Образование франкского государства. Возникновение, развитие и раздел империи франков В чем причина образования франкского государства

Государство остготов. Теодорих.

Еще раньше, в 534 г., эта участь постигла государство вандалов наиболее жизнеспособным и динамичным оказалось Франк-ское государство . В 534 г. они завоевали государство бургундов. Дальнейшая история варварских государств связана с завоева-тельной политикой восточно-римского императора Юстиниана I . Помимо Северной Африки и Италии ему удалось отобрать в 551 г. у ослабевших вестготов ряд городов в Южной Испании: Картахену, Кордову, Малагу и др. Но развить успех византийцы уже не сумели. В 568 г., теснимые аварами, на Апеннинский полуостров вторглись лангобарды, в считанные годы овладевшие большей частью Северной и Южной Италии, после чего Константинополь перешел к обороне и уже не пытался расширить владения империи.

Тем временем в наступление перешло стабилизировавшееся государство вестготов. В 585 г. они положили конец независимости свевов и одновременно начали теснить византийцев, отвоевав южную часть полуострова к 636 г. Северная Африка оставалась в руках Константинополя до арабского завоевания в 60-е годы VII в. В начале VIII столетия арабы вышли к Гибралтарскому проливу, пересекли его и за несколько лет полностью уничтожили Вестготское государство.

Возникновение государства франков. Хлодвиг.

Племенной союз франков возник из объединения сигамбров, бруктеров, некоторых других нижнерейнских племен. Начиная с IV в. они выступают как федераты Римской империи и получают земли для поселения на крайнем севере Галлии. К концу существования империи франки контролировали территорию вплоть до Соммы.


В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486—511) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства — с конца V до конца VII в., обычно называемый меровингским периодом.

Меровинги — династия франкских королей, первая в истории государства франков. Правила с конца V до середины VIII века. После первого исторического вождя, Хлодиона, предание называет королем салических франков Меровея (середина V в.), от которого будто бы получила свое название династия Меровингов. Первым исторически достоверным представителем династии является Хильдерик I. Известен своей победой над алеманнами. Его сын Хлодвиг (466-511), ставший королем в 481 г., был истинным основателем франкского королевства; он объединил под своею властью франков, а также захватил всю Галлию Успехам Хлодвига в войне с вестготами способствовало принятие христианства. Ко времени сыновей Хлодвига относится присоединение области будущего Прованса.

При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507), при его преемниках — Бургундия (534); остготы уступили франкам Прованс (536). К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, аламаны и бавары, саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобард-ское) оно включило в свой состав.

История Франкского государства позволяет проследить развитие феодальных отношений от самой ранней стадии до преобладания на этой территории феодального уклада; от зарождения раннефеодального государства до его расцвета в виде первой на Западе Европы средневековой империи — Каролингской. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родоплеменных отношений. Соотношение тех и других было неодинаково на севере и на юге королевства. К северу от Луары романизация галльского населения в I — начале V в. была заметно слабее, чем на юге страны.

На первом этапе существования Франкского государства (конец V — конец VII в.) на севере Галлии позднеримская и варварская структуры существовали в виде различных укладов: разлагающихся рабовладельческого и варварского, родоплеменного, а также зарождающегося феодального (колонат, разные формы поземельной зависимости, дружинные отношения у франков), которому принадлежало будущее.

В конце VII в-фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов . Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (maiordomus — старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников небрежительное прозвище «ленивых королей».

После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего франкского государства. Это удалось ему потому, что в Австразии, где крупное землевладение было слабее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно значительный слой мелких и средних вотчинников, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении центральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевладельцев, подавления втягивавшегося в зависимость крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское королевство.

В Галлии V в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. В этой богатейшей провинции Рима (территория , почти совпадающая с нынешней Францией) проявился глубокий кризис, охвативший Империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI вв. захватить большую часть страны.

Основными судебными учреждениями страны, где рассматривалась подавляющая часть дел, были «суды сотни». Их форма на протяжении нескольких столетий не претерпела серьезных изменений. И это неслучайно. Чаще всех соприкасавшиеся с народом, постоянно и непосредственно вмешивавшиеся в его жизнь, суды должны были обладать не только принудительной силой, но и надлежащим авторитетом. И то и другое государственная власть на первых порах обеспечить в полной мере еще не могла. Сохраняя старую форму суда, сеньоры стремились использовать в своих интересах то уважение, которое суд имел у народа. Уже тогда, видимо, понимали и силу традиции - население привыкло к определенной форме разрешения споров.

Тем не менее постепенно, но неуклонно судебная власть сосредоточивалась в руках феодалов. Первоначально граф, центенарий или викарий только созывали мальберг - собрание свободных людей сотни, выбиравших из своей среды судей - рахинбургов. Суд проходил под руководством выборного председателя - тунгина. В состав суда выбирались, как правило, состоятельные, пользующиеся уважением люди. Но на судебном заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители (взрослые мужчины) сотни. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства .

Постепенно люди короля (его уполномоченные) становятся председателями судов вместо тунгинов. Каролинги завершили этот процесс. Их посланцы - миссии - получили право вместо рахинбургов назначать членов суда, так называемых скабинов. Обязанность свободных людей присутствовать на суде была отменена.

Последующее развитие феодализма привело к радикальному изменению всей судебной структуры. Сеньоры-иммунисты расширили свои права в области суда над крестьянами, живущими в их владениях. Приобрели черты иммунитета и судебные правомочия должностных лиц, а также высших иерархов церкви.

Войско. Структура войска медленно, но неуклонно эволюционировала от дружинной организации, сочетавшейся с народным ополчением свободных крестьян-франков, к феодальному рыцарскому ополчению. Военная реформа Карла Мартелла дала Каролингам сравнительно большое, хорошо вооруженное конное рыцарское войско, состоявшее из держателей бенефициев. Необходимость в народном ополчении отпала. Монархия получила возможность вести успешные завоевательные войны . Большое значение имела и надежность рыцарского войска в борьбе с народными восстаниями.

В начале IX в. Франкское государство находилось в зените своего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея на своих границах противника, равного ему по силам, оно казалось несокрушимым и незыблемым. Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада. Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей, ничем, кроме военной силы, не связанных. Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином государстве. В этот период экономика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных стабильных хозяйственных связей между отдельными районами. Отсутствовали и какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной раздробленности.

В 843 г. раскол государства был юридически закреплен в договоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти Италия).

Франки — это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен (сигамбров, хамавов, бруктеров, тенктеров и др.). Они жили к востоку от низовьев Рейна и разделялись, словно стеной, Шарбоньерскими лесами на две группы: салиев и рипуариев. Во второй половине IV в. франки заняли Токсандрию (область между Маасом и Шельдой), поселившись здесь в качестве федератов империи.

Оранжевым цветом показана территория обитания рипуарских франков во второй половине 5-го века.

Во время великого переселения народов главенствующее положение среди салиев заняла династия Меровингов. В конце V века один из ее представителей Хлодвиг (466- 511) встал во главе салических франков. Этот хитрый и предприимчивый конунг положил начало могущественной Франкской монархии.

Реймский собор — там, где присягают короли

Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство.

Последним римским владением в Галлии был Суассон с прилегающими территориями. Холдвиг, знавший по опыту своего отца о нетронутых богатствах городов и сел Парижского бассейна, и о шаткости властей, оставшихся наследниками Римской империи, в 486г. в битве при г. Суассон разгромил войска римского наместника в Галлии Сиагрия и захватил власть в этом регионе бывшей империи.

Чтобы расширить свои владения до низовьев Рейна, он направляется с армией в район Кёльна на алеманнов, которые потеснили рипуарских франков. Битва при Толбиаке произошла на поле Воллерхеймской пустоши близ немецкого городка Цюльпих. Это сражение чрезвычайно важно по своим последствиям. Жена Хлодвига, бургундская принцесса Клотильда, была христианка и давно убеждала мужа оставить язычество. Но Хлодвиг медлил.

Рассказывают, что в битве с алеманнами, когда неприятель начал брать верх, Хлодвиг громким голосом дал обет креститься, если одержит победу. В его войске было много галло-римских христиан, услышав обет, они воодушевились и помогли выиграть битву. Король алеманнов пал в сражении, его воины, чтобы прекратить смертоубийство обращаются к Хлодвигу со словами: “Пощади, мы подчиняемся тебе” (Григорий Турский).

Эта победа, ставит алеманнов в зависимость от франков. Территория по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна переходят к Хлодвигу...

Франсуа-Луи Арди Дежюинь — Крещение Хлодвига в Реймсе в 496 году

Холдвиг пожертвовал церкви немало богатств и сменил на своем знамени белое полотнище, на котором были изображены три золотые жабы, на синее, позднее, с изображением геральдической лилии, являвшейся символом святого Мартина, покровителя Франции. Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения.

Вместе с королем крестилась и значительная часть его дружины. Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Франки приняли крещение от католического духовенства; таким образом, они сделались единоверны галло — римскому населению, могли слиться с ним в один народ. Этот ловкий политический шаг обеспечил Хлодвигу возможность под знаменем борьбы с ересью выступить против соседнего племени вестготов и других варварских племен.

В 506 году Хлодвиг создает коалицию против вестготского короля Алариха II, владеющего четвертой частью юга-запада Галлии. В 507 году он разбивает армию Алариха в Вуйе, около Пуатье, оттеснив вестготов за Пиренеи. За эту победу византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием римского консула, прислав ему знаки этого сана: венец и пурпурную мантию и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях. Он пользуется поддержкой епископов, видящих в Хлодвиге победителя в борьбе с арианством, которое они считают ересью.

Многие из римской и галльской знати поспешили признать власть Хлодвига, благодаря чему сохранили свои земли и зависимых людей. Они также помогали Хлодвигу управлять страной. Богатые римляне роднились с франкскими вождями и постепенно стали составлять единый правящий слой населения. При этом Восточная империя прежде всего ориентировалась на собственные выгоды, в первую очередь – во внешнеполитическом плане.

Усилия имперской дипломатии вокруг Франкского «королевства» Хлодвига были направлены как на достижение благоприятного равновесия сил на Западе, так и на создание здесь оплота против других германцев, в частности – готов. В этом отношении византийская дипломатия продолжала традиционную политику Римской империи: предпочтительнее расправляться с варварами их же собственными руками.

По приказу Хлодвига была проведена кодификация права, были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы короля. Хлодвиг стал единственным верховным правителем государства. Ему подчинились теперь не только все франкские племена, а и население всей страны. Власть короля была намного сильнее, чем власть военного вождя. Король передавал ее по наследству своим сыновьям. Действия против короля карались смертью. В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал правителей из близких ему людей - графов. Они собирали с населения налоги, командовали отрядами воинов, руководили судом. Высшим судьей был король.

Чтобы завоевать и, главное, сохранить за собой новые земли, военачальник должен опираться на испытанную верность военной свиты, везде сопровождающей и защищающей его. Только полная казна способна дать ему такую возможность и только захват средств, содержащихся в казне соперников, может сделать его способным приобрести верность новых воинов, а это необходимо, если территориальные притязания распространяются на всю Галлию. Хлодвиг и его приемники, укрепляя свою власть и обеспечивая себе возможность контроля над приобретенными территориями, щедро раздаривали земли своим приближённым и дружинникам в награду за службу. Итогом таких дарений явилось резкое усиление закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов-землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Очень скоро знатные люди превращались в крупных землевладельцев.

В это же время Хлодвиг постарался объединить под своей властью франкские племена, подчиненные другим Меровингам. Он достиг этой цели коварством и злодеяниями, уничтожая франский вождей, которые были его союзниками при завоевании Галлии, выказывая при этом много хитрости и жестокости. Меровингов называли «длинноволосыми королями», оттого, что согласно преданию они не имели права стричь волосы, ибо это могло принести несчастья для королевства и каралось немедленным лишением трона. Поэтому вначале правители франков своих соперников не убивали, а просто остригали им волосы. Но волосы быстро отрастали… и вскоре их стали отрезать вместе с головой. Начало этой «традиции» положил сын Хильдерика и внук Меровея – Хлодвиг, истребив почти всех родственников – вождей салических франков: Сиагрея, Харариха, Рагнахара и их детей, своих братьев Рахара и Ригномера и их детей.

Короля рипуарских франков Сигеберта он устранил, подговорив его собственного сына убить отца, а затем подослал к сыну убийц. После убийства Сигеберта и его сына Хлодвиг провозгласил себя также королём рипуарских франков. В конце V века племена германцев, называющие себя франками, образовывают новое государство (будущую Францию), которое при Меровингах охватывало территорию нынешних Франции, Бельгии, Нидерландов, части Германии.

Наступил долгожданный момент для Хлодвига – он стал единоличным правителем франков, но ненадолго, в этом же году он умер. Его погребли в Париже в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой (ныне церковь святой Женевьевы).

Рассматривая королевство как свою собственность, он оставил его своим четырем сыновьям. Тьерри, Хлодомир, Хильдебер и Хлотар приняли в наследство королевство и разделили между собой на равноценные части, лишь иногда объединяясь для совместно — завоевательных походов. Королей стало несколько, королевство по-прежнему было одно, хоть и разделенное на несколько частей, которым немецкие историки дали название “Долевое королевство”. Власть франкских королей претерпела изменения в период с конца V до середины VI века. Будучи вначале лишь властью над одним народом или народностью, объединяющей людей для войны, она стала властью над определенной территорией, и в силу этого - постоянной властью над неcкoлькими народами.

Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520-530 гг. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса, оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов, втянутых в длительную войну против Византии. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. VI века были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. - земли баваров на Дунае.

Но кажущееся единство уже не могло скрыть признаков грядущих раздоров. Неизбежным следствием раздела были междоусобия в семье Меровингов. Междоусобия эти сопровождались жестокостям и вероломными убийствами.

Жан-Луи Безар — Хильдеберт I, третий сын короля Хлодвига I и Клотильды Бургундской

В 523-524 гг. вместе с братьями он принял участие в двух походах против Бургундии. После гибели Хлодомера во время второго похода произошел кровавый сговор Хильдебера и Хлотара, замысливших убить своих племянников и разделить между собой их наследство. Так Хильдеберт стал королем Орлеана, признав своим наследником Хлотара.

В 542 г. Хильдеберт вместе с Хлотаром организовали поход в Испанию против вестготов. Они захватили Памплону и осадили Сарагосу, но были вынуждены отступить.

Из этого похода Хильдеберт привез в Париж христианскую реликвию — тунику Святого Винсента, в честь которого основал в Париже монастырь, позднее известный как аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 555 г. вместе с племянником Храмом Хильдеберт поднял мятеж против Хлотара I и разграбил часть его земель. После смерти Хильдеберта, Хлотар завладел его королевством.

В 558 г. вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I. У него также было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части - Бургундию, Австразию и Нейстрию На юге-востоке располагалась Аквитания, которая считалась общей территорией всех трех франкских королей. Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономической и этнической общности, но и политического и судебно-административного единства. Не был одинаковым и социальный строй разных частей Франкского государства. В начале VII века, при короле Хлотаре II, земельная знать от него добилась крупных уступок, перечисленных в эдикте 614 года, и тем ограничила его власть.

Последним значительным королем из дома Меровингов был Дагоберт (сын Хлотаря II). Следующие затем Меровинги были ничтожнее один другого. При них решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Среди этого беспорядка и смут одна должность особенно выделилась и достигла наивысшей власти: это была должность управляющего дворцом. Управляющий дворцом, палатный мэр, или майордом (major domus), в VI веке ничем еще не выделялся из ряда многих других должностей; в VII же веке он стал занимать первое после короля место.

Государство франков распадалось на две главные части: восточную, Австразию, или собственно немецкие земли, и западную, Нейстрию, или Галлию.

Один австразийский майордом, Пишш Геристальский, был уже так могуществен, что заставил себя признать майордомом и в Нейстрии. В результате завоевательных походов он расширил территорию государства и племена саксов и баваров платили ему дань. Сын его Карл, от побочной жены Альпаиды, также удержал под своим правлением обе половины.

В 725 и 728 Карл Пипин предпринял два похода в Баварию, в результате которых та была подчинена его королевству, хотя и продолжала управляться своим герцогом. В начале 730-х завоевал Алеманию, входившую, в прошлом, в состав Франкского государства.

Карл значительно укрепил военную мощь Франкского королевства. При нем военное искусство франков получило дальнейшее развитие. Это было связано с появлением тяжеловооруженной конницы франкской знати - ставшей в недалеком будущем рыцарской.

Карл придумал оригинальный ход. Он начал выдавать государственные земли не в полную, а в условную собственность. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения - бенефиций. Условие заключалось в полном «самовооружении» и несении конной воинской службы. Если хозяин земли отказывался, по каким бы то ни было причинам, его надел конфисковывали обратно в пользу государства.

Карл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому), за счет чего наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти. Известно его покровительство миссионерской деятельности св. Бонифация - «апостола Германии».

Арабы, покорив Испанию, вторглись в Галлию. При городе Пуатье в 732 году войска франкского майордома Карла разбили армию андалусского эмира Абдеррахмана аль-Гафаки, решившего покарать герцога Аквитании Эда.

Произошла битва, в которой отчаянная храбрость мусульман сокрушилась о крепость франков. Сражение оказалось во многом поворотным моментом в истории средневековой Европы. Битва при Пуатье спасла её от арабского завоевания, и в то же время продемонстрировала всю мощь свежесозданной рыцарской конницы. Арабы вернулись в Испанию и прекратили продвижение к северу от Пиренеев. В руках арабов теперь осталась лишь небольшая часть Южной Галлии - Септимания. Считается, что именно после этой битвы Карл получил прозвище «Мартелл» - Молот.

В 733 и 734 он покорил земли фризов, сопровождая завоевание активным насаждением христианства среди них. Неоднократно (в 718, 720, 724, 738 годах) Карл Мартелл совершал походы за Рейн против саксов, облагал их данью.

Однако он стоял только на пороге подлинного исторического величия государства франков. Перед смертью он разделил Франкское королевство между двумя своими сыновьями, Карломаном и Пипином Коротким, первый из них получил майордомство в Австразии, Швабии и Тюрингии, второй - в Нейстрии, Бургундии и Провансе.

Карлу Мартеллу наследовал его сын Питш Короткий, прозванный так за свой малый рост, что не мешало ему обладать большой физической силой. В 751 году майордом Пипин Короткий, заключил в монастырь последнего Меровинга (Хильдерика III) и обратился к папе римскому с вопросом: “Кого следует называть, королем - того ли, у кого есть только титул, или того, кто имеет настоящую власть?”, а понятливый папа ответил именно так, как хотелось вопрошателю. Этим, как будто простым вопросом был брошен вызов воплощенной в Меровингах родовой сакральности франков.

Франсуа Дюбуа — Помазание на царство Пипина Короткого в аббатстве Сен-Дени

Святой епископ Бонифаций совершил помазание Пипина в короли, а потом римский папа Стефан II, прибывший просить помощи против лангобардов, сам повторил этот обряд помазания. В 751 г. на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков. Пипин умел быть благодарным: силой оружия он принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло Папское государство. Так Пипин стал монархом, а санкционировавший переворот папа получил неоценимый дар, огромной важности прецедент на будущее: право отрешать от власти королей и целые династии.

Карл Мартелл и Пипин Короткий понимали, что распространение христианства и устроение церковного управления в германских странах теснее сблизят последние с франкским государством. Еще раньше отдельные проповедники (миссионеры), особенно из Ирландии и Шотландии, приходили к германцам и распространяли среди них христианство.

После смерти Пипина Короткого в 768 г. Корона перешла к его сыну Карлу, названному впоследствии Великим. Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов.

В правление Каролингов во франкском обществе заложились основы феодального строя. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет социального расслоения внутри общины там, где она сохранилась, разорения массы свободных крестьян, которые, теряя свои аллоды, постепенно превращались в поземельно, а затем и лично зависимых людей. Процесс этот, начавшийся еще при Меровингах, в VIII-IX вв. принял бурный характер.

Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г. совершил поход в Италию, сверг последнего лангобардского короля Дезидерия и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. В июне 774 года после очередной осады Карл взял Павию, провозгласив её столицей Итальянского королевства.

Карл Великий перешел от обороны к наступлению и против арабов в Испании. Первый поход туда он предпринял в 778 г., однако смог дойти только до Сарагоссы и, не взяв ее, вынужден был вернуться за Пиренеи. События этого похода послужили сюжетной основой для знаменитого средневекового французского эпоса «Песни о Роланде». Ее героем стал один из военачальников Карла - Роланд, погибший в стычке с басками вместе с арьергардом франкских войск, прикрывая отход франков в Ронсевальском ущелье. Несмотря на первую неудачу, Карл продолжал попытки продвинуться к югу от Пиренеев. В 801 г. ему удалось захватить Барселону и основать на северо-востоке Испании пограничную территорию - Испанскую марку.

Наиболее длительные и кровопролитные войны Карл вел в Саксонии (с 772 по 802 г.), расположенной между реками Эмсом и Нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере. Чтобы сломить непокорных, Карл заключил временный союз с их восточными соседями, полабскими славянами-ободритами, издавна враждовавшими с саксами. В ходе войны и после ее завершения в 804 г. Карл практиковал массовые переселения саксов во внутренние области Франкского королевства, а франков и ободритов - в Саксонию.

Завоевания Карла были направлены и на юго-восток. В 788 г. он окончательно присоединил Баварию, ликвидировав там герцогскую власть. Благодаря этому влияние франков распространилось и на соседнюю с ней Каринтию (Хорутанию), населенную славянами - словенцами. На юго-восточных границах разросшегося Франкского государства Карл столкнулся с Аварским каганатом в Паннонии. Кочевники-авары совершали постоянные грабительские набеги на соседние земледельческие племена. В 788 г. они напали и на Франкское государство, положив начало франкско-аварским войнам, которые продолжались с перерывами до 803 г. Решительный удар аварам был нанесен взятием системы кольцеобразных укреплений, называвшихся «хрингами», окруженных каменными стенами и частоколом из толстейших бревен; среди этих укреплений было расположено много поселений. Взяв штурмом укрепления, франки обогатились несметными сокровищами. Главный из хрингов был защищен девятью следовавшими друг за другом стенами. Война с аварами длилась много лет, и только союз франков с южными славянами позволил им при участии хорутанского князя Войномира, который возглавил этот поход, разгромить в 796 г. центральную крепость аваров. В результате Аварская держава распалась, а Паннония временно оказалась в руках славян.

Карл Великий является первым правителем, решившим объединить Европу. Франкское государство охватывало теперь огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эбро и Барселоны на юго-западе до Эльбы, Салы, Богемских гор и Венского леса на востоке, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге. Эта территория была населена множеством племен и народностей, различных по уровню развития. Административная организация новой империи франков с момента своего возникновения направлена на всеобщее образование, развитие искусства, религии и культуры. При нем издавались капитулярии — акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничные области — так называемые марки, — он усилил обороноспособность государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха «каролингского Возрождения». Именно в это время империя франков стала связующим звеном между античностью и средневековой Европой. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей.

Под руководством великого англо-саксонского ученого Алкуина, и при участии таких известных деятелей, как Теодульф, Павел Диакон, Эйнгард и многих других активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса. Он возглавил борьбу церкви против иконоборцев и настоял на том, чтобы папа включил filioque (положение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына) в Символ Веры.

Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин «Возрождение» можно применять здесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.

Своими обширными завоеваниями Карл Великий продемонстрировал стремление к имперской универсальности, которая находила религиозное соответствие в универсальности христианской Церкви. Этот религиозно-политический синтез, кроме символического, имел и большое практическое значение для организации внутренней жизни государства, обеспечения единства его разнородных частей. Светская власть, когда это было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.

Карл уже не мог править многочисленными странами и народами продолжая носить титул короля франков. Чтобы примирить и слить воедино все разношерстные элементы в своем царстве — германские племена франков, саксов, фризов, лангобардов, баваров, аламаннов с романскими, славянскими и иными составными частями государства, — Карлу необходимо было принять новый, так сказать, нейтральный титул, который мог бы придать ему неоспоримый авторитет и значение в глазах всех подданных. Таким титулом мог быть только титул римского императора, и вопрос был только в том, каким образом его добыть. Провозглашение Карла императором могло произойти только в Риме, и вскоре этому представился случай. Воспользовавшись тем, что папа Лев III, спасаясь от враждебной ему римской знати, укрылся при дворе франкского короля, Карл предпринял поход в Рим в защиту папы. Благодарный папа, не без давления Карла, в 800 г. венчал его императорской короной в соборе Святого Петра в Риме, торжественно возложив на него императорскую корону с титулом «Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император».

Новая Римская империя Карла Великого была вполовину меньше прежней, Карл Великий был германцем, а не римлянином, предпочитая управлять государством из Аахена или вести войны. Священная Римская империя немецкой нации, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем – Наполеоном, который именовал себя преемником Карла Великого.

Слова король до Карла Великого не существовало. Оно произошло от его имени. В анаграмме Карла Великого зашифровано его имя - Karolus.

Несмотря на усилия Карла Великого, государство франков так и не обрело политического единства, а ослабление в результате внешней угрозы ускорило его распад. С этого времени в Европе сохранялось только церковное единство, а культура на долгое время нашла прибежище в монастырях.


Дробление империи внуками Карла Великого в 843 г. означало конец политического единства франкского государства. Империя Карла Великого расспалась из-за феодализации. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части.

Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Образование «королевства» франков являюется своеобразным итогом большого исторического пути, пройденного западногерманским племенным миром за сотни лет. Из всех образованных германцами «государств» дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятедльством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя «римское» население с определенных террриторий.

На месте рабовладельческих территорий Древнего Рима образовались свободные крестьянские общины, начинается формирование крупных феодальных владений - начинается эпоха феодализма, или эпоха средних веков. И начинается формирование французской цивилизации, как части цивилизации европейской.

В современной Европе Карл Великий считается одним из предтеч европейской интеграции. С 1950 года в Ахене, столице империи Карла, проводится ежегодное присуждение премии имени Карла Великого за вклад в единение Европы

Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

Формирование феодального общества и государства франков.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франк­ского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабо­владения. Это общество характеризуется многоукладностью (соче­танием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодаль­ных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное го­сударство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной сторо­ны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­ний, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - по­лусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имуществен­ном расслоении франкского общества. В Салической правде гово­рится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (винограда­рях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслужи­вающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточ­ной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственно­сти на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фикси­рует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци­ально-классовых различий у франков и было непосредственно свя­зано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, пе­реходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на зем­лю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зави­симых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный им­пульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франк­ских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Север­ной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вас­сальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником зе­мель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться фео­дальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядо­вых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не полу­чили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко ис­пользоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные пере­мены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощно­го идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с про­поведями о человеческом братстве, о помощи бедным и стражду­щим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослу­жителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все боль­ше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступ­ничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного созна­ния внимание людей естественно концентрировалось на таких во­просах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязани­ях. Однако церковь в это время не была еще политическим образо­ванием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впо­следствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укреп­ления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председатель­ствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть вве­ден в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было оконча­тельно закреплено право королей контролировать назначение епис­копов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деяте­ли заседали в правительственных органах, а гражданская админи­страция на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функ­ций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенные короля становились местными правителями - гра­фами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епи­скопы управляли городами и окружающими их сельскими поселе­ниями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйства­ми, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные бра­ки священников с мирянами, представителями феодальной вер­хушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся рас­прями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротив­ления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. фран­ки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государст­венного единства в условиях повсеместного неповиновения цен­тральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собо­ром, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хище­ния и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право граж­данских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закла­дывая, таким образом, законодательную основу их иммунитета. Епи­скопы к тому же по решению собора должны были впредь изби­раться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде все­го истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых по­жалований, предоставления новых прав землевладельцам, уста­новления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление един­ства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Государственный строй франков.

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для на­чального этапа (V-VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной вла­сти, в собственно государственные органы. Второе - определялось развитием органов вотчинного управления, третье - было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формировани­ем сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на за­вершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключитель­ное положение единоличного правителя. Из простого военачальни­ка он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических ак­ций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно цер­ковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватни­ческим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этно­графические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития спе­цифических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств За­падной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свиде­тельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("вынося­щими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, вы­ставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени сво­его члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Сали­ческая правда предусматривала наказание для королевских долж­ностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свобод­ного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запре­щала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось боль­ше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, каса­ются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее позе­мельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству." В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуля­риях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных пол­номочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Однако король в это время - прежде всего военный предво­дитель, военачальник, главной заботой которого является "поря­док" в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной адми­нистрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, об­ладающих апелляционными функциями.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных долж­ностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизвод­ства. Нити государственного управления сосредоточиваются в ру­ках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются двор­цовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполня­ет главным образом судебные функции, руководит судебными по­единками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр.Камера­рий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранно­стью имущества дворца.

В VI-VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими тер­риториями "из седла".

Формирование местных органов власти происходит в это вре­мя под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наме­стники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функ­циями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоми­нается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их на­значение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного ап­парата франков, копируя некоторые позднеримские государствен­ные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего герман­ской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отря­да свободных франков дружина, а следовательно, и государствен­ный аппарат пополнялись впоследствии не только романизирован­ными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявши­ми придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обога­щение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система поли­тического господства и управления, своего рода "демократия зна­ти", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Расширение участия феодализирующейся знати в управле­нии государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной само­стоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приоб­рело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серь­езного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаб­лением власти королей все больше независимости, администра­тивных и судебных функций приобретают графы, герцоги, еписко­пы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запреща­лось назначение "должностного лица (judex - вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека", если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.

В поздних правдах местным правителям-герцогам и гра­фам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "ко­торых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о ши­роте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказа­ние в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего про­тив закона" (2, 2).

Более того, по Аламаннской правде должность герцога насле­дуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными от­ношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от ко­роля как сеньора.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего уси­ления роли и значения должности майордома, а затем путем пря­мого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государст­ва, переживавшего длительный период политической дестабили­зации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в мона­стырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему раз­витию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управ­ления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммуните­та, изымалась (частично или полностью) из ведения государствен­ных властей в судебных, податных, административных делах. Вот­чинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкциониро­вали уже сложившиеся отношения политической зависимости кре­стьян от своих сеньоров-вотчинников.

Список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран.

Падение Западной Римской империи (476 г.)
- возникновение государства франков (около 500 г.)
- правление Юстиниана в Византийской империи (527 - 565гг.)
- возникновение ислама (610г.)
- возникновение государства у арабов (632г.)
- провозглашение Карла Великого императором (800г.)
- распад Франкской империи (843г.)
- образование Священной Римской империи (962г.)
- разделение Христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) (1054г.)
- нормандское завоевание Англии (1066г.)
- Крестовые походы (1096-1291 гг.)
- захват Константинополя крестоносцами (13 апреля 1204г.)
- принятие Великой хартии вольности в Англии (1215г.)
- возникновение Английского парламента (1265г.)
- созыв Генеральных штатов во Франции (1302 -1789гг.)
- Столетняя война (1337-1453гг.)
- Жакерия во Франции (1358г.)
- восстание под предводительством У. Тайлера в Англии (1382г.)
- битва на Косовом поле (1389 г.)
- Гуситские войны (1419-1435гг.)
- изобретение книгопечатания И.Гуттенбергом (1440-е гг.)
- война Алой и Белой розы в Англии (1455-1485гг.)
- правление Людовика XI во Франции (1461-1483гг.)
- падение Византийской империи (29 мая 1453г.)
- правление Генриха VII в Англии (1485-1509гг.)
- открытие Америки Христофором Колумбом (12 октября 1492)
- завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове (1492г.)
- открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (8 июля 1497 г.)
- выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии (1517г.)
- кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана (1519-1522гг.)
- Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера (1521 г.)
- Крестьянская война в Германии (1524-1526гг.)
- начало Реформации в Англии (1534г.)
- Аугсбургский религиозный мир (1555г.)
- религиозные войны во Франции (1562-1598гг.)
- освободительная война в Нидерландах (1566-1609гг.)
- образование Речи Посполитой (1569г.)
- Варфоломеевская ночь во Франции (23-24 августа 1 572г.)
- Утрехтская уния (1 579г.)
- разгром Англией Непобедимой армады (8 августа 1588 г.)
- Нантский эдикт Генриха IV во Франции (1598г.)
- Тридцатилетняя война (1618-1648гг.)
- деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции (1624-1642гг.)
- начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции (1640г.)
- принятие английским парламентом «Великой ремонстрации» (1641г.)
- гражданская война в Англии (1642-1651 гг.)
- правление французского короля Людовика XIV (1643-1715гг.)
- Вестфальский мир (1648г.)
- казнь английского короля Карла I (30 января 1649г.)
- провозглашение Англии республикой (1650г.)
- протекторат О. Кромвеля (1653г.)
- реставрация династии Стюартов в Англии (1660г.)
- «Славная революция» в Англии (1688г.)
- правление Людовика XV во Франции (1715-1774гг.)
- правление Фридриха II в Пруссии (1740-1788гг.)
- движение луддитов в Англии (1811 г.)
- «Бостонское чаепитие» (1773г.)
- принятие Декларации независимости США (1776г.)
- принятие конституции США (1787г.)
- начало революции во Франции (1789 г.)
- принятие Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789г.)
- принятие Билля о правах в США (1791г.)
- президентство Дж. Вашингтона в США (1789-1797гг.)
- начало революционных войн Франции (1792-1801 гг.)
- крушение монархии во Франции (1792г.)
- приход к власти во Франции якобинцев (1793-1794гг.)
- казнь короля Людовика XVI во Франции (1793г.)
- Итальянский поход Наполеона Бонапарта (1796-1797гг.)
- Египетский поход Наполеона Бонапарта (1798-1801 гг.)
- государственный переворот Наполеона Бонапарта 18-19 брюмера (1799г.)
- провозглашение Наполеона императором Франции (1804г.)
- Наполеоновские войны (1799-1815гг.)
- свержение Наполеона (1814г.)
- «Сто дней» Наполеона (1 марта 1815-7 июля 1815гг.)
- провозглашение доктрины Монро в США (1823г.)
- революция во Франции (1830 г.)
- чартистское движение в Англии (1836-1848гг.)
- «весна народов»: революции в европейских странах (1849-1849 гг.)
- Гражданская война в США (1861 -1865гг.)
- объединение Италии (1860-е г.)
- деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии (50-е - 60-е гг. Х1Хв.)
- революция Мэйдзи в Японии (1868-1869гг.)
- франко-прусская война (1870-1871 гг.)
- провозглашение Германской империи (1871г.)
- создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) (1882г.)
- создание Антанты (Россия, Англия и Франция) (1907г.)
- Балканские войны (1912-191 Згг.)
- «Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда (1914г.)
- Первая мировая война (1914-1918гг.)
- революция в Германии (1918 г.)
- парижская мирная конференция (1919-1921 гг.)
- учреждение Лиги Наций (1919г.)
- Вашингтонская конференция (1921-1922гг.)
- приход фашистов к власти в Италии (октябрь 1922г.)
- мировой экономический кризис, «великая депрессия» (1929-1933гг.)
- приход Гитлера к власти в Германии (30 января 1933г.)
- «новый курс» Ф. Рузвельта в США (1933-1939гг.)
- фашистский мятеж и гражданская война в Испании (1936-1939гг.)
- Антикоминтерновский пакт Германии и Японии (25 ноября 1936г.)
- захват Австрии нацистской Германией (аншлюс) (1938г.)
- подписание Мюнхенского соглашения (1938г.)
- Вторая мировая война (1939-1945гг.)
- японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну (7 декабря 1941г.)
- высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта (1944г.)
- атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945г.)
- капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны (2 сентября 1945г.)
- Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками (1945-1946гг.)
- образование НАТО (4 апреля 1949 г.)
- провозглашение Китайской Народной Республики (1949г.)
- победа революции на Кубе (1959г.)
- война США во Вьетнаме (1965-1973гг.)
- «Культурная революция» в Китае (1966-1976гг.)
- «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы (1989г.)
- объединение ГДР и ФРГ (1990г.)