Начисление ндс по аренде муниципального имущества проводки. Бухгалтерские проводки по операциям аренды

Если в 2011 году вы арендовали имущество казенного учреждения, то следовало удержать из арендной платы НДС и перечислить в бюджет.

Арендаторы имущества казенного учреждения признавались налоговыми агентами по НДС с 1 января по 31 декабря 2011 года (п. 1 ст. 16 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Налоговую базу следовало определять как сумму арендной платы с учетом налога (п. 4 ст. 173 НК РФ). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в таком случае расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Арендатор - налоговый агент не позднее пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы выписывает счет-фактуру.

Сумма НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом.

Арендатор уплаченную сумму НДС вправе принять к вычету, если арендуемое помещение используется для осуществления операций, облагаемых НДС. Основанием, как и всегда, будут счета-фактуры и документы, подтверждающие уплату НДС.

В бухгалтерском учете стоимость арендованного офиса отражается на счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, установленной в договоре аренды.

Организация-арендатор ведет учет арендованного основного средства на забалансовом счете. Арендодателям рекомендуется открывать инвентарную карточку по каждому арендованному объекту.

Расходы на аренду офиса являются расходами по обычным видам деятельности. Сумма арендной платы признается в составе затрат ежемесячно на последнее число месяца. В бухгалтерском учете сумма арендной платы отражается в данном случае по дебету счета 26 «Основное производство» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете затраты на аренду офиса учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Признаются указанные расходы на дату начисления арендной платы.

Пример 1

Организация в 2011 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 118 000 руб. (в том числе НДС).

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организация определяет методом начисления.

В бухгалтерском учете необходимо будет сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 19

Если организация-арендатор имущества казенного учреждения применяет УСН, то она не освобождается от исполнения обязанностей налоговых агентов. Следовательно, арендатор на «упрощенке» обязан при перечислении арендной платы исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС и выписать счет-фактуру.

Уплаченную сумму НДС арендатор на «упрощенке» не принимает к вычету, а включает в состав арендной платы (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример 2

Организация, применяющая УСН, в 2011 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 118 000 руб. (в том числе НДС).

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб.

Необходимо сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

– 118 000 руб – отражена сумма начисленной арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

– 18 000 руб. – удержан с арендной платы НДС, подлежащий перечислению в бюджет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

– 18 000 руб. – перечислена в бюджет сумма удержанного НДС.

Изменения в 2012 году

С 1 января 2012 года арендаторы федерального казенного имущества не признаются налоговыми агентами по НДС в отношении сумм арендной платы. Такие изменения в пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса внесены Законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ.

Это важно

Арендаторы, применяющие УСН и ЕНВД, при аренде государственного или муниципального имущества также признаются налоговыми агентами по НДС.

С 1 января 2012 года операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения по НДС согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса. Указанная норма введена Законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ.

Следовательно, в 2012 году у казенного учреждения-арендодателя и у арендатора не возникает никаких последствий по начислению и уплате НДС.

Пример 3

Организация в 2012 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 100 000 руб.

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организации определяется методом начисления.

В бухучете необходимо сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

– 100 000 руб. – отражена сумма начисленной арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы.

Забытый НДС от арендатора

Изменения в Налоговом кодексе коснулись сдачи в аренду казенного имущества. В остальных случаях при аренде государственного (муниципального) имущества у арендатора возникают обязательства по исчислению и уплате НДС, выставленного арендодателем. Нередко сумма в договоре аренды указывается без НДС. Как начислять налог и на какую сумму?

В такой ситуации НДС уплачивается арендатором сверх арендной платы. Налоговая база определяется как арендная плата, увеличенная на сумму НДС. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118.

По сути налог, исчисленный и уплаченный в федеральный бюджет, является суммой НДС, удержанной из предполагаемого дохода арендодателя. При условии, что арендованное имущество приобретено для осуществления операций, признаваемых объектами обложения, уплаченную сумму налога арендатор может принять к вычету.

nota bene

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и выполняет работы. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения производится за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Учитывая сказанное выше, в бухгалтерском учете сумма НДС, перечисленная сверх арендной платы, отражается как налог, удержанный с дохода арендодателя. То есть на дату признания арендных платежей в расходах производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 76.

Пример 4

Организация арендует офис в здании государственного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы в договоре указан без НДС и составляет 100 000 руб.

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организации определяются методом начисления.

В рассматриваемой ситуации налоговая база по НДС составляет 118 000 руб. (100 000 руб. + 100 000 руб. X 18%).

Бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 18 000 руб. (118 000 руб. X 18/118) – отражена сумма НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

– 18 000 руб. – отражена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

– 18 000 руб. – перечислена в бюджет сумма удержанного НДС;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 19

– 18 000 руб. – принят к вычету уплаченный НДС.

Государство – один из самых крупных собственников имущества, которое, как правило, сдается в аренду. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью признается:

  • имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  • имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Аренда имущества, которое находится в федеральной собственности, имеет особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей. В таком случае государственные органы власти, выступая от лица Российской Федерации, в рамках своей компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Отношения, которые возникают в таком случае между собственником и арендодателем, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса.

Г.Г. Джамалова, редактор-эксперт

В своей практической работе бухгалтерам часто приходится сталкиваться с договорами ГПХ, заключенными с физическими лицами. Рассмотрим проводки по начислению НДФЛ на примере выплаты физическому лицу арендной платы по договору аренды за пользование помещением.

Расчеты с арендодателем — физическим лицом по договору аренды в бухгалтерском учете представим в виде таблицы бухгалтерских проводок:

Дата Дт Кт Описание проводки
10.01 001 Принят в аренду на забалансовый учет объект основных средств по договору аренды помещения по акту приемки-передачи (основание — договор аренды помещения).
31.01 26 76 Начислена сумма арендной платы за январь, включена в расходы января.
28.02 26 76 Начислена сумма арендной платы за февраль, включена в расходы февраля.
31.03 26 76 Начислена сумма арендной платы за март, включена в расходы марта.
31.01 90.02 26 Расходы по арендной плате включены в состав себестоимости по итогам соответственно: января, февраля, марта.
20.04 без проводки Начислен доход физическому лицу в виде арендной платы в сумме январь-март 2017 года в регистре налогового учета на дату выплаты.
20.04 76 68.01 Начислен НДФЛ к удержанию из дохода (январь-март) на дату выплаты на основании документа начисления дохода.
20.04 76 51 Выплачена сумма арендной платы арендодателю — физ.лицу за период январь-март за минусом удержанного налога.
20.04 без проводки Удержан НДФЛ с выплаты апреля в момент выплаты на основании документа выплаты дохода.
21.04. 68.01 51 Перечислен НДФЛ в бюджет с выплаченного в апреле дохода физ.лица.
30.04 26 76 Начислена сумма арендной платы за апрель, включена в расходы апреля.
31.05 26 76 Начислена сумма арендной платы за май, включена в расходы мая.
30.06 26 76 Начислена сумма арендной платы за июнь, включена в расходы июня.
30.04 90.02 26 Расходы по арендной плате включены в состав себестоимости по итогам соответственно: апреля, мая, июня.
20.07 без проводки Начислен доход физическому лицу в виде арендной платы за апрель — июнь 2017 года в регистре налогового учета.
20.07 76 68.01 Начислен НДФЛ к удержанию из дохода (апрель-июнь) на дату выплаты.
20.07 76 51 Выплачена сумма арендной платы арендодателю — физ.лицу за период апрель-июнь за минусом удержанного налога.
20.07 без проводки Удержан НДФЛ с выплаты июля в момент выплаты.
21.07 68.01 51 Перечислен НДФЛ в бюджет с выплаты июля физ.лица.
31.07 26 76 Начислена сумма арендной платы за июль, включена в расходы июля.
31.08 26 76 Начислена сумма арендной платы за август, включена в расходы августа.
30.09 26 76 Начислена сумма арендной платы за сентябрь, включена в расходы сентября.
31.07 90.02 26 Расходы по арендной плате включены в состав себестоимости по итогам соответственно: июля, августа, сентября.
20.10 без проводки Начислен доход физическому лицу в виде арендной платы за июль-сентябрь 2017 года в регистре налогового учета на дату выплаты.
20.10 76 68.01 Начислен НДФЛ к удержанию из дохода (июль-сентябрь) на дату выплаты.
20.10 76 51 Выплачена сумма арендной платы арендодателю — физическому лицу за период июль-сентябрь за минусом удержанного налога.
20.10 без проводки Удержан НДФЛ с выплаты октября в момент выплаты.
23.10 68.01 51 Перечислен НДФЛ в бюджет с выплаты октября физического лица.
24.10 001 Помещение возвращено арендодателю по акту приемки-передачи.

События, требующие учета арендатором в качестве налогового агента по НДФЛ

Для отражения событий, связанных с исполнением обязанностей налогового агента, необходимо руководствоваться только нормами налогового законодательства, которое и наделило организацию этими функциями. Нужно помнить, что предприятие является лишь посредником между физическим лицом и государством в отношении дохода физического лица и его обязательств по НДФЛ.

Исполнить свою роль налогового агента организация должна строго в соответствии нормами гл. 23 НК РФ, которая определяет важнейшие даты событий. Исполняя эту роль, бухгалтер организации абстрагируется от правил бухгалтерского учета и применяет нормы налогового учета.

Событие 1. Начисление дохода физическому лицу в виде арендной платы

Начислить доход — это значит определить сумму дохода и дату, когда доход считается полученным по Налоговому кодексу. Еще раз повторимся, что отражая данное событие, не нужно путать свой расход с доходом партнера физ.лица. Так как доход не является доходом предприятия, в бухгалтерском учете событие по начислению суммы дохода лишь регистрируется в учетных регистрах, но проводками не отражается.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Согласно принципу имущественной обособленности, бухгалтерские записи в виде проводок в бухгалтерских регистрах будут отражать только хозяйственные операции предприятия и не будут фиксировать увеличение личных средств данного физического лица.

Что касается даты события, то нужно переключиться на нормы главы 23 НК РФ. Ведь в этом событии организация, лишь налоговый агент, в обязанности которого входит отразить эту дату в учетных налоговых регистрах по правилам налогового учета.

Счет учета

Относительно счета учета. Как сказано выше, доход физического лица не отражается на счетах бухгалтерского учета организации, так как не является доходом организации, лишь фиксируется в налоговых регистрах бухгалтерскими программами через документ, отвечающий за начисление дохода физическому лицу.

Дата признания дохода

Дата факта признания дохода. Ответ ищем в ст. 223 НК РФ. Доход в виде арендной платы по ГПХ признается полученным на дату выплаты, то есть в день, когда выплатили деньги, подп.1 п. 1 ст. 223 НК РФ. В нашем случае дни — 20 апреля, 20 июля, 20 октября будут днями, когда доход считается полученным по Налоговому кодексу. Именно эти даты попадают в строку 100 формы 6-НДФЛ.

Сумма признанного дохода

Доход начисляется в сумме, оговоренной в договоре. По договору физическое лицо вправе рассчитывать на ежемесячное вознаграждение. Но поскольку выплата осуществляется 1 раз в квартал по вышеуказанным датам, сумма признанного дохода будет равна 3-х месячному вознаграждению.

Так как доход не организации, а физического лица, то согласно принципу имущественной обособленности, сумма дохода физ.лица в бухгалтерском учете организации не будет отражена. Но чтобы данное событие зафиксировать в налоговых регистрах, бухгалтерской программой 1С Бухгалтерия 8.3 предлагается заполнить отдельный документ «Начисление прочих доходов» в блоке <Зарплата>. Из налогового регистра сумма начисленного дохода попадает в строку 130 и строку 020 формы 6-НДФЛ.

Событие 2. Исчисление НДФЛ с полученного дохода

Исчислить НДФЛ — это значит определиться с долей дохода в виде налога для изъятия в бюджет, чтобы впоследствии перечислить в бюджет. Иногда говорят, не «исчислить налог» а, «начислить налог к удержанию» из доходов, что означает одно и то же. Процент удержания выражается ставкой 13 % — для резидентов РФ и 30% — для нерезидентов.

В учетных регистрах необходимо сделать расчет:

  • сумма исчисленного с арендной платы НДФЛ= Налогооблагаемая база Х Ставку НДФЛ;
  • в свою очередь Налогооблагаемая база = Доход минус (-) Налоговые вычеты.

Счет учета 68.01 Налог на доходы физических лиц

Относительно счета. Для отражения обязательств и информации о расчетах с бюджетом по НДФЛ применяется счет 68.01 «Налог на доходы физических лиц».

Особенностью данного счета 68.01 является отражение информации и по исчисленному, и по удержанному, и по перечисленному НДФЛ. По кредиту счета 68.01 отражается долг перед бюджетом по НДФЛ. Что интересно, что сумма по кредиту счета 68.01 одновременно говорит и о долге физ.лица со своего дохода и о сумме налога, необходимой к удержанию налоговым агентом из доходов физ.лица, чтобы впоследствии перечислить в бюджет. Именно поэтому начисленный налог к удержанию находит отражение в виде проводки Дт 76 Кт 68.01 в бух.учете организации, где в дебете отражается источник — доход физ.лица. Именно эту сумму удержанного налога будет ждать бюджет от налогового агента.

Дата исчисления НДФЛ

Ответ ищем в ст. 226 НК РФ. Согласно нормам п.3 ст. 226 НК РФ исчислить НДФЛ налоговый агент обязан на дату фактического получения дохода, то есть именно дата фактического получения дохода и определяет дату исчисления НДФЛ.

Таким образом, дата исчисления НДФЛ = Дата фактического получения дохода, ст. 223 НК РФ. В нашем случае, датами исчисления будут 20 апреля, 20 июля, 20 октября 2017 года.

Сумма исчисленного НДФЛ

Для того чтобы рассчитать сумму НДФЛ с дохода в виде арендной платы, необходимо определиться с налогооблагаемой базой, то есть доходом, уменьшенным на налоговые вычеты. Глава 23 НК РФ предоставляет возможность получать те или иные налоговые вычеты, позволяющие уменьшать доход.

В нашем случае заявлений на предоставление вычетов не поступало, поэтому по датам 20.04, 20.07, 20.10 имеем:

  • Сумма НДФЛ, исчисленного к удержанию = Арендная плата за месяц х 3 х 0,13
  • Сумма исчисленного налога попадает в строку 040 формы 6-НДФЛ.

Налоговые вычеты по договорам аренды с физ.лицом

Относительно налоговых вычетов. Сумма исчисленного НДФЛ зависит от налоговых вычетов. Хотя по условиям нашего примера их нет, остановимся все же на нюансах по налоговым вычетам по договорам аренды с физ.лицом для помощи бухгалтерам.

Характерной особенностью вычетов является то, что они предоставляются в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, п. 3 ст. 210 п. 1 ст. 224 НК РФ, при условии, что гражданин является резидентом, проживает на территории России 183 суток в году и более на момент получения дохода. В отношении доходов, получаемых по договорам аренды, следует сказать, что предоставление вычетов имеет особенности.

Поскольку арендные отношения носят временный характер, вычеты предоставляются только за тот период, на который заключен договор, то есть полученный доход и налоговая база формируется только за этот период. Налоговый агент должен принять заявление и документы, подтверждающие право на заявленные вычеты.

Таким образом, по договорам аренды налоговая база для доходов, в отношении которых установлена ставка 13%, тоже может быть уменьшена на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ. Однако для уменьшения своего дохода физическое лицо может претендовать не на все налоговые вычеты по договору аренды.

Обратимся к таблице, где отражены основные моменты по налоговым вычетам по договорам аренды с физ.лицом:

Налоговые вычеты НК РФ Возможность Комментарии
Стандартные ст.218 Есть
  • п.3 ст.218 НК РФ
  • Письмо Минфина РФ от 07.04.2011 № 03-04-06/10-81
  • Письмо ФНС России от 25.03.2009 № 3-5-04/302@
  • Письмо ФНС России от 09.10.2007 № 04-1-02/002656@).

1.Может предоставлять работодатель или иное физическое или юридическое лицо, которое выплачивает доход.

2.Вычеты предоставляются на период действия договора.

3.Заявление + подтверждающие документы.

Социальные ст.219 Есть 1. Может предоставить и работодатель и другой налоговый агент.

2. Вычеты возможны только за обучение по пп.2 п.1 ст. 219 НК РФ и медицинские услуги по пп.3 п.1 ст.219 НК РФ.

3. Вычеты предоставляются на период действия договора.

4. Заявление + Уведомление, выданное налоговым органом по форме КНД 1125030, утвержденной приказом ФНС России от 27.10.2015 № ММВ-7-11/473@

Имущественные ст.220 Нет
  • п. 8 ст. 20 НК РФ

Предоставлять может только работодатель. Арендатор не является работодателем по ТК РФ.

Профессиональные ст.221 Нет
  • п. 2 ст. 221 НК РФ
  • Письмо Минфина РФ от 29.12.2006 N 03-05-01-05/290.

Нельзя предоставить профвычеты в отношении доходов физ.лиц, полученных от сдачи помещения в аренду, так как договор аренды регулируется отдельной гл. 34 ГК РФ и не относится к договорам оказания услуг.

Таким образом, сумма исчисленного налога может быть уменьшена за счет применения налоговых вычетов, если арендатор вправе их предоставить.

Событие 3. Удержание НДФЛ с полученного дохода

Удержание — это обязанность налогового агента временно удержать у себя сумму налога из выплачиваемого дохода для дальнейшего безусловного исполнения обязательств по перечислению в бюджет. А физическому лицу на руки выплачивается доход уже за минусом удержанного налога.

Удержать НДФЛ из выплачиваемых доходов налоговый агент должен столько же, сколько и исчислил, начислил первоначально по расчету. Принимая на себя функцию по удержанию налога, налоговый агент как бы переводит долг налогоплательщика перед бюджетом на себя:

Фактическое удержание налога фиксируется при проведении документов выплаты.

Счет учета «НДФЛ удержанный»

Определимся со счетом учета «НДФЛ удержанный» и соотнесем сумму удержанного НДФЛ с датой удержания по п.4 ст. 226 НК РФ.

Относительно счета. В бухгалтерском учете нет специального счета «НДФЛ удержанный». Технически учет удержанного налога происходит в налоговых регистрах.

Схематично движение налога в регистрах можно описать так. Сначала сумма исчисленного НДФЛ попадает в регистр «НДФЛ исчисленный» из документа по начислению дохода, а затем по дате документа выплаты сумма НДФЛ уходит уже в регистр «НДФЛ удержанный». В этом регистре удержанный налог будет находиться на учете до момента перечисления. По датам движения НДФЛ в этих регистрах и контролируются обязанности налогового агента. Документы выплаты, фиксирующие выплату дохода и суммы удержанного НДФЛ, бухгалтерских проводок по удержанному НДФЛ не производят.

Дата удержания НДФЛ

Ответ ищем в ст. 226 НК РФ. Удержать налог налоговый агент должен в момент выплаты дохода п. 4. ст. 226 НК РФ. Датами удержания НДФЛ по нашему примеру будут дни 20.04, 20.07, 20.10 — дни выплаты дохода. Фактические даты удержания попадают в строку 110 формы 6-НДФЛ.

Сумма удержанного НДФЛ

Удержать НДФЛ из выплачиваемых доходов налоговый агент должен столько же, сколько и исчислил, начислил первоначально по расчету. Именно поэтому в бухгалтерском учете сразу же фиксируются обязательства уже при начислении НДФЛ по кредиту счета «68.01». Сумма удержанного налога попадает в строку 140 НДФЛ и в состав строки 70 формы 6-НДФЛ.

Событие 4. Перечисление в бюджет удержанного НДФЛ

По правилам п. 6 ст. 226 НК РФ перечислить налог необходимо не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода, причем имеется в виду следующий рабочий день. Перечислением НДФЛ закрываются обязательства налогового агента по НДФЛ.

Определимся со счетом и соотнесем сумму перечисленного НДФЛ с датой перечисления НДФЛ.

Счет учета

Относительно счета учета. Перечисляем в бюджет именно ту сумму НДФЛ, которую начислили к удержанию с полученного дохода, числящуюся на счете «68.01». Поэтому для данного примера сумма перечисленного НДФЛ отразится в учете записью Дт 68.01 Кт 51.

Дата перечисления

В бухгалтерском учете датой перечисления налога в бюджет будет считаться дата проведения банком по расчетному счету организации. Но дата перечисления в бюджет НДФЛ налоговым агентом контролируется налоговым законодательством. Именно крайнюю контрольную дату перечисления НДФЛ в бюджет налоговый агент должен проставить в форме 6-НДФЛ.

Согласно п.6 ст. 226 НК РФ в нашем примере будут даты: 21.04,.21.07 и 23.10.-следующие рабочие дни за днями выплаты. Эти даты попадают в строку 120 формы 6-НДФЛ.

Сумма перечисленного НДФЛ

Это та сумма налога, которую налоговый агент фактически перечислил в бюджет. В идеале налоговые органы ждут от налогового агента безусловного исполнения равенства:

НДФЛ исчисленный = НДФЛ удержанный = НДФЛ перечисленный по облагаемым НДФЛ доходам по итогам года.

Если по каким-то причинам компания не смогла или не сможет выполнить эту обязанность, то ей необходимо известить налоговые органы об этом. Сообщить о невозможности удержания налога по перечисленным физ.лицам компания обязана в ИФНС по месту учета подачей справки по форме 2-НДФЛ со специальным кодом, где в строке «признак» указывается код «2».

Общий вывод

Отражение фактов хозяйственной жизни по договору аренды зависит, в первую очередь, от установленного порядка арендных платежей: размер, сроки уплаты переменные и постоянные составляющие арендной платы. А также от дополнительных действий бухгалтера в связи с возникшей дополнительной обязанностью налогового агента по доходам физического лица. Поэтому важно внимательно разделять понятия своих расходов и доходов партнера. К доходам физ.лица применяются нормы налогового законодательства.

Во избежание ошибок отражения фактов и событий хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета рекомендуется предварительно сделать экономический анализ: доходы, расходы, обязательства. Подстройте свою Учетную политику под особенности вашей деятельности.

Для компаний, которые передают помещения, участки и прочее имущество в аренду, а также для фирм-арендаторов существуют особые условия налогообложения НДС. В сегодняшней статье разберем основные аспекты налогообложения НДС при аренде жилых и нежилых помещений, а также коснемся специфики учета НДС при аренде госсобственности.

НДС при аренде: общие правила

Согласно условиям НК, услуги по сдаче в аренду имущества считаются операцией, облагаемой НДС.

В перечень имущества, которое является объектом лизинга, могут, в частности, входить: (нажмите для раскрытия)

  • помещения (как жилые, так и не жилые), здания, сооружения, прочее недвижимое имущество;
  • движимое имущество (транспортные средства, производственное оборудование, компьютерная техника и т.п.);
  • земельные участки.

По общему правилу, арендодатель-плательщик НДС должен выставлять арендатору счет-фактуры, в которых сумма налога выделена отдельной строкой. Размер НДС арендодатель может принять к вычету.

Арендная плата: постоянная или переменная

В зависимости от условий договора, сумма вознаграждения, выплачиваемая арендодателю, может быть как постоянной, так и переменной. В случае, если Вы передаете в аренду небольшое помещение (например, 1 кв. м. от общей площади под размещение банкомата), то в договоре имеет смысл установить фиксированную сумму аренды. Арендная плата в таком случае считается постоянной.

Если Вы передаете в аренду помещение с большой площадью, при этом арендатор использует его под магазин (банк, представительство и т.п.), то сумму аренды целесообразно рассчитывать исходя из 2-х показателей:

  • непосредственно арендной платы;
  • стоимости коммунально-эксплуатационных услуг, которые использовал арендатор в течение отчетного периода.

Последний показатель может быть зафиксирован в договоре по среднему значению и приплюсован к сумме арендной платы. В таком случае, арендные платежи от пользователя помещения будут поступать к Вам в виде постоянной суммы (аналогично примеру выше).

Если средний показатель коммунальных платежей рассчитать невозможно (к примеру, в помещении периодически ведутся строительные работы), то к размеру арендной платы стоит добавить переменный показатель. Он будет рассчитываться исходя из фактически использованных арендатором ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, услуг водоснабжения и водоотведения и т.п.).

Разберем условия налогообложения НДС по каждому случаю:

  1. Допустим, Вы передали недвижимость в аренду по договору, согласно которому установлена фиксированная плата и прописан НДС. В таком случае счета-фактуры необходимо выставлять ежемесячно (ежеквартально) в той сумме, что указано в договоре, в учете – начислять НДС и перечислять в бюджет. Арендодатель будет принимать к вычету сумму НДС по счету-фактуре.
  2. Представим, что плата за аренду помещения состоит из 2-х частей, одна из которых – возмещение коммунальных платежей. В данной ситуации Вы предъявляете арендодателю всю сумму коммунальных платежей с учетом НДС + непосредственно арендную плату. Со своей стороны Вы можете принять к вычету НДС от поставщиков электро-, теплоэнергии и прочих коммунальных услуг. Основания для вычета в Вашем случае следующие: Вы обязаны передать арендатору помещение в состоянии, пригодном к эксплуатации. Для этого Вами заключены договора с коммунальными службами, подведены необходимые коммуникации. То есть стоимость коммунальных услуг – расходы, необходимые для передачи помещения в аренду, следовательно, сумму НДС по ним можно принять к вычету.

Арендодатель – нерезидент

Сегодня нередки случаи, когда фирма-нерезидент передает в пользование на платной основе имущество (недвижимость) в РФ, которым владеет на правах собственников. При этом нерезидент обязан зарегистрироваться в налоговом органе для уплаты налога на имущества. Возникает ли у иностранной компании в данном случае обязательство по уплате НДС? Это зависит от ряда факторов, подробнее о которых – в таблице ниже.

Ситуация Описание
Нерезидент передает в аренду помещение на нерегулярной основе Если установлено, что передача в аренду недвижимости носит нерегулярный характер, то такая деятельность НДС не облагается. Оплачивать НДС должен арендатор, который в данной ситуации выступает налоговым агентом компании-нерезидента.
Нерезидент сдает недвижимость на систематической основе Нерезидент самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС тогда, когда передает имущество в лизинг регулярно. В таком случае деятельность иностранной компании признается предпринимательской.
Деятельность нерезидента образует представительство в РФ Допустим, иностранная фирма приобрела в собственность несколько помещений в РФ, открыла представительство на территории РФ и осуществляет сдачу имущества в аренду. В такой ситуации нерезидент регистрируется в ФНС и признается не только плательщиком налога на имущество, но и налога на прибыль и НДС в общем порядке.

Арендуем госсобственность

Достаточно часто предприниматели и организации-юрлица размещают торговые точки (например, киоски по продаже канцтоваров) в зданиях государственной администрации, налоговой инспекции и прочих органах государственной и муниципальной власти. В связи с этим хозяйствующий субъект берет в аренду часть помещения, которое находится в госсобственности. О том, как исчислить НДС в данном случае, расскажем ниже.

Аренда госимущества

Допустим, Ваша организация оказывает банковские услуги, в связи с чем Вы арендуете помещение площадью 5 кв. м в здании муниципалитета для размещения кассы банка. Кто (Вы или госорган) должен перечислять сумму НДС в бюджет? Согласно НК, в случае, если арендодателем по договору выступает государство, то НДС по операции должен перечислить пользователь помещения, то есть арендатор. Однако на практике применяют следующую схему: договор аренду заключают не с собственником, а с балансодержателем.

В таком случае обязательства по уплате налога сохраняются за балансодержателем: (нажмите для раскрытия)

Ситуация Описание
Росимущество передает недвижимость в аренду Если Вы заключили договор аренды с Росимуществом напрямую, то обязанность по уплате НДС возлагается на Вас как на налогового агента. Аналогичное правило действует в случае заключения договоров с местными органами (например, с Региональным комитетом по управлению имуществом).
Балансодержатель передает недвижимость в аренду Допустим, договор заключен не с органами Росимущества (местными или федеральными), а с организацией, которая приняла недвижимость в оперативное управление. В таком случае обязательства налогового агента у Вас не возникает, а перечислять НДС обязан балансодержатель (например, государственное или муниципальное унитарное предприятие). Аналогично – в случае заключение трехсторонних договоров, в которых имущество передает балансодержатель, а Росимущество подтверждает его права.

Пример №1.

АО «Пресс-папье» ведет деятельность в сфере розничной продажи канцтоваров. В октябре 2016 «Пресс-папье» получил в аренду часть помещения на 1-м этаже здания Национального технического института. «Пресс-папье» использует помещение под торговую точку. Аренда оформлена трехсторонним договором, согласно которого:

  • АО «Пресс-папье» выступает арендатором;
  • Национальный технический институт (балансодержатель) передает имущество в аренду;
  • Орган Росимущества (собственник) подтверждает право Национального технического института на передачу части помещения в аренду.

Ежемесячно Национальный технический институт выставляет АО «Пресс-папье» счета-фактуры на оплату услуг аренды, в которых выделена сумма НДС. Размер налога самостоятельно начисляет и выплачивает в бюджет Национальный технический институт (балансодержатель). НА АО «Пресс-папье» обязанности налогового агента не возлагаются.

Аренда земли муниципалитета

Налогообложение операций по аренде земли у государства существенно отличается от учета НДС операций по аренде госнедвижимости. Дело в том, что при аренде участка, находящегося в госсобственности, налоговых обязательств не возникает ни у фирмы-арендатора, ни у госоргана-арендодателя. Связано это с тем, что операции по аренде природных ресурсов (в том числе земли) освобождены от налогообложения НДС. Поэтому если Вы арендуете землю у государства, то обязанности налогового агента Вам исполнять не нужно. При этом указать операцию в разделе 7 декларации Вам все же придется.

Если в аренду взят участок казенного учреждения(например, у детского сада или приюта для животных), то указывать информацию в декларации Вам не нужно. Налоговые обязательства в данном случае также не возникают.

Вопрос – ответ по теме НДС при аренде

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?

Ответ : В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.

Вопрос : В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?

Ответ : «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.

Вопрос : В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?

Ответ : Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.

02 августа

Федеральные и муниципальные образования являются крупными собственниками государственного и муниципального имущества, и с целью повышения эффективности использования имущества, находящегося на праве оперативного управления учреждений, допускается сдача временно не использованных в их деятельности объектов основных средств в аренду сторонним организациям.

Передача в аренду имущества бюджетной собственности производится только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)).

Согласно ст. 214, 215 ГК РФ государственное и муниципальное имущество может быть разделено на две группы:

Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями;

Имущество, не закрепленное за вышеуказанными юридическими лицами, составляющее государственную и муниципальную казну. При этом права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления и при сдаче в аренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в договоре может появиться сторона - балансодержатель .

В договоре аренды должен предусматриваться состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений. Существенным условием договора аренды здания, сооружения, нежилого помещения является размер арендной платы (п. 1 ст. 654 ГК РФ). При этом в случаях, когда плата за аренду здания или сооружения установлена в договоре на единицу площади здания (сооружения), арендная плата определяется исходя из фактического размера переданного арендатору здания или сооружения (п. 3 ст. 654 ГК РФ). На практике размер арендной платы в большинстве случаев устанавливается в определенной сумме за месяц или год за квадратный метр.

При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.

Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.

Таким образом, арендная плата в полном объеме должна учитываться у казенных учреждений в доходах бюджета (код КОСГУ - 120 «Доходы от собственности»), и учреждение имеет право на дополнительный источник бюджетного финансирования (в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО)).

При сдаче в аренду государственного и муниципального имущества, находящегося на праве оперативного управления и временно не используемого, бюджетными и автономными учреждениями арендная плата признается собственным доходом учреждения.

Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества казенными учреждениями принимает уполномоченный орган учредителя - Комитет по управлению имуществом, который также уполномочен на подписание договоров аренды от имени учредителя.

Решение по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества бюджетными и автономными учреждениями принимает самостоятельно учреждение (для бюджетных учреждений необходимо согласие собственника, а для автономных учреждений - согласие наблюдательного совета). При этом руководитель бюджетного или автономного учреждения уполномочен на подписание договора аренды от имени учредителя.

Передача имущества в аренду на территории РФ (как реализация услуг) является объектом обложения НДС. Его исчисление при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами государственной власти и органами самоуправления, а также казенными учреждениями имеет свои особенности. Арендатор признается налоговым агентом, так как в соответствии с

п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) арендаторы являются налоговыми агентами по уплате в бюджет начисленного на суммы арендной платы НДС, поэтому на казенные учреждения возлагается только контроль за поступлениями в соответствующий бюджет сумм арендной платы в виде дохода бюджета, исключая НДС.

При этом налоговый агент обязан определять налоговую базу как сумму арендной платы с учетом НДС. Таким образом, сумма арендной платы, определенная в договоре с собственником имущества (органом государственной власти или органом самоуправления), должна содержать сумму НДС. Как правило, расчет ставок арендной платы за муниципальное имущество обычно формализован и унифицирован, а базовая ставка устанавливается нормативным актом муниципального образования. При этом некоторые собственники имущества прописывают в договоре суммы и порядок уплаты НДС, а некоторые отмечают, что сумма арендной платы указана без НДС. Отсутствие указания суммы НДС в договоре аренды не является основанием ни для признания его недействительным, ни для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента. При этом согласованная сторонами арендная плата подлежит увеличению на сумму НДС в силу налогового законодательства от наличия или отсутствия в договоре соответствующего условия, так как в п. 1 ст. 168 НК РФ указано, что НДС нужно предъявить к оплате, а не установить в договоре.

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также казенные учреждения при сдаче в аренду имущества бюджетной собственности в отличие от других арендодателей не обязаны выписывать счета-фактуры. В этом случае арендатор вправе получить налоговый вычет по НДС на основании документов, подтверждающих уплату НДС в качестве налогового агента.

Бюджетные и автономные учреждения не имеют налоговых агентов по НДС, поэтому обязаны своевременно начислять и уплачивать в бюджет сумму НДС, а также своевременно отчитываться по налоговым периодам налоговой декларацией по НДС.

Имущество государственных и муниципальных учреждений, закрепленное собственником на праве оперативного управления и переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе учреждения по счету 101 00 «Основные средства» с начислением амортизации и с одновременным отражением балансовой стоимости переданного в аренду имущества по забалансовому счету 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

При сдаче в аренду закрепленного в оперативном управлении имущества казенному учреждению необходимо соблюдать следующие требования действующего законодательства РФ:

Оформление аренды государственного и муниципального имущества трехсторонним договором, по которому учреждение выступает как балансодержатель сдаваемого в аренду имущества;

Предусмотреть в договоре, что арендатор перечисляет суммы арендной платы (исключая НДС) непосредственно в доход соответствующего уровня бюджета (код КОСГУ - 120) на единый счет бюджета.

В зависимости от того, признано или не признано казенное учреждение администратором по кассовому администрированию дохода бюджета по сдаче в аренду имущества (код 120), определяется соответствующий порядок отражения операций в бюджетном учете.

Если казенное учреждение не является администратором по кассовому администрированию дохода бюджета, то используется механизм распределения бюджетных полномочий. В этом случае одно юридическое лицо (казенное учреждение) обязано начислять доход бюджета, а другое юридическое лицо (как правило, дополнительные полномочия возлагаются на главного распорядителя средств бюджета (далее - ГРСБ)) - осуществлять кассовое администрирование дохода бюджета. Поскольку данная хозяйственная операция связана с внутриведомственным расчетом, в учете казенного учреждения администратор дохода бюджета по начислению и ГРСБ, осуществляющий полномочия администратора по кассовому администрированию, используется счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты».

Обязанность казенных учреждений по начислению дохода бюджета закреплена бюджетным законодательством. Таким образом, даже если казенное учреждение не является администратором дохода бюджета по кассовому администрированию, оно обязано начислять доход бюджета (код КОСГУ 120) и задолженность арендатора по арендной плате перед бюджетом. Данная операция отражается в учете казенным учреждением следующими учетными записями:

Дебет 1 205 21 560 Кредит 1 401 10 120 (без НДС);

Поступление арендной платы на единый счет бюджета на основании Извещения (ф. 0504805), полученного от администратора по кассовому администрированию (ГРСБ):

Дебет 1 304 04 120 Кредит 1 303 05 730 и одновременно:

Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 21 660 .

В случае осуществления казенным учреждением обязанностей кассового администрирования дохода бюджета (код КОСГУ 120) по данной операции, учреждение обязано начислять доход бюджета и отражать в бюджетном учете поступление администрируемого дохода в следующем порядке:

Начисление арендной платы (дохода бюджета):

Дебет 1 205 21 560 Кредит 1 401 10 120 (без НДС)

Поступление арендной платы на единый счет бюджета на основании Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета:

Дебет 1 210 02 120 Кредит 1 205 21 660 .

Бюджетные и автономные учреждения отражают на бухгалтерском учете операции по сдаче в аренду имущества в следующем порядке:

Начисление арендной платы, выставление счета-фактуры с учетом НДС:

Дебет 2 205 21 560 Кредит 2 401 10 120 (с учетом НДС)

Начисление НДС в задолженность перед бюджетом:

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 04 730

Поступление арендной платы (включая НДС на лицевой счет учреждения):

Дебет 2 201 11(21) 510 Кредит 2 205 21 660 17 код КОСГУ 120

Начисление налога на прибыль:

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 03 730.

Предоставление бюджетными и автономными учреждениями имущества, закрепленного за ними учредителем на праве оперативного управления, признается в целях бухгалтерского учета деятельностью, приносящей доход. В целях налогового учета, если предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности организации (для учреждений не является основным видом деятельности), то в соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами. При этом датой получения внереализационных доходов от сдачи имущества в аренду признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенного договора или предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Выбор одной из дат производится на основании принятой для целей налогообложений учетной политики учреждения.

При методе начисления в состав доходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не включаются авансовые платежи по арендной плате (п. 1 ст. 251 НК РФ).

При использовании кассового метода определения доходов, датой получения дохода признается день поступления денежных средств на лицевые счета бюджетного и автономного учреждения (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Арендуя помещения, арендаторы, как правило, пользуются разными видами коммунальных услуг: отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение, канализация, услуги телефонной связи и т.д. Условия их предоставления часто включаются в договор аренды, но неправильное оформление учета коммунальных платежей нередко становится причиной конфликтов с контролирующими и налоговыми органами.

Проблемной является ситуация, когда договор со снабжающей организацией заключен арендодателем, а коммунальные услуги оплачиваются (компенсируются) арендатором отдельно от арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на возмещение потребленных коммунальных услуг арендатором. При этом необходимо учесть, что условие о компенсации коммунальных услуг должно быть прописано в договоре отдельно от арендной платы.

В соответствии с условиями договора коммунальные услуги:

Компенсируются сверх арендной платы. В этом случае арендатор признает их расходом и НДС к вычету не принимается. У арендодателя уменьшаются расходы на коммунальные услуги и НДС к вычету по ним не принимается;

Коммунальные услуги включены в арендную плату. В этом случае арендатор признает их расходом и НДС к вычету принимается. У арендодателя признается доход от арендной платы и НДС по коммунальным услугам принимается к вычету.

В случае когда арендатор возмещает арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг сверх арендной платы, арендодатель не осуществляет реализацию услуг и обязан выставить бухгалтерский счет (счет-фактуру нельзя выставлять) на компенсацию свои расходов. В этом случае отсутствует объект налогообложения прибыли и НДС не возникает. Таким образом, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по коммунальным услугам в части потребленных арендатором и в книге покупок отражается счет-фактура, выданный снабжающей организацией, только в части потребленных им услуг.

Налоговый агент по НДС: ответы на самые популярные вопросы

Случаи, когда лицо становится по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. В частности, организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если арендует государственное или непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает товары (работы, услуги) у организаций, которые не состоят в России на налоговом учете. При этом сама организация должна состоять на учете в а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 и 2 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма от 06.06.2011 № 03-07-08/166 и от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключение - приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества не является объектом обложения НДС (Закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ, подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23.03.2011 № 03-07-14/17, от 12.05.2011 № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами (подп. 12 п. 2 ст. 146, письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При этом имеет значение, кому это имущество принадлежит. Так, если собственник арестованного имущества не признается (например, это компания, применяющая УСН), организация, реализующая такое имущество, не будет выступать налоговым агентом (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/300);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

В каком порядке налоговый агент должен рассчитать и начислить НДС

Базой для является сумма выручки (дохода) контрагента-налогоплательщика по операциям, перечисленным в статье 161 НК РФ. О них мы уже поговорили выше.

О том, включать в налоговую базу сам НДС или нет, сказано также в статье 161 НК РФ. Так, налоговая база определяется с учетом НДС:

  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Во всех этих случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Причем при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяют по курсу на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму налога по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 НК РФ, на налоговых агентов не распространяется (письмо Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170).

Налоговую базу определяют без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров), например, при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ). В подобных случаях налоговые агенты начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.

Размер налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация - налоговый агент покупает или реализует на территории России.

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке, если налоговая база включает в себя НДС. А также при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, считают по ставке 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Как осуществляется уплата НДС налоговым агентом

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), налоговый агент должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за III квартал 2015 года — не позднее 26 октября (25 октября — выходной день), 25 ноября и 25 декабря.

Исключение — уплата НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой иностранным организациям. Банкам запрещено принимать на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 2 и 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В платежном поручении на перечисление НДС, в частности, укажите (Правила, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н):

  • в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» - код 02 (налоговый агент);
  • в поле 104 «КБК» - код бюджетной классификации НДС (в 2015 году это КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. Заметьте: КБК НДС налогового агента точно такой же, как и у обычного юридического лица - плательщика НДС);
  • в поле 106 «Основание платежа» - код ТП (платеж текущего года).

Какие проводки составляет налоговый агент по НДС

Удержание НДС из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляют проводками:

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем) (у неплательщиков НДС вместо счета 19 может быть сразу счет учета затрат);

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС налоговым агентом.

Перечисление удержанной суммы в бюджет отражают записью:

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС.

Если налог перечислен в бюджет за счет собственных средств (в случае, когда своевременно налог по какой-либо причине не был удержан из средств контрагента), потребуются такие проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— отражена сумма НДС, подлежащая уплате за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислен в бюджет НДС за счет собственных средств.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, проводки будут следующие:

Дебет 62 Кредит 76

— реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;

Дебет 51 Кредит 62

— получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— удержан НДС из доходов иностранной организации;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51

— перечислена в бюджет удержанная сумма НДС;

Дебет 76 Кредит 51

— перечислена контрагенту полученная оплата за товары (работы, услуги, имущественные права) за минусом удержанного НДС.

Какую отчетность подают налоговые агенты по НДС

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС нужно составлять счета-фактуры. Общий порядок составления этих документов пунктами 5-7 статьи 169 НК РФ.

Далее налоговые агенты - плательщики НДС отражают сведения в книге продаж и покупок (п. 22 раздела II приложения 4 и абз. 1 п. 3, п. 15 и 16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Налоговые агенты - неплательщики НДС отражают сведения лишь в книге продаж. Кроме того, в любом случае посредники, экспедиторы, застройщики, которые от своего имени выставляют счета-фактуры или получают счета-фактуры в интересах других лиц, ведут также журнал учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (деятельности по договорам транспортной экспедиции, при выполнении функций застройщика). Журналы налоговые агенты сдают в ИФНС в составе декларации по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

В целом декларацию по НДС должны представлять все налоговые агенты. Подавать отчетность нужно по месту своего учета. Формат - электронный (по ТКС). Исключение: если налоговый агент — неплательщик НДС. То есть применяет спецрежим или освобожден от по статье 145 НК РФ. В таком случае можно подавать декларацию на бумаге или электронно - на выбор. Лишь в одном случае данная льгота не применяется: если налоговый агент — посредник, экспедитор или застройщик, который от своего имени выставляет счета-фактуры или получает счета-фактуры в интересах других лиц. Тогда нужно сдать отчетность электронно.

Срок представления декларации по НДС налоговым агентом во всех случаях — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларацию по НДС заполняют по общим правилам (приказ ФНС РОССИИ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). При этом используют данные, которые отражены:

  • в книге покупок и книге продаж. Отдельно эти сведения указывают в разделах 8 и 9 декларации;
  • журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Отдельно эти сведения указывают в разделах 10 и 11 декларации.

За несвоевременное представление налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию (ст. 119 и 119.1 НК РФ);
  • заблокировать банковский счет организации (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).