Риска в графе. Заполнения и представления информации о расчете кредитного

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Условия применения

Количественный метод удобно применять, когда:

Допустимый риск может быть определен в численной форме (например, определенное последствие не должно произойти чаще, чем один раз в 10 4 лет);

Заданы численные планируемые (ожидаемые) значения полноты безопасности для систем, связанных с безопасностью.

Метод, в частности, применим, когда модель риска соответствует моделям, показанным на рис. 1 и 2 приложения 5 к настоящему стандарту.

2.Общий метод

Модель, используемая для иллюстрации общих принципов, показана на рис. 1 приложения 5. Ключевые шаги в методе, которые должны быть выполнены для каждой функции безопасности, которая будет выполняться Э/Э/ЭП системой, связанной с безопасностью, следующие:

Определение допустимого риска из таблицы, такой как табл. 1 приложения 6;

Определение риска оборудования, находящегося под управлением (ОПУ);

Определение необходимого снижения риска для достижения допустимого риска;

Распределение необходимого снижения риска по Э/Э/ЭП системам, связанным с безопасностью, системам, связанным с безопасностью, основанным на других технологиях, и внешним средствам снижения риска.

Таблица 1 приложения 6 к настоящему стандарту, заполненная частотами возникновения риска, позволяет определить планируемый (ожидаемый) допустимый риск (F t ).

Частота, связанная с риском, который существует для ОПУ, включая систему управления ОПУ и человеческий фактор (риск ОПУ), в отсутствие любых защитных мер, может быть оценена с использованием численных методов оценки риска. Это частота, с которой может происходить опасное событие в отсутствие защитных мер (F np ), - является одним из двух компонентов риска ОПУ. Другой компонент риска - последствие опасного случая. F np - может быть определен с помощью

Анализа частоты (коэффициента) отказов в сопоставимых ситуациях;

Данных из уместных баз данных;

Расчетов с применением соответствующих методов прогноза.

Стандарты, указанные в приложении 5 к настоящему стандарту, содержат ограничения на минимальные частоты отказов, которые могут потребоваться для систем управления ОПУ. Если требуется, чтобы система управления ОПУ имела частоту отказов меньшую, чем минимальная частота отказов, то система управления ОПУ будет рассматриваться как система, связанная с безопасностью, и на нее будут распространяться все требования настоящего стандарта для систем, связанных с безопасностью.

3. Пример расчета

На рис. 1 показан пример расчета планируемой (ожидаемой) полноты безопасности для одиночной системы, связанной с безопасностью. Для этой ситуации

PFD avg £ F t /F np ,

где PFD avg - средняя вероятность отказа по требованию (по обращению) защитной системы (системы защиты), связанной с безопасностью, работающей в режиме низкой частоты обращений (см. раздел настоящего 7 стандарта);

F t - частота допустимого риска;

F np - частота риска при наличии защитных мер.

Можно заметить, что определение F np для ОПУ важно из-за его отношения к PFD avg и, следовательно, к уровню полноты безопасности системы, связанной с безопасностью.

Необходимые шаги в получении уровня полноты безопасности (когда последствия С остаются постоянными, как на рис. 1) для ситуации, где полное необходимое сокращение риска достигнуто единственной системой защиты, связанной с безопасностью, которая должна уменьшить частоту опасных событий, как минимум, с F np до F t , следующие:

Определение частоты событий риска без каких-либо дополнительных защитных мер (F np );

Определение последствий С без добавления каких-либо дополнительных мер безопасности;

Определение (с использованием табл. 1 приложения 6), достигнут ли для частоты F np и последствий С допустимый риск. Если на основании таблицы 1 это приводит к риску класса I, то требуется дальнейшее сокращение риска. Риски классов IV или III были бы допустимыми рисками. Риск класса II потребовал бы дополнительного изучения;

Примечание - Таблица 1 приложения 6 используется для проверки, требуются ли или нет дальнейшие меры по снижению риска до тех пор, пока не окажется возможным достижение допустимого риска без каких-либо дополнительных защитных мер.

Определение вероятности отказа по запросу (отказа по требованию) для системы защиты, связанной с безопасностью, (PFD avg ) для достижения необходимого сокращения риска (DR ). Для постоянных последствий в определенной описанной ситуации, PFD avg = (F t /F np ) - DR ;

Для PFD avg = (F t /F np ) уровень полноты безопасности может быть получен из таблицы 2, приведенной в разделе 7 настоящего стандарта (например, для PFD avg = 10 -2 - 10 -3 , уровень полноты безопасности равен 2).

Рис. 1. Распределение полноты безопасности: пример системы защиты, относящейся к безопасности

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ - МЕТОД ГРАФА РИСКА

1. Условия применения

Настоящее приложение описывает графический метод оценки риска (метод графа риска), который является качественным методом, и который позволяет определить уровень полноты безопасности системы, относящейся к безопасности, исходя из знаний факторов риска, связанных с ОПУ и системой управления ОПУ. Его удобно применять, когда модель риска такая, как показано на рис. 1 и 2 приложения 5.

В случаях, когда для упрощения рассмотрения вопросов безопасности принимают качественный подход, вводят ряд параметров, которые вместе описывают природу опасной ситуации, когда система, связанная с безопасностью, отказывает или находится вне доступа. Из каждого из четырех наборов выбирают один параметр, и выбранные параметры затем объединяют, чтобы определить место положения систем, связанных с безопасностью. Эти параметры

Позволяют сделать градуировку рисков по значению и

2. Синтез графа риска

Нижеследующие упрощенные процедуры основаны на выражении

R = f ×C ,

где R - риск в отсутствие системы, связанной с безопасностью;

f - частота приводящего к ущербу события в отсутствие системы, связанной с безопасностью;

С - последствия приводящего к ущербу события (последствие должно быть отнесено к ущербу, связанному с здоровьем и безопасностью или ущербом, нанесенным окружающей среде).

Частота приводящих к ущербу событий f в этом случае определяется тремя влияющими факторами

Частотой и временем пребывания в опасной зоне;

Вероятностью избежания приводящего к ущербу события;

Вероятностью наступления приводящего к ущербу события в отсутствие какой-либо системы, относящейся к безопасности, (но имеющей в наличии внешние средства снижения риска) - ее называют вероятностью нежелательного события.

Она производит четыре следующих параметра

Последствие приводящего к ущербу события (С );

Частоту и время подтверждения воздействию в опасной зоне (F );

Вероятность неудачи в избежании приводящего к ущербу события (Р )

Вероятность нежелательного события (W ).

3. Другие возможные параметры риска

Полагается, что определенные выше параметры риска являются в достаточной степени родовыми, чтобы их можно было распространять на широкий диапазон применений. Могут, однако, быть применения, которые требуют введения дополнительных параметров. Например, использование новых технологий (технических средств) в ОПУ и системах управления ОПУ. Назначение дополнительных параметров состояло бы в более точной оценке необходимого сокращения риска (см. рис. 1 приложения 5).

Рис. 1 - Граф риска: Общая схема

4. Выполнение графа риска

Комбинация параметров риска, описанных выше, позволяет получить граф риск в виде, показанном на рис. 1: С A < С В < С С < C D ; F A < F B ; P A < P B ; W 1 < W 2 < W 3 . Толкование этого графа риска следующее:

Использование параметров риска С , F и Р приводит к ряду исходов X 1 , X 2 , Х 3 ,..., Х n (точное число зависит от области применения, чтобы быть покрытой графом риска). Рис. 1 показывает ситуацию, при которой не обеспечивается никакой дополнительный вклад для более серьезных последствий. Каждый из этих исходов отображается на одной из трех шкал (W 1 , W 2 или W 3). Каждая точка этих шкал обозначает необходимую полноту безопасности, которая должна быть достигнута с помощью рассматриваемой Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью. На практике будут ситуации, когда для специфических последствий одиночная Э/Э/ЭП система, связанная с безопасностью, не позволит достичь необходимого снижения риска.

Отображение на шкалах W 1 , W 2 или W 3 позволяет ввести для использования другие меры снижения риска. То есть, шкала W 3 предусматривает минимальное снижение риска, внесенное другими средствами (то есть, самую высокую вероятность имеющего место нежелательного происшествия), шкала W 2 предусматривает средний вклад, и шкала W 1 - максимальный вклад. Для специфических промежуточных точек графа риска (например, X 1 , X 2 ... или Х 6) или для специфической шкалы W (например, W 1 , W 2 или W 3) финальный выход (исход) графа риска дает уровень полноты безопасности Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью (например, 1, 2, 3 или 4) и требуемые средства снижения риска для этой системы. Это снижение риска, вместе со снижением риска, достигаемым с помощью других мер (например, с помощью систем, связанных с безопасностью, основанных на других технологиях, и внешних средств снижения риска), которые принимаются в расчет с помощью механизма W -шкал, дает необходимое снижение риска для специфической ситуации.

Параметры, обозначенные на рис. 1 (С A , C B , C C , C D , F A , F B , P A , P B , W 1 , W 2 , W 3), и их содержимое должны были бы точно определены для каждой конкретной ситуации или сопоставимой отрасли промышленности.

5. Пример графа риска

Выполнение графа риска, основанного на данных таблицы 1 приложения 6, показано на рис. 2. Использование параметров риска С , F , и Р приводит к одному из восьми выходов (исходов). Каждый из этих выходов (исходов) обозначается на одной из трех шкал (W 1 , W 2 и W 3). Каждая точка на этих шкалах (а , b , с , d , e , g и h ) является обозначением необходимого сокращения риска, который должен быть достигнут системой, связанной с безопасностью.

Рис. 2 - Граф риска: пример (иллюстрирует лишь основные принципы)

Таблица 1

Данные к примеру графа риска (рис. 2)

Параметр риска

Классификация

Комментарии

Последствия (С )

Несущественный ущерб

1 Система классификации была разработана для рассмотрения вопроса нанесения вреда здоровью и жизни людей. Для рассмотрения нанесения вреда окружающей среде или материального ущерба должны бы быть разработаны другие схемы классификации.

2 Для интерпретации С 1 , С 2 , С 3 и С 4 должны быть приняты во внимание катастрофа (несчастный случай) и нормальное спасение

Серьезный долговременный (permanent) ущерб одному лицу

или большему числу лиц;

Смерть одного лица, смерть нескольких лиц;

Гибель очень большого числа людей

Частота и время воздействия опасности в опасной зоне (F )

От редкого до более частого подтверждения опасности в опасной зоне.

Частое или непрерывное подтверждение опасности в опасной зоне

3 См. комментарий 1 (выше)

Вероятность избегания (избежания) опасного события (Р )

Возможно при некоторых условиях

4 Этот параметр учитывает (принимает в расчет)

Почти невозможно

Режим процесса (контролируемый (например, квалифицированным или неквалифицированным лицом) или неконтролируемый);

Скорость развития приводящего к ущербу события (например, неожиданно, быстро или медленно);

Легкость распознавания опасности (например, обнаруживается немедленно, обнаруживается техническими средствами или обнаруживается без технических средств);

Избежание (избегание, уклонение от) опасного события (например, возможны запасные пути, не возможно или возможно при некоторых условиях);

Имеющийся реальный опыт спасения (такой опыт может иметь место в идентичном ОПУ или похожем ОПУ, либо может отсутствовать)

Вероятность нежелательных происшествий (W )

Очень небольшая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и только несколько нежелательных

5 Назначение (цель) W -фактора состоит в приблизительной оценке частоты появления нежелательного происшествия без применения каких-либо систем, относящихся к безопасности (Э/Э/ЭП систем или систем, основанных на других технологиях), но с использованием любых внешних средств снижения риска.

происшествий возможно Небольшая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и несколько нежелательных происшествий возможно Относительно высокая вероятность того, что нежелательное происшествие произойдет, и возможны частые нежелательные происшествия

6 Если имеется небольшой или отсутствует опыт применения ОПУ или систем управления ОПУ, либо подобных ОПУ и систем управления ОПУ, приблизительная оценка W -фактора может быть сделана путем расчета. В этом случае должен быть использован наихудший прогноз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОТЫ БЕЗОПАСНОСТИ - МАТРИЦА КРИТИЧНОСТИ СОБЫТИЙ

1. Условия применения

Численный (количественный) метод, описанный в приложении 6, не применим, когда риск (или частота его появления) не могут быть определены количественно. Настоящее приложение описывает метод матрицы серьезности (критичности) приводящих к ущербу событий, который относится к качественному методу и позволяет определить уровень полноты безопасности Э/Э/ЭП системы, связанной с безопасностью (ССБ), на основании знаний факторов риска, связанных с оборудованием, находящимся под управлением (ОПУ), и системой управления ОПУ. Он практически применим, когда модель риска такая, как показано на рис. 1 и 2 приложения 5.

Схема, приведенная в настоящем приложении, предполагает, что каждая система, связанная с безопасностью (ССБ), и внешние средства снижения риска являются независимыми.

2. Матрица серьезности (критичности) приводящих к ущербу событий

В основу матрицы положены следующие обязательные требования:

a) системы, связанные с безопасностью (ССБ), (Э/Э/ЭП или ССБ, основанные на других технологиях), вместе с внешними средствами снижения риска являются независимыми;

b) каждая система, связанная с безопасностью (Э/Э/ЭП или ССБ, основанная на другой технологии), вместе с внешними средствами снижения риска рассматриваются как слои защиты, которые обеспечивают по своим собственным правилам (возможностям) частичные сокращения риска, как показано на рис. 1 приложения 5.

Примечание - Это допущение справедливо только, если выполняются регулярные контрольные испытания слоев защиты.

c) увеличение уровня полноты безопасности достигается тогда, когда добавляется один слой защиты (b), см. выше);

d) используется только одна Э/Э/ЭП система, связанная с безопасностью, (но она может быть объединена с системой, связанной с безопасностью, основанной на другой технологии, и/или с внешним средством снижения риска).

Приведенные выше рассуждения подводят к матрице серьезности приводящих к ущербу событий, показанной на рис. 1. Следует отметить, что матрица заполнена примерными данными для иллюстрации общих принципов. Для каждой конкретной ситуации или сектора сопоставимой отрасли промышленности может быть построена своя матрица, подобная матрице, изображенной на рис. 1.

Упрощенно технология управления в концепции приемлемого риска воспринимается как последовательность трех больших этапов выявления, оценки и минимизации. Предположим, что в ходе реализации первого этапа руководством сформулированы цели и поставлены задачи риск-менеджмента компании. Следующим шагом предстоит выявить и идентифицировать основные угрозы текущей и перспективной деятельности. Одним из действенных и наглядных инструментов такой работы является карта рисков.

Этап картографирования рисков

Самостоятельная борьба с рисками в бизнесе, как правило, начинается с традиционного SWOT-анализа и описания угроз. К этому подключается анализ документации: нормативной, финансовой, управленческой, маркетинговой, договорной. Исследуются действующие политики, регламенты, результаты сессионной стратегической деятельности. В ходе исследований и коллегиальной работы формируется состав внешних и внутренних факторов, способных оказать влияние на уровень рисков.

В результате выявленные угрозы подлежат сведению в единую таблицу, представляющую собой систему факторов риска с их перечнем, иногда именуемым профилем факторов риска. Помимо сводной таблицы целесообразно также разработать классификационную схему факторов с выделенными взаимосвязями между ними. Более конкретной формой выявления факторов служит их идентификация. Идентификация рисков предполагает выявление самых значимых качественных и количественных их характеристик, в состав которых входят:

  • вероятность проявления;
  • размер потенциального ущерба;
  • место возникновения;
  • уровень взаимосвязей между факторами и т.п.

Иными словами, риск необходимо сопоставить с указанными параметрами. В момент, когда мы начинаем осмыслять размер ущерба, возникает переход на второй этап технологии управления – стадию оценки. Измерение риска в рамках идентификации факторов и первичной оценки инструментально производится сначала качественно, а затем количественно.

Вторым инструментом измерения является картографирование. Когда мы только начинаем работу с факторами, мы стремимся описать их на уровне: вероятно – не вероятно, опасно – не опасно и насколько опасно. На этой основе можно осуществить построение карты с осями абсцисс, по которой выстроена шкала опасности, и ординат, с размещением на ней шкалы вероятности риска. Факторы находят отражение на созданном поле и получают на нем визуальное позиционирование.

Модель карты рисков

Каждая компания сама устанавливает понятие опасности и единицы ее измерения. Для руководителей одной компании под ней понимается упущенная прибыль, для других – доход. Для примера можно предположить, что опасность в пределах потери прибыли до 33% является неопасной, в диапазоне от 33% до 67% опасность допустима, а свыше 67% уже неприемлема. Некоторые авторы полагают, что опасным может быть фактор, если он может привести к потерям прибыли полностью (100%). Диапазон вероятности от 0 до 1 делится на три или более группы, предположим:

  • от 0 до 0,2 – маловероятно;
  • от 0,21 до 0,65 – вероятно;
  • свыше 0,65 – весьма вероятно.

Представленный выше пример разбиения диапазонов не является догмой, в каждом конкретном случае подход индивидуален. Далее ответственные сотрудники, взяв данные заполненной таблицы факторов риска (форма размещена ниже), переносят каждый фактор на карту риска с учетом вероятности и опасности. В зависимости от сектора матрицы, в который попадают факторы, можно увидеть на карте, к какой зоне риска они принадлежат.

Таблица системы факторов, оказывающих влияние на уровень риска

Анализ карт рисков

Построение или коррекцию карты рекомендуется делать один раз в квартал. Каждый раз после такой работы следует проводить анализ. Он позволяет отсечь группу рисков, являющихся опасными (выше проведенной красной линии на карте). Кроме того, очевидными становятся неопасные риски, попавшие в квадранты ниже синей прочерченной линии. Карта рисков в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы.

  1. По группе рисков выше красной черты следует разработать план немедленных (первоочередных) мероприятий.
  2. По группе рисков, входящих в зону между красной и синей чертой, требуется разработка плана годовых мероприятий.
  3. По рискам, расположенным ниже синей черты, необходимо создать план контролируемых мероприятий для того, чтобы со временем они не перешли в разряд допустимых или даже опасных.

Пример визуальной формы карты риска

Выше показан пример иного представления карты. Внутри кругов проставлены значения вероятности фактора. В самой верхней части карты мы наблюдаем два риска, которые можно с уверенностью назвать ключевыми. Под ключевыми рисками следует понимать такие угрозы, которые способны нанести непоправимый, катастрофический ущерб бизнесу. Среди ущерба подобного типа можно назвать остановку непрерывного производства в условиях рисков техногенных катастроф, например, в металлургии, или даже потерю самого бизнеса при угрозе появления так называемых «убийц технологий».

Карты рисков могут быть сформированы не только в графической, но и в табличной форме. Ниже вашему вниманию представлен пример такой карты. По строкам размещены факторы риска, а шкалы вероятности и степени опасности последовательно размещены в столбцах. Таблица заполняется путем проставления «+» в ячейках, соответствующих факторам риска по двум основным параметрам оценки. В зону самых опасных рисков попадают факторы, имеющие отметку в каждом третьем столбце. В нашем примере это «рост себестоимости производства продукции». Контролируемые риски, наоборот, имеют отметки в каждом первом столбце. В примере к таким относятся «рост запасов» и «текучесть персонала».

Пример карты рисков в табличной форме

При построении карты рисков возникает резонный вопрос: «Можем ли мы ошибаться?». Конечно! Ошибка может заключаться в выборе экспертов. И сами эксперты способны совершать ошибки, разворачивая ситуацию в субъективной оценке факторов. Но делая оценку регулярно и вводя ее результаты в фокус своего внимания, лица, принимающие решения, раз за разом учатся выявлять застарелые проблемы и находить новые угрозы. Помимо этого, формируется навык грамотно расставлять приоритеты и своевременно минимизировать риски. В любом случае, настоящий инструмент эффективен сам по себе.

Карта рисков – баловство для конечных пользователей. В консультационных проектах один из авторов навострился изображать эти карты вручную в PowerPoint буквально за 10-15 минут, вместе с красивыми кружочками и легендой. Но ручной труд методологически неправилен, так как повышает вероятность ошибки. Исходя из этого и решили все-таки сделать карту рисков в формате Microsoft Excel.

В качестве технического задания взяли наиболее наглядную карту рисков в терминологии страницы « ». Из существующих типов диаграмм в Microsoft Excel можно использовать пузырьковую и точечную (XY-диаграмму). Результат на примере карты рисков условного предприятия в Excel2016 – . В предыдущих версиях сделать автоматическую нумерацию не получается (собственно, поэтому раньше и статьи такой не было).

Последовательность действий для людей, знающих Microsoft Excel:

  • создаем диаграмму. При этом выбираем по оси абсцисс – ущерб, по оси ординат – вероятность, в качестве имени ряда в источнике данных добавляем номера рисков. Для пузырьковой диаграммы дополнительно рассчитываем долю математического ожидания каждого риска в общем математическом ожидании. Целесообразно использовать именно этот параметр, так как размер должен отражать что-то новое, а привязка к ущербу либо вероятности приведет к банальности в виде того, что чем правее и выше риск, тем больше кружочек. Отметим, что для правильного размера кружочков риски должны быть независимыми друг от друга, что достигается автоматически, если следовать рекомендациям соответствующего ;
  • добавляем подписи данных, помещаем эти подписи сверху ряда. В качестве подписи отображаем номера рисков. Чтобы кружочки были одинаковыми по размеру, номера рисков с 1 по 9 заменяем на текстовый формат « 1», « 2» и т.д. (извините за извращение, но другого варианта не нашли);
  • опционально оформляем диаграмму: добавляем название, подписываем оси, выбираем градиентную заливку и играемся с градиентами, добавляем логарифмическую шкалу по ущербу, украшаем ряды данных и пр.

Какие проблемы при автоматическом построении карты рисков в Microsoft Excel нужно дополнительно решить:

  1. При одинаковых или близких по значению рисках отображается только один из них. Например, на картах рисков условного предприятия не видны риски под №9 и №22. Варианты устранения: (1) немного изменить исходные данные, то есть вместо двух рисков с вероятностью 50% и ущербом в 100 млн. руб. нарисовать риски с вероятностями 48 и 52% и ущербом 96 и 104 млн. руб., (2) дорисовывать кружочки руками или же (3) увеличить размер диаграммы (как в рассматриваемом случае, когда нет одинаковых рисков по вероятности и ущербу).
  2. Линия толерантности в виде линии в автоматическом режиме не отражается. Варианты устранения: (1) использовать градиентную заливку, в Microsoft Excel 2016 она автоматически принимает нужные цвета (кстати, особенно красиво выглядит, если по ущербу поставить логарифмическую ось) или же (2) дорисовывать линию руками.
  3. Для наиболее наглядной карты рисков кружочки с рисками, не попадающими на карту, необходимо дорисовать руками.
  4. Практически невозможно вставить в легенду названия рисков. На самом деле проблемой это не является, так как автоматические средства Microsoft Excel не очень экономно расходуют пространство в диаграмме, и в результате диаграмма при печати оказывается мельче, чем могла бы быть.

Несмотря на указанные недостатки, задача выполнена. Пользоваться можно если не для представления уважаемым людям, то в качестве контрольной процедуры.

D.1 Общие положения

Количественный метод, описанный в приложении С, не применим в тех ситуациях, где риск (или его частотная составляющая) не может быть охарактеризован количественно. В настоящем приложении описывается метод графов риска, представляющий собой качественный метод, позволяющий определять уровень полноты безопасности для систем, связанных с безопасностью, на основе знания факторов риска, связанных с EUC и системой управления EUC. Он применим, в частности, когда модель риска соответствует той, которая показана на рисунках А.1 и А.2.

При качественном подходе для упрощения вводится несколько параметров, описывающих природу опасной ситуации, возникающей при отказе или недоступности систем, связанных с безопасностью. Выбирается по одному параметру из каждого из четырех наборов; после этого выбранные параметры объединяются для определения уровня полноты безопасности, назначаемого системе, связанной с безопасностью. Эти параметры:

Позволяют произвести осмысленную классификацию рисков и

В приложении нет подробного описания метода, а даны его основные принципы. Тем, кто собирается применять методы, указанные в настоящем приложении, рекомендуется обратиться к -.

D.2 Построение графа риска

Упрощенная процедура, описываемая ниже, основывается на следующем уравнении:

ãäå - риск при отсутствии системы, связанной с безопасностью;

Частота опасного события при отсутствии системы, связанной с безопасностью;

Последствие опасного события (последствия должны быть связаны с причинением вреда здоровью и безопасности или с причинением вреда из-за нанесения ущерба окружающей среде).

Считается, что на частоту опасного события в данном случае влияют три фактора:

Возможность избежать опасного события;

Вероятность возникновения опасного события при отсутствии систем, связанных с безопасностью (но при наличии внешних средств уменьшения риска), эта вероятность называется вероятностью нежелательного события.

Из этих факторов следуют четыре параметра, характеризующих риск:

Последствие опасного события;

Частота и время нахождения в опасной зоне;

Вероятность того, что не удастся избежать опасного события;

Вероятность нежелательного события.

D.3 Другие возможные параметры риска

Описанные выше параметры риска достаточно общие, с широким диапазоном применений. Однако могут существовать приложения, характеризующиеся аспектами, требующими введения дополнительных параметров риска. В качестве примера можно привести использование новых технологий в EUC и в системах управления EUC. Целью новых параметров может быть более точная оценка требуемого уменьшения риска (рисунок А.1).

D.4 Построение графа риска: общая схема

Объединение параметров риска, описанных выше, позволяет построить граф риска, подобный тому, который показан на рисунке D.1. Для этого графа справедливы следующие соотношения: ;;;. Граф рисков можно пояснить следующим образом.

Рисунок D.1 - Граф риска: общая схема

Использование параметров риска ,èприводит к появлению выходных параметров,,...,(точное число зависит от конкретной прикладной области, для которой строится граф риска). На рисунке D.1 показана ситуация, когда для более серьезных последствий не используются дополнительные весовые коэффициенты. Каждый из этих выходных параметров отображается на одну из трех шкал (,èëè). Каждая точка на этих шкалах указывает на требуемую полноту безопасности, которая должна быть достигнута рассматриваемой Е/Е/РЕ системой, связанной с безопасностью. На практике могут встречаться ситуации, когда одна Е/Е/РЕ система, связанная с безопасностью, не может обеспечить требуемого уменьшения риска.

Отображение на ,èëèпозволяет учесть вклад других мер по снижению риска. Смещение шкал,èпозволяет учесть три различных уровня уменьшения риска, обеспечиваемого другими мерами. Так шкаладает минимальное уменьшение риска за счет других мер (т.е. наибольшую вероятность того, что произойдет нежелательное событие), шкаласоответствует промежуточному по величине вкладу других мер, а шкала- наибольшему вкладу. Для конкретных промежуточных выходных значений графа рисков (т.е.,,... èëè) и для конкретной шкалы(ò.å.,èëè) конечные значения графа рисков являются уровнями полноты безопасности Е/Е/РЕ систем, связанных с безопасностью, (т.е. 1, 2, 3 или 4), они представляют собой оценку требуемого уменьшения риска для данной системы. Это уменьшение риска вместе с уменьшением риска, достигаемым другими средствами (например, с помощью систем, связанных с безопасностью, основанных на других технологиях и внешних средств уменьшения риска) и учитываемым с помощью механизма шкалы, дает требуемое уменьшение риска для конкретной ситуации.

Параметры, указанные на рисунке D.1 (,,,,,,,,,,), и соответствующие им веса должны быть точно определены для каждой конкретной ситуации или для сравнимых отраслей. Может также потребоваться их определение в международных стандартах для прикладных отраслей.

11 - общероссийский профиль риска;

12 - региональный профиль риска;

13 - зональный профиль риска;

20 - целевой профиль риска;

32 - профиль риска на основе моделей;

55 - профиль риска, обязательный к применению;

77 - профиль риска для определения степени выборочности;

88 - зависимый профиль риска.

Приложение № 8
к

Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков

Технологическая операция, при которой выявляются риски

Характеристика риска

Меры по минимизации рисков ГСЧ на весь ПР
№ п/п Описание Обязательная Этап применения ГСЧ Код меры Главная мера
Примечания:
К мере с кодом
Текст примечаний
Таможенный досмотр
Период проведения досмотра
Подразделения, проводящие досмотр
Цель досмотра
Объем досмотра
Степень досмотра
Применение ТСТК
Частота проведения досмотра
Объект таможенного досмотра
Сокращенное содержание акта

Контактная информация

Приложение № 9
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками

Порядок заполнения профиля риска (проекта профиля риска)

1. В графе "Профиль риска (ПР) №" указывается регистрационный номер профиля риска (проекта профиля риска).

2. В графе "Вид ПР" указывается вид профиля риска в соответствии с классификатором видов профилей рисков, приведенным в приложении № 7 к Временной инструкции.

3. В графе "Срок действия профиля риска" указываются даты начала и окончания действия профиля риска. При указании даты начала действия профиля риска он подлежит применению с указываемой даты. При указании даты окончания действия профиля риска (для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных профилей рисков) такая дата будет считаться последним днем применения профиля риска. Для постоянных профилей рисков дата окончания действия профиля риска не указывается, в данном поле указывается "постоянный".

4. В графе "Направление деятельности таможенных органов для выявления рисков" указываются четырехзначный код и наименование направления деятельности таможенных органов для выявления рисков в соответствии с приложением № 3 к Временной инструкции.

В случае если выявленному риску соответствует несколько направлений деятельности, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

В одном профиле риска может содержаться только один код направления деятельности.

5. В графе "Технологическая операция, при которой выявляются риски" указываются наименование технологической операции и двузначный код в соответствии с приложением № 6 к Временной инструкции.

Один профиль риска может содержать только один код технологической операции.

Поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставляется символ "X", если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров, В остальных случаях данное поле не заполняется.

6. В графе "Классификатор типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска" указывается четырехзначный код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

В случае если выявленному риску соответствует несколько кодов типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска, в графе указывается наиболее значимое и характерное из них.

Один профиль риска может содержать только один код типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска.

7. В графе "Выявление" указывается тип формализации профиля риска ("Автоматический ПР", "Автоматизированный ПР", "Неформализованный ПР").

Графа "Выявление" заполняется специальным программным средством автоматически в зависимости от состава используемых индикаторов риска, наличия неформализованных признаков и кода технологической операции.

8. В графе "Описание риска" указывается характеристика данного риска на основе обозначенного типового критерия отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска с указанием конкретной информации о данном риске.

В случае, если профиль риска содержит индикаторы риска и другие показатели области риска, в том числе исключения из нее, то в графе "Описание риска" указывается соответствующая отметка "Примечание: Индикаторы риска и показатели области риска см. в приложении".

Для неформализованных профилей рисков в графе "Описание риска" указываются неформализованные индикаторы риска, в том числе (при необходимости) описание особенностей выявления риска.

9. В разделе "Меры по минимизации рисков" указываются меры по минимизации рисков, подлежащие применению в случае выявления риска.

10. В графе "№ п/п" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается порядковый номер меры по минимизации риска, внесенной в данный раздел профиля риска.

11. В графе "Описание" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится наименование меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

12. В графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается признак обязательности применения меры по минимизации риска.

Допускается указание одного из двух значений:

- "да", если мера по минимизации риска должна быть применена в обязательном порядке во всех случаях, когда риск считается выявленным;

- "нет", если мера по минимизации риска применяется в соответствии с генератором случайных чисел либо применение меры зависит от факта и результатов применения иных мер по минимизации рисков данного профиля риска, либо особенности и случаи применения меры по минимизации риска определены примечаниями к ней в данном разделе формы профиля риска.

13. Графа "Этап применения" раздела "Меры по минимизации рисков" заполняется только для профилей рисков, разработанных на технологическую операцию с кодом "05".

В данной графе указывается один из трех возможных кодов, определяющих этап применения меры по минимизации риска и внесения соответствующей информации в электронный Отчет:

1) код "1" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе регистрации ДТ, в том числе в ходе документального контроля ДТ. Код "1" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна при регистрации ДТ или в ходе ее документального контроля (например, для мер по минимизации рисков с кодами "109", "110", "204", "105", "106", "613", "614", "601", "602", "603", "604", "605", "606", "607", "608", "609", "610", "611", "612", "615" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

2) код "2" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапе активации функции принятия решения о выпуске товаров (отказе в выпуске, принятия решения об отзыве ДТ) либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции). Код "2" устанавливается в случаях, когда исходя из особенностей применения меры по минимизации риска ее визуализация в специальном программном средстве выявления рисков целесообразна в момент активации функции принятия решения о выпуске товаров либо активации функции формирования документа контроля и списания таможенных платежей (кроме таможенных сборов за таможенные операции) (например, для мер по минимизации рисков с кодами "623", "624", "625", "626", "630", "641" в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции);

3) код "3" обозначает, что информация о необходимости применения меры по минимизации риска визуализируется уполномоченному должностному лицу при выявлении рисков на этапах, предусмотренных для кодов "1" и "2".

14. В графе "ГСЧ" указывается параметр генератора случайных чисел (далее - ГСЧ), который устанавливает значение частоты применения меры по минимизации риска на основе использования ГСЧ в формате "1:N", где N - максимальное значение числового ряда, из которого выбирается случайное число.

При указании кода этапа применения меры по минимизации риска "3" необходимо учитывать, что значение N должно быть в два раза больше количества ДТ, в отношении которых целесообразно применять меры по минимизации рисков в соответствии с ГСЧ.

При указании параметра ГСЧ для нескольких мер по минимизации рисков частота применения каждой из мер генерируется специальным программным средством, используемым для целей выявления риска, изолированно друг от друга.

При отсутствии заданного параметра ГСЧ для соответствующей меры по минимизации риска в данной графе указывается значение "нет".

Любые из мер по минимизации рисков могут выявляться специальным программным средством на основе использования ГСЧ.

Параметр ГСЧ может быть определен одновременно для всех мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, путем проставления отметки "да" в поле "ГСЧ на весь ПР". Наличие отметки "да" исключает возможность установления параметра ГСЧ индивидуально на каждую меру по минимизации риска. Наличие отметки "нет" в поле "ГСЧ на весь ПР" позволяет установить параметр ГСЧ с индивидуальным значением на любую из мер по минимизации рисков, содержащуюся в профиле риска.

15. В графе "Код меры" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции.

16. В графе "Главная мера" раздела "Меры по минимизации рисков" приводится трехзначный код меры по минимизации риска в соответствии с приложением № 14 к Временной инструкции, в зависимости от факта применения которой должна применяться соответствующая мера по минимизации риска (например, если таможенная экспертиза товаров должна проводиться только в случае отбора проб и образцов товаров, то для меры по минимизации риска с кодом "601" в графе "Главная мера" необходимо указать код "204").

Если мера по минимизации риска применяется вне зависимости от других мер по минимизации рисков, то данная графа не заполняется.

17. В графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" указывается информация о порядке применения перечисленных мер по минимизации рисков.

Если в графе "Обязательная" раздела "Меры по минимизации рисков" указан признак "нет", то в графе "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" необходимо указать особенности и четкие условия применения меры.

В данном случае в тексте примечаний не допускается указание рамочных формулировок, а также иных сведений, на основании которых должностное лицо таможенного органа не сможет единообразно и однозначно принять решение о необходимости применения мер по минимизации рисков.

В примечаниях к мерам по минимизации рисков не допускается указывать особенности совершения таможенных операций или порядок принятия каких-либо решений, определенные иными правовыми актами. В данном случае в тексте примечаний указывается ссылка на соответствующие положения правовых актов.

18. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" состоит из двух элементов:

- "К мере с кодом", в котором указывается код меры по минимизации риска, к которой приводится примечание;

- "Текст примечаний", в котором указывается текст соответствующего примечания.

Специальное программное средство, используемое при разработке проектов профилей рисков и при визуализации должностному лицу мер по минимизации рисков, обеспечивает возможность скрытия графы "Примечания" к необязательным мерам, если они не применяются по условиям профиля риска (в том числе в зависимости от значения графы "Главная мера") либо параметра ГСЧ.

Допускается формирование одной графы "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" одновременно для нескольких мер по минимизации рисков.

19. Графа "Примечания" раздела "Меры по минимизации рисков" в случае наличия в профиле риска меры по минимизации риска "Таможенный досмотр" заполняется с учетом следующих особенностей.

Графа заполняется в обязательном порядке в следующих случаях:

1) в поле "Период проведения досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "После выпуска". В данном случае в примечаниях необходимо указать особенности проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и порядка принятия решения о его проведении;

2) в поле "Подразделения, проводящие досмотр" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Подразделение таможенного досмотра таможенного поста с участием подразделений таможни, РТУ, ФТС России". В данном случае в примечаниях необходимо указать наименования подразделений, участвующих и/или присутствующих в (при) проведении таможенного досмотра;

3) в поле "Цель досмотра" раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Выборочная проверка". В данном случае в примечаниях необходимо указать объекты для выборочной проверки в ходе таможенного досмотра, а также особенности ее проведения;

4) в любом из полей раздела "Таможенный досмотр" указано значение "Любой", "Любая" или "Прочее". В данном случае в примечаниях необходимо указать обстоятельства, в зависимости от которых должностное лицо, уполномоченное на принятие решения о проведении таможенного досмотра, может однозначно определить конкретные характеристики таможенного досмотра и особенности его проведения.

20. Раздел "Таможенный досмотр" визуализируется специальным программным средством при наличии в профиле риска (проекте профиля риска) меры по минимизации риска с кодом "109" или "110".

21. В разделе "Таможенный досмотр" формируется таблица с характеристиками таможенного досмотра:

- "Период проведения досмотра";

- "Подразделения, проводящие досмотр";

- "Цель досмотра";

- "Объем досмотра";

- "Степень досмотра";

- "Частота проведения досмотра";

- "Объект таможенного досмотра".

- "Сокращенное содержание акта".

В таблице с характеристиками таможенного досмотра в каждой строке указывается код (коды) и наименование соответствующей характеристики в соответствии с приложением № 15 к Временной инструкции.

Если характеристики таможенного досмотра, установленные для мер по минимизации рисков с кодами "109" и "110", предусматривают необходимость взятия проб и образцов, в профиль риска обязательно включаются мера по минимизации риска с кодом "204".

22. В графе "Ответственные подразделения по контролю за действием профиля риска" раздела "Контактная информация" указываются краткие наименования ответственных подразделений по контролю за действием профиля риска, в том числе сокращенные наименования подразделений в соответствии с Классификатором структурных подразделений.

23. В графе "Ответственное лицо" раздела "Контактная информация" указываются контактные данные (сокращенное наименование подразделения, должность, Ф.И.О, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты) должностного лица, разработавшего проект профиля риска либо уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения профиля риска и мер по минимизации рисков.

Если профиль риска был существенно доработан в сравнении с его проектом (кроме редакционных изменений) или предыдущей версией, то в качестве контактного лица указывается должностное лицо, подготовившее новую версию профиля риска.

24. В приложении к профилю риска в зависимости от его области риска может формироваться раздел "Индикаторы риска и показатели области риска".

В разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" на основе сведений, внесенных уполномоченным должностным лицом при разработке проекта профиля риска, специальным программным средством формируются таблицы индикаторов риска и их значений, исключений из области риска, уточненного описания товаров (при наличии).

Для динамических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора и значение отклонения от заданных параметров, при достижении (недостижении) которого данный индикатор риска учитывается при выявлении риска.

Для семантических индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" приводится описание индикатора, заданные значения его показателя, пороговые значения релевантности и параметры чувствительности.

25. Для неформализованных индикаторов риска в разделе "Индикаторы риска и показатели области риска" или в примечании к графе "Описание риска" указываются условия, при которых результат проверки неформализованного индикатора риска является положительным или отрицательным.

26. К проекту профиля риска в обязательном порядке формируется и прилагается пояснительная записка.

27. В специальном программном средстве раздел "Пояснительная записка к ПР №" для утвержденных профилей рисков не визуализируется, за исключением режима просмотра профиля риска для пользователей подразделений ФТС России, РТУ и таможен с соответствующей типовой ролью доступа.

28. В разделе "Пояснительная записка к ПР №" указываются следующие сведения:

1) источники информации, на основании анализа которых разработан проект профиля риска;

2) реквизиты целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

3) описание логических и расчетных операций, использованных при выявлении риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" и "77");

4) оценка уровня риска с описанием потенциальных негативных последствий риска (кроме проектов профилей рисков с кодом вида "32" либо проектов профилей рисков, разработанных на основе результатов применения целевых методик выявления рисков);

5) предполагаемый эффект от применения профиля риска, в том числе в привязке к критериям эффективности профилей рисков, используемых в методиках оценки эффективности деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками;

6) результаты применения целевой методики выявления рисков (для проектов профилей рисков, разработанных на основе целевых методик выявления рисков); описание модели оценки уровня риска (для проектов профилей рисков с кодом вида "32");

7) предлагаемый вид профиля риска и срок его действия;

8) описание приложений к проекту профиля риска (при их наличии);

9) расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска (для каждой из мер по минимизации рисков, указанных в профиле риска) (кроме проектов целевых профилей рисков);

10) детальное обоснование указания в области риска или в исключениях из области риска сведений о лицах (в случае если область риска проектов профилей рисков и исключения из области риска содержат ИНН, КПП, ОГРН, ИТН, названия участников ВЭД, Ф.И.О, паспортные данные физических лиц и иные сведения, индикаторы риска, их комбинации, позволяющие выделить либо исключить из области риска товарные партии отдельных юридических и физических лиц) (кроме проектов целевых профилей рисков);

11) результаты экономического, товароведческого, математического и статистического анализа ценовой информации и иные сведения, используемые при формировании значений индикаторов риска в соответствии с порядком, доведенным ФТС России отдельным правовым актом, если выявление риска, содержащегося в профиле риска, осуществляется по индикаторам риска, основанным на индексе таможенной стоимости товаров (в поле "Признак контроля ТС" графы "Технологическая операция, при которой выявляются риски" проставлен символ "X").

29. Расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, имеющим автоматический или автоматизированный тип выявления, определяется с использованием АПС "Тестирования и анализа профилей риска" по двум периодам, в каждом из которых отбирается до 30 дней:

Период прошлого года, сопоставимый с предполагаемым периодом действия разрабатываемого профиля риска;

Прошедший календарный период, равный периоду действия разрабатываемого профиля риска.

Например, если проект профиля риска разработан 1 октября 2013 года и предполагает свое действие на 6 месяцев, то расчет проводится с 1 октября 2012 года по 31 марта 2013 года и с 1 апреля по 30 сентября 2013 года.

Если проект профиля риска имеет срок действия более 6 месяцев либо "постоянный", продолжительность каждого из периодов, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, должна быть равна 6 месяцам.

При невозможности расчета количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, по вышеуказанным периодам и/или при проведении соответствующих расчетов за иные периоды в пояснительной записке к профилю риска приводятся соответствующие причины.

Если при рассмотрении и согласовании проекта профиля риска в его область риска (индикаторы риска), исключения из области риска, перечень мер по минимизации рисков и порядок их применения вносились изменения, то расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска, определяется по последней версии проекта профиля риска.

Допускается неоднократный расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска.

Для проектов автоматических и автоматизированных профилей рисков (кроме целевых), разрабатываемых на технологическую операцию с кодом "05", и при наличии технической возможности на иные технологические операции использование АПС "Тестирования и анализа профилей риска" является обязательным. Для проектов иных профилей рисков расчет количества партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков, содержащиеся в нем, осуществляется с использованием экспертного метода и самостоятельно проведенных расчетов за весь предполагаемый период его действия.

Тестирование проектов профилей рисков, профилей рисков с кодами видов "77" и "88" не осуществляется. При тестировании проектов профилей рисков, профилей рисков в область которых включены динамические индикаторы риска, проверка по ним всегда считается сработавшей. Проверка по динамическому индикатору риска при осуществлении тестирования проекта профиля риска, профиля риска на конкретной декларации на товары, осуществляется.

30. Дня проектов автоматизированных зональных, региональных и общероссийских профилей рисков (с кодами вида "11", "12", "13" и "55"), разработанных на технологическую операцию с кодом "05", в пояснительной записке или в приложении к ней должны быть приведены детальные функциональные требования на доработку программных средств ЕАИС таможенных органов, предложений об актуализации справочников и классификаторов, реализация которых позволит исключить из проекта профиля риска неформализованные индикаторы риска и сформировать автоматический профиль риска.

31. К пояснительной записке к проекту профиля риска могут быть сформированы приложения, обосновывающие целесообразность разработки проекта профиля риска либо подтверждающие сведения, приведенные в пояснительной записке.

Специальное программное средство, используемое для разработки проектов профилей рисков, обеспечивает формирование, хранение и доступ к приложениям к пояснительной записке в электронном виде.

Общий размер приложений к пояснительной записке не должен превышать 5 Мбайт.

Приложения формируются в виде архивных файлов либо в виде сканированных изображений формата JPEG.

32. К проекту профиля риска в специальном программном средстве должен быть приложен сканированный образ документа, которым был утвержден проект профиля риска (письмо или докладная/служебная записка).

33. Пояснительные записки утвержденных профилей рисков и сканированные образы документов, которым был утвержден проект профиля риска, недоступны для просмотра в таможенных органах, за исключением уполномоченных должностных лиц координирующего подразделения ФТС России, а также структурных подразделений ФТС России, координирующих и структурных подразделений РТУ либо таможни, разработавших профиль риска либо имеющих соответствующую типовую роль доступа.

34. Специальное программное средство с учетом типовой роли пользователя обеспечивает возможность просмотра для утвержденного профиля риска всех версий проектов соответствующего профиля риска, предложений об актуализации профиля риска, пояснительных записок к ним и принятых по ним решений (присвоенных статусов).

35. Пояснительная записка к проекту профиля риска не составляется при одновременном соблюдении следующих условий:

Рассматриваемый проект профиля риска поступил из подчиненного таможенного органа;

Проект профиля риска, пояснительная записка к нему и приложения, сформированные подчиненным таможенным органом, составлены в соответствии с положениями Временной инструкции и настоящего порядка;

К проекту профиля риска и пояснительной записке отсутствуют замечания и предложения по их доработке (в том числе по региону и сроку действия профиля риска).

Решение о соблюдении вышеуказанных условий и об отсутствии целесообразности формирования пояснительной записки принимается уполномоченными должностными лицами координирующих подразделений и фиксируется в графе "Примечания" Журнала.

Специальное программное средство обеспечивает возможность просмотра и печати пояснительной записки и приложений к ней, сформированных подчиненным таможенным органом.

36. При формировании проекта профиля риска уполномоченные должностные лица должны исходить из требования максимальной автоматизации процесса выявления риска, содержащегося в профиле риска, а также минимизации количества партий товаров, по которым риск будет считаться невыявленным по результатам проверки неформализованных индикаторов риска.

С учетом указанного требования профиль риска по возможности не должен содержать неформализованные индикаторы риска.

Приложение № 10
к Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками