Морская победа. Гангут

Гангут - полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26-27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя Петра I (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата). В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта. Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга.

9 августа 1714 года состоялось морское сражение между шведской и российской эскадрами, в которой россияне одержали полную победу. Величие этого для России состоит еще и в том, что это первое морское сражение, которое было, выиграно используя регулярный военный флот, который так упорно создавал Петр I.

Сражение при Гангуте состоялось в период Северной войны, которую вели Швеция и Россия, на протяжении, почти 20 лет. К 1714 году Россия заняла центральную и южную части Финляндии, бывшие тогда под властью Швеции. Чтобы закрепить сухопутные победы, и полностью решить вопрос выхода к Балтийскому морю, необходимо было разгромить шведский флот, считавшийся в то время самым сильным в мире.
К 1714 году на Балтике уже был сформирован флот ничем не слабее шведского. По канонам того времени он состоял из гребного флота - галеры, и парусного, состоявшего, в основном, из фрегатов. В июне 1714 года к п-ову Гангут подошла эскадра из 99 галер, которая должна была оказать поддержку русскому гарнизону в Або. Но на его пути встал шведский флот из тридцати кораблей, половина из которых была линейными кораблями, т.е. самыми мощными по вооружению в то время. Хотя, формально, нашим флотом командовал генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевича Апраксин, но после прибытия Петра, все управление легло на его плечи. В лобовой атаке наши галеры значительно слабее линейных кораблей шведов, поэтому бессмысленно было атаковать их в лоб. Поэтому Петр применил хитрость. Он приказал построить «переволок» через полуостров. Шведский адмирал узнав об этом, отправил фрегат и несколько галер для перехвата этих судов. Еще одну часть своего флота он направил против основных сил русского флота, но узнав о переволоке, вернул их обратно, испугавшись атаки с двух фронтов. Воспользовавшись этим, основные силы русского флота миновали шведский флот и благополучно высадили десант для поддержки гарнизона Або. А вот отряд шведских кораблей, отправленный для перехвата российских кораблей переправляемый через переволок, был блокирован и полностью уничтожен. Остальной флот шведов отошел к Аладским островам.
Этот успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». «Первые плоды Российского флота. Морская победа при Аланде июля 27 дня 1714».
Пётр I, начавший эту битву контр-адмиралом, закончил ее вице-адмиралом.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03 95 № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 9 августа - День воинской славы России, день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в 1714 году.

). Перечень этих дат был установлен еще в феврале 1995 года. Так, 9 августа в нашей стране отмечается День первой в российской истории морской победы русского регулярного флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут. Морское сражение произошло здесь 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года.

Это сражение стало крупным боевым столкновением парусно-гребного флота Швеции, которым командовал вице-адмирал Густав Ватранг, с гребной флотилией под командованием Фёдора Михайловича Апраксина. Сражение произошло в акватории Балтийского моря недалеко от берегов полуострова Гангут (Ханко, Финляндия). Победа в этом морском сражении навсегда стала первой страницей в книге ярких побед русских моряков и русского оружия и была вписана в эту книгу кровью участников сражения. Сам российский император Пётр I, понимая всю значимость этой первой победы регулярного русского флота, повелел приравнять ее значение к великой Полтавской битве.


В 1714 году Великая Северная война шла уже 14-й год. Прорубить знаменитое «окно в Европу» оказалось очень трудным делом. После победы под Полтавой русская армия в течение 1710-1713 годов сумела изгнать войска шведов из Прибалтики, а к исходу зимы 1714 года российские полки сумели захватить весь юг и большую часть центральной Финляндии. Поэтому в вопросе выхода России к Балтийскому морю настала пора ставить жирную точку. При этом на протяжении всех последних лет шведы по праву считали акваторию Балтики своей вотчиной, ощущая себя в этих водах единоличными хозяевами. С этим не был согласен Пётр Великий, конечная военная цель которого была обозначена, как сокрушение казавшегося непобедимым на тот момент времени шведского флота.

В конце июня 1714 года русская гребная флотилия во главе с Фёдором Матвеевичем Апраксиным была отправлена в порт Або. Сегодня этот город и порт, расположенный на юго-западе Финляндии у впадения реки Аурайоки в Архипелаговое море (часть Балтийского моря между Ботническим и Финским заливами в пределах финских территориальных вод), носит название Турку. Город до сих пор официально является двуязычным.

Целью похода Апраксина была доставка в Або 15-тысячного десанта сухопутных войск. Десант должен был усилить русский гарнизон этого порта. В составе гребной флотилии Апраксина в Або отправились 99 кораблей, в их число входили 32 скампавеи и 67 галер. Скампавея - это военное быстроходное судно русского галерного флота XVIII века. Данные корабли использовались для перевозки войск, высадки десантов, их огневой поддержки, а также охранения и разведки при действиях в шхерах. Длина судна не превышала 30 метров, ширина - до 5,5 метров. В движение скампавея приводилась 12-18 парами весел, помимо этого на борту имелись одна-две мачты с косыми парусами. Вооружение могло состоять из 1-2 малокалиберных пушек, обычно установленных в носовой части корабля. На борт скамповея могла взять до 150 солдат для ведения абордажного боя.

В районе северо-западной части полуострова Гангут путь русской флотилии преградил шведский парусно-гребной флот, возглавляемый Густавом Ватрангом. Под началом Ватранга имелось 15 линейных кораблей, 2 бомбардирских галиота, 3 фрегата и 9 больших галер. Предвидя плачевный исход боя со шведской эскадрой, Фёдор Апраксин принял решение отступить, укрыв корабли за островками в Тверминской бухте. Примерно месяц, не имея возможности двинуться в путь, запертая флотилия Апраксина простояла в Тверминне.


Спеша на помощь своему флоту, 20 июля из Ревеля прибыл лично Пётр I, который скрывался от врагов под личиной шаутбенахта Петра Михайлова. Именно Пётр стал инициатором дерзкого плана будущей битвы со шведским флотом. Отметив географические особенности полуострова, он решил построить так называемую переволоку. Для перекатывания галер и скампавей по суше в мелководье Рилакс-фьорда был создан специальный бревенчатый настил длиной порядка двух километров. Эта хитроумная уловка позволила русскому флоту улизнуть из-под носа шведских моряков. План русских оказался настолько неожиданным и дерзким, что вице-адмирал Ватранг сначала растерялся. Он решил разделить свой флот на две части, отправив в шхеры Рилакс-фьорда флотилию гребных судов, которой командовал контр-адмирал Эреншельд. В состав отряда вошли 6 больших галер, 3 шхербота и парусно-гребной фрегат Elephant. А на место стоянки флотилии русских в Тверминне Ватранг отправил отряд вице-адмирала Лилье, состоявший из 8 линейных кораблей и двух бомбардирских галиотов.

Согласно замыслу шведского командующего его корабли должны были уничтожить флотилию Апраксина в процессе транспортировки по суше. Однако шведские моряки не спешили, поэтому русские корабли успели покинуть Тверминнскую бухту. Используя допущенную Ватрангом ошибку и благоприятные погодные условия (на море установился штиль, и парусные корабли шведского флота лишились подвижности), 26 июля 1714 года по старому стилю русские корабли, обогнув полуостров на веслах, сумели прорваться через шхеры Рилакс-фьорда. В этот момент одна из галер села на мель и была потеряна вместе с экипажем. Несмотря на это, часть шведских кораблей удалось отрезать в Рилакс-фьорде, отделив их от основной боевой группы.

Бой грянул на следующее утро. 27 июля 23 русские скампавеи, которыми командовали лично Пётр I и генерал-лейтенант А. А. Вейде, выдвинулись в сторону шведского отряда. Еще до начала сражения на флагман шведского отряда Elephant был отправлен парламентер - генерал-адъютант П. И. Ягужинский. Однако шведы отказались сложить оружие, сражения было не избежать. Сама битва длилась примерно три часа и завершилась победой русского оружия. В ходе ожесточенного абордажного боя русские моряки сумели захватить все корабли контр-адмирала Эреншельда, который будучи раненым 7 раз попал в плен.

Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа


В ходе сражения шведы потеряла 361 моряка убитыми, 350 человек было ранено, еще 580 попало в плен. Русский флот потерял 127 моряков убитыми, 341 ранеными, еще 186 моряков были взяты в плен, они находились на борту галеры, которая села на мель при прорыве через шхеры. В результате боя были захвачены все 10 судов отряда Эреншельда, включая флагман «Элефант», который и стал главным русским трофеем. Остальная часть шведского флота ушла к Аландским островам. За это сражение Пётр I, который лично участвовал в абордажной схватке, показывая русским морякам пример мужества и героизма, был произведен в вице-адмиралы.

Победа, одержанная русским флотом у полуострова Гангут, стала первой победой русского регулярного флота на море, обеспечив России свободу действий в Финском и Ботническом заливах, а также эффективную поддержку русских войск, действовавших в Финляндии. Во время этого сражения командование русского флота смогло использовать преимущества гребных судов в борьбе с линейным парусным флотом Швеции, сумело разгадать маневр противника и навязать ему свою тактику боя, грамотно реагируя на изменения обстановки и погодных условий. При этом Гангутское сражение стало одним из последних крупных морских сражений в мировой истории, победа в котором была достигнута благодаря абордажному бою.

Первые празднования этой морской победы состоялись в Петербурге уже в сентябре 1714 года. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орел, сидевший на спине у слона (аллюзия к названию захваченного шведского фрегата «Элефант»). Здесь же находилась надпись: «Русский орел мух не ловит». Сам «Элефант» никогда больше не принимал участия в боевых действиях, он вместе с другими трофеями русского флота стоял в Кронверкском проливе, который огибал Заячий остров (между современным зданием Адмиралтейства и Петропавловской крепостью). В 1719 году царь отдал приказ отремонтировать данный корабль, в 1724 году - вытащить его на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно в качестве боевого трофея. Однако к 1737 году корабль просто сгнил, и его было решено разобрать на дрова.

Картина Алексея Боголюбова

В 1735-1739 годах в Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, которая была также памятником героям битвы за Гренгам, произошедшей уже в 1720 году, но в тот же день - 27 июля, день памяти святого Пантелеймона. Спустя 200 лет, в честь юбилея этой славной морской победы по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества фасад церкви был украшен мраморными мемориальными плитами, на которых благодарные потомки увековечили имена всех участников сражений при мысе Гангут, а также острове Гренгам.

Помимо этого сражение нашло отражение и в российском искусстве. Гангутской баталии были посвящены картины Боголюбова «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года», Зубова «Гангутское сражение 27 июля 1714 года», Яхина «Гангутский бой» и гравюра Маврикия Бакуа «Гангутское сражение». В то же время на русском флоте появилась традиция называть в честь Гангутского сражения корабли. Первым имя «Гангут» получил русский парусный линейный корабль, спущенный на воду в 1719 году.

Сражение русского гребного флота у мыса Гангут в 1714 году, Эзельское морское сражение 1719 года и победа в 1720 году при Гренгаме окончательно сломили могущество Швеции на море. В результате 30 августа (10 сентября по новому стилю) 1721 года в городе Ништадте между странами был подписан мирный договор. В результате заключенного мира России были возвращены берега Балтийского моря (Пернов, Рига, Ревель, Нарва, остров Эзель и Даго и другие). Россия вошла в состав крупнейших и могущественных государств Европы и с 1721 года официально начала именоваться Российской империей. При этом именно битва у мыса Гангут стала первой в череде российских морских побед, обеспечивших стране выход к Балтике.

По материалам из открытых источников

Часть 1. Архипелагская авантюра

Почти каждый военный моряк скажет, что три белые полоски на гюйсе (воротнике) его формы – это три великие победы Российского флота: Гангут, Чесма и Синоп. И окажется не прав. Эти полоски ничего не означают, в 1822 году воротник форменки украшала всего одна полоска, и лишь в 1888-м их стало три. Почему три? Просто так красивее, да и почти во всех флотах к тому времени было именно так.

Но вот если спросить у случайных прохожих и даже у моряков: а где была Чесменская битва, и какой флот в ней участвовал? Уверен, что абсолютное большинство ответит неправильно: кто-то начнёт говорить про Чёрном море и Черноморский флот, кто-то вспомнит Ушакова, кто-то вообще пожмёт плечами… А ведь это великая и славная победа русского флота – пожалуй, самая славная во всей его трёхвековой истории.

Пролог

Ноябрь 1764 года. В порту Ливорно на севере Италии бросил якорь фрегат «Надежда Благополучия». С собой он привёз чугун, тульские пряники, самовары. Фрегат под российским торговым флагом, с наглухо скрытыми 34 орудиями, постоял с полгода, забрал груз макарон, пряностей, чего-то еще… и отправился в обратный путь. Для всего мира это непримечательное событие – ну, подумаешь, фрегат прибыл с товарами — уже вовсю ведётся торговля с Новым Светом!.. Но для Российской империи того времени это событие было совсем не обыденным. Дело в том, что русские корабли дальше Балтийского моря ещё не ходили — за исключением, разве что, корабля «Арманд», который прибыл в 1717 году в Далмацию для «начала сношения с южными славянами»… А тут боевой фрегат, возглавляемый капитаном 1-го ранга Ф.С.Плещеевым, пусть и под торговым флагом. Официально цель экспедиции — установление торговых отношений морем. Фрегат был зафрахтован паевым обществом Тульского купца Васильева; примечательно, что в составе пайщиков общества числилась сама императрица Екатерина II.

Истинной целью этой экспедиции было проведение разведки морского пути, закупки морских карт, изучение акваторий и возможных мест стоянки. Дело в том, что в то время Россия вела приготовления к войне с Османской империей, но имела только Балтийский флот: Чёрное море всё ещё оставалось в руках турок

На случай боевых действий готовился план, масштабы которого даже сегодня трудно оценить, но и тогда это была настоящая авантюрна. План разработали братья Алексей и Григорий Орловы, а его сутью было намерение «поджечь Османскую империю со всех сторон». То есть с одной стороны — наземная операция на юге Балкан, а с другой — отправка Балтийского флота вокруг Европы в Средиземное море. Далее планировалось высадить десант в Морее (так тогда назывался полуостров Пелопоннес) и поднять восстание православных народов против угнетателей-османов. Флот должен был поддержать восстание боевыми действиями с моря.

Все просто… кроме одного. Флот в то время, по выражению императрицы, был «больше похож на флот для ловли сельди», чем на боевую силу. Да и дальше Балтийского моря наши корабли не ходили.

Вот поэтому-то и отправился военный фрегат на Средиземное море. Место его стоянки – порт Ливорно — было выбрано не случайно. Во-первых, в этом городе толерантно относились ко всем иноземцам и иноверцам; во-вторых, именно в Ливорно обосновал свой штаб граф Алексей Орлов, брат фаворита Екатерины Григория Орлова. Сюда со всей Европы стекалась разведывательная информация о состоянии турецкой армии, о настроениях среди греков — в общем, всё, что нужно было для осуществления задуманной авантюры. Алексей Орлов, официально находясь в Ливорно на лечении, жил на широкую ногу: содержал свой театр, давал маскарады и балы, то есть вёл светский образ жизни того времени. Хотя министерство иностранных дел того времени во главе с графом Никитой Паниным очень ревниво относилось к расходам на «дипломатическую» деятельность члена Тайного совета графа Алексея Орлова. Что поделаешь, в России всегда была ревность между смежными министерствами и ведомствами…

По морю в Морею

И вот час «Ч» настал. Султан Мустафа III, подогреваемый французской дипломатией, объявил войну России. Повод был формальный – случайный набег казаков на селение, входившее в Османскую империю, но так или иначе в 1768 году боевые действия начались.

После достаточно бурных споров Екатерина II решила отправить десант и оружие в Грецию морем – как это и предусматривалось планом братьев Орловых. Учли опыт плавания фрегата «Надежда Благополучия» — назначенные в дальнее плавание корабли почти семь месяцев обивали войлоком и ещё одним рядом дубовых досок, «дабы черви морские из южных морей не проели корпус». Первую Архипелагскую экспедицию возглавил адмирал Спиридов. Ему были даны все полномочия, офицерам и матросам выплачено жалование за четыре месяца вперёд, и 18 июля 1769 года (здесь и далее все даты по старому стилю) флот «о семи кораблях, одного бомбардирского, одного фрегата, четырёх пинков, двух пакетботов и трёх гальетов» вышел в море.

Путешествие из Кронштадта в Морею — это, пожалуй, тема отдельной истории. Оно продолжалось более девяти месяцев — втрое дольше, чем плавание фрегата «Надежда Благополучия». Из 15 судов ровно треть не дошла даже до Англии, а у Порт-Магона (Маона в современном написании) на острове Менорка в Средиземном море из своей эскадры Спиридов увидел лишь четыре линейных корабля и четыре фрегата. Сам адмирал на своем флагманском «Евстафии» пришёл 18 ноября 1769 года первым, но потом в течение нескольких месяцев приходилось поджидать отставшие и чинившиеся суда.

За первые же два месяца плавания (и притом сравнительно тёплых месяца - от конца июля до конца сентября) Спиридов потерял сто человек умершими и около 500 тяжело больными. Только во время остановки в английском порту Гулль (Халл), то есть за три недели с небольшим, умерло еще 83 человека.

Состав экспедиции был интернациональным: к английским и датским офицерам в Копенгагене прибавилось 700 датских матросов — взамен умерших или заболевших. Из русских матросов много было бывших крестьян из глубины, никогда до поступления на службу не видевших моря.

Мы не будем здесь останавливаться на быте тогдашних моряков, в качестве примера приведём только один интересный факт. Для того, чтобы бороться с цингой, использовалось так называемое «еловое пиво» — водка, настоянная на еловом сусле (известный сегодня английский рецепт одноимённого напитка несколько отличается от нашего). Заметим, что дело происходило ещё до похода Кука, а ведь, как известно, именно там было определено, что причиной цинги является нехватка витамина С!

Андреевский флаг в Архипелаге

К весне 1770 года флот прибыл к берегам Мореи. Почти сразу же был взят стратегический порт – Наварин. На волне всеобщего ликования греки и русский десант во главе с майором графом Долгоруким брали одно поселение за другим. Казалось, партия Орловых может праздновать победу – план удается. Турки не ожидали прихода русской эскадры, считая это бреднями, и потому удар с тыла застал их врасплох… Но греки оказались ненадежными союзниками. Не готовые к настоящим боевым действиям и боясь за свои семьи, они отступили, как только на полуострове появились османские янычары. Сказалась также нехватка оружия и боеприпасов. И теперь уже завистники партии Орловых могли потирать руки…

Однако произошло ещё одно событие. Через полгода вслед за первой экспедицией была выслана вторая. Она состояла из пяти кораблей, двух фрегатов и двух транспортов с десантом. Возглавлял её шотландец на службе у российской короны – контр-адмирал Эльфинстон. В то время Британия считалась союзницей Российской империи и всячески помогала ей в борьбе с турками – ведь это вредило Франции, так как ослабляло влияние последней на Османскую империю. Эльфинстон получил от императрицы грамоту на крейсирование акватории противника, а точнее, разрешение на корсарство или, по-другому, пиратство.

Так вот Эльфинстон, преисполненный желания заработать (читай пограбить), только войдя в воды Средиземного моря и узнав, что где-то рядом стоит турецкий флот, спешно высадил десант и отправился на поиски противника. Через несколько дней он нагнал 15 вражеских кораблей и сходу бросился в бой.

В истории всегда есть место настоящим героям. Их все знают, их славят, они обычно наделены всеми положительными качествами: мужеством, отвагой, преданностью в деле служения Родине и далее по списку. Но иногда и жажда наживы вкупе с тщеславием могут являться мотивом для совершения подвига. Эльфинстон никак не соответствовал представлениям о настоящем герое и был полной противоположностью осторожному и ревностному служаке Спиридову. По словам Екатерины Великой, он «принадлежал к той категории людей, которая повинуется первому порыву и не думает о последствиях». Франт, гуляка, отчаянный и дерзкий, жаждущий славы, денег и приключений. Но, наверное, именно его безрассудный поступок (а можно сказать, и подвиг) положил начало цепочки событий, которые в итоге привели к Чесменской виктории.

Итак, Эльфинстон с отрядом из пяти кораблей бросился в бой с эскадрой, численно втрое его превышающей. И каково же было его удивление, когда противник уклонился от решающей схватки и предпочёл отойти. Точнее, наступил полный штиль, и турки отбуксировали свои корабли гребными судами подальше от отчаянных русских. Они приняли эскадру Эльфинстона за авангардный отряд Российского флота и подумали, что если 5 линейных кораблей — это лишь авангард, то каков же тогда ВЕСЬ флот!!!

Высаженный Эльфинстоном десант соединился с основными силами, но положение повстанцев и русских войск к этому моменту было уже хуже некуда. Противостоять наступлению турок на суше союзники не могли – приходилось отступать и срочно готовить эвакуацию местных жителей и десанта на корабли. Положение партии Орлова можно охарактеризовать как полный провал замыслов. И тут ещё выясняется, что выскочка-шотландец своим безумным поступком может либо погубить вверенный ему и так необходимый Спиридову флот, либо стать героем! И если последнее, то всю славу он заберёт себе. Поэтому Спиридов срочно отбывает на поиски эскадры Эльфинстона для воссоединения с ним и ведения совместных действий. Орлов с кораблем «Три Иерарха», фрегатом «Надежда Благополучия» и посыльным судном «Почтальон» ещё задерживается в Морее для эвакуации мирного населения. Но порт Наварин уже взорван и сдан османам.

Две российские эскадры воссоединяются 22 мая 1770 года. Между Свиридовым и Эльфинстоном происходит размолвка. Спиридов, основываясь на мандате, выданном Екатериной, считает себя главой всей экспедиции и требует подчинения от Эльфинстона. Однако тот, основываясь на таком же мандате императрицы, считает себя абсолютно самостоятельным в выборе действий. Так бы и спорили между собой адмиралы, если бы вскоре не прибыл генерал-аншеф граф Орлов со своим уже мандатом от Екатерины II и правом поднятия «кайзер-флага». «Кайзер-флаг» означал, что поднявший его имеет полномочия наместника императорской власти. Таким образом, главным, принимающим и отвечающим за все действия на море, стал сухопутный офицер, кавалерист граф Алексей Григорьевич Орлов. Партия Орловых получила ещё один шанс.

Одним из наиболее драматических эпизодов Северной войны, в результате которой Россия прорубила своё знаменитое «окно в Европу», явилось Гангутское морское сражение. Оно стало первой победой России над непобедимым шведским флотом. В память о нём учреждён праздник - День воинской славы России, который отмечается ежегодно 9 августа, в годовщину сражения.

Противостояние флотов двух держав

К весне 1714 года Россия овладела всем югом Финляндии и значительной частью её центральной территории. Но одних сухопутных завоеваний было недостаточно. Для выхода к необходима была победа над шведским флотом, беспрепятственно контролировавшим его акваторию. Именно эта задача и была поставлена Петром I перед командованием российской эскадры.

В июне возникла необходимость в укреплении сил гарнизона, охранявшего захваченный русскими войсками порт Абу, являвшийся важным стратегическим объектом. С этой целью к берегам Гангута была направлена флотилия из девяноста девяти гребных кораблей под командованием Ф. М. Апраксина. В её состав входили шестьдесят семь галер и тридцать две скампавеи (небольшие суда для перевозки десанта). Шведы ожидали появления в этом районе российских кораблей, и им наперехват выдвинулся весь их военный флот во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом - опытным флотоводцем, до тонкостей изучившим военное дело.

Гангутское сражение - поединок гребного и парусного флота

В отличие от российской гребной флотилии, на вооружении шведов находились в основном что создавало значительные преимущества, но в то же время ставило в зависимость от погодных условий. Среди кораблей неприятеля были три фрегата, пятнадцать два бомбардирских галиота и девять крупных галер. Таким образом, на стороне шведов был явный перевес сил, что заставило Ф. М. Апраксина отступить в Тверминнскую бухту и провести под прикрытием её островов почти месяц.

Получив известие о западне, в которую попала российская флотилия, Пётр I поспешил им на помощь. Возглавляемая им эскадра вышла из Ревеля и 20 июля подошла к Гангуту. Желая остаться инкогнито, император скрыл своё настоящее имя под псевдонимом Петра Михайлова. Здесь, перед лицом неприятеля, он показал себя как выдающийся флотоводец. Гангутское морское сражение стало триумфом русского флота благодаря составленному им дерзкому и оригинальному плану.

Тактический ход Петра I

Воспользовавшись географическими особенностями полуострова, Пётр I сумел тактически переиграть шведского вице-адмирала. Он инициировал постройку в самой узкой его части, находившейся напротив гавани, в которой была заперта флотилия Апраксина, так называемую переволоку. Она представляла собой бревенчатый настил длиной два километра, тянущийся от одного берега к другому и позволявший перетащить по нему блокированные корабли на другую сторону полуострова в залив Рилакс-фиорд. Реализация такого плана позволила бы освободить флотилию из блокады.

Получив от разведчиков эти сведения, Густав Ватранг немедленно разделил свои силы на две части и направил в акваторию Рилакс-фиорда военную флотилию, которой командовал контр-адмирал Н. Эреншельд. В его задачу входило уничтожение огнём своей артиллерии русской флотилии во время её переправки через перешеек. Вторая группа судов, которой командовал вице-адмирал Лиллье, должна была, по его замыслу, атаковать главные силы русских. Такое решение было вполне логичным, но тем не менее содержало в себе ошибку, ставшую для шведского флота роковой.

Прорыв русской эскадры

Этим разделением сил противника и воспользовался российский император. Погода в тот день - 6 августа - стояла безветренная, а штиль, как известно, лишает парусные суда их главного преимущества - маневренности. Благодаря этому подарку судьбы эскадра российских судов, которой командовал М. Х. Змаевич, начала прорыв и на вёслах обогнула шведские корабли, стоявшие с бессильно повисшими парусами. Шведы могли лишь в немой ярости взирать на ускользающего противника, так как значительная дистанция между ними и российскими кораблями не позволяла использовать артиллерию.

Вслед за первым отрядом прорвался и второй, состоявший из 15 кораблей. Совершив этот манёвр, отряд Змаевича обогнул полуостров и, к полной неожиданности шведов, окружил их корабли, ожидавшие сухопутной переправы русской флотилии. Далее Ватранг явно запаниковал. Он весьма опрометчиво отозвал отряд кораблей, блокировавших флотилию Апраксина, по-прежнему находившуюся в Тверминнской бухте. Тем самым он открыл прибрежный фарватер и дал блокированным судам возможность, соединившись с основными силами гребного флота, прорваться к авангарду флота.

Как разворачивалось Гангутское сражение

Навсегда сохранит в своих анналах свидетельства незаурядного тактического мастерства и личного мужества российских моряков. Из документов тех лет известно, что днём корабли, входившие в состав отряда Эреншельда и группировавшиеся у северного побережья полуострова, были атакованы авангардом российского флота.

Шведский вице-адмирал построил их вогнутой линией, края которой достигали островов. Это давало им определённые преимущества для использования артиллерии и помогло отбить две первые атаки. Но третья была для них роковой. Она была предпринята против флангов и тем самым не позволила противнику в полном объёме воспользоваться преимуществами своей артиллерии.

Последний абордажный бой, ставший победой

Любопытный факт: Гангутское сражение при Петре 1 явилось последним, исход которого был определён абордажным боем. Известно, что в тот день российский император сам устремился на абордаж, и, вскарабкавшись по канату на борт вражеского корабля, являл собой пример мужества и героизма. Вскоре все вражеские суда были захвачены, а те члены их экипажей, кому посчастливилось остаться в живых, взяты в плен.

Гангутское морское сражение (1714 год) завершилось захватом флагманского шведского корабля "Элефант". Кроме него, трофеями россиян стали ещё десять судов, находившихся под командованием вице-адмирала Эреншельда. Некоторым их кораблям всё же удалось вырваться и уйти к Аландским островам. В плен был взят и сам Эреншельд. Хотя в этот день счастье отвернулось от старого морского волка, он не запятнал себя позором и, будучи семь раз ранен, сдался русским морякам, лишь подчинившись неизбежности.

Факторы, послужившие российской победе

Современные исследователи называют основные факторы, из которых сложилась победоносная история Гангутского сражения. Кратко их можно обозначить как смекалку, проявленную командованием русской флотилии, блестящее тактическое мышление, позволившее использовать преимущества лёгкого гребного флота перед парусным - более мощным, но менее мобильным, и личные выдающиеся флотоводческие качества императора Петра Великого.

До сих пор у исследователей нет единого мнения о количестве атак, предпринятых русскими моряками против шведского флота. Версия, изложенная выше, основана на свидетельстве историков побеждённой стороны, и вызывает некоторые сомнения. Есть основания полагать, что в действительности атака была всего одна, а две остальных являются выдумкой шведов, желавших хоть как-то поддержать пошатнувшийся тогда престиж своего флота и показать, что победа досталась русским дорогой ценой.

Значение победы при Гангуте

Таким образом, в тот день ещё только формирующимся российским флотом было выиграно его первое морское сражение. При Гангуте Россия показала себя зарождающейся новой могучей морской державой. Это значительно подняло её престиж среди других европейских государств и позволило вести на равных переговоры с монархами ведущих стран мира. Кроме того, выигранное в 1714 г Гангутское морское сражение существенно повлияло на общий ход Северной войны.

Благодаря этой победе сухопутные российские силы получили возможность беспрепятственно действовать на побережье Финского и Ботнического заливов. И хотя до полного разгрома Швеции оставалось ещё семь лет, но после Гангутское морское сражение − первая крупная победа на море - показало всему миру необратимость процесса становления России как одной из законодательниц мировой политики.

Триумф победителей

В сентябре 1714 года победители вернулись в Санкт-Петербург. Здесь они были встречены толпами восторженных граждан и прошли торжественным маршем под сводами специально возведённой Триумфальной арки. Её венчало изображение российского орла, сидящего верхом на слоне. Слон - именно так переводится название шведского флагманского корабля «Элефант». Довершала аллегорию ироническая надпись: «Русский орёл мух не ловит».

За Гангутское морское сражение Пётр I удостоился звания вице-адмирала, что было вполне заслужено, учитывая его ведущую роль в командовании флотом и умении принимать грамотные решения в условиях сложной тактической обстановки. Награды получили и многие другие участники этой баталии.

Сразу по возвращении экипажей в столицу была отчеканена тысяча матросских медалей «За победу при Гангуте», но, по свидетельству современников, их не хватило для награждения всех отличившихся в бою, и в последующие два года это число было утроено. Специальные награды были выпущены и для офицерского состава. Россия чтила героев, благодаря которым было выиграно Гангутское сражение. Морская сила державы недаром всегда считалась важнейшей составляющей её обороноспособности.

Пленные корабли

Трофейные корабли шведов были доставлены в Санкт-Петербург. Их разместили для общего обозрения вдоль Кронверкской протоки, с севера отделяющей Петропавловскую крепость от той части берега, где сегодня расположен Артиллерийский музей. Среди них оказался и знаменитый флагман "Элефант".

Пётр I очень дорожил им как памятью о славной победе, и повелел не использовать впредь для военных действий, а, отремонтировав, вытащить на берег и сделать из него нечто вроде мемориала. Так и поступили. Когда-то грозный боевой корабль простоял на берегу вплоть до 1737 года, пока, окончательно сгнивший, не был разобран на дрова.

Церковь - мемориал славы моряков

Гангутское морское сражение унесло жизни многих российских, но ещё больше шведских моряков. Среди них погибшими числятся 361 человек и 350 получили ранения. Среди российских моряков смертью храбрых погибли 124 человека и 342 были ранены. В честь их победы, одержанной в день, когда православная церковь отмечает память святого Пантелеймона, в Санкт-Петербурге была построена церковь. На её фасаде укрепили памятные мраморные доски, где указывались морские и сухопутные соединения, принимавшие участие в сражении.

Церковь в период 1735-1739 гг. перестраивалась под руководством известного российского зодчего И. К. Коробова и дошла до нас в обновлённом виде. Многим знакомо это здание, находящееся в центре города на углу улицы Пестеля и Соляного переулка. Так было увековечено памятником архитектуры Гангутское сражение − первая морская победа России.

Морские бои за Гренгам и оборона Ханки

Та же церковь служит памятником ещё одной славной победе русского флота, одержанной в 1720 году в сражении со шведскими кораблями за остров Гренгам. Гангут стал свидетелем героизма россиян и в годы Великой Отечественной войны. К тому времени он стал называться полуостров Ханка. Навсегда вошла в историю его оборона, начавшаяся в первые дни после нападения Германии на нашу страну и продолжавшаяся 164 дня. О них напоминает расположенная напротив церкви святого Пантелеймона, на противоположной стороне улицы Пестеля.

Первая в истории России морская победа русского флота над шведской эскадрой у мыса Гангут (п-ов Ханко, Финляндия), Балтийское море, 9 августа 1714 года

Гангутское сражение между русским и шведским флотами сыграло важную роль в благоприятном для России исходе Северной войны 1700-1721 гг. К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту. В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер и вспомогательных судов с 15-тысячным войском) под командованием генерала-адмирала Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием Г.Ватранга.

Петр I применил тактический маневр. Он решил часть своих галер перебросить в шхерный район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхер бота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншельд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Петр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 6 августа (26 июля) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили маневренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора М.Х. Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путем, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 7 августа (27 июля) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнем корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Петр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался и флагманский шведский корабль. Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов в условиях шхерного района, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать маневр противника и навязать ему свою тактику. Высокие морально-боевые качества солдат, матросов и офицеров позволили русскому флоту нанести поражение численно превосходящему шведскому флоту.

Оценивая значение флота для государства, Петр I после победы при Гангуте сказал: "Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет" .