О колдовстве и порче.

  1. «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
  2. «Бесноватые взывают: "Я душа такого-то человека!". Но и это - хитрость и обман дьявола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушателей».
  3. «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
  4. «Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».
  5. «Гадатель — это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину».
  6. «Что, например, значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно».

Святитель Иоанн Златоуст

«Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».

Святитель Василий Великий

«У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь».

Святитель Григорий Нисский

Что делать с соседями, которые колдуют, желают зла, часто подбрасывают в огород наговоренные вещи? В мире с ними жить не удается. Как молиться, когда презирают, незаслуженно, безвинно обижают?

Когда человек для укрепления здоровья едет на курорт, в санаторий, то он принимает все назначенные ему процедуры, в том числе и грязевые ванны. Он даже платит за это деньги и благодарит врачей, когда они обмажут его всего черной грязью. Намажут - он черный и ходит. Но почему-то мы не благодарим тех людей, которые безплатно нас поливают грязью. Ведь клевета, сплетни, презрительные слова - это та грязь, которая лечит нашу душу. Ее надо с радостью принимать, зная, что идет очищение нашей души.

Господь сказал: "Терпением спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется". А как приобрести терпение, если его нет? Такому человеку Господь дает уроки терпения и смирения. Например, соседи озлобляются, шумят, ругают, клевещут. Если мы не будем соседей ни в чем обвинять, будем Бога благодарить и считать, что соседи посланы нам для выработки терпения, то душа наша быстро станет здоровой, А в здоровой душе нет ни обид, ни раздражения. В ней сострадание к падшим во зле, в ней любовь и милосердие, в ней Сам Бог.

Или постигла человека серьезная болезнь - рак. Это прекрасная возможность все, что было неправильного в жизни, исправить, поисповедовать грехи, покаяться и причаститься. Человек может встать на правильный путь, пусть даже за один месяц, за неделю до своей кончины. Господь принимает и "в одиннадцатый час", а награду всем обратившимся к Нему дает одинаковую - спасение. Главное, какими мы перейдем в потусторонний мир. С добрыми делами, со смирением и чистой душой или с грехами нераскаянными. Это самое страшное состояние, когда душа отягощена грехами.

Да, злые духи нас донимают, но только по попущению Божию. Господь лучше нас самих знает, что полезно нашей душе и, желая ее очистить, как любящий Отец дает нам горькое лекарство, а когда надо пожалеть, то утешит, ободрит.

Без воли Господней никто не имеет власти над нами: никакая бабка, никакой дед, никакой колдун. Если Бог не попустит, никто не может нам причинить вред. Когда человек постоянно ходит в церковь, он находится под особым попечительством Бога, и Господь защищает его от всякого колдовства. Надо только быть верным Господу до самой смерти. Если же вдруг случится человеку забыть о своем Отце Небесном, изменить Ему, перестать Ему молиться, Отец все же не забудет его. Наоборот, будет стараться вернуть к Себе заблудшего сына. И для этого может напомнить о Себе бедами, болезнями и скорбями. А избавиться от обиды на вредящих и злословящих можно так. Заранее настроить себя, что те люди, которые причиняют нам зло, - орудия воли Божией. Молите Господа: "Господи, помоги мне все это перенести!" Мы ведь гордые, больные, испорченные. Почему человек обидчив? Почему, когда ему слово скажут, чтобы в чем-то его поправить, он взрывается: "Как это: мне подсказывают? Разве вы не знаете, кто я такой?" Это болезнь души. За какое место ее ни тронь, везде той душе больно. А в Царстве Небесном нужны здоровые люди, крепкие духом.

У нас бабушка некрещеная и неверующая, ходит на сеансы одного колдуна (он ей как-то помог вылечить ноги). Мы ходим в храм, воцерковилисъ. Бабушка нас проклинает: "Как вы стали в храм ходить, из-за вас у меня жизнь пошла наперекос ". Как нам защититься от этого?

Не бойтесь и не волнуйтесь. В Библии сказано: незаслуженное проклятие Богом не принимается. А то, что бабушка вылечилась, знайте: и у дьявола есть свои прихожане. Он им тоже помогает - на время. Лишь бы только оторвать от Бога.

Если такие бабушки не обращаются за помощью к Богу, идут к знахарям, к колдунам, к слугам диавола, они в страшных муках умирают и добровольно предают себя в ад на вечные муки.

Смотришь, по телевидению говорят: "Я -- колдунья четвертого-пятого поколения. Лечу от испуга, от сглаза, от винопития, исцелю от всех болезней, дам удачу в любви и бизнесе". Эти "лекари" лечат не с помощью Божией, не советуют идти на исповедь, исповедовать грехи. А ведь именно на исповеди Господь прощает раскаявшихся грешников и дает благодатную силу на борьбу с грехом, исцеляет.

Цель этих "лекарей" - оторвать народ от веры в Бога. Может, они и не хотят людям зла, но все же служат Дьяволу. Сами попали к нему в сеть, и демоны их постоянно мучают, заставляют "лечить". И если колдун не выполняет волю своих хозяев - злых духов, сильно мучается. Такая вот "работа" у колдунов, потому что они добровольно отдали душу демону.

Людям, которые обращаются к такому колдуну, демон как бы помогает. Сам демон жизни в Боге не имеет, он не способен творить добро. Происходит временное "улучшение" - душа страждущего попадает в плен, а потом болезнь с еще большей силой возвращается. Бабушка ваша не зря проклинает: и ее бесы взяли в оборот, начали мучить, заставляют исполнять их волю. А вас Господь за молитвы и верность Ему хранит, ограждает от проклятий.

Известно, что в храм ходят не только православные, но и экстрасенсы, и даже колдуны. Знаю, что некоторые прихожане смущаются. Боятся: вдруг колдун во время службы что-то наколдует или экстрасенс подействует. Как успокоить таких людей?

Если колдуны, маги, чародеи всего мира соберутся и будут колдовать против вас и Бог не попустит им повредить вам, ничего они сделать не смогут! Без воли Божией ни один лист с дерева не упадет, ни один волос с головы человеческой. Колдуны над православными верующими власти не имеют! Запомните это все. Над кем же они имеют власть? Тот, кто в церковь не ходит, Богу не молится, молитв не знает, не защищен ничем. Но и таким колдуны навредить не смогут, если это Бог не попустит. А попустить Он может для того, чтобы пробудить от спячки безверия, привлечь к Себе в объятия Отчие. Он напоминает человеку, что без веры Христовой его ждет бездна. И зовет его к покаянию и исправлению.

"Не бойтесь никого, кроме Бога одного!" А люди верят больше в колдунов, нежели в Бога. Стоит человек в храме пред Богом, просит у Него защиты и покровительства. И что? Неужели Бог попустит прямо тут кому-то вас испортить? Нет. И благодать после причастия колдун не отнимет, ее отнимет наша злая воля и греховные привычки, наши страсти. Мы нагрубим ближнему, осудим его, а потом ищем виноватого - колдуна. "Злоречивые Царства Божия не наследуют", - сказано в Священном Писании. Туда входят только добрые, смиренные, светлые души.

Все свои силы надо сконцентрировать на мысли: "Я ноль, я ничто без Бога. Живущий Бог во мне - все. И я должна стараться быть чистой, чтобы Он жил во мне Своею благодатию!" Когда мы привыкнем к этой мысли, смиримся, и это будет постоянным состоянием нашей души, тогда Господь будет совершать через нас чудеса, явит Свою силу. Сказано в Священном Писании: "В немощи человеческой сила Божия совершается".

У меня цыгане забрали фотографию и теперь насылают на меня нечистого духа. Что делать? Сможет ли антихрист поставить печать на мое фото?

В Священном Писании нет указания, что будут ставить печать на изображение человека, на его фотографию. Там сказано, что будут ставить на лоб и на правую руку. Так что бояться не надо.

И цыгане Вам ничем повредить не могут. Всем православным христианам надо помнить: пусть соберутся все колдуны, маги и чародеи, чтобы повредить и будут колдовать, если Бог не попустит, они ничего не смогут сделать.

Если Вы духовно чувствуете себя неблагополучно, советую думать не "что мне цыгане плохого делают?", а "что я сделала в своей жизни плохого?" Не надо никого обвинять: ни цыган, ни колдунов. Надо вспомнить: "Какие грехи за мной?" Возможно, есть грехи тяжкие, смертные, нераскаянные. Может, Вы на исповеди в этих грехах не каялись, стыдились? А они-то и являются камнем преткновения между Богом и Вашей душой.

Господь попускает колдунам причинить нам зло с благой целью: чтобы мы оглянулись на свою неправедную жизнь, раскаялись и начали жить свято. И тогда ни один чародей нам не навредит - благодать Божия покроет и защитит нас.

К преподобному Антонию Великому привели бесноватого и просят: "Выгони из него беса!" Начал преподобный читать молитву и говорит: " Бес, выходи из него!" А тот спрашивает: "Куда мне идти?" Антоний отвечает: "Входи в меня". - "Я в тебя боюсь, в тебе Дух Святой! Мне там места нет!"

В храмах часто можно видеть и слышать бесноватых. Люди, видя их, начинают закрывать рот, боясь, что через рот бес в них войдет. Был такой случай. В одной женщине закричал бес: "Что ты рот закрыла? Я в тебя не войду, в тебе мой друг, бес блуда сидит!" Там "хатка" уже занята. Когда же в человеке Дух Святой, места злым духам там нет.

«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека говорящего ложь…»

Притчи Соломона 2:10-12.

О колдовстве

Магия вошла в жизнь человека после грехопадения. Первыми людьми, обратившимися к магии, стали потомки Каина, которые, отступив от поклонения Истинному Богу, впали в язычество и стали поклоняться дьяволу и злым духам.

Интерес к оккультизму связан с двумя важными чертами нашей человеческой природы: во первых, мы существа, наделенные глубокой тягой к духовному миру; во-вторых, мы существа, ставшие после грехопадения глубоко уязвимыми, физически и эмоционально.

Вспомним Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 9-12).

Сегодня «чародеи и ворожеи» себя называют по-другому — экстрасенсы , целители, маги, ясновидящие, гадалки. Но суть не изменилась — это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте.

Часто люди обращаются к оккультизму и всякого рода магам и целителям в связи с безысходностью своего положения, когда их душа не справляется с грузом легших на нее проблем. Когда исчерпаны житейские средства, выбор невелик: либо остановиться среди суеты и в покаянии поднять голову к Богу – либо заложить в духовный ломбард колдуна последнее, что осталось – душу.К Богу такие люди еще не пришли, или их вера не достаточно крепка и потому они обращаются к экстрасенсам, магам и народным целителям. В маловерной душе отчаянно возникают мысли: а вдруг получится. Огромные деньги готовы люди отдать ради желаемой цели. А тут как раз оккультизм предлагает чудодейственное средство для быстрого и эффективного решения проблемы.
В этой связи необходимо вспомнить, что современный человек – это, прежде всего, любитель комфорта. Земное благополучие для него – первостепенная ценность. Поэтому всякий серьезный недуг, бедствие, неприятности он воспринимает как препятствие к счастью. Соответственно, снять это препятствие он стремится любой ценой, только бы благоденствовать. И главное, человеку хочется получить облегчение сразу – совершил ритуал, произнес заговор – и все готово. Традиционный способ решения проблем кажется слишком долгим и утомительным, обратиться к Богу с должной верой не хватает душевных сил,это трудно для человека и требует многих усилий (признания своей греховности, покаяния,отказа от греховной жизни), а оккультизм представляется простым, доступным и легким. Таким образом, по сути, оккультизм – это отказ от упования на Бога. Конечно, в большинстве случаев у людей он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним. Как говорит Бог через пророка Иеремию: « Меня источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды»(Иер 2:13).
И поэтому хитрость сатаны как раз в этой области такая большая, что большинство людей совершенно ослеплены, и им не приходит даже мысль, что они уже делали когда-то или еще делают то, что называется «суеверие и колдовство». Если людей спрашиваешь об этом, они очень возмущаются или, смеясь, размышляют об этом, и отрицают, что когда-либо такое делали. А если кто и признается, что занимался этим когда-то, то просто из-за привычки или шутки ради, но, по их утверждению, они в это никогда не верили. Но все же суеверие, даже если ему дается место в шутку или несознательно, приводит человека под внушающее демоническое влияние, которое начинает руководить в повседневной жизни человека посредством воздействия на его подсознание, обитая в скрытых глубинах жизни души. Человек подпадает сознательно или несознательно в долговое отношение с сатаной и под власть демонических сил, которые стоят за суеверием и колдовством, тем самым отдавая им свою бессмертную душу.

Священное Писание и Предание относят магию к самым тяжелым грехам. Все виды оккультизма: призывание духов, колдовство, ворожба, попытки узнать судьбу по звездам, и т.д. по закону Моисея наказывались смертью – побиением камнями.
Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор. 18:10-13)

И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6)

Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22:18)

За эти преступления пророки предвозвещали горе не только самим чародеям, но и народу, который слушал своих обольстителей. Волхвование в Ветхом Завете приравнивалось к отречению от Бога и поклонению идолам. Царь Саул, поколебавшись в вере в Бога, перед сражением с филистимлянами вопрошал волшебницу об исходе боя. Библия открывает нам, что за грех царя он и его дети пали на поле битвы, войско было разгромлено, а народ попал в тяжелую зависимость от филистимлян.
В новозаветной Церкви всякий вид волхвования рассматривается как тягчайший грех. В «Деяниях апостолов» и житиях святых описана борьба апостолов и учеников Христа с колдунами и магами. Например, в книгах святого Климента Римского рассказывается о борьбе апостола Петра с Симоном Волхвом, которая окончилась поражением и смертью мага.
В зависимости от вида суеверия и колдовства можно больше или меньше впасть в душевное стеснение и духовное рабство, с проявлением многообразных последствий в различных формах и степенях.

Последствия в духовной области

Упорное неверие, замкнутость и внутреннее сопротивление Слову Божьему. Ожесточение и огрубение человеческого сердца к голосу Святого Духа и Слову Божьему. Равнодушие и безразличие в вопросах спасения души и Царствия Божьего. Потеря страха перед Богом и Его судами. Препятствия для пробуждения и покаяния других, вследствие чего попадают под проклятие целые края. Половинчатые или фальшивые покаяния без настоящей уверенности в спасении и действительного мира. Постоянное сомнение после покаяния и причастия в правде божественных обетований и спасающей силы Тела и Крови Иисуса Христа. Духовное высокомерие, самоправедность и «религиозное помешательство».

Последствия в душевной области

Непримиримость, ясно выраженное упрямство, жуткое своенравие, ослабление воли или рабская покорность чужой воле, привязанность к личностям, голодовка (отказ в приеме пищи). Жажда мести, любовь к сплетням и к клевете, вспыльчивость, помешательство. Задиристость и страсть к ссорам в семье, жадность, клептомания (страсть к воровству), богохульные мысли, страсть к выпивке и разврату, мерзость со скотом, усиленная блудная страсть. Сквернословия, меланхолия и душевная депрессия, мания преследования, безнадежность, приступы боязни, боязнь пространства, тяжелые сны, удушье, лунатизм, ходьба во сне. Мучения, внутренние голоса, навязывание представления, навязывание действия, мысли о самоубийстве и т.д.

Последствия в области тела

Определенные наследственные предрасположения и болезни, которые необъяснимы для врача. И, наконец, состояние одержимости, то есть овладение тела злыми духами.

Множество христиан, оставаясь в плену у сатаны, не могут продвинуться вперед в делах добродетелей и веры. На этой почве возрастает много заблуждений, фальшивых путей, нетрезвости. Поэтому многие армяне считающее себя чадами Армянской Апостольской Церкви, не знают, а порою и не верят в воскресшего из мертвых Христа, не верят в Страшный Суд и воздаяние за грехи. Не знают, что является грехом, а что добродетелью, не знают и молитвы «Отче наш». Не читают Святое Писание, хотя и имеют его у себя дома как некий талисман на счастье. Как постоянная грязь на теле является благоприятной почвой для опасных микробов, так к душе, которая постоянно носит в себе греховную нечистоту, найдут путь демоны.

Конечно, есть просто жулики, почувствовавшие массовый спрос на такие «услуги» и решившие с помощью примитивных фокусов и манипуляций заработать на человеческой доверчивости. Тоже, конечно, грех, но если бы все колдуны и маги были просто мошенниками, Церковь не приравняла бы этот грех к убийству. Люди, занимающиеся оккультной практикой, обращаются за помощью к темным силам, и это неизбежно ведет к тяжелейшим болезням души — в первую очередь самих целителей, но и тех, кто к ним обращается. Многие люди после такой «помощи» заболевают психически. Любой священник знает о последствиях обращения к колдунам, экстрасенсам, целителям — на исповедь часто приходят люди, ранее обращавшиеся к колдунам.

Если человеку когда-нибудь по глупости или незнанию приходилось обращаться к «целителю» или колдуну или если человек сам практиковал оккультные занятия: спиритизм, фэн-шуй, то ему следует, если он не крещен, то в первую очередь покреститься. А если же человек крещен, то ему надо приступить к таинству покаяния, которое святые отцы называют «вторым крещением». Через искреннюю и полную исповедь происходит исцеление и возрождение человека, который испытал воздействие падших духов.

Падший человек возрождается в таинствах крещения и покаяния. В крещении душа очищается от всех грехов и благодатью Святого Духа освящается, чтобы полнокровно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Он получает все необходимое, чтобы со временем иметь духовные плоды и спастись.

Человек, покаявшийся в общении через колдунов с падшими духами, лишь положил начало возрождению. Но одно дело Божье прощение (Господь принимает покаяние и на Суде не вменит человеку раскаянный грех), а другое дело — исцеление души. Прибегнем к аналогии. Чем тяжелее телесная болезнь, тем труднее лечение, тем продолжительней бывает реабилитация. Так и в духовной жизни. Любой смертный грех, как тяжелый духовный недуг, подрывает здоровье души, травмирует ее. И чем больше душа травмирована грехом, тем труднее избавиться от последствий. Нужно шаг за шагом возрастать духовно, глубже входить в церковную жизнь, участвовать в церковных таинствах. И все равно бесы долго (годами, десятилетиями) не отпускают таких людей, продолжают считать их своими. Очень трудно избавиться от последствий обращения к колдунам. Такие люди вызывают сострадание, но они должны сознавать, что от них требуется подвиг ради спасения. И если человек имеет такую решимость, Бог ему всегда придет на помощь.

Надо отметить, что человек не меньше страдает, если попал к шарлатану, потому что он шел к «целителю». Все равно, велика вероятность, что его настигнут бесы.

Излюбленным приемом демонических сил являются попытки выдать свои действия за действие благодати Божией.Поэтому,некоторые «целители», для того, чтобы привлечь к себе доверие пациентов, во время своих сеансов используют иконы, молитвы и даже крест, но при этом незаметно совершают какие-либо богохульные действия. Например, во время сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения, и в какой-то момент плюет рядом с крестом, то есть, таким образом, хулит Христа и поэтому дьявол ей помогает.

Дьявол (греч. diabolos - клеветник) – падший ангел, восставший против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру.

Наша жизнь, здоровье, долголетие — все в руках Божьих. Одним болезни посылаются за грехи, а людям, внимательным к своему внутреннему миру — для духовного совершенства. В любом случае мы должны обращаться только к Богу. Невозможно лечить тело, не врачуя душу. Причина болезни остается.

Люди, которые идут за исцелением к колдунам, отдают под залог свою душу. Она становится пленницей. Кто-то надеется вылечить радикулит, девушка хочет привлечь внимание молодого человека, иной идет ради экзотики и суетного любопытства — все они заключают договор с диаволом. Ничего не подписывают, не ведают даже о происходящем, но соглашение вступает в силу. Результат этого договора — потеря души. Если, конечно, вовремя, пока живы, не поймут и не покаятся.

Что касается «способностей» оккультистов, то это слово нельзя понимать буквально. Бывают способности математические, музыкальные и другие. Они даны человеку Творцом от рождения. Колдуны своих способностей не имеют. То, чем они пользуются, принадлежит демонам. Они лишь знают, как использовать это для своих целей. Полноценному воцерковлению мешают не их мнимые способности, а бедственное состояние души, которая истощена и травмирована. Но надежда всегда жива. Господь сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19, 26). Христианство — религия воскресения. Воскресение наших тел будет в конце времен, а души, духовно мертвые, могут воскресать сейчас. По благодати Божьей! Но чтобы темное прошлое действительно стало прошлым, необходим подвиг. Не нужно упрощенно думать, что достаточно лишь начать регулярно ходить в храм. Даже в менее страшных случаях отрицательные духовные навыки живучи.

Надеемся, что для читателя очевиден тот факт, что единственным в мире источником благодати Божией, защищающей человека от воздействия демонов (злых духов), является Церковь Христова и её Таинства (крещение, покаяние, причащение и т.д.). Так не будем же забывать слова Господа, который через ветхозаветных пророков говорит нам:
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш».

О Суеверии

Суе, или всуе — напрасно, даром, попусту, без пользы, без толку.

Суеверие — ошибочное, пустое, ложное верованье во что-либо.

Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. И суеверный думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды. Где тут логика объяснить никто и никогда не сможет, потому что её просто нет.

Суеверия порождены магическим сознанием общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что для грехолюбивого естества человека более удобно, тогда как вера в Бога требует серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.

Именно магизм выражается в суеверном представлении о влиянии отдельно взятых, как бы символических действий на благополучие или неблагополучие нашей жизни. Например, существует прочное убеждение, что при закладке фундамента в угол нужно непременно положить монету – на счастье. Не молитва, не чин освящения выступают в народном сознании на первое место, а сложившийся веками обычай полагать монету – как бы символ богатства и благоденствия дома – в основу его фундамента. «Соблюди ритуал – не пожалеешь», – говорят в таком случае.

В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. С незапамятных времен считается не принятым пожимать руку через порог, ибо, знает народная мудрость, после этого такие люди обязательно поссорятся. Подобный обычай вторгся даже в народно-церковные взаимоотношения, так что уже нельзя спрашивать благословения через порог или же находясь на ступеньках (видимо, чтобы не поссориться с батюшкой).

Во многом суеверия поддерживаются на уровне быта, который перестроить крайне трудно. Воспринимая в детстве суеверия и приметы, озвученные взрослыми, ребенок уже возрастает с ними как с чем-то вполне для него естественным. Ведь у ребенка еще нет критического мышления, а повзрослев, он уже привык так поступать и думать. «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас» (1 Кор. 12: 2) , – говорил апостол Павел. Остается в психике некий детский слой, который проявляет себя и по приходе в зрелый возраст. А сами суеверия, по сути, есть остаток язычества.

Суеверие есть слепое принятие мнений, рожденных человеческим невежеством (но невежеством не столько интеллектуальным, сколько духовным). Если суеверному придет письмо с указанием переписать это письмо 20 раз подряд – и тогда «станешь счастливым», он, не задумываясь, сядет переписывать. «Письма счастья» – это пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их размножить и распространить далее. Магизм подобного обычая ярко проявляется в том, что надежда на личное счастье суеверно соединяется с самим фактом бездумного, механического копирования письма, в страхе за невыполнение подвергнуться бедствиям. Перефразируя известную поговорку, предложим пословицу: «Скажи дураку, какой ритуал принесет ему счастье, он расшибется, но выполнит». Скажут ему: поплюй через левое плечо, чтобы высказанное желание сбылось, он тут же начнет отплевываться. Скажут: как проведешь первый день года, так и весь год пройдет, он будет неумеренно веселиться в ночь на 1 января, чтобы заполучить беззаботность на целый год жизни.

Причем даже люди, вроде бы ни во что не верящие, суеверно исполняют какую-нибудь примету ради мнимого благополучия. Иногда даже в квартирах цивилизованных горожан можно увидеть над входной дверью подкову. Это очень хорошо иллюстрирует тот анекдот, в котором посетитель, увидев над дверью дома прибитую подкову, спрашивает хозяина: «Неужели вы верите в приметы?» «Нет, – отвечает хозяин, – но говорят, что это помогает даже тем, кто не верит». Найдется «специалист», который вам скажет, правильно ли вы повесили эту подбивку для лошадиных копыт: если дугой вверх, то неправильно, ибо счастье из дома будет уходить, а если дугой вниз, то правильно – счастье само теперь направится в вашу квартиру.

Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это, как мы сказали, требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам. Происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться – суеверие есть компенсация подлинной веры. И в то же время это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с чем-то потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и пресловутой подковы, которую для счастья вешают над входом в дом, предметов от «сглаза» и т.д. А где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями. И в то же время – еще раз повторим – суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы, через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это – некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.

Прежде же всего суеверия есть внутренние узы, которые человек налагает сам на себя. Это множество невидимых цепей, которыми внутренне скован человек, так что он уже не может свободно жить, а все время чего-то боится, озирается, настораживается. Так, повальный страх вызывает необходимость возвращения сразу же по выходе из дома: пусть ты забыл очень нужную вещь, вернешься – все, сам виноват в дальнейших бедах. Некоторые на всякий случай смотрят в зеркало, как будто твое же собственное отражение отменит повисший над тобой «рок». Вообще народные приметы и суеверия большей частью пронизывает откровенный пессимизм. Принцип максимального невезения имеет свою шутливую формулировку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно случится». На то, по мысли суеверных людей, нам указывают народные приметы и всевозможные предзнаменования.

Суеверие пропитывает жизнь человека, не утвержденного умом и сердцем в христианской вере.

Даже отношение к церковным святыням может стать вполне суеверным. Это случается тогда, когда человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладанку, кулон с образом святого, не вспоминая при этом ни о Боге, ни об элементарных правилах безопасности. Например, такое случается, когда автолюбитель не пристегивается ремнем безопасности с тем оправданием, что автомобиль освящен и на передней его панели помещена икона. Мы видим здесь глупость, прикрытую благочестием. Человек игнорирует принятые правила безопасности, как бы считая, что Бог подаст ему беспечальную езду в связи с самим фактом присутствия святыни. Конечно, уместен вопрос: зачем же тогда автомобили вообще освящают и помещают внутри них иконы? Автомобили освящают потому, чтобы они были так же, как и христиане-водители, осенены благодатью Божией, а значит, избавлены от присутствия темных сил, способных только вредить. В таком случае, действительно, возможно избавление от ряда ситуаций, в коих авария провоцируется искушением демонических сил, допустим, внушающих мысль неоправданного маневра или склоняющих водителя ко сну.

Что же такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.

Мы уже говорили, что суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере. Подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе подобного человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия и приметы, будто бы влияющие на нашу жизнь. Итак, суеверный не столько верит во что-то, сколько боится. Его постоянно преследуют страхи, и в самых суевериях он ищет способ защиты от них. Суеверность наиболее обостренно проявляется у людей тогда, когда они испытывают сильные переживания или трудности, когда перед ними стоит вопрос о преодолении ряда проблем, необходимость выбора или принятия решения, сдача серьезного экзамена или выполнение ответственного дела.

Кроме того, в душе есть потребность психологически упорядочивать свои действия, опираясь на какие-то ценности. Обращая внимание на суеверные обычаи, человек невольно выстраивает собственное мировидение по определенному строю, системе, старается контролировать собственные поступки в согласии с этой системой, посредством чего обретает психологическую уверенность в правильных или неправильных действиях. Это дает успокоенность и имитацию стабильности в жизни. Например, люди, как принято, сидят перед дорожкой, а сидят на самом деле лишь потому, что через это они успокаиваются и подсознательно настраиваются на то, что расстаются не навсегда. Огибая путь, пересеченный черной кошкой, человек психологически настраивается на лучшее: он якобы избавил себя от возможной беды.

Таким образом, суеверие – это способ самозащиты, способ поверхностный, когда человек интуитивно ищет невидимой помощи, проявляемой посредством внешних событий, примет и действий как символов духовной реальности, влияющей на нашу судьбу. При этом сердце человека спит, он остается в некой самоуспокоенности, машинально выполнив суеверный обычай или положившись на людскую примету.

Подлинная же вера затрагивает глубины души человеческой, когда пробуждается сердце, и христианин предстоит пред Богом с чувством Его живого рядом присутствия. В таком случае он понимает, что жизнь управляется не стихией таинственных сил, а Промыслом Божиим, то есть Его чуткой и мудрой заботой о нас.

Суеверию присуща та особенность, что основное значение придается чему-то совершенно незначительному, случайному, несущественному, тогда как на главное, существенное и значительное не обращается почти никакого внимания. В этом смысле суеверие, опять-таки, кардинально отличается от истинной веры. Ибо, когда речь идет о вере, человек осознанно, всем своим существом обращается к Богу, живое присутствие Которого чувствует сердце верующего. Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства здесь становятся критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать.

Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам подгоняет свою судьбу под суеверия и приметы, выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов.
А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1).

Используемая литература:

Архимандрит Гевонд – О сущности магии и суеверия

Иеромонах Иов (Гумеров) – Существуют ли колдуны

Игумен N – Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны

Валерий Духанин — кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии – О суеверии и подлинной вере

Ведьмы, колдуны, экстрасенсы открыто сегодня появляются на телеэкране, предлагают свои услуги. Все больше мы видим книг, посвященных магии. Это не удивительно! Посмотрите, как мы живем, какие у нас идеалы, к чему стремимся. Грешим, погрязли в разврате, страстях и пороках — вот и развелось множество служителей сатаны, которые пытаются ад вытащить на землю. Как же человеку защититься от колдовских воздействий?

Начинают заниматься колдовством те, кто стремится к могуществу и власти, чтобы получитьжелаемое, даже не прилагая усилий. Для достижения результатов и используют заклинания, чары. Как правило, по этому пути идут самолюбивые, тщеславные люди.

Только не все так просто. Подписываясь на зло, человек становится рабом темной силы. А когда он перестает колдо-ватьи творитьзло, бесы начинают его истязать. Колдуны при этом испытывают физическую больи тяжелые психические страдания.

Лишь придя в церковь, принеся Богу искреннее покаяние, есть шанс от этого воздействия избавиться.
Иногда на отчитках бесы проговариваются: "Мы сейчас верующих запугали колдовством. Пускай забудут, что на все воля Божия" .

И действительно! Порой мы забываем, что и волос с головы нашей не упадет без ведома Божия. Если человек ведет православный образ жизни — исповедуется в своих грехах, причащается, не держит ни на кого зла, то никакое колдовство не может повлиятьна него.

А если у вас естьсмертные грехи, скрытые пороки, если внутри живы страсти, которым вы служите и не каетесьв этом, не стремитесьисправиться, то от порчи или колдовства вы не защищены.

Старец Паисий Афонский рассказывает, как муж одной женщины спутался с колдунами и не хотел даже надеватьна себя нательный крестик.

Чтобы хоть как-то ему помочь, она вшила маленький крестик в воротник его пиджака. Однажды мужчине надо было пройти по мосту на другую сторону реки. Поднявшисьна мост, он услышал, как некий голос внушает ему: "Анастасий! Анастасий! Сними-ка ты свой пиджачок, чтобы мы вместе с тобой прошли по мосту".

К счастью, погода стояла холодная, и он ответил: "Куда там снимать? Холод собачий!" — "Сними, — уговаривал его тот же голос, — сними, чтобы мы прошли по мостику".

Диавол хотел сброситьэтого человека с моста в реку, однако не мог этого сделать, потому что на том был крестик. В конце концов диавол смог отшвырнуть несчастного только к краю моста. Если бы не было холодно, мужчина снял бы свой пиджак, и тогда диавол сбросил бы его в реку.

Жизнькаждого человека — искорка, которая вспыхнула и угаснет, о чем мы, к сожалению, забываем. А ведьуже здесьвозможно человеку ощу-титьрайское блаженство или дыханиеада.

Оченьмного замечательных примеров того, как чувствовали себя праведники в этой жизни.

Вот строки из письма Льва Толстого, написанного в 1902 году, кстати, в самый разгар его антицерковной деятельности:

"В Оптиной пустыни в продолжение более 30 лет лежал на полу разбитый параличом монах, владевший только левой рукой. Доктор говорил, что он должен был сильно страдать, но он не только не жаловался на свое положение, но, постоянно крестясь, глядя на иконы, улыбаясь, выражал свою благодарность Богу и радость за ту искру жизни, которая теплилась в нем. Десятки тысяч посетителей бывали у него, и трудно представить себе то добро, которое распространилось на мир от этого лишенного возможности деятельности человека. Наверное, этот человек сделал больше добра, чем тысячи и тысячи здоровых людей, воображающих, что они в разных учреждениях служат миру" .

И напротив. Можно привести множество примеров, когда люди, ни в чем, казалосьбы, не нуждающиеся, на самом деле тяжело страдают. Внешнее благоденствие без чистоты совести, без веры в Бога и вечную жизньне могут датьчеловеку душевного комфорта, радости. Все им не в радость, дыхание ада они ощущают уже здесь, на земле.

Те, кто занимается колдовством, — несчастные люди, по доброй воле обрекающие себя на вечные муки. Вдумайтесь! Вечность — это то, что не кончается никогда.

Но Бог милостив. У каждого из нас всегда естьна-дежда на милосердие Божие, на спасение души. Нужно только обратиться ко Господу, примириться с Ним, покаяться и начать жить по Божиим заповедям.

Это не так просто, нужны немалые усилия, работа над собой. Зато какая радостьожидает душу после смерти!

Новогрудские Епархиальные ведомости (февраль 2010 г.)

Преподобный Ефрем Сирин: Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы.

Святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе.
Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
«Бесноватые взывают: "Я душа такого-то человека!". Но и это - хитрость и обман дьявола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушателей».

«Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».

«Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь...

Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия».

«Гадатель - это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину».

«Что, например, значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно».

Святитель Василий Великий:
Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами.

Святитель Григорий Нисский:

У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь.

В воспоминаниях В. И. Попова о путешествии со св. Иоанном Кронштадским от Архангельска до Москвы в 1890 году он рассказывает, как св. праведный Иоанн Кронштадский изгнал беса из одержимой женщины и приводит их последовавшую затем беседу:

«По отъезде со станции, во время пути, я вступил в разговор с о. Иоанном по поводу этого чудесного исцеления.

Батюшка сказал, что болезнь женщины-крестьянки - «от лукавого», что она «порченая», ибо действительно могут быть и бывают люди, до такой степени нравственно испорченные, до такой степени злые, гордые, ненавистники и мстительные, что они, так сказать, предались всецело дьяволу и, бесспорно, при его содействии, могут наводить на людей, которым они страстно желают причинить зло (или, вообще какое-либо несчастье, напр., болезнь), наводить зловредную дьявольскую силу.

Таким образом, по убеждению о. Иоанна, подобный же народный взгляд - не есть одно лишь только суеверие, но имеет совершенно реальную, фактическую основу.

Разумеется, это бывает там, где, с другой стороны, подготовлена для воздействия дьявольской силы благоприятная почва - душевное и телесное расслабление, как результат порочной жизни».
(И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский. Т. 2)

Афонский Патерик:
«Один монах случайно увидел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: «Ты меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне». «Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу!» - ответил монах. «Зачем же призывал меня, узнавая мои тайны?». С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога».

Лавсаик:
«Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил». Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: «Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего»».

Пролог в поучениях:
«Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: «Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?» И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление.

А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. «Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!».

Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: «Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола». После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: «Святитель Христов, помоги мне!».

Святитель сказал диаволу: «Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!». Диавол ответил: «Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!». Святой Василий сказал: «Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!». И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: «Господи, помилуй!». Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его».

Волоколамский патерик:
«Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) передал рассказ одного крестьянина: «Долгое время я был тяжело болен, всегда молился и призывал на помощь святого великомученика Никиту. Родственники советовали мне пригласить чародея. Но я отказался и продолжал усердно просить святого Никиту о помощи. В одну ночь слышу, двери дома отворились и входит светлый муж, обращаясь ко мне со словами: «Встань и выйди ко мне» - «Не могу, господин мой, я расслаблен»,- ответил я.

Он повторил: «Встань!» И вдруг я почувствовал себя здоровым, вскочил с постели и поклонился Пришельцу. Когда я вставал с земли, то увидел черного человека с огненным мечом в руке. Он хотел ударить меня, но светоносный муж остановил его: «Не его, но тех кто ходил к чародею». Черный человек исчез. Я спросил Пришельца: «Кто ты»? И услышал в ответ: «Я мученик Христов Никита и послан Христом исцелить тебя за то, что ты не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще 25 лет». После этих слов мученик стал невидим. С теми же людьми, которые посещали чародея, случилось несчастье: ночью их умертвил тот черный человек с огненным мечом».

Правила VI Вселенского Собора
с толкованиями Епископа Никодима (Милоша):
61 правило
«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».

Колдовство, гадание и подобные им дела порицает это правило как сатанинское дело и наказывает 6-летней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует во грехе, — подлежит вовсе извержению из церкви. Это касательно мирян. Если же священник в этих делах уличен будет, если он верит в гадания, или же сам предается колдовству и гаданиям? Об этом говорит 36-е правило Лаодик. Собора; Вальсамон же, в толковании этого (61) правила, замечает, что такой священник подлежит немедленному извержению из сана. И так как это — измена вере, то такой священник должен быть исключен и из церкви, ибо, занимаясь подобными делами, он из служителя Вечного Бога превратился в служителя диавола.

Правило 65
"В новомесячия, возжигание некоторыми пред своими лавками, или домами, костров, чрез кои, по некоему старинному обычаю, безумно скачут, повелеваем отныне упразднити. Посему аще кто учинит что либо таковое: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Ибо в четвертой книге Царств написано: и сотвори Манассия олтарь всей силе небесней, на дву дворех дому Господня, и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше и волхвования творяше, и сотвори чревовещателей, и волшебницы умножи творити лукавое пред очима Господнима, еже прогневати его (4 Цар. 21:5-6)".

И в этом правиле говорится об одном из языческих обычаев, о каковых обычаях уже упоминалось в нескольких трулльских правилах. У язычников, равно и у иудеев, существовал обычай праздновать день новолуния, дабы, по их мнению, быть счастливыми в течение всего месяца. Об этом обычае у иудеев говорится в данном правиле словами Священного Писания; в частности же о новолуниях иудейских и их празднованиях Господь говорит устами Исаии, что душа моя ненавидит их (1:14). Обычай этот состоял в том, что перед лавками и домами зажигали костры и прыгали через них в убеждении, что этим сжигают якобы все несчастья, которые иначе обрушились бы на них, и взамен их получат счастье. Этого обычая придерживались и некоторые из христиан времени Трулльского Собора, против чего издано это правило, угрожающее клирикам извержением, а мирянам — отлучением, в случае ослушания.

Правила святого поместного Собора Анкирского.
Правило 24
Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитв без приобщения Святых Таин.

Правила святого поместного Собора Лаодикийского
Правило 36
Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из церкви.

Нам известно постановление 61 правила Трулльского собора относительно мирян, занимающихся гаданиями.

Данное лаодикийское правило говорит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежат к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждает это самым категорическим образом под угрозой отлучения от церкви. Никита, канонист начала XII века, на вопрос об этом предмете, ссылается на 24 анкирское правило и на данное (36) лаодикийское, причем занятие гаданиями называет языческим делом (της εθνικής συνε&είας), недостойным христианского мира, а еще менее православной церкви (ούτε μην της ορθοδόξου εκκλησίας).

Это правило осуждает, кроме того, особо изготовление "предохранилищ" (φυλακτήρια), называя эти предохранилища или талисманы оковами души (δεσμωτήρια των ψυχών, animarum vincula) и предписывая каждого, носящего их, исключить из церкви. В Священном Писании упоминается об этих предохранилищах, употреблявшихся иудеями во время молитвы (Мф. 23:5), а именно они имели две повязки, причем на каждой из них было написано имя Божие и 4 стиха из Священного Писания. Одной из них они повязывали голову, а другой — левую руку, веруя, что каждый, носящий их, тем самым отклоняет от себя зло и получает все доброе.

Само собою понятно, что последнее является явным суеверием, противным учению о том, что в своей жизни человек должен всего себя предать Божьему Промыслу и, творя добрые дела, ожидать благ только от Промыслителя. Как таковой, обычай носить предохранилища, имел значение гадания, и естественно поэтому, что он обозначен на ряду с гаданьями по числам, звездем и т. п. От иудеев обычай носить предохранилища перешел и к некоторым христианам, которые носили их всегда на шее или во время болезни перевязывали ими больное место на теле. При том значении, которое имели в то время (в IV веке) предохранилища, вполне понятна та суровость наказания, которая налагается правилом на всех, делающих или носящих их.

Правила св. Василия Великого

65. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе.

72. Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца.

83. Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие неких в дома свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: год да будут плачущими, год — слушающими, три года — припадающими, и один да стоят с верными, — и так да приимутся.

Каноническое Послание Григория Нисского к Литоию Мелитинскому
Правило 3
Те же, которые приходят к чародеям или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинить некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению, данному им каким-либо несчастьем или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо если учинили это с отвержением веры, и с тем, чтобы не веровать, что Бог есть покланяемый христианами, то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Если же несносная нужда, овладев слабою их душою, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою, то и над сими также да будет явлено человеколюбие, по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостать мучениям.

13-е правило Номоканона:
«Чародей, он же волхв … если чародейством сотворит мужу и жене, да не совокупляются [современный термин: «отворот»] или чародейством соделает бурю, 20 лет да не причастится по 65 и по 72 правилу Василия Великого».

14-е правило Номоканона:
«Чародей и обаватель — одно и то же. Чарованием называют заклинания с призыванием бесов для совершения некоего деяния на вред иным людям, как например: расслабление членов, продолжительную болезнь, а также приковать на всю жизнь к постели или чтобы плохой жизнью стал жить человек, или чтобы жизнь ему опостылела и прочее сим подобное. … Чародеи и волшебники называются идолослужителями».

«Волхвы это те, которые якобы с благою целью призывают "благотворных” бесов, однако суть скверноубийцы и лжецы».

16-е правило Номоканона:
«Те, которые приводят волхва в дом свой к больному ради исцеления чародейством, пять лет да не причастятся по 24-му правилу Анкирского собора».