История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении. Библия, изложенная для семейного чтения

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

); называют его южным царством в отличие от израильского – северного. Ему платили дань (хотя и не всегда) идумеяне, филистимляне и бедуинские племена в пустыне Фаран (. ).

Таким образом иудейское царство было значительно менее израильского, и это последнее удержало за собою название израильского народа – Израиль, израильское царство; тем не менее иудейское царство есть законный, так сказать, наследник израильского царства Давида и Соломона и его история есть прямое продолжение истории неразделенного еврейского царства. Не Иуда отпал от Израиля, а Израиль отпал от Иуды, от дома Давидова. Так именно смотрят на разделение еврейского царства пророки и не иудейские только, напр. Исаия (7, 17), но и израильские Амос (9, 11. 12) и Осия (3, 5. 8, 4. 10, 10). Так смотрят на разделение царства писатели книг, 3-й Царств (12 гл.) и 2-й Пар. (10 гл.). Так оно следует и из хода израильской истории. В царстве иудейском находился Иерусалим, завоеванный войсками всего Израиля и бывший столицею во время двух славных царствований Давида и Соломона. В нем был блестящий храм, долженствовавший стать воплощением закона о единстве места богослужения и с течением времени действительно ставший таковым. В храме этом совершало служение Богу назначенное для этого законом священство из дома Ааронова и колена Левиина, Цари этого царства происходили из дома Давида, с именем которого и с именем Соломона соединялись воспоминания о самом блестящем периоде еврейской истории. Давиду дано было обетование о том, что род его всегда будет занимать израильский престол. Все это объясняет, почему именно пророки и вообще лучшие люди в израильском царстве смотрели на иудейское царство, как на действительное продолжение израильского неразделенного царства; тогда как пророки иудейского царства обличают иудейских царей за их общение с израильскими царями и обличают последних (), – израильские пророки располагают жителей израильского царства к добрым отношениям к иудеям () и благосклонно относятся к иудейским царям (). Этим же объясняется и то, что жизнь иудейского царства идет гораздо ровнее и спокойнее, чем в израильском. Правда, и в нем бывают отпадения от Иеговы и – при существовании здесь законного служения Иегове – они выступают здесь даже резче, но в конце концов религия Иеговы выходит из борьбы победительницею и самые эти отступления способствуют большему и большему раскрытию ее внутреннего содержания. Бывали в иудейском царстве и политические смуты, приводившие к умерщвлению царей. Но смуты эти направлялись не против царствующей династии, а против того или другого царствующего царя и заканчивались тем, что на место убитого царя воцаряем был его сын, законный его наследник. Всем этим объясняется, наконец, и то, что иудейское царство существовало дольше, чем на столетие, израильского царства.

История царства иудейского может быть разделена на два периода: 1) от разделения царства до падения израильского царства и 2) от падения израильского царства до плена вавилонского.

I). В первое время раздельного существования иудейского и израильского царства и до вступления на престол Ахава, царя израильского, между ними происходили почти не прекращавшиеся войны. Пророк Самей успел убедить Ровоама, царя иудейского, не начинать междоусобной войны тотчас после совершившегося разделения (. ). Тем не менее между Ровоамом и Иеровоамом, царем израильским, происходила, – очевидно, мелкая, – война во все дни жизни Ровоама (. ). Ровоам укрепил несколько городов в коленах иудином и вениаминовом и снабдил их оружием и запасами (). По это не спасло его царства от нашествия египетского царя Сусакима (Шешонка), который в пятом году Ровоама вторгнулся в пределы иудейского царства, взял Иерусалим, ограбил храм и дворец царский, но этим, кажется, и ограничился. Правильного подчинения Иудеи Египту, кажется, не последовало (. ). Это нашествие египетского царя дееписатель выставляет, как наказание Ровоама за отступление его и его народа от Господа () . В первое время своего царствования Ровоам верно служил Иегове; в его царство перешли священники из рода Аарона и левиты из израильского царства, не захотевшие принимать участие во введенном Иеровоамом служении тельцам (). Но с течением времени он и его народ оставили закон Господа. В стране появились „высоты, статуи и капища“, сначала, быть может, служение Иегове на высоких местах под чувственным образом, а потом и языческое идолопоклонство с позорным служением блудников (кедешей ).

Преемник Ровоама Авия (956–954 г.; Кампг. 920 – 918 г.) продолжал враждебные отношения к израильскому царству и одержал даже значительную победу над Иеровоамом (). В этой войне он стоял в союзе с дамасским царем Тавримоном (). Пред большим сражением с Иеровоамом. Авия хвалится тем, что иудеи не оставляли Господа и что у них священнодействуют сыны Аарона и левиты (), тем не менее дееписатель говорит о нем, что он ходил во всех грехах своего отца, а о жене его (Милхе-Ане) пряма говорится, что она устроила в Иерусалиме срамный истукан Астарты (. ).

Реакция этому идолопоклонству наступила, при Асе, преемнике Авии (954–913 г.; Кампг. 917–877 г.). Поддерживаемый пророками Азариею и Ананиею, он истребил всех идолов и жертвенники языческих богов в городах Иудеи, изгнал „кедешей“ из Иудфи и даже свою мать-царицу лишил ее достоинства за ее нечистое служение Астарте, а самый истукан Астарты изрубил и сжег (. ). В 15-й год своего царствования Аса собрал в Иерусалиме весь народ для жертвенного праздника, и здесь весь народ торжественно и клятвенно обязался служить только одному Богу отцов своих, подвергая себя, в случае нарушения обещания, смертной казни (). Но высоты, – надо полагать, посвященные Господу, – не были отменены (. ). В политическом отношении Аса укрепил несколько городов и усилил войско, одержал победу над эфиопским царем Зараем (Озоркоп?) и вышел победителем из борьбы с израильским царем Ваасою, хотя не без унизительного союза с дамасским царем Венададом I. За союз этот обличил Асу пророк Анания, но Аса разгневался на пророка и заключил его в темницу, преследовал некоторых и из народа; в болезни своей он взыскал не Господа, а врачей (3 Дар. 15, 16–22. ).

Преемник Асы Иосафат (913 – 888 г.; Кампг. 876–852 г.) продолжал религиозную политику своего отца Асы, истребляя уцелевшие еще остатки язычества (). Но он пошел далее. Иосафат старался познакомить свой народ с содержанием книги закона, назначив для этого особую комиссию, которая должна была ходить с книгой закона по стране иудейской, а потом и сам лично принял участие в этом деле (). Он заботился и о правосудии (). Впрочем, служение на высотах продолжалось и при нем (. ). Внешней политике Иосафат дал новое направление: он именно заключил оборонительный и наступательный союз с Ахавом, царем израильским, закрепив даже его женитьбою сына своего Иорама на дочери Ахава Гофолии (. ). Союз этот, впрочем, принес не пользу, а скорее вред иудейскому царству, ибо вовлек Иосафата в войны: а) Ахава с дамасским царем (. ), б) Иорама, сына Ахавова, с моавитянами (). Можно думать, что и собственная война Иосафата с моавитянами, аммонитянами и маонитянами, окончившаяся для него благополучно (), стояла в связи с войнами, веденными им в союзе с израильскими царями. Неудивительно поэтому, что пророк Ииуй обличал его за союз с Ахавом (). Свое царство Иосафат усилил построением крепостей и содержанием большого войска, и он пользовался уважением со стороны соседей: филистимляне и аравитяне приносили ему дары; идумеяне были ему подчинены (. ). Господство над Идумеею дало Иосафату возможность построить флот для возобновления торговли с Офиром, но корабли разбились почти на месте, и Иосафат отказался от попытки снова построить корабли, не смотря на предложение Охозии, царя израильского, помочь ему в этом деле (. ).

Та высота, какой достигло иудейское царство при Иосафате, была утеряна им почти сразу при сыне его Иораме (888 – 881 г.; Кампг. 851–844 г.). Женатый на дочери Ахава и Иезавели Гофолии Иорам пошел нечестивым путем израильских царей. Он умертвил своих братьев и некоторых из князей иудейских (), ввел служение Иегове под образом тельца и даже построил в Иерусалиме храм Ваалу, в котором служило особое жречество (. ), хотя и законное служение Господу продолжало существовать в иерусалимском храме. Внутренния нестроения отражались и на внешнем положении царства. Идумеяне отложились от Иуды, попытка Иорама вернуть их к подчинению не увенчалась успехом, отложился город Ливна; филистимляне и аравитяне вторглись даже в пределы Иудеи, взяли Иерусалим и ограбили его и царский дом, забрав с собою жен и сыновей Иорама, за исключением Охозии. Сам он умер от болезни внутренностей, согласно с пророческим предсказанием(. ).

Преемник Иорама Охозия (881 г.; Кампг. 843 г.) стоял под решительным влиянием своей матери Гофолии и потому служил политике дома Амврия. Он принял участие в войне Иорама израильского с Азаилом дамасским и погиб от руки возмутившегося против Иорама Ииуя; но не он один, а почти все члены Давидова дома пали жертвою связи с домом Амврия: Ииуй умертвил еще 42 родственников Охозии, а заступившая место последнего на иудейском престоле Гофолия умертвила оставшихся в живых членов Давидова дома. Только один Иоас, сын Охозии, еще не достигший однолетнего возраста, спасен был от общей резни сестрою Охозии Иосавеф и скрываем был в храме.

Наступило время царствования Гофолии (881–875 г., Кампг. 842–837 г. . ). Конец ее господству положил первосвященник Иодай, при помощи царских телохранителей и левитов воцаривший семилетнего Иоаса, при чем Гофолия была умерщвлена, разрушено капище Ваала и умерщвлен жрец его Матфан (4 Дар. 11, 4–21. ). Иоас (875 – 836 г.; Кампг. 836–797 г.) в первые годы своего царствования стоял под сильным влиянием первосвященника Иодая. Этот, при воцарении Иоаса, взял с него и народа торжественное обязательство служить исключительно Иегове, как своему Богу (4 Дар. 11, 17. ). И хотя служение Господу на высотах продолжалось, но царь и народ делали угодное в очах Господних. Иоас возобновил храм, поврежденный при Гофолии. После же смерти Иодая Иоас дозволил вельможам, по их просьбе, совершать открыто идолослужение и даже умертвить во дворе храма сильно обличавшего их Захарию, сына первосвященника Иодая. Наказание не замедлило последовать. Царствование Иоаса было вообще мирное и в первую большую половину даже счастливое; но через год после умерщвления Захарии дамасский царь Азаил пошел войною против Иерусалима, и Иоас лишь дорогою ценою сокровищ дворца и храма мог спасти свою столицу от завоевания и разрушения. Этот несчастный исход столкновения с дамасским царем и умерщвление Захарии были, – надо полагать, – причиною недовольства Иоасом, закончившегося заговором против него в среде придворных служителей и убийством его (. ). Преемник Иоаса Амасия (836 – 807 г.; Кампг. 796 – 778 г.) наказал убийц своего отца, но детей их, согласно закону Моисееву, пощадил. Он шел лучшим путем отца своего в служении Иегове, хотя высоты и при нем не были отменены. Непонятным только образом он после победы над идумеянами стал служить богам идумейским, а обличавшему его за это пророку грозил смертию. Ослепленный победою над идухмеянами, он вызвал на войну Иоаса, царя израильского. Этот сначала довольно пренебрежительно предостерегал Амасию, а когда предостережения не подействовали, разбил иудеев в сражении, взял в плен Амасию, разрушил часть северной стены Иерусалима, ограбил храм и дворец и, взяв заложников, возвратился в свое царство. Амасия получил свободу и остался на престоле. Впрочем, с этого времени в иудейском царстве начались внутренние смуты, заставившие Амасию убежать в Лахис, где он и был убит заговорщиками (. ).

На место Амасии воцарен был народом сын его Озия, – он же Азария (804 – 755 г.; Кампг. 777 – 736 г.). Царствование Озии было самое счастливое со времени разделения царства по смерти Соломона. Озия докончил начатое отцом подчинение Идумеи и снова овладел Елафом, победил филистимлян и в областях их поселил иудеев; счастливо воевал с аравитянами и аммонитянами, заставил платить дань себе и аммонитян; он (по надписям Азария), быть может, стоял во главе сильного союза сирийских и палестинских царей против ассирийского царя Феглафелассара (II или III). Феглафелассар победил союзников и наложил на них подати; последнего не говорится об Азарии, и это может свидетельствовать о его могуществе. Благосостояние иудейского царства при нем значительно возросло. Но такое благосостояние сильно испортило иудеев в религиозно-нравственном отношении, как это видно из первых глав книги Исаип. Исаия должен даже предсказать, что иудеи будут слепы и глухи ко всем пророческим увещаниям и тем навлекут на себя самое строгое наказание (Иса. 6, 9–13). Сам Озия делал угодное в очах Господа; но его попытка воскурить фимиам на алтаре кадильном в святилище, что по закону могли делать только священники, показывает, что его послушание закону было не безусловное. За эту попытку он был наказан проказою в храме же, оставался с нею до конца жизни и потому должен был передать правление своему сыну Иоафаму (. ). Преемник или, быть может, точнее – соправитель Озии Иоафам (755–739 г.; Кампг. 750–735 г.) шел добрым путем отца своего, причем замечается прямо, что „он не входил в храм Господень», – нужно думать, – подобно отцу своему для каждения в святилище. Он сделал некоторые пристройки в храме, построил несколько городов. Принудил платить дань аммонитян, которые, вероятно, отказались было от этого. К концу царствования его иудейское царство стали беспокоить сирийский царь Рецин и израильский Факей (. ).

Цари эти перешли в решительное наступление против иудейского царства при преемнике Иоафама Ахазе (739–724 г.; Кампг. 734–715 г.). Кажется, они хотели привлечь иудейское царство к союзу с собою для противодействия ассирийскому царю. Но Ахаз, как и Иоафам, уклонялись от него. Рецин и Факей решились заставить силою иудейское царство присоединиться к ним и низвести даже дом Давида с царского престола. Они вторглись в Иудею и осадили Иерусалим, хотя и безуспешно. Попытка Ахаза воспользоваться разъединением союзников после отступления от Иерусалима и разбить израильского царя окончилась для него страшным поражением. Бедствием Иудеи воспользовались филистимляне и идумеяне, которые не только отложились от нее, а даже вторглись в нее и произвели опустошения и завоевания. Напрасно пр. Исаия еще при вести о приближении царей сирийского и израильского успокаивал Ахаза тем, что эти враги не страшны, и уверял его в этом даже знамением, напрасно грозил и опасностию со стороны ассирийского царя, к которому Ахаз хотел обратиться за помощию. Ахаз не послушался пророка. Ассирийский царь Феглафелассар (Тиглатпилезер II или III) помог Ахазу, но за то с этого времени Ахаз стал вассалом ассирийского царя, платящим подать. Не менее политического состояния было бедственно и религиозное состояние иудейского царства при Ахазе. Он покровительствовал служению Иегове под чувственными образами (тельцов); он ввел и прямое идолопоклонство: служение богам дамасским, Ваалу и Молоху и богам ассирийским ( сл. сл.). Законному служению Иегове в храме он некоторое время не препятствовал, но он лишил его значительных украшений и некоторых сосудов, чтобы иметь возможность платить дань ассирийскому царю; потом повелел первосвященнику Урии заменить старый медный жертвенник всесожжений во дворе храма каменным, сделанным по образцу виденного им в Дамаске жертвенника, и наконец запер святилище, ограничив таким образом служение Иегове жертвами, приносимыми во дворе храма на новом жертвеннике (. . Иса. 7).

II. При преемнике Ахаза Езекии, именно в 6-й год его царствования (), ассирийский царь Оаргон завоевал Самарию и положил конец израильскому царству (722 г. до р. Хр.). С этого времени иудейское царство, загораживаемое прежде от Ассирии израильским царством, вошло в непосредственное с нею соприкосновение, тягость и опасность которого обнаружились уже при Езекии. Езекия (724–696 г.; Кампг. 714–686 г.) составлял противоположность своему отцу. Тогда как Ахаз не верил обетованиям Иеговы и служил другим богам, Езекия на Иегову возлагал все свое упование, служил Ему одному и заботился о том, чтобы и народ Ему только служил. Уже в первый день нисана первого года своего царствования он повелел открыть запертый Ахазом храм и очистить от всего нечистого, причем был истреблен и медный змей, сделанный Моисеем, ставший предметом суеверного почитания. Во второй месяц того же года с особенною торжественностию совершено празднование пасхи; к участию в нем приглашены были и жители прежнего израильского царства. Религиозное воодушевление присутствовавших на празднике было так велико, что на обратном пути домой они разрушали все встречавшиеся им на пути предметы языческого служения. Сам Езекия разбил статуи, срубил дубраву (Ашеру) и отметил высоты (– последнего не могли сделать бывшие прежде него цари –) и таким образом восстановил служение Господу в одном только иерусалимоком храме. Он восстановил чреды священнослужения и повелел уплачивать следуемые священникам и левитам по закону десятины и начатки; заботился и о религиозно-нравственном просвещении народа (). За такую ревность к служению Господу Господь наградил его успехом в его политических делах. Он изгнал филистимлян из городов, занятых ими при Ахазе; пользовался покоем в то время, когда израильское царство было разрушено ассириянами, терпеливо неся иго ассирийское, добровольно принятое на себя отцом его, и поддерживаемый в этом пр. Исаиею; наконец, отложился от Ассирии вместе с некоторыми палестинскими царями и, хотя подверг свою страну страшному опустошению и должен был уплатить большую дань Сеннахириму, но Иерусалима не сдал, как того требовал Сеннахирим, и, кажется, в конце концов остался свободным от ассирийского ига. Чудесное освобождение Иерусалима от грозившей ему опасности прославило имя Господа Бога Израилева, возвеличило и царя Езекию (4 Дар. 18–20. . Иса. 30. 31. 36–39).

Можно было думать, что религиозная реформа Езекии пустит в народе глубокие корни, а между тем уже при сыне его Манассии язычество снова и с большею, чем прежде, силой появляется в иудейском царстве. Манассия (695–641г.; Кампг. 685–641), как 12-летний мальчик, стал, – надо полагать, – под вредное влияние своих вельмож. Он не только восстановил обычное служение на высотах, но ввел и прямое язычество двух родов: древне-хананейское и вавилоно-ассирийское и дал ему место в самом иерусалимском храме. Ваалу и Астарте он построил в храме и на других местах жертвенники с обычными при них символами; идол Астарты был поставлен даже в святилище. С служением Астарте вошло в храм и его нецеломудрие. В долине Енномской был устроен „тифет», на котором сам царь принес в жертву Молоху одного из своих сыновей. Явились в стране волшебники и вызыватели мертвых. У ассириян Манассия заимствовал служение звездам: он устроил им жертвенники на обоих дворах храма и на крыше ворот храма. Служило языческим богам особое жречество, и в среде его были не только левиты, но и потомки Ифамара, сына Ааронова (). Служение Иегове законное не было, кажется, отменено; но господствующее положение занимало не оно, а язычество, которое и удерживало его за собою почти в течение 70 лет. Пророки и другие благочестивые люди восставали, правда, против язычества и в защиту Иеговы, как единственного истинного Бога, но их голос был затопляем в их собственной крови. Манассия развратил иудейский народ до крайности (), чему особенно способствовало то, что продолжительное его царствование (50 л.) было вообще мирное. Манассия, кажется, добровольно подчинился снова ассирийскому царю, в подданстве которому он находится по ассирийским надписям, и этим подчинением обеспечил для себя мир в то время, когда Асаргаддон и Ассурбанипал предпринимали поход против Египта. Лишь к концу своего царствования, – быть может, за союз с вавилонским царем Самассумукином против Ассурбанипала, – он взят был в плен и отведен в Вавилон, но потом опять возвращен на престол. После своего возвращения он, покаявшийся пред Богом, предпринял было восстановление законного служения Господу в Иерусалиме, но, должно быть, вел его не энергично и имел мало времени для этого. Амон, его преемник (640–639 г.), шел первым его путем, служа всем истуканам, которым служил Манассия, его отец (. ). Даже в первые годы царствования благочестивого Иосии (638–608 г.) все шло по старому. Лишь с 8 года своего царствования Иосия стал прибегать к Богу Давида, отца своего, а с 12-го стал очищать Иудею и Иерусалим от языческих мерзостей; но более решительные меры против язычества приняты были только в 18 году – после того, как в храме найдена была книга закона Моисеева, страшными угрозами, содержащимися в ней, произведшая сильное смущение в царе. Под этим впечатлением все языческое было удалено из храма, Иерусалима и всей Иудеи, разрушено или сожжено и осквернено. Реформа распространена была и на пределы прежнего израильского царства, где было разрушено, между прочим, вефильское святилище Иеровоама I. Служившие на высотах в Иудее потомки Аарона были лишены права священнодействовать на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, а жрецы Вефиля и других городов самарийских были даже умерщвлены. С большою ревностию Иосия заботился и о восстановлении законного служения Господу, в пример чего приводится празднование пасхи с точным соблюдением всех законных относительно ее предписаний (4 Дар. 22. 23, 1–28. ). Но и эта реформа не принесла ожидаемых от нее плодов. Более продолжительное царствование Иосии укрепило бы, быть может, народ в направлении реформы; но он прожил от 18 года своего царствования, – главного года своей реформы, – всего только 13 лет. Он умер от раны, полученной им в сражении при Мегиддо с фараоном, которому хотел загородить дорогу к Евфрату против ассирийского царя, после царствования вообще мирного, но зависимого от Ассирии (4 Дар. 23, 29. 30. ).

По смерти Иосии языческая партия снова усилилась и удерживала господство за собою до падения царства. На место Иосии народ воцарил сына его Иоахаза, миновав старшего Елиакима, но он царствовал только три месяца, делая неугодное пред Богом (. ), был низложен фараоном Нехао в Ривле, куда он отправился, кажется, для утверждения себя на престоле, и отведен в Египет.

Нехао воцарил Елиакима, переименовав его в Иоакима (607 – 597 г.), и наложил на страну значительную контрибуцию, которую Иоаким разложил на жителей страны. Но после поражения Нехао при Кархемише Навуходоносором иудейское царство подпало под власть этого последнего, который взял Иерусалим и Иоакима, но потом освободил его, оставив царем. Все обязывало теперь Иоакима верно держаться своего нового господина; но он после трех лет подчинения отложился от него и тем навлек на свое царство сначала набеги идумеян, моавитян и аммонитян, в отражении которых, быть может, нашел и свою смерть ( ).

На место Иехонии Навуходоносор поставил царем третьего сына Иосии Матфанию, переименовав его Седекиею (596 – 586 г.) и взяв с него торжественную клятву в покорности себе (Иезек. 17, 13. 16. 18. 19) . Седекия был государь в высшей степени слабохарактерный, который при всем своем желании следовать советам пророка Иеремии не может этого сделать и даже не может защитить его явно против нападок на него со стороны вельмож. Положение вещей требовало от него покорно нести иго царя вавилонского; это советовал ему и пр. Иеремия. Но большая масса народа с ее начальниками, поощряемая ложными пророками и пророчицами, сильно желала свержения этого ига. Быть может, в четвертом году Седекии в Иерусалиме являются послы идумеев, моавитян, аммонитян и финикиян за тем, чтобы заключить союз с Седекиею против халдеев. Союз не был заключен, только благодаря сильному противодействию со стороны пр. Иеремии (). Седекия даже лично являлся в Вавилон ко двору Навуходоносора () и посылал туда послов (), очевидно, с целию рассеять возможные подозрения и засвидетельствовать о своей верности. Но позднее, под напором вельмож и народа и полагаясь на египетского фараона (Офру), он отложился от вавилонского царя. Навуходоносор быстро осадил Иерусалим и держал его в осаде от 9-го до 11-го года Седекии. Египетское войско отвлекло было его на время от Иерусалима, но он опять вернулся к нему, и Иерусалим был наконец взят в 9-й день 4-го месяца 11-го года Седекии. Сам Седекия был схвачен на пути из Иерусалима к Иордану, был отведен в Ривлу к Навуходоносору, там ослеплен и в цепях отведен в Вавилон. Храм, царский дворец и все большие дома были сожжены огнем; стены города разрушены. Металлическая утварь храма была взята. Волее знатные пленники, в том числе первосвященник, – были отведены в Ривлу к Навуходоносору и там умерщвлены. Почти все население стран было отведено в плен; оставлены были в стране лишь самые бедные для возделывания полей и виноградников (. . ).

Так прекратило свое существование иудейское царство в 586 г., просуществовав по общепринятой хронологии около 390 лет. Но тень царства оставалась еще в Иудее. Навуходоносор вверил начальство над оставшимся в стране народом Годолии, сыну Ахикама, оказывавшего не раз услуги Иеремии. Около него стали было собираться разбежавшиеся по разным местам иудейские начальники со своими людьми. Но некто Измаил, из царского рода, по наущению аммонитского царя, умертвил Годолию и бывших при нем халдеев. Оставшиеся иудеи, опасаясь мести со стороны Навуходоносора, ушли в Египет, увлекли с собою и Иеремию вопреки его желанию и не смотря на его успокоения относительно халдеев (. ). Возмущения против халдеев и этим не окончились. Чрез четыре года Навузардан, начальник телохранителей, снова выселил 745 душ (). В Иудее все еще оставались, конечно, жители, но они и не убежавшие в Египет иудеи послужили тем корнем, из которого выросло новое общество иудейское; – таковым корнем явились иудеи, отведенные в вавилонский плен.

Проф. Протоиерей Ф. Я. Покровский

Царству Еврейскому, достигшему при царях Давиде и Соломоне высшей степени своего процветания, но отягченному налогами и ослабевшему духовными силами по причине распространения в нем идолопоклонства в последние годы жизни Соломона, угрожало теперь окончательное расстройство и падение.

Чтобы сохраниться истинному богопочитанию, предстояло отделиться большинству народа от той меньшей части его, которая еще не впала в идолопоклонство. Это и случилось, когда Иеровоам, по смерти Соломона возвратившийся в Иерусалим, собрал израильтян и, придя с ними к Ровоаму, сказал ему, что они не отказываются служить ему, но только при условии, что он облегчит им жестокую работу отца своего и тяжелое иго, которое он наложил на них.

Выслушав это, Ровоам отпустил их, сказав, чтоб они через три дня пришли узнать о решении его.

В это время посоветовался он сначала со старцами, которые сказали ему: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни».

Но пренебрег Ровоам советом старцев, а призвал на совещание молодых людей, «которые выросли вместе с ним», предпочел последовать их совету и объявить такой ответ народу: «Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (бичами с металлическими иглами на концах).

Накопившееся в сердце народа возмущение овладело окончательно израильтянами при подобном ответе Ровоама, и с восклицаниями: «Какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим».

Тогда «послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим».

«И отложился Израиль от дома Давидова. И воцарили Иеровоама над всеми Израильтянами. За домом же Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова».

И собрал из них Ровоам сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы вести войну с домом Израилевым и возвратить царство сыну Соломонову.

Но было тогда «слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню».

Между тем оба царя стали укрепляться в своих владениях в ожидании нападения одного на другого.

«И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем». Однако же, опасаясь, что «если народ будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому», и возвратятся они к нему, и убьют его, Иеровоама. Он решил отвлечь их от отеческих верований и привлечь к идолопоклонству. Для этой цели он «сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных. И принес жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, и произвольно установил праздник для сынов Израилевых, и подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение».

В это время, по слову Господню, пришел человек Божий из Иудеи в Вефиль «и произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя его Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. И дал в тот день знамение, сказав: вот знамение того, что это изрек Господь: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется».

«Когда царь услышал слово человека Божия, то простер Иеровоам руку свою от жертвенника, говоря: возьмите его. И одеревенела рука его, которую он простер на него, и не мог он поворотить ее к себе.

И жертвенник распался, и пепел с жертвенника рассыпался, по знамению, которое дал человек Божий словом Господним.

И сказал царь (Иеровоам) человеку Божию: умилостиви лице Господа Бога твоего и помолись обо мне, чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. И умилостивил человек Божий лице Господа, и рука царя поворотилась к нему и стала, как прежде.

И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок».

Но тот отказался, так как заповедано ему было словом Господним не есть там хлеба и не пить воды и не возвращаться той дорогой, которой он шел…

«И пошел он другою дорогою»

(3 Цар. 12, 4, 7, 8, 11, 16, 18-20, 22-25, 27-28,31, 33; 13, 2-7, 10)

Между тем один пророк-старец, живший в Вефиле, услышав о том, что сделал сегодня человек Божий, поехал вслед за ним и уговорил его возвратиться с ним и поесть у него хлеба, сказав: «И я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды. - Он солгал ему».

«Когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его. И произнес он к человеку Божию, пришедшему из Иудеи, и сказал: так говорит Господь: за то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которое заповедал тебе Господь Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: не ешь хлеба и не пей воды, тело твое не войдет в гробницу отцов твоих.

После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил.

И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела».

Узнав об этом из рассказов от проходивших мимо людей, старец-пророк отправился на место происшествия, нашел и поднял тело человека Божия и привез его обратно в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И завещал сыновьям своим, сказав: «Когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских».

«И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот. Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. В это время заболел Авия, сын Иеровоамов».

Тогда Иеровоам послал жену свою в Силом, к пророку Ахии, предсказавшему ему о царствовании над Израилем, чтобы она спросила его: «Что будет с отроком?» Престарелый Ахия, почти потерявший зрение, узнал ее, несмотря на то, что она была переодета, и сказал ей: «Войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими; ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на дом Иеровоамов, и вымету дом его, как выметают сор, дочиста. Встань, и иди в дом твой: и как скоро нога твоя вступит в город, умрет дитя».

«И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь. И предаст Господь Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля».

«И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло».

Что касается Ровоама, то сначала он пребывал верным закону Моисея и поддерживал его исполнение народом в своих владениях, но когда «царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним».

«И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком месте и под всяким тенистым деревом».

И кара Божия разразились над народом.

На пятом году царствования Ровоама царь Египетский Сусаким во главе многочисленного войска пошел на Иерусалим, и взял укрепленные города в Иудее.

Великим страхом были поражены Ровоам и приближенные его. Тогда пришел к ним пророк Самей и сказал: «Так говорит Господь: вы оставили Меня, за то и Я оставляю вас в руки Сусакиму».

«И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!

Когда увидел Господь, что они смирились, тогда было слово Господне к Самею, и сказано: они смирились; не истреблю их и вскоре дам им избавление, и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима; однако же они будут слугами его, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным».

«И пришел Сусаким, царь Египетский, в Иерусалим и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского; все взял он, взял и щиты золотые, которые сделал Соломон. И сделал царь Ровоам, вместо их, щиты медные, и отдал их на руки начальникам телохранителей, охранявших вход дома царского.

Когда выходил царь в дом Господень, приходили телохранители и несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей. И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе. И утвердился царь Ровоам в Иерусалиме и царствовал семнадцать лет. И были войны у Ровоама с Иеровоамом во все дни. И почил Ровоам с отцами своими и погребен в городе Давидовом. И воцарился Авия, сын его, вместо него».

Три года царствовал Авия (имя матери его Мааха, дочь Авессалома).

«Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его. И была война у Авии с Иеровоамом».

Войско его состояло из четырехсот тысяч человек отборных. Иеровоам же выступил против него «с восемьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых».

Перед началом войны Авия, став на вершине одной из гор Ефремовых, обратился к Иеровоаму и к израильтянам и напомнил им о всех правах дома Давидова, выразил свое презрение к золотым тельцам израильским и разъяснил славу борьбы во имя Иеговы, Бога истинного. «Сыны Израилевы! - заключил он речь свою, - не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха».

Между тем Иеровоам попытался окружить со всех сторон войско Авия. «И воскликнули Иудеи. И когда они воскликнули, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных». Несколько городов, и в том числе Вефиль, остались во власти победителей.

«И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии. И поразил его Господь, и он умер».

«Авия же усилился», но кончил все же тем, что впал в грехи отца своего и после трех лет царствования умер, оставив наследником сына своего Асу, во дни которого покоилась земля десять лет.

Иеровоам же умер год спустя после Авии. Ему наследовал сын его Нават, который пошел по следам отца своего, и на втором году своего царствования, во время осады им города Гавафона Филистимского, был убит Ваасою (из дома Иссахарова), который занял престол его, истребив весь дом Иеровоамов, как это было предсказано пророком Ахией.

В царстве же Иудейском в это время все обстояло благополучно. Царь Аса восстановил в нем почитание истинного Бога, «отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона. Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его».

Десять лет мирного царствования позволили ему благоустроить города и укрепить войско.

Когда же «вышел на них Зарай Ефиоплянин» во главе бесчисленного войска и дошел до Мареши, то, помолясь Господу, «да не превозможет Его человек», Аса сразился здесь с Зараем, победил его, обратил в бегство, а воины его «набрали добычи великое множество».

В это время жил пророк Азария; он явился к царю Асе, приветствовал его и ободрил на продолжение его богоугодной деятельности; сказал, что совершить победы Бог дал ему в награду за верное служение его, так же, как и бедствия прежние были посланы в наказание за грехи предшественников его. И Аса ревностно продолжал истреблять идолопоклонство, восстановил в подобающем величии жертвоприношения и служение в храме, «внес в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды».

Многие израильтяне, не отпавшие от Бога, стали переселяться на жительство в землю царя Иудейского. И могущество его постоянно возрастало. Это стало беспокоить Ваасу, царя Израильского, который, овладев городом Рамой, укрепил его и поставил там военный отряд, «чтобы не позволить никому ни уходить от Асы, царя Иудейского, ни приходить к нему». Тогда «вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, говоря: союз да будет между мною и тобою; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня. И послушался Венадад царя Асы и послал своих военачальников против городов Израильских».

Сам же царь Аса пошел на Раму, овладел ею, срыл все укрепления этого города, распорядился, чтобы вывезены были из Рамы камни и дерева, которые употреблял Вааса для строения, и выстроил их них города Геву и Мицфу.

«В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, и сказал ему: очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь», что понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, Который предал в руку народа Своего и ефиоплян, и ливиян с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными за то, что народ уповал тогда на единого Господа, Бога своего.

Смелая речь прозорливца разгневала царя, и он заключил его в темницу.

Не утаивает Священное Писание и слабостей благочестивых людей. И еще ставит оно в осуждение благочестивого царя Асы то, что когда он «сделался болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, то в болезни своей взыскал он не Господа, а врачей». Но вместе с тем свидетельствует Священное Писание, что «сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его, хотя высоты и не были отменены у Израиля».

«И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего. И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество.

И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян».

(3 Цар. 13, 18, 20-24, 31-34; 14, 1, 3, 6-10, 12, 14, 16-17. 2 Пар. 12, 1.
3 Цар. 14, 23. 2 Пар. 12, 5-13, 15-16. 3 Цар. 15, 2-3.
2 Пар. 13, 2-3, 12, 15-17, 20-21. 3 Цар. 15, 12-15.
2 Пар. 14, 9, 11, 13; 15, 17; 16, 1-4, 7, 9, 12-14; 17, 1.

О царе Израильском Ваасе, современнике царя Иудейского Асы, известно из Священного Писания, что в то время, когда он открыто покровительствовал идолопоклонству, посетил его пророк Иуй, упрекал в подражании нечестивому царю Иеровоаму и предсказал, что Господь «отвергнет дом Ваасы и потомства его и сделает с его домом то же, что с домом Иеровоама».

Вааса предал смерти пророка, но пророчество праведного исполнилось. Вааса умер, процарствовав двадцать четыре года.

«И воцарился Ила, сын его, вместо него. И царствовал два года. И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда Ила напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошел Замврий и умертвил его, и воцарился вместо него».

И «истребил Замврий весь дом Ваасы, по слову Господа, которое Он изрек о Ваасе чрез Иуя пророка, за все грехи Ваасы и за грехи Илы, сына его, которые они сами делали и которыми вводили Израиля в грех, раздражая Господа Бога Израилева своими идолами».

Но, завладев престолом, Замврий царствовал только семь дней в Фирце. Когда же народ, осаждавший в это время Гавафон Филистимский, услышал о его воцарении, то составил заговор против Замврия и умертвил его, провозгласив царем «Амврия, военачальника, над Израилем в тот же день, в стане».

«И отступили Амврий и все Израильтяне с ним от Гавафона и осадили Фирцу. Когда же увидел Замврий, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома и зажег за собою царский дом огнем и погиб».

Амврий, впрочем, избран был не единодушно: часть народа провозгласила наследником престола Фамния, сына Гонафова, и Амврий взошел на престол только по смерти Фамния и царствовал двенадцать лет. В это время единственным замечательным делом его было построение близ Сихема города Самарии, сделавшейся столицей царства Израильского.

«И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии.

И воцарился Ахав, сын его, вместо него (в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского) и царствовал над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, он взял себе в жену Иезавель, дочь царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, в самой Самарии.

В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина».

В то же время, как нечестивый Ахав, под влиянием жены своей Иезавели окончательно предавшийся идолопоклонству, вел и народ израильский по этому гибельному пути, царство Иудейское благоденствовало под управлением благочестивого царя Иосафата, который «не взыскал Ваалов, но взыскал Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян».

«И утвердил Бог царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. И возвысилось сердце его на путях Господних», и ревностно охранял он веру в Единого истинного Бога. Для подкрепления веры в сердце народа он рассылал левитов учить по городам Иудиным, и, «имея с собою книгу закона Господня, они обходили все города и учили народ».

«И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом. А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот. И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и города для запасов. Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей военных, храбрых».

(3 Цар. 16, 3, 9-13, 16-18, 25, 28-32, 34. 2 Пар. 17, 3-6, 9-13)

Но великой ошибкой его было то, что он допустил брак сына своего Иорама, через который породнился с нечестивыми Ахавом и Иезавелью, людьми, отпавшими от веры в истинного Бога. Это отразилось печальными последствиями для царства Иудейского.

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился