Виды и типы современной семьи. Какие бывают семьи и традиции в семье? Типология семьи по составу

Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.

Типология семьи по семейному стажу:

1.Молодая семья . Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж.

Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие

Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью.

2.Семья среднего супружеского возраста . Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

3.Пожилая семья . Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

Типология семьи по количеству детей:

    Бездетная или инфертильная семья . Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

    Малодетная семья . Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

    Многодетная семья . Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

    семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

    семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

    семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

    семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

Типология семьи по составу:

1. Неполная семья . Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2.«Материнская семья» (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака . Выделяют три вида таких семей:

    женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

    мужчина с детьми женится на женщине без детей;

    оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи:

    Семьи безработных граждан . К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

    Семьи беженцев . Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

    Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

Типология семьи по видам отношений между супругами:

1.Семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.

2.Семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств.

3.Семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве.

4.В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.

Типология по стилям семейных взаимоотношений:

    Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза.

    Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания.

    Семья с попустительским стилем взаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полномотказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза:

Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:

    Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.

    В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.

    Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.

    Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.

    Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.

    Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.

    Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства.

    Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Типы семей можно рассматривать под разными ракурсами в курсе обществознания. Постоянные изменения в рамках истории оказали влияние на структуру и взаимоотношения в малых группах.

Семья основывается на браке или кровных узах и объединяется бытом и взаимными правами и обязанностями.

Виды семей и их характеристика

Рассмотрим основные классификации малых групп, существующее сегодня. Каждая семья представляет собой комбинацию разных характеристик и является достаточно сложным социальным институтом.

Взаимоотношения между супругами, а также родителями и детьми, изучают несколько наук и первые среди них — психология и социология.

По семейному стажу

Семейный стаж определяется сроком нахождения в союзе:

  1. Молодая семья – первые несколько лет в браке, для них характерна первичная адаптация, как материально-бытовая, так и психологическая.
  2. Среднего возраста – супруги уже свыклись друг с другом, чаще всего они занимаются воспитанием детей, то есть передают свои убеждения и взгляды потомкам.
  3. Пожилая – как правило, супруги уже выходят на пенсию и живут либо самостоятельно, либо со взрослыми детьми.

Ключевым признаком для определения типа является количество лет, которые супруги живут совместно.

По количеству детей

В зависимости от того, сколько несовершеннолетних членов семьи совместно проживает с родителями, можно выделить такие категории:

  • бездетные — не имеющие рождённых и усыновлённых малышей;
  • малодетные — в составе один или два малыша;
  • многодетные — по общему правилу, такой считается группа, где одновременно проживают трое и более детей.

Социология изучает статистику и определяет тенденции.

По составу

Ключевым изменением в составе современной семьи является уменьшение его размеров. Количество разводов увеличилось, и все чаще отец одновременно воспитывает нескольких детей от разных женщин.

Основными видами семьи по составу являются:

  1. Полная, традиционная — есть оба родителя и минимум один ребёнок.
  2. Неполная — с малышом проживает только один родитель, второй либо отсутствует вовсе, либо в воспитании участвует частично, но не находится постоянно рядом.
  3. Материнская – одна из разновидностей неполной, где детей воспитывают матери-одиночки.
  4. Смешанная или повторная – ситуация, при которой человек, имеющий детей, вступает во второй брак.

Социальная особенность неполных семей заключается в том, что они наименее интегрированы и матрилокальны.

По качеству жизни

Уровень жизни тоже оказывает влияние на типологию семей.

Как правило, выделяют группы по классовому признаку, но есть и специально выделенные категории. В частности к ним относятся:

  • безработные — где оба родителя, трудоспособные граждане, не имеют постоянной занятости и стабильного дохода;
  • беженцы — малые группы, приехавшие из другой страны и не имеющие социальных связей в новой местности, в большинстве случаев также и дохода, и постоянного места жительства;
  • с ребёнком инвалидом — особая категория, так как в основном это полноценные члены социума, но один из родителей постоянно осуществляет уход за несовершеннолетним.

Гомогенная семья часто имеет низкое качество жизни.

По типу семейной власти

Взаимоотношения в семье оказывают решающее влияние на детей и их восприятие мира. Именно на малую группу возложены такие функции, как воспитательная, досуговая, духовно-эмоциональная и первичной социализации.

К основным стилям семейных взаимоотношений относятся:

  1. Патриархат — когда главенствующая роль принадлежит мужчинам, они принимают ключевые решения, руководят судьбами противоположного пола. Характерно для исламских стран, но распространено повсеместно.
  2. Матриархат — аналогично патриархату, но тут ключевую роль выполняют женщины.
  3. Попустительский - фактически отсутствуют связи между членами семьи, характерно безразличие друг ко другу и отчуждение.
  4. Авторитарный — бесцеремонный диктат со стороны одного или нескольких лиц, распространена жестокость, агрессия по отношению к слабым членам группы.
  5. Демократический или эгалитарный — истинное равноправие, взаимное уважение и сотрудничество между всеми.

Стоит отметить: партнерская семья – лучший вариант, так как в такой малой группе все обязанности разделены и у каждого есть своя зона ответственности.

По виду отношений между супругами

Отношения между мужем и женой критически важны, так как дети, как правило, перенимают модели своих родителей и их коммуникацию переносят на свои семьи.

К основным способам общения и взаимодействия относят:

  • сотрудничество – взаимопонимание, согласие;
  • паритет – союз на основе выгоды и равенства;
  • состязание – цель добиться лучшего для семьи посредством дружеского соревнования;
  • конкуренция – стремятся достичь исключительно своих целей.

Стиль общения бикарьерной семьи может быть состязание и конкуренция.

По типу гармонии

Гармония в семье имеет не меньшее значение, чем вышеуказанные характеристики, так как от нее зависят и взаимоотношения, и взаимодействие.

Условно семьи можно подразделить на:

  • гармоничные – есть возможности роста для всех членов семьи;
  • дисгармоничные – нет возможности реализации, и все просто играют роли.

Дисгармонии также бывают разными, например, «спокойная семья», где супруги не удовлетворены и живут скучной жизнью, или наоборот «вулканическая», где часты склоки и скандалы.

Альтернативные формы брака

Наиболее распространенной формой брачных отношений в современном мире является союз одного мужчины и одной женщины, то есть моногамная семья.

Однако, существуют и иные формы:

  1. Групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин – характерен для первобытного общества.
  2. Полигамный – один человек имеет несколько супругов. Подразделяется на полигинию (один мужчина и две и более женщин) и полиандрию (наоборот). Распространено в Азии и странах Океании.
  3. Экзогамный и эндогамный или патрилокальный – в первом случае есть запрет на брак внутри рода, а во втором наоборот вне своей общины.

Стоит также отметить, такие формы брака, как священный, династический, неравный и ряд других.

Типология российских семей очень многогранна. Для того, чтобы создать для себя представление о той или иной малой группе, следует внимательно изучить методы и принципы коммуникации.

В первую очередь оценке подвергается общение между супругами, затем их взаимодействие с детьми.

Уточняя, какая семья в современных западных странах наиболее распространена, отметим, что речь идет о моногамных демократических союзах, притом эта категория не детоцентрическая (родители живут только ради детей), а нуклеарная (полная семья с детьми).

Сегодня также распространенной моделью является двухпоколенная (дети и родители принадлежат к двум поколениям), полноценная, неолокальная (живущая отдельно от взрослых родителей) семья.

Всем крепкого здоровьица, особенно в такую непогоду, как у нас в городе 🙂 Сегодня мы обрисуем такую тему как виды семей в обществознании. Акцент будет сделан на примеры общественной жизни и их характеристике, чтобы Вы понимали, как строить аргументацию в части 2 теста ЕГЭ по обществознанию.

Определение

Итак, определение семьи мы берем не из Семейного кодекса РФ (там его попросту нет), а из социальной сферы. Это малая социальная группа, основанная на биологических, материальных, нравственных (духовных) связях.

Если посмотреть историю ее появления, то первые семьи возникли примерно 25 тысяч лет назад. Почему люди стали объединяться в такие кровно-родственные группы? Причина проста. Раньше было сложнее выживать: не было же магазинов, где можно было прикупить кабанину, или говядину.

Приходилось идти в лес и искать кабанину в лесу. Понятно, что вместе охотиться и выживать проще: если для мужчин охота будет неудачной, женщины хоть съедобные ягоды наберут, или мелких зверей.

Между прочим изначально господствовал групповой брак — то есть семейные отношения никак не регулировались. Постепенно это приводило к конфликтам. Ну представьте, лежите вы в пещере, к вам врывается ваша вторая жена и требует ещё порции мяса….

Или вы застали ее с другим более удачливым охотником…. Понятно, что такое положение вещей приводило к конфликтам. Но инстинкт выживания был сильнее. Поэтому наиболее опытные охотники и старейшины племени вводили некоторые ограничения на число брачных партнеров.

Виды

Это происходило ещё и потому что еды могло не хватать на всех новых родившихся членов племени. Из-за угрозы голода такие меры по ограничению также были весьма необходимы. В итоге образовывались полигамные семьи, которые классифицируются по составу. В ней число брачных партнеров больше двух.

Полигиния — это многоженство. И полиандрическая — такая, при которой у женщины было больше одного мужа — многомужество. Возможно, в древнейшие времена число партнеров в брачных отношений было ограничено 3 или 4. У многих языческих племен таким образом весьма длительное время сохранялось многожёнство.

Например, Владимир Первый — русский князь, до принятия христианства оставался язычником и многоженцем. Тем не менее вид семей по типу брака не являются единственным. В древности также была распространена большая патриархальная семья — при главенстве отца семейства. Наличие матриархата в современной науке подвергается серьезным сомнения. Почему? Потому что при прочих равных условиях кто добудет больше мяса в лесу: мужчина или женщина? Думаю, это вопрос риторический.

С появлением единобожных (монотеизма) религий, кроме ислама, возникает новый вид семьи по численности партнеров — моногамная. Как раз в России с принятием христианства подавляющая масса населения вплоть до первой четверти 20 века была организована в форме большой патриархальной моногамной родственной группы.

Понятно, что в них и культивировались основные ценности российского общества: трудолюбие, уважение к старшим, заботливость о младших, гостеприимство и прочие.

С модернизацией всех сторон жизни появляется нуклеарная семья, в которой есть только родители и дети, в противовес большой патриархальной. И сегодня этот вид родственных групп («папа, мама, я») всё больше эволюционирует в сторону неполной, состоящей из детей и одного родителя.

Причины такой трансформации весьма разнообразны: равенство в права между мужчинами и женщинами убеждает их в том, что можно и одному (одной) воспитывать детей. Ранние браки также способствуют такой эволюции.

По критерию типу взаимоотношений в семье различают следующие.

Партнерская семья - при которой в ней взаимные обязанности супругов четко НЕ разделены и господствует равноправие. Они наиболее часто встречаются в США. Отец здесь вполне может сидеть с детьми, а мать зарабатывает деньги. Затем они могут поменяться местами. То есть господствует полное равноправие супругов в этом виде семей.

При этом интересы родителей и детей четко разграничены. Родители обязаны выполнять свои обязанности. Именно поэтому для нашего зрителя кажется непонятным кадры из голливудских фильмов, когда жена говорит мужу: «Майк! Ты же обещал сходить с сыном на футбольный матч! В чем дело?».


Вкупе с этим нам не очень понятно, что такого. Мы ведь обычно обещаем и забываем свои обещания. У нас даже такая поговорка есть: «Обещанного три года ждут». А США обещание всё же означает больше чем просто слово — оно равносильно сделке. Именно поэтому любовь как атрибут семьи не важный элемент: здесь брак это договор двух людей, желающих по самым разным причинам проживать вместе.

Традиционная семья — обязанности внутри ее четко разделены между членами. Отец глава, — потому что он главный добытчик и в силу традиции — патриархальности. Мать здесь воспитывает детей и следит за домашним очагом.


Старшие сыновья — помогают отцу, дочери — матери. Такой вид данной социальной группы господствует в России: муж обычно играет роль добытчика, жена — пытается найти работу, пока ещё не обременена ребенком. Когда ребенок рождается, родители его отдают на воспитание бабушкам и дедушкам, так как денег на нянек у среднестатистической российской семьи просто нет.

Иногда выделяют ещё феминистский вид семьи (или демократическая) — при котором главную роль играет женщина и, по совместительству, мать. Мать больше всех зарабатывает (или тратит:)), при этом муж во всем подчиняется жене. Они распространены в Европе, США. В России я примеров не встречал, хотя исключать нельзя.

Таким образом, мы видим, что виды семей бывают самые разнообразные. Главное — запомнить критерий их выделения и вы увидите, как просто их запоминать и приводить примеры.