Срок размещения годового отчета акционерного общества. Ошибки эмитентов при раскрытии информации на рынке ценных бумаг
Открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность путем ее размещения на своей странице в Интернете в любом случае. У закрытых обществ такая обязанность возникает только при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг.
Обоснование. Согласно П. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности должно производиться в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Если обязанность по опубликованию установлена, отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется вместе с аудиторским заключением (П. 10 указанной статьи).
В силу П. 1 ст. 97 ГК РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, Бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (под счетом прибылей и убытков, по всей видимости, подразумевается Отчет о финансовых результатах). Порядок публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами утвержден Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 N 101. Однако данный документ скоро должен утратить силу — по истечении 10 дней после опубликования Приказа Минфина РФ от 05.06.2014 N 45н «О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами», — на чем заострили внимание и финансисты (см. Письмо от 25.06.2014 N 07-01-06/30294). (На дату подготовки материала опубликования еще не было.)
Что касается закрытого акционерного общества, оно также может быть обязано публиковать для всеобщего сведения соответствующие документы, если это предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
На основании Ст. 92 Федерального закона N 208-ФЗ открытые акционерные общества обязаны раскрывать:
— годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность;
— проспект ценных бумаг в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;
— сообщение о проведении общего собрания акционеров;
— иные сведения, определяемые ЦБ РФ.
Здесь же сказано: обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Из представленных норм понятно, что закрытые общества обязаны раскрывать перечисленные сведения только в случае публичного размещения облигаций и иных ценных бумаг. А каким образом складывается ситуация в отношении открытых обществ?
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом прописаны в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н. Согласно этому документу открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать среди прочего годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества. Обязанность по раскрытию информации возникает:
— у ОАО — с даты государственной регистрации такого общества;
— у ЗАО — с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения). Обязанность ЗАО по раскрытию информации прекращается одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Таким образом, ОАО обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в любом случае, а ЗАО — только при публичном размещении облигаций и иных ценных бумаг.
Теперь разберемся, что понимается под раскрытием сведений. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
— в составе ежеквартального отчета акционерного общества — эмитента за первый квартал, если общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Следовательно, под раскрытием годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества подразумевается, в частности, ее размещение в Интернете на странице общества.
Должны ли акционерные общества публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность?
ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
Разработана
Некоммерческой организацией
ФОНД «НРБУ «БМЦ»
Принята 2013-04-08
(без заседания, по запросу)
РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-36/2013
«РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ»
ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Необходимо ли акционерному обществу публиковать пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в связи с вступлением в действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ)?
РЕШЕНИЕ
1. Открытые акционерные общества обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в СМИ в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101 (далее - Приказ Минфина №101).
2. Публикация проводится в составе:
Бухгалтерский баланс (в простой или сокращенной форме);
Отчет о финансовых результатах (в простой или сокращенной форме);
Аудиторское заключение (полный текст итоговой части аудиторского заключения, либо мнение (оценка) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности).
3. Акционерные общества не обязаны публиковать приложения и/или пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в СМИ. Публикация осуществляется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
Данные нормы с 01.01.2013 не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены Приказа Минфина №101.
4. Открытые акционерные общества обязаны, помимо публикации, указанной в п.1 настоящего Решения, публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сети Интернет в порядке, предусмотренном Приказом ФСФР от 04.10.2011 №11-46/пз-н (Приказом ФСФР №11-46/пз-н).
Закрытые акционерные общества, которые проводят (проводили) публичное размещение ценных бумаг, обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сети Интернет в порядке, предусмотренном Приказом ФСФР №11-46/пз-н.
Публикация проводится в составе:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о финансовых результатах;
Отчет об изменениях капитала;
Отчета о движении денежных средств;
Отчета о целевом использовании полученных средств (в случае наличия);
Иные приложения (пояснения) к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемые в состав бухгалтерской отчетности, составляемые в табличной и (или) текстовой форме;
Аудиторское заключение (в случае обязательного аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности).
5. Публикация осуществляется не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения.
6. В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСФР №11-46/пз-н данные нормы вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (Приказ ФСФР №11-46/пз-н опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» - 20.02.2012 г.) и распространяются на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, подписанную после 01.03.2012 г. Данные нормы, в части открытых акционерных обществ, которые не осуществляют (не осуществляли) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены соответствующих норм в установленном порядке.
ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ
Согласно ст. 13 Закона №402-ФЗ с 01.01.2013 г. действуют следующие нормы: «Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту , такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».
До 01.01.2013 г. применялись нормы ранее действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №129-ФЗ):
«Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям».
На основании данных норм был издан Приказ Минфина №101, согласно которому:
«1.1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.
1.2. Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, который может быть определен уставом общества или решением общего собрания общества».
Данная норма корреспондирует утратившему силу Закону №129-ФЗ, при этом с 01.01.2013 г. она не основана ни на Законе № 402-ФЗ, ни на других Законах. Не может она применяться и с учетом ст. 30 Закона 402-ФЗ. Таким образом, Приказ Минфина №101 подлежит отмене. В то же время, поскольку Приказ №101 зарегистрирован в Минюсте РФ 10.12.1996 N 1209, формально он действует вплоть до его отмены в установленном порядке Минфином РФ, либо признания его недействительным и не подлежащим применению на территории РФ, в судебном порядке.
Параллельно с нормами, указанными в п.1, действовали и продолжают действовать нормы ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон №208-ФЗ):
«1. Открытое общество обязано раскрывать:
годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность ;
проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».
П. 2 ст. 92 Закона №208-ФЗ может быть истолкован двумя способами:
Вариант 1. Обязательное раскрытие информации обществом (включая закрытое общество), в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».
Вариант 2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество (в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг), осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».
Однако отсутствие запятой после фразы «или иных ценных бумаг» свидетельствует в пользу варианта 1. В случае варианта 2 фраза «в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг» должна была бы быть выделена запятыми. В действующей редакции фраза «осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг» применяется «в случае публичного размещения обществом облигаций или иных ценных бумаг» независимо от того, является общество открытым или закрытым.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:
«Публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах».
В то же время, во исполнение ст. 92 Закона №208-ФЗ принят Приказ ФСФР №11-46/пз-н. Согласно разделу 8.1 Приказа ФСФР №11-46/пз-н:
Открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:
1) годовой отчет акционерного общества;
2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества;
3) устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
4) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
5) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества;
6) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Как следует из Приказа ФСФР №11-46/пз-н, норма о раскрытии информации Обществом истолкована в противоречии с Законом №208-ФЗ исходя из обязанности раскрывать соответствующую информацию любым открытым акционерным обществом, а не только обществом, которое публично размещает облигации или иные ценные бумаги. Кроме того Приказ ФСФР №11-46/пз-н содержит следующие нормы, которые подтверждают, что в этом аспекте Приказ ФСФР №11-46/пз-н вышел за пределы, которые установлены Законом №208-ФЗ.
«Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает:
для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;
для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Таким образом, данные нормы, в части открытых акционерных обществ, которые не осуществляют (не осуществляли) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены соответствующих норм в установленном порядке.
Объём и порядок раскрытия информации Обществом
Согласно разделу 8.3 Приказа ФСФР №11-46/пз-н:
«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации;
аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительную записку.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
В случае если в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества.
Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним».
Согласно Приказу Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»:
«5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту».
Согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
а) форма отчета об изменениях капитала;
б) форма отчета о движении денежных средств;
в) форму отчета о целевом использовании полученных средств.
В этом же приказе установлено, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (пояснения):
«а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;
Исходя из изложенного, публикация проводится в составе:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о финансовых результатах;
Отчет об изменениях капитала;
Отчета о движении денежных средств;
Отчета о целевом использовании полученных средств (в случае наличия);
Иные приложения (пояснения) к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемые в состав бухгалтерской отчетности, составляемые в табличной и (или) текстовой форме;
Аудиторское заключение (в случае обязательного аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Вопросы раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, несмотря на многочисленные публикации по данной теме, а также наличие обширной судебной практики, остаются актуальными и в настоящее время.
Безусловно, благодаря активной деятельности ФСФР России и ее территориальных органов, а также вышеперечисленным факторам общая ситуация раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг значительно улучшилась. Все больше эмитентов раскрывают информацию с соблюдением сроков, объема и порядка, установленных нормативными правовыми актами.
Однако количество возбуждаемых РО ФСФР России в ЦФО (с 01.09.2013 г. - МУ СБР в ЦФО (г. Москва)) административных дел по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по-прежнему остается значительным.
Хочется обратить внимание на то, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникает и в том случае, если из всего огромного списка документов и информации, подлежащих раскрытию, эмитентом не раскрыт только один документ или представлена недостоверная/ вводящая в заблуждение информация только в одном пункте ежеквартального отчета или другого раскрываемого документа.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки эмитентов, допускаемые ими при раскрытии информации, повторение которых может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Раскрытие информации о стоимости изготовления копий документов общества
В соответствии с п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н (далее - Положение), эмитент должен опубликовать на странице в сети Интернет банковские реквизиты своего расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.11 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов. В настоящее время у большого числа эмитентов на странице в сети Интернет выявляется отсутствие такой информации.
При этом необходимо учитывать, что, если копии поименованных выше документов предоставляются бесплатно, это обстоятельство обязательно должно быть указано на странице в сети Интернет.
Указание «копии документов предоставляются за плату, не превышающую расходы по их изготовлению», по мнению автора, не может считаться надлежащим определением порядка, так как не позволяет заинтересованному лицу оценить расходы, которые могут возникнуть в связи с заявленным им требованием по предоставлению копий.
Анализируя страницы раскрытия информации эмитентов в сети Интернет, зачастую сталкиваешься с указанием на то, что стоимость изготовления копий составляет конкретную денежную сумму с учетом НДС. Вместе с тем, в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Аналогичная норма содержится также и в п. 1.11 Положения. Заработная плата работника, осуществляющего изготовление копий, а также отчисления в социальные фонды, налог на добавленную стоимость, расходы на электричество относятся к расходам, которые общество несет вне зависимости от обращения акционеров о предоставлении копий документов. Поэтому эти расходы, в том числе и НДС, не подлежат включению в состав стоимости изготовления копий документов по запросу акционера. Такая позиция неоднократно высказывалась в предписаниях РО ФСФР России в ЦФО, а также судами (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2009 г. № Ф04-3846/2009(9720-А45-16) по делу № А45-19649/2008, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2011 г. по делу № А40-99535/10-148-572).
Существенные факты
Наиболее часто встречающаяся ошибка эмитентов заключается в том, что раскрывается информация не обо всех существенных фактах, раскрытие которых предусмотрено п. 6.1.7 Положения, либо нарушаются сроки их раскрытия. Безусловно, перечень подлежащих раскрытию сведений настолько велик, что акционерные общества зачастую не успевают их отслеживать. Кроме того, проблема может осложняться тем, что лицо, ответственное в акционерном обществе за раскрытие информации, не всегда в максимально короткие сроки, установленные для раскрытия сообщений о существенных фактах, получает необходимую информацию.
Так, например, пп. 44 п. 6.1.7 Положения предусмотрено раскрытие сообщения о следующем существенном факте - «о споре, связанном с созданием эмитента, управлением им или участием в нем». Как правило, подобная информация концентрируется в юридическом управлении, сотрудники которого не всегда взаимодействуют с лицом, ответственным за раскрытие информации. При этом акционер, предъявивший подобные исковые требования к обществу, просматривая страницу раскрытия информации акционерного общества в сети Интернет и не находя соответствующего сообщения о существенном факте, обращается в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении акционерного общества к ответственности, установленной КоАП РФ.
Для решения указанной проблемы я бы рекомендовала выстроить такую систему передачи информации в акционерном обществе, при которой лицо, в должностные обязанности которого входит работа с информацией, включенной в перечень существенных фактов, должно в максимально короткие сроки передавать такую информацию уполномоченному лицу, отвечающему за раскрытие информации. Обязанность по передаче данной информации следует внести в круг должностных обязанностей таких лиц, а также прописать в должностной инструкции ответственность за ее невыполнение.
Ежеквартальный и годовой отчет
Что касается раскрытия ежеквартальных и годовых отчетов, то основной проблемой остается их содержание. Зачастую эмитенты формально подходят к их составлению, копируя соответствующие пункты предыдущих отчетов. Иногда информация скрывается намеренно. При этом хочется обратить внимание, что все больше жалоб со стороны акционеров поступает именно на содержание таких отчетов, раскрытие в них недостоверной или вводящей в заблуждение информации.
Типичной является ситуация, когда в ежеквартальном отчете различными способами (фразами) эмитент пытается уйти от раскрытия информации о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента (п. 5.3 Приложения № 3 к Положению). Многие эмитенты объясняют, что такие сведения являются конфиденциальной информацией. При этом пунктом 5.3 Приложения № 3 к Положению определено, что в ежеквартальном отчете «по каждому из органов управления эмитента описываются с указанием размера все виды вознаграждения, включая заработную плату членов органов управления эмитента, являющихся (являвшихся) работниками эмитента, в том числе работающих (работавших) по совместительству, премии, комиссионные выплаты, льготы и/или компенсации расходов, вознаграждения, отдельно выплачиваемые за участие в работе соответствующего органа управления, а также иные виды вознаграждения, которые были выплачены эмитентом в течение соответствующего периода, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году».
Здесь же установлено, что «указанные сведения не могут являться предметом соглашения о конфиденциальной информации , препятствующего их раскрытию в ежеквартальном отчете, за исключением информации о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления эмитента».
При этом необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 1.15 Положения в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуеся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами, эмитент должен указать основание , в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Таким образом, в п. 5.3 ежеквартального отчета эмитент может не раскрывать только информацию о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления эмитента, в случае если такая информация согласно соответствующим документам эмитента относится к конфиденциальной. При этом в ежеквартальном отчете эмитент обязан указать основание, в силу которого информация им не раскрывается. Отсутствие такого указания может явиться основанием для привлечения эмитента к административной ответственности.
Что касается раскрытия в годовом отчете информации о вознаграждении органов управления акционерного общества, предусмотренной пп. 2 п. 8.2.3 Положения, то в годовом отчете должны быть указаны критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа акционерного общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного в течение отчетного года.
При этом Положением, в отличие от норм, регулирующих раскрытие такой информации в ежеквартальном отчете, не устанавливается возможность нераскрытия такой информации в годовом отчете в связи с ее конфиденциальностью.
Одновременно необходимо помнить, что пп. 11 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 г № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении, в том числе, сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Таким образом, сведения о размере вознаграждения, которые должны быть раскрыты в годовом отчете, не могут быть отнесены к коммерческой тайне, поскольку обязанность по раскрытию данной информации следует из ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и предусмотрена Положением. Такая же позиция изложена и в Постановлении ФАС Московского округа от 29.05.2013 г по делу № А40-119148/12-139-1142.
О раскрытии бухгалтерской отчетности
Очень часто встречающимся нарушением является несоблюдение требований к составу раскрываемой бухгалтерской отчетности, определенному пунктом 8.3.3 Положения. В соответствии с указанной нормой помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках раскрытию подлежат приложения к ним, предусмотренные законодательством, аудиторское заключение (если отчетность подлежит обязательному аудиту) и пояснительная записка. Аналогичный состав бухгалтерской отчетности предусматривался и ранее действовавшим Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н.
Наибольшее количество ошибок эмитентов связано с нераскрытием всех либо части приложений к бухгалтерской отчетности, а также пояснительной записки. В связи с тем, что срок, в течение которого раскрываемая эмитентами годовая бухгалтерская отчетность должна быть доступна в сети Интернет, составляет три года, рассмотрим состав приложений к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2010-2012 года.
По действовавшему до 01.01.2013 г. Федеральному закону от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность акционерных обществ состояла из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту);
- пояснительной записки.
Для годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ по итогам 2010 года пунктом 1 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 г № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Для бухгалтерской отчетности акционерных обществ по итогам 2011 года пунктами 2 и 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» был установлен следующий состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения (их содержание определялось организациями самостоятельно с учетом
Приложения № 3 к Приказу, требований Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н).
С учетом ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерных обществ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Таким образом, в настоящее время пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как указывается в Письме Минфина РФ от 23.05.2013 г. № 03-02-07/2/18285, в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах продолжает действовать Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Согласно п.п. 3 и 4 данного Приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с п. 4 вышеупомянутого Приказа Минфина РФ № 66н такие пояснения оформляются в табличной и (или) текстовой форме. При этом содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения № 3 к Приказу.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности), а также п. 37 ПБУ 4/99, в соответствии с которым при отступлении от правил, предусмотренных в пп. 32 - 35 ПБУ 4/99, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
Нормами, регламентирующими раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, понятие пояснительной записки, упомянутой в п. 8.3.3 Положения, не раскрывается. При этом п. 5 ПБУ 4/99 предусмотрено, что приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснениями.
В связи с изложенным, по мнению автора, изменения в нормах, регулирующих состав бухгалтерской отчетности, требуют внесения соответствующих изменений и в п. 8.3.3 Положения в части требований о раскрытии пояснительной записки. В настоящее время автору представляется необходимым раскрывать в соответствии с п. 8.3.3 Положения в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения и аудиторское заключение (в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту).
Зачастую фиксируемые нарушения п. 8.3.3 Положения связаны с нераскрытием бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения по причине того, что акционерное общество находится на упрощенной системе налогообложения и не осуществляет ведение бухгалтерского учета. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится, в том числе, в случаях, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, а также если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах.
Кроме того, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 г. № 319-О, освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и по результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме, в том числе, в целях обеспечения информационной открытости.
В определении Конституционный Суд РФ также указывает, что особенности открытого акционерного общества требуют публичного ведения дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммерческой тайной, а ее представление (как акционерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности.
Таким образом, акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в соответствии с главой VIII Положения, в любом случае должно составлять и раскрывать бухгалтерскую отчетность.
О порядке и сроках раскрытия финансовой отчетности
В настоящее время существенные затруднения возникают при определении порядка и срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Пунктом 8.3.4 Положения предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:
- не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- не позднее 2 дней с даты составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества - если она составлена до истечения указанного срока;
- не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения - в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Для начала рассмотрим раскрытие годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, не обязанными раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. Точкой отсчета двух дней для раскрытия годовой бухгалтерской отчетности в данном случае является наступление одного из следующих событий: составление отчетности (ранее 31 марта), истечение установленного срока предоставления годовой бухгалтерской отчетности (31 марта), составление аудиторского заключения. При этом, если выбор из первых двух событий очевиден, то выбор между первым и третьим, а также вторым и третьим событиями представляется неоднозначным.
С одной стороны, можно было бы предположить, что норма, касающаяся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей аудиту, является специальной по отношению к нормам, касающимся срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности, не подлежащей обязательному аудиту. И в этом случае первые два случая относятся только к той раскрываемой отчетности, которая не подлежит обязательному аудиту. Но такое предположение противоречит системному толкованию пп. 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», ст. 92 и п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», исходя из содержания которых обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей раскрытию, проводится в любом случае.
Тогда опубликование годовой бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, сразу после ее составления невозможно, а относительно второго и третьего случая можно предположить, что точкой отсчета срока раскрытия будет то из вышеперечисленных двух событий (31 марта или составление аудиторского заключения), которое наступит раньше. Если аудиторское заключение составлено до 31 марта, то точкой отсчета срока раскрытия будет дата его составления. Если же аудиторское заключение до указанного срока не составлено, то точкой отсчета будет 31 марта.
Такая позиция, основанная, в том числе, на нормах утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложена в Письме ФСФР
России от 28.04.2012 г. № 12-ОП-10/19059, размещенном в правовых информационных системах. ФСФР России указывает, что в случае если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, установленный законодательством РФ для представления годовой бухгалтерской отчетности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока следует раскрыть годовую бухгалтерскую отчетность с указанием соответствующего основания, в силу которого не раскрывается аудиторское заключение, а не позднее 2 дней после получения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности - раскрыть указанное аудиторское заключение.
Однако, как представляется автору, в этом случае акционерное общество может нарушить п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», указывающий на то, что перед опубликованием годовой финансовой отчетности общество обязано привлечь аудитора, а также п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который предписывает в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, публиковать ее вместе с аудиторским заключением.
В связи с изложенным, с целью соблюдения указанных норм наилучшим вариантом представляется построить деятельность общества таким образом, чтобы аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности в любом случае составлялось не позднее 31 марта. При этом, если аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности не передано акционерному обществу в срок, установленный законодательством РФ для представления годовой бухгалтерской отчетности, акционерному обществу не позднее 2 дней с даты истечения указанного срока следует, как полагает автор, в соответствии с требованием п. 1.15 Положения раскрыть сообщение с указанием соответствующего основания, в силу которого не раскрывается годовая бухгалтерская отчетность. А не позднее 2 дней после получения аудиторского заключения в отношении годовой бухгалтерской отчетности - осуществить ее раскрытие.
Кроме того, раскрывая годовую бухгалтерскую отчетность, эмитенты зачастую забывают опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества в соответствии с п. 8.3.5 Положения.
Рассмотрим теперь порядок и сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности эмитентами, обязанными раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
По мнению автора, норма, касающаяся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности такими эмитентами (пп.2 п.8.3.4 Положения), могла бы рассматриваться как специальная по отношению к нормам, касающимся раскрытия годовой бухгалтерской отчетности акционерными обществами, на которые не распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета (пп.1 п.8.3.4 Положения). В этом случае эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, раскрывают годовую бухгалтерскую отчетность только один раз в составе ежеквартального отчета за первый квартал в соответствии с главой V Положения. Однако в таком случае акционерные общества, на которые в силу их большей открытости возлагаются дополнительные более строгие требования к объему и срокам раскрытия информации, в общем случае будут раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность минимум на 45 дней позднее всех других акционерных обществ. Последнее утверждение ставит под сомнение первое предположение. Все вышеперечисленное позволило некоторым авторам утверждать, что общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды: в составе ежеквартального отчета за первый квартал и в соответствии с пп.1 п.8.3.4 Положения .
Таким образом, считаем, что в связи с отсутствием судебной практики по данному вопросу, а также возможным неоднозначным толкованием данной нормы, акционерным обществам, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, следует раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность дважды.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не предусматривающего обязательного составления и представления всеми хозяйствующими субъектами квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникает вопрос о необходимости составления и раскрытия квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерными обществами, на которые возлагается обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенный отчетный период, состоящий из трех месяцев отчетного года, а в состав ежеквартальных отчетов за второй и третий кварталы - промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенные отчетные периоды, состоящие из шести и девяти месяцев отчетного года соответственно.
Вместе с тем, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации , нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления .
Таким образом, акционерные общества, на которые распространяется обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, обязаны в силу специальных норм Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» составлять и раскрывать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в составе ежеквартальных отчетов за первый, второй и третий кварталы. Такая позиция изложена также в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
И в заключение рассмотрения вопросов о раскрытии бухгалтерской (финансовой) отчетности хотелось бы заметить, что в соответствии с п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Раскрытие информации об аффилированных лицах
Основной ошибкой эмитентов при раскрытии информации в форме списка аффилированных лиц является невключение в список аффилированных лиц сведений обо всех аффилированных лицах, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. Чаще всего эмитенты забывают указывать тех аффилированных лиц, которые признаются аффилированными в связи с принадлежностью к той же группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо. Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо внимательно изучить статью 9 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и осуществлять регулярный мониторинг указанных в ней оснований.
При раскрытии изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, возникают некоторые затруднения с определением даты наступления события, являющегося точкой отсчета срока раскрытия. В соответствии с п. 8.5.3 Положения акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. При этом срок, в течение которого общество должно внести указанные изменения в список аффилированных лиц с момента, когда оно узнало или должно было узнать о таких изменениях, действующими нормативными правовыми актами не установлен. По мнению автора, с учетом необходимости раскрытия информации в максимально короткий срок тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, должны публиковаться не позднее 2 рабочих дней с даты, когда акционерное общество узнало о соответствующих изменениях.
В заключение заметим, что частой ошибкой эмитентов также является нераскрытие дополнительных сведений, предусмотренных частью 8.7 Положения. Особых затруднений в понимании норм указанной части нет; такие ошибки связаны, прежде всего, с отсутствием надлежащего внутреннего контроля за фактами, указанными в п. 8.7.1 Положения, и за своевременным раскрытием информации о них. Напомним также, что в соответствии с п. 8.7.6 Положения раскрытие дополнительных сведений должно осуществляться как в ленте новостей, так и на странице акционерного общества в сети Интернет.
_______________________
См., например: Вавулин Д.А. Раскрытие информации акционерными обществами. – М.: Юстицинформ, 2012. – параграф 10.
70.1. Акционерное общество обязано раскрывать информацию в форме годового отчета.
70.2. Годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и (или) иными уполномоченными должностными лицами акционерного общества.
Годовой отчет акционерного общества утверждается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если вопрос об утверждении годового отчета отнесен уставом акционерного общества к его компетенции.
В случае если годовой отчет акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, он подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества.
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества. Указанное подтверждение не требуется в случае, если в соответствии с уставом непубличного акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) отсутствует (не избирается) или избирается (создается) исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного акционерного общества, и такие случаи не предусматривают подтверждение (проверку) достоверности данных, содержащихся в годовом отчете акционерного общества.
70.3. Годовой отчет акционерного общества должен содержать:
сведения о положении акционерного общества в отрасли;
приоритетные направления деятельности акционерного общества;
отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности;
информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;
перспективы развития акционерного общества;
отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям акционерного общества;
описание основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества;
законом "Об акционерных обществах" крупными сделками, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о согласии на ее совершение или ее последующем одобрении. В годовом отчете акционерного общества вместо указанного перечня может содержаться ссылка на документ, содержащий перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году крупных сделок, с указанием его наименования и адреса страницы в сети Интернет, на которой он раскрыт, а также, при наличии, номера и даты его подписания, отчетного периода, за который он составлен;
(см. текст в предыдущей редакции)
перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" сделками, в совершении которых имелась заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (заинтересованных лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение о согласии на ее совершение или ее последующем одобрении (при наличии такого решения), а для каждой сделки (группы взаимосвязанных сделок), размер которой (которых) составлял два или более процента балансовой стоимости активов акционерного общества, - также с указанием основания (оснований), по которому (по которым) лицо (лица) признано (признаны) заинтересованным (заинтересованными) в совершении сделки, доли участия заинтересованного лица (заинтересованных лиц) в уставном (складочном) капитале (доли принадлежавших заинтересованному лицу (заинтересованным лицам) акций) акционерного общества и юридического лица, являвшегося стороной в сделке, на дату совершения сделки. В годовом отчете акционерного общества вместо указанного перечня может содержаться ссылка на документ, содержащий перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, в совершении которых имелась заинтересованность, с указанием его наименования и адреса страницы в сети Интернет, на которой он раскрыт, а также, при наличии, номера и даты его подписания, отчетного периода, за который он составлен;
(см. текст в предыдущей редакции)
состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включая информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные (год рождения, сведения об образовании, сведения об основном месте работы), доля их участия в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества, а в случае, если в течение отчетного года имели место совершенные членами совета директоров (наблюдательного совета) сделки по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категорий (типов) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки;
сведения о лице, занимающем должность (осуществляющем функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества (директоре, генеральном директоре, председателе, управляющем, управляющей организации и т.п.), и членах коллегиального исполнительного органа акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные (год рождения, сведения об образовании, сведения об основном месте работы), доля их участия в уставном капитале акционерного общества и доля принадлежащих им обыкновенных акций акционерного общества, а в случае, если в течение отчетного года имели место совершенные лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального исполнительного органа сделки по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, также сведения о таких сделках с указанием по каждой сделке даты ее совершения, содержания сделки, категории (типа) и количества акций акционерного общества, являвшихся предметом сделки;
Основные положения политики акционерного общества в области вознаграждения и (или) компенсации расходов, а также сведения по каждому из органов управления акционерного общества (за исключением физического лица, занимавшего должность (осуществлявшего функции) единоличного исполнительного органа управления акционерного общества, если только таким лицом не являлся управляющий) с указанием размера всех видов вознаграждения, включая заработную плату членов органов управления акционерного общества, являвшихся его работниками, в том числе работавших по совместительству, премии, комиссионные, вознаграждения, отдельно выплаченные за участие в работе соответствующего органа управления, иные виды вознаграждения, которые были выплачены акционерным обществом в течение отчетного года, и с указанием размера расходов, связанных с исполнением функций членов органов управления акционерного общества, компенсированных акционерным обществом в течение отчетного года. Если акционерным обществом выплачивалось вознаграждение и (или) компенсировались расходы лицу, которое одновременно являлось членом совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и входило в состав коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) акционерного общества, выплаченное вознаграждение и (или) компенсированные расходы такого лица, связанные с осуществлением им функций члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включаются в совокупный размер выплаченного вознаграждения и (или) компенсированных расходов по совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, а иные виды выплаченного вознаграждения и (или) компенсированных расходов такого лица включаются в совокупный размер вознаграждения и (или) компенсированных расходов по коллегиальному исполнительному органу (правлению, дирекции) акционерного общества;
Сведения (отчет) о соблюдении акционерным обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России (далее - Кодекс корпоративного управления);
сведения об утверждении годового отчета общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если вопрос об утверждении годового отчета отнесен уставом акционерного общества к его компетенции, а также иную информацию, предусмотренную уставом или внутренним документом акционерного общества.
(см. текст в предыдущей редакции)
70.3.1. В годовом отчете акционерного общества, являющегося кредитной организацией, вместо информации, предусмотренной абзацами вторым - четвертым , шестым , седьмым , одиннадцатым - тринадцатым пункта 70.3 настоящего Положения, может содержаться ссылка на документ (документы), в котором (в которых) данная информация раскрыта, с указанием его наименования (их наименований) и адреса страницы в сети Интернет, на которой он раскрыт (они раскрыты), а также, при наличии, номера и даты его (их) подписания, отчетного периода, за который он составлен (они составлены).
70.4. Если акции акционерного общества допущены к организованным торгам, годовой отчет акционерного общества должен включать отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, содержащий:
заявление совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о соблюдении принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления, а если такие принципы акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются им не в полном объеме - с указанием данных принципов и кратким описанием того, в какой части они не соблюдаются;
краткое описание наиболее существенных аспектов модели и практики корпоративного управления в акционерном обществе;
описание методологии, по которой акционерным обществом проводилась оценка соблюдения принципов корпоративного управления, закрепленных Кодексом корпоративного управления;
объяснение ключевых причин, факторов и (или) обстоятельств, которые должны носить конкретный характер, в силу которых акционерным обществом не соблюдаются или соблюдаются не в полном объеме принципы корпоративного управления, закрепленные Кодексом корпоративного управления;
(см. текст в предыдущей редакции)
описание механизмов и инструментов корпоративного управления, которые используются акционерным обществом вместо (взамен) рекомендованных Кодексом корпоративного управления;
планируемые (предполагаемые) действия и мероприятия акционерного общества по совершенствованию модели и практики корпоративного управления с указанием сроков реализации таких действий и мероприятий.
(см. текст в предыдущей редакции)
70.5. Если по окончании второго отчетного года или каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше его уставного капитала, годовой отчет акционерного общества должен включать раздел о состоянии его чистых активов.
70.6. Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета), на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
(см. текст в предыдущей редакции)
70.7. Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
70.8. В случае выявления недостоверной, неточной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, раскрытой в годовом отчете акционерного общества, акционерное общество вправе изменить (скорректировать) информацию, раскрытую им в годовом отчете, путем опубликования на странице в сети Интернет текста документа, утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, в котором содержится измененная (скорректированная) информация.
В документе, содержащем измененную (скорректированную) информацию, раскрытую в годовом отчете акционерного общества, должны быть указаны:
сведения о том, что документ публикуется в порядке изменения (корректировки) информации, содержащейся в ранее опубликованном годовом отчете акционерного общества;
полный текст измененной (скорректированной) информации, а также краткое описание внесенных изменений;
сведения об утверждении документа советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества в качестве внутреннего документа акционерного общества, не регулирующего деятельность его органов.
Текст документа, содержащего измененную (скорректированную) информацию, раскрытую в годовом отчете акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет с даты его опубликования в сети Интернет и до истечения срока, установленного настоящим Положением для обеспечения доступа к тексту годового отчета акционерного общества.
Вернуться назад на
В информационном письме № ИН-06-52/17 ЦБ дал разъяснения о раскрытии акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год.
Вступило в силу указание ЦБ № 3899-У, которым внесены изменения в положение №454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Теперь годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО раскрывается, в том числе, путем опубликования ее текста на интернет-странице, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности отчетности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно закону о бухгалтерском учете, такой экземпляр представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Таким образом, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества за 2017 год подлежит опубликованию акционерными обществами в сети интернет вместе с аудиторским заключением не позднее 4 апреля (поскольку последний день срока, установленный абзацем вторым пункта 71.4 положения N 454-П, приходится на выходной день - 3 апреля).
Если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация не раскрывается. При этом отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с положением N 454-П, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг.
В случае обоснованной невозможности исполнения АО требования о раскрытии в установленный срок (например, в силу того, что заключенный до вступления в силу указания № 3899-У договор на проведение аудита предусматривает представление АЗ по отчетности за 2017 год позднее 4 апреля) акционерному обществу следует раскрыть информацию о нераскрытии в установленный срок с указанием оснований.
ЦБ полагает, что акционерным обществам, на которые распространяются требования раздела V положения № 454-П о раскрытии информации в форме сообщений о существенных фактах, следует раскрыть такую информацию в форме и порядке, которые предусмотрены положением № 454-П для раскрытия сообщения о существенном факте о сведениях, оказывающих, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг.
Иным АО рекомендуется раскрыть такую информацию в форме аналогичного сообщения не позднее 5 апреля в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, и не позднее 6 апреля - на упомянутой выше интернет-странице. ЦБ рекомендует также обеспечить доступность указанного сообщения в течение не менее одного года с момента раскрытия.
Информация о нераскрытии отчетности и аудиторского заключения должна быть размещена в ленте новостей до 5 апреля, а на странице в интернете - до 6 апреля. Вместе с этими данными АО указывают причины, по которым отчетность не раскрыта в срок.
Если сведения не раскрыты без достаточных на то оснований, АО могут привлечь к ответственности и оштрафовать на сумму до 1 млн. руб., а должностное лицо может быть дисквалифицировано (ст. 15.19 КоАП).
Публичность результатов обязательного аудита
Новой частью 6 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:
Идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
Идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
Перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
Дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
Мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Порядок ведения Единого федерального реестра и опубликования сведений, содержащихся в нем, установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Алгоритм размещения информации на портале:
Получить ЭЦП для работы на портале fedresusr у спецоператора (обратите внимание, что не подходит ЭЦП для передачи отчетности в ФНС);
Войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;
Выставить счет 805 руб.00 коп и оплатить его в ЗАО ИНТЕРФАКС (как правило денежные средства доступны на следующий день);
Подписать акт и счет-фактуру за публикацию.