Сценарий мероприятия по культуре речи для старшеклассников. Сценарий для проведения внеклассного мероприятия по культуре речи

Турнир «Ораторское искусство»

Цель турнира:

Формирование коммуникативной компетенции через создание диалогового пространства, а именно способности к межличностному общению,
развитие и совершенствование практических коммуникативных, риторических умений и навыков; мотивация повышения интереса к предметам русский язык и культура речи;
воспитание корректности, вежливости в речи и поведении во время диалога, спора, дискуссии.

Формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры, развивать умение работать в группе;
развивать орфоэпическую грамотность учащихся, умение выступать с речью перед аудиторией;
воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении.

Форма: практикум-соревнование.

Подготовительная работа:

Класс делится на две команды;

Каждой команде заранее предлагается подготовить название и девиз, а также по одному выступлению по вопросу из истории риторики “Слово об ораторе”;

Приглашается жюри.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Используются интерактивные образовательные коммуникативные технологии, которые включают в себя различные модификации деловых игр и тренингов под названием «Речевая ситуация», а именно: «Дискуссия», «Орфоэпическая разминка», «Редактирование. Исправьте речевые ошибки»;
коммуникативное пространство в процессе обучения обеспечено посредством организации продуктивного диалога в малых группах (создание спич-экспромта (краткой приветственной речи);
для развития вербальных коммуникативных способностей школьников и формирования индивидуального стиля общения используется приём подготовленной речи («Слово об ораторе»).

Время реализации мероприятия – 45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе мероприятия

Данное внеклассное мероприятие развивает культуру групповых и межличностных отношений, учит ориентироваться в ситуации общения, формирует умение анализировать и редактировать тексты, стимулирует речемыслительную деятельность посредством игры, развивает умение работать в группе, орфоэпическую грамотность учащихся, умение произносить речь перед аудиторией; воспитывает корректность, вежливость в речи и поведении.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиапроектор, акустическая система, мультимедийная презентация, содержащая мультимедийные объекты: текст, аудиофайлы, картинки, фото.

Дидактическое обеспечение мероприятия

Плакаты с высказываниями великих о красноречии, листы оценивания команд для жюри.

Список учебной и дополнительной литературы

Орфоэпический словарь.
Учебники «Риторика» под ред. Т.А. Ладыженской для 9, 10, 11 классов.
Ресурсы Интернет.

Мотивация учащихся

Для школьника, как и для взрослого человека, всякое действие должно исходить из мотива, побуждающего к переживанию чего-то значимого, что придаёт действию смысл, тем более, если таким действием является обучение. Это мотивы, связанные со стремлением узнавать новые факты, овладевать знаниями, а также желание проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач. Помимо этого это желание получить хорошие оценки, одобрение, занять достойное место среди товарищей.
Именно мотивационный момент позволяет мне целенаправленно создавать коммуникативное пространство в процессе обучения и формировать к нему положительное отношение посредством организации продуктивного диалога в малых группах с обеспечением благоприятного психологического климата, необходимого не только для развития вербальных коммуникативных способностей школьников, но и для формирования индивидуального стиля общения, навыков взаимодействия с другими людьми, умения ориентироваться в социуме, адекватно реагировать и выходить из конфликтных ситуаций.

Ход турнира

Слово учителя

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично, ораторское искусство – дар свыше, талант, которым обладают избранные.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. Единство формы и содержания – вот к чему мы стремимся. Вот и М.В.Ломоносов говорил: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению». (Слайд №3)

Сегодня у нас необычный турнир. Турнир -практикум, турнир -соревнование. Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить…

Этапы ораторского турнира (Слайд №4)

1. Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.)
2. Орфоэпическая разминка.
3. Редактирование. Исправь речевые ошибки.
4. Скороговорки.
5. Слово об ораторе.(3 мин.)
6. Дискуссия. ЗА или ПРОТИВ. (5 мин.)
7. Спич-экспромт (краткая приветственная речь) (1 мин.)
8. Подведение итогов.

Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

Критерии: 11-а 11-б
Оригинальность

Слаженность действий команды

Слово учителя
Все чаще и чаще можно услышать, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения. От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Некоторые возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать». Подтверждением данных слов служит сатирическое выступление Михаила Задорнова «Буду сказать без бумажки».

Прослушивание аудиозаписи выступления М. Задорнова «Буду сказать без бумажки». (Слайд №5)

Слово учителя
Можно ходить в кедах и драных брюках, но мы же надеваем другую одежду. Красивые вещи радуют не только нас, но и окружающих. То же самое происходит и с речью. Если мы говорим красиво и правильно, то нас приятнее слушать в обществе, приятно и самому себе.
Люди с хорошо поставленной, грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успехов в жизни больше. Человек, который умеет ясно выразить свою мысль, воспринимается обществом как более развитый интеллектуально, а значит и получает больше уважения.
Грамотная, выразительная, эффективная речь сегодня очень востребована!
Вот мы и предлагаем участникам ораторского турнира попробовать свои силы в различных конкурсах, связанных с культурой речи и риторикой.

1. Орфоэпическая разминка

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
(Слайд №6,7)
Посоветуйтесь в команде и расставьте ударения в данных словах.

Августовский
ЗвонИт
КрасИвее
УкраИнский
ТанцОвщица
тОрты
ЩавЕль
СвЁкла
БаловАть
ДоговОр
ЖалюзИ
ВорожеЯ
ВероисповЕдание
ЗакУпорить
пЕрчить
пломбировАть
заИндеветь
заржАветь
кАшлянуть
клАла
крАла
плЕсневеть
ходАтайствовать
чЕрпать
слИвовый
грУшевый

2. Редактирование. Исправьте речевые ошибки! (Слайд №8)
Подумайте и исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

Правильные ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Преступность выросла.
Число погибших уточняется.
Мы видим странное положение.
Явка в суд обязательна.
Жители нашего района собрались на встречу с депутатом.
Спортсмены нашего города могут похвастаться своими достижениями.

3. Скороговорки (максимум - по 2 балла каждому исполнителю) (Слайд №9)
Потренируйтесь в группе в произнесении скороговорок и лучших «скороговорщиков» выдвигайте на конкурсное испытание!

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Критерии:

Чёткость произнесения
скорость произнесения

4.Слово об ораторе.(3 мин.) (Слайд №10)

В истории развития красноречия существует ряд имён знаменитых ораторов, которые только силой слова могли зажечь сердца и умы слушателей. Сегодня каждая команда представит нам своего оратора. Задача, стоящая перед ним, - произнести Слово об ораторе древности.

2) стройность выступления


 точность
 правильность
 выразительность
 богатство речи


 поза оратора
 визуальный контакт
 интонация
 невербальные средства (жесты,
мимика, интонация)

5.Дискуссия «Нужна ли свобода в школьном образовании?»
ЗА или ПРОТИВ. (3-5 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

(Слайд №11,12)

Слово ведущего дискуссии.

Цель любой дискуссии - достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.
Вспомним советы участникам дискуссии. (Чтение памятки участника дискуссии).

Жюри принимает во внимание
убедительность и количество доводов

Культуру речевого поведения

Спокойный, доброжелательный тон

Попытки найти общее во мнениях

Первая в истории организованная массовая свободная школа - это школа Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Он специально постоянно напоминал детям, что они имеют право не ходить в школу и не посещать уроки тех учителей, которые они не хотят посещать. Несмотря на это они просиживали в школе с утра до позднего вечера с большим перерывом на обед.

Сайт freeedu.ru:
«В проекте у каждого ученика будет выбор из 20 учителей математики (5 учителей X 4 школы), из 20 учителей литературы, из 20 учителей истории и т. д.
Таким образом, кроме максимально возможной свободы выбора для ученика будет также осуществлена максимально возможная конкуренция между учителями, чтобы постоянно повышали свой уровень педагогического мастерства.
Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко-часам, то есть, пропорциональна количеству посещающих учителя учеников и количеству проведённых уроков.

Проект закона о всеобщем свободном образовании.

1. Каждый ребёнок имеет право не посещать школу вообще.
2. У учителя есть право не пускать к себе на урок любого ученика.
3. У ученика нет права входить в класс во время урока, если на это нет специального разрешения учителя.
4. У учителя есть право предъявлять к ученикам требования по организации процесса обучения, какие он сочтёт нужными.
5. Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко - часам, то есть прямо пропорциональна количеству посещающих его учеников и количеству проведённых уроков.
6. Зарплата учителя выплачивается из доходов семей его учеников, как определённый процент от этих доходов.
7. Учитель может сортировать учеников по группам, как он сочтёт нужным».

6. Слово учителя

А сейчас предлагаем командам сочинить спич-экспромт (краткую приветственную речь). Темы для команд: «Приветствие участникам ораторского турнира» (11-А) и «В нашей гимназии юбилей» (11-Б).

Критерии оценивания выступления: (по 1 баллу за каждый критерий – максимум 11 баллов)

1) достижение коммуникативной цели

2) стройность выступления

3) умение держать внимание слушателей

4) речевое оформление текста:
точность
правильность
выразительность
богатство речи

5) культура исполнения текста:
поза оратора
визуальный контакт
интонация
невербальные средства (жесты, мимика,
интонация)

Спич (краткая приветственная речь)
(образец выступления)
Дорогие друзья!
Мне очень приятно, что наша гимназия, избравшая своей миссией воспитание, обучение и гуманитарное развитие учащихся, встречает 2012 год в кругу друзей и единомышленников. Трудно переоценить ту помощь и поддержку, которая оказывалась и, надеюсь, будет оказываться нашей образовательному учреждению государством, то внимание, которое уделяет вопросам образования Президент России.
Все мы с вами понимаем, что победы наших учителей и учащихся в различных конкурсах и олимпиадах повышают престиж нашей гимназии на образовательной арене Ростовской области и Российской Федерации.
От имени коллектива учителей и учащихся хочу поблагодарить тех, без кого наша работа не была бы столь результативной. В первую очередь это администрацию гимназии, которая неравнодушна к нашему общему делу. Огромное спасибо Отделу образования Морозовского района. Особая благодарность - директору гимназии Мухортовой Л.Н.
Все, для кого образование стало частью жизни или профессии, кто ревностно следит за достижениями коллег и учеников, знают, что не таким уж легким был путь становления нашего учреждения. Но мы убеждены, что уровень образования в гимназии реально вывести на более высокую ступень. Решение этой задачи возможно при выполнении таких условий, как наличие высокоэффективного управленческого аппарата, повышение квалификации педагогического состава, укрепление материально-технической базы и привлечение дополнительного финансирования.
Мы надеемся, что итогами работы гимназии в ближайшие годы станут не только новые победы учащихся и педагогов. Самое главное - это уверенность наших учеников и их наставников в том, что совершенствованию нет предела. И если благодаря творческой самоотверженной работе педагогического коллектива появятся новые проектные работы, новые современные методики, это будет ощутимым вкладом в образование нации и сохранение традиций отечественного образования!

Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что ораторский турнир проводился в гимназии в первый раз, ученики достойно справились с ролью ораторов и с честью отстояли свои точки зрения. В финале команды сражались почти на равных, на практике осваивая методы и приемы древнего искусства риторики.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри

Номинации:

Самый лучший оратор;
Самая сплоченная команда;
Самая богатая речь;
Самая логичная речь
Самая остроумная речь;
Самая убедительная речь;
Самое яркое выступление;
Самое оригинальное выступление

Предметно-тематический праздник «Русская речь» для 3 класса

Ведущий: сегодня мы с вами собрались для того, чтобы решить вопрос: чем отличается речь культурного человека от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования. Какую речь приятнее всего слушать?

(Дети отвечают)

— Послушайте стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля» и подумайте, почему мальчик Петя обиделся на ребят?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а

Петя: «Колидор».

«Дилектор входит в кабинет...»

«Закрой магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...»

«Секет свеклу...»

«Пекет блины...»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя,

Ученик:

— Петя! — несется со двора, —

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя» обижен на ребят:

Петя: Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Дети отвечают на ранее поставленный вопрос)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как кто-то неправильно произносит слова или употребляет их не по назначению. Приятно ли слушать такую речь?

— А какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети:

— Сначала подумай, а потом скажи.

— Коротко да ясно.

— Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо.

— Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

— Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

— И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

— Язык мой — враг мой, прежде ума глаголет.

— Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Ведущий : А из чего состоит наша речь? Вы знаете название многих частей речи и частей слова. Я предлагаю провести игру, которая покажет, насколько хорошо вы их знаете. (Проводится игра с карточками. На одних карточках написаны части речи, а на других части слова. Все карточки разложены на столах в хаотичном виде. Дети делятся на две группы, какая группа быстрее разложит верно карточки на две группы, та и победит)

Ведущие: На доске записаны предложения. Можно ли сказать, что в «заключено одно и то же смысловое значение?

Они обедают в три часа.

Они обедают три часа.

(В первом предложении числительное «три» указывает, когда начинают обедать. Отсутствие предлога во втором предложении показывает длительность действия)

Ведущий : А с какой частью речи предлоги не употребляются никогда? (Проводится игра «Кто быстрее?» Для этого на доске заранее записаны слова. Ученики должны их быстро записать в две колонки: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение:

Учитель, степь, конь, лошадь, армия, летчик, спутник, космос, планета, звезда, склонение, география, кран, поле, грач, молоко, медаль, зелень, трава, луг, цветок, сирень, гараж, плащ, печь)

Ведущий: Хочу вам, ребята, задать хитрый вопрос. Как заменить словосочетание «сухая трава»одним словом. Состоящим из четырех звуков, которые можно записать четырьмя буквами? (Сено)

Ведущий : Сегодня, друзья, у меня для вас приготовлено совершенно особое задание. Я вам предлагаю слова, а вы из них должны будете составить рассказ, интересный и обязательно веселый. Запомните эти слова: метро, пальто. Кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

1-й ученик : Тут и запоминать нечего!

2-й ученик: И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем! И не только стихи сочиним, но и музыку к ним.

1-й ученик:

Правильно! Музыку!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру!

Слушай, а почему все смеются? Я что-то не так сказал? Ладно, исправлюсь, слушайте дальше.

2-й ученик:

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим опять в кине

Без пальта и без кашне.

А чего все опять смеются. Теперь ты говори.

1-й ученик:

А вернее: я и ты

Без пальта и без кашне.

2-й ученик:

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

1-й ученик:

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

2-й ученик:

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

1-й ученик:

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

А потом еще с мышом,

Бедным серым малышом.

2-й ученик:

Тут и взрослый, сняв пенсию.

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

1-й ученик: Жаль, что кончилось оно.

2-й ученик:

В гардероб пора бежать —

Будут польта выдавать!

Ведущая: Ну что ж, друзья. У вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.

1-й и 2-й ученики вместе : Почему?

Ведущая : Да потому, что все эти имена существительные не склоняются, совсем не изменяются по падежам. Запомнили?

1-й ученик : Теперь все ясно, я понял, почему ребята смеялись.

Ведущая : Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе — брат и сестра. Нельзя сказать, что брат — шимпанзе, а сестра — шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не изменяются.

2-й ученик : Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?

Ведущая : Никогда! И эти слова должны знать все ребята.

Ведущая: Вам помогут словари, книги по риторике автора Т. Ладыженской, по культуре общения Стернина. Вот послушайте двустишия И.А. Стернина и Е.И. Грищука о правильном употреблении слов и постановке ударений.

1-й ученик:

Чтобы было плоско,

Мы положим доску.

2-й ученик:

На столе лежит футляр,

В нем пилу держал столяр.

3-й ученик:

Он весь день за ней шпионил

Снова ничего не понял.

4-й ученик:

Прибежали звери,

Прислонились к двери.

5-й ученик:

У меня в ушах звенит.

Телефон весь день звонит.

6-й ученик:

Перейти здесь нелегко —

Здесь вода и глубоко!

7 ученик:

Кот нашел себе покой

В нашей новой кладовой.

(Дополнительный материал по теме «Ударение» для данного мероприятия можно взять из книги «Учим русский язык с увлечением» авторов Жиренко О.Е., Гайдиной Л.И., Кочергиной А.В)

Ведущий: Из-за нечеткого произношения иногда невозможно понять, о чем идет речь.

(Дети читают стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»)

1-й ученик:

Вот бутон,

А вот — батон.

Вот бидон,

А вот — питон.

Ну, а вот - бетон.

2-й ученик:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет

А на стройке есть

3-й ученик:

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где бутон,

Где бидон.

А где питон.

Ну и где — бетон.

4-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен Бутон,

По траве ползет Бидон,

Молоко течет в Бетон,

А на стройке есть Питон.

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

4-й ученик:

Ну, тогда вот так:

В печке выпечен

А в петлицу вдет

По траве ползет

Молоко течет в

А на стройке есть

5-й ученик:

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну, и где — бетон.

Ведущая: Веселый урок русской речи подходит к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе.

Речь народа красная, будто ткань атласная,

Слово золотом расшито, жемчугом покрыто.

В речь затейную основу положил народ,

И от маленького слова гул большой идет.

Веками речь хранена, умом она гранена.

Просторов километрами промыта и проветрена,

Судьей надежным — временем — внимательно проверена,

Раздумьями обильна речь наша молодильная...

У народа речь — союзница,

Он в нее всю душу влил,

В самом сердце, словно в кузнице,

Все слова он закалил.

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов: Культура речи - залог успеха

Цель : формирование культуры личности.

Задачи : ознакомить с историей возникновения науки риторики; развивать риторические умения учащихся; формировать навыки публичного выступления; развивать творческие способности; провести практикум; показать влияние культуры речи и навыков публичного выступления на положительный исход решения определенных задач; заострить внимание на функциях речи; дать рекомендации по вопросам публичного выступления.

Подготовительная работа: подобрать литературу для подготовки выступления; подготовить и распечатать рекомендации; подобрать материал для выступления членов драмкружка; провести репетиции с учащимися; подготовить и распечатать карточки для практикума; творческие задания по теме (шаржи); оформить выставку; подготовить кинофрагменты, видеоматериалы по теме.

Участники: учащиеся, учителя.

Форма проведения: беседа-практикум по риторике.

Ход мероприятия

Ведущая. «Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? Это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание . Каковы же функции нашей речи?

Ученики:

Разумеется, главной функцией нашей речи является общение. Посредством речи мы делимся своими чувствами и желаниями, своими мыслями.

Речь служит нам для того, чтобы выразить себя как личность. С ее помощью мы можем выразить и раскрыть всю полноту наших переживаний.

При помощи речи мы информируем, воодушевляем, консультируем, призываем к действию, убеждаем и развлекаем.

Ведущая . Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития.

Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета . Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Для многих людей владение словом, умение хорошо говорить являются и необходимостью, и обязанностью. Кто эти люди?

Ученик. Владение словом не помешает любому из нас. Культуры и профессионализма не хватает многим. Но особенно наличие этих качеств необходимо работникам культуры и преподавателям, ученым, политикам, дипломатам, журналистам, врачам, юристам. А более всего - различного рода руководителям.

Ведущая . Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. А речь руководителя тем более. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач. Такая речь просветлит, возвысит и облагородит.

Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово. Ведь слово - это борец за человеческую душу и последующие решения человека и его действия.

Слово к тому же должно быть разумным, так как за последствия человеческих решений несет ответственность не только тот, кто осуществил определенные действия, но и тот, кто его на это воодушевил. Другое дело, что и сами люди должны определять разумность чужих речей и их ценность. А также определять уровень самого выступающего человека. Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».

Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.

Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний. А если дело обстоит иначе? А ты уже твердо убежден, что искусство общения, искусство оратора тебе будет необходимо в будущей профессии? Да и вообще в жизни?

Как же научиться правильному общению? Научиться выступать, убеждать? Как приобрести грамотные речевые навыки? Для этого существует специальная наука - риторика. Риторика - это учение об ораторском искусстве (искусном владении словом в речи). Слова «риторика» и «красноречие» - синонимы. говорил, что красноречие - это «...искусство... красиво говорить и тем преклонять других к своему мнению».

Корни риторики надо искать в Древней Греции и Древнем Риме, где политическим речам придавалось большое значение. В. Белинский заметил, что «республиканская форма правления древних обществ сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Великими ораторами прошлого были грек Демосфен и римлянин Цицерон.

Римскую империю, завоевавшую Древнюю Грецию, больше интересовали торжественные, хвалебные речи.

Торжественное красноречие эпохи Возрождения в России связано с именами Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова. А возрождение риторики произошло в Новое время, в период буржуазно-демократических преобразований в Европе и США.

Первая книга по основам ораторского искусства появилась в 335 году до нашей эры. Автором ее был Аристотель, ученый, который обладал энциклопедическими знаниями. Он считал, что главное достоинство речи - ясность, «...ибо очевидно, что неясное слово не делает свое дело». Уже в те времена в Греции и Риме были открыты высшие гуманитарные риторские школы.

Великие ораторы древности оставили нам в наследие свои изречения.

Практикум 1

Ведущая предлагает прокомментировать актуальность из речений Аристотеля:

Целью войны является мир.

Из двух зол выбирают меньшее.

Ясность - главное достоинство речи.

Привычка - вторая натура.

Музыка облагораживает нравы.

Изречения Цицерона:

Влюбленный в себя соперника не имеет.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Жить - значит мыслить.

Бумага все стерпит.

Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.

Познай самого себя.

Ведущая . Когда речь заходит о том, что кому-то надо выступить перед аудиторией, встав на трибуну, чего только не услышишь в ответ: «Не могу. Стесняюсь. Боюсь. У меня не получится. Я не умею этого делать. Да какой из меня оратор. Пусть выступает... у него это получается». И еще многое другое. Как же ведут себя те, кто, вопреки неумению или боязни высказаться, все-таки попадает на трибуну?

Ученики:

Я, например, лишний раз убеждаюсь в правоте пословицы: «Язык мой - враг мой».

По крайней мере, в обычной повседневной речи я столько не заикаюсь.

Все эти заминки, неизвестно откуда появившиеся «э-э-э» очень мешают.

Хочешь сказать как можно лучше, но теряешься, поэтому в результате получаются банальности .

Я очень теряюсь. Глаза в глаза, наедине с большой аудиторией - это не так просто, как кажется.

Ведущая. И тем не менее большинство из вас прекрасно общаются друг с другом. Вы должны помнить, что публичная речь - это то же общение. Что мы видим и слышим, например, в процессе обычной беседы или обсуждения интересной темы?

Практикум 2

Участники смотрят в записи или слушают специально подготовленные диалоги. Например, о том, что говорят взрослые дети о родителях.

Диалог 1

Андрей . Твои родители действительно очаровательны. Мне они очень понравились при встрече.

Лена . Да, я их тоже люблю. Они не вмешиваются в мои дела.

Андрей . Удивительно. Мои родители всегда просят сделать то-то и то-то или приказывают чего-то не делать, хотя я уже достаточно взрослый.

Лена . Ты хочешь быть независимым?

Андрей . Нет, я их очень люблю. Может, в этом-то и причина. Поскольку я так люблю их, полностью нахожусь под их влиянием.

Лена. У меня много друзей, имеющих проблемы с родителями: властная мать или отец, ожидающий совершенства от своей дочери.

Андрей. Мне понравилось, что твои родители не задавали вопросов о наших взаимоотношениях .

Лена. Плохая манера (для родителей) - вмешиваться в дела других.

Андрей. Но это звучит фантастично, что хорошие манеры должны распространяться даже на отношения между родителями и детьми.

Лена . Да, я очень признательна родителям за то, что они предоставляют мне свободу.

Андрей. Не означает ли это, что твои родители очень отдалены от тебя?

Лена . Вовсе нет, поскольку я всегда чувствую их поддержку. И мне нравится чувствовать себя независимой.

Андрей . Думаю, что мне тоже хотелось бы от родителей и независимости, и теплоты.

Диалог 2. На свадьбе

Алина. Я никогда еще не была на свадьбе.

Лера . Правда? А я уже была на одной. Помнишь моего двоюродного брата Дениса?

Алина . Я помню мальчика, которого я видела у тети Ани несколько лет назад. Он ее младший сын, не так ли?

Лера . Да. Но он уже не мальчик. Он вырос и превратился в красивого молодого человека. И ему сейчас за двадцать.

Алина . Правда?

Лера . Да. И недавно он женился. Я была приглашена на венчание .

Алина . На ком он женился?

Лера . Он женился на девушке на три года моложе его. Хорошенькая блондинка, зеленоглазая, и видно, что у нее хороший характер.

Алина . Они женились по любви?

Лера. Да. Денис влюбился в нее, когда она еще заканчивала школу. Поэтому им пришлось ждать, пока она достигнет нужного возраста.

Алина . Итак, он теперь семейный человек. Надеюсь, они будут счастливы. А кто был на свадьбе?

Лера. О, там было много народа. Все наши родственники, а также родственники жены Дениса и большинство их друзей. И знаешь, у Наташи (так зовут жену Дениса) есть брат. Он очень симпатичный.

Алина . Почему ты говоришь о нем? Я полагаю, ты влюбилась в него, Лера?

Лера . Пока нет. Но, сказать по правде, он самый лучший парень из всех, кого я до сих пор встречала. Он добрый и великодушный. И у него сильный характер.

Алина . Ты встречаешься с ним?

Лера . У нас было уже два свидания, а завтра мы собираемся с ним в театр.

Алина. Ну что ж, желаю хорошо провести время. И удачи тебе!

Лера. Буду надеяться. Спасибо.

Ученики (после прослушивания):

Я не заметил даже следа застенчивости.

Они спокойно смотрят друг другу в глаза.

Они немного наклонены друг к другу. Заметно доверие и взаимное расположение.

Видно, что общение доставляет этим людям настоящее удовольствие. Заметно, что взаимная симпатия связывает этих людей.

Беседа непринужденная. Взгляд, мимика, жесты - все подчеркивает то, о чем они говорят.

Есть короткие фразы и длинные. Но заиканий и запинаний нет и в помине.

Обратила внимание на то, что более значимые сведения и слова они произносят громче. А затем речь становится более спокойной.

Ведущая . Но куда же девается умение живо и непринужденно общаться, если приходится выступать перед большой аудиторией? И тема интересная, и слушатели в ожидании вашей речи, а вот что-то не складывается. Прежде всего, не следует думать, что вас выставили на показ (многие теряются именно из-за этой мысли). Отсюда и монотонный голос, и взгляд в пространство или окно. Поэтому и теряется контакт между выступающим и слушателями. Они начинают перешептываться или дремать, откинувшись на спинку стула (вам, думаю, приходилось быть в роли такого слушателя). А незадачливый оратор, увидев подобное, еще больше теряется. Выступая перед аудиторией, необходимо помнить еще и то, что внимание слушателей только отчасти направлено на вас. Главное же внимание уделяется тому, что и как вы говорите. Если вы будете говорить со слушателями, а не просто в их присутствии, то вы почувствуете, как возникает атмосфера взаимного общения. Надо быть смелее и желать этого выступления и взаимопонимания со слушателями, добиваться с ними контакта.

Разумеется, одного желания выступать мало. Нужны соответствующие умения. Оратор может произнести яркую речь. Но эту же речь он может произнести ярко. А это уже несколько иное решение вопроса.

Говорят, что человек к 18 годам произносит до 60 миллионов слов. Но всегда ли он употребляет эти слова правильно и с пользой для дела? Для того чтобы произносить хорошие речи, необходимы знание обсуждаемого предмета, целеустремленность и умение произнести то, что будет столь важно для слушателей. Это и потеснит вашу робость и неуверенность в себе.

Еще античная риторика рассматривала речь оратора как творческий процесс. В этом процессе выделялись следующие части:

1) нахождение, то есть систематизация, материала, сбор доказательств и аргументов;

2) деление речи на вступление, изложение темы, поиск доказательств и опровержений;

3) центральная часть отводилась словесному выражению, выбору выразительных средств языка;

4) запоминание речи;

5) само произнесение речи.

Центральное же место отводилось нравственному облику оратора, тому, насколько он разделяет точку зрения слушателей. В нравственном облике Аристотель выделял следующее: разум, добродетель и умение вызвать расположение публики. А чтобы избежать в своих речах холодности, он рекомендовал ограничивать употребление сложных слов, исключать неточные выражения, не использовать ненадлежащие эпитеты, неподходящие метафоры.

Если бы ораторы, которых мы зачастую слушаем, придерживались этих советов, то зрители в зале не дремали бы, а телезрители не переключали программы.

Публичное выступление, без сомнения, очень ответственное дело. Ведь мы стараемся оказать определенное, необходимое нам влияние на слушателей. И своим искусством оратору надо пользоваться так, чтобы не причинить вреда. давал такой совет для выступления перед аудиторией: «Будь искренен, будь краток, садись». Конечно, это упрощение. Но тем не менее, если вы:

Выбираете тему, предмет, о котором можете говорить искренне,

Уверены в себе, потому что достаточно подготовлены, чтобы обсуждать вопросы, потому что вам действительно есть что сказать собравшимся,

Держите себя достаточно скромно и по-дружески,

то обязательно завладеете вниманием и расположите ее к себе.

Именно с соблюдения этих указаний и советов следует начинать учиться произносить свои первые речи. Но есть еще самое большое препятствие для выступления перед аудиторией. Но пусть вас успокаивает мысль о том, что молодым оно не так свойственно, как людям старшего поколения. Что же это такое?

Ученик . Это застенчивость, смущение и не всегда понятное чувство страха. Хотелось бы знать, как это преодолеть в себе.

Ведущая. Лучшее средство преодолеть все свои страхи - выступать как можно чаще перед большой аудиторией (и даже перед малой - своим классом). Когда вы выступаете в роли слушателя, то есть понимаете все те трудности, которые возникают у выступающего. Будьте уверены, вас тоже понимают. Ведь на вашем месте может оказаться любой из присутствующих слушателей. Поэтому за вас переживают и желают вам успеха.

Постарайтесь и:

Подготовьтесь так, чтобы не волноваться ни за свои мысли, ни за слова;

Помните, что чем увереннее будет ваше выступление, ваше поведение, тем большим доверием проникнутся к вам слушатели;

Не торопитесь в начале выступления, чтобы не показать свою нервозность;

Делайте паузы в своей речи, если считаете нужным;

Не смущайтесь, если оговоритесь. Слушатели обычно не придают этому большого значения, если только вы сами не подчеркнете этот момент, демонстрируя им свои покрасневшие щеки и сбивчивую речь;

Как можно энергичнее произносите фразы, которые так тщательно подготовили для своего выступления, даже если вы себя чувствуете недостаточно уверенно в роли оратора; все это произведет на слушателей благоприятное впечатление.

Выступать можно на различные темы. Например:

Объяснительные темы: «Как правильно разложить костер», «Как отделаться от плохой привычки»;

Описательные темы: « Мое любимое занятие», «Что я увидел в окно в первый день весны»;

Биографические темы: «Удивительные черты моего характера», «Я в погоне за синей птицей»;

Повествовательные темы: «Самые счастливые минуты моей жизни», «Эпизоды из жизни ученика-мученика»;

Агитационные темы: «Нам следует подумать о милосердии», «Неужели трудно покончить с такой привычкой?».

Как вы считаете, какую из речей труднее всего подготовить?

Ученики:

Думаю, что труднее всего даются речи на агитационные темы. Потому что здесь могут возникнуть спорные вопросы.

Не так просто убедить слушателей принять твою точку зрения по какому-то вопросу или проблеме. Тем более уговорить что-то сделать или не делать. Нужен большой запас информации. Необходимо владеть цифрами и фактами, которые бы убеждали.

Думаю, что, даже хорошо подготовившись и владея информацией и словом, не всегда удается убедить людей вот так сразу.

Ведущая. Убеждая, вы обычно хотите доказать свою правоту, то, во что вы сами очень верите. Но для того чтобы вам поверили, убеждать надо доказательно. Обычно используются цифры и факты, яркие примеры, положительные последствия которых хорошо известны, а также мнения людей, авторитет которых достаточно высок среди слушателей.

Практикум 3

Ведущая . Убедите присутствующих в том, что кандидатура предложенного вами человека больше всех остальных подходит на пост:

Лидера группы школьного общества «Защита природы»;

Председателя школьного совета командиров;

Председателя школьной комиссии по дисциплине и порядку.

(Ребята в группах выполняют задания.)

Ведущая (после выступлений ребят). Как мы уже все услышали, главными убеждающими аргументами были: хорошая учеба, примерная дисциплина плюс к этому такие личные качества, как доброта и отзывчивость. Но так можно охарактеризовать многих кандидатов. Не думаю, что вы смогли бы убедить аудиторию.

Следует заметить, что во всех трех случаях вы хотите убедить слушателей, что предложенный вами кандидат будет, несомненно, хорошим лидером. Поэтому в ваших выступлениях должно прозвучать следующее:

Хороший организатор (примеры конкретных дел, где организаторские способности кандидата проявились достаточно ярко, успешным завершением дела);

Имеет боевой характер, не отступит перед трудностями (пример);

Умеет помочь другим в вопросах... (примеры);

Имеет хорошие манеры и демократичен в общении, взять хотя бы такой случай...;

Умеет спокойно выслушать чужое мнение и учесть его, принимая решение; когда мы, например, обсуждали вопрос о..., он...;

Имеет определенный опыт работы по... (организации акции..., организации учащихся для работы в... И т. д.).

Убеждать к тому же надо честно. Не стоит замалчивать какие-то «неудобные» для кандидата факты, оправдываясь потом фразой «я не знал». Обычно большинство ваших слушателей «знают». Поэтому и вашу речь, и вашего кандидата могут не воспринять, решив, что это сговор, проталкивание кандидата в угоду своим интересам. Лучше скажите: «Да. Так было, случалось, но...» И постарайтесь убедить, что такое не повторится, что имевшие место отрицательные моменты исправлены и т. д.

Как вы думаете, что еще играет важную роль в восприятии того, что говорит оратор?

Ученик. Думаю, что голос. Ведь одних выступающих или даже просто говорящих хочется слушать, а других нет. Однажды мне попалось на глаза такое выражение: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать».

Ведущая . Вы правы. Впечатление от голоса действительно велико. Думаю, что каждый из нас испытал однажды эту магию голоса. Однако люди почему-то достаточно пренебрежительно относятся к своему голосу, не уделяют должного внимания заботе о нем.

Важно также логическое ударение в предложении. Оно зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в своем выступлении. Оно сделает ваше выступление более выразительным.

Важен также и темп речи. Не торопитесь, перевозбуждаясь. Дайте слушателям возможность вникнуть в суть сказанного вами. Неуверенная, многословная речь не добавит вам симпатий ни как оратору, ни как человеку.

Важны также паузы и мелодический рисунок речи.

Практикум 4

Каждую из предлагаемых фраз произносят несколько человек. После прослушивания ребята отмечают, чьи фразы прозвучали для них более убедительно и почему.

Примеры:

У нас есть альтернатива: или выбрать предлагаемого мною кандидата и получить достойного лидера, или не выбрать, и тогда, я уверен, мы многое потеряем.

И сразу хочется задать вопрос: «Что же вы делаете с природой? Неужели вам не стыдно перед будущим?»

Уверяю вас, вы ошиблись при подсчете.

Вы любите цветы? Нет, вы скажите, любите ли вы цветы так, как люблю их я?

Должен заметить, что высказанная вами мысль мне не совсем понятна.

Неужели вам не хотелось бы посетить такое замечательное место, как?..

Извините, я вас не понял. Повторите, пожалуйста.

Я просто не могу согласиться с вами. Для меня это неприемлемо.

Я просто не могу не согласиться с вами. Ваши доводы были очень убедительны.

Ведущая. Установлено, что на четверть речь оратора хорошо воспринимается еще и благодаря внешнему облику. Слушатели обращают внимание и на выражение лица оратора, и на походку, на то, как он стоит, на его руки и жесты.

Внешность

Слишком яркая и выразительная внешность выступающего может даже отвлекать слушателей. Ваш внешний вид должен соответствовать требованиям слушателей и всей обстановке выступления. Для того чтобы выглядеть уверенно, необязательно быть красавцем. Выглядеть безукоризненно должны: прическа, руки, ногти, костюм, обувь. В карманах не должно быть ненужных вещей, они не должны оттопыриваться. Одежда должна быть чистой и отутюженной, скромной и некричащей, иначе будет отвлекать от содержания вашей речи.

Манеры

Ваши манеры могут дать возможность удержать внимание всей группы слушателей. Ваша задача - создать дружескую и деловую обстановку.

Идите к месту выступления без лишней суеты.

Не приводите на ходу в порядок ваш костюм или прическу. Об этом надо подумать заранее.

Займите удобное, устойчивое положение для выступления.

Примите удобную позу.

Не смотрите сразу на руки, пол, ноги или в свои записи.

Обращайтесь сначала к президиуму (если он есть), почетным гостям и слушателям.

Выражение лица

Лицо должно быть серьезно, но не нахмурено.

Выражение лица не должно быть застывшим.

Не переусердствуйте с мимикой.

Попробуйте поговорить дома перед зеркалом.

Поза

Не забывайте, что публичное выступление - это не задушевная беседа с друзьями, где вы можете немного расслабиться, следите за своей позой.

Правильно стоять перед аудиторией - это значит, в зависимости от роста, поставить на удобную ширину ноги, одна нога выдвигается немного вперед, упор делается на носки, а не на пятки (тем более неприемлемо раскачивание).

Руки и плечи не напряжены.

Живот немного подтянут (но не так, чтобы это мешало свободному дыханию).

Жесты

Большинство из нас жестикулируют во время общения, иногда даже не замечая этого. Самые выразительные жесты - это движения рук и кистей. Ваша произвольная и механическая жестикуляция может испортить впечатление от речи, помешает слушателям правильно ее воспринять. Жестикуляции тоже надо учиться.

Размах рук может выражать эмоциональность, подчеркивать кульминационную часть речи , выражать похвалу, поощрение, утешение.

Описательные жесты дают представление о движении, росте, падении.

Указующие жесты - указание рукой направления, местоположения людей и предметов, явлений.

Подражательные жесты используют люди, которые могут даже на трибуне стать немного актерами. Они меняют голос, мимику, манеру выступления.

При этом необходимо помнить, что ваши жесты должны быть непроизвольными и не очень частыми. Ими подкрепляются наиболее значительные места вашей речи. Жесты усиливают впечатление, но ими нельзя злоупотреблять.

Практикум 5

Ребята слушают несколько выступлений (или смотрят и слушают их в записи) членов драмкружка или драматической студии. Можно подготовить своих участников для выступления, продемонстрировав разные виды выступлений: дружеское и доверительное, возбужденное и с восхищением, с чувством сожаления.

Пример 1

Скажите, что первым делом приходит вам на ум, когда вы слышите слово «любовь»? Обязательное наличие бойфренда?

Но ведь есть и другая любовь: любовь между родителями и детьми, взаимная любовь в семье, любовь друзей, например.

Когда рождается ребенок, как родители показывают свою любовь? Они кормят его, согревают его теплом своей души, охраняют от опасности. Это любовь, забота о ком-либо, умения быть дружелюбным, терпеливым и в нужную минуту прийти на помощь. Каждому из нас нужна такая любовь.

Пример 2

Тигр! Тигр! В лесу ночном

Вьешься желтым злым огнем.

Чьей бессмертною рукою

Создан страшный облик твой?

Где - в аду иль среди звезд –

Пламя глаз твоих зажглось?

На каких Он крыльях взмыл?

Где Он пламя то схватил?

Как сплела рука Его

Узел сердца твоего?

Чья чудовищная власть

Влила в сердце жизнь и страсть?

Молот чей твой мозг ковал?

В какой печи обжигал?

Кто посмел тебя обнять

И десницей ужас сжать?

Когда звезды в синь небес

Бросят россыпь светлых слез,

Тот, кем Агнец сотворен, -

И тобой доволен Он?

Тигр! Тигр! В лесу ночном

Вьешься желтым злым огнем.

Чьей бессмертною рукой

Создан страшный облик твой?

Пример 3

Когда брожу в толпе безмолвной

Курящих нехотя людей,

Надломленных бездельем полным, -

Свет меркнет вдруг в душе моей.

Они стоят на перекрестках,

Пожмут плечами на привет,

Пустой карман покажут просто:

Циничный знак житейских бед.

Работы нет! Бесцельно, праздно,

Как те, кто служит и богат,

Они живут однообразно,

Душой томятся, долго спят...

Они живут, глаза уставив

С тоской в безрадостную даль.

Их пустота мне сердце давит,

Их дней оплаканных мне жаль!

Практикум 6

Ребята делятся на одинаковое количество команд в группе «А» и группе «В». Группы формируются с учетом возможностей ребят с целью облегчить подготовку заданий и обеспечить более успешное выступление. Агитационно-убеждающую речь лучше поручить более сильной команде.

Команды группы «А» готовят выступления по заданным темам, а параллельные команды группы «В» изучают карточки с заданием «Внешний облик оратора». После выступления своих групп они заполняют эти карточки.

Примеры тем для выступлений и обсуждения.

Описательные:

1. Мое любимое занятие.

2. Что я увидел в окно в первый день весны.

Объяснительные:

1. Как правильно разложить костер.

2. Как отделаться от плохой привычки.

Биографические:

1. Удивительные черты моего характера.

2. Я в погоне за синей птицей. Повествовательные:

1. Самые счастливые минуты моей жизни.

2. Эпизоды из жизни ученика-мученика.

Агитационные:

1. Нам следует подумать о милосердии.

2. Неужели трудно покончить с такой привычкой?

Ребята выступают с критическими замечаниями, комментируют, отвечают на вопросы. Ведущая оказывает помощь, консультирует.

языка и зарубежной литературы

Криворожской общеобразовательной школы

І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна

Разработка сценария внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему:

«Культура общения. Речевой этикет. Нормативная и ненормативная лексика»

Цели:

Формировать культуру общения с одноклассниками;

Учить речевому этикету, закрепить знание жанров речевого общения;

Развивать интерес к изучению русского языка и норм и правил поведения

человека.

Оборудование:

    Мультимедийная установка;

    Электронная презентация «Речевой этикет. Культура общения»;

    Памятки для учащихся «Речевой этикет»

    Бейджики для команд игроков

Время проведения:

11.00-12.00 (зимние каникулы)

Место проведения:

Кабинет русского языка и зарубежной литературы (№ 45)

На кого рассчитано мероприятие: Учащиеся 5-6-х классов.

    Слово учителя 1

Сегодня мы с Вами поговорим о культуре речи и речевом этикете, узнаем, насколько культурно мы умеем общаться между собой и со взрослыми людьми, а также закрепим понятие «нормативная» и «ненормативная» лексика.

    КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.

    Мозговой штурм. Сейчас мы с вами попробуем узнать, как вы определяете понятие «культура речи», а для этого используем приём «мозговой штурм». Разделимся на две команды с помощью считалочки «Времена года». Все, кто относится к зимним временам года - будут снеговички и снежинки, а все, кто относится к летним временам года, будут солнышками и тучками. (Один из вызванных учеников проводит считалку, разделяя детей на две команды. Потом каждая команда выбирает своего капитана и садится на отдельный ряд. Готовится к ответу)

    Учитель: Как вы понимаете, что такое «культура речи»?

(Дети отвечают. В этом по очереди принимают участие все желающие, потом правильность ответа проверяется слайдом презентации, команде, которая дала более правильный ответ, даётся фишка)

Слайд 2 Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.

Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

    Учитель: Хочу вам напомнить видыречи, которые мы используем в общении. Посмотрите на слайд.

    говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

    слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

    письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

    чтение - восприятие графических символов и их понимание.

    Учитель: Предлагаю вам выяснить, какая команда сегодня более эрудированная, а для этого поиграем в игру «Как мы общаемся?» В процессе игры предлагается пообщаться командам между собой.

Тема общения «Новогодние праздники, каникулы» Можно задавать друг другу вопросы, дополнять ответы своих товарищей, то есть общаться вдвоём и группой. Итак, что вы хотите узнать о проведении Новогодних праздников у своих друзей? (Идёт общение между командами)

А теперь ответьте на мои вопросы: каковы были жанры вашего общения? (Команды дают ответы)

Давайте определим, какая команда должна получить очередную фишку за правильный ответ, а для этого сверьте свои ответы с материалом слайда.

    Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

    Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

    Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном 3

общении нескольких лиц.

Учитель : Хочу вам напомнить о достоинстве и недостатках вашей речи. Посмотрите на слайд!

    Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной.

    Мы стремимся, чтобы наша речь:

    А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами

    Вам кажется, что это одно и то же? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная.

    Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка

    Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к

литературному языку

    Логичная – если речь не противоречит законам мышления.

    Плохая речь та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Учитель: Сделайте вывод, чья речь сегодня была более

правильной, логичной, а чья – плохой. (Дети дают самооценку своей речи. Команда-победительница получает очередную фишку)

    Культура речи включает три аспекта:

    нормативный;

    коммуникативный; 4

    этический. Но есть ещё ненормативная лексика, которая, к сожалению, очень часто встречается в вашей речи, но не считается культурной формой общения.

Учитель: А кто из вас знает, что такое этикет? (представители каждой команды дают свои варианты ответов)

А откуда в русский язык пришло само слово «этикет»? (определяется команда, которая дала более правильные ответы, ей вручается фишка)

Сверим свои ответы с правильными. Смотрите на слайд!

Слайды 7,8

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”. Понятие это философское, этическое.

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Учитель: Предлагаю вашему вниманию игру «Вежливые слова». Суть её состоит в том, что вам сейчас надо вспомнить как можно больше вежливых слов в общении друг с другом. Предлагаю одной команде выбрать слова приветствия, а другой – прощания. Игра будет проходить в парах. Каждое новое слово приветствия или прощания говорит новая пара. Согласны? Выберите себе пару для этой игры.

(Проводится игра. Потом дети сверяют свои слова с теми, которые предложены на слайде, выявляется команда-победительница)

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. 5

В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости

их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п.

Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то

благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем... Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Учитель: А что вы знаете о формах обращения «ты» и «вы». Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”

Она, обмолвясь, заменила.

К кому можно обращаться на «ты»? (Команды дают ответы, 6 уточняется, какая команда дала более верный ответ, вручается очередная фишка)

Слайды 10,11,12

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:

    К незнакомому, малознакомому человеку

    В официальной обстановке общения

    При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку

    К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку

Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:

1. К хорошо знакомому человеку

2. В неофициальной обстановке общения

3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к человеку

4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку.

Учитель: Сделаем вывод об этикете, для чего необходимо его знать и уметь

им пользоваться:

Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность

помогает словесно выразить речевой этикет; он же уместно в меру

употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения. Запомни : грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких

обстоятельствах не позволено грубить!

Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с

человеком. Да что там с человеком! Блистательная дрессура Дурова, как

известно, основана именно на “поглаживаниях”. ”Доброе слово и кошке

приятно”! А злое всегда обижает. Культура общения – это та часть

культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во

взаимном обмене репликами, в беседе. Естественно, что существуют

определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом

Слайды 13-17

Учитель: Подведём итоги нашей сегодняшней встречи: какая 8

команда показала сегодня лучший результат в знании речевого этикета и умении им пользоваться. Лучшей сегодня была команда… Все её участники получают маленькие сувениры. А всем участникам мне хочется вручить памятку «Речевой этикет» (Вручаются сувениры, памятки)

Слайды 18,19

Памятка «Культура речи. Этикет»

Учитель: До свидания, до новых встреч!

МОБУ СОШ №8 г.Сибай

Внеклассное мероприятие для 5-7 классов

«Поговорим о культуре русской речи»

Подготовили и провели: Нигаматова А.К.

и учащиеся 6 Б класса

2016 – 2017 учебный год

Цель : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи. Выработать навыки красивой и приятной речи в

общении с людьми.

Задачи: Воспитать любовь и уважение к родному языку, привить интерес к литературе.

Используемое оборудование : подборка книг” О культуре поведения и общении”, презентация.

Ведущий: Добрый день уважаемые учителя, ребята! Представляем вашему вниманию мероприятие «Поговорим о культуре речи».

Ведущий: Наши участники – 6 команд из 5б, 5в, 6а, 6б, 7а, 7б классов. Представьте жюри ваши команды.

Ведущий : Язык - это наша история, наше богатство. Культура - это язык Пушкина, Тургенева, Толстого, Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. Сегодня мы с вами познакомимся с основами культуры речи. Что же такое культура речи? Существует несколько определений этого понятия. Культура русской речи - соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.
Ведущий: Слова бывают разные – то дельные, то праздные

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – удушение. Есть трезвые и пьяные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру в массы.
Ведущий: Представляем вашему вниманию сценку о тяжёлой жизни подростков.

Действующие лица:
Киллер – Артур Хамидов
Сокол – Никита Туленков
Елизавета Потаповна – Эмилия Абдульминева
Антонина Семеновна – Юстина Каленникова

Елизавета Потаповна сидит на скамейке во дворе, на этой же скамейке сидит Алеша по прозвищу Сокол, он ждет своего друга. Вот друг, наконец, появляется.
- Прива,Чел!
- Здорово, Кила! Как жизнь?
- На меня тут круто наехали, я одному в бубен, другому в торец…
- Лавэ есть? Без базара.
- Ну ты крендель! Ты че? С дуба рухнул? Откуда?!
- Да мне по барабану!
- Зырь, какая телка!
- Клевая…реально!
Встают, уходят. Антонина Семеновна вышла погулять, ее увидела Елизавету Потаповну.
- Семеновна, иди чего скажу… ужас…
- Что такое, Потаповна?
- Да тут ребята на базар за кренделем собрались, а на них какие-то наехали, но они не растерялись: в одну руку бубен, в другую барабан …- ну отбиваться….Потом с дуба свалились, зрения лишились… Идет девка молодая, а им вроде корова чудится…
- Ой! Потаповна, страсти какие-то прямо рассказываешь!
Задание 1. О чем шла речь в этой сценке?

Ведущий - Наша речь должна быть не только правильной, но и точной. Речь человека должна быть еще и логичной.
Ведущий : Внимание на экран.
Задание 2 . Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте ее. Объясните ее появление. Слайд 1
Обжоры и гурманы, Стряпухи, повара! Скорей к телеэкранам, Вот-вот, сейчас пора! Любители азарта, Лихие конкурсанты, Откройте с нами вместе Кухонные таланты. Всех, кто любит вкусно есть, И всех, кто держит стан, Приветствует сегодня здесь Веселый телекулинар.
Ведущий : Неправильность речи может возникать под влиянием местных говоров и жаргонов или в результате сохранения устаревших элементов языка. Например, Пушкин и Тургенев чаще употребляли глагол отворить (дверь), сейчас чаще употребляется глагол открыть (дверь).
Ведущий : Внимание на экран.
Задание 3. Устраните речевые ошибки. Объясните свой выбор слов.
1) Поэт стоял у источников новой поэзии. (Истоков)
2) Онегин вел праздничный образ жизни. (Праздный)
3) Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. (Успешно, образ-тип или показать).
4) Его идеалы были прогрессивными и передовыми. (Убрать одно из слов)
Ведущий : Много слов на земле. Есть дневные слова

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова –словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий: Внимание на экран.

Ведущий: Предлагаем вашему вниманию интермедию «Поговорим». Ваша задача: понять о чем идет речь. Действующие лица: Мальчик и взрослый (Свиридон Валерий и Никитенко Лиза)

- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…
- Без свечки?
-Без.
-А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чём подъехал, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий : «На закуску» ВАУ!
Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: «Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!» или еще что-то в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное ВАУ! Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоции чрезвычайного изумления или восторга: вот это книга! Вот это кино! Вот это девчонка, Вау!..
Ведущий : Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Задание 5. Что бы вы посоветовали, чтобы наша речь была красивой и грамотной?

(Ребята из каждого класса высказывают свое мнение)
Ведущий : Задумайтесь над тем, что ни одно слово, вылетевшее из наших уст, не проходит бесследно. Что любая фраза может стать роковой. Помните народные пословицы, несущие многовековую мудрость:
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык твой - враг твой”, “ Молчание золото”, “Не дал слово – крепись, а дав – держись”.
Поэтому не бросайтесь словами… Мы должны трепетно, бережно относиться к тому, что мы произносим каждый раз. Для этого введено понятие культура речи т.е. её правильность, подчинение нормами устного и письменного литературного языка. Под культурой речи подразумевается умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли.

Ведущий: Основные правила по культуре речи.

    Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

    Говори только о том, что знаешь.

    Не спеши высказывать свои мысли. Помни, что говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь.

    Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова которые лучше других выражают твою мысль.

    При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

    Не говори быстро, не проглатывай слова.

    Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

    Будь ласков и приветлив в разговоре с людьми.

    Настройся на позитив в своей речи. Мысли материально.

Ведущий: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее.
Помните слова Тургенева:
Берегите чистоту языка, как святыню.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее”.

Ведущий: Слово нашему жюри.
Спасибо за внимание.
Всего вам доброго.