От каких пророков мухаммад призывал избавиться. Как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) относился к людям с ограниченными возможностями? Приветствовать других людей – означает распространять мир

Первый открытый призыв курайшитов к Исламу

Примерно в 615 году Пророк Мухаммад, сас, получил откровение Всевышнего, повелевавшее ему созвать всех вождей хашимитов, всю мекканскую знать, и рассказать им о Господнем вероуставе, и призвать их к Исламу. Пророк Мухаммад, думал, что он не сможет выполнить это повеление Аллаха, но, следуя откровению, решился начать открытую, публичную проповедь. Он созвал всех главных членов своего рода хашимитов, собралось около сорока человека, и, когда Пророк, сас, рассказывал о получаемых откровениях и Господних заповедях, родной дядя Пророка, свекор двух дочерей Мухаммада, Абу Лахаб, стал грубо прерывать Пророка, так что в конце концов встречу пришлось прекратить, ибо обстановка среди собравшихся накалилась до предела. Пророк говорил, что он является посланником Аллаха и призывает всех поклоняться Единому Богу. Однако проповедь не вызвала ответного чувства у собравшихся курайшитов. Абу Лахаб оборвал Пророка словами: «Только ради этого ты нас созвал?» и ушел, за ним последовали и другие вожди родов.

Когда на следующий день Пророк вновь созвал хашимитов в своем доме, и он таки завершил свою проповедь. Посланник Аллаха предупреждал хашимитов, что в Судный день ни богатство их рода, ни сила, которой они так гордятся, не спасут их перед Аллахом. С каждого человека будет спрошено за то, что не заботились они о бедняках и сиротах, не помогали нуждавшимся, но лишь копили свои богатства, поклонялись идолам, не делились с более слабыми людьми. Пророк рассказал им и о воскресении в Судный день, что вызвало еще больший протест собравшихся. Они отказывались верить в то, что сгнившие тела умерших могут вернуться к жизни и в то, что их предки восстанут из могил. В арабском мировоззрение глубоко укоренилась установка, что иной жизни после смерти не существует, но Посланник Аллаха доказывал им, что ни у кого нет такого доказательства, что это всего лишь их предположения, но нет у них знания об этом и что Аллах мощен воскресить каждого из умерших к новой жизни без труда. Пророк воззвал к ним словами Господнего откровения:

Ужель не видит человек, что Мы его из капли влаги сотворили?
Увы! Он перед Нами предстает с открытою враждой и приводит он притчи, забыв о том, Кем сотворен, и говорит: “Кто же оживит сгнившие истлевшие кости?”

Отвечай ему: “Oживит их Тот, Кто создал их в первый раз, ибо Он Сведущ в любом творении”. Он – Тот, Кто создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.

Ужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, Он - Мощен, ибо Он – Творец, Знающий. Когда Он пожелает что-либо, Его повеление лишь: “Будь!”, и оно тотчас свершается. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

(Сура «Йа-Син», 36:77-83)

В завершении своей речи Пророк Мухаммад, сас, обратился к собравшимся со словами: «Я принес вам лучшее, что может быть в этом мире. Аллах повелел мне призвать вас к вере в Него. Так кто из вас примет этот призыв и станет моим братом по вере, моим преемником?» Но ответом была тишина, никто из собравшихся не проронил ни слова, ни Абу Талиб, ни Аббас, ни Хамза, только юный Али, со слезами на глазах, встал и открыто сказал перед всеми: «О Посланник Аллаха, я буду помощником тебе в твоем деле ».

Оставшиеся же родственники, насмехаясь над Пророком, Али и Абу Талибом, покинули дом Пророка, так ничего и не приняв из его слов.

Преследование Пророка Мухаммада, сас, и первых мусульман

Так моления и проповеди в доме Аркама продолжались тайно еще в течение 3-4 лет, не вызывая особого протеста со стороны мекканской верхушки. За эти годы число последователей Пророка Мухаммада увеличилось на несколько десятков мужчин и женщин, причем все они были из молодого поколения мекканцев. Среди присоединившихся и принявших Ислам в эти самые ранние его годы следует отметить Мусаба ибн Умайра, одного их первых франтов и богатейших наследников знати Мекки, который тайно молился и исповедовал Ислам. Перешли на сторону Пророка, сас, и его племянники по материнской линии Сад абу Ваккас и Умайр абу Ваккас, племянники по отцовой линии Абу Саляма, Абдуллах ибн Джахш и его брат Убайдулах, сыновья его тети Умайи. Но главным лицом в первые годы распространения Ислама стал дядя, почти ровесник Пророка Мухаммада, Хамза ибн Абдулмуталлиб. Примечательно то, как произошел переход Хамзы, находившегося до того в стороне от Ислама, к последователям Мухаммада, сас. Однажды Пророк Мухаммад совершал в одиночестве обхождение вокруг Каабы. Вожди курайшитов в это время сидели невдалеке и обсуждали Пророка между собой. Они говорили, что прежде никогда не сталкивались с таким опасным человеком, который оскорбляет их богов, раскалывает общину и называет их образ жизни глупым. Более всего «старался» Амр ибн Хишам (более известный в истории Ислама по прозвищу, данному ему Пророком Мухаммадом, Абу Джаль – «отец глупости»). Абу Джахль стал выкрикивать в адрес Пророка, сас, унизительные оскорбления. Пророк молча сносил эти оскорбления; когда же, завершая обхождение, курайшиты все еще продолжали оскорблять его, Пророк вдруг остановился и, резко обернувшись, крикнул оскорбителям: «Вы станете меня слушать, о курайшиты. Клянусь Тем, Кто держит жизнь мою в Своей руке, иначе я навлеку на вас погибель»

Эта резкая угроза потрясла хулителей. Курайшиты стояли молча, не зная, что ответить, а Пророк спокойно покинул Каабу. Но на следующий день, когда Пророк вновь пришел к Каабе, курайшиты, оправившиеся от его слов, поджидали его. Увидев Пророка, они стали оскорблять его с новой силой, а когда Пророк совершал молитву и склонился в земном поклоне, стали кидать в него камни и таскать его за одежды. И только вмешательство Абу Бакра, со слезами на глазах взывавшего к курайшитам, говоря «неужели вы убьете человека только за то, что он говорит, что Аллах – его Господь», немного привели разбушевавшихся курайшитов в чувство, и они отпустили избитого Пророка, сас.

Чем больше становилось число людей, примкнувших к Пророку Мухаммаду, сас, тем сильнее становилось раздражение и враждебность язычников Мекки. Моления у Каабы были запрещены, так что мусульмане стали молиться тайно небольшими группами в окрестных ущельях, но и здесь на мусульман нападали и избивали. Родители многих молодых знатных мусульман запирали своих детей и сажали на цепь, чтобы не допустить их к проповедям Мухаммада.

Нетерпимое и жестокое отношение курайшитов к Пророку часто приводило к обратному результату, ибо побуждало тех, кто испытывал симпатию к Пророку, перейти на его сторону. Так было в случае с дядей Пророка, Хамзой. Как-то раз, после очередного оскорбительного демарша Абу Джахля против Пророка, Пророк прошел мимо него, даже не ответив на его оскорбления. Вечером того же дня Хамза вернулся с охоты и решил посетить Каабу. На пути ему встретилась женщина, жившая неподалеку от Мечети, она приходилась родственницей Абу Бакру и была очень преданна Пророку. Она-то и рассказала Хамзе, как Абу Джахль оскорблял и насмехался над Пророком и как достойно повел себя Пророк. Хамза по характеру был очень добрым и прямолинейным человеком, он не был мусульманином, но, услышав о том, как курайшиты обращаются с его двоюродным братом, вспыхнул от гнева и прозрел; он был очень крепок физически и слыл самым смелым из курайшитов, и все знали, что в гневе он очень суров. Услышав рассказ женщины, Хамза вне себя от ярости, полный желания отомстить за племянника, направился прямиком к Каабе, нашел там Абу Джахля, сидевшего с соплеменниками и, ударив его луком по спине, сказал: «Это ты оскорбил Пророка? Так знай, я тоже его веры, и я верую во все то, что он проповедует. И если хватит у тебя сил противостоять мне, то выйди против меня и попробуй оскорбить его теперь».

Абу Джахль был не из трусливых, да и рядом были его соплеменники, но все знали силу и нрав Хамзы, и Абу Джахль отступил, решив не связываться, и принес свои извинения Хамзе.


Переход Хамзы в Ислам потряс курайшитов. С одной стороны, они уже не могли теперь открыто нападать на Пророка, ибо боялись Хамзы, с другой стороны, этот неожиданный переход очень испугал язычников-курайшитов еще и потому, что стало ясно – Ислам становится силой, которая представляет серьезную опасность вековым устоям и традициям арабов.

Основатель ислама Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, крупней­шем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принад­лежал к племени курайш, но происходил из обедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер вскоре после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю меккан-цев отдала Мухаммада кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. Хо­тя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным до­статком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммад взял к себе самого младшего - Али. Мухаммад рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Пример­но в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые кара­ваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая проис­ходила из курайшитского рода Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммад и Ха-диджа поженились. По мусульманской исторической традиции, Хадид-жа была старше Мухаммада на 15 лет, однако сохранились свидетельст­ва, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммадом было 28 лет. У них родилось шестеро детей - 2 сына и 4 дочери, но к большо­му огорчению Мухаммада сыновья скончались в младенческом возрас­те. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом


Мухаммада, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммада. После вступления в брак Мухаммад занимался торговлей, но больших успехов на этом по­прище не достиг.

Осмысление религиозной ситуации. Мухаммад часто уединялся для благочестивых размышлений, часто вел беседы с двоюродным бра­том Хадиджы, который, возможно, придерживался христианства. Одна­ко двоюродный брат Хадиджы вряд ли был единственным источником сведений о единобожных религиях, которые были распространены в Аравии. Мухаммад не воспринял ни одно из этих учений, а стал заду­мываться о собственном месте в той сложной религиозной ситуации, которая существовала в Аравии, и о которой он не мог не иметь четкого представления. Язычество было его родной религией, но он был знаком с идеями иудаизма и христианства. Христиане и иудеи жили как в Мек­ке, так и в других районах Аравии, и не составляло большого труда по­лучить хотя бы общее представление об основных догматах этих вероу­чений. Как показывает вся последующая жизнь и проповедь Мухамма­да, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христи­анства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он по­ставил перед собой цель изменить само язычество исходя из его внут­реннего содержания сначала путем выделения одного из богов языче­ского пантеона - Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а за­тем путем замены их всех одним Аллахом.



Трудно установить, когда Мухаммад сам уверовал в свою пророче­скую миссию. Мусульманские историки считают, что первым проявле­нием пророчества у Мухаммада были сбывающиеся сновидения. По обычаям курайшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хира вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, соглас­но сведениям его биографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явился ангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммад отвечал: «Я не умею чи­тать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгу­стка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, нау­чил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96: 1-5) 1 . После того как Мухаммад прочитал это, он проснулся. Ангел ушел, а слова были слов-

Коран/Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1963.


но запечатлены в сердце. Когда Мухаммад вышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты послан­ник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он видел ангела. По возвращении домой он рассказал о своем видении встрево­женной Хадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророком этой общины» . Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру в истинность ниспосланной ему пророческой миссии. При всех возражениях и обвинениях во лжи со стороны разных лиц, окружавших Мухаммада, она неизменно под­тверждала его правоту и доказывала ничтожность его противников. Первыми слушателями и последователями Мухаммада, кроме супруги, стали Зайд ибн аль-Хариса - его вольноотпущенник, которого он усы­новил, и маленький Али, которому в ту пору было 8-9 лет. Им Мухам­мад проповедовал о необходимости помощи ближним, о всемогуществе Бога и необходимости покорности Богу, о близости Судного дня, до ко­торого надо успеть очиститься от грехов. Мухаммад обличал богачей, призывал к благотворительности и уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. Если вначале за Мухаммадом последовали Хадиджа, Зайд ибн аль-Хариса и маленький Ajih, и моления происходили в его доме, то вскоре к ним присоединились около 30 человек - выходцы из 10 мекканских родов, среди которых были и богатые, и бедные, и быв­шие рабы. С расширением круга последователей моления были перене­сены в расположенный у Каабы дом одного из представителей рода махзум. В течение нескольких лет эти собрания не привлекали внима­ния остальных мекканцев. Когда же число приверженцев Мухаммада достигло 40, он решил начать публичную проповедь, созвал курайши-тов и объявил, что является посланником Аллаха и призывает всех по­клоняться единому Богу. Хотя Аллах принадлежал к пантеону аравий­ских богов, курайшиты не поверили Мухаммаду и не пошли за ним.

Начало открытой проповеди. Начало открытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традиции сохранился рассказ о том, как несколько знатных курайшитов пригласили Мухаммада и пред­ложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, и посулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммада возмущенные курайшиты потребовали зримых доказа­тельств его пророческой миссии. Они пожелали, чтобы он покрыл Ара­вию тучными пастбищами, провел по ней реки, подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммад ответил, что чудеса только во власти Алла­ха, а он только его посланник. Обращение Мухаммада к библейским сюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее всего было вызвано его стремлением подтвердить свою посланническую мис­сию, опираясь на авторитет Священного Писания и предшествовавших


ему пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммаду не на кого было бо­льше опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающем мире не представлялся более надежным. В последующие века ни один из благо­честивых мусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «невер­ным». Коран, включавший библейские сюжеты, был воспринят в пол­ном объеме всеми правоверными как священная книга мусульман.

Основные заботы Мухаммада заключались в распространении свое­го взгляда на новую религию, в выдвижении новых ценностей, в узако­нении многих явлений общественной жизни, которые еще не пробили себе дорогу, в убеждении окружающих в своей пророческой миссии, в том, что он последний пророк.

Он убеждал, увещевал, грозил от имени Аллаха небесными карами, с необычайным терпением, иногда смирением противостоял насмеш­кам, поношениям, откровенным выражениям сомнения со стороны ок­ружающих, скептическому отношению, упорному сопротивлению его взглядам, открытой вражде, суровым гонениям. Наконец, с оружием в руках он вышел на борьбу за утверждение своих религиозных, граж­данских и политических идей. Мухаммад был незаурядной личностью, награжденной, с одной стороны, мистическим озарением, с внезапно пробудившимся поэтическим даром, что не было тогда в Аравии редко­стью. С другой стороны, он был наделен ясным и трезвым умом, поли­тическим и дипломатическим талантом, был предан своей религиозной идее, готов идти на жертвы ради нее. Однако Мухаммад не был фанати­ком, он обладал широким взглядом на жизнь, позволившим ему при­знать множество до него существовавших пророков и всех привержен­цев других единобожных религий «людьми писания» и даже на ка­ком-то этапе считать их и мусульман одной общиной. Мухаммад - жи­вой человек, способный любить, радоваться и горевать, не предающий друзей, милостивый к смирившимся противникам, беспощадный к по­литическим врагам, но готовый к политическому компромиссу, доста­точно осторожный в действиях и высказываниях.

После начала открытой проповеди среди курайшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммада не присоединились к нему. Соблюдая до определенного момента лояль­ность, курайшиты затем стали противодействовать Мухамммаду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам, когда он стал раз­венчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геенне огнен­ной за их неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моле­ния и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пеще­рах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммада, во время одной из сты­чек пролилась кровь: «...и это была первая кровь, пролитая при исла-


ме» 1 . Знатные курайшиты обратились к дяде Мухаммада Абу Талибу с просьбой, чтобы он им разрешил самим разобраться с Мухаммадом. Однако Абу Талиб на это не согласился, хотя сам он и не принял учение своего племянника, вместе с тем обещал Мухаммаду свое покровитель­ство. По словам Ибн Исхака, автора жизнеописания Мухаммада, «отно­шения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим» 2 . В со­здавшихся условиях Мухаммад был вынужден посоветовать своим при­верженцам выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курайшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухамма­да - хашимитам - бойкот, сговорились с остальными родами и подпи­сали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, все они оставили свои дома и переселились в другой район горо­да, поближе к дому Абу Талиба. Положение заблокированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. По про­шествии 2-3 лет представители разных мекканских родов, которые об­ладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гаран­тов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.

Но положение Мухаммада осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммад стал искать союзников вне Мекки. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, однако та-ифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями. При воз­вращении в Мекку он стал искать себе там покровителя, но несколько человек отказали ему в этом. На его просьбу откликнулся только глава рода науфал, который в сопровождении вооруженных мужчин своего рода объявил при всех у Каабы, что берет Мухаммада под свое покро­вительство. После этого Мухаммад стал проповедовать среди паломни­ков, посещавших Мекку, но не имел успеха.

Переселение в Ясриб. Затем он обратился к паломникам из Ясри-ба - земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Положение в Яс-рибе осложнялось и тем обстоятельством, что крупные иудейские пле-

Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Алла-ха//Хрестоматия по исламу. С. 22.

2 Там же. С. 23. 540


мена, населявшие этот город, занимали важные экономические пози­ции, и многое зависело от их отношения к происходящим событиям. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммада, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но по­степенно, с каждым паломничеством число ясрибских приверженцев Мухаммада стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. состоялась догово­ренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммада и его сподвиж­ников в их город. Мухаммад и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра (араб, переселе­ние), которая установила новые отношения между переселившими­ся- мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Яс­рибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли по­мощников - ансаров. Первоначально Мухаммад был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или про­сто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различ­ных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломати­ческих поисков было заключение договора между мухаджирами, племе­нами аус и хазрадж и иудеями Ясриба - «Медицинской конституции» {дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курайшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним и сражаются вместе с ними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей. Мухаджиры из курайшитов выполняют все свои обязательства, не перекладывая их на других, сами выкупают своих пленных, раскла­дывая виру равно между всеми. Все роды, как племени аус, так и хаз­радж, поступают таким же образом. За безродного верующего платят все верующие. Если кто-либо совершит преступление против верую­щих, «все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них». Никто из верующих не может заключить союз о покровительстве без согласия прежнего патрона покровительствуемого. Никто из верую­щих не должен помогать неверующим против верующих, «покровите­льство Аллаха - едино. Он оказывает покровительство и ничтожней­шему из них, поистине, верующие - покровители друг друга от других людей». Во время войны на пути Аллаха не может быть заключен сек­ретный мир, мир должен быть единым, равным и справедливым. Что касается иудеев, которые подписали этот договор, им были обещаны помощь и равенство: мусульмане приняли на себя обязательство не притеснять их. Если верующий убьет верующего и его вина доказана, то он подлежит кровной мести, если обязанный мстить не согласится на выкуп. Нарушителям данного договора никто не должен помогать и


предоставлять приют. Если же возникнут какие-либо сомнения и вопро­сы, то все должны обращаться «с этим к Аллаху и Мухаммаду» .

Вслед за этим договором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с веру­ющими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя» 2 . Иудеям вменя­лось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без раз­решения Мухаммада. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отде­ление их от других людей, признание себя отличными от остальных. В истории Аравии провозглашение новой надплеменной общности пред­ставляло собой очень важный момент: раз мусульмане - единая общи­на, то они должны были совместно выступать против внешних врагов и защищать своих единоверцев независимо от племенной принадлежно­сти. Преступники лишались поддержки не только своих родов, но и собственных семей, и они лично несли ответственность за свое пре­ступление, что также имело огромное значение для предотвращения бо­рьбы между родами. Однако были сохранены все прежние родовые свя­зи и обязательства, при этом обязательства одного рода не перекладыва­лись на другие на том основании, что они принадлежат к одной общине мусульман. Мухаммад на данном этапе в политическом плане не ставил себя выше местных вождей, сохранив за собой лишь роль третейского судьи и пророка.

Возвращение в Мекку. Укрепившись в Ясрибе, Мухаммад стал за­думываться об открытой борьбе против Мекки. Борьба началась с набе­гов на торговые караваны мекканцев и перешла в настоящую войну, ко­торая развивалась с переменным успехом. Историки выделяют битву при Бадре (март 624 г.), закончившуюся победой мусульман, битву при Ухуде (март 625 г.), в которой Мухаммад был ранен, а мусульмане в це­лом потерпели поражение, потеряли значительные силы, битву у рва (март 627 г.), когда уже мекканцы с союзниками подошли к Медине, но потерпели поражение. Одновременно совершались набеги на племена вне Ясриба.

В 628 г. Мухаммад решил совершить малое паломничество в Мекку, но мекканцы, испугавшись его вступления в священный город, выслали навстречу делегацию для переговоров. Договор был заключен в местеч­ке Худайбийя на западной границе Мекки. Согласно договору, между мусульманами и мекканцами устанавливалось десятилетнее перемирие, мусульмане получили разрешение на следующий год посетить Мекку в

Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии 570-633. М., 1989. С. 92-94. Ранние арабские источники «конституцию Медины» не датируют.

Там же. С. 94.


качестве паломников, имея при себе только мечи. Аравийские племена, связанные союзническими связями с Меккой, получили разрешение вступить в союз с Мухаммадом. Мекканцы получили возможность бес­препятственной торговли с Сирией. Однако этот договор потерял силу через год. Мухаммад после Худайбийского соглашения с мекканцами решил распространить влияние ислама вширь. Для этой цели были за­воеваны оазисы Хайбар и Фадак со значительным иудейским населени­ем. Были заключены союзнические договоры с некоторыми другими племенами. Кроме того, Мухаммад расширил внешние контакты. В Му-ту, недалеко от города Буера, был послан представитель мусульман для того, чтобы узнать о событиях в Сирии и Палестине, однако он был убит гассанидами. В ответ Мухаммад послал большое войско, но оно потерпело поражение. В декабре 629 г. в Мекке был нарушен договор о перемирии и ненападении, когда курайшиты напали на союзное с Ме­диной племя. Попытки противника Мухаммада, влиятельного мекканца Абу Суфьяна, восстановить действие договора не увенчались успехом.

Мухаммад решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепят­ственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусуль­мане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась ощемусульманским храмом, курайшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммад сумел примириться со своим главным противником и сохра­нил возможность распространять свое влияние на племена, посещав­шие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухам­мад назначил из курайшитов. Падение Мекки символизировало падение язычества, одна за другой прибывали в Медину делегации племен, не­которые принимали ислам безоговорочно, другие ставили условия при­нятия новой веры. Однако не все племена подчинились Мухаммаду, и язычество надолго сохранилось в Аравии.

В январе 632 г. Мухаммад совершил паломничество в Мекку, кото­рое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил пол­ностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Ме­дину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммада - создание новой, оригинальной религии. Вся его пропо­ведническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммад передавал эти слова людям.


Основные идеи проповеди. Еще в ранний период проповедниче­ской деятельности Мухаммада определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить ут­верждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший мо­нотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо дву­кратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммад предло­жил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обяза­тельствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной мило­стыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Му­хаммада, его откровения были связаны с конкретными случаями, с за­просами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммада посте­пенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, есте­ственно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкос­новенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмер­ную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммада, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значите­льное внимание Мухаммад уделял проблеме повиновения. Он призы­вал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран 4: 62(59)). Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммада важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуа­льной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничива­лось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию на­следников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кро­восмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохра­нялись, если они были заключены до ислама. При заключении браков мусульманам предписывалось отдавать предпочтение верующим нево-


льникам и невольницам перед идолопоклонниками, ибо Мухаммад ве­рующую невольницу ставит выше многобожницы, а верующего неволь­ника выше многобожника. Видимо, положение Мекки как крупного торгового центра и занятие торговлей основной массы кураишитов пре­допределило пристальное внимание Пророка к коммерческой деятель­ности. Он провозгласил моральные принципы, которых должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объя­вил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха бы­ло запрещено ростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к за­вещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.

В связи с тем что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммад неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленны­ми. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп ра­бов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное дели­ли между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.

В своих откровениях Мухаммад неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. От­пуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухам­мад этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и ча­стью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к учению Мухаммада, а с другой - способство­вали смягчению или предотвращению социальной напряженности.

У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который слу­жил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммад осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый вы­ход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ис­лама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана по­пытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все ус­тановления Мухаммада, которые он произносил как полученные от Ал­лаха откровения, легли в основу мусульманского священного зако­на - шариата.

Споры о личности Мухаммада. Оценка личности Мухаммада на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиоз-


ная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопредели­ла восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, осно­вателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. нача­лись поиски новых подходов к личности Мухаммада, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. тео­рия, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммада, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммада во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммада не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.

Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные ас­пекты деятельности Мухаммада, рассматривая их как основополагаю­щие. Немецкий историк А. Мюллер и отечественный ученый, академик В.В.Бартольд в первую очередь представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое внимание на поэ­тический дар Мухаммада, обеспечивший успех его проповеди. При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммада многие со­временные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение Мухаммадом своего предназ­начения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он яв­ляется порождением исторической эволюции и культурно-историческо­го опыта Аравии.

Призыв к Аллаху – это был путь Посланника Аллаха (мир ему) и всех его сподвижников. Сам Всевышний Создатель подтверждает это в Коране: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Сура «Йусуф», аят 108).

Более того, именно с этой миссией приходили в этот мир все пророки и посланники Аллаха и этому посвящали свои жизни их последователи. Они вели людей из мрака невежества и язычества к свету Истины и Веры. Этот призыв твердо стоит на явных, очевидных и понятных основах. Без них призыв к Аллаху не будет совершенным и не принесет пользы. Эти основы – Коран и Сунна. Призыв к Аллаху невозможен без опоры на эти основы. Кроме того, призывающий к Аллаху должен сам в первую очередь хорошо знать то, к чему он призывает, поскольку невежественный человек не подходит для высокого звания Да"и.

Всевышний Аллах говорит: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Сура «Йусуф», аят 108). Слово «убеждение», использованное в переводе смысла этого аята, означает знание. Учитывая тот факт, что, призывая людей к Исламу, придется сталкиваться с людьми, которые будут пререкаться и пытаться оспаривать истину, важно иметь в виду другую установку Всевышнего: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Сура ан-Нахль, аят 125).

Другим немаловажным условием для успешного дагвата является совершение дел, соответствующих произносимым словам. Потому что да"и должен подавать положительный пример и у людей не должно возникать диссонанса между тем, что они слышат от призывающего к Аллаху и тем, что он делает. Пророк Шуайб (мир ему), обращаясь к своему народу, говорит: «… «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах...» (Сура Худ, аят 88).

Призывая к Аллаху, очень важно следить за своим намерением. Дагват должен осуществляться от чистого сердца и искренним намерением – исключительно ради Аллаха, не для показухи, не ради репутации, положения, не преследуя никаких мирских целей. Пророки и Посланники Аллаха (мир им всем), призывая людей к истине говорили: «О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах…» (Сура Худ, аят 29), а также: «Я не прошу у вас вознаграждения за него» (Сура аль-Анам, аят 90).

Приведем примеры того, как призывали к Аллаху пророки Нух и Ибрахим (мир им всем):

Имя пророка Нуха (мир ему) упоминается в Коране 45 раз. Так, например, в суре «аль-Анкабут» Всевышний Аллах говорит: «Мы послали Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов. Они были беззаконниками, и их погубил потоп» (Сура «аль-Анкабут» 14). В суре «Нух» же говорится: «Мы отправили Нуха к его народу: «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания».Он сказал: «О мой народ! Воистину, я для вас - предостерегающий и разъясняющий увещеватель»» Сура (Сура «Нух», аят 1-2). По причине высокомерия и невежества людей, никогда призыв к Аллаху не был для пророков и посланников легким. Язычники и враги истины всегда пытались противостоять призыву к единобожию и всячески сопротивлялись.

У пророка Нуха (мир ему) очень длинная и драматичная история призыва своего народа к Аллаху. Он жил среди них несколько сотен лет и все это время отчаянно боролся с язычеством своего народа и их дурным нравом. И за все это время он смог призвать к истине лишь небольшую группу последователей. Как мы знаем из этой истории, спасти удалось лишь немногим, остальные были унесены потопом.

Пророк Ибрахим (мир ему), однажды уверовав, не отходил от истины до самой своей смерти. Именно эту свою веру он передал своим детям – Исмаилу, Исхаку, Ягкубу, а также их потомкам. Они продолжили дело своего отца и довели истину до Мусы и Исы (мир им).

Жизнь Ибрахима показывает нам, что без твердой и правильной веры ни благородные черты характера, ни высочайшая этика не значат много. Ибрагим был на пике своей юности, когда Всевышний Аллах открыл ему глаза на истину и призвал бороться с язычеством.

Однако его народ был охвачен гордостью и они стали насмехаться над ним и оскорблять его. Так всегда бывает, когда слабые и невежественные люди не имеют веских доводов для спора. В итоге, народ Ибрахима вынужден был прибегнуть к суровому наказанию, чтобы заглушить голос истины: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!»» (Сура «аль-Анбийа», аят 68).

Но Всевышний Аллах никогда не оставит без Своей помощи и милости тех, кто призывает людей к истине: «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!»» (Сура «аль-Анбийа», аят 69).

Пророк Ибрахим (мир ему) своим терпением и усердием был вознагражден. Но он также неустанно благодарил Аллаха, за что был возвышен и увековечен в истории человечества до конца дней. Лучшие люди из его потомства продолжили дело своего благочестивого предка и призывали людей к Аллаху. Таким образом, люди, призывающие к Аллаху, должны руководствоваться Кораном и Сунной, быть терпеливыми на своем пути и благодарить Аллаха за все Его блага. Только в этом случае успех их дела будет обеспечен.

Вы узнаете

Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада

Какие качества были свойственны Мухаммаду

Какой была семья Пророка

Основные понятия

Посланник Бога Пророк Иудеи Христиане

Детство и юность Мухаммада. В 570 году в Мекке родился мальчик, и дед назвал его Мухаммадом, что в переводе с арабского означает «похвальный». Кем станет этот ребенок?

Свидетельство веры в исламе имеет такой смысл: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Пророк и Посланник Аллаха».

Итак, Мухаммад явился Посланником Бога и Пророком. Но, как у всякого человека, у него были родители, он любил и был любимым, радовался и огорчался.

Его отец Абдаллах умер еще до рождения сына, а мамы Амины не стало, когда ребенку было всего шесть лет. Мухаммаду выпала горькая участь сироты, и с раннего он детства он узнал, что такое страдания и лишения, голод и горе.

Обычно курайшиты маленьких детей отдавали на воспитание в семьи бедуинов, живших в пустыне. Там малыши питались свежим верблюжьим и козьим молоком, спелыми финиками, дышали чистым воздухом, учились говорить на правильном арабском языке и быстро подрастали. А для самих бедуинов такая работа была тоже выгодна, ведь богатые мекканцы щедро платили за своих детей. Поначалу никто из бедуинов не хотел брать маленького Мухаммада, ведь у него не было отца и за его содержание могли не заплатить. И только одна женщина по имени Халима взяла малыша в свою семью. Здесь Мухаммада никто не обижал, и он прожил в этой семье пять лет.

Мусульманское предание сообщает, что уже в детстве Мухаммад отличался от всех остальных детей. Над ним склонялись ветви деревьев, а небесное облачко всегда охраняло его от жгучего солнца. Тогда же с ним произошло еще одно чудесное событие. Однажды Мухаммад играл возле бедуинской палатки с другими мальчиками. Вдруг к нему подошли двое мужчин в белом, положили его на спину, вынули сердце и удалили из него черный сгусток, а потом омыли его чистой водой из золотого сосуда ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ. Это были ангелы, которые очистили сердце Мухаммада от всего дурного. Через несколько минут он встал целый и невредимый. Напуганная случившимся Халима возвратила ребенка матери Амине. Но мама пророка вскоре скончалась, оставив мальчика в шесть лет полным сиротой.

Внука взял к себе его дед Абд-аль-Мутталиб. Он очень любил его и рассказывал много историй об арабах и других народах, о пророках, об идолах и богах, о разных религиях. Перед кончиной дед поручил заботиться о Мухаммаде одному из своих сыновей Абу Талибу. Тот относился к Мухаммаду как к родному сыну и был его покровителем всю свою жизнь.

В двенадцать лет Мухаммад вместе со своим дядей Абу Талибом отправился в первую торговую поездку. Их путь проходил через пустыни и горы, разные поселения и города. Здесь им встретился христианский монах, который сразу же узнал в Мухаммаде пророка, чье пришествие было предсказано в Писаниях иудеев и христиан. В подтверждение своих слов он указал дяде на «печать пророчества» - родимое пятно у плеча мальчика.

В ранней юности Мухаммад за небольшую плату пас овец для жителей Мекки, нанимался погонщиком верблюдов, выполнял торговые поручения купцов. Он рос, мужал, не боялся никакой работы, всегда был честен и порядочен, и за это его прозвали «верный».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, знатная женщина Хадиджа взяла его к себе на службу отвозить товары в другие города. Благодаря честности и сноровке Мухаммада Хадиджа получила большую прибыль. Новый работник был сообразительным и честным. Она сразу же полюбила молодого и красивого юношу, хотя он и был беден. Сама Хадиджа была вдовой, но была богата, умна и решительна. Мухаммад искренне полюбил Хадиджу, на всю жизнь она стала для него самой прекрасной женщиной. Она была заботливой и верной, разделяла его радости и тревоги, поддерживала в трудную минуту.

Вскоре состоялась их свадьба. У них родились четыре дочери: Зейнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима. Два их сына умерли в младенчестве, а все многочисленные потомки Пророка Мухаммада пошли от Фатимы. Отсутствие сыновей приносило Мухаммаду страдания, но он нежно любил своих дочерей и заботился о них.

Однажды в Мекке случилась страшная засуха, и многие семьи голодали. Труднее всего приходилось многодетной семье Абу Талиба. Тогда на помощь своему дяде пришел Мухаммад. Он взял одного из его сыновей семилетнего Али в свою семью и полюбил как родного сына. В это же трудное время в доме Мухаммада появился молодой юноша по имени Зайд. Его купили как раба, но Мухаммад освободил и усыновил его. Али и Зайд стали Мухаммаду сыновьями.

Вопросы и задания

Когда родился Пророк Мухаммад?

Каким был Мухаммад в молодости?

Вспоминаем имена

Посланник Божий, основатель ислама - …

Дед Мухаммада - …

Отец Мухаммада - …

Мать Мухаммада - …

Кормилица и воспитательница - …

Первая жена Мухаммада - …

Абу Талиб - …

Али и Зайд – …

Начало пророчества

Вы узнаете

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха

Как Пророк стал призывать к новой вере

Как началось распространение ислама

Основные понятия

Коран Ангел Божественные откровения Язычники

Первое откровение. Когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, он стал стремиться к уединению. Набрав с собой запасы пищи и воды, он отправлялся в пещеру недалеко от Мекки. Здесь он подолгу размышлял о жизни своих соплеменников. Ему не давало покоя то, что в мире вокруг него царили несправедливость и обман, неравенство людей. Беспокоили распущенность и порочность его соплеменников. Мухаммад искал Бога, который дал бы ему ответ на мучившие его вопросы. Он стремился найти истину.

Наконец в месяце рамадан 610 г. Мухаммад в очередной раз уединился в пещере. В один из дней перед ним предстал ангел Джибрил и сказал ему: «Читай!». Но Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел во второй раз приказал ему: «Читай!». И снова Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Ангел в третий раз повелел ему: «Читай!», и Мухаммад спросил его: «Что же читать мне?» И тогда Джибрил произнес: «Читай во имя Господа, Который сотворил все сущее. Читай, ведь твой Господь – самый великодушный…» Так говорит Коран.Это были первые слова Аллаха, посланные свыше Мухаммаду.

Когда Пророк возвращался домой из пещеры, небесный голос обратился к Нему: «О Мухаммад! Ты – посланник Аллаха». Потрясенный случившимся и весь дрожа, Мухаммад вошел в дом и рассказал Хадидже о том, что с ним произошло. Он боялся, что какие-то злые чары околдовали его и хотят погубить.

Хадиджа стала утешать его: «Не беспокойся, ты никогда не испытаешь позора. Ведь ты добр и справедлив, поддерживаешь родных, помогаешь слабым и делишься с бедными. Ты гостеприимен и всем помогаешь!» Затем они пошли к ее двоюродному брату, глубокому старцу, христианину. Он все объяснил Мухаммаду:

– Ты станешь Пророком. К тебе явился ангел Джибрил, который приходил раньше и к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, притеснять, изгонять тебя и воевать с тобой, потому что люди не любят тех, кто стремится к справедливости и истине.

Так и случилось позднее…

Первые мусульмане. Страх скоро покинул сердце Мухаммада, а божественные откровения возобновились. Так, постепенно Мухаммаду была открыта новая вера и религия - ислам. Он стал призывать к исламу своих родных и близких. Первыми мусульманами стали его жена Хадиджа, его приемные сыновья Али и Зайд, а также его друг Абу Бакр.

Но поначалу число сторонников Пророка и его новой веры было невелико. Еще 3 года Мухаммаду пришлось тайно призывать к вере в Аллаха.

– Почему же не хотели поверить Пророку люди?

Ислам отвергал веру в идолов. Богатая городская знать и вожди племен очень не хотели делиться со всеми своими богатствами и особыми правами. Они выступали против новой религии и хотели сохранить старые порядки, а люди к тому же привыкли поклоняться идолам.

Кроме того, Пророк Мухаммад не был богат и не имел сыновей, и, по мнению арабов, не мог стать вождем и встать в один ряд со знатными людьми.

Открытая проповедь в Мекке.

Наконец, пришло время открыто выступить с призывом к исламу. Созвав мекканцев на общее собрание, Мухаммад говорил о новой вере, о Всемогущем Аллахе, его милосердии, о страшном суде над грешниками, бессмертии, о том, что он является Посланником Бога и Пророком. Он призывал относиться с братской любовью друг к другу, быть сердечным и искренним, перестать враждовать, отказаться от жестокости.

Но мекканцы в большинстве своем не верили речам Пророка. Курейшиты смеялись и издевались над малочисленными мусульманами, распространяли лживые рассказы о Пророке и искажали смысл его речей. Но насмешки и враждебные поступки соплеменников не сломили волю Мухаммада. Он ходил повсюду, где собирались люди, и призывал их к вере в Аллаха. Постепенно вокруг Мухаммада сплотилась группа арабов, разделявших его взгляды. Среди них были знатные люди, и мелкие торговцы, едва сводившие концы с концами, и женщины, и рабы.

Так как мекканцы продолжали относиться к мусульманам враждебно, пришлось мусульманам перебраться в соседнюю страну Эфиопию, где правителем был христианин. Мусульмане так рассказали ему об исламе: «О Царь! Раньше мы были невежественны, поклонялись идолам, враждовали со своими соседями, сильные обижали слабых. Но пришел к нам человек – Посланник Аллаха, известной своей честностью, добродетельностью и правдивостью. Он призвал людей к поклонению Единому Аллаху. Кроме того, он велел нам быть правдивыми, поддерживать родственные связи, жить в мире и дружбе, отказаться от кровопролития. Запретил обманывать, отбирать чужое имущество. Мы поверили ему и приняли его веру, которую он принес от Аллаха».

Выслушав их, правитель Эфиопии ответил: «Ступайте и чувствуйте себя в моей стране в безопасности. Я не причиню никому из вас вреда».

Мухаммад в это время оставался в Мекке, продолжая призывать к исламу. Силы мусульман постепенно возрастали. Но в это время на Пророка обрушились новые беды. Умер его дядя и покровитель Абу Талиб, а вскоре скончалась и Хадиджа - жена, верный и преданный друг. Тот 619 год получил название года скорби.

Вопросы и задания

Почему пророчество Мухаммада не было принято мекканцами?

От каких людских пороков призывал Мухаммад избавиться?

Какими должны быть люди, их поступки, их отношения друг с другом?

Какие мучения за веру в Аллаха обрушились на Мухаммада и его сторонников?

Все Пророки, начиная от праотца человечества Адама (алейхиссалям) и кончая печатью Пророков Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), призывали людей признать одни и те религиозные воззрения. Это, прежде всего, уверовать в единственность Аллаха и не признавать, кроме Него, никакой другой силы. В Исламе это называется тавхидом . В Коране об этом говорится следующее:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ اِلاَّ نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لاَ إِلَهَ

اِلاَّ أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: «Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне».

До появления Ислама жители Аравийского полуострова верили в Аллаха, но они стали многобожниками, так как наряду с Господом стали поклоняться и другим богам. Тем самым они впали в сильное заблуждение. И объяснялось поведение арабов тем, что они подобным образом намеревались достичь близости к Аллаху, верили, что другие боги будут за них заступаться. Всемогущий Творец в Коране обращает наше внимание именно на эти обстоятельства, так как признаки многобожников и идолопоклонников были таковы:

«Если ты их спросишь: «Кто создал небеса и землю, подчинил своей власти солнце и луну?» - они непременно ответят: «Аллах». Но сколь же отвратились они [от веры в Единого Бога, после того как признали его]».

«О да! Искренняя вера [может быть] только в Аллаха. А те, которые признали других покровителей кроме Него, [утверждали]: «Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше». Аллах рассудит их в том, в чем они противоречат [друг другу]. Воистину, Аллах не наставит на прямой путь лжецов и неверных».

«Аллах сказал: «Не поклоняйтесь двум богам, ибо Он - Бог Единый. И Меня только бойтесь».

В этих аятах Господь требует от людей того, чтобы они полностью избавились от всех ошибочных воззрений и исповедовали правильную и истинную религию. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан Пророком к самым невежественным племенам Аравии, и миссия его заключалась в борьбе с неправильными представлениями. Кроме того, он должен был обучить людей истиной религии и научить правильному вероучению.

Тавхид – это произношение свидетельства веры «Ля иляха илля Аллах» (нет Бога, кроме Аллаха) и жизнь с глубоким осознанием единственности Творца. Но, прежде всего, нужно помочь людям избавиться от ошибочных воззрений. Первое, что мы говорим при произношении свидетельства веры – это «Ля», то есть отрицание, а это и есть первоначальное условие для постижения истинного тавхида. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) начал свою миссию с этого. И как только «уничтожил» всех божков, идолов и помог людям «выкинуть» их из сердец и душ, он постепенно начал «проращивать семена» «илля Аллаха».

Основа тавхида наглядно выражена в суре «Ихляс». Эта сура имеет еще название «сура Тавхида».

«Скажи: «Он – Аллах - Един; Извечен Аллах один, Ему чужды любые нужды, мы же нуждаемся лишь в Нем. Он не рождает и Сам не рожден. Неподражаем Он и не сравним (ни с чем, что наше виденье объять способно или земное знанье может охватить)»

В другой суре уже подробно разъясняется вероучение Ислама:

«Скажи: «Кто Властелин небес и Властелин земли?»
(В ответ) скажи: «Аллах!»

« Он - творец небес и земли! Как может быть у Него ребенок, если у Него не было супруги, [если] Он сотворил все сущее и сведущ обо всем сущем»?

«Это Аллах, Господь ваш. Нет Бога, кроме Него - творца всего сущего. Так поклоняйтесь же Ему, ибо Он - властитель над всем сущим».

В следующем аяте утверждается, что только Он является единственным Владыкой необъятной Вселенной.

«И, истинно, Аллах щепит (для израстания побега) и зернышко (любого злака), и косточку (от плода финиковой пальмы). Он извлекает жизнь из мертвой (плоти), из глубины живого вызывает смерть. Таков Аллах! И как же безрассудны вы, (что в стороне от Истины Его стоите)! Он рассекает (небо) утренней зарею и для покоя назначает ночь, а солнцу и луне - счет времени вести. Сие - установление Того, Кто мудр и могуч безмерно. Он - Тот, Кто звезды разместил (для ваших нужд), чтобы указывать вам путь, когда на сушу иль на море мрак (нисходит). Так разъясняем Мы знамения Свои для тех, в ком знание живет. Он - Тот, Кто из одной души взрастил вас, вас изначально поместив во чреслах мужа, потом - в сохранном чреве у его жены. Так разъясняем Мы знамения Свои для тех, кто обладает разуменьем. Он - Тот, Кто вам низводит воду с неба»

Как следует из содержания вышеизложенных аятов, Всемогущий Аллах акцентирует внимание на Своем безграничном могуществе.

Наряду с этим, не стоит забывать, что вера в Пророков, передающих людям Божественные послания, также является одним из основных положений религии, ибо вторая часть шахады (свидетельства веры) состоит из слов «Мухаммад Расулюллах» (Мухаммад – Посланник Аллаха). Еще одна важная особенность, которая неоднократно подчеркивается в Коране, – это вера в пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Но кроме этого, в различных аятах Корана сообщается и о других основах веры. Это вера в Пророков, в Божественные книги, в ангелов, вера в предопределение и вера в Конец света.

В течение двадцати трех лет Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) неустанно передавал божественные откровения и обучал людей основам веры. И самое примечательное заключается в том, что все его сподвижники без всяких сомнений доверяли ему, верили в его избранность и непогрешимость. Ведь всем известно, что очень сложно избавиться от убеждений и взглядов, привитых с детства. Тяжело избавиться от обычаев и традиций, от привычек и манер, культуры и образа жизни.

Известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) делал довольно-таки серьезные замечания некоторым сподвижникам, которые не могли сразу понять суть Ислама – учение тавхида, или же не могли расстаться с некоторыми старыми воззрениями. Примером являются отдельные эпизоды, случившиеся еще во время жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время похода на Хунайн мусульмане встретили дерево под названием «Зати анват». Язычники придавали особые качества этому дереву и считали его священным. Поэтому они всегда вешали свое оружие на ветви этого дерева. Часть из сподвижников обратились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой:

– О Посланник Аллаха! Вы не могли бы выбрать для нас дерево, чтобы и мы, как язычники, могли вешать на него свое снаряжение?

Услышав эту просьбу, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

– Субханаллах! Это очень похоже на просьбу евреев, с которой они обратились к Пророку Моисею: «Муса, ты Бога нам построй, подобного тому, которым обладают эти люди!» Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, своим поведением вы показываете, что вы все еще следуете по стопам народа, жившего очень давно.

– О Посланник Аллаха! Ты достоин того, чтобы тебе поклоняться!

Однако Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) резко одернул его:

– Ни в коем случае не вздумайте это делать!

Как рассказывает Джубайр бин Мут ’ им (радыйаллаху анху), однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий бедуин и высказал следующую просьбу:

– О Посланник Аллаха! Наш народ попал в тяжелое положение и испытывает крайнюю нужду. Погибло много людей. Пали животные. Помолись за нас Аллаху, чтобы он послал на нас дождь. Мы просим твоего заступничества перед Аллахом и просим заступничества Аллаха перед тобой!

В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возмущено воскликнул:

– Горе тебе! Ты хоть понимаешь смысл того, о чем ты просишь сейчас? Субханаллах!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так часто повторял слово «Субханаллах», что все присутствовавшие здесь сподвижники встревожились. Затем он сказал бедуину:

– Горе тебе! Запомни, никогда Аллаха не делают заступником перед обыкновенным смертным! Ибо Он превыше всего!

Слова бедуина «Мы просим заступничества Аллаха перед тобой» являются ошибочными с точки зрения исламского вероучения. Обычно шафаат (заступничество) используют в качестве средства для обретения милости Аллаха. Чтобы достичь Его милости, можно просить ради Пророков, но чтобы заслужить милость Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), ни в коем случае нельзя просить об этом Господа. Так как это в корне противоречит учению Ислама. Ни одно творение не может быть выше и могущественнее Аллаха, поэтому об использовании Бога как заступника перед кем-либо не может быть и речи. В истории человечества не известно ни одного факта, чтобы кто-либо из Пророков утверждал об этом. Они все говорили одно: «Мы обыкновенные смертные, и наша задача заключается лишь в передаче Божественных посланий». Об этом в Коране сообщается следующее:

«Не подобает человеку, которому Аллах дал Книгу, мудрость и пророчество назначил, (с призывом) к людям обращаться: «Вы поклоняйтесь мне вместо Аллаха!» Напротив! (должен он сказать): «Вы будьте преданными Аллаху. Ведь учите (других) вы этой Книге и Истину ее стараетесь постичь».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), прежде всего, старался очистить общество от различного рода заблуждений. Обеспокоенный этим, он просил Господа проклясть тех иудеев и христиан, которые сделали могилы Пророков местами для поклонений. Даже в отношении себя он просил сподвижников не переходить границы и не возвышать его чрезмерно.

Известно и другое предупреждение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которое он сделал в отношении эфиопских христиан:

«Когда у них умирал один из праведников, над его могилой они обычно возводили церковь и на стенах ее рисовали портреты святого угодника. В Судный День эти люди понесут самое тяжелое наказание».

С другой стороны, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) изменил имена некоторых сподвижников по той причине, что они напоминали языческие верования и обычаи. Например: имена Абдульузза (раб Уззы) и Абдушшамс (раб Солнца) он заменил именами Абдуллах (раб Аллаха) и Абдуррахман (раб Милосердного). Женское имя Асия (идущая против законов) заменил на имя Джамиля (красивая).

Наряду с этим, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выбросил некоторые слова, противоречащие учению Ислама, из тех заклинаний, которые использовались во времена джахилиии, и разрешил сподвижникам использовать их для излечения некоторых заболеваний. Авф бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:

– До принятия Ислама мы читали над больными специальные заклинания. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил нас:

Покажите мне эти заклинания! Если в них не содержатся еретические высказывания, то их можно использовать.

Умайр (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Как-то я прочитал перед Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) заклинание, которое обычно использовал для лечения психических больных. Он приказал мне выкинуть из текста некоторые выражения. Оставшуюся часть повелел сохранить, то есть разрешил ее использовать для лечения больных».

Рукия - лечение больных с помощью определенных заклинаний и молитв. Согласно вероучению Ислама, заклинаниями можно лечить людей, но при условии: в них не должны содержаться слова, придающие сотоварищей Аллаху и сеющие сомнения в могуществе Господа. Впоследствии некоторые аяты Корана и отдельные заклинания стали использовать от сглаза и для оберега от злых людей и духов. Как упоминается в одной из книг, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел в доме своей супруги Уммы Салямы пожелтевшую девочку и повелел окружающим:

«Эту девочку сглазили. Поэтому прочитайте над ней что-нибудь!»

В другом сообщении говорится о том, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) одобрял чтение суры «Фатиха» над больными.

Однако хотелось бы заметить, что при использовании любых методов лечения, пусть это будут лекарства, пусть чтение заклинаний, никогда не стоит забывать о том, что излечение и спасение зависит только от воли Всевышнего Аллаха. Порой мы, забывая об этом, говорим, что помогло то или иное средство, думать так является грубой ошибкой. К большому сожалению, в наши дни многие люди, оставив наставления Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), больше склоняются к тем методам лечения, которые использовались до распространения Ислама. Особенно в наши дни многие люди идут к разного рода целителям и знахарям, считая их великими волшебниками, обладающими силой излечивать любые болезни и даже приносить счастье и удачу. Но ведь многие из них являются обыкновенными шарлатанами, преследующими только корыстные цели и не брезгующие наживаться на чужом горе. Очевидно одно: воспользовавшись невежеством людей и отсутствием элементарных познаний в религиозных вопросах, эти «разбойники с большой дороги» стараются превратить светлый путь Ислама в источник наживы. Есть только одно действенное средство спасения от этой напасти - это постоянное изучение религиозных положений и предписаний, изучение основ вероучения Ислама.

Как сообщает Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), на свете есть семь смертных грехов, которые в социальном, нравственном и психологическом плане ведут общество к развалу и разочарованию, сеют вражду и ненависть. Первый из них – это придание сотоварищей Аллаху, а второй – колдовство. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

– Избегайте семи смертных грехов!

Сподвижники спросили:

– О Посланник Аллаха! А что это за грехи?

В ответ Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) изложил следующие пункты:

– Придача Аллаху сотоварищей, занятия колдовством, убийство невинного человека, занятие ростовщичеством, пользование имуществом сироты (обманом или не праву), самовольное оставление поля боя и обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии.

Как следует из этого хадиса, занятия колдовством, даже хождение к колдуну в Исламе считаются запретными действиями. И если кто-то считает, что его околдовали или же наслали порчу, вместо похода к какому-либо шарлатану пусть лучше воздает молитвы Аллаху, как можно больше раздает милостыни и совершает другие благочестивые деяния. Разумеется, если есть кто-либо из ученых людей, известный своим праведным поведением и глубокими религиозными знаниями, то можно обратиться к нему за помощью.

Также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стремился искоренить еще одну разновидность ошибочных воззрений - веру в то, что некоторые люди обладают способностью располагать сведениями о неизвестном или же ведать о будущем. Поэтому, согласно мнению ученых, верить предсказателям и вещателям, ходить к ним за помощью является одной из причин, которые вводят человека в пропасть заблуждений и даже в неверие. Как говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Если кто-либо пойдет к предсказателю или же гадалке и поверит в то, что они сказали, своим действием он покажет, что отвергает ниспосланное мне (Коран)».

Благородная супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Айша (радыйаллаху анха) рассказывала следующее:

«Некоторые люди приходили к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и спрашивали о предсказаниях гадалок. Он отвечал:

– Все, что они сообщают, является ложью!

Однако они возражали:

– О Посланник Аллаха! Но порой утверждения гадалок оказываются правдой и действительно сбываются.

На что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал:

– Сведения, которые оказываются правдивыми, джинны воруют у ангелов и передают своим друзьям-гадалкам. А они, в свою очередь, к одному правдивому слову подмешивают сто ложных (и преподносят людям).

В данном случае, как мы видим, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в первую очередь делает ударение на ложности сведений, преподносимых гадалками, но в тоже время отмечает, что они порой говорят правду. Кроме того, о воровстве некоторых сведений джиннами и демонами сообщается в Коране. Также в Коране говорится, что после распространения Ислама на планете все пути для воровства скрытых от людей знаний давно перекрыты. Всемогущий Аллах повелевает следующее:

«Поистине, Мы небеса, ближайшие к земле, покрыли украшением из звезд (для красоты), а также для охраны от всякого мятежного шайтана, чтобы к Верховному Собранию (святых) прислушиваться не могли они, и были изгнаны со всех сторон, отогнаны и преданы мучительному наказанью. Помимо тех, кто крадучись урвет что-либо, и их преследует пылающий огнем слепящий светоч (падающих звезд)».

Ученые-толкователи Корана, объясняя значение этих аятов, утверждали, что джинны и шайтаны похищали сведения с небес еще до возложения на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) миссии пророчества. Но после того как он стал Пророком, доступ к сокровенным знаниям будущего был перекрыт. Именно поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что все сведения, сообщаемые обычно гадалками и прорицателями, недостоверны и основаны на догадках и измышлениях.

В случае, который передал ибн Аббас (радыйаллаху анхума), тема, о которой идет речь, раскрыта следующим образом:

«Раньше джинны поднимались на небеса и слушали Божественные откровения. И стоило им услышать хоть одно слово, как они добавляли к нему еще девяносто девять слов. Одно слово было истинно, а остальные ложны. И когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был избран Пророком, волей Аллаха при приближении джиннов и шайтанов к небесной сфере их стали обстреливать горящие уголья. Об этом они сообщили шайтану, так как раньше джинны не встречали какие-либо препятствия. Шайтан сказал демонам:

– Это случилось не просто так. Следовательно, на земле произошло какое-то знаменательное событие!

Затем он послал на землю своих слуг, которые наткнулись на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в тот момент, когда он в Мекке между двух гор совершал намаз. Джинны сразу вернулись к Иблису и сообщили об увиденном. Он заявил:

– Именно это и есть то знаменательное событие, которое произошло на земле.

Видимо, смысл запрета на занятия колдовством и гаданием религиозными предписаниями Ислама объясняется тем, что такое священное творение, коим является человек, воспользовавшись данной ему Аллахом свободой воли, начинает заниматься никчемными и вредными занятиями. А ведь человек сам волен выбирать свою судьбу и, как следствие этого выбора, наказание или награду заслуживает собственными деяниями. Кроме того, запретом на подобные занятия преграждается путь для использования доверчивости и невежества людей в корыстных целях. То есть, этот запрет защищает права и достоинства людей, из-за собственной глупости попадающих в сети доморощенных астрологов и предсказателей, которые, если судить по их словам, могут даже менять судьбы и приносить счастье.

С другой стороны, объясняя виды религиозных заблуждений и опираясь на аят Корана «Вы в равные Ему других богов не измышляйте», наши ученые говорят, что, наряду с открытым ширком существует и скрытый ширк. При скрытом виде ширка люди поклоняются не идолам и изображениям, а считают некоторые существа равными Богу, или же наделяют кого-либо Божественными качествами и свойствами. При этом виде ширка, как бы люди не поклонялись Аллаху, в любой момент существует опасность обожествить некое существо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал своих сподвижников о такой вероятности.

Зайд бин Халид аль-Джухани (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Во время похода в Худайбию ночью пошел дождь. Утром Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам руководил утренним намазом. После окончания намаза Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), повернувшись к сподвижникам , сказал:

– Знаете ли вы, что повелел Господь?

Присутствующие ответили:

– Аллах и его Посланник знают лучше!

Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) на это сказал:

– Всевышний Аллах повелел следующее: «Из-за выпавшего дождя некоторые из Моих рабов поверили Мне, a некоторые впали в безверие. Те, кто сказал: «В эту ночь, благодаря милости Аллаха, пошел дождь», – поверили Мне. Ну а те, кто сказал: «Ввиду благоприятного расположения звезд ночью выпал дождь», – впали в куфр (безверие) так как уверовали в небесные светила. Из-за выпавшего дождя некоторые уверовали, другие стали неверными».

Как указывается в хадисах, все события, которые происходят во Вселенной, происходят по воле Аллаха. Поэтому все природные явления (дождь, снег, холод, лето, жара и т.п.) нужно считать волеизъявлением Господа. Но, к большому сожалению, стоит произойти какому-либо событию или же вдруг с кем-то случается неприятность, как люди, по своему невежеству, считают причиной совершившегося другие, бренные и земные существа. Например, порой некоторые люди говорят: «О, друг! Я должен тебе за спасение моей жизни!» или же «Если этого пожелает Аллах и ты!». Бывает, что после выздоровления иные люди говорят: «Если бы не этот доктор, то я бы давно был на том свете!» Все эти высказывания представляют собой виды ширка, и если человек поверит в это всем сердцем и возведет в ранг некой системы убеждений, то это может привести к неверию. Ибн Аббас, рассказывая о скрытом ширке, отмечал, что «этот ширк незаметнее следа муравья, который ползет глубокой ночью по черному камню».

Кроме того, иногда люди, запутавшись в различных проблемах и оказавшись в омуте жизненных испытаний, начинают привязывать лоскутки на деревья, скалы или же в местах захоронений святых праведников. Некоторые зажигают свечи или же приносят в жертву животных. Все это является видами ширка, который есть самый страшный грех.

Поклонения и благородные поступки, совершаемые с целью показухи, тоже относят к видам скрытого ширка, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) считал поклонение, совершаемое более тщательно и добросовестно, когда это видят люди, проявлением скрытого ширка.

Следующий хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) обращает внимание людей именно на это обстоятельство.

«Меня больше всего беспокоит поведение моих последователей, которые в будущем станут придавать сотоварищей Аллаху. Этим я вовсе не имею в виду, что они будут поклоняться солнцу, луне или идолам. Я опасаюсь, что правоверные станут совершать добрые деяния не ради Аллаха, а для того, чтобы привлечь к себе внимание людей».

В День Суда такие люди останутся наедине со своими деяниями и не получат никакой пользы от своих поступков. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своим сподвижникам сказал следующее:

– Больше всего я опасаюсь, что вы начнете впадать в малый ширк.

Удивленные сподвижники спросили:

– О Посланник Аллаха! А как понять «малый ширк»?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал следующий ответ:

– Малый ширк – это рия. Когда в Судный День каждому будет воздано по заслугам, тому, кто совершал рия, Аллах прикажет: «Иди к тем, ради которых ты совершал определенные поступки. Возможно, ты получишь у них награду за свои дела?».

В связи с нашей темой нам хотелось бы привести еще один хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал следующее:

«В Судный День первым, кого призовут для ответа, будет тот, кто был убит в сражении. Когда он предстанет перед Аллахом, ему напомнят данные при жизни блага, и он признает их. Аллах спросит:

– Что ты сделал с ними?

–Я сражался на Твоем пути и пал шахидом.

Аллах ответит:

–Ты лжешь. Ты сражался не ради Меня. Ты сражался, чтобы люди считали тебя храбрецом и называли им.

И по приказу Аллаха его, волоча, потащат в ад.

Одним из первых, кого в Судный День призовут к ответу, будет тот, кто учил Коран, постигал различные науки и обучал других. Аллах и ему напомнит о благах, данных при жизни, и он их признает. Затем Аллах спросит:

– Как ты использовал знания?