья на редевьях меняют цвет: летом они зеленые, а осенью желтеют.

Для проведения этого вам не нужны особенные материалы - все есть как дома, так и в школе. Этот опыт, объясняющий, почему листья на даревьях меняют осенью окраску, отлично подходит для дошкольников и учеников от 1-6 класса.

Многие люди считают самым красивым времением года, ведь когда листья желтеют, природа окрашивается в такие невероятные оттенки, одновременно хранящие память о теплом лете, но навевающие холод от приближения зимы.

А вот у детей по осень часто возникает ряд традиционных вопросов:

  • Почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют?
  • Это проделки фей?
  • А что с солнцем?
  • А, я знаю, это садовый гном сделал

Этот , который объясняет, почему листья осенью становятся желтыми или красными, наверняка удовлетворит даже самых любопытных детей.

Зачем дереву нужны листья

Для того, чтобы понять, почему листья меняют цвет осенью, нужно разобраться в том, зачем вообще нужны деревья, и листья в чатности.

Растения ответственны за создание кислорода, которым мы дышим. Они его производят, поглощая воду из земли и углекислый газ из воздуха. Используя солнечный свет (через фотосинтез), они превращают воду и углекислый газ в кислород и глюкозу. Кислород - это то, что позволяет нам дышать, а глюкоза - то, что растение использует для роста. Термин фотосинтез означает «соединять со светом». Химическое вещество в растении, используемое для фотосинтеза, называется хлорофилл. Тот самый хлорофилл, который придает растениям зеленый цвет.

Что понадобится для эксперимента :

  • Стеклянные баночки
  • Кофейные фильтры
  • Листья
  • Спирт
  • Блокнот и ручка для ведения наблюдений

Почему листья осенью меняют цвет? Эксперимент для детей

Для того, чтобы найти ответ на вопрос, почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют, детям нужно будет собрать немного листьев.

После чего вы вместе должны рассортировать их по цветам в подготовленные контейнеры.

После этого листья заливаются спиртом и перемалываются. После измельчения и перемешивания спирт поможет цвету еще лучше проявиться.


Подсказка: время полного поглощения цвета будет зависеть от того, сколько листьев и спирта было использовано.


Спустя 12 часов жидкость может еще не до конца впитаться, но эффект уже очевиден. По мере того, как жидкость впитывается в фильтр, цвета из листочков расходятся.

Объяснение эксперимента, почему листья меняют цвет

Зимой дни становятся короче, что уменьшает количество солнечного света для листьев. Из-за недостатка солнца, растения переходят в стадию покоя и питаются глюкозой, которую накопили за лето. Как только включается «зимний режим», зеленый цвет хлорофилла листья покидает. А по мере того как яркий зеленый оттенок исчезает, мы начинаем видеть желтые и оранжевые цвета. Небольшое количество этих пигментов было в листьях все время. Например, кленовые листы ярко красные, так как в них есть избыток глюкозы.

Если вам понравился с листьями, которые меняют цвет осенью, совсем не обязательно ждать начала уроков, чтобы провести его вместе с детьми.

Администрация Верещагинского муниципального района

Пермского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89» г. Верещагино

тема: «Почему осенью листья опадают»

Образовательная область «Познание»

Интеграция ОО: коммуникация,

чтение художественной литературы, музыка.

Ситникова Екатерина Павловна

МБДОУ «Детский сад № 89»

Воспитатель

подготовительная группа

Г. Верещагино 2013г.

Пояснительная записка

План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»

подготовительная группа Образовательная область «Познание»

Направление: Познавательно-речевое

Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность

Цели:

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

образовательные:

  • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

развивающие:

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные:

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Листопадничек»

И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени

А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети под музыку заходят в зал: (Классическая музыка «Осень»)

Воспитатель : Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель : А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

Сейчас какая осень? (поздняя)

Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)

Воспитатель: Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья .

Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный Иван Васильевич профессор биологических наук

А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).

Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.

А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский сад №89, в подготовительную группу «Ромашка»)

Учёный: - Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)

А какие приметы осени вы знаете? (Дети: птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

Учёный: - А вы молодцы ребята много знаете примет осени .

- И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?

Ответы детей(нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик) Приложение1

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Проблемный вопрос:

А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом.

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод . Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

Профессор предполагал, что листья опадают потому что они плохо переносят холод и ветер

А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)

Из каких частей состоит лист? (слайд №1) Приложение3

Почему листья зелёные? (слайд№2)

Почему листья меняют свою окраску и опадают? (слайд №3)

Как листья опадают? (слайд №4,№5)

Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.

Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Я вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

Используемая литература

  • Г.В. Родионова «Конспекты занятий исследовательского цикла для детей старшего дошкольного возраста» Пермь 1997г.
  • А. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!» лига-Пресс Москва 2004г.
  • А. И. Иванова «Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
  • А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
  • А. М. Федотова «Экологическое воспитание дошкольников» Пермь 1992г.
  • С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2002г.

    Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку


















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: формировать у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения представление о явлении природы - “Листопад”.

    Задачи:

    • уточнить с детьми - почему так называется это явление природы (лист падает- “листопад”);
    • когда происходит это явление природы (осенью);
    • почему происходит это явление природы(деревья начинают готовиться к зимнему сну, соки, переносящие питательные вещества от корней дерева к листьям- перестают двигаться внутри ствола и веток, и листья постепенно начинаю высыхать, желтеть и отрываться от веток и – падать с дерева);
    • развивать у детей логическое мышление и познавательную активность при установлении причинно-следственных связей изменения времен года и природных явлений(осень-листопад); закреплять с детьми количественный счет в пределах 5;
    • формировать у детей понятие – что такое “дерево”, развивать представление детей о составных частях дерева (корни, ствол, ветви, листья);
    • активизировать в речи детей слова, обозначающие названия деревьев(клен- кленовый лист, дуб- дубовый лист), и слова осенней тематики: осень - осенний, лист- листопад;
    • способствовать развитию наглядно- образного мышления, внимания, памяти детей при разучивании стихотворения Н. Минского “Листопад” с помощью мнемотехники;
    • развивать познавательную активность, образное мышление, мелкую моторику кисти руки и творческое воображение детей в предметно-практической деятельности.

    Оборудование и материалы: техническое оборудование (компьютер, настенный экран); музыкальная запись – детская песня осенней тематики “Листик, листик, листопад”; материалы: демонстрационная игрушка Ежик; игрушечное дерево елочка; 2 вазы- одна ваза с веточками клена, а вторая ваза-с веточками дуба (веточки с листьям); деревянная корзинка с вырезанными из легкой ткани желтыми листьями клена (размер-с детскую ладошку);цветные фломастеры, листы формата А4 с распечатанными изображениями со слайдов презентации (слайды №9 “Художники” и №10 “Листопад играет в прятки”); распечатка мнемотаблицы по стихотворению Н. Минского “Листопад”; бросовый материал среднего размера (камушки, ракушки) на каждого ребенка; лист ватмана, заготовки листочков клена, дуба из цветной бумаги (желтого, красного, оранжевого и коричневого цветов);клей, кисточки (или – клеящие карандаши).

    Ход непосредственно-образовательной деятельности.

    Сюрпризный момент.

    Воспитатель : “Здравствуйте, ребятки, Вы слышите- что-то у нас в группе зашуршало (шур- шур- шур). Вместе с детьми- ищут “ шуршалку” и подходят к елочке. Под - елочкой виднеется куча листьев, из- под которой торчит кончик носика. Воспитатель предлагает детям догадаться- кто же это там может быть: “Кто под елочкой сидит, тихо листьями шуршит. Сам- на елочку похож. Догадались?...Это ….еж”. Достает игрушку – Ежика из – под листвы. Предлагает детям погладить ежика и рассмотреть его. Воспитатель: “Ребята, посмотрите на ежика- что у него на спинке, на колючках? (Листочки). А как вы думаете, ребята, - почему у ежика на спинке так много опавшей желтой листвы? Хотите узнать (по – секрету) - почему наш ежик в этих листочках стал похож на разноцветный шар? (Да). Тогда предлагаю всем нам, вместе с Ежиком отправиться в сказочное путешествие в лес. Дети присаживаются на стульчики.

    (Слайд №3). Игра “ Осенние приметы”.

    Воспитатель с Ежиком загадывают детям загадку: “Это что за время года: стала сказочной природа, с неба- капают дождинки, стали желтыми тропинки, в небе- голубая просинь”. Воспитатель предлагает детям рассмотреть на экране признаки осени- слева на экране- дождевые капли, считаем их (всего -5 больших дождевых капель); а с правой стороны экрана: внизу- рассматриваем желтую дорожку(определяем- почему она желтая (потому, что на нее падают желтые листочки); сверху – рассматриваем прямоугольник голубого цвета (просинь). Затем - определяем, что такие изменения в природе бывают, кода наступает время ода-осень.

    Воспитатель : “Правильно, ребята, молодцы. Значит наступила -осень”. На экране появляются осенние картинки- котенок под дождем и птичка с зонтиком.

    (Слайд №4). Игра “Листопад”.

    Воспитатель читает на экране задку: “Словно бабочки порхают - листья кружатся, летят. Кто из вас, ребята, знает - что же это…..(Дети- “Листопад”).

    Воспитатель : “Догадались, молодцы”. На экране появляется “ Волшебный шар” - крутящийся шар из кленовых листьев, постепенно увеличивающийся в размерах. Воспитатель предлагает детям проследить глазками за листопадом, и самим превратиться в листики (пантомимическое двигательное упражнение “ Листопад”: дети выполняют перед собой вращательное движение руками с проговариванием слов по тексту: “Листопад, листопад- листья кружатся, летят”(круговые вращательные движения выполняются детьми со сменой темпа вращения -быстро и медленно).Молодцы!

    (Слайд №5). “Наглядно-образная модель “Лист и дерево”.

    На экране появляется летящий, вращающийся кленовый лист.

    Воспитатель читает детям загадку: “Кто, ребята, догадался- лист откуда оторвался? Где же он весной родился, летом- крепким становился,а, почуяв холода- спрыгнул с ветки навсегда? (Дети- строят догадки, что лист мог оторваться с дерева).

    Воспитатель : “Молодцы! У каждого листа – свой дом, Его мы-…деревом зовем”!

    На экране с правой стороны появляется (вырастает снизу) черный силуэт дерева, а- слева- появляется цветное изображение дерева с падающими листочками.Дети, совместно с воспитателем- рассматривают картинки, уточняют строение дерева (корни, ствол, ветви, листья). С детьми уточняется, что осенью - становится холодно, дерево начинает готовиться к зимнему сну, соки, которые движутся внутри дерева и питают листочки - замедляются, листочкам не хватает питания и они начинают постепенно - засыхать, желтеть и опадать на землю. С детьми закрепляется, что падение листов с дерева вниз, на землю и называется – “листопад”.

    (Слайд №6).Игра “Шуршалки”.

    Воспитатель читает на экране: “В парк осенний мы пойдем- листья сыплются дождем.

    Под ногами шелестят и –
    летят, летят, летят!
    Ежик ходит по тропинке- собирает он “шуршинки”.
    Мы ладошки все потрем,
    и “шуршинки” - соберем:
    “Шур- шур- шур –шур- шур”!

    Затем – воспитатель предлагает детям поиграть с Ежиком в осеннюю игру “Шуршалки” Детям предлагается пальчики в жесткие ладошки и подвигать ими вперед-назад, подражая звукам опавшей листвы с одновременным проговариванием слогов: “Шур-шур-шур”, “Шур-шур-шур” (тихо и громко). Умнички!

    (Слайд №7) Игра “Краски осени”

    Воспитатель читает на экране: “Осень с красками играла и листочки - украшала.

    Расскажите (по-секрету) листопад - какого цвета?” На экране появляется картинка листопада с разноцветными листочками. Дети – рассматривают падающие листочки и называют предполагаемые “краски осени”. При назывании детьми правильно цвета - он появляется на экране в виде цветных кружочков (по щелчку на клавише компьютерной мышки): красный, желтый, зеленый, оранжевый. Затем - на экране появляются еще 2 цвета - синий и черный. Воспитатель: “Кто будет внимательным - найдет тот обязательно, без всякой подсказки - лишние краски! Догадались? Молодцы! Синий цвет – морей и рек, ну а черный - для земли, над которой в путь далекий пролетают журавли!”

    (Слайд №8) Игровое упражнение “ Клен и дуб”.

    Воспитатель читает на экране: “Отгадайте-ка, ребятки, листопадную загадку:

    “Лист кленовый, лист дубовый- дружно за руки взялись, в вальсе плавно закружились - на тропинки понеслись. А потом, вдруг, спорить стали- чей дом слева, чей дом – справа? Так запутались они- кто с какой был стороны. Может слева - дуб растет? Или- все наоборот? Может справа - клен растет? Где - чей дом определите, и листочкам - помогите”! Дети рассматривают деревья на экране, определяют, где какое дерево стоит. Затем воспитатель предлагает поиграть с ежиком. На стол выставляются 2 вазы - с листьями клена - слева, а с листьями дуба - справа. Проводится игровое упражнение: “Где спрятался Ежик” (попеременно-то под вазой – слева, то под вазой - справа).

    Воспитатель : “Умнички! Никак вас Ежик не смог перехитрить”! Игровое упражнение с Ежиком “ Назови ласково”. Ежик предлагает детям назвать слова ласково: дерево - деревце; лес - лесочек; дуб - дубочек; клен- кленочек; лист-листочек.

    (Слайд №9) Коррекционно-развивающее упражнение “Маленькие художники”.

    Воспитатель : “Ребята, рассмотрите листочки на картинке. Какие листочки вам уже знакомы (лист клена и лист дуба). Давайте посчитаем - сколько всего листочков закружилось в листопаде(всего - 5 листочков). Детям раздаются листы формата А4 (с распечатками листочков со слайда №9).

    Воспитатель : “Ребята, давайте превратимся в художников и поможем осени раскрасить листочки (на экране появляется подсказка: около листа дуба - кружочек коричнево цвета, а около листа клена - кружочек желтого цвета). Дети раскрашивают листочки.

    Воспитатель : “Молодцы! Мы ваши листочки подарим Ежику, и он расскажет своим друзьям из осеннего леса, что не клене растут (Какие листья? - Кленовые), а на дубе растут (Какие листья? - Дубовые). Умнички”!

    (Слайд №10). “Листопад играет в прятки” (зашумленные картинки).

    Воспитатель на экране читает:

    “В прятки листики играют и на землю – опадают.
    Вы- внимательно смотрите, где их больше - назовите.
    По дорожкам мы пойдем - листья клена мы найдем,
    а теперь - дубовый лист, выходи, да на ленись”!

    Дети - просматривают изображение на экране и зрительно выделяют заданные листочки, вместе с Ежиком определяют-де их больше, де их меньше.

    (Вариант - можно предложить детям распечатки со слайда №10 на формате листа А4 - и выложить по контуру заданные “спрятавшиеся” листочки бросовым материалом- камушками, ракушками).

    Воспитатель : “Молодцы, ребята, - какие вы все зоркие: все листочки нашли”!

    (Слайд №11) Зрительная релаксация. Музыкальная двигательная деятельность “Веселая полянка”.

    Воспитатель читает на экране: “Чтобы глазки не устали- мы немного поморгаем;
    головою покиваем - вверх и вниз, налево, вправо. Осень, как по волшебству - кружит в танце всю листву. Листья кружатся, летят. Это чудо - ….Листопад”. На экране вновь появляется картинка с “Волшебным шаром - Листопадом” (в измененном варианте).Детям предлагается понаблюдать за вращающимся шаром, а затем - Ежик предлагает детям выйти к нему, на “Волшебную полянку” и самим превратиться в осенние листочки: каждому ребенку он дает из своей корзинки по кленовому листочку из легкой ткани, и под музыкальное сопровождение – песню “Листик, листик, листопад” (1 куплет и припев) - дети выполняют танцевальные движения на свой творческий выбор.

    (Слайд №12) Чтение стихотворения Н. Нирович “Листопад”. Игровое упражнение “Чей лист улетит дальше”.

    Дети находятся на “Волшебной полянке”

    Воспитатель предлагает им посмотреть на экран и читает стихотворение В. Нирович “Листопад”. Появляется картинка с падающими с дерева листьями. Далее - Ежик предлагает детям поиграть на “Волшебной полянке” в игру: “Чей лист улетит дальше” (дети, стоя на полянке, кладут листик клена себе на ладошки (попеременно - то на левую, то - на правую) , набирают носом воздух, складывают губы “трубочкой” и сдувают листочки с ладони. Кто сильнее подует на листочек - у того он улетит дальше. Во время “полета” листьев- дети прослеживают за ними глазами. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель: “ Вот видишь, Ежик – какие у нас дружные ребята, какой красивый листопад тут устроили”! Предлагает детям вернуться на свои места (на стульчики).

    (Слайд №13) Рассматривание картинок “Осень-зима”.

    Воспитатель читает на экране: “Ребята, посмотрите на картинки и определите- какие времена года на них изображены. Как, по каким признакам вы догадались, что это - зима и осень? Где (сверху или снизу) находится картинка со снегопадом, а где - с листопадом? Далее – Ежик предлагает детям определите последовательность времен года: что за чем идет (осень, зима, весна, лето) на “Календаре природы”.Поощряет их похвалой за правильные ответы.

    (Слайд №14) “Осень в картинах русских художников” Исаак Левитан “Золотая осень”.

    Воспитатель :“Ребята, хочу открыть вам один секрет-время года осень, признаки осени- ее разноцветная листва, листопад - нравились не только поэтам (чьи стихи мы сегодня читали), музыкантам (под чью музыку с песенкой мы сегодня танцевали на “Волшебной полянке”) , но еще и – художникам. Например, художник Исаак Левитан написал картину, которая так и называется “Золотая осень”. На экране появляется репродукция картины.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Уточняет с детьми: Какое время года изображено на этой картине? Почему эту картину назвали так? Какого цвета листья на картине? Какими еще словами можно описать листья на этой картине (листья-какие: золотые, желтые, оранжевые, расписные, нарядные, пестрые, осенние).

    (Слайд №15) Мнемотаблица по стихотворению Н. Минского “Листопад”.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть данную мнемотаблицу. Читает стихотворение “Н. Минского “Листопад”: “Листопад! Листопад! Лес осенний конопат. Налетели конопушки - стали рыжими опушки. Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал: “Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу, Все рыжинки оборву, побросаю их в траву”. Уточняет с детьми понятие “Листопад”. Затем - Ежик предлагает детям начать разучивать это стихотворение с помощью данной мнемотаблицы. Распечатку мнемотаблицы Ежик дарит детям в центр “Волшебный мир природы” (где они могут подходить, рассматривать ее

    (Слайд №16) Итоговое обобщение. Чтение авторского стихотворения “Зачем природе листопад”? Проблемная ситуация “Что было бы зимой с деревьями, если бы с них осенью не опадала бы листва”.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и рассмотреть картинки - листопада с падающими листьями и картинку с “зимним сном деревьев”. По ходу просмотра - читает авторское стихотворение: “Зачем природе - листопад”?

    Воспитатель :

    “Зачем природе листопад? Деревья - голые стоят.
    Но зиму всю, и до весны - им снятся сказочные сны.
    Под разноцветным покрывалом опавшей осенью листвы-
    им зимовать теплее будет, до пробужденья, до весны.
    Ковер из листьев - согревает, как одеяло на пуху,
    и корни дерева - не мерзнут в метель и в стужу, и в пургу.
    А по весне, когда прогреется лучами солнышка земля -
    вновь пробудится к жизни деревце – наряд зеленый всем даря”!

    Подводится итог развивающей занимательной деятельности: во время обсуждения проблемной ситуации – уточняют, что если бы осенью листья не опадали бы с деревьев, то зимой – под тяжестью снега и листьев на ветках - дерево могло бы сломаться, а без ковра из листьев, который укрывает землю- корни дерева бы замерзали в холода и деревья – погибали; уточняется понятие “листопад”, и его природная важность в процессе жизнедеятельности деревьев при смене времен года. Детям предлагается рассказать - что больше всего их заинтересовало, что им запомнилось во время занимательной деятельности, во что бы им хотелось поиграть, что интересно они узнали и что им бы захотелось узнать еще.

    (Слайд №17) Мастерская “Волшебные ручки”. Поделки

    валентина литвинова
    Почему опадают листья. НОД в старшей группе

    Задачи : формировать представления детей о том, почему опадают листья , закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира, познакомить с осиной и дубом. Развивать познавательную активность. Формировать эстетическое отношение к природе.

    Предварительная работа : наблюдение за деревьями на участке, разучивание стихотворений об осени, домашнее задание по желанию детей (подготовка докладов дома с родителями, разучивание игры «Дерево» .

    Ход занятия.

    Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

    Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

    Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки , летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

    Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев , идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

    Воспитатель : ребята, хотите узнать, почему осыпаются листья .

    Посмотрите, пожалуйста, на экран : сначала мы поговорим о том, зачем вообще дереву листья ?

    Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

    Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» .

    Почему желтеют листья осенью ? Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты, жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают ? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву .

    Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья . Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы , дерево спасает себя от засыхания в холодное время года. Игра «Дерево» . Воспитатель : ребята подготовили для вас стихотворение, давайте его послушаем. Осень в лесу. Осень лесу каждый год,

    Платит золотом за вход.

    Поглядите на осину –

    Вся одета в золото,

    А сама лепечет :

    "Стыну. " –

    И дрожит от холода. А берёза рада

    Жёлтому наряду :

    "Ну и платье!

    Что за прелесть!"

    Быстро листья разлетелись ,

    Наступил мороз внезапно.

    И берёзка шепчет :

    "Зябну.» Прохудилась и у дуба

    Позолоченная шуба.

    Спохватился дуб, да поздно,

    И шумит он :

    "Мёрзну! Мёрзну!"

    Обмануло золото –

    Не спасло от холода.

    (Из А. Гонтаря в переводе В. Берестова)

    Воспитатель : скажите, пожалуйста, о каких деревьях говорится в этом стихотворении. Дети : об осине, берёзе и дубе. Воспитатель : ваши друзья подготовили для вас небольшие сообщения об этих деревьях. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают о деревьях во время показа слайдов) . Осина осенью выглядит красочнее других. Этот вид может обладать самым разнообразным цветом кроны, создает неописуемо чудную картину, которую природа дарит всем. Кора ствола имеет светло-серый или зеленоватый оттенок, иногда с коричневатыми нотками. В вечернее время вид осины осенью можно перепутать с березой. Это связано с эффектом "свечения" ее коры. Она любит расти в овражках, возле водоемов, на опушках. Часто ее можно встретить в соседстве с березами и соснами. Осина осенью рядом с такими спутниками выглядит очень ярко. Весь букет красок и пересказать сложно. Совершая прогулку осенью по лесу или парку, можно сделать много умопомрачительных по красоте фото осин. Срок жизни этого дерева сравним с человеческим сроком. Редко осина живет больше 90 лет. Очень редко встречаются особи, которые прожили до 150 лет. Но довольно долго дерево может жить в своих поколениях поросли. Белоствольная берёза – краса смешанных лесов. С наступлением тепла начинается активное сокодвижение от корней дерева к веткам. Этот сок очень вкусный и полезный. В это время начинают набухать почки, и вдруг в один момент берёза покрывается нежной дымкой. Это появились на свет мелкие маленькие листочки . В мае берёза цветёт, а в конце лета разлетаются по земле её многочисленные семена. Всё лето листья питают дерево , дают ему силы для роста. Лист у берёзы тонкий , трепещет на ветру, мерцает, пропуская сквозь крону солнечный свет. Кора у берёзы со временем становится слоистой и плотной. Из неё можно сделать ковшик и вскипятить воду. Береста не боится ни огня, ни воды. Осенью берёза желтеет не вся сразу и по ней можно определить, какая будет зима. Если с макушки пожелтеет берёза, то зима будет суровая. Дуб – символ силы, долгожитель, старожил . Не зря существует пословица : «Держись за дубок – дубок в землю глубок» . Ветки дуба крепкие. Мощной кроной раздвигает своих соседей. Кора и древесина дуба содержат дубильные вещества, которые используют при выделке шкур. Древесина – крепкая и упругая. Потрогайте листья дуба . Они жёсткие, кожистые, испаряющие мало влаги. Так выглядят листья тропических растений. Дубы – теплолюбивые. Их родственники в Монголии – вечнозеленые. Поэтому осенью дубы неохотно расстаются со своими листьями . Порой и снег уже выпал, а сухие листья дуба всё ещё шелестят на холодном ветру. А семена (жёлуди) созревают не летом, а поздней осенью. Ими кормятся белки, кабаны и сойки. Физкультминутка "Листочки ". Листья осенние тихо кружатся, (дети поворачиваются вокруг себя) Листья под ноги тихо ложатся. (дети приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (дети ногами имитируют шелест листьев ) . Будто опять закружиться хотят. (дети присаживаются на стулья) . Воспитатель : дети, посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите, как называются деревья. Дети называют деревья. Игра «Назови, чей листочек » . Воспитатель раздаёт детям листья с разных деревьев . На экране появляются деревья и ребята должны поднять листья того дерева , которое они видят и назвать чей листочек . Клён - кленовый; липа – липовый; берёза - берёзовый; дуб – дубовый; ива – Ивовый; каштан – каштановый. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей, почему осенью опадают листья . Воспитатель : скажите, пожалуйста, чьи ответы вам понравились больше и почему . Сюрпризный момент. Почтальон приносит посылку от осени : в ней лежат листочки , которые дети должны раскрасить по- своему желанию и яблоки.

    Публикации по теме:

    Задачи: продолжать знакомить детей с осенью, сезонными изменениями в природе, с жанром изобразительного искусства пейзажем; закреплять.

    Конспект занятия «Узор на полосе» (бутоны и листья) в старшей группе Тема: «Узор на полосе» (бутоны и листья). Цель: Выявить знание о декоративно прикладном искусстве. Программные задачи: Закрепить знания.

    Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Актуальность. Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий.

    Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Листья,листья, листопад» Автор работы: Купянская Галина Владимировна.

    Комплексное занятие в старшей группе «Листья падают, шуршат - это листопад» Цели: учить детей рисованию с использованием нетрадиционного метода; развивать мелкую моторику; корригировать мыслительную деятельность;.

    Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на.

    Конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают» подготовительная к школе группа. Цели: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать.

    Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада. Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада.

    НОД «Листья на деревьях» в первой младшей группе НОД на тему: «Листья на деревьях» Программное содержание: Образовательные: Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт деревьев, использовать.

    Занятие по развитию речи в старшей группе «Почему у бурундука на спине полоски?» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема «Почему у бурундука на спине полоски? /по эвенкийской сказке «Медведь и бурундук»/». Цель:.

    Библиотека изображений: