Можно ли подзаряжать аккумулятор. Требуется ли заряжать новый аккумулятор после покупки? Строение и принцип работы батареи

Автомобильный аккумулятор (АКБ) это незаменимая вещь в каждой машине, особенно важно чтобы он всегда был полностью заряжен, чтобы не ломать голову как завести авто если сел аккумулятор. Если речь идет об уже повидавшем многое АКБ, то тут большинство автолюбителей предпочитает приобретать дополнительные зарядные устройства, а некоторые решают просто менять прибор каждые 4 года. Дело в том, что подзарядить устройство можно только в гараже или в другом помещении, что позволить себе может далеко не каждый. А вот дома такую процедуру производить запрещено, так как при подзарядке выделяются опасные для здоровья вещества: сернистый газ, арсин, стибин, хлористый водород и многое другое. Высокая концентрация этих веществ может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Именно поэтому многие отдают предпочтение новым АКБ. И тут возникает закономерный вопрос - а нужно ли заряжать только что приобретенный аккумулятор? Попробуем разобраться.

Почему новый аккумулятор оказался разряженным

Нередко автовладельцы, приобретя новый аккумулятор, сталкиваются с тем, что прибор оказывается полностью разряженным. Причина этого заключается в том что «батарейка» пролежала в магазине или на складе довольно долгое время. В результате произошел самостоятельный разряд емкости АКБ. В итоге, чем дольше аккумулятор лежал, тем сильнее он разряжался.

Чтобы не «оплошать» обязательно необходимо изучить дату изготовления устройства. Она обычно находится на упаковке или на корпусе самого изделия.

Некоторые недобросовестные производители авто-аккумуляторов утверждают, что их приборы не подвержены саморазряду. На самом деле, пока что ни одной компании не удалось полностью избавиться от этой проблемы, поэтому подобный физико-химический процесс в любом случае будет происходить в любой «батарейке». Чтобы не попасться на разряженный АКБ необходимо придерживаться всего нескольким рекомендациям.

На что обратить внимание при покупке нового АКБ

При приобретении нового аккумулятора обязательно проверьте его по всем параметрам, а именно:

  • Удалите защитную пленку и проверьте, чтобы корпус не имел никаких повреждений, если какие-то дефекты были обнаружены, замените АКБ.
  • Измерьте напряжение на клеммах с помощью вольтметра. Напряжение должно составлять от 12,5 до 12,9 Вольт при отсутствии нагрузки и не менее 11 Вольт при ее наличии. Если напряжение составило, допустим, 10,8 Вольт, то перед вами совершенно разряженный АКБ.
  • При помощи специальной вилки проверьте плотность электролита.
  • Обратите внимание на дату изготовления АКБ, если ему более 6 месяцев, то покупать такой прибор не рекомендуется.

Если все параметры отвечают требованиям, то новый аккумулятор можно сразу установить на авто, без каких-либо подзарядок.

Дополнительно для оценки состояния АКБ можно воспользоваться специальным тестером. Представителями таких устройств, доступных для приобретения любому автовладельцу, являются:

  • тестер OptiMate Test TS120N, компании TecMate;
  • и тестер BatteryBug BB-SBM12, компании Argus Analyzers.

Если говорить о том, сколько будет разряжаться новый АКБ, то тут все зависит от многих факторов, например, от электрики сигнализации и прочих параметров. Саморазряд, согласно всем официальным справочникам происходит через 60 дней, но на деле все зависит от самого устройства. Например, «средненький» АКБ на 40 А/ч позволяет завести машину и через 3 месяца нахождения в гараже, а если авто находится в движении, то аккумулятор будет подпитываться от генератора. По большому счету качественный новый агрегат должен прослужить несколько лет, прежде чем вам придется «заморачиваться» по поводу того, как восстановить авто-аккумулятор.

Но если все-таки случилось так, что АКБ нуждается в подзарядке, то помочь вам в этом могут специальные устройства, так называемые «зарядники». Перед выбором зарядного устройства лучше определиться с типом аккумулятора.

Типы АКБ

Сегодня на автомобилях устанавливаются следующие типы аккумуляторных батарей:

  • Кислотные. У таких АКБ электроды изготавливаются из свинца, в состав которого входят дополнительные добавки и примеси. Свинец отличается хорошей энергоемкостью и за малый отрезок времени может выдать ток большого значения. В роли электролитов у таких батарей используется раствор кислоты.
  • Щелочные. Электроды (пластины) в этом случае не свинцовые, а никель-кадмиевые или никель-железные. Пространство между ними заполняется раствором едкого калия. Для легковых автомобилей такие «батарейки» редко используются, так как сила тока в них намного меньше, чем у кислотных.
  • Гелиевые. Гелиевые аккумуляторы для авто - это сравнительно новые элементы питания. Электролиты у АКБ этого типа также приведены в желеобразное состояние, поэтому они по сути являются альтернативой кислотным аккумуляторам.
  • Литий-ионные (пока используются только как дополнительные элементы питания, так как двигатель такие «батарейки» не в состоянии завести).

Также аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми или необслуживаемыми. К первому типу относятся все кислотные АКБ. Обслуживать их можно благодаря тому, что в процессе химической реакции часть воды, содержащейся в растворе, испаряется. Поэтому для того чтобы электролит не выходил из строя периодически необходимо доливать воду.

Гелиевые АКБ относятся к необслуживаемым изделиям, так как их корпус абсолютно герметичен. В процессе химических реакций вода в таких аккумуляторах не испаряется, соответственно и доливать жидкость не нужно. То, что гелиевые АКБ являются необслуживаемыми не означает, что их нельзя заряжать.

Для того чтобы зарядить аккумулятор чаще всего используются специальные зарядные устройства, которые лучше выбирать исходя из типа вашего АКБ. Но, обратить внимание следует также и на другие особенности этих приборов и тонкости процесса зарядки.

Как правильно производить подзарядку АКБ

«Зарядники» преобразуют переменный ток в постоянный, поэтому их еще принято называть выпрямителями. Такие устройства обычно оснащаются регулировочным переключателем для того, чтобы можно было производить подзарядку в 12 или 24 вольт. Помимо этого, на выпрямителях устанавливают регуляторы силы тока и напряжения. Когда вы производите зарядку 12-вольтового АКБ «зарядник» должен выдавать напряжение в диапазоне 14-14,5 вольт, так как в противном случае 100% заряда вы не получите. Независимо от мощности и конфигурации все выпрямители оборудуются электрическим приводом с вилкой, преобразователем и двумя выходными проводами (плюс и минус).

Если говорить об особенностях зарядки АКБ, то стоит обратить внимание на следующие параметры, которые помогут вам определиться, как правильно заряжать авто аккумулятор:

  • Оптимальная сила тока для зарядки АКБ - это 10% от номинальной энергоемкости аккумулятора. Например, если показатель батареи составляет 60 Ач, то сила тока должна быть не больше 6 А.
  • Напряжение на клеммах ЗУ должно составлять +10% от номинального напряжения АКБ. Например, у 100% заряженной «батарейки» напряжение в клеммах составляет 12,6 В. 10% от номинального напряжения в этом случае составит 1,26 В. Соответственно, добавляем эту величину к 12,6 В и получаем наилучшее напряжение равное 13,86 В.
  • Для того чтобы произвести быструю зарядку АКБ ток должен составлять порядка 20-30 А. Но, стоит учитывать, что такой тип зарядки пагубно влияет на батарею, поэтому лучше не использовать такой метод часто.
  • Если вы заряжаете гелиевый аккумулятор обязательно нужно следить за напряжением, критическое значение которого составляет 14,2 В для АКБ такого типа.

Стоимость АКБ

Среди многочисленных производителей аккумуляторов для авто можно выделить несколько фирм, пользующихся популярностью среди автолюбителей.

  • Немецкая компания Bosch производит долговечные и качественные устройства способные работать в разных условиях. При этом большинство моделей обладает страховочной мощностью, на случай если масло в движке застынет от сильного мороза. Стоят агрегаты от 5 500 (модель S4 005) до 25 000 рублей (аккумулятор 0092S5A150).
  • Японская компания Panasonic предлагает автолюбителям недорогие, но качественные АКБ. Например, аккумулятор «Панасоник» для авто модель N55B24L стоит 3 700 рублей.
  • Аккумуляторы от турецкой фирмы Multu отличаются европейским качеством и долговечностью. При этом такой АКБ можно найти почти в любом магазине, такая доступность и отсутствие негативных отзывов со стороны автолюбителей делают АКБ «Мулту» оптимальными при выборе «батарейки». Стоимость устройств колеблется от 3 500 рублей до 7 600 рублей.
  • Российская компания Ультиматум (завод АКОМ) активно занимается производством аккумуляторных батарей для авто. На заводе изготавливаются преимущественно АКБ для машин с системой «Старт-Стоп», а также для автотранспортных средств, отличающихся повышенным электропотреблением. Стоит аккумулятор «Ультиматум» на авто от отечественного производителя порядка 8 000 рублей.
  • Американо-корейская компания Medalist предлагает автовладельцам «средние» по популярности и количеству негативных отзывов аккумуляторы стоимостью от 5 000 до 9 000 рублей.

В заключении

Как видите, новый аккумулятор должен быть заряжен на 100%, благодаря чему он сможет прослужить вам долгое время. В противном случае вам придется дополнительно приобрести специальное зарядной устройство. Поэтому, покупая новый аккумулятор, обязательно проверьте все параметры прибора и убедитесь, что перед вами не «лежалый товар».

Автомобильный аккумулятор неприхотлив в плане обслуживания, если его вовремя подзаряжать специализированными зарядными устройствами. Сам процесс зарядки аккумулятора не вызывает серьезных сложностей, если следовать инструкции. При этом некоторые автолюбители не желают извлекать источник питания из подкапотного пространства, заряжая его, когда он подключен к бортовой системе автомобиля. Резонно возникает вопрос: можно ли заряжать аккумулятор не снимая клеммы с него? Предлагаем разобраться в рисках зарядки автомобильного аккумулятора в подкапотном пространстве.

Чем вызвано желание заряжать аккумулятор не снимая клеммы?

Знает практически любой автолюбитель, который хоть раз открывал капот своего транспортного средства. Не секрет, что первым делом следует снимать минусовую клемму с аккумулятора, чтобы избежать риска возникновения короткого замыкания. Однако полное отключение автомобиля от питания – это испытание для него. При отключении аккумулятора от бортовой системы автомобиля может произойти:

  • Сброс настроек бортового управления климатом в салоне автомобиля;
  • Обнуление памяти оперативного запоминающего устройства;
  • Блокировка «родной» или сторонней акустической системы, с необходимостью ее полной перенастройки.

Устранять данные неисправности при каждом обесточивании автомобиля с целью заряда аккумуляторной батареи не желает ни один автолюбитель. К тому же, электронная система каждого автомобиля ведет себя своим образом при обесточивании, и заранее предугадать последствия, при первом полном отключении питания, довольно сложно.

Параллельное подключение второго аккумулятора к автомобилю

Специалисты электрики часто при необходимости снять аккумулятор с автомобиля пользуются следующим методом, чтобы электронная система машины не произвела сброс параметров:

  • Берется аккумулятор на 12 Вольт, который достаточно заряжен для поддержания на себе электронной системы автомобиля в автономном режиме;
  • При помощи специальных проводов аккумулятор параллельно подключается к клеммам автомобиля;
  • Далее отключается основной аккумулятор, но питание электронной системы машины продолжается от дополнительного источника энергии.

Подменив батарею на автомобиле, можно с легкостью поставить на зарядку основной аккумулятор, а после вернуть его обратно. Сложность данного способа в том, что далеко не всегда владелец автомобиля имеет запасной аккумулятор и провода для параллельного подключения дополнительного источника питания.

Автомобилисты, которые не имеют возможности поставить второй параллельный аккумулятор, и не желают настраивать штатные системы машины заново, пробуют зарядить батарею, не снимая с нее клеммы. В сети сложно найти разумные объяснения – можно ли заряжать аккумулятор, когда он подключен в электронную систему автомобиля, и по данному вопросу регулярно разгораются споры. Однозначного ответа на вопрос нет, при этом имеются отзывы, как об успешной зарядке аккумулятора на автомобиле без снятия клемм, так и о серьезных проблемах, которые возникли при подобных действиях. Предлагаем рассмотреть процесс зарядки с точки зрения теории электричества, чтобы получить максимально верный ответ на поставленный вопрос.

Главная проблема, которая может возникнуть при зарядке включенного в бортовую систему автомобильного аккумулятора, – это перенапряжение. При превышении максимального показателя напряжения автомобильных электронных устройств, они могут вовсе выйти из строя, и их останется только заменять. Каждая модель автомобильной электроники имеет свои параметры максимально переносимого напряжения. Идеально, если владелец автомобиля, который планирует зарядку аккумулятора без снятия клемм, знает минимальное значение максимально допустимого напряжения среди всех электронных систем машины. Если брать усредненное значение, то можно сказать, что большая часть автомобильных устройств способна выдержать перенапряжение до 15,3-15,7 Вольт.

Исходя из максимальных напряжений для автомобильных электронных устройств, следует подбирать по выходным параметрам зарядное устройство. Приобретая сертифицированное качественное оборудование от именитого производителя, можно в его техническом паспорте посмотреть выходные электрические параметры. На их основании делается вывод о возможности зарядки аккумулятора без снятия клемм.

Внимание: Приобретая зарядное устройство для аккумулятора автомобиля от малоизвестного бренда, нет никакой гарантии, что в техническом паспорте находится верная информация об электрических параметрах. В продаже присутствует множество зарядок, напряжение на которых достигает 17-18 Вольт постоянно или в виде кратковременных импульсов. Заряжая ими аккумулятор без снятия клемм, велик риск повреждения оборудования электронной системы автомобиля.

Некоторые производители зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов устанавливают специальные системы защиты от перенапряжения. Благодаря их использованию, при возникновении проблем с работой зарядки, максимальное зарядное напряжение не превысит заявленное производителем (или выставленное пользователем). Зарядка аккумулятора без снятия клемм при помощи подобных станций полностью безопасна, тогда как при использовании no-name оборудования или самодельных зарядок следует лишний раз подумать – не проще ли будет заново настроить электронные устройства автомобиля, чтобы обезопасить бортовую систему от перенапряжений и возможного выхода из строя дорогостоящего оборудования.

Правила безопасности при зарядке аккумулятора автомобиля без снятия клемм

Сам процесс заряда аккумулятора нельзя назвать простым, несмотря на то, что от автомобилиста он требуется минимум действий. Зарядка аккумулятора на машине без снятия клемм – это еще более сложный процесс, который должен контролироваться со стороны человека.

Автомобильный аккумулятор обеспечивает электропитание элементов машины. Во время ее движения происходит зарядка с помощью генератора. Однако он не сможет полностью восполнить энергию. Поэтому периодически необходимо обслуживание АКБ. Для этого следует знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством в домашних условиях.

Выбор зарядного устройства

Определяющими параметрами являются характеристики АКБ – напряжение (6, 12 или 4 В), тип батареи (залитые, сухозаряженные, гелевые и свинцово-кислотные ). По последнему качеству рекомендуется выбирать универсальные модели, подходящие для всех типов аккумуляторов. Дополнительно учитывается номинальный показатель емкости – Ач .

По функциональным возможностям ЗУ разделяются на два класса:

  • Зарядные. Рассчитаны только для восстановления работоспособности АКБ, возможно поддержание текущего заряда на требуемом уровне.
  • Пуско-зарядные . Для запуска систем автомобиля требуется значительный заряд тока. Если аккумулятор к этому времени не успел зарядиться – пуско-зарядное устройство может заменить его на этом этапе.

Для новичков рекомендуется покупать простые модели зарядного устройства, без дополнительных функций регулировки параметров. Если же у автолюбителя есть большой опыт – ему потребуется профессиональное ЗУ с индикацией, возможностью регулировки тока и напряжения. Любая модель должна иметь опцию защиты от перегрева, неправильного подключения.

Как часто нужно заряжать аккумулятор

Частота зарядки аккумулятора определяет срок его эксплуатации. В идеале он должен подключаться к ЗУ не чаще одного раза в год. Но фактически это зависит от множества внешних факторов. При неправильно выбранной периодичности и отсутствии контроля за текущим состоянием батареи будет наблюдаться обратный эффект — быстрое снижение емкости.

Факты, влияющие на частоту зарядки АКБ:

  • Температура за бортом. Она не влияет, если показатель более +5С. Как только происходит снижение – емкость батареи может упасть в 1,5-2 раза.
  • Возможные неисправности силовой установки. К ним относятся проблемы с компрессией, некорректное функционирование топливной аппаратуры.
  • Частота полной нагрузки аккумулятора при выключенном моторе.

Минимальный заряд АКБ для запуска силовой установки индивидуален. Но обычно он не должен быть менее 12,3 Вольт. Если это значение меньше – заряда будет недостаточно, потребуется подключение к ЗУ. В среднем для нормальной работы аккумулятора достаточно 70-75% от максимальной зарядки. Восстанавливать ее до 100% рекомендуется один раз в год, перед началом зимнего периода.

Методы зарядки аккумулятора автомобиля

Существует два основных способа зарядки АКБ – путем изменения постоянного тока или напряжения. Выбор зависит от функциональных возможностей ЗУ, необходимости контроля за процессом, его скоростью и степени заряжания.

Перед началом необходимо выполнить такие условия:

  • Предварительная проверка фактической емкости аккумулятора.
  • Правильное подключение клемм по полярности – «плюс» к «плюсу», так же как и «минус». В противном случае будет обратный процесс – разрядка.
  • Минимальное сечение жилы провода – 1 мм2. В оплетке диаметр должен составлять около 1,3 мм.
  • Очистка поверхности АКБ от остатков кислоты, грязи.
  • Открутить пробки отверстий, предназначенных для заливки кислоты.
  • Проверка уровня электролита. Если его мало – добавляется дистиллированная вода.

После этого можно приступать к процессу зарядки. Делать это рекомендуется в помещении с комнатной температурой и хорошей вентиляцией. В процессе повышения заряда будут выделяться пары электролита.

Регулировка постоянного тока

Суть этого метода заключается в контроле значения тока, путем регулирования его в зависимости от текущего заряда аккумулятора. Для начинающих автомобилистов он сложен, так как изменения показателя зависят от фактического состояния АКБ. Рекомендуется применять, если есть возможность постоянного контроля процесса.

Лучше всего суть этого метода рассмотреть на примере АКБ, емкость которой составляет 60А*ч. Рекомендуемый порядок действий.

  1. Установить значение тока в 6А, из отношения 0,1 к номинальной емкости.
  2. После начала выделения газов электролита необходимо снизить показатель в два раза. При значении заряда аккумулятора 14,4 В сила тока должна составлять 3 А.
  3. Как только показатель заряда достигнет 15 В – ток снижается до 1,5 А.

Таким способом можно зарядить АКБ до уровня от 70% до 100%. В последнем случае необходимо контролировать значение уровня заряда аккумулятора и силы тока. Если первый останется неизменным в течение двух часов – это признак полной зарядки.

Изменение постоянного напряжения

Оптимальный способ, если нет возможности постоянно контролировать процесс. Нужно учитывать, что значение заряда АКБ в этом случае пропорционально подаваемому напряжению. Для предварительного расчета времени необходимо подаваемое напряжение разделить на 1,11.

Рассмотрим этот процесс на примере стандартного 12 В аккумулятора в зависимости от требуемой степени зарядки при длительности 24 часа:

  • 75-80%. В этом случае подаваемое напряжение должно быть 14,4 В;
  • 85-90%. Оптимальное значение — 15 В;
  • 100%. Параметр напряжения должен быть не менее 16,3 В.

Важно – значение зарядного тока не должно превышать 25 А. Для этого ЗУ должно быть укомплектовано схемой, ограничивающей данный параметр. Она есть во всех заводских моделях, если же используется самодельное устройство – этот момент нужно отследить.

Проверка уровня заряда аккумулятора

Помимо значений параметров на зарядном устройстве и клеммах АКБ рекомендуется дополнительно контролировать плотность электролита. Это делается с помощью специального прибора – ареометра.

Для стандартного аккумулятора приняты следующие значения плотности электролита в зависимости от степени зарядки:

  • 100% — 1,28 г/м3;
  • 75% — 1,25г/м3;
  • 50% — 1,20 г/м3.

Важно проверять этот показатель во всех банках. Если по какой-либо причине в одной из них произошло замыкание – значение плотности электролита будет значительно меньше остальных. Также необходимо учитывать погрешность ареометра, степень его пригодности для поверки, диапазон измеряемых значений. Дополнительно этот прибор можно использовать для контроля состояния охлаждающей жидкости.

Альтернативные способы

Проверенный метод восстановления работоспособности АКБ без использования специального устройства – «прикуривание» от другого аккумулятора. Важно, чтобы значения силы тока у них было одинаково. В противном случае выйдут из строя предохранители или часть электропроводки автомобиля.

Выполнить это можно по следующему алгоритму.

  1. Прямое подключение к АКБ другого автомобиля с соблюдением полярности, как при использовании ЗУ.
  2. После запуска двигателя необходимо подождать 3-5 минут и только после этого можно отключать клеммы. Сначала от «донора», а затем от АКБ своей машины.
  3. Поездка в течение 20-30 минут. Лучшая зарядка будет при активировании повышенных или пониженных передач. Рекомендуемое число оборотов коленвала — от 2900 до 3200.

Этот метод будет действенен, если в АКБ уровень зарядки не ниже критического. В противном случае запуск двигателя и бортовых систем будет невозможен.

Также не рекомендуется применение самодельных ЗУ, изготовленных на основе бытовых зарядных блоков от ноутбука или мобильного телефона. Практически невозможно контролировать основные значения тока и напряжения во время процесса зарядки. Это может привести к негативным последствиям. Лучше всего приобрести дешевую, но надежную заводскую модель ЗУ.

Без накопителя и дополнительного источника энергии ни один из современных механизмов, гаджетов, радиотелефонов не заработает. Во всех видах транспортных средств - в автомобилях, тепловозах, самолетах - они служат для запуска двигателей и поддержки функций электроприборов. Олени, конечно, лучше, однако дальше тундры на них не уехать…

Строение и принцип работы батареи

Можно ли зарядить автомобильный аккумулятор? Традиционные энергетические накопители состоят из нескольких отделений (банок), объединенных одним крепким пластиковым корпусом. В каждой банке, залитой разведенной серной кислотой (электролитом), находятся свинцовые пластины. Все отделы последовательно соединены между собой в единую систему. В результате взаимодействия металла и электролита происходит выделение электричества. Дальше все просто:

  • ток по проводам поступает к стартеру;
  • затем к свечам зажигания;
  • в цилиндрах вспыхивают бензиновые пары;
  • двигатель заводится;
  • генератор начинает вырабатывать электроэнергию, которая накапливается в электролите.

В идеале все так и должно происходить, однако в некоторых случаях машину завести невозможно - «сел» аккумулятор.

Как исправить ситуацию

Причиной разряда батареи может стать изменение плотности электролита или общее падение емкости. Иногда, особенно после долгого бездействия, рассыпаются свинцовые пластины внутри банок. Можно ли заряжать заряженный аккумулятор? При желании снизить срок эксплуатации прибора можно делать это постоянно. Если подходить к процессу ответственно, лучше избегать подобных ситуаций, так как при перегреве компонентов происходит сильное выделение газа. Уменьшается количество жидкости, нарушаются пропорции, реакция происходит неправильно, падает производительность батареи.

Если же держать под контролем уровень и плотность электролита, соблюдать режимы эксплуатации механизма в процессе его бездействия, не потребуется отвечать на вопрос «можно ли». аккумулятор допустимо только у телефона или ноутбука. Да и то в течение полутора часов после показаний заполненности на индикаторе.

Можно ли заряжать и как правильно это сделать?

Для эффективной работы мобильных электронных устройств ныне требуются мощные автономные источники питания. Бережное использование и корректная подзарядка продлят срок службы литий-ионных накопителей. Правила такие:

  • нельзя допускать момента «пустой батарейки»;
  • раз в 3-4 месяца необходимо делать профилактическое полное обнуление;
  • хранить неиспользуемый источник со значением в 35-50 % мощности;
  • для подзарядки использовать специальные устройства;
  • не держать на солнце;
  • чередовать циклы полного и неполного наполнения батареи.

Перечисленные меры продлят время эксплуатации литий-ионных накопителей энергии.

На тепловозах и теплоходах

В промышленности, на железнодорожном транспорте и в судоходстве не обойтись без более крупных и мощных электрических систем. Щелочные и работают по такому же принципу, но отличаются размерами. Можно ли заряжать заряженный аккумулятор таких модификаций? Основные рекомендации верны для всех видов батарей. Независимо от внешнего вида, материалов корпуса и состава электролитического наполнителя, схемы происходящих химических реакций идентичны.

К основным преимуществам относится способность работать и храниться при сильно минусовых температурах, быстрая скорость набора мощности.

Конечно, ответ положительный. Важно соблюдать режим и избегать перегрева, при котором увеличивается внутреннее давление, выделяется газообразный кислород и падает коэффициент силы тока.

Существующие способы оживления «сердца» механизма

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор под медленным напряжением? Назовем применяемые виды и методы:

  1. «Медленный» - самым безопасным, но длительным считается воздействие разрядным током 0,1-0,2 С. По времени это занимает от 8 до 15 часов.
  2. «Быстрый» - более сильный ток (1/3 С), 3-5 часов.
  3. «Дельта V» или «Ускоренный» - при котором начальная подача напряжения равна значению емкости накопителя. За час-полтора происходит полная зарядка аккумулятора. Достаточно рискованный способ, который может привести к перегреву или разрушению батареи.
  4. «Реверсивный» - наиболее эффективен для щелочных приборов с «эффектом памяти». Процесс происходит с чередованием коротких периодов разряда и длинных периодов заряда.

На самом деле для каждого вида батарей предусмотрено особое устройство, которое подает токи нужной силы и обеспечивает подходящий импульс и напряжение. В цифровую технику встроены индикаторы, автоматически отключающие поток электричества при наборе прибором номинальной емкости. Для источников энергии, применяемых в автомобилях, локомотивах, самолетах и других транспортных средствах, существуют специальные аппараты для восстановления их работоспособности.

Важность количества и качества электролита

Частой проблемой автомобилистов становится отказ батареи из-за нарушения химической реакции в банках. Отчего это происходит? Причин всего две, и они связаны с нарушением состава или количества электролита:

  • изменение плотности из-за выкипания воды при частом перегреве;
  • вытекание жидкости при повреждении корпуса или сильных наклонах транспортного средства.

В неправильно эксплуатируемых приборах могут рассыпать сами пластины, разрушаются контактные связи между банками или возникает замыкание.

Плотность электролита регулируют добавлением в каждое отделение дистиллированной воды. Доливая католитическую жидкость нужного состава, восстанавливают работоспособность батареи при целом корпусе.

Особенности новейших АКБ

Система свинцово-кальциевых источников энергии устроена таким образом, что при эксплуатации в них до минимальных значений снижен процесс газовыделения и, соответственно, потери воды. Это позволяет продлить срок годности электролита до 15-25 месяцев. Одним из важных условий эксплуатации является регулировка выходного напряжения генератора до показания 14,4 В.

Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Оболочка прибора не имеет крышек и отверстий для заливки жидкостей, она герметично запаяна. Уровень напряжения показывает индикатор, размещенный внутри над одной из банок. По изменениям его цвета определяют состояние аккумулятора:

  • глазок светится зеленым - значит, все в полном порядке;
  • цвет темнеет или чернеет - пора повысить уровень тока;
  • индикатор стал желтым или бесцветным - аппарат пришел в полную негодность, остается только выбросить.

Становится понятным, что любой прибор требует внимательного и бережного обращения. И на вопрос «можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор» ответом будет слово «нужно», причем вовремя. Иначе придется потратиться на покупку нового устройства.

Отличия гелевых АКБ от жидкостных

Главным преимуществом модифицированного кислотного прибора называют густой электролит, обволакивающий пластины внутри банок. При любых наклонах транспортного средства (кроме перевертышей) такая батарея продолжает работать. Поврежден корпус, появилась трещина от удара - не беда, можно просто заклеить пробоину. На состояние и количество такого католита это не влияет, так как густое вещество не вытекает. Эта особенность является большим преимуществом в процессе использования АКБ в экстремальных условиях. Гелевыми аккумуляторами оборудуется военная авиация, скутеры, современные автомобили.

Несмотря на медленную отдачу тока, батарее время от времени требуется подпитка посредством специального устройства. Можно ли зарядить гелевый аккумулятор? Поступающее напряжение должно иметь допустимое значение. Превышение пороговых показаний чревато отслаиванием электролитного вещества от свинцовых пластин и отказом работоспособности аппарата. При правильной эксплуатации и выполнении условий подзаряда батарея способна выдержать до 1000 циклов, прослужив до 10 лет.

Как нельзя действовать

  1. Подсоединять контакты зарядника к противоположным значениям
  2. Сначала включать в сеть ЗУ, а лишь потом соединять его с батареей.
  3. По завершении процесса сначала отсоединять плюсовой контакт.
  4. Не обращать внимания на показатели приборов и индикаторов.

Можно ли заряжать заряженный аккумулятор? Думается, что после прочтения всех рекомендаций этот вопрос станет излишним, так как ответ напрашивается сам.

При эксплуатации автомобиля с исправным электрооборудованием проблем, связанных с аккумулятором этого авто, обычно не возникает. Разумеется, если надолго не оставлять включенными мощные потребители электричества при неработающем двигателе автомобиля. Но стоит перегореть предохранителю, защищающему цепь возбуждения генератора, и следующая попытка пуска двигателя авто не увенчается успехом. После чего перед владельцем авто возникнет неактуальный ранее вопрос: «как заряжать аккумулятор правильно?». При доступности зарядного устройства ничего сложного собой правильная зарядка аккумулятора авто дома собой не представляет. Зарядка аккумулятора машины автоматическим зарядным устройством наиболее проста и в контроле над процессом не нуждается.

Аккумуляторная батарея автомобиля (АКБ) используется для пуска двигателя машины и как вспомогательный источник электроэнергии в то время, когда двигатель автомобиля не работает.

Оценка состояния батареи

То, что стартер автомобиля «вяло» крутит, не обязательно следствие того, что автомобильный химический источник электричества истощен. Поэтому прежде чем тащить батарею автомобиля на зарядку, рекомендуется проверить ее.

Измерения проводятся, когда мотор авто не работает. Полностью заряженная батарея авто имеет плотность электролита от 1,27 до 1,29 г/см 3 и напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 V. Когда в ней останется 70% заряда, плотность ее электролита будет от 1,23 до 1,25 г/см 3 , а напряжение от 12,0 до 12,1 V. Наполовину разряженный источник тока будет иметь плотность электролита от 1,16 до 1,18 г/см 3 и покажет напряжение от 11,8 до 12,0 V. Полностью разряженная она будет иметь плотность от 1,11 до 1,13 г/см 3 , а напряжение упадет ниже 11 V.

Подготовка батареи к зарядке

Для того чтобы дома правильно зарядить АКБ следуйте таковой последовательности:

Методы заряда

Правильно заряжать аккумулятор можно тремя способами:


Два первых способа зарядки аккумулятора имеют как свои плюсы, так и минусы. Первый метод состоит в подключении АКБ к источнику электроэнергии с постоянной силой тока напряжением не выше 16,2 V. Силу тока при заряде в течение 20 часов можно вычислить, если емкость АКБ разделить на 20 часов. К примеру, на вашей машине установлена батарея емкостью 50 А-ч тогда 50 А-ч / 20 ч. = 2,5А. При 10 часовом заряде для определения силы тока заряда АКБ емкость делят на 10 часов. То есть, чтобы правильно заправить такую же батарею за 10 часов, нужен зарядный ток 5 А. Одно из важнейших преимуществ этого метода – это полный заряд батареи. Из недостатков можно отметить необходимость стабилизации силы тока, значительное выделение газов, и нагревание электролита.

Зарядку этим способом рекомендуется проводить в два этапа – сначала делать зарядный ток равный 1/10 от номинальной емкости, а после достижения напряжения одной банки 2,4 V уменьшать его в 2 раза. Окончание зарядки определяют по появлению интенсивного газообразованию – «кипению» электролита.

Альтернатива

Второй способ заключается в стабилизации напряжения зарядки, сила тока при этом меняется в зависимости от сопротивления батареи. Эта методика позволяет зарядить батарею до 85–90%. Преимущества метода:

  • быстрое приведение батареи в рабочее состояние;
  • большая часть энергии, потребляемая вначале процесса, тратится на восстановление активной массы пластин.

Основной недостаток – сильный нагрев электролита из-за большой сил тока в начале зарядки. Уравнительная зарядка предназначена для ликвидации последствий глубоких разрядов. Очень хорошо ликвидирует возрастающую сульфатацию электродов.

Форсированная методика применяется для быстрого восстановления рабочего состояния источника после глубокого разряда. Допускает возрастание тока в начале зарядки до 70% от величины номинальной емкости, но не долее получаса. Следующие 45 мин ток зарядки снижают до половины номинальной емкости. Еще 1,5 часа заряд идет током, составляющим 30% от номинальной емкости. Эта зарядка требует обязательного контроля температуры электролита. Если температура поднимется до 45 ◦ C, зарядку следует прекратить.

Применять метод форсированного заряда батареи следу как можно реже, так как его регулярное использование заметно сокращает срок ее службы.

О емкости АКБ

Среди владельцев авто бытует мнение о недопустимости установки на машину батареи с повышенной емкостью, так как при большей емкости автомобильная АКБ якобы не будет успевать заряжаться. Однако, количество энергии, затраченное на пуск двигателя авто, не зависит от емкости АКБ. Поэтому при исправном генераторе оно будет восполнено в АКБ большей и меньшей емкости за одно и то же время. Значит, установка на авто АКБ с емкостью большей рекомендованной не принесет вреда.

Зарядные устройства

Зарядное устройство (ЗУ) служит для заряда электрических аккумуляторов от сети переменного тока. Состоит ЗУ из преобразователя напряжения (трансформаторного или импульсного выпрямителя), стабилизатора напряжения, контроллера, регулирующего зарядный ток и иногда блока индикации, состоящего из стрелочных или светодиодных ампервольтметров. Различаются ЗУ типом заряжаемых аккумуляторов, их рабочим напряжением и емкостью.

Обозначение ЗУ для аккумуляторов автомобиля: X B/C, где X – название зарядного устройства, B – максимальная емкость заряжаемой батареи в Ампер-часах, C – максимальное рабочее напряжение заряжаемого аккумулятора в вольтах. Если у ЗУ значение B превышает 170 А-ч, то его можно использовать не только для зарядки, но и для помощи при пуске двигателя авто.