Какая вера в албании. Религия в албании

Равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства «в вопросах веры и совести». Отношения между государством и религиозными общинами регулирует Государственный комитет по культам при Министерстве культуры, туризма, молодёжи и спорта.

В 2002 году правительство Албании заключило с Римско-католической церковью двухсторонние соглашения, регулирующие отношения между государством и данной церковью. В 2008 году подобные соглашения были заключены с православной церковью, общинами мусульман и бекташей . В 2010 году соглашения были подписаны с Евангелическим братством Албании - зонтичной организацией албанских протестантов .

Албания, наряду с частично признанной Республикой Косово , является единственной страной Европы с преобладающим мусульманским населением. Примерно 63 -64 % населения Албании является мусульманами ; христианство исповедуют 31 -32% ; ещё 5 -6% не религиозны. Согласно данным всеобщей переписи населения, религиозные верования албанцев распределились следующим образом: мусульмане - 58%; христиане - 17% . Однако данные переписи не до конца отражают действительность, так как почти 20% респондентов отказались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности, а некоторые религиозные лидеры призывали бойкотировать перепись или оспорили её результаты .

Исторический обзор

Со второй половины XIX века в Албании действует протестантская Евангелическая церковь Албании . В конце XIX - начале XX века среди албанских православных началось движение за создание поместной национальной церкви, закончившееся созданием Албанской православной церкви . В 1900 году священник Георг Германос, перешедший из православия в католицизм сформировал грекокатолическую общину, которая впоследствии оформилась в

После второй мировой войны и с установлением коммунистического правительства в Албании началось преследование религии. В 1967 году Энвер Ходжа запретил любое отправление религиозного культа и объявил Албанию первым в мире атеистическим государством. В стране были закрыты сотни храмов; некоторые религиозные иерархи были расстреляны, сотни священников разных конфессий были отправлены в тюрьмы.

С началом демократизации страны (конец 1980-х) в Албании началось восстановление храмов и возрождение религиозной жизни. В начале 1990-х годов в страну прибыли различные протестантские миссионеры, проповедники бахаи , Свидетели Иеговы и мормоны .

Ислам

В 2010 году мусульмане в Албании составляли 63 - 64 % населения. Данные отчёта исследовательского центра Pew Research Center содержат цифру в 82,1 % населения. Ислам исповедуют албанцы, а также живущие в стране арабы и египтяне. Мусульмане распространены по всей стране, однако наибольшего присутствия ислам добился в центре и на севере страны.

Большинство мусульман являются суннитами (преимущественно ханафитского мазхаба). До 20 % населения Албании относятся к суфийскому движению бекташей ; Албания является мировым центром этой конфессии. В крупных городах действуют проповедники Ахмадийской мусульманской общины , которая появилась в Албании в 1934 . Ахмадийской мусульманской общине принадлежит одна из самых больших мечетей Албании - мечеть «Байтул Аввал» в Тиране .

Албания является единственной европейской страной, входящей в Организацию исламского сотрудничества .

Христианство

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 - 32 % населения страны (по данным Pew Research Center - 18 % ). Христианство исповедуют часть албанцев , а также македонцы , арумыны , итальянцы , черногорцы , греки и сербы .

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи - 10 % ). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь . Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи - 6,75 % ); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви ; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников .

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих . Свыше половина из них - пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты , адвентисты , плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года - Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Другие группы

Первые сообщения о евреях в Албании датируются VII веком. В XVI веке в Албанию прибывают еврейские беженцы из Испании и Италии. В 2010 году в стране оставалось 300 иудеев ; иудейские синагоги действуют в Тиране и Саранде.

Довольно крупную религиозную общину в Албании составляют верующие бахаи (7 тыс. ).

По оценкам «Энциклопедии религий» атеистами и агностиками являются 5 % жителей Албании .

Примечания

  1. J. Gordon Melton . Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton , Martin Baumann. - Oxford, England: ABC CLIO, 2010. - С. 61-65. - 3200 с. - ISBN 1-57607-223-1 .
  2. (англ.) . The Association of Religion Data Archives. Дата обращения 21 марта 2014.
  3. Resident population by religious affiliation (англ.) . POPULATION AND HOUSING CENSUS 2011 . Instituti i Statistikave - Tiranë. Дата обращения 21 марта 2014. Архивировано 14 ноября 2014 года.
  4. International Religious Freedom Report for 2012 Albania (англ.) . Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения 21 марта 2014.

Так уж получилось, что со времен печально известного конфликта в Косове, который сопровождался этническими чистками, у многих из нас в сознании сложился стереотип о том, что все албанцы — мусульмане. Однако на самом деле с шиптарами все обстоит далеко не так однозначно и гораздо интереснее, чем можно себе представить. Наверняка информация, изложенная ниже, заставит Вас изменить свое представление о религиозной принадлежности албанцев. И степени их религиозности, кстати, тоже.

Безусловно, в Албании львиная доля верующих исповедуют ислам. Но, в то же время, в этой стране существуют достаточно мощные православные и католические общины. Очень противоречивы и статистические данные. По одним сведениям, массовая доля мусульман в Албании превышает 80%, по другим — составляет 70%, по третьим — около 60%. А есть данные, согласно которым в Албании среди верующих мусульман и вовсе не больше 38%, а христиан — более 60%! Так или иначе, мусульманское население в этой стране сосредоточено в основном в центре и на северо-востоке, на севере Албании (оособенно в районе Шкодера) сосредоточено много католиков, а юг страны — в основном православный (особенно город Корча, который известен своим футбольным клубом «Скендербеу»). Помимо этого, стоит отметить, что в Албании очень много неверующих.

Все-таки годы правления Энвера Ходжи, который активно насаждал атеизм, и сейчас дают о себе знать. А вот в Косове ситуация более-менее понятна: там албанцы составляют более 90% населения и примерно такую же массовую долю среди верующих составляют мусульмане (незначительная часть албанцев Косова — католики). Среди шиптаров, живущих в Македонии, тоже преобладают адепты ислама, но есть и крупная католическая община, яркой представительницей которой является всем известная Мать Тереза (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу), основательница Католического Ордена Милосердия. Отдельно стоит выделить еще две крупные этнографические группы албанцев: арберешей, живущих в Италии и исповедующих католицизм, и арнаутов, которые живут в Греции и являются преимущественно православными. Об арнаутах стоит сказать особо. Да-да, именно эта этнографическая группа албанцев в свое время дала Элладе национальных героев в борьбе за независимость. Но это так, лирическое отступление. Но в общем, суть всего изложенного выше, предельно ясна: далеко не все албанцы — мусульмане.

Что касается албанцев, исповедующих ислам, то нужно сказать, что степень их религиозности крайне низок. Подавляющее большинство албанских женщин (мусульманок, естественно!) не носит хиджабов и уж тем более паранджи (в отличие, к примеру, от боснийских мусульманок), а некоторые девушки так и вовсе щеголяют в коротких юбках и одеваются как самые настоящие европейки! А что уже говорить о соблюдении мусульманских обычаев. Также шиптары любят шутить о том, что, к примеру, если ты считаешь себя мусульманином, то не сильно удивляйся, если узнаешь о том, что твои недалекие предки были христианами! Вообще, для албанцев религиозная принадлежность никогда не играла решающей роли. Даже больше: существует мнение о том, что религия албанцев — это … албанизм! То есть, совершенно не имеет значения, кто ты по вероисповеданию. Если ты албанец, значит, ты свой. Вот и все.


Израиль

Албания — единственная мусульманская страна в христианской Европе. Албания — единственная страна, которая многие годы, даже после развала СССР и лагеря социализма, продолжала столь рьяно придерживаться сталинистской теории и практики, что ее называли Северной Кореей Восточной Европы. Мусульманская Албания — единственная страна в Европе, где не произошло Катастрофы. Из местной еврейской общины и тысяч еврейских беженцев, нашедших в ней убежище в годы Второй мировой войны, из Албании в лагеря уничтожения была отправлена только одна еврейская семья…

Еврейская община в Албании всегда была малочисленной. Уж слишком удалена была эта гористая местность от европейских, а позднее турецких центров культуры и торговли. Евреям просто нечего было делать в этих труднодоступных, бедных местах, обитатели которых с трудом сводили концы с концами. Но отношения между евреями, все-таки обосновавшимися здесь, и местными жителями — истовыми мусульманами — уникальны и заслуживают особого внимания.

Впервые евреи попали в эти края еще во времена Римской империи. Легенда гласит, что несколько еврейских семей очутились в Албании случайно: судно, на котором они плыли, в Адриатическом море подверглось нападению пиратов и с трудом успело укрыться в ближайшей гавани. Пассажиры судна решили переждать, пока пираты не уберутся восвояси. И чтобы не терять времени, занялись привычным делом, открыв несколько небольших мастерских. То ли евреи оказались искусными мастерами, то ли в этой глухомани просто не было специалистов такого уровня, но дела пошли столь замечательно, что евреи решили остаться. Позднее к ним присоединились еще с десяток семей родственников и друзей. Так возникла крохотная община, сохранившая свою численность на долгие столетия. Число членов общины резко возросло лишь спустя тысячу лет, когда Оттоманская империя распахнула свои ворота перед евреями, высланными из Испании и Португалии.

Султан Сулейман Великолепный оказался, в отличие от «их католических величеств Изабеллы и Фердинанда», мудрым и прозорливым правителем. Наиболее знаменитых испанских беглецов он принял в Стамбуле, а остальных расселил по медвежьим уголкам своего государства в надежде, что евреи, образованные люди, искусные ремесленники и торговцы, помогут развитию отдаленных концов империи. Расчет оказался точным — евреи, поселившись в основном на Балканах, действительно немало способствовали процветанию этого края. Везде на Балканах их принимали тепло, но в Албании им, без всякого преувеличения, раскрыли объятия.

Поэтому хотя Албания и считалась одной из самых забитых провинций Порты, евреи, настрадавшиеся от жестокости католиков, с радостью остались жить в этом глухом, но гостеприимном крае. В большинстве главных городов Албании (Берат, Эльбасан, Влёра, Дуррес) возникли еврейские кварталы. В 1520 году в городе Влёра было уже 609 еврейских домов. В нем же построили и единственную в Албании синагогу, которая простояла до Первой мировой войны.

До конца той войны Албания входила в состав Великой Порты и ни разу — ни разу! — здесь не было зафиксировано ни одного антисемитского инцидента. После развала Оттоманской империи Албания получила независимость, и первая перепись населения, проведенная в 1930 году, зарегистрировала 204 еврея. К моменту предоставления ей 2 апреля 1937 года официального статуса еврейская община насчитывала 250 человек. После прихода к власти Гитлера и аншлюса Австрии сотни немецких и австрийских евреев нашли убежище в Албании. В 1938 году албанское посольство в Берлине все еще продолжало выдавать евреям визы. В общей сложности Албания приняла 1900 еврейских беженцев. Немного, конечно, но следует помнить, что в то время ни одна европейская страна категорически не желала принимать евреев даже в своих отдаленных от Европы колониях.

Несмотря на внутренние религиозные споры (30% населения — христиане), для албанцев главной всегда была национальная, а не религиозная принадлежность. О религиозной терпимости свидетельствовало значительное количество смешанных браков: нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать мусульманство, православие, католицизм. Один брат мог быть католиком, а другой — мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские и мусульманские имена.

Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанцев уходят корнями глубоко в историю. Из-за постоянной угрозы со стороны возможных захватчиков албанцы стремились к сплоченности, не допуская расколов на религиозной почве. Как написал албанский писатель Пашко Васа: «Религия албанцев — это албанизм».

Религиозная терпимость обусловила и терпимость албанцев к евреям. Благодаря этой терпимости в Албании чуть было не создали… еврейский национальный очаг для беженцев. Эта совершенно невероятная история до сих пор малоизвестна, поэтому стоит рассказать о ней чуть подробнее. В 1938 году уже стало ясно, что Европа находится на грани большой -войны, которая приведет к появлению огромной волны еврейских беженцев. В начале этого года британский журналист-еврей Лео Элтон отправился в Албанию, где предложил местным властям приютить евреев, создав для них на неосвоенных территориях страны еврейский национальный очаг. Аргумент у него был весомый — он напомнил решение Сулеймана Великолепного. Десятки, если не сотни тысяч евреев из Германии, Австрии, Бельгии, Голландии и других европейских стран могли бы принести Албании огромную пользу — точно такую же, как в свое время испанские беженцы принесли турецкой империи.

Элтон вернулся в Англию в полном восторге — по его словам, крупные албанские чиновники заинтересовались его предложением. «Без всякого сомнения, евреи смогут жить в гармонии и добрососедстве с нами и приносить стране немалую пользу», — заявил Элтону один из высокопоставленных собеседников. И с гордостью подчеркнул: «В Албании никогда слыхом не слыхивали об антисемитизме». Собеседники не скрывали от Элтона: они надеются, что вслед за еврейскими беженцами в страну хлынут и еврейские деньги, которые помогут создать в ней современную промышленность и поднять Албанию на совершенно иной уровень развития.

Рассказывая об этом в Лондоне, Элтон не скупился на описание нищеты албанских городов и деревень. «В Тиране нет ни одного театра и ни одного концертного зала, — говорил Элтон. — А уж о какой-либо современной промышленности и говорить нечего!» Но еврейский истеблишмент в Лондоне не разделил энтузиазма Элтона, и его идея сошла на нет. Впрочем, она быстро стала неактуальной и по политическим причинам.

7 апреля 1939 года Италия оккупировала Албанию и восстановила свой протекторат, существовавший в ней во время Первой мировой войны. В 1941 году к протекторату присоединили югославские территории, населенные албанцами, в том числе Косово.

Итальянцы интернировали в транзитном лагере Кавайе часть еврейских беженцев и около 200 местных евреев. Но в руки немцев их все же не передали. Наоборот, при явном попустительстве итальянских оккупационных властей албанцы помогли большей части интернированных бежать из лагеря. Им приготовили фальшивые документы и переправили в труднодоступные горные деревни, где спрятали в албанских семьях. Евреям помогал даже премьер-министр марионеточного правительства Албании Мустафа Мерлик. За спасение евреев институт «Яд ва-Шем» присвоил 69 (!) албанцам звание праведников народов мира.

Таким образом, практически все евреи, находившиеся непосредственно на территории Албании, уцелели. Большинство же евреев, оказавшихся в других частях Балкан, стали жертвами Холокоста. Некоторые евреи решили не отсиживаться в горных деревушках и пошли воевать в партизанские отряды. Так, например, поступил знаменитый Пепе Биро Кантос, который после войны стал одним из самых высокопоставленных офицеров албанской армии.

Кое-кто из историков утверждает, что немцы, оккупировавшие Албанию после выхода Италии из войны, сумели уничтожить около 500 евреев. Но в самой Албании считают иначе. Здесь с гордостью говорят, что Албания оказалась единственной страной Европы, еврейское население которой после окончания войны было большим, чем до ее начала.

Во времена Энвера Ходжа — последователя Сталина и Великого кормчего — иудаизм, как, впрочем, и все остальные религии, был в Албании под абсолютным запретом. Ходжа хвастался, что ему удалось создать единственное в мире атеистическое государство, которое было официально объявлено государством без религии. Но связь евреев со своим народом не прерывалась, и сразу же после изменений, произошедших в конце XX века в Албании, большая часть местных евреев — около 500 человек — репатриировалась в Израиль. Поселились они в Тель-Авиве и возвращаться в Албанию не собираются. Хотя и вспоминают ее с большой теплотой и благодарностью.

Сегодня в Албании проживают около 200 евреев. Общину возглавляет — а как же иначе? — посланник Любавичского Ребе, молодой энергичный раввин Йоэль Каплан. Благодаря его усилиям в Тиране открылись синагога и общинный центр. А недавно власти официально присвоили ему звание главного раввина Албании.

Оригинал взят у acer120 в post

Религия в Албании. Итоги Переписи населения 2011 года в разрезе областей.

188 992 человека или 6,75% населения Албании - именно столько православных насчитали доблестные албанские переписчики в ходе переписи. Албанская Православная Церковь, что вполне очевидно, результат не признала. Желающие могут найти на главной странице сайта АПЦ ссылку на официальную декларацию с заголовком "The results of the 2011 Census regarding the Orthodox Christians in Albania are totally incorrect and unacceptable."

При этом, численность католиков получилась ожидаемая, 10%, а мусульман насчитали и вовсе меньше 60%. Зато в Албании обнаружились массы атеистов, агностиков и людей, предпочитающих помалкивать о своей религиозной принадлежности. Я сразу предположил, что чудесным образом, все эти товарищи окажутся в основном жителями Южной Албании. Так оно и получилось. Местами круче даже, чем результаты Единой России в Дагестане:
Агностики: северный Шкодер - 0.31%, южная Влёра - 10.97% или в 35 раз больше.
Атеисты: северная Лежа - 0.13%, южная Гирокастра - 6.3% или в 48 раз больше.
Не ответили: северный Шкодер - 4.94%, южный Фиери - 20.93% или в 4 раза больше. Спасибо, что не в 40, ага.

В общем, сделал я карты, наслаждайтесь!

1. Четыре основные религии:

Тут все достаточно очевидно, кроме крайне низкого числа православных.

2. А вот и ответ на вопрос, почему православных не досчитались:

Корреляция просто удивительная.

3. Еще раз все вместе в разрезе трех характерных для конфессиональной географии Албании регионов:

По оформлению карт - да, интервалы такие рваные выбраны для информативности, перепады значений сильные, областей-то всего 12.

И да, это мой первый пост в ЖЖ, поэтому так криво все оформлено, не придирайтесь.

Так уж получилось чисто исторически, что албанский народ на протяжении практически всей своей истории находился в центре политических событий, которые диктовали более сильные государства, прилегающие к территории современной Албании. С учетом этого национальная культура Албании , как ее язык, литература и архитектура, так и остальные ее элементы оказывались под воздействием этих информационных факторов. Однако, можно смело сказать, что национальная культура от этого не только выиграла, но и сохранив обычаи и традиции предков, приобрела много полезного.

Религия Албании

Официально Республика Албания является светским государством, которое не имеет официальной религии, но гарантирует всем своим гражданам свободу вероисповедания. На территории страны мирно сосуществуют: мусульмане и православные христиане, католики и протестанты, и даже приверженцы такой ветви шиизма, как бекташи. Так, что религия Албании в своих конфессионных вопросах придерживается европейских норм отношения к мирному и равноправному существованию на всей своей территории приверженцев всех религиозных направлений.


Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.


Наука Албании

Начиная с середины 90-х годов минувшего столетия, наука Албании развивается в русле общеевропейского научного сообщества, и помимо целого ряда научных и образовательных учебных заведений основным центром развития этого процесса является Академия наук Албании, которая объединяет и координирует все связанные с этим процессы.


Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании , которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.


Кухня Албании

Национальная кухня Албании , страны Балканского полуострова впитала в себя лучшие традиции национальных кухонь тех стран и тех народов, с которыми албанцы долгие годы имели самые тесные связи. В частности это кухни Турции, Греции и славянских народов. С учетом этого их основой является два основных ингредиента, а именно мясо и овощи, которые по той или иной рецептуре превращаются в популярные национальные блюда Албании.


Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.


Спорт Албании

На сегодняшний день спорт Албания довольно широко представлена во многих популярных видах, в части которых Албания уже не один год выступает и на Олимпийских играх. Так в частности, Тирану на многих международных соревнованиях представляли албанские легкоатлеты, футболисты, а так же сборные команды по баскетболу.