Советы отправляющимся на хадж. Дорогие братья cовершающие Хадж! Ассаляму алейкум

Новости из Исламских стран

24.08.2015

Паломничество довольно сложная задача. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что хадж - это джихад женщины. В попытке облегчить некоторые из его сложностей в этой статье мы разберем основные его моменты: предосторожность, еда, транспорт, одежда и т.п. Должная подготовка к хаджу обеспечит лучшее совершение паломничества и осмысление его значения.

Документы

Копия необходимых документов, включая паспорт. Сделайте несколько копий документов, одна из которых будет постоянно с вами, в случае возникновения каких-либо сложностей или необходимости удостоверить личность.

Соберите информацию

1. Изучите досконально каждый аспект ритуала хаджа. Заранее изучите план хаджа.
2. Обновите знания об исламе. Те, кто совершает хадж, должны знать, как совершается омовение, намаз и дуа умершим.
3. Прочитайте истории об обрядах хаджа, как делал это Пророк Ибрахим (мир ему).
4. Окружите себя знающими людьми, которые могут грамотно объяснить обряды связанные с паломничеством.
5. Прочтите книги на тему хаджа.

1. Выучите дуа, совершаемые во время хаджа.
2. Не читайте дуа только из книг, совершайте молитву от чистого сердца.
3. Спланируйте заранее своей разговор со Всевышнем во время хаджа.
4. Молитесь за тех людей, которые работают во время хаджа для сохранения вашей безопасности: за сотрудников полиции, врачей, гидов и уборщиков.
5. Совершите дуа для угнетенных, беженцев и лишенных людей.

Принадлежности
Что носить

1. Наденьте удобную крепкую пару обуви.
2. Не забудьте, что, возможно, вы захотите положить ваши тапочки в сумку, когда зайдете в запретную мечеть, где пол гранитный.
3. Возьмите с собой носочки, чтобы ногам было легче.

Что взять

1. Отправляйтесь в хадж налегке. Берите только все самое нужное.
2. Молитвенный коврик в Мекке носите везде с собой. Молится на жестком полу может быть неудобным.
3. Возьмите солнцезащитные очки.
4. Возьмите с собой вазелин, чтобы уберечь ноги от образования мозолей, так как придется много ходить.
5. Возьмите необходимые средства от синяков и порезов.
6. Не забудьте ножницы для подстригания волос.

Банные принадлежности

1. Возьмите жидкое мыло. В отличие от кускового мыла, его легче перевозить из места в места.
2. В маленькую косметичку поместите все свои гигиенические принадлежности. Это особенно будет удобно в Мине.

Физическое здоровье
Фитнес:

1. Будьте в форме до отъезда в хадж. Приучите себя к пешим прогулкам, так как будут ситуации, когда долгое время не будет транспорта.

Питание:

1. Пейте много воды.
2. Возьмите с собой полезный перекус, на случай если придется задержаться в аэропорту.
3. Возьмите с собой лекарства и витамины на случай болезни.

Взаимодействие с другими людьми

1. Будьте доброжелательны с другими хаджиями.
2. Не пренебрегайте их правами. Ставьте их впереди своих.
3. Имейте с собой достаточно денег, чтобы пожертвовать нуждающимся.
4. Приветствуйте мусульман из других стран. Хадж - это самое большое скопление уммы.
5. Когда придет время собирания камней в Муздалифа, возьмите больше камней.
6. Также помогите пожилым в собирании камней.
7. Будьте организованы

В Запретной мечети

1. Если вы видите, что много людей молятся в рядах у мечети, постарайтесь зайти внутрь, так как там может быть место. Некоторые люди предпочитают молится снаружи, поскольку так легче вернуться обратно.
2. Прибудьте на пятничный намаз пораньше - около 9 часов.
3. Источники замзама повсюду, не нужно ругаться после тавафа. Просто поищите другой источник.

Мина, Арафа и Муздалифа

1. Не спешите и приберегите время спланировав походы в туалет в Мекке, Мине, Арафе и Муздалифе.
2. Когда вы доберетесь до Мины и устроитесь, возьмите с собой несколько друзей из палатки и ознакомьтесь с достопримечательностями вокруг.

3. Бросание камней после зухра наиболее благоприятно, когда не многолюдно.

Групповые ситуации

1. Держитесь группы. Убедитесь, что обозначено место встречи, которое знает каждый в случае если заблудился.
2. Будьте чисты, аккуратны и не мусорите.

Намаз - это когда раб, оставив все свои дела и заботы, всецело отдается поклонению своему Господу. Молитва же, это вид прошения чего-либо из бескрайних богатств Всемогущего и Всесильного Творца. Хаджат намаз является в свою очередь когда потребность человека и его обращение с просьбой к Всевышнему Аллаху выливается в поклонение. Человек находится в постоянном движении, в переходе от одной достигнутой вершины к другой. Человек, проходя одно испытание, стремится к другому, и каждый раз хочет все только самое лучшее.

Получить хорошее образование, работать на прибыльной интересной работе, построить семейную жизнь. Однако на пути постоянно возникают преграды, дабы человек, осознав свою слабость и бескрайнее величие Творца, уделил хоть какое-то время молитве. Просил помощи из первоисточника Силы и Мудрости, а не возвеличивал себя или иных, полагаясь на свою кажущуюся мощь и силу. Хаджат намаз является признанием человеком своей слабости и ограниченности, и прошением у Всесильного и Всемогущего, для которого не существует ограничений, а главное Он Щедрый и Дающий просящим.

В Коране Великий Аллах велит:

وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ

"Обратитесь за помощью к терпению и намазу" . ("аль-Бакара", 45 аят).

Передается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах):

كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا حزبه أمر صلى

«Когда Пророка ﷺ одолевало какое-то беспокойство, он совершал намаз» (Сунан Абу Дауда).

Также наш Пророк ﷺ говорил о предыдущих пророках:

وكانوا يفزعون إذا فزعوا إلى الصلاة

«Когда они были (чем-то) обеспокоены, они обращались за помощью к намазу»

Салятуль-хаджа (намаз нужды) представляет собой совершение двух или более ракаатов дополнительного намаза с целью исполнения чьей-то нужды, независимо от того, будет ли совершено дуа после него или нет. Основное понятие о салятуль-хаджа основано на первоисточниках шариата.

Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил:

من توضأ فأسبغ الوضوء ثم صلى ركعتين يتمهما، أعطاه الله ما سأل معجلا أو مؤخرا

«Кто совершил омовение (вуду) совершенным образом, а затем совершит два ракаата намаза, Аллах исполнит его нужду, немедленно или через некоторое время» (Муснад Ахмада).

Таким образом, если человек совершил два ракаата дополнительной молитвы с намерением исполнения нужды, это будет дозволенным и даже желательным, исходя из вышеупомянутых аята и хадисов. После совершения намаза можно совершить дуа, прося у Аллаха исполнения нужды.

Как совершать Хаджат намаз

В хадисах приводятся различные варианты совершения намаза хаджат. Обычно, этот намаз совершается в 2 или 4 раката. Рекомендуется совершать намаз хаджат ночью, а перед намазом совершить большое омовение (гусль), аккуратно одеться, надушиться. В некоторых преданиях этот намаз рекомендуется совершить под открытым небом (во дворе или крыше).
От Пророка Мухаммада ﷺ передают такое предание: "Человек, у которого есть желание от Аллаха или какой-то личности, должен надлежащим образом совершить омовение, совершить намаз в два раката, восхвалить Аллаха, произнести Салават Пророку. Затем произнести такую молитву: ("Сунанут-Тирмизи").

Время выполнения хаджат намаза

Хаджат намаз совершается тогда когда есть нужда получить что-либо дозволенное или чтобы не коснулась беда. После исполнения Ночной молитвы и до начала исполнения молитвы Витр.

В книге «Таджнис» сказано что намаз нужды состоит из 4 ракаатов, и в одном из хадисов сказано, что в первом ракаате читается сура «аль-Фатиха» один раз и аят "аль-Курси" три раза, а в последующих трёх ракаатах читается по одному разу «аль-Фатиха», «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас», при этом человек получит воздаяние, как будто он совершил этот намаз в ночь Лайлат уль-Кадр.

Наши учёные-богословы сказали: «Мы совершали эту молитву, и исполнились наши нужды» .

Способы совершения намаза хаджат

В одном из хадисов, передаваемых от Имама Зейнульабидина, намаз хаджат рекомендуется совершать в 4 раката. В первом ракате читаются суры "аль-Фатиха" и "аз-Зилзал" , во втором – "аль-Фатиха" и "ан-Наср" , в третьем – "аль-Фатиха" и "аль-Кафирун" , а в четвертом – "аль-Фатиха" и "аль-Ихлас" . В конце надо поднять руки к небу и прочитать эту молитву (приводится перевод молитвы): "О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых открываются закрытые врата небес. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых стеснение превращается в свободу. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых врата трудностей откроются с легкостью. О, Аллах! Ради Твоих имен, посредством которых разверзнутся могилы. Пусть снизойдет Твоя благость на Мухаммада ﷺ и его семейство! Прими (исполни) мое желание!" .

В другом предании нуждающемуся человеку рекомендуется в полночь (лучше в ночь на пятницу) совершить намаз в два раката, а затем 70 раз прочитать следующую молитву: "Йа абсаран-назирин, йа асраал-хасибин, йа асмаас-самиин, йа акрамаль-акрамин, йа архамар-рахимин, йа ахкамаль-хакимин" перевод: "О, лучший из всех наблюдающих, о, сводящий счеты раньше всех, о, лучший из всех слышащих, о, достойнейший из всех достойных, о, милостивый из всех милосердных, о, справедливейший из всех судей!" .
В некоторых преданиях в первом ракате намаза хаджат после суры "Фатиха" рекомендуется трижды прочитать "аят аль-Курси", а в остальных ракатах после суры "аль-Фатиха" прочитать суры "аль-Ихлас" , "аль-Фалак" и "ан-Нас" . После намаза рекомендуется восхвалить Аллаха, произнести Салават Пророку ﷺ и его семейству, а после просить свои желания.

Молитва Хаджат (Дуа хаджат)

لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ الْحَلِيمُ الْكَرِيمُ سُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مُوجِبَاتِ رَحْمَتِكَ وَعَزَائِمَ مَغْفِرَتِكَ وَالْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ وَالسَّلامَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ لا تَدَعَ لِي ذَنْبًا إِلا غَفَرْتَهُ وَلا هَمًّا إِلا فَرَّجْتَهُ وَلا حَاجَةً هِيَ لَكَ رِضًا إِلا قَضَيْتَهَا يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

транскрипция: “Ла илаха илла-лЛахул Халимул Карим, субхана-лЛахиль-Раббил-Аршиль-азим, АльхамдулилЛахи Раббил аламин, Аллахумма инни ас-алука муджибати рахматик ва аза-има магфиратик вал ганимата мин кулли бир, ва саламата мин кулли исми, ла тадаъ-ли занбан илла гафартаh ва ла хамман илла фарраджтаh ва ла хаджата хия лака ридан илла кадайтаhа я Архамар-Рахимин”» перевод: "Нет божества кроме Аллаха.. Он одаривающий и терпеливый. Аллах, владелец высшего престола, далек от всех недостатков. Слава Аллаху, владельцу миров! О, Аллах! Прошу тебя, даруй мне Свое милосердие, прощение, от доброты Своей, обереги меня от всяких грехов. Не оставь за мной непрошенных грехов. Не посылай мне трудности, которые не облегчишь. Не посылай мне нужду, которая не способствовала бы Твоему довольству. О наищедрейший из всех щедрых!"

Паломничество довольно сложная задача. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что хадж – это джихад женщины. В попытке облегчить некоторые из его сложностей в этой статье мы разберем основные его моменты: предосторожность, еда, транспорт, одежда и т.п. Должная подготовка к хаджу обеспечит лучшее совершение паломничества и осмысление его значения.

Документы

Копия необходимых документов, включая паспорт. Сделайте несколько копий документов, одна из которых будет постоянно с вами, в случае возникновения каких-либо сложностей или необходимости удостоверить личность.

Соберите информацию

  1. Изучите досконально каждый аспект ритуала хаджа. Заранее изучите план хаджа.
  2. Обновите знания об исламе. Те, кто совершает хадж, должны знать, как совершается омовение, намаз и дуа умершим.
  3. Прочитайте истории об обрядах хаджа, как делал это Пророк Ибрахим (мир ему).
  4. Окружите себя знающими людьми, которые могут грамотно объяснить обряды связанные с паломничеством.
  5. Прочтите книги на тему хаджа.

Дуа

  1. Выучите дуа, совершаемые во время хаджа.
  2. Не читайте дуа только из книг, совершайте молитву от чистого сердца.
  3. Спланируйте заранее своей разговор со Всевышнем во время хаджа.
  4. Молитесь за тех людей, которые работают во время хаджа для сохранения вашей безопасности: за сотрудников полиции, врачей, гидов и уборщиков.
  5. Совершите дуа для угнетенных, беженцев и лишенных людей.

Принадлежности

Что носить

  1. Наденьте удобную крепкую пару обуви.
  2. Не забудьте, что, возможно, вы захотите положить ваши тапочки в сумку, когда зайдете в запретную мечеть, где пол гранитный.
  3. Возьмите с собой носочки, чтобы ногам было легче.

Что взять

  1. Отправляйтесь в хадж налегке. Берите только все самое нужное.
  2. Молитвенный коврик в Мекке носите везде с собой. Молится на жестком полу может быть неудобным.
  3. Возьмите солнцезащитные очки.
  4. Возьмите с собой вазелин, чтобы уберечь ноги от образования мозолей, так как придется много ходить.
  5. Возьмите необходимые средства от синяков и порезов.
  6. Не забудьте ножницы для подстригания волос.

Банные принадлежности

  1. Возьмите жидкое мыло. В отличие от кускового мыла, его легче перевозить из места в места.
  2. В маленькую косметичку поместите все свои гигиенические принадлежности. Это особенно будет удобно в Мине.

Физическое здоровье

Фитнес:

  1. Будьте в форме до отъезда в хадж. Приучите себя к пешим прогулкам, так как будут ситуации, когда долгое время не будет транспорта.

Питание:

  1. Пейте много воды.
  2. Возьмите с собой полезный перекус, на случай если придется задержаться в аэропорту.
  3. Возьмите с собой лекарства и витамины на случай болезни.

Взаимодействие с другими людьми

  1. Будьте доброжелательны с другими хаджиями.
  2. Не пренебрегайте их правами. Ставьте их впереди своих.
  3. Имейте с собой достаточно денег, чтобы пожертвовать нуждающимся.
  4. Приветствуйте мусульман из других стран. Хадж – это самое большое скопление уммы.
  5. Когда придет время собирания камней в Муздалифа, возьмите больше камней.
  6. Также помогите пожилым в собирании камней.
  7. Будьте организованы

В Запретной мечети

  1. Если вы видите, что много людей молятся в рядах у мечети, постарайтесь зайти внутрь, так как там может быть место. Некоторые люди предпочитают молится снаружи, поскольку так легче вернуться обратно.
  2. Прибудьте на пятничный намаз пораньше – около 9 часов.
  3. Источники замзама повсюду, не нужно ругаться после тавафа. Просто поищите другой источник.

Мина, Арафа и Муздалифа

  1. Не спешите и приберегите время спланировав походы в туалет в Мекке, Мине, Арафе и Муздалифе.
  2. Когда вы доберетесь до Мины и устроитесь, возьмите с собой несколько друзей из палатки и ознакомьтесь с достопримечательностями вокруг.
  3. Бросание камней после зухра наиболее благоприятно, когда не многолюдно.

Групповые ситуации

  1. Держитесь группы. Убедитесь, что обозначено место встречи, которое знает каждый в случае если заблудился.
  2. Будьте чисты, аккуратны и не мусорите.

с 1 по 8-числа зуль-хиджи
1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.
2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.
3. Посетить мечеть аль-Харам.
4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.
5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.
6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.
7. Зайти в салон и подстричься.
8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.
9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

8-число зуль-хиджи
1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.
2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

9-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: к горе Арафат
2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира
3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.
4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

10-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: направится в Мину.
2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.
3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).
4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках
5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

11,12,13-числа зуль-хиджи
1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.
2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Хадж начинается с 8-го числа зуль-хидж и, который носит название «День тарвия» . После восхода солнца, паломник, совершающий Хадж таматтуъ , входит в состояние ихрама. Перед этим он совершает то же, что и перед ихрамом умры: берет гусль, умащивается благовонием и совершает намаз. Затем он облачается в ихрам в том месте, где проживает или остановился. Что касается паломников, совершающих Хадж киран и ифрад, то они не входят в состояние ихрама, так как и не выходили из него все это время.

Ночевка в долине Мина.

Далее паломники (совершающие все три вида хаджа) направляются в долину Мина (1) (Ночевка в Мине в День тарвия относится к сунне являясь добровольным действием) , до наступления времени намаза зухр (полуденный намаз). В Мине совершаются намазы зухр, аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной), причем 4-х рака"тные намазы сокращаются до 2-х рака"атов. Паломники ночуют в Мине, а утром 9-го числа зуль-хиджи совершив намаз фаджр (утренний намаз), направляются к горе Арафат . Те, кто прибыли в Мину до 8-го числа зуль-хиджи , входят в ихрам после восхода солнца здесь же.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

9-го числа зуль-хиджи , после утреннего намаза, паломники ожидают восхода солнца, после чего направляются к горе Арафат (2) спокойно, без суеты и давки, совершая зикр (поминание Аллаха), читая Коран, произнося слова тальбии, читают: «Ля иляха илляллах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях», вознося благодарность Господу миров.

Стояние на Арафате
Стояние на Арафате является одним из обязательных столпов хаджа, без которого последний будет не действителен. Как сказал посланник Аллаха (с.а.у.): «Хадж-это Арафат» . (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

День Арафата - лучший из дней, над которым восходило солнце. В этот Великий день все паломники собираются на Арафате и стоят здесь от восхода до заката солнца. В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах!), что пророк(с.а.у.) сказал:

«Нет такого дня, подобного дню Арафата, в котором Аллах так много освобождает Своего раба от огня. И Всевышний, спускаясь на ближайшее небо, хвалится перед Своими ангелами, говоря: «Чего хотят эти (Мои рабы)?».

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака"атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат , то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

«Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.
2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду"а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

В день жертвоприношения Пророк (с.а.у.) произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно».

Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо
может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые...». (аль-Бухари и Муслим)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе и совершение утреннего намаза в этой долине, является сунной. Женщинам, ослабленным людям, детям и ответственным за них разрешается покинуть долину Муздалифа после полуночи и отправиться к палаткам в Мину.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Согласно сунне 10-го числа зуль-хиджи , паломнику после утреннего намаза желательно находится в Муздалифе у горы «аль-Машъар аль-харам». Ему следует, обратившись в сторону киблы, часто поминать Аллаха, возвеличивать Его и просить, о чем пожелает.

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

"Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни - после полудня". (Муслим)
Долина Мина.

Бросание камешков
а) Прибыв в Мину, паломник спешит к джамарат аль-ъакаба , находящегося рядом с Меккой. При приближении к джамарат аль-ъакаба тальбия прекращается и паломник бросает в стену 7 камешков . Необходимо бросать камешки один за другим. Если бросить несколько камешков сразу, то это засчитывается только за один бросок. Также при каждом броске желательно, возвеличивать Аллаха словами: «Аллаху акбар».

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и
отправиться к джамарату позже. Так как к началу времени открытия джамаратов, там скапливается наибольшее количество людей. После бросания камешков в джамарат аль-ъакаба паломник начинает возвеличивать Всевышнего:

"Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд".

Перевод: "Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала".
Жертвоприношение
б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.
Бритье или укорачивание волос
в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5) , чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са"й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са"й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду"а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова "Аллаху акбар" с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду"а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал:"Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)". (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Хадж содержит в себе десять основных действий:

1. Вхождение в состояние ихрама путем облачения в белую полотняную материю и произнесения намерения совершить хадж, ‘умру или оба этих ритуала. Затем, по завершении обычным приветствием по обе стороны молитвы-намаза «Ихрам», состоящей из двух ракяатов, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс», вслух произносится «тальбия»:

Перевод:

2. Вхождение в Мекку со стороны Кяда’, затем – в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба».

3. Совершение семикратного обхода вокруг Каабы, начиная с угла, в котором находится черный камень.

Существует три вида обхода: «обход прибытия» (таваф аль-кудум), «обход устремления» (таваф аль-ифада), совершаемый в день заклания животного, и «прощальный обход» (таваф аль-вада‘).

4. Ритуальный бег между холмами Сафа и Марва .

5. Стояние на Арафате и в долине Мина.

На восьмой день месяца Зуль-хиджа паломник идет в долину Мина и остается там на ночь. После восхода солнца на следующий день он направляется на гору Арафат и, объединяя, совершает за имамом молитвы Зухр и ‘Аср в мечети Намира или любом другом месте. После чего вместе со всеми людьми некоторое время пребывает на Арафате, обращаясь к Всевышнему с молитвами-ду‘а.

6. Ночевка в месте Муздалифа, находящемся между Мина и Арафатом.

В ночь праздника, после исчезновения вечерний зари, паломники, объединяя и сокращая, совершают молитвы Магриб и ‘Иша’ в Муздалифе. Совершив утреннюю молитву в местечке «аль-Маш‘ар аль-харам» и обратившись к Богу с молитвами-ду‘а, паломники до восхода солнца возвращаются в Мина.

7. Символическое метание камней.

На десятый день месяца Зуль-хиджа, после восхода солнца на расстояние одного копья, паломник последовательно бросает в «джамратуль-‘акаба» (ближайший столб от Мекки) семь камешков. В последующие три дня паломник бросает по семь камешков в каждый из трех специальных столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль- ‘акаба» .

8. Сбривание или укорачивание волос на голове.

Первое (сбривание) для мужчин предпочтительнее. Что касается женщин, то они лишь подрезают свои волосы на длину фаланги пальца. Это происходит на десятый день месяца Зуль-хиджа после того, как брошены камешки в «джамратуль-‘акаба» и принесено в жертву животное, если таковое имеется. После паломник направляется в Мекку для совершения «обхода устремления».

9. Жертвоприношение.

Животное приносится в жертву после бросания камней. Разрешается постричься до жертвоприношения и допускается принести жертву до бросания камней и до восхода солнца.

10. Прощальный обход вокруг Каабы.

Канонические положения

Ученые-богословы распределили действия хаджа на: столпы (аркян), обязательные (ваджиб) и дополнительные, желательные (сунна) действия. Вкратце рассмотрим мнения двух наиболее распространенных в нашем географическом регионе суннитских школ: ханафитов и шафиитов.

Столпы хаджа

По мнению ученых-ханафитов, у хаджа два неизменных условия, при невыполнении одного из которых паломничество нарушается и становится недействительным:

Стояние на Арафате.

По мнению ученых-шафиитов у хаджа пять столпов:

Стояние на Арафате.

Обход вокруг Каабы, именуемый как «обход устремления».

Сбривание или подстригание волос на голове.

Обязательные действия при совершении хаджа

По мнению ученых-ханафитов, при беспричинном невыполнении действия, являющегося ваджибом (обязательным), паломник должен будет принести в жертву скот. К ним относятся следующие пять действий:

Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.

Кратковременное (хотя бы мгновенное) пребывание во второй половине ночи в долине Муздалифа.

Бросание камешков.

Сбривание или укорачивание волос на голове.

Совершение прощального обхода.

По мнению ученых шафиитского мазхаба, при любом невыполнении действия, являющегося обязательным, паломнику надлежит принести в жертву животное. К обязательным они относят следующие пять действий:

Вхождение в состояние ихрама в микате.

Ночевка в Муздалифе (в ночь праздника).

Бросание камешков в каждый из трех дней.

Ночевка в долине Мина в период бросания камешков.

Совершение прощального обхода при желании покинуть Мекку.

Желательные действия во время хаджа

По мнению ханафитов, к желательным относятся следующие действия:

1. Перед вхождением в состояние ихрама совершить полное омовение и воспользоваться благовониями.

2. Произнести намерение на один из трех видов хаджа: аль-Ифрад, ат-Таматту‘ или аль-Кыран.

3. Также желательно по окончании обязательных и дополнительных молитв произносить слова: «Ляббайкял-лаахумма ляббайкь. Ляббайкя ля шариикя лякя ляббайкь. Инналь-хамда ван-ни‘мата лякя валь-мулькь, ля шариикя лякь».

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Перевод:

«Вот я пред Тобой, о Всевышний, я пред Тобой. Вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, я пред Тобой. Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат только Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

4. Войдя в Мекку (днем или ночью), зайти в Священную Мечеть через дверь «Бану шейба», а в момент, когда взор упадет на Каабу, про себя произнести: «Субхаанал-лахи валь-хамду лил-ляхи ва ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар. Аллаахумма хаза байтукя ‘аззамтаху ва шаррафтаху ва кяррамтаху фазидху та‘зыман ва ташрифан ва такрима».

سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لا إِلَهَ إِلاّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ

اَللَّهُمَّ هَذَا بَيْتُكَ عَظَّمْتَهُ وَ شَرَّفْتَهُ وَ كَرَّمْتَهُ فَزِدْهُ تَعْظِيمًا وَ تَشْرِيفًا وَ تَكْرِيمًا

5. После этого для вознамерившегося выполнить хадж аль-Ифрад или хадж аль-Кыран является сунной совершить «обход прибытия». Обход начинается с Черного камня. В соответствии с Сунной лучше (но лишь в случае возможности и без причинения вреда другим) прикоснуться губами к камню (поцеловать). При этом паломник произносит: «Бисмил-ляхи, аллаху акбар!»

بِسْمِ اللَّهِ، اَللَّهُ أَكْبَرُ

Перевод:

«Во имя Аллаха! Господь превыше всего».

Если такой возможности (приблизиться к камню и поцеловать его) нет, тогда паломник поворачивается лицом к камню, поднимает руки на уровень плеч и произносит те же слова.

6. После он начинает семикратный обход вокруг Каабы, три первых из которых мужчины совершают быстрыми маленькими шажками. Во время обхода Кааба должна находиться по левую руку. Паломник молит Творца о чем пожелает, может читать аяты Корана наизусть или по книге.

В начале каждого круга он целует Черный камень (имея на то возможность и не причиняя неудобств другим) или поворачивается к нему лицом, возносит кисти рук и произносит «такбир».

7. После обхода совершается молитва-намаз в два ракяата рядом с «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим) или в любом другом месте мечети. В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс».

8. К числу действий, являющихся сунной, относится чтение имамом проповеди на седьмой, девятый и одиннадцатый день месяца Зуль-хиджа. На седьмой и одиннадцатый день читается одна проповедь после полуденной молитвы Зухр. На девятый день, т.е. в день ‘Арафы, читаются две проповеди после смещения солнца с зенита и до молитвы-намаза.

В проповеди делается акцент на вознесении хвалы, возвеличивании и признании Единства Всевышнего Творца, а также оговариваются назидания, обучающие обрядам хаджа.

9. После этого с одним азаном и двумя икаматами имам совершает вместе с людьми молитвы Зухр и ‘Аср, объединяя их и сокращая. При этом дополнительные молитвы ни до, ни после не совершаются.

10. Затем, по окончании молитвы, все направляются на гору ‘Арафат, где находятся до захода солнца, читая различные формы восхваления и обращения к Всевышнему.

11. Также к желательным действиям относится нахождения в долине Муздалифа до появления утренней зари.

12. Желательно на восьмой день месяца Зуль-хиджа прибыть в Мина и, в соответствии с действиями Пророка в его прощальном хадже, совершить там все пять обязательных молитв. Проведение ночи этого дня в долине Мина, а также десятого и одиннадцатого дней месяца Зуль-хиджа также является сунной.

13. На десятый день месяца Зуль-хиджа, в день праздника жертвоприношения, желательно после восхода солнца и до приближения его к зениту бросить при помощи большого и указательного пальцев поочередно семь камешков в столб «джамратуль-‘акаба», а это ближайший ритуальный столб от Мекки.

В последующие два дня, как солнце минует зенит, паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба». При бросании каждого камешка произносится «такбир», а после – бросавший взывает к Господу миров с молитвами-ду‘а и восхвалениями.

В соответствии с действиями Пророка, камешки собираются заранее в долине Мина или по дороге.

Паломник прекращает произносить «тальбию» с первым брошенным камешком в «джамратуль-‘акаба» на десятый день Зуль-хиджа.

14. Желательно спуститься на час в долину Абтах, расположенную между Миной и Меккой, по той причине, что там останавливались Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и праведные халифы – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман.

У шафиитов

Богословы-шафииты разделили желательные действия на (1) общие и (2) касающиеся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа.

Общие желательные д ействия :

1) Совершение хаджа аль-Ифрад, в котором сначала выполняются обряды хаджа, а затем – обряды ‘умры. При этом состояние ихрама для умры возобновляется в одном из следующих мест: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им или аль-Худайбия.

2) Частое произнесение «тальбии» во время пребывания в состоянии ихрама. При этом мужчинам желательно произносить ее вслух. После чего паломник читает «салават» и обращается к Творцу с просьбой о милости, райской обители и удалении от ужаса Ада.

3) «Обход прибытия» (таваф аль-кудум) до стояния на Арафате для паломника, зашедшего в Мекку с целью совершения хаджа. Что касается паломника, совершающего сначала ‘умру, то его обход вокруг Каабы во время ‘умры заменяет «обход прибытия».

4) Выполнение двух ракяатов молитвы обхода после его завершения за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). При выполнении их днем молитва читается про себя, а ночью – вслух. Если паломник не в состоянии совершить молитву обхода за «местом Авраама», то он делает это в местечке аль-Хиджр, если и таковой возможности нет, то на любом участке мечети. Если же невозможно совершение молитвы в мечети, то она совершается в любом месте Мекки.

5) При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска белой полотняной материи, до которой не дотрагивалась игла (чтобы она не была прошита). Один кусок набрасывается на шею и на плечи, а другим опоясываются. Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

6) Чтение имамом четырех проповедей:

Первая: на седьмой день месяца Зуль-хиджа, после молитвы Зухр, возле Каабы.

Вторая: на девятый день, то есть день ‘Арафа в долине ‘Арина. Иногда данная проповедь проводится в мечети Намира.

Третья: на десятый день, то есть в день жертвоприношения.

Четвертая: на двенадцатый день после полуденной молитвы. В данной проповеди имам объясняет допустимость возвращения в Мекку, рассказывает о последующих обрядах и призывает к набожности, праведности.

Все перечисленные проповеди, кроме проповеди в день ‘Арафа, включают в себя лишь одну проповедь и проводятся после полуденной молитвы. Что касается дня ‘Арафа, то проповедь, проводимая в этот день, состоит из двух частей и читается до молитвы-намаза.

7) Во время хаджа в семи случаях желательно совершить полное омовение:

Первое: перед вхождением в состояние ихрама.

Второе: перед вхождением в Мекку.

Третье: перед вхождением в Священную Мечеть.

Четвертое: перед стоянием на ‘Арафате. Лучше, если оно будет совершено в Намире.

Пятое: перед стоянием после восхода утренней зари дня жертвоприношения в местечке аль-Маш‘ар аль-харам в Муздалифе.

Шестое: во все три дня, следующие за днем жертвоприношения, перед бросанием камешков.

Седьмое: перед входом в Медину.

8) Питье воды из источника Замзам. Во время питья желательно стоять в направлении Киблы и произносить:

«Аллаахумма инни балягани ‘ан набийикя энна ма’а замзама лимя шуриба ляхь, ва эна эшьрабуху лиса‘адатид-дунья валь-эхыра, аллаахумма фаф‘аль».

اَللَّهُمَّ إِنِّي بَلَغَنِي عَنْ نَبِيِّكَ أَنَّ مَاءَ زَمْزَمَ لِمَا شُرِبَ لَهُ، وَ أَنَا أَشْرَبُهُ لِسَعَادَةِ الدُّنْيَا وَ الآخِرَةِ، اَللَّهُمَّ فَافْعَلْ

Перевод:

«О Всевышний, от Твоего пророка до меня дошла весть о том, что вода источника Замзам служит исполнению тех желаний, с которыми она пьется (с проговариванием которых человек пьет ее), я же пью для становления (с Твоего благословения) счастливым в обоих мирах. О Аллах, даруй же мне это!»

Передается, что, когда Ибн ‘Аббас пил воду Замзам, он обращался к Богу с мольбою: «Аллаахумма инни ас’элюкя ‘ильман наафи‘а, ва ризкан вааси‘а, ва шифаэн мин кулли да’».

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا، وَ رِزْقًا وَاسِعًا، وَ شِفَاءً مِنْ كُلِّ دَاءٍ

Перевод:

«О Аллах, я прошу у Тебя полезных знаний (грамотности, учености), обильного удела (достатка) и исцеления от всех недугов».

Также желательно полить воду на голову, лицо и грудь.

Желательные действия, касающихся отдельных основных (основополагающих) действий хаджа

1) Желательные действия, касающиеся ихрама.

Ихрам – это намерение совершить действия, связанные с хаджем или ‘умрой. Желательно, чтобы намеревающийся войти в состояние ихрама: совершил полное омовение; использовал ароматические вещества (касается только мужчин) и выполнил специальную молитву «Ихрам» в два ракяата, в первом из которых после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс».

Желательно, чтобы паломник проговорил намерение войти в состояние ихрама с началом движения транспорта, на котором он направляется в Священную Мекку. Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник поворачивается в сторону Киблы и произносит: «Аллаахумма ухриму лякя ша‘ри ва башари ва ляхми ва дами».

اَللَّهُمَّ أُحْرِمُ لَكَ شَعْرِي وَ بَشَرِي وَ لَحْمِي وَ دَمِي

Перевод:

«О Всевышний, ради Тебя я делаю запретным [для всего предосудительного] свои волосы, кожу, плоть и кровь (всем своим телом вхожу в состояние ихрама)».

После этого он начинает произносить «тальбию». Произнесение «тальбии» возобновляется всякий раз, как меняется положение паломника, то есть когда он садится в транспортное средство или выходит из него, поднимается на возвышенность или спускается с нее, а также после молитвы-намаза.

2) Желательные действия, касающиеся обхода вокруг Каабы.

Желательно иметь намерение (на уровне сердца, мысли или проговорив устами) при обходе вокруг Каабы, относящемся к обрядам хаджа. Что касается прощального обхода и тех, которые не входят в обряды хаджа, то для них намерение обязательно.

Достигнув угла Каабы, в котором находится Черный камень, следует повернуться к нему лицом и указать рукой со словами: «Аллаху акбар». Если есть возможность (а при сегодняшней многочисленности паломников и тесноте таковой обычно не бывает), паломник дотрагивается до него правой рукой, целует и касается своим лбом. Делать это желательно в начале каждого из семи оборотов вокруг Священной Каабы.

Начиная обход от линии, перпендикулярной камню, паломник произносит:

«Бисмил-ляяхи вал-лааху акбар. Аллаахумма иимаанан бикя ва тасдыыкан бикитаабикя ва вафаа’ан би‘ахдикя ват-тибаа‘ан лисуннати набийикя мухаммад, саллял-лааху ‘аляйхи ва саллям».

بِسْمِ اللَّهِ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ. اَللَّهُمَّ إِيمَانًا بِكَ وَ تَصْدِيقًا بِكِتَابِكَ وَ وَفَاءً بِعَهْدِكَ وَ اتِّبَاعًا لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ

Перевод:

«[Начинаю] с именем Аллаха. Он – превыше всего. О Всевышний, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания [обет, данный каждой из человеческих душ еще до Сотворения мира, о вере и набожности пред Тобой, Творцом всего сущего], следуя Сунне Твоего [последнего] пророка Мухаммада (благослови же его и приветствуй)».

Проходя перед дверью Каабы, произносятся слова:

«Аллаахумма инналь-байта байтукь, валь-харама харамукь, валь-эмна эмнукь, ва хаза – макаамуль-‘ааизи бикя минан-наар».

اَللَّهُمَّ إِنَّ الْبَيْتَ بَيْتُكَ، وَ الْحَرَمَ حَرَمُكَ، وَ الأَمْنَ أَمْنُكَ، وَ هَذَا مَقَامُ الْعَائِذِ بِكَ مِنَ النَّارِ

Перевод:

«О Аллах, поистине, Дом (Кааба) – Твой Дом; священная территория (Мекка) – Твоя территория; безопасность [здесь] – Твоя безопасность [Тобою обеспеченная безопасность]; это – место просящего у Тебя защиты от адского огня».

Проходя возле Йеменского угла, паломник проводит по нему правой рукой и говорит: «Бисмил-ляяхи, аллаху акбар!». Ни угол, ни руку он при этом не целует.

Во время обхода паломник молит Аллаха, о чем сам пожелает, или читает аяты из Священного Корана.

Три первых круга обхода (за которым следует ритуальный бег между холмами Сафа и Марва) паломник совершает быстрыми маленькими шажками. При этом проговаривается следующая молитва:

«Аллаахумма-дж‘альху хаджан мабруура, ва занбан магфуура, ва са‘ян машкуура».

اَللَّهُمَّ اجْعَلْهُ حَجًّّا مَبْرُورًا، وَ ذَنْبًا مَغْفُورًا، وَ سَعْيًا مَشْكُورًا

Перевод:

«О Господи, сделай этот хадж принятым, грех – прощенным, усилия – похвальными».

Перед началом обхода по случаю прибытия паломник зажимает накидку под правой подмышкой, перебросив ее конец через левое плечо. Данное действие относится лишь к паломникам-мужчинам, так же как и совершение первых трех кругов быстрыми шажками.

В конце каждого круга между Йеменским углом и Черным камнем паломник говорит:

Перевод:

«Господи, дай нам благо (все хорошее) в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

Беспричинное прерывание семикратного обхода является нежелательным. К числу дозволительных причин относится начало совершения обязательной молитвы или возникновение крайней нужды. Что касается погребальной и дополнительной молитв-намазов, то они не могут служить причиной прерывания обязательного обхода.

Желательно во время обхода находиться ближе к Священной Каабе, что облегчает возможность прикоснуться и поцеловать Черный камень.

Завершив обход, паломник совершает молитву в два ракяата за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим). В первом ракяте после суры «аль-Фатиха» читается сура «аль-Кяфирун», а во втором – «аль-Ихляс».

Желательные действия, касающиеся ритуального бега между Сафа и Марва.

Закончив обход вокруг Каабы и выполнив дополнительную молитву-намаз за «местом Ибрахима (Авраама)» (Макам Ибрахим), желательно, в соответствии с Сунной, выпить воды из источника Замзам и, если есть такая возможность, коснуться правой рукой Черного камня. Затем паломник проходит через врата Сафа и направляется к месту совершения ритуального бега между склонами Сафа и Марва.

Мужчинам желательно подниматься на Сафа и Марва. Поднявшись, паломник обращает свой взор в сторону Каабы и произносит:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляяхиль-хамд, аллаху акбар ‘аля ма хадаана, валь-хамду лил-ляяхи ‘аля ма эвляяна, ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмииту биядихиль-хайр, ва хува ‘аля кули шайин кадиир. Ля иляха иллял-лаху вахдах, анджаза ва‘дах, ва насара ‘абдах, ва хазамаль-ахзааба вахдах. Ля иляха иллял-лаху ва ля на‘буду илля ийях, мухлисыына ляхуд-дин, ва ляв кярихаль-кяяфирун».

اَللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ، وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ ،

اَللَّهُ أَكْبَرُ عَلَى مَا هَدَانَا، وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ عَلَى مَا أَوْلانَا ،

لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَ يُمِيتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ ،

وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .

لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ .

لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ لاَ نَعْبُدُ إِلاَّ إِيَّاهُ، مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينُ، وَ لَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

Перевод:

«Аллах (Бог) превыше всего. Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Ему принадлежит хвала. Мы возвеличиваем Его, ведь Он направил нас на правильный путь. Хвала Ему за то, чем Он нас наделил. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров), у Которого нет сотоварища (Бог один, и нет равных Ему). Всевышнему принадлежит владычество, Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет, в Его власти благо, Ему абсолютно все под силу. Нет бога, кроме одного лишь Него, Который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу (последнему посланнику) и Один (волею Своей и благословением) разбил племена (враждовавшие с последователями Единобожия). Нет бога, кроме одного лишь Аллаха (Господа миров, Творца всего сущего). Ему Одному мы поклоняемся, являясь искренними в религиозности пред Ним, и даже если это ненавистно отрицающим Всевышнего и Его блага».

Затем паломник взывает к Всевышнему (на любом языке), прося у Него добра в этой и последующей жизни. Все обращения-молитвы произносятся трижды.

Отрезок пути, обозначенный двумя зелеными столбами и световыми указателями, паломнику-мужчине желательно пробежать. Женщин это не касается.

Во время бега проговаривается следующая мольба:

«Рабби-гфир вархам ва таджаваз ‘амма та‘лям, иннякя энталь-э‘аззуль-экрам».

رَبِّ اغْفِرْ وَ ارْحَمْ وَ تَجَاوَزْ عَمَّا تَعْلَمُ، إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ

Перевод:

«О Господи, прости меня и помилуй, сокрой ведомое Тебе, поистине, Ты – Величественнейший и Щедрейший».

Желательные действия, касающиеся стояния на ‘Арафате.

В соответствии с Сунной, имаму надлежит прочесть две проповеди после минования солнцем зенита на девятый день месяца Зуль-хиджа. После этого вместе с имамом, сокращая и объединяя, совершаются полуденная и послеполуденная молитвы.

Желательно находиться на территории ‘Арафата до захода солнца. При этом нет необходимости подниматься на саму «гору Милости».

Во время стояния паломники часто поминают имя Господа и взывают к Нему разными молитвами. Предпочтительно как можно больше произносить слова молитвы-ду‘а, упомянутые в хадисе: «Наилучшей мольбой является мольба в день ‘Арафа, и наилучшим из сказанного мною и пророками до меня являются слова: «Ля иляха иллял-лаху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир» (Нет бога, кроме одного лишь Единственного Бога, у Которого нет сотоварища (нет равных Ему). Ему принадлежат владычество и хвала. Ему под силу абсолютно все) »

Также часто испрашивается у Господа благословение и мир последнему посланнику (проговаривается «салават»), читается Священный Коран. Особенно предпочтительно читать в день ‘Арафа суру «аль-Хашр» и суру «аль-Ихляс». Пророк сказал: «Кто в день ‘Арафа тысячу раз прочитает суру «аль-Ихляс», тому будет дано то, что он испрашивал» .

Желательно, взывая к Аллаху с молитвами-ду‘а, стоять лицом к Кибле, воздев кисти рук на уровень груди.

Дуа 1:

«Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар».

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Перевод:

«Господи, дай нам благое в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

Дуа 2:

«Аллаахумма инни залямту нафси зульман кясиира, ва ля ягфируз-зунууба илля энт, фагфир ли магфиратан мин ‘индикя вархамни, иннакя энталь-гафуурур-рахиим».

اَللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا، وَ لاَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ

فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ وَ ارْحَمْنِي، إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

Перевод:

«О Аллах, поистине, я поступал несправедливо по отношению к себе (совершая прегрешения; я не безгрешен), а никто не простит грехов помимо Тебя, прости же меня Своим всепрощением и помилуй. Ведь Ты – Всепрощающий, Всемилостивый».

Дуа 3:

«Аллаахумма-нкульни мин зуллиль-ма‘сыяти иля ‘иззит-таа‘а, вакфини бихаляяликя ‘ан хараамикь, ва эгнини бифадликя ‘амман сиваакь, ва наввир кальби ва кабри, вахдини ва э‘изни минаш-шарри куллихь, ваджма‘ лияль-хайр».

اَللَّهُمَّ انْقُلْنِي مِنْ ذُلِّ الْمَعْصِيَةِ إِلَى عِزِّ الطَّاعَةِ ،

وَ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ

وَ أَغْنِنِي بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ،

وَ نَوِّرْ قَلْبِي وَ قَبْرِي

وَ اهْدِنِي وَ أَعِذْنِي مِنَ الشَّرِّ كُلِّهِ ،

وَ اجْمَعْ لِيَ الْخَيْرَ

Перевод:

«О Аллах, выведи меня из униженности греха к величию покорности Тебе. Избавь от запрещенного Тобой, предоставив мне то, что Ты разрешил. Обогати меня Своей милостью так, чтобы я ни в ком, помимо Тебя, не нуждался. Освети мое сердце и то место, где упокоится мое тело. Направь меня на праведный путь и защити от всех форм зла. Объемли для меня благо».

Дуа 4:

«Аллаахумма инни эс’элюкяль-худаа ват-тукаа валь-‘афаафа валь-гынаа».

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْهُدَى وَ التُّقَى وَ الْعَفَافَ وَ الْغِنَى

Перевод:

«О Аллах, я прошу у Тебя праведности, набожности, целомудрия и достатка».

Желательно просить благ и прощения прегрешений как для себя, так и для всех верующих. Пророк Мухаммад молил: «О Всевышний, прости паломника и того, для кого просит он прощения!»

Желательные действия, касающиеся пребывания в долине Муздалифа.

После Арафата паломники направляются в Муздалифу, где, в соответствии с Сунной, следует остаться на ночь. Если же паломник не находился там во второй половине ночи, то ему необходимо принести в жертву животное.

В Муздалифе, совмещая и сокращая, паломники совершают вечернюю и ночную обязательные молитвы.

Женщин, престарелых и ослабленных желательно первыми отправить в Мина после полуночи. Остальные остаются и, едва забрезжит рассвет, совершают утреннюю молитву (Фаджр). После этого, собрав в Муздалифе маленькие камешки, число которых должно достичь семидесяти, паломники отправляются в Мина. В достоверном хадисе, переданном Фадль ибн ‘Аббасом, сказано: «На утро дня жертвоприношения Посланник обратился ко мне со словами: «Собери для меня камешки!» – и я собрал маленькие».

Следуя Сунне, надлежит остановиться по дороге в Мина в местечке аль-Маш‘ар аль-харам, где в настоящее время находится мечеть Муздалифы. Там, обратившись в сторону Киблы и воздев руки на уровень груди, паломники взывают к Богу, возвеличивают Его, произносят свидетельство Единобожия, просят прощения и благ в мирской жизни и в вечности.

Дуа 1:

«Раббанаа ээтина фид-дунья хасанатан ва филь-ээхырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-нар».

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Перевод:

«Господи, дай нам благо в этой и последующей жизни и убереги нас от мук огня».

После чего паломник добавляет:

Дуа 2:

«Аллаахумма кямаа эвкафтанаа фиихи ва эрайтанаа ийяяху фаваффикнаа лизикрикя кяма хадайтанаа, вагфир лянаа вархамнаа кямаа ва‘адтанаа бикавликя, ва кавлюкяль-хакку: фаиза эфадтум мин ‘арафаатин фазкурул-лаха ‘индаль-маш‘ариль-хараам, вазкурууху кяма хадаакум ва ин кунтум мин каблихи ляминаддооллин. Сумма афииду мин хайсу афаадан-наасу вастагфирулла, иннал-лаха гафуурур-рахиим».

اَللَّهُمَّ كَمَا أَوْقَفْتَنَا فِيهِ وَ أَرَيْتَنَا إِيَّاهُ فَوَفِّقْنَا لِذِكْرِكَ كَمَا هَدَيْتَنَا ،

وَ اغْفِرْ لَنَا وَ ارْحَمْنَا كَمَا وَعَدْتَنَا بِقَوْلِكَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ

فَإِذَا أَفَضْتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللَّهَ عِنْدَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَ اذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ

وَ إِنْ كُنْتُمْ مِنْ قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّالِّينَ .

ثُمَّ أَفِيضُوا مِنْ حَيْثُ أَفَاضَ النَّاسُ وَ اسْتَغْفِرُوا اللَّهَ

إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Перевод:

«О Аллах, подобно тому, как Ты дал нам возможность находиться и видеть эти места, подобно легкости того, как Ты направил нас на правильный путь, помоги нам помнить, вспоминать о Тебе. Прости нас и помилуй в соответствии с обещанием Твоим. Ведь Твое слово истинно: «И когда вы огромной толпой покинете ‘Арафат, то упоминайте Всевышнего возле священного места «Маш‘ар» [то есть возле горы Казх, которая находится в конце Муздалифы], ведь Он наставил вас на верный путь, после того как вы были заблудившимися. Покидайте огромной толпой [местность ‘Арафат], подобно другим [пусть никто не выделяется и не выбирает для себя «особые» места], и просите прощения у Всевышнего. Он может все простить и [Он] Всемилостив» .

Также паломник произносит:

«Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху, вал-лаху акбар, аллаху акбару ва лил-ляхиль-хамд».

اَللَّهُ أَكْبَرُ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ، اَللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Он превыше всего. Превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

Затем незадолго до восхода солнца паломники направляются в Мина, произнося «тальбию». Проходя через долину Мухассир, желательно ускорить шаг.

Желательные действия, касающиеся бросания камней в Мина.

Каждый паломник после восхода солнца в день жертвоприношения должен бросить семь камней в «джамратуль-‘акаба» – ближайший столб от Мекки. Бросание камешков в этот день является ритуалом приветствия Мина. С началом бросания прекращается произнесение «тальбии».

В соответствии с Сунной, паломник обращается лицом к месту бросания камней так, чтобы Мекка была по левую сторону, а Мина – по правую. Бросая каждый камешек, паломник вместо «тальбии» произносит «такбир»: «Аллаху акбар (трижды). Ля иляхя иллял-лаху вал-лаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اَللَّهُ أَكْبَرُ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ، وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах превыше всего (трижды). Нет бога, кроме одного Всевышнего. Аллах превыше всего, и лишь Ему принадлежит хвала».

В день жертвоприношения желательно соблюсти очередность между следующими четырьмя действиями, совершение которых наступает с полуночи: бросание камней в «джамратуль-‘акаба», жертвоприношение, сбривание или укорачивание волос на голове, а затем «обход устремления».

В последующие три дня (с момента минования солнцем зенита и до его захода) паломник бросает по семь камешков в каждый из трех столбов, начиная с «джамра сугра», затем «джамра вуста» и заканчивая «джамратуль-‘акаба».

Лучше всего, если камешки будут небольшими, величиной чуть больше горошины.

Все шесть описанных пунктов относятся богословами-шафиитами к желательным действиям, сопровождающим основополагающие положения хаджа.

Как видим из приведенных выше желательных действий, упоминаемых учеными ханафитского и шафиитского мазхабов с некоторой разницей в классификации, они являются взаимодополняющими и не противоречат друг другу.

Сафа – один из склонов горы Абу Кубейс. Расстояние между Сафой и Марвой составляет 395 метров.

Марва представляет собой один из склонов горы Ляля.

Данные столбы символизируют собой Сатану.

Под «местом Ибрахима (Авраама)» подразумевается камень, на котором стоял посланник Божий при восстановлении Каабы. На нем видны отпечатки его (Авраама) стоп.

См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 562, хадис № 3585, «хасан».

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 107.

См.: Св. Коран, 2:198, 199.