Одесский успенский мужской монастырь. † Свято-Ильинский мужской монастырь

Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан.А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.

Создателями Свято-Успенского монастыря в Одессе являлись митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) – фигура в своем роде выдающаяся и молдавский дворянин Александр Теутул. Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и сам, в свою очередь, будучи архипастырем, много внимания уделял образованию российских семинаристов.

Будучи митрополитом Молдо-Валахии, после того как эти земли вновь отошли к Турции, владыка почти год страдал в турецком заключении, где его убеждали перейти под юрисдикцию Константинополя, не довольствуясь тем, что он назначен из Санкт-Петербурга, а не по воле султана. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы несколько лет прожить дольше, считаю за грех», - говорил владыка. Только российская дипломатия и личное требование Екатерины II вынудило Порту освободить Гавриила. Александр был другом владыки Гавриила. Однажды он открыл владыке свою мечту – построить на высоком берегу маяк и церковь.

Поводом для быстрого оформления пожертвования послужил трагический случай – греческий корабль, шедший в Одессу, принял костер, разожженный Теутулом и его приятелями во время увеселительной прогулки, за огни портового маяка и разбился о прибрежный утес. Теутул с гостями бросился спасать моряков, но в живых остались немногие. Благочестивый хозяин очень страдал от сознания своей вины; щедро одарив спасшихся моряков, он поспешил принести свое поместье в дар церкви.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г.,
был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен.

В 1853 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери.

Возрождение монастыря произошло в 1944 году. В 1946 году открывается Одесская духовная семинария, в которой с 1954 по 1958 году учился митрополит Киевский и вся Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был и митрополит Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 года.

С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. С тех пор обитель именуют Патриаршей. В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная семинария.

Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.
На тихом, маленьком монастырском кладбище пустует одна могилка, покрытая мраморной плитой с надписью: "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский." Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря.

Кроме раки с мощами преподобного Кукши, в соборе находятся и другие святыни монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в Одессу с Афона, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, который является небесным покровителем Одесской Духовной семинарии.

Кто он был, этот чудный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки...

В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям - старчество. В 1960-переведен в Одессу.Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины в 1964 году. Народ Божий шел на его могилу, которая была расположена на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.

Благодаря пожертвованиям одесситов, в 1998 году за Успенским храмом, слева от монастырского кладбища, заложен новый собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". В верхнем храме освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и расчитан на 3 000 молящихся. Ширина - 25 метров, длина - 50 метров. Уже сегодня новый собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу.

В обители есть старец- архимандрит Иона Одесский, и даже сущестует сайт, ему посвященный.
http://www.oiona.ru/
Рано утром страждущие ждут старца у его кельи.

На майские праздники посетила Одесские места поломничества. Здесь, в частности,пойдет речь об Успенском мужском монастыре - семинарии.


Со времен Крещения Руси, в 988 году на земле появились монастыри. Возникли они и в Причерноморье. В первой четверти XIX века на юге России появляется Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. История его возникновения связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони).


В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому митрополиту Гавриилу. При основании Одессы, в 1794 г.Гавриил положил первый камень «новому граду» и основанию первых церквей в Одессе.

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана.


История щедрого пожертвования части земли Теутула в церковную вотчину трагична: однажды, гуляя, дворянин развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли.


Александр Теутул был очень опечален происшедшим и во искупление, одарил оставшихся в живых моряков и в 1814 году пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.


В XIX столетии Одесса стала крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей.

В 1837 году монастырю принадлежало уже 173 гектаров земли. К 1910 году угодья монастыря состояли почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.


Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. В том же 1922 году монастырь был закрыт.


В 1944 году началось возрождение монастыря.В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель.


С 1853 году епископ стал именоваться Одесским, а в 1961 году в Свято-Успенский монастырь на Большом Фонтане была переведена духовная семинария. В СССР было 3 духовных семинарий (Питер,Одесса,москва). Сейчас больше, но они остаются ведущими среди учебных заведений подобного типа.


Например, Одесская – непревзойденная догматическая школа (Догматами принято называть наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии. Человек, не признающий хотя бы один догмат какой-либо конфессии, не может считаться её последователем.)

В 1964 г. в Одесском монастыре скончался бывший афонский монах, известный во всей стране святой старец схиигумен Кукша (Величко). Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру и за чудеса и исцеления, которые происходили на его могиле, находящейся на монастырском кладбище.


Сейчас в этом монастыре живут около 60 монахов, несчитая трудников и работниц на кухни.


На территории монастыря располагаются: Никольский храм, Братский храм,семинарские ворпуса. Есть нижний храм им. Кукши, где покояться его мощи и кладбище.На могилке Кукши люди берут землю,как часть святыни.


В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.


Сейчас с территории монастыря, находящегося на высоком черноморском берегу, нельзя спуститься к морю.


За его забором узкая прибрежная полоска – уже частная собственность.


На ней идет строительство частных пансионатов на сваях прямо у самой воды. Скоро закроют дыру в заборе, через которую мы спустились к побережью.
Сентябрь

5 – свщмч. Павла Одесского
8 — Владимирской иконы Божией Матери

мчч. Адриана и Наталии
храм на Французском бульваре
12 – св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
17 – прпмч. Парфения, игумена Кизилташского
21 – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь с. Александровка
храмы в честь Рождества
29 – прп. Кукши Одесского
30 – мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
часовня в Свято-Успенском мужском монастыре

Октябрь

4 – свт. Димитрия Ростовского

8 — прп. Сергия Радонежского

12 – свщмч. Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского
14 – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии


26 — Иверской иконы Божией Матери

Ноябрь

4 — Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
6 – иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
храм на ул. Белинского
10 — cвт. Димитрия Ростовского
храм на втором христианском кладбище
12 — прпмч. Владимира Черкасского
21 – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь г. Одесса
храмы в честь Архангела Михаила
22 – свщмч. Парфения, епископа Ананьевского
23 – свщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского

Декабрь

2 – прпмч. Геннадия Одесского
мч. Леонида
4 – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
храмы в честь Введения
6 — св. блгв. кн. Александра Невского
храм на ул. Пироговской
10 – иконы Божией Матери «Знамение»
Свято-Андреевское подворье
11 – свщмч. Серафима, митрополита Петроградского
13 – ап. Андрея Первозванного
Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
19 – святителя и чудотворца Николая

храмы в честь святителя
24 — прп. Кукши Одесского
25 – свт. Спиридона Тримифунтского, чудотворца
храм на ул. Ак. Королёва

Январь

15 – прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском монастыре
23 – свщмч. Анатолия, митрополита Одесского
25 – мц. Татианы храм в г. Одессе(5 ст. Б. Фонтана)
иконы Божией Матери «Млекопитательница» находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре

Февраль

5 – мч. Агафангела придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
День тезоименитства Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского.
7 – свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского
храм на ул. Старопортофранковской
12 – собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого
придел в нижнем храме Свято-Успенского кафедрального собора
Собор новомучеников и исповедников Российских –
храм Одесской Духовной Семинарии на ул. Семинарской
свщмч. Дионисия, епископа Измаильского
15 – Сретение Господне
храмы в честь Сретения Господня
25 – Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
свт. Алексия, митрополита Московского
День тезоименитства Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Март

15 – иконы Божией Матери «Державная»
придел в Свято-Пантелеимоновском Одесском мужском монастыре
22 – праведного Феодосия Балтского
27 – свщмч. Никодима, архиепископа Костромского и Галичского
30 – прп. Алексия, человека Божия
храм на Алексеевской площади

Апрель

7 – Благовещение Пресвятой Богородицы
храм на ул. Мечникова, 132
8 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского
23 – свщмч. Григория V, патриарха Константинопольского
Суббота 5-я Великого поста – Похвала Пресвятой Богородицы
левый придел в Свято-Успенском кафедральном соборе
Вход Господень в Иерусалим
храм ул. Кустанайская
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Теплодар
Вторник Светлой седмицы – Иверской иконы Божией Матери
Свято-Иверский Одесский мужской монастырь
Среда Светлой седмицы – Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
Пятница Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Май

6 – вмч. Георгия Победоносца
придел в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
храм на 411-й батарее
15 – блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба

18 – вмц. Ирины
нижний храм в пгт. Авангард
22 – свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца
нижний храм Свято-Успенского кафедрального собора
храмы в честь святителя
24 – Мефодия и Кирилла, учителей словенских
храмы в честь святых
26 – прпмч. Владимира Черкасского
30 – праведного Ионы Одесского
Свято-Успенский Кафедральный собор
Вознесение Господне
храмы в честь Вознесения

Июнь

1 – свщмч. Онуфрия, архиепископа Курского и Обоянского
свщмч. Антония, епископа Белгородского
3 – Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
Равноапп. царя Константина и матери его Елены
Свято-Константино-Елененский монастырь г. Измаил
7 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
День Святой Троицы
Свято-Троицкий собор г. Одессы
храмы в честь Св. Троицы
15 – великомученика Иоанна Нового Сочавского
24 – иконы Божией Матери «Достойно есть»
храм на Алексеевской пл.
29 – свщмч. Гермогена, епископа Тобольского
Неделя 3-я по Пятидесятнице – собор Одесских святых

Июль

1 — праведного Ионы Одесского
6 — Владимирской иконы Божией Матери
храм пр-т Добровольского, 110
9 – Тихвинской иконы Божией Матери
храм в Андреевском подворье
12 – славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Касперовской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
храмы в честь святых апостолов
15 – положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

18 – свт. Иннокентия, архиепископа Одесского
прп. Сергия Радонежского
домовой храм Патриаршей ризиденции в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
21 – Казанской иконы Божией Матери
храм на Пересыпи
22 – прп. Гавриила Афонского
Свято-Ильинский мужской монастырь
23 – положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве
частица ризы находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
26 – Собор Архангела Гавриила
собор на проспекте Добровольского,110

Август

1 — прп. Серафима Саровского Чудотворца
храм в Свято-Иверском мужском монастыре
2 – пророка Илии
Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь
4 – мироносицы равноап. Марии Магдалины
храм на 9-й ст. Б. Фонтана
5- Почаевской иконы Божией Матери
Свято-Успенский кафедральный собор
6 — мчч. блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба
надвратный храм в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре
9 – вмч. и целителя Пантелеимона
Свято-Пантелеимоновский Одесский мужской монастырь
свщмч. Амвросия, епископа Сарапульского и Елабужского
13 – мч. Иоанна
19 – Преображение Господне
Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор
Храмы в честь Преображения
28 – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Свято-Успенский Одесский мужской монастырь
Свято-Успенский кафедральный собор

Самый известный теперь православный монастырь Одессы, причем у самого Чёрного моря. Здесь находится Одесская семинария, одна из трёх, существовавших в советское время. Некоторые монастыри в этом городе, довольно-таки, странно располагаются в какой-то глуши, между гаражей и обычных дворов. Подъезжаешь к месту через пыльную улицу одноэтажных домиков, тут раз, и красота! Именно так и с Успенским монастырём. По сути, монастырь обрёл своё благолепие только в последние годы, т.к. печальные события начала прошлого века не обошли стороной и его.

Фото-экскурсия по монастырю.
Близость к морю даёт о себе знать, на территории монастыря растут кактусы, небольшие пальмочки, много цветов и прочей зелени. Территория делится на три части, как я понял из увиденного: первая часть – общедоступная для посетителей и туристов, вторая часть – парковая, для паломников и гостей, третья часть – прибрежная.

Семь лет назад на месте святых ворот началось строительство 53-метровой колокольни с надвратным храмом святых Бориса и Глеба. Главный пятитонный колокол звонницы отлит на Донецком металлургическом заводе. На колокольне установлено 15 колоколов, которые приводят в действие три звонаря. Сейчас на звоннице установили похожий на пульт специальный станок с рычагами-клавишами и педалями, что существенно облегчило звонарский труд.

Справа от входа колокольни гостиница для паломников.

На входе изображе фрески множества святых.

История возникновения монастыря связана с трагическим случаем, происшедшим в начале XIX в. Однажды вечером в имении богатого молдавского помещика Александра Теутула на краю склона, над самым берегом моря разожгли костёр. Небольшое греческое судно, следовавшее в Одессу, приняв отблески огня за свет маяка, сбилось с курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, человек набожный, тяжело переживая трагедию, в 1813 г. решил передать свое фонтанское имение (два участка по 25 десятин) Церкви. У него было большое желание построить здесь церковь и маяк. Сейчас монастырь находится на Маячном переулке.

В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1834 году на пожертвованные средства одесской купчихи Дарьи Харламбу был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне - Успенский).

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы государством. В 1922 году Успенский монастырь заняли обновленцы.

После 1936 года взорвали главную святыню монастыря - храм в честь Успения Божией Матери.Во время фашистской оккупации в 1942 году румынские оккупационные власти позволили открыть один из храмов монастыря, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника.

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР.

Одесская Духовная семинария.

100 лет назад монастырю принадлежало 390 гектаров земли, сейчас только 6. Периодически поднимается вопрос о том, чтобы земли монастыря сократить еще, в пользу коммерческих строений. Теперь еще добавилась идеологическая составляющая.

Павлин ненастоящий.

Если бы не горшки с цветами, то можно было бы представить миниатюру монастыря реальным обьектом.

"Отлит и пожертвован компанией «Решице» на предприятии в Одессе в честь славного царствования короля Румынии Михая I, румынского главы государства маршала Иона Антонеску и губернатора Транснистрии Георгия Алексяну с благословения митрополита Виссариона в 1943 году, вес 295 кг"

Успенский храм. Единственное уцелевшее капитальное строение после большевиков.

Зеленая арка.

Некрополь. С 1960 года в монастыре подвизался бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых, ныне известный как Кукша Одесский. Мощи его находятся в одном из храмов. В некрополе монастыря среди прочих, погребён ряд иерархов РПЦ и иных поместных церквей, в частности митрополит Пражский Иоанн (Кухтин), митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк), большинство правящих одесских архиереев XIX - начала XX веков.

Святой Георгий Победоносец.

Трапезная монастыря.

Рядом виднеется Никольский храм.

Какие-то красивые красные цветы в кадках.

Строится новый храм. На втором плане тоже новый храм - Живоносный источник.

Внутри большого храма очень красиво.

Роспись в алтаре.

храм построен в стиле русских соборов XVI века, рассчитан на 3 000 молящихся.

Вифлеемская звезда и икона Рождества Христова.

Монастырская пасека.

Беседка с бассейном.

Распятие.

История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.

С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».

В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.

24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.