Духовные советы иоанна крестьянкина. Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)

Чтобы понятнее было тебе, как всякие вообще искушения посылают­ся Богом на пользу нам, прими во внимание, что скажу. Человек, по вле­чению растленного естества своего, горд, славолюбив, любит показность, крепко стоит за свои мысли и реше­ния и желает всегда быть высоко це­нимым всеми, гораздо выше, нежели он есть на самом деле.

Такое самоценение и самомнение крайне пагубно в деле духовного пре­успеяния, так что одной его тени дос­таточно, чтобы не дать человеку дос­тигнуть истинного совершенства. По­чему человеколюбивый Отец наш Небесный, премудро промышляя о всех нас, особенно же о тех, кои ис­кренно предали себя на служение Ему, искушениями, какие попускает найти на нас, поставляет нас в такое настроение, в коем легко можем из­бежать страшной опасности от этого самоценения и почти вынужденно дойти до истинного смиренного себя познания...

Невидимая брань. Гл. 25

Несправедливости от Бога никогда не приходят, но попускаются они Богом во благо тому, на кого попуска­ются. Истинно во благо!

Это не простая фраза, а настоящее дело. Но тому, на кого падают, претер­петь их надо. Вот эта надобность тер­петь и нас встретила. И извольте бла­годушно терпеть, что бы у вас там ни было.

Чем спасаться?

Забудем об исправности (своей) и взыщем Господа в смирении и по­каянии и посильном служении ближ­ним. Послужить им – выше поста и молитвы.

Как найти «золотую середину» правого пути?

Когда поймаю себя на счете до­брых дел и успехов, – увы, бывает это как-то невольно, – то укоряю себя за диавольский подвох и ложь сердца и стараюсь смириться вскоре.

А когда видишь без счету свои не­мощи и придешь от них в безнадеж­ное уныние, то с укором скажешь себе: «Слава Богу, что не на что тебе уповать, нет своего доброго, не на чем успокаиваться, все гнило и неладно; вот и уповай безраздельно на милость Божию, уповай сердечно со всем уми­лением, покаянием, смирением, как первый грешник и безответный. Чем полнее бывает такое сознание, тем мы ближе и милее Богу».

Как смотреть на свою исправность?

Нам же сказано: ни перед каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсут­ствие озорства: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное.

О внутреннем фарисействе

М ы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся фа­рисеями: хвалимся тем, что сотворила с нами благодать (не мы) по милости Божией, а не за наши заслуги. Мы созданы на дела благие, такова наша природа. Смешно гордиться, напри­мер, что у нас две руки, две ноги: тако­ва природа. И делать добро – природ­ное дело души. И если мы не творим, то тяжко грешим, нарушая природу и волю Божию.

Чего надо бояться?

Надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодоволь­ства, беспокойного настроения.

Как быть немощами?

Немощей не бойтесь, а сокрушай­тесь и, благодаря Бога, говорите: «Благо мне, что смирил мя еси».

Цена дел

Дела должны быть по силе у каждо­го, как проявление живой веры и по­каяния – и только. За недостатком времени и места может иногда даже и совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, блудницей, мытарем.

О смирении и подвиге

Монастырь наш шумен; но нече­го делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приво­дит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и бла­годарение Бога за все случающееся услаждают всякое положение и нау­чают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идет с подвигом, то есть оно доставляет почти тот же успех, каковой достав­ляется подвигом; смирение одно, само по себе, полезно; а подвиг без смире­ния не только не приносит никакого плода, – напротив того, приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение со­стоит в том, между прочим, чтобы признавать себя достойным того по­ложения, в котором мы находимся, и недостаточным (недостойным) по­ложения лучшего и высшего, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствует­ся в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечного. В наше время дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне, при умножившихся немощах, подвиг осо­бенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опыт­ного руководителя; а смирение – всегда непадательно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют к сми­рению. Таким образом во всесильной деснице премудрого Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некоторого великого отца...

Приступите кающиеся и примите оставление грехов своих. Дверь отвер­ста умоляющим. ни­кому не отказывает в прощении. Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не померк свет, пока не напал на вселенную ужас... проси, грешник, щедрот у Бога. Бог не ведет счета дол­гам твоим... Покажи Ему только пока­яние, и отымет у тебя беззакония твои.

Если будешь плакать ты, грешник, и сокрушаться о своих грехах, и с ве­рою умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он обращения твоего.

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Предлагаем Вашему вниманию ответы архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на письма своих духовных чад, в которых содержится назидательная мудрость, так необходимая и нам в наших сложных, и порой тяжелых семейных отношениях:

Дорогая А.!

На словах Вы будто бы и благодарите Господа за все, а на деле с необыкновенной легкостью отсекли бы, отстранили бы от себя боль. А что отсекать-то - обеты, данные Богу. Супруг Ваш болен, но ведь и Вы завтра можете впасть в болезнь. И тогда - прощай все обеты. То же самое и в отношении дщери. При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино - радости совместной жизни, вода (и ее боль­ше) - общие горести, беды и боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим под­твердить данный Богу обет. Вот за душу дочери Вы боретесь, а надо и за душу мужа бороться - тем более, что и сам он молится, но пока враг сильнее. А Фотиния что сделала, чтобы помочь мужу? Вот дорогая моя А.! Только терпение и несение креста заповедано нам, а мы все бежим от креста, данного Богом, и тянемся к самовольному и с ним погибаем. Умудри Вас Бог!

Дорогая о Господе Л.!

Быть с Господом - это значит исполнять волю Божию. Не без Промысла Божия стали Вы семейным человеком, матерью, супругой, теперь еще и бабушкой. Вот в этом чине и подобает Вам спасаться, неся этот нелегкий крест с помощью Божией. Монашество, о котором смущают Вас помыслы, - это для Вас нарушение Божьего благословения и, значит, мысль вражья. Ведь Вы как мать должны были воспитать своих чад по-христиански. Но раз этого Вы сделать не смогли, то хоть внучке-то бы помогли. А Вы опять только о себе печетесь. Нет Вам дороги в монастырь. Молитесь дома, терпите от своих и молитесь о всех их. Да все делайте с рассуждением, чтобы не раздражать близких и не вызвать их к восстанию на Бога и хулу на Него. Как Господь зовет: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». А Вы надумали свой крест бросить. Умудри и помоги Вам Господь!

Дорогая Е.!

Божие благословение Вам на любовь и терпение. Было время, когда и наши немощи терпеливо врачевал Господь по предстательству за нас близких, и вызревала душа незримо для нас, пока однажды не откликнулась и сама на любовь и терпение других. А у Вас-то печаль о родном человеке, о супруге. И печаль эта призвана усилить молитву. Но супругу не показывайте Ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религиозном рвении, все время чувствуйте близко рядом своего С. А М. св. прп. Серафим Саровский приложил бы ручку к устам. Родители для чад неприкосновенны - даже если они и страждут. Если есть любовь, то она даст и понимание, и сочувствие к состоянию папы. И поехать иногда за супругом надо, чтобы не было в его жизни вопиющего разделения на жизнь одинокого и семейного, и не опережайте события - к венчанию надо идти ответственно и сознательно, это Таинство, которое ко многому обязывает. А раз пока такого восприятия Таинств нет, то и идти не надо. Надо потрудиться, умолить Господа даровать веру. У св. Григория Богослова мать была верующая, а отец - язычник. Думаю, что о венчании в тот период вопрос не стоял. Но конец венчает дело. Мать воспитала детей православными, и отец окончил жизнь православным архиереем. А плотская любовь - это одна из составных частей брака - и благословляется она в Таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать брак. Богом благословлено два пути ко спасению - брак и монашество, и оба пути крестные. Ваш выбор уже сделан, и надо с любовью и желанием донести свой крест до конца. И откуда знаете, не спасете ли супруга своего, освящающегося своей верующей женой? Прочитайте 1-ое Послание к Коринф., гл. 7. Там Вам ответ.

молимся, дай Вам Бог крепости сил и деликатной мудрости, чтобы незримо для сына направлять его в сторону от вредящих ему влияний (особенно от современной музыки, расстраивающей психику у здоровых, а не только у больных). Дорогая Е., благодарю Вас за все, и простите за смелость! Молимся о семье Вашей уже давно. Познакомились с М… А М. и пора уже быть, если не центром (это место папы), но все же опорой Вам. Она уже достаточно взрослая.

Дорогая о Господе В.!

Без обращения А. к Богу кто же может ему помочь? Молитесь о нем своей материнской молитвой. Ведь, наверно, и Ваша вина есть в том, что нет в душе сына истинных понятии о жизни и ее ценностях настоящих. Вкладываю молитовку, которой ежедневно просите Господа о сыне. То, что крещеные - это, с одной стороны, и хорошо, но причащались ли дети Ваши, имеют ли понятие о Боге и Таинствах Церкви? Наверно, нет. Вот и вырастают из этого беды непоправимые. А моя молитовка о сыне только в помощь Вашей, материнской. Умудри и укрепи Вас Господь в борьбе за душу сына!

Дорогая о Господе В.!

Путь у Вас уже выбран и на Вашем попечении дочь, за которую Вы несете ответственность пред Богом. М. привлекает мир - так и быть должно, Ваша же задача - привить ей вкус к добру и научить понимать, что есть добро, а что - грех и зло. Приказом: «Шагом марш за мной спасаться», - ничего не сделаете. Да и сами-то Вы только-только почувствовали, что, кроме внешнего мира, есть еще и внутренний, который важнее внешнего. Живите дома, а если будет нужда крайняя переехать к маме, то и тогда это можно будет сделать только по общему согласию с дочерью. В церковь работать не ходите. Те искушения, которые там встречают новоначальные, Вас собьют с толку, и больше зла наделаете себе, чем добра. Просьбу о молитве за Вас с дочерью и маму выполню.

Дорогая о Господе Н.!

Просьбу о молитве выполняю. Слава Богу за благополучное разрешение и за радость о рождении сына. А впереди — труды, тревоги, и только молитва и постоянное попечение о духовном состоянии сыночка с самых первых дней его бытия в мире дарует то, о чем Вы меня просите. Воспитание сына - главное дело всей Вашей жизни. Божие благословение Вам и сыну.

Дорогая о Господе Н.!

Живи дома с родителями и начни помогать им во всем. Приглядись к ним внимательно, они ведь уже очень нуждаются в твоей дочерней ласке и тепле. Как только это поймешь и почувствуешь, так и перестанешь быть одинокой. Господь расширит твое сердечко, и тебе от этого самой будет хорошо. Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу. Господь с тобою!

Дорогой о Господе А.!

Простите, не я нарушаю ваш семейный союз. Вся ответственность за это пред Богом ложится на Вас. Если человек взял на себя обет и бремя быть главою семьи, а за три года семейной жизни не удосужился заработать на жизнь не только семьи, но и свою, то дальнейшее существование такой семьи ставит под угрозу и физическую, и духовную жизнь той, которая ее содержит. Все очень просто. Христианская идея, выражаемая лишь в словах и отрицаемая жизнью, перестает быть жизненной. Вот почему рушится семья Ваша. У меня сохранилось Ваше первое письмо ко мне, где Вы пишете, что содержать семью, искать мирскую работу - значит зачеркнуть всю Вашу жизнь, отданную Церкви. Дорогой мой, об этом Вы должны были подумать до того, как решились создать семью. Так что на деле решать вопрос, быть или не быть семье Вашей, предстоит Вам самому. А пока Вы, и только Вы, даете М. право на развод и пред людьми, и пред Богом. Я же, действительно, не могу ничем, кроме болезни, объяснить Ваше поведение в семье (о котором говорила М.), ведь иначе пришлось бы заподозрить в Вас более страшное. И я думаю, что надо очень обидеть человека, даже больше, чем обидеть, чтобы он с двумя детьми решился на жизнь без опоры в супруге. Для меня очень мало значит, как судите обо мне Вы или как судят обо мне другие люди, я и сам не сужу о себе, ибо Господь один может судить нас. Одно ценно - верность своему Господу. Умудри Вас Бог! Если Вы очень захотите сохранить семью, то это чувство подскажет Вам путь к сердцу М. А я сейчас ничем не могу помочь Вам, ибо с тем А., о котором говорила М., продолжать семейные отношения нельзя. Вы вот говорите о Церкви, но за три года Вы не начали созидать ее - свою домашнюю Церковь.

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) - священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX - начале XXI веков. Келейная книжица «Азбука христианина» - продолжение серии «Келейных книжиц» архимандрита Иоанна Крестьянкина. Отец Иоанн собирал святоотеческие наставления в течение всей жизни, записывал их и рекомендовал для регулярного чтения своим духовным чадам.

Данную «книжицу» Батюшка назвал «азбукой христианина», которая помогает окрепнуть телесно и духовно.


ЕСЛИ ТЫ ХРИСТИАНИН

1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя.

2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.

3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами.

4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.

5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета.

7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами.

8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов.

9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее.

10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.

11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни.

12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница.

13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.

15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.

16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.

17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.

18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.

19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.

20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!

21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле.

22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их.

24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.

25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).

26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.

27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.

28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян).

29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.

30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело.

31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.

32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.

33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.

34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.

35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.

36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.

37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.

38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего.

39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.

40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.

41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.

42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.

43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми.

44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям.

45. Усни с крестным знамением.

46. Ночная молитва дороже дневной.

47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него.

48. Всегда благодари Бога за все.

49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа.

50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.

51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня».

52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей.

53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.

54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.

55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг.

56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.

57. Никто не входит на небо, живя благополучно.

58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.

59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.

60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.

61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути…

ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ БАТЮШКИ ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА

1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя.
2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.
3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами.
4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.
5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.
6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета.
7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами.
8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов.
9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее.
10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.
11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни.
12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница.
13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.
14. Если не можешь петь и читать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Стой у креста и врачуйся плачем своим.
15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.
16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.
17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.
18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.
19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.
20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!
21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле.
22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.
23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их.
24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.
25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).
26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.
27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.
28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян).
29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.
30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело.
31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.
32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.
33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.
34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.
35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.
36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.
37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы. 38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего.
39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.
40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.
41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.
42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.
43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми.
44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям.
45. Усни с крестным знамением.
46. Ночная молитва дороже дневной.
47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него.
48. Всегда благодари Бога за все.
49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа.
50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.
51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня».
52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей.
53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.
54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.
55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг.
56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.
57. Никто не входит на небо, живя благополучно.
58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.
59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.
60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.
61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути....

Духовная жизнь

Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно

Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

Соблазны времени, ИНН, новые документы

70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу

Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали

Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему

Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет

Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога

Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

Скорби, болезни, старость

Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать

Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

С Креста, данного Богом, не сходят - с него снимают

То, что скорбите, - это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

В заключении у меня была истинная молитва - и это потому, что каждый день был на краю гибели

Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги

Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь - и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь

Бог, Его Промысл и спасение

Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби

Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь

Без веры все страшно и сама жизнь - не в жизнь

Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога

Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть

Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

Семья, воспитание детей, аборты, работа и учеба

Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко

По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением

Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо

За каждого - по воле матери нерожденного - младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной

К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего

Учиться ради того, чтобы время убить, - грех. Временем дорожить надо

Монашество

Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно

С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани