Критерии оценивания выездной налоговой проверки. Критерии отбора компаний для налоговых проверок

Уважаемые налогоплательщики! Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@".

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

ФНС России разработала 12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков Пресс-релиз

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 14 Налоговый контроль

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Приказ ФНС России от 30.05.07. № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, которые должны использовать налоговые органы при проведении налоговых проверок»

Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки

Письмо ФНС России от 03.12.2007 № ШТ-6-06/925@ Об оформлении результатов камеральных налоговых проверок и о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения материалов проверки отчетности по единому социальному налогу, связанных с реализацией статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации

Письмо ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@ Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля

Визит ФНС с внеплановой выездной налоговой проверкой - практически всегда неожиданность для предпринимателя. Внезапная налоговая проверка опасна не только тем, что она затрудняет работу фирмы - существует большой риск, что по ее итогам налоговики найдут не одно нарушение, привлекут виновных лиц к ответственности и заставят компанию сделать доначисление налогов. Можно ли спрогнозировать визит налоговых инспекторов заранее?

С Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной еще 30.05.2007 года, это сделать под силу каждому предпринимателю.

В Концепции приведены критерии самостоятельной оценки рисков - 12 положений. Перечислим их:

  1. Фирма платит меньше налогов, чем другие юрлица по данному региону, занимающиеся аналогичным видом деятельности.
  2. В бухгалтерских и налоговых документах отражены убытки за последние несколько периодов.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов.
  4. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов от продажи товаров или оказания услуг.
  5. Уровень зарплат в данной фирме ниже, чем средний уровень зарплат в данном регионе в том же экономическом сегменте.
  6. ИП отражает сумму затрат, идентичную его сумме доходов.
  7. Многократное приближение к критериям, позволяющим применять особые налоговые режимы.
  8. Построение всей деятельности компании на сотрудничестве с фирмами-перекупщиками или посредниками.
  9. Отказ от дачи пояснений ФНС относительно выявленного несоответствия показателей деятельности.
  10. Многократное снятие налогоплательщика с налогового учета в одной ИФНС и постановка в другой ИФНС.
  11. Существенное несоответствие уровня рентабельности данной фирмы по сравнению с другими фирмами того же региона и того же экономического сектора.
  12. Функционирование юрлица с высоким уровнем налогового риска.

В Приложении № 2 к Критериям содержатся пояснения относительно каждого из 12 критериев налоговых рисков. На последнем пункте следует остановиться подробнее.

Деятельность с высоким уровнем налогового риска означает, что с большой долей вероятности данная фирма реализует «серые» схемы уклонения от налогов и получения необоснованной выгоды. Например, на это могут указывать «проблемные» контрагенты - без регистрации в ЕГРЮЛ, с отсутствием данных по директору или другому лицу, подписавшему договор, и т.д.

Каков риск налоговой проверки вашей фирмы?

Конечно, ни на одном сайте невозможно посмотреть списки фирм, деятельность которых сотрудники ФНС будут проверять в ходе выездного инспектирования. На официальном сайте Генпрокуратуры РФ можно найти планы всех других проверок, кроме налоговых.

Однако предпринимателям стоит иметь в виду - чем больше критериев исполняется, . Кроме того, на решение налоговиков посетить именно вашу организацию могут повлиять также обращения граждан, например, о том, что работодатель выплачивает зарплату «в конверте» или иным образом нарушает действующее законодательство.

Поэтому если вы изучили критерии самостоятельной оценки налоговых рисков и понимаете, что визит ФНС не за горами, вам следует немедленно:

  1. Привести в соответствие действующему законодательству все бухгалтерские документы и отчетность. Если это необходимо, нужно провести аудит документации.
  2. Издать локальный акт, регулирующий функционирование компании на время инспектирования. В этом акте, например, нужно прописать, кто будет взаимодействовать с сотрудниками ФНС, готовить документы для Инспекции, где будут размещаться проверяющие и т.д.
  3. Сделать копии важных документов, в том числе скопировать информацию, содержащуюся на жестких дисках компьютеров.
  4. Если каких-то бумаг не хватает - запросить их копии, например, у контрагентов.
  5. Озаботиться подготовкой помещения, где будут размещаться проверяющие.
  6. , который проконтролирует работу ФНС и не допустит нарушений прав компании.

Указанные выше действия, во-первых, снизят риск возникновения налоговых споров, во-вторых, ускорят проверку деятельности организации, в-третьих, предотвратят хаос и неразбериху среди сотрудников. Поэтому изучайте критерии налоговых рисков и готовьтесь к возможным ревизиям заранее.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru .

При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ в абзац первый пункта 4 статьи 346.13 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми увеличен предельный размер дохода до 150 млн. руб., при превышении которого налогоплательщики теряют право на применение УСН.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

Площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

Площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

Количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

Общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом изменений и дополнений) сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.).

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 11 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

Отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

Отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

Контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

Наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

Отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

Приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

Отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

Выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

Существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее - Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

ПОДГОТОВЛЕНЫ
на основании Концепции
системы планирования выездных
налоговых проверок, утвержденной
Приказом ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОТ 25.06.2007

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru .

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов. В части упрощенной системы налогообложения. Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами и пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

Площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

Площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

Количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

Общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 .

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п. п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Вид экономической деятельности Налоговая нагрузка, %
1 2
Всего 11,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - всего 5,5
Рыболовство, рыбоводство 13,7
Добыча полезных ископаемых - всего 45,1
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего 49,4
14,4
Обрабатывающие производства - всего 7,2
производство пищевых продуктов, включая напитки 13,1
5,7
4,9
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 3,7
12,5
производство кокса и нефтепродуктов 3,2
химическое производство 4,4
4,7
8,9
6,7
11,8
7,8
5,5
прочие производства 4,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего 7,3
производство, передача и распределение электрической энергии 7,0
4,2
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 1,1
Строительство 11,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,8
Гостиницы и рестораны 10,7
Транспорт и связь - всего 11,7
из него - деятельность железнодорожного транспорта 8,1
связь 16,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2
Образование 42,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 37,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 16,8
из них - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 15,3

Приложение 2
к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым
налоговыми органами в процессе
отбора объектов для проведения
выездных налоговых проверок

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ И АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2006 ГОДУ, В ПРОЦЕНТАХ

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг <*> Рентабельность активов <**>
1 2
Всего в том числе: 14 9,3
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,0 4,0
рыболовство, рыбоводство 7,4 6,5
добыча полезных ископаемых 30,9 16,5
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 29,5 16,5
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 41,8 16,3
из нее добыча металлических руд 50,9 17,6
обрабатывающие производства 15,9 15,1
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 9,3 7,3
текстильное и швейное производство 3,4 2,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,5 4,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 5,3 2,4
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 13,1 11
в том числе:
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий 15,5 11,7
из них
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 8,2 9,1
производство кокса и нефтепродуктов в 17,9 24,3
том числе:
производство кокса 13,9 19,4
производство нефтепродуктов 17,9 24,4
химическое производство 17,0 14,2
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,9 12,7
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 19,7 17,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 31,9 25,7
том числе:
металлургическое производство 36,3 27,8
производство готовых металлических изделий 7,2 7
производство машин и оборудования 8,8 6,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,9 8,3
производство транспортных средств и оборудования 6,3 3,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,1
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 3,8 3,3
из них:
производство, передача и распределение электроэнергии 5,8 3,0
производство и распределение газообразного топлива 3,2 11,8
строительство 5,6 4,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 14,1 10,0
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 4,9 7,3
гостиницы и рестораны 16,3 12,6
транспорт и связь 14,3 5,0
из них:
деятельность железнодорожного транспорта 6,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11,6 3,6
из них
научные исследования и разработки 11 5,1
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,0 8,6
образование 6,6 6,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 7,2 5,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 12,4 8,2
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 17,7 22,3

<*> Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный - имеет место убыточность.

<**> Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный - имеет место убыточность.