Технические изобретения первой мировой войны. Колючая проволока и проволочные заграждения

Она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением различных механических волочильных станков, т. е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Заграждения из колючей проволоки упоминаются как элемент периметра германских фортов уже в конце XIX века. Ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860–1875 годов. В войнах конца XIX - начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в Русско-японскую войну 1904–1905 годов.

«Звездным часом» колючей проволоки явилась Первая мировая война, когда после короткого периода маневренной войны фронты зарылись в землю и началась долгая изнурительная позиционная война. Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов доходил до 120–150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Пехота беспомощно топталась перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой мировой часто снабжались тремя-шестью специальными шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник - бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Танк своим появлением на свет обязан в том числе и колючей проволоке. Его основное назначение видели в прокладывании коридора для пехоты в проволочных заборах. Компоновка (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко поднята вверх) первого в мире английского танка Мк-1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Пулеметы предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовались ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока представляет собой стальную не оцинкованную или оцинкованную проволоку овального или квадратного сечения, вписывающуюся в диаметр около 3–4 мм, на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга. Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30–40 см. Виды колючей проволоки: однопрядная овального сечения; однопрядная круглого сечения; двухпрядная круглого сечения.


Установка проволочного заграждения


Существует множество вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника.

Но во всех случаях при их использовании и применении следует учитывать, что само по себе заграждение не может остановить противника и заставить его отказаться от движения на этом участке. Заграждение может лишь задержать противника, сорвать заданный темп наступления, спутать его боевые порядки, заставить противника перед заграждением свертываться в колонну, а после прохождения зоны заграждения вновь развертываться в боевой порядок, заставить расходовать время, силы и средства, предназначенные для решения иных задач, создать благоприятные условия для уничтожения пехоты противника огнем артиллерии и стрелкового оружия, затруднить действия разведчиков противника.

Следовательно, заграждение должно быть:

1) по возможности замаскировано, хотя бы в той степени, чтобы создавать у противника впечатление, что заграждение менее серьезно, чем это есть на самом деле;

2) полностью простреливаться огнем стрелкового оружия, пулеметов, противопехотных гранатометов; прикрываться огнем минометов и пушек;

3) размещено на местности так, чтобы его дальний край находился в пределах действительного огня стрелкового оружия, а ближний край на дальности, превышающей дальность броска ручной гранаты (с тем, чтобы солдаты противника, находящиеся в зоне заграждений, не имели бы возможности забрасывать траншеи гранатами, а собственные гранаты не повреждали бы заграждение).

Применялись следующие заграждения из колючей проволоки:

Проволочный забор. Собственно противопехотным заграждением такой забор с тремя нитями проволоки назвать трудно. Он может задержать противника секунд на 20–30. Такой забор применяется там, где у солдат нет желания его преодолевать, т. е. против собственных войск (ограждение минных полей, запретных и опасных зон, охраняемых часовыми объектов и т. п.). Он нужен особенно ночью и в условиях плохой видимости.



Проволочный забор «в три проволоки»


Усиленный проволочный забор. Отличается от простого забора тем, что имеет не три, а четыре горизонтальных ряда проволоки. Кроме того, каждый кол имеет растяжки. Такой забор задерживает солдат на 1–5 мин.



Усиленный проволочный забор


3-рядная проволочная сеть на высоких кольях. Состоит из трех рядов простого проволочного забора. Расстояние между рядами 1,5 метра, т. е. общая глубина заграждения 3 метра. Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой так же, как и между кольями в ряду. Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Преодоление без использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т. п.) невозможно. Задержка у заграждения, даже при наличии инструментов и приспособлений, составляет от 8 до 20 минут.



Трехрядная проволочная сеть на высоких кольях


Проволочная спираль. Также известна под названием «Спираль Бруно». Общая высота заграждения получается 1–1,2 м и в глубину 3,2–3,6 м. Этот вид заграждения часто более предпочтителен, нежели проволочный забор.



Проволочная «спираль Бруно»


Во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ сокращается более чем в два с половиной раза;

во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется;

в-третьих, можно сокращать число кольев и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев;

в-четвертых, заграждение достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте;

в-пятых, после снегопада заграждение можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).

Недостатком заграждения является то, что при перекусывании одной пряди спираль легко раздвинуть и обеспечить проход солдат с любым вооружением (т. е. для проделывания прохода в трехрядном заграждении достаточно перекусить проволоку всего в трех местах).

Иногда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух. В этом случае высота заграждения увеличивается до 2 метров.


Двухъярусная «Спираль Бруно»


Проволочная сеть на низких кольях. На армейском жаргоне этот вид заграждения именуется «спотыкач». Представляет собой 4–6 рядов кольев высотой 25–30 см с прикрепленной к верхушкам кольев колючей проволокой. Проволока между кольями протягивается в две-три нити и не натягивается, а висит свободно, причем одна или две нити протягиваются так, что образуют петли. Общая глубина заграждения составляет от 4,5 м и более. Основное предназначение «спотыкача» состоит в замедлении движения пехоты противника с одновременным лишением солдат противника возможности наблюдения за полем боя и ведения прицельного огня.



Проволочная сеть на низких кольях


Переносной проволочный еж. Ведет свое происхождение от рогаток, известных еще с XIII–XIV веков. Разница лишь в том, что между концами кольев натянута колючая проволока. Они соединяются между собой колючей проволокой, образуя единое заграждение. Основное предназначение - быстрое закрытие проходов между другими заграждениями, проходов в заграждениях; восстановление заграждений, поврежденных вследствие воздействий противника (обстрелы, траление), закрытие прорех. Ежи, соединенные между собой, представляют собой серьезное противопехотное заграждение, не уступающее проволочной спирали или трехрядной сети на высоких кольях.


Переносной проволочный еж «спотыкач»


Переносная проволочная рогатка. Это вариант известной с XIII–XIV веков рогатки, но на рога кольев натянута колючая проволока, аналогично забору из колючей проволоки. Общая длина рогатки 3 м, высота около 1,2 м. Предназначена для быстрого закрытия проходов в заграждениях, промежутков между заграждениями, проходов между естественными препятствиями. Особенно удобно применение рогаток при устройстве противопехотных заграждений в населенных пунктах (перекрытие улиц, подступов к опорным пунктам и т. п.).



Переносная проволочная рогатка


Решетки-барьеры Нищенского . Русским войскам 5-й армии приказом от 10 мая 1915 года были рекомендованы к применению поднимающиеся решетки и объявлена благодарность их автору штабс-капитану Нищенскому. Решетки - рамы, сколоченные из жердей и обтянутые сеткой из колючей проволоки, устанавливались перед огневыми позициями и обычно находились в горизонтальном положении. Когда противник, переходя в атаку, приближался к ним, они поднимались из траншей канатами.

«Цель решетки, - говорится в приказе, - 1) задержать противника неожиданно для него в последний, самый решительный момент атаки, то есть тогда, когда неприятель приблизится к линии огня на расстояние штыкового удара и когда он меньше всего ожидает встретить какое-либо препятствие, 2) устранить существующую ныне зависимость обороняющегося от своих же искусственных препятствий (рогаток, ежей), которые стесняют свободу действий в случае перехода обороняющегося в атаку».



Решетка-барьер Нищенского


Решетка Ощевского. Применялась для закрытия подступов к капонирам и рвам в крепостях (например, в крепости Осовец). Эта решетка была капитальным сооружением, жестко крепилась на месте. Сама же решетка была весьма полезным изобретением, поскольку разведанное, благодаря своей заметности проволочное заграждение уже не в достаточной мере выполняло свое назначение, так как перед вражеской атакой значительно повреждалось целенаправленным огнем артиллерии противника. Более того, зная расположение проволочных заграждений, противник мог заблаговременно предусмотреть пути обхода и порядок преодоления заграждений, огневое прикрытие пехоты во время их преодоления. Саперы противника под покровом темноты могли проделать проходы в проволоке, и тогда она вовсе не выполняла своей роли. Огневое прикрытие, конечно же, было, но далеко не всегда оно давало желаемый эффект, а минирование заграждений пребывало в зачаточном состоянии. Да и при наступлении преодоление проволочных заграждений у подготовленного противника, да еще и под прикрытием огневого вала, занимало считаные минуты!

Поднимаемая решетка была малозаметна, а значит, применение ее приводило к резкому снижению темпа атаки, перед препятствием противник вынужден был остановиться и, скучившись, представлял отличную цель для огня обороняющихся.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.



Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.


Баррикада .


Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».


Мобильный щит пехотинца (Франция).


Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год


США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.


Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.


Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.


«Черепашки-нинзя» из Японии.


Бронещит для санитаров



Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.


Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом.

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938


Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета - пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.


Ну совсем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“


Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.


А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.


Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).


Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) - бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.



А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?


Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные - от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.


К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии - гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.


В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.


Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.


30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.


В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем - корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.


Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.


У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Сто лет назад, когда началась Первая мировая война, большинство европейцев предсказывало быстрое ее окончание. Однако, спустя несколько месяцев, стало ясно, что их оптимизм не имеет под собой оснований. По мере распространения боевых действий, технические изобретения приобретали все большую актуальность.

В конце концов, Первая мировая война стала известна в определенных кругах как «война изобретателей». Надо отметить, что многие изобретения, связанные с Первой мировой войной: подводные лодки, торпеды, бомбардировочная авиация, были задуманы намного раньше. Однако, именно война дала толчок к их реализации. В нашей статье мы расскажем о четырех таких технологиях, которые и сегодня играют не последнюю роль в нашем мире.

Ультразвуковой гидролокатор (сонар)

В довоенные годы подводные лодки использовались, в основном, для береговой обороны. Германия изменила ситуацию и стала использовать свои подводные лодки в наступательных целях. Это изменение в военной стратегии вынудило союзников, во-первых,использовать подводные лодки для наступления, и во-вторых, разработать контрмеры для защиты доставки грузов через Атлантику.

Работа Реджинальда Фессендена оказалась решающей. После того как в 1912 году в результате столкновения с айсбергом затонул Титаник, канадский ученый стал проводить подводные акустические эксперименты в поисках способа защиты кораблей от подводных препятствий. Это привело его к изобретению электромеханического осциллятора, устройства, передающего звук сквозь воду при заданной частоте, а затем принимающего отраженный звук от любого вида объектов.

Сначала он разработал технологию в качестве средства общения с дружественными подводными лодками, а затем как сигнальное устройство, которое может стать частью навигации и предупреждать корабли о мелководье, рифах и прочих опасностях. В октябре 1914 года британский флот приобрел комплекты подводных осцилляторов в качестве сигнальных устройств, а в ноябре 1915 года оборудовал ими все свои подводные лодки.

Французский физик Поль Ланжевен разработал электронную версию устройства Фассендена, что позволило улучшить обнаружение движущихся объектов. Она включала в себя кварцевый передатчик и приемник, который значительно улучшил диапазон и четкость сигнала. В феврале 1918 года он достиг дальности передачи 8км и четкого эха от подводной лодки.

Осцилляторы Фассендена продолжали использоваться и в конце Второй мировой войны для обнаружения таких стационарных объектов, как мины. И Фассенден, и Ланжевен заложили основы устройства, которое сейчас называется .

Супергетеродинный приемник: лучшая настройка радио

Технология существовала еще до войны, но два военных изобретателя смогли значительно ее улучшить. В 1917 и 1918 годах, соответственно, французский офицер Люсьен Леви и американский офицер Эдвин Армстронг, независимо друг от друга, придумали устройство, известное как супергетеродинный приемник — способ настройки радиостанции для получения отдаленных сигналов. Приемник накладывал одну радиоволну на другую, значительно усиливал и фильтровал полученные промежуточные частоты, которые затем демодулировал для генерации звукового сигнала, который, в свою очередь, выводил на громкоговоритель или наушники.

Изначально Леви искал способ засекретить радиопередачи. Он работал на Эйфелевой башне, которую французские военные использовали для радиоэкспериментов, когда началась война. У Леви возникла идея, что сверхзвуковые волны могут быть наложены на радио частоты несущей волны, которая сама могла быть смодулирована акустической волной. Он доработал свою идею, создав сверхзвуковую волну в приемнике,а затем принял сигнал от местного осциллятора.

Армстронг был капитаном войск связи армии США и был отправлен во Францию в 1917 году для работы у союзников в области радиосвязи. К тому времени он был уже известным в мире радиосвязи со своим изобретением регенеративной цепи обратной связи, устройства, которое значительно усиливало сигнал и за которое он получил свою первую медаль в Институте радиоинженеров.

В Париже в начале 1918 года он стал свидетелем бомбардировки немецкой армией. Он решил, что точность зенитных орудий можно улучшить, если бы существовал способ обнаружения коротких электрических волн, излучаемых системами зажигания авиационных двигателей. Это и привело его к изобретению супергетеродинного приемника.

После войны взаимные претензии Армстронга и Леви на гетеродинный приемник не помешали его широкому использованию и помогли трансформировать радио в чрезвычайно популярный потребительский продукт.

Связь воздух-земля: радиотелефония взмывает в небо

Еще в 1910 году учены показали беспроводную передачу данных между воздушными судами и землей. Пилоты выстукивали азбуку Морзе на передатчике, расположенном между коленями. Однако, возник ряд проблем. Шум двигателя, как правило, заглушал любые полученные сообщения, да и пилоты были слишком заняты, чтобы передавать сообщения.

Стала очевидной необходимость создания голосового радио в беспроводной связи. Но передача голосовых сигналов требует более высоких частот, чем Азбука Морзе, и радиостанции и их источники питания были слишком большими и тяжелыми, чтобы вписаться в авиацию того времени.

Инженерам по обе стороны конфликта удалось внести улучшения. В 1916 году французы успешно испытали голосовую связь воздух-земля во время битвы при Вердене. На борту немецких самолетов передатчики стали привычным средством в 1916 году, а к концу года появились и приемники.

Аналоговые калькуляторы управления огнем

При увеличении ряда крупнокалиберных орудий, целиться из них стало намного сложнее. Во время морских сражений у берегов Чили и в Северном море артиллерийский обстрел велся с расстояния от 13000 до 15000 метров. Для того, чтобы поразить корабль с такого расстояния, необходимы точные расчеты курса судна и его скорость, а также скорость и направление ветра, что, в свою очередь, было использовано для определения высоты и направления орудий, а также влияния ветра на полет снаряда и коррекции движения корабля, ведущего стрельбу.

В 1912 году Британский Королевский Флот впервые использовал систему, в которой все орудия на корабле были направлены из одного положения (обычно, это самая высокая часть корабля). Офицеры, отвечающие за управление огнем, использовали Т-образный оптический дальномер, содержащий призмы, чтобы установить расстояние, азимут и изменение азимута к цели посредством триангуляции. Офицер затем передавал эту информацию по телефону матросам в Центр Управления в глубине корабля. Они, в свою очередь, с помощью рукояток и рычагов вводили информацию в крупные механические калькуляторы (некоторые размером с три-четыре рефрежератора), которые использовали эти постоянно меняющиеся данные для стрельбы из орудий. Орудия затем стреляли орудийными залпами с разными траекториями, тем самым увеличивая шансы попадания в цель.

В ходе войны, военно-морские силы союзников и Антанты добились значительных улучшений в разработке этих калькуляторов для управления огнем. Не прекращаются научные дебаты о том, у какого флота были самые передовые системы. Драйерские Таблицы Британского флота лучше всего задокументировали эти устройства, в то время как немецкий крейсер SMS Derfflinger был широко известен за точность стрельбы на море. Derfflinger был затоплен в Скапа-Флоу в 1919 году, и то, что известно о его системах управления огнем, было сказано его артиллерийскими офицерами в интервью союзникам.

Количество наземной артиллерии также увеличилось во время Первой мировой войны. К концу войны, например, немцы обстреливали Париж массивными орудиями, установленными на железнодорожные вагоны. Орудие, известное как Парижская пушка или Труба короля Вильгельма, имело диапазон стрельбы до 130 км. И хотя оно не имело большой точности, оно могло поразить что-то размером в целый город, и эффект был, прежде всего, психологическим.

Аналоговые механические калькуляторы, используемые для попадания в цель артиллерийскими орудиями, непосредственно привели к появлению ЭВМ. На самом деле, одна из самых известных ранних ЭВМ, ENIAC выполняла по сути те же задачи во Второй мировой войне, что и аналоговые калькуляторы для управления огнем во времена Первой мировой войны.


Боевой солдат-трансформер, превращающийся в танк

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал — сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета — пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание — Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) — бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от -14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии — гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем — корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого — видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом — ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея - использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Связь.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого — только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение — четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

Войны приносят человечеству горе и разрушения - этот очевидный факт оспорить невозможно. Однако, нужно быть справедливым и признать, что именно в ходе войн появилось немало замечательных изобретений, которыми пользуется теперь весь мир. Что поделать - человечество склонно с большей охотой создавать комфортные условия для убийств, чем для мирной жизни, и нам остается лишь адаптировать военные разработки, приспосабливая их под повседневные нужды.

Вконтакте

Однокласники

Первая мировая война навсегда останется в истории как один из наиболее масштабных и кровопролитных военных конфликтов. В ходе боев на территории Европы были испытаны сотни видов нового вооружения, некоторое из которого, в модернизированном виде, успешно применяются и сегодня. Но кроме боевых газов, субмарин, пулеметов и бомбардировщиков, война дала людям и немало разработок, без которых современная жизнь просто немыслима.

Переливание крови

В 1917 году в медицине произошел настоящий переворот — в военных госпиталях впервые было применено переливание крови. Незадолго до этого было открыто деление крови на несовместимые группы, разработаны технологии хранения материала в холодильниках и обнаружено свойство цитрата натрия препятствовать свертыванию.


Завершившаяся в 1902 году англо-бурская война стала последней, в которой санитарные потери превысили боевые. Переливание спасло жизни 92% раненных в британской армии.

Пластическая хирургия

Первые операции по пересадке кожи пациентам на лицо с других частей тела, были выполнены хирургом Гарольдом Гиллесом из Новой Зеландии. Врач работал в одном из британских госпиталей в тылу, возвращая изуродованным ранениями фронтовикам некое подобие их прежнего вида.


Чтобы выполнять операции максимально эффективно, Гиллес консультировался со скульпторами. После завершения боевых действий хирург издал книгу «Пластическая хирургия лица» и открыл первую в мире клинику, где оказывалась действенная помощь пациентам с травмами и ожогами, уродующими внешность.

Протезы из алюминия

Первые протезы конечностей из легкого, прочного и стойкого к неблагоприятным факторам алюминия, были массово изготовлены именно во время Первой мировой. В 1912 году такой протез сконструировал для своего брата-пилота, потерявшего ногу в авиакатастрофе, британский инженер Чарльз Дезуттер.

Во время войны эта разработка пришлась кстати — протезы из металла хоть и обходились на порядок дороже деревянных, но зато были прочнее и служили гораздо дольше. Многие солдаты и офицеры смогли вернуться к нормальной жизни и даже работать, используя эти приспособления.

Искусственный загар

Война — это не только раненные и убитые на фронтах и при обстрелах населенных пунктов. Боевые действия ломают уклад жизни гражданского населения, заставляя их бросать родные дома и испытывать голод. Больше всего в этом случае страдают дети, не получающие должного питания. В 1916 году, в Берлине, доктор Карл Гульдчински впервые облучил детей из семей беженцев кварцевыми лампами, чтобы предотвратить развитие рахита.


Когда выяснилось, что искусственный загар укрепляет кости, кварцевание стали использовать в Германии повсеместно. После войны этот способ профилактики распространился по всему миру и успешно используется по сей день.

Голубые халаты хирургов

Появлению голубых операционных халатов и костюмов мы обязаны французскому врачу Рене Леришу. Фронтовой хирург предложил выделить хирургическую форму цветом от обычной медицинской, чтобы подчеркнуть повышенные требования к ее стерильности.


Различие по цвету позволило легко различать при стирке и обработке простые халаты персонала и рабочую одежду хирургов. Идея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала стандартом во всем мире.

Прокладки и вата

До Первой мировой перевязочный материал был крайне примитивен. Для наложения на раны использовали высушенный сфагнум — болотный мох, обладающий бактерицидными свойствами. Гораздо реже применялась мягкая ткань, разделенная на отдельные волокна.


Хлопковая вата появилась в медицинской практике в 1914 году. Этот материал запатентовала компания Kimberly-Clark, занимавшаяся поставками медикаментов армиям стран Антанты. Медицинский персонал женского пола очень скоро начал использовать вату для своих нужд, а после войны эта практика распространилась по всему миру.

Падение спроса на вату после окончания Первой мировой и очевидный интерес к продукту со стороны дам, привел к тому, что Kimberly-Clark пустила огромные неизрасходованные военные запасы ваты на изготовление прокладок. В 1920 году в продаже появилась продукция бренда Cotex.

Стиль «милитари»

Многие столетия военные одевались ярко и вызывающе. Необходимость маскироваться привела к появлению формы цвета «хаки» еще во время англо-бурской войны, а на полях Первой мировой новая неприметная форма стала общепризнанной.


Кстати, слово «хаки», в переводе с хинди, означает «пыльный». Стиль «милитари» вошел в моду после завершения войны — на руках у солдат и офицеров оказалось огромное количество обмундирования, а обычная гражданская одежда в разрушенной войной Европе стала дефицитом.

Кожаные куртки

Куртки из кожи шили с незапамятных времен, но массовая мода на них появилась лишь в годы войны. В кожаных вещах не заводились вши, а кроме этого, она не продувалась и не промокала. Кожаной одеждой массово снабжались летчики, моряки и кавалерия, а после Первой мировой красоту и практичность этих вещей оценили во всем мире.


Попавшие в Советскую Россию с фронтов кожаные куртки, плащи и жилеты особенно понравились большевикам и на долгие годы определили стиль комиссаров, чекистов и ответственных работников.

Застежка-«молния»

В 1913 году американец шведского происхождения Гидеон Суиндбек зарегистрировал патент на принципиально новый вид застежки — «молнию». Производители штатской одежды равнодушно отнеслись к изобретению, а вот военным оно пришлось по душе.


Первыми оценили удобные и надежные замки моряки Великобритании и Канады, причем изначально «молнии» вставляли в сумки для документов и мелких ценностей. Позже, ближе к концу войны, появилась и одежда с «зипперами». В 20-х годах застежки заинтересовали производителя сумок «Hermes», а спустя десятилетие «молнии» начали вставлять в мужские брюки.

Парашют

Концепция парашюта была разработана еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. Первый удачный прыжок с воздушного шара с этим приспособлением совершил житель Парижа Андре-Жак Гарнерен в 1797 году. Но еще более столетия полезная разработка воспринималась как развлечение и не имела практического применения.


В 1912 году русский актер и инженер Глеб Котельников доработал устройство и представил первый в мире компактный ранцевый парашют, который можно было брать с собой в тесную кабину аэроплана. Первое боевое крещение парашюты системы Котельникова прошли в боях за Францию в 1918 году. Разработка россиянина не только спасала пилотов от верной смерти, но и помогала доставлять различные грузы, а если нужно — то и взрывчатку.


В мирное время парашютный спорт стал популярен в разных странах мира, а парашют начали использовать как средство доставки грузов в труднодоступные места, в качестве аварийных тормозных устройств в авиации, а также для возвращения на землю космических аппаратов.

Наручные часы

Первыми обладателями часов, закрепляющихся не на цепочке, а ремешком на руке, стали летчики Первой мировой. Гражданские лица с иронией относились к такому способу ношения хронометров, считая его несолидным. Несколько десятилетий понадобилось для того, чтобы привычные нам часы вытеснили пафосные карманные, но это все же произошло.


Также война заставила производителей уделить особое внимание точности приборов. Выражение «сверим часы» имеет военные корни — перед атакой офицеры сверяли свои хронометры, чтобы действовать слаженно и не попасть под «дружественный» артиллерийский огонь.

Стойкая к коррозии сталь

«Нержавейка» была изобретена почти случайно в английском Шеффилде металлургом Гарри Бреарли. Специалист получил заказ военного ведомства на создание жаростойкого сплава для артиллерийских стволов. Пушки из такого металла смогли бы стрелять непрерывно и не перегреваться.


Бреарли не справился с задачей, однако, среди его экспериментальных образцов оказались слитки, не подверженные коррозии. Оказалось, что такой эффект можно получить добавив в сталь хром. Разработка пригодилась как в военной отрасли, так и «на гражданке».

Переход на летнее время

В середине войны Германия оказалась на грани энергетического коллапса, поэтому 30.04.1916 в 23.00 было предложено сместить время вперед на один час, чтобы полнее использовать световой день и экономить на освещении. 21 мая такую меру приняли в Великобритании, а в России стрелки переводить начали год спустя.


Немцы отменили переход после завершения Первой мировой войны, затем ввели его в начале Второй мировой, потом снова упразднили до середины 1970-х, известных своим грандиозным нефтяным кризисом.

Пакетированный чай

Перед самым началом войны нью-йоркский предприниматель Том Салливан, зарабатывавший продажей чая в шелковых мешочках, из любопытства или нечаянно опустил один из них в горячую воду. Увидев, что чай отлично заварился, бизнесмен начал продажу продукции в новом формате.


Но первое массовое производство чая в пакетиках наладила для фронта компания Teekanne из Дрездена. Шелк в целях экономии заменили на марлю, а среди солдат и офицеров продукция получила название «чайная бомба».

Презервативы

Изобретение итальянского медика XVI столетия Габриэля Фаллопия, предназначенное для защиты от бушевавшего в Средние века в Европе сифилиса, всячески порицалось церковью и обществом более 300 лет. Немцы первые начали снабжать своих бойцов презервативами во время Первой мировой, а их примеру последовали и французы.


В 1917 году, поправ пуританскую мораль, контрацептивы стали внедрять и в британской армии. Оказалось, что кондом — это единственное средство, способное остановить эпидемию венерических заболеваний в войсках. По состоянию на 1917 год в рядах Королевской армии было более 400 тысяч больных сифилисом на разных стадиях.

До сексуальной революции 60-х говорить вслух о презервативах было не принято и большим спросом они не пользовались. Затем, молодежь передовых взглядов способствовала распространению этого замечательного продукта, и сегодня презерватив можно купить в любой точке планеты.