Акустическая двухполосная система и ее преимущества. Количество полос в автомобильных динамиках Что означает количество полос колонках

Чем отличаются двухполосные и трехполосные колонки? Что вообще означают эти полосы, и на что они влияют? На эти вопросы ответит статья. Она рассказывает:

  • о том, что такое широкополосные колонки;
  • о видах динамиков;
  • о кроссовере и его значении.

Все это поможет выбрать лучшую , исходя из требований к качеству звучания и собственно назначения колонок.

Широкополосный динамик - что это?

В основе принципа действия широкополосной акустики - разделение звука на разные частотные диапазоны, которые благодаря специальным фильтрам перекрывают друг друга. Каждый такой излучатель лучше всего работает только в определенных частотных пределах. Именно в таком пределе звук и подается на излучающую головку. Это позволяет улучшить звучание.

Чтобы отфильтровать все как положено, разработчики акустики комбинируют:

  • катушки индуктивности;
  • различные резисторы;
  • конденсаторы;


Интересно: у двухполосной напольной - потрясающая мощность в 110 Вт и глубокий бас. К тому же, у стереосистемы есть свой дисплей и функция караоке.

Это означает, что в таких колонках каждый динамик воспроизводит конкретные частоты:

  1. низкие;
  2. средние;
  3. высокие.

То, сколько полос в акустической системе, напрямую влияет на качество звучания.

Раньше на рынке аудиотехники стандартным решением считалась однополосная акустика, хотя звучала она неважно. Но в то время просто не было возможности создать динамик, который был бы способен полноценно охватить весь частотный диапазон. Современным производителям однополосных моделей удалось значительно улучшить звук, но на все 100% это не решило задачу разделения частот. Вот почему аудиофилы предпочитают широкополосную акустику.

Впрочем, если выбирать портативную колонку, то однополосный вариант отлично подойдет. Например, трехваттная блютуз-модель не только неплохо звучит, но и обладает приятной подсветкой - то, что надо для веселья на природе.

Появление в колонках кроссовера

Кроссовер - специальное приспособление, которое применяют в акустических системах. Он подготавливает нужный частотный предел для каждой звуковой колонки (динамика).

Совет : хорошо, если кроме кроссовера в колонках будет магнитное экранирование, как у . Оно избавляет от помех, даже если поставить акустику рядом с монитором или телевизором.


Если частота сигнала, которая подается на низкочастотную колонку, выйдет за пределы диапазона, это может исказить аудиосигнал. Если же границы будут нарушены высокими частотами, то, помимо искаженного звучания, у пользователя могут возникнуть проблемы с «пищалкой» - твиттером. Такой напор ВЧ может попросту вывести динамик из строя.

Вот для чего нужен кроссовер в колонках: он не даст нарушить баланс. Этот элемент препятствует выходу частотного сигнала за пределы диапазона.

Двух-, трех- и более полосные акустические системы

В двухполосных системах схема работы следующая: мидвуфер озвучивает практически все: и бас, и среднюю частоту, а твиттер отвечает только за высокие. Это может стать причиной искажения сигнала в виде повышения тона, особенно если уровень громкости достаточно высокий. Впрочем, если не накручивать громкость до предела, то искажения не будут заметны.

Совет: лучше выбирать колонки с деревянным корпусом. Они делают звучание объемнее и не дребезжат на высоких частотах, в отличие от моделей в корпусах из пластика. Например, у корпус из МДФ, поэтому даже на предельной громкости они слушаются хорошо.

Трехполосные колонки отличаются от двухполосных акустических систем тем, что на каждый их излучатель приходится собственная частота. Наличие дополнительного динамика расширяет направление звуковых волн, за счет чего композиция звучит более реалистично.

Главное отличие трехполосных систем от других - это то, что каждый динамик играет в поршневом режиме. Когда динамик активен, он начинает двигаться. При этом как центральные «точки» его диффузора, так и те, что расположены по периметру, начинают равноудаляться от своего местонахождения. За счет этого искажения аудиосигнала либо отсутствуют совсем, либо настолько незначительны, что уловить их практически невозможно.

Важно: в случае с пассивными колонками, как , многое зависит от усилителя, его регуляторов частот и мощности (она должна совпадать с колонками).

Модели с большим количеством полос вообще не искажают аудиосигнал. Но если хочется такой вариант, то стоит присмотреться к большим напольным системам с крупными излучателями: компактные модели с большим количеством полос будут звучать хоть и громче, но менее качественно.

Динамик для автомагнитолы

Наверное, многих владельцев машин интересовало то, как выбрать динамики для автомагнитолы. Совершить грамотный выбор не так уж и сложно, если знать определенные правила.
Динамики для автомагнитолы подбираются в соответствие с основными факторами, которые надо учитывать. О них и о многом другом пойдет речь в статье.

Основные факторы влияющие на качество динамиков

Чего хочет каждый, намереваясь приобрести динамики? Конечно же, добиться получения в своем салоне мощного и самое главное - чистого звука.
Естественно, что одного качества динамиков для этого будет недостаточно, ведь множество факторов влияет на объемное звучание, но все же. Качественные динамики, подобранные грамотно и в соответствие с правилами, это основа основ.
Итак, для того чтобы получить чистый и объемный звук, следует учитывать хотя бы вот эти главные факторы:

  • расположение динамиков в салоне машины;
  • качественная шумо- и виброизоляция;
  • и многое другое.

Типы колонок

Первый вопрос, который зададут покупателю в магазине акустики будет следующим: а какие вы предпочитаете приобрести динамики, коаксиальные или компонентные?

Коаксиальные колонки

Компонентные колонки представляют собой устройство, где высокочастотные динамики находятся в отдельности от средних и низкочастотных. Это уже полностью профессиональные колонки, позволяющие разобрать мелодию на составляющие и наслаждаться музыкой в полную силу.

Примечание. Даже неискушенному человеку, который прослушает музыку через эти динамики, удастся распознать игру отдельных музыкальных инструментов, настолько все эффективно продумано в них. Не стоит говорить, что качество звука в этих колонках значительно выше, чем в коаксиальных, но стоят они и намного дороже.

Компонентные колонки предназначены для воспроизведения звука в определенном диапазоне частот. Качество звучания всегда на должном уровне у этих динамиков, а колонки необходимо устанавливать согласно следующим правилам.
Итак:

  • Если динамики подобраны малогабаритные, то они воспроизводят только верхние частоты (подробно написано об этом ниже). По этой причине их нужно постараться разместить так, чтобы звук шел непосредственно на водителя или пассажира.
    Если удастся установить их на передней панели или на стойке, то это будет идеалом.
  • Колонки размером больше уже впереди не установишь (хотя и это возможно), но зато они воспроизводят средние и низкие частоты. Их можно легко установить в дверях машины или сзади, прямо на полке стекла.
    В принципе, никакой разницы в размещении крупногабаритных колонок нет.

Размер колонок

Конечно же, это второй по значимости вопрос, который задаст продавец в магазине. В автомобиле обычно не удается устанавливать огромные размеры, и каждый владелец должен об этом помнить.
Кроме того, если приобрести динамики, размером больше, чем штатные, предназначенные для этого автомобиля производителем, который заранее приготовил для них место, то придется проводить доработки.

Примечание. Надо знать, что колонки размером 10-13 см (4-5 дюймов) по диагонали способны воспроизводить лишь высокие частоты. А вот колонки размером 16-17 см (6-6,5 дюймов) по диагонали воспроизводят и низкие частоты вдобавок.

Можно сказать, что это и есть основное различие в размерах. Колонки большие, в любом случае будут лучше воспроизводить звук, но это не аксиома.

Мощность

Наверное, это самый важный параметр для дилетантов, вообразивших, что они понимают толк в музыке. Но спешим их разочаровать.
Оказывается, мощность динамиков, сама по себе не может выступать, как характеристика качества. Существует даже правило, по которому эта самая мощность должна подбираться, в противном случае чистого звука не жди.
Итак, параметр мощности по правилам не должен быть меньше мощности автомагнитолы. Это уже аксиома, с которой никак уж не поспоришь.
Потеря качества звука и многое другое – результат неправильного подбора мощности динамиков. С другой стороны, мощность динамиков не должна намного превышать параметры автомагнитолы, так как это тоже ни к чему хорошему не приведет.
Мощность, как таковую, принято делить на:

  • номинальную мощность;
  • максимальную мощность;
  • пиковую мощность.

Самой маленькой из трех выступает, естественно, номинальная мощность, но она и является самой правильной. Некоторые недобросовестные производители, в целях привлечь клиентуру, указывают в паспортных данных максимальную или пиковую мощность.
В действительности же, грамотный покупатель, знающий о номинальной мощности, должен искать в тех данных именно ее значение, как определяющее и единственно верное.

Примечание. Именно номинальная мощность определяет границы, в которых можно долго и громко слушать музыку.

Нередко динамик с малой номинальной мощностью способен развивать такой же уровень звука, как и более мощный (при условии, что его чувствительность выше).
Мощность не может выступать в роли единственного критерия качественного звучания, ведь повысить показатели можно и еще одним способом: установив акустическую систему с сопротивлением 2,5-3,5 Ом. Кроме того, огромное значение имеет и усилитель, который обязан быть адаптирован к мощности, а не то избежать скорого выхода из строя техники, насколько бы дорогой она ни была, не удастся.

Акустическое оформление

Это один из важных факторов, влияющих на воспроизведение звука. Разновидностей акустического оформления известно множество, но принято подразделять его на два основных: разгруженное и нагруженное.

Примечание. Разгруженное оформление подразумевает ограничение колебаний диффузора жесткостью подвеса. Что касается нагруженного оформления, то оно подразумевает ограничение колебаний не только жесткостью подвеса, но и сопротивлением излучению.

Кроме того, принято делить акустическое оформление на системы одинарного и двойного действия. Для первого характерно излучение звука только одной стороной диффузоров, а для второго – с обеих сторон.
Теперь рассмотрим наиболее популярные типы акустического оформления:

  • «Закрытый ящик» – корпус колонок, который покрывается звукопоглощающими составляющими, эффективно гасящие волны. Этот тип акустического оформления идеально подойдет тем меломанам, которые на первое место ставят качественное воспроизведение или говоря иначе, чтобы была небольшая потеря звукового давления и все это компенсировалось простотой и малыми размерами динамика.
  • Фазоинвертор – подразумевающий корпус, в котором проделано специальное отверстие. Оно отвечает за связь внешнего и внутреннего воздуха.
    Идеально подойдет меломанам, которые предпочитают слушать звук одновременно двумя кварталами.
  • Свободное акустическое оформление, подразумевающее использование большого корпуса, выступающего в роли экрана.

Остальные факторы

Кроме разобранных нами типов колонок, их размеров и мощности, существуют и другие факторы, многими воспринимаемые, как мелочи.
Но не будем забывать, что порой именно мелочи решают итог какого-нибудь события:

  • Sensivity – или входная чувствительность динамиков. Этот параметр чем он выше, тем лучше.
    Опять же, здесь не все так просто и чтобы ничего не напутать, помним, что рекомендуемый показатель этой чувствительности должен быть в пределах 92.

  • FS – это уже резонансная чистота воспроизведения, также выступающая как отдельный фактор, влияющий на звук. Чем она ниже в значении, тем лучше и динамики будут в состоянии выдавать более глубокие басы.
    Нормальным и рекомендуемом значением в этом случае является предел 60-75.
  • Диапазон воспроизводимых частот – является показателем, который указывает частотные границы. Рекомендуемое значение +/- 3 дБ.
  • QTS – или добротность звука. На этот фактор также надо тщательно обратить внимание.
    Дело в том, что если динамики будут устанавливаться в двери автомобиля (что на сегодняшний день модно), то значение добротности колонок должна превышать значение 0,6. В противном случае, ни о каком качестве звучания и речи быть не может.

Примечание. Нормальный правильный звук должен доходить до человека спереди. Это закон физики, но в автомобиле нет такой возможности, чтобы установить колонки впереди.

Некоторые владельцы, правда, умудряются это сделать, внося кардинальные конструктивные изменения, доработав стойки и торпедо, но это не каждому по карману. В этой связи звук с динамиков, установленных в двери, будет идти сбоку и в ноги.
Поэтому показатель добротности должен быть оценен правильно.

Заключение

В конце нашей статьи хотелось бы привести список или вернее алгоритм действий, который будет наиболее правильным при выборе .
Итак:

  • Определяем строение динамиков, отталкиваясь от способа установки и количества полос воспроизведения звука.
  • Динамики выбираем в соответствие с техническими стандартами (номинальная мощность, соответствие усилителя и т.д.).
  • Правильный размер динамиков не забываем учесть, памятуя, что существуют стандартные размеры.
  • Подбираем того производителя колонок, которого рекомендует завод изготовитель автомобиля.
  • Определяем тип акустического оформления.

Инструкцию о том, как установить непосредственно динамики в автомобиль своими руками, можно легко скачать в сети. В процессе работ будут полезны фото и видео – материалы.
Цена на динамики бывает разная и все зависит от определенной модели, размера и технических возможностей.

Не так давно - где-то в прошлой жизни - я публиковал небольшой и простенький . Настала пора продвинуться дальше, и предложить тебе отдельный материал, посвященный исключительно стереофоническим акустическим системам.

Чем hi-fi отличается от hi-end?
- Что лучше брать - напольные или полочные колонки?
- Что такое "трифоник", вдруг он мне нужен?
- Сколько полос должно быть в колонке?
- Как правильно размещать акустику?
- Что такое кроссовер?
- Как выбрать кабель для колонок?
- Что такое би-вайринг?
- Как выбирать колонки при покупке?
- Может, вместо клонок и усилителя тупо взять студийные активные мониторы?
- Зачем мне фазоинвертор?
- Какой марки мне купить колонки?
- Что такое винтаж?
- Как оценить насколько честно играют колонки, какие приборы для этого нужны?
- На что ставить напольные колонки?
- Какие паспортные характеристики важны в первую очередь?
- Мои колонки всю жизнь играли отлично, а сейчас вдруг начали дребезжать. Гарантия кончилась, что делать?

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Любой аудиофил тебе скажет - и будет стопроцентно прав - что на качество звука влияет качество каждого компонента системы, даже самого тщедушного и незаметного. Тем не менее, именно акустические системы вносят наибольший вклад в общее звучание, возможно, даже больший, чем все остальные элементы вместе взятые. Просто потому, что играть в итоге приходится именно им, колонкам. Цель всех остальных устройств - лишь аккуратно передать звук до пункта назначения, до динамиков.

Если сфера lo-end акустики живет по скучным и неинтересным законам массового рынка, то с переходом в категорию hi-fi мы попадаем в очень странный мир, где наука тесно сплетается с эзотерическими мифами. В том мире какие бы то ни было разговоры и споры о hi-fi и hi-end компонентах несут очень четкий теологический отпечаток. Потому начинающему аудиофилу особенно важно суметь сохранить в этой ситуации голову на плечах, не поддаваться на провокации, и не вступать в первую же приглянувшуюся аудиофилическую секту.

В этом отношении особенно сложно принять решение: кому доверять в первую очередь. Само собой, своим собственным ушам. Но в настоящий момент на рынке присутствуют сотни, если не тысячи самых разнообразных акустических систем, ориентироваться в них тяжело даже прожженному специалисту.
Специально для тебя на русском языке издается с полдюжины аудио-изданий, однако с ними надо также вести себя осторожно. Журналисты - как и продавцы аппаратуры - люди финансово заинтересованные, крайне сложно отличить, где в их статьях кончается правда, и начинаются волшебные сказки и вдохновенные фантазии. Потому чтение всех таких изданий я могу рекомендовать лишь человеку с устойчивой психикой и максимально скептическим складом ума. Быть романтиком в мире аудиофилии приятно, но неоправданно разорительно.

Впрочем, бог с ними, с коварными продавцами, журналистами и сектантами из аудио-форумов. Прежде чем ты до них доберешься, тебе необходимо понять - чего же ты на самом деле хочешь от своей аудиосистемы. Действительно ли ли тебе нужна такая загадочная штука, как "качество звука"?

Мне время от времени приходится сталкиваться с неопытными слушателями, которые начинали убеждать меня в совершенно еретических суждениях... ну, например, что по их мнению китайский dvd-плеер BBK за 50 долларов играет музыку гораздо лучше, чем cd-плеер Marantz за $700. Какое-то время я не понимал, отчего такой маразм гнездится в человеческих головах, пока не догадался спрашивать: "а что именно там звучит лучше?". И всегда следовал ответ: "ну как только я включил BBK, так появились драйвовые басы, верхи стали звонкими". То есть для огромной массы людей качественный звук - это когда много басов и верхов. Ну или все такое ровненькое и сочное (обычно такое случается, когда сигнал через компрессор пропускают). Им и в голову не приходит, что hi-fi оперирует совершенно иными категориями, как-то: тональный баланс, детальность, микродинамика и т.п. А простейшая бытовая проблема обилия басов и верхов прекрасно решается за 200 долларов, и если тебе этого достаточно - так зачем тебе тогда действительно париться с подбором hi-fi? Продавцы салонов частенько рассказывают, как братки, понакупившие hi-end аппаратуры на миллион для распальцовок, потом возвращались на разборки: "да мы отвалили вам тучу бабла, а рэп на этих колонках ни хрена не вставляет!".

АКУСТИЧЕСКИЙ FAQ

- Чем hi-fi отличается от hi-end?
Это предмет дискуссий, в разных местах тебе дадут разные тому определения. Но самое простое на мой взгляд: hi-end начинается тогда, когда рост качества звука уже не адекватен росту цены. Где-то до 2500-3000 долларов качество звука растет пропорционально стоимости, но по прохождении этой черты на каждый вложенный доллар ты будешь получать улучшение в лучшем случае центов на 20. А, значит, из категории hi-fi ты уже перешагнул в hi-end.
Раз уж мы заговорили о ценах, добавлю, что следует учитывать один хитрый момент - в настоящий момент многие даже очень солидные производители акустики перенесли часть производства в Китай. А собранная в Китае модель будет стоить в два раза дешевле, чем аналогичная по качеству "родной" сборки. Это вносит некоторую путаницу в расчеты. Однако hi-end сегмента сие уже не касается, ибо hi-end традиционно собирается в цитаделях разработчика, на родине бренда.

- Что лучше брать - напольные или полочные колонки?
Себестоимость корпуса в напольных колонках составляет порой до половины затрат на производство. Крупный бокс напольной системы - это не просто красивая мебель, но и сложная инженерная конструкция. Потому полочные колонки с небольшим корпусом обходятся существенно дешевле. С другой стороны, цены на нормальные стойки для полочных колонок начинаются где-то от $200 за пару, и если принимать это в расчет, становится понятно - много на покупке полочников не сэкономишь.
В типовой квартире с небольшой (до 20 кв.м.) комнатой полочники в любом случае предпочтительнее - их легче разместить, их басы не будут капризничать и т.п.
В общем, суммируя перечисленное можно сказать точно - если сравнить полочники и напольники за одну цену, в большинстве случаев полочники будут играть лучше.
Но если в твоем репертуаре много жесткого рока (особенно металла), а тем более хип-хопа, даба или органной музыки, то о полочниках лучше забыть и сразу искать напольники.

- Что такое "трифоник", вдруг он мне нужен?
Стандартный трифоник - это две полочные колонки (или мелкие напольники), к которым добавлен сабвуфер для прокачки басов. У такой конфигурации немало фанатов - еще бы, ты можешь купить супер-качественные полочные колонки с изящным классическим/джазовым звуком, а потом довесить к ним басов, если приспичило слушать рэп. Большинство хардкорных аудиофилов к трифонику - как и вообще к сабвуферам - относятся прохладно. На то есть причины: согласовать работу сабвуфера и колонок задача нетривиальная. Дело не только в надругательстве над АЧХ (на стыке низких и средних частот в итоге может получиться нечто странное, да и с басом можно переборщить), но и в согласовании скорости отклика. Массивные динамики сабвуферов обычно притормаживают, и не поспевают за маленькими шустрыми полочниками. Разница в какие-то наносекунды, но для аудиофилов это серьезная проблема.
Впрочем, ты можешь поискать уже подобранный готовый и согласованный трифонический комплект. Но тут надо заметить, что по-настоящему "музыкальные" сабвуферы - а не обычные "театральные" ящики - стоят таких денег, что невольно задумаешься - может, с самого начала надо было брать полноценную напольную стереоакустику.

- Сколько полос должно быть в колонке?

Говоря очень-очень условно и примитивно, полосность - это число динамиков в колонке, воспроизводящих отведенную только им полосу частот. Два самых популярных стандарта - двухполосные системы (высокочастотный динамик и средне-басовик) и трехполосные (выс.- , средн.- и низкочастотники). В современном дизайне преобладает тенденция ставить на некоторые полосы (в первую очередь на нижнюю) по два и более динамика.
В принципе, не так уж и важно, сколько полос в колонке - главное, насколько тебе нравится ее звук. Многие аудиофилы, правда, придерживаются мнения, что чем меньше полос тем лучше. А уж ставить по 2-3 динамика на одну полосу, так и вовсе извращение, годное лишь для домашних театров. Некоторый смысл и логика в их словах есть - действительно, чем больше в акустике динамиков, тем сложнее согласовать их между собой.
Для типовой квартиры и типового слушателя двухполосная система представляется оптимальной. Но если ты собираешь хэви-метал систему, то есть смысл думать о трехполосной.

- Как правильно размещать акустику?
Размещение колонок в помещении - принципиально важный момент, который может в корне перевернуть всю звуковую картину.
Во-первых еще при покупке акустической системы надо бы прикинуть - насколько направленный или рассеянный ее сигнал. Акустика с направленным сигналом будет отлично играть лишь в одной точке - где слушатель стоит в вершине равностороннего треугольника. С рассеянной тебе будет проще получить радость от музыки, находясь в любом углу комнаты.
Во-вторых, устанавливая акустику дома, даже самую непривередливую, тебе все-равно придется попотеть, выбирая для нее место.
Ставить колонки близко к стенам настоятельно не рекомендуется. Тем паче следует избежать их постановки в углах комнаты. Особенно это относится к акустике с фазоинвертором сзади - их требуется отодвигать от стены по возможности дальше. Впрочем, для небольших полочных колонок размещение в углах и возле стен часто бывает полезно - у них вырастают басы (в среднем где-то на 6 дБ). Но напольники точно начнут буянить и выдадут на басах очень расхлябанную картину.
Принято считать, что колонки надо слегка поворачивать в сторону слушателя, к центру оси между ними. Обычно да, но далеко не всегда. Если акустика слишком блещет яркими высокими частотами, лучше ставить колонки параллельно, а то и вовсе отвернуть их от себя на 10-15 градусов.
В каждой комнате есть какие-то оптимальные точки размещения. Если ты вдруг нащупал интересное, качественное место - пометь его чем-нибудь, скотчем, к примеру, и продолжай перемещать колонки. Если лучшего места не найдешь - возвращай их в отмеченную локацию. Некоторые люди забавляются этими перестановками годами, кстати.
Существует много математических и физических методик расчета локаций. Одна из них крайне простая для освоения. Назовем ее "Методика нечетного деления".
Допустим, длина твоей комнаты - 5 метров (500 см.)
Подели 500 на первые нечетные числа - 3, 5, 7, 9 и т.д.
У тебя получится 166 см., 100 см., 71 см., 55 см.
Вот на любое из этих расстояний тебе надо отодвинуть центр (именно центр) колонок от задней стены. Это позволит общей волновой картине в твоей комнате добиться максимального изящества.

- Что такое кроссовер?
Кроссовер - это разделительный фильтр. Несложная с точки зрения радиотехники схема, которая распределяет сигнал между полосами в колонке (говоря тупо - отделяет низкие частоты от средних, а средние от высоких). Несмотря на простоту, это один из критичных элементов системы, имеющий большое значение в ее звучании.

- Как выбрать кабель для колонок?
Тема кабелей и их влияния на звук - это как команда "Парни! Пора на резню!" для аудиофилов. Два воинствующих лагеря - сторонников кабельной теории и сторонников антикабельной теории - похоже, не способны примириться, даже если к мирному процессу урегулирования подключится ООН. Впрочем, даже среди сторонников теории Большого Влияния Кабелей на Звук есть люди, согласные с тем, что некоторые системы к смене кабеля не очень чувствительны.
По-любому - неважно - берешь ты типовой кабель или аудиофильский - он должен быть медным, и с достаточно крупным сечением - от 1,5 мм. и выше. Диаметром кабель не испортишь. Длина обоих кабелей должна быть строго одинаковой. Экранировать акустический кабель обычно не принято - это скверно отражается на звуке. В общем, запомни - лучше толще и короче.
Одно я могу сказать точно - если, купив, кабель по 100 долларов за метр, ты услышал, как все вокруг в музыке изменилось фантастическим и чудесным образом - отлично! Совсем не важно, самовнушение это или нет. Главное - что тебе нравится. В конце-концов ведь музыка играет у тебя в голове. Если мозгу причудилось что-то хорошее - зачем от этого избавляться?

- Что такое би-вайринг?
Многие колонки комплектуются двумя парами разъемов - чтобы ты мог, в обход кроссовера, подать сигнал с кабеля непосредственно на соответствующий динамик. Иногда это приносит интересные результаты. Для бивайринга нужно либо две пары кабелей, либо специальный сдвоенный кабель. Ряд аудиофилов-экспериментаторов любят с этим поиграться, и подбирают совершенно разные кабели для передачи, например, высокочастотного сигнала, и для басов.
Можно навернуть систему еще круче - и подавать на каждую полосу сигнал с отдельного усилителя. Это уже зовется другим звучным словом - би-ампинг.

- Как выбирать колонки при покупке?
Кое-кто умудряется идти в магазин-салон с пустыми руками - ни в коем случае не наступай на их грабли. Всегда приноси свои записи. А в идеале - еще и свой усилитель.
Интересную ошибку допускают некоторые даже опытные слушатели - они выбирают дома самые качественные диски и бегут с ними в салон. Казус в том, что качественно записанная музыка будет играть качественно на любой технике. Абсолютно вся акустика ценой от $1000 на "ура", с фейерверком отыграет все твои альбомы от Telarc Records и Mobile Fidelity Sound Lab. Но коллекция почти любого меломана на три четверти состоит из дисков, записанных не самым идеальным образом. Почти в каждом доме можно найти, например, "Abbey Road" The Beatles или "A Night at the Opera" Queen - паршиво записанные классические альбомы. Такое надо обязательно прихватывать с собой. Если какая-то акустика умудрилась отыграть с душой и огоньком даже это, возле нее стоит задержаться.
В противном случае тебе придется дома держать два комплекта - мега-дорогая hi-end система для прослушивания особо качественных дисков, и простенькая, для любимой музыки. Кстати, это довольно распространенный случай.
Вообще сейчас на рынке сложилась любопытная ситуация. Производители акустики настолько увлеклись сверхчистым, детальным, качественным звуком, что салоны по самую крышу завалены техникой, отлично играющей джаз и классику. Зато стало крайне сложно найти акустику, которой по зубам варварская музыка - все аудио-форумы пестрят криками "помогите найти колонки для металла!".
И - кстати - нет никакого смысла тестировать акустику на электронной музыке. Никто и никогда не определит, качественно она звучит или нет. Потому что у электронной музыки нет вообще такого понятия, как качество. В аудиофилии под качеством подразумевается достоверность звука, насколько он звучит реалистично. А как должна достоверно звучать электронная музыка - этого не знает никто, у нее нет природного аналога. Если в журнале, в обзоре техники ты читаешь фразу "особенно этим колонкам удается электроника" - можешь их смело похоронить. В переводе на русский это означает "воспроизводить достоверный звук они не в состоянии".
Усложняет выбор акустики та мерзость, что в твоем доме она может вдруг заиграть совсем не так, как в салоне. Средства от этого нет - разве что только брать систему на домашнее тестирование, но такую услугу мало кто предоставляет. Все же не стоит сразу пугаться, если что-то не так - на прогрев, раскачку колонок обычно уходит месяц-полтора, после этого срока они играют ощутимо лучше, чем в день распаковки.
Еще при покупке обязательно отслушай, как они работают на минимальной мощности. Как показывает практика, в 90% случаев ты будешь слушать музыку дома по вечерам, стараясь не распугать детей и соседей. А умение красиво, детально и сбалансировано играть на низкой мощности - не такое уж и распространенное среди нынешних массивных систем.

- Может, вместо клонок и усилителя тупо взять студийные активные мониторы?

Серьезные студийные мониторы - вещь, безусловно, отличная. И соотношение цена/качество в большинстве случаев у них лучше, чем у бытовой техники (в основном экономия за счет уродливости оформления). Дома их использовать тебе никто не мешает. Надо только учитывать пару факторов. Во-первых большинство из них фокусирует звук в довольно узкой области, то есть придется их слушать, сидя в одной точке. Но такое и для многих hi-fi / hi-end колонок типично. Во-вторых студийные мониторы проектируются из расчета на работу в идеально отстроенном акустическом помещении. В бытовой комнате они могут себя не проявить.
В противоположность им, львиная доля hi-fi акустики проектируется из того расчета, что ее будут использовать в самой обычной комнате, с самыми обычными стенами и мебелью.

- Зачем мне фазоинвертор?
Фазоинвертор (это не дыра в корпусе, а специальная труба такая) позволяет слегка углубить нижние частоты за счет возникающих в нем резонансов. Вещь, безусловно, полезная, но ряд слушателей жалуется, что фазоинвертор несет свои легкие призвуки. Потому он применяется не во всех акустических системах - бывают "глухие", изолированные корпуса, иногда вместо фазоинвертора применяют другую хитрую штуку - пассивный излучатель.
Если есть желание, можно заняться экспериментированием - заткнуть дыру фазоинвертора какой-нибудь тряпкой. Как правило, после этого басов становится чуть меньше, но они приобретают большую отчетливость.

- Какой марки мне купить колонки?
Как уже говорилось выше, моделей акустики на рынке - неисчислимое множество. Ты должен брать ту, которая тебе понравилась, а не которую тебе все советуют.
Все же аудиофилы в большинстве своем предпочитают продукцию так называемых бутиковых брендов. Это небольшие компании и артели, специализирующиеся исключительно на изготовлении акустики. Больше всего именитых бутиковых акустических брендов, по моим прикидкам, приходится на США, Англию и Данию. Я бы на твоем месте начал с них, как с законодателей стандартов, ну а если ничего не устраивает (такое запросто возможно) - приступил бы к тестированию продуктов других производителей.

- Что такое винтаж?
В среде аудиофилов партия (или секта) винтажников занимает очень прочные, хотя и скандальные позиции. У поклонников винтажа есть мнение - и даже уверенность - что современная аудио-индустрия прогнила, и что хорошей аппаратуры и акустики никто не выпускает уже лет тридцать.
На самом деле, среди старых, громоздких колонок далекого прошлого попадаются экземпляры, способные потягаться с современным hi-end"ом бешеной стоимости.
Все же не стоит забывать, что даже такая невероятно долговечная вещь, как акустическая система, со временем может потерять свой блеск - как внешний, так и внутренний (конденсаторы сохнут, корпус деформируется, прокладки сгнивают, контакты окисляются). Потому решение приобщиться к винтажу может потребовать от тебя умения сражаться с паяльником наперевес. К счастью, далеко не всегда.
Все же корень противоречий между винтажниками и модернистами, на мой взгляд, кроется в том, что за последние 25 лет - с момента появления компакт-дисков - изменился сам принцип подхода к звуку. В эпоху винила создателю акустики надо было добиться красоты звука и скрыть дефекты аналоговых носителей. В эпоху компакт-дисков наступила доктрина сверхточности саунда и - как сверхзадача - оживления звука.

- Как оценить насколько честно играют колонки, какие приборы для этого нужны?
Про приборы забудь. Вообще измерение характеристик - это вспомогательный инструмент, результаты скорее объяснят тебе уже услышанное, чем помогут предсказать характер звука.
Честность звука проще всего оценить музыканту. Если ты играешь на акустической гитаре или рояле, ты обязан почувствовать - например - сдвиг тонального баланса, если он есть.
Если ты не музыкант, то время от времени посещай джаз-клубы и консерваторию, привыкнешь к живому саунду, и ты сразу уловишь фальшь в неестественной системе.
Но если ты слушаешь исключительно электрический рок - тогда, возможно, естественность саунда тебе и не нужна на самом деле.
Существует религия с постулатом "ты должен дома слышать точно тот звук, который был у звукорежиссера во время записи". Поверь - это невозможно. Мало того, среди звукорежиссеров тоже полно кретинов, и нечего ориентироваться на их записи. Но двигаться к такому идеалу все-равно нужно - других ориентиров у тебя все-равно не будет.
Есть смысл сначала купить очень грамотные, "референсные" наушники (со своим мини-усилителем вообще было бы отлично), полюбить их звук, а потом уже искать колонки, похожие по характеру.

- На что ставить напольные колонки?
Любая акустика нормального производителя должна комплектоваться либо подставками (иногда за отдельную плату), либо специальными шипами. Ставить напольную акустику дном на пол - жуткий моветон.
Увлеченные аудиофилы покупают мраморные плиты под колонки. Иногда еще и кладут сверху на акустику что-нибудь тяжелое, для повышения массы и уменьшения вибраций. Порою это действительно срабатывает.

- Какие паспортные характеристики важны в первую очередь?
Мощность в современной акустике - понятие очень условное. Обычно производитель просто пишет что-либо типа: "рекомендуется для работы с усилителем от 20 до 120 Вт.". Сжечь колонки не так уж и просто - большинство усилителей и колонок комплектуются защитными системами. Все же спалить колонку слабым усилителем проще, чем слишком мощным - хилый усилитель на полной мощности будет генерировать искаженный сигнал, который для акустики губителен.
Радуйся - большинство динамиков снабжены специальной охладительной жидкостью, которая позволяет колонкам работать долгое время на большой мощности. Однако эта жидкость слегка портит звук, потому некоторые производители ставят в акустику неохлаждаемые, а - значит - уязвимые динамики. Читай паспорт к своей акустике, чтобы иметь представление о ее защищенности. Кстати, со временем эта жидкость имеет привычку усыхать. Что улучшает звук, но лишает динамики защиты.
Сопротивление колонок в настоящее время уже не так критично - подавляющее большинство усилителей и ресиверов способны спокойно работать с акустикой и на 4, и на 8 Ом сопротивления. Проблемы в основном возникают с ламповыми усилителями, но они вообще привередливые твари.
В современной акустике самая интересная характеристика - это ее чувствительность. Чем она выше, тем больше шансов "раскачать" колонки маломощным усилком. Акустика с чувствительностью от 90 дБ и выше обычно не испытывает проблем с раскачкой.

- Мои колонки всю жизнь играли отлично, а сейчас вдруг начали дребезжать. Гарантия кончилась, что делать?

Эта трагедия случается с напольниками - под действием собственной внушительной массы, в них могут возникать микро-деформации. Послушай, какой из динамиков дребезжит, вывинти его посмотри что там на стыках (если есть заусеницы или еще что - зачисти их) и привинти обратно. Почти наверняка все станет опять хорошо.
Вообще если в твоих колонках динамики крепятся на шурупах, рекомендуется регулярно - хотя бы раз в год - закручивать их поплотнее.

Думаю, этот FAQ будет продолжен по времени накопления запросов и избыточной информации. Enjoy!

В качественной аудиосистеме основная роль отводится акустическим системам стерео- или многоканального типа.

Что значит количество полос в колонках

Благодаря им электрические импульсы преобразуются в звуки акустического диапазона разной частоты. Кому-то важно чистое и максимально приближенное к оригиналу звучание музыкальных инструментов, а для кого-то на первом месте стоит голос вокалиста, актеров фильма или преподавателя из обучающих видеокурсов.

Насколько важна акустическая система?

Она является базой для всей аудиосистемы.

Предпочтительней начинать подбор подходящей аудиосистемы именно с акустики.

Причем для каждого будут стоять в приоритете разные варианты оборудования. На выбор влияют такие факторы, как “заточенность” такой системы под те жанры, которые по нраву будущему владельцу и ценовая категория.

Любителям максимально точного звука подойдут акустические системы hi-fi.
Несмотря на мифы, далеко не каждая дорогая аудиотехника показывает упомянутые возможности.

В случае, когда на первом месте стоит эксклюзив, рынок аудиосистем предоставляет фанатам высококачественного звука аудиоаппаратуру класса Hi-End.

Справка! High End – это термин маркетологов, указывающий на элитность программного и аппаратного обеспечения, позволяющего усилить звук. Соответственно, цена на подобные аудиосистемы не пугает только ярых фанатов музыки или любителей несерийной звуковой аппаратуры, обладающих хорошим финансовым состоянием.

Типы акустических систем

Существует несколько категорий акустических систем, каждая из которых способна удовлетворить определенные запросы покупателя. По базовым отличиям выделяют 5 базовых классификационных групп.

  • Принцип установки аппаратуры. Акустические системы делятся на напольные и полочные в зависимости от размера. Первые предпочтительны для крупных помещений, таких как кинотеатры. Использование их дома для телевизора или компьютера нерентабельно. Оптимальнее использовать полочные колонки.
  • Количество динамиков. Иначе это называется делением по количеству полос звука. Производитель может включать от 1 до 7 динамиков. Наиболее оптимальный по бюджету вариант – 3 динамика, где одна полоса отвечает за низкие частоты, другая за средние и третья за верхние.
  • Наличие или отсутствие усилителя звука в колонках. В первом случае они называются активными, во втором – пассивными. Гораздо чаще встречаются пассивные варианты. Они предпочтительнее для аудиофилов за счет разделительного фильтра и, соответственно, более высокого качества звука за счет разделения частот.
  • По конструкции динамики различаются на планарные, динамические, электростатические и прочие типы, а в некоторых случаях аппаратура не попадает ни под одну категорию.
  • Оформлением. У колонок может быть закрытый или открытый корпус, хорошим дополнением будет фазоинвентор – труба в колонке, настроенная на определенную частоту и усиливающая звуки в ее пределах. Благодаря такому отверстию воспроизводятся более низкие частоты, чем у обычной аппаратуры. Если трубу изгибать внутри корпуса, увеличивая ее длину, мощность и диапазон воспроизводимых низких частот, получатся колонки с акустическим лабиринтом. Они более дорогие и требуют большей точности при изготовлении.

Области использования акустических систем

Первая и основная сфера применения – домашнее пользование.

Сюда включается потребность в качественном звуке для более полного погружения в видеоигры, мощность и сила звука для просмотра телевизора, чистота и приближенность к оригинальному звучанию для любителей музыки различных жанров.

Любителям качественной музыки в автомобиле рекомендуется приобретать многополосные аудиосистемы.

Причем для лучшего звучания в передней части машины располагаются высокочастотные и среднечасттные элементы Car-системы. Низкочастотным колонкам отводится задняя часто авто.

Концертные варианты акустических систем призваны не только обеспечить доступ звука в любую точку обширного помещения или зала, но и удовлетворить требования многих слушателей к качеству звучания. Наиболее распространенные наборы аудиотехники для концертов включают в себя мониторы для передачи нюансов звука, фронтальные громкоговорители, дающие прямой звук с высокой плотностью, центральные громкоговорители для передачи вокала.

Что значит количество полос в колонках

Отдельная категория – студии звукозаписи. Для них предпочтительны студийные мониторы, которые способны воспроизвести звук со всеми его плюсами и минусами, что способствует, в конечном итоге, созданию более чистого и достоверного по своему звучанию трека.

Вне зависимости от того, где будет использоваться акустическая система, рекомендуется предварительно определить критерии, по которым будет происходить отбор подходящей аппаратуры.

С их помощью удастся получить аппаратуру, которая максимально сможет приблизить вас к звуку вашей мечты.