Требования к опасным производственным объектам по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных пр. объектов"

Непосредственно качество проектных работ на этапе строительства ОПО контролирует Ростехнадзор. О том, какие требования предъявляются к проектным организациям, какие меры административного воздействия принимаются в адрес таких организаций и предприятий Ростехнадзором, рассказывает Богатов Николай Дмитриевич, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Какие требования определены законодательством к предприятиям, оказывающим услуги в области проектирования ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
- Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- Какие документы должны обязательно присутствовать в проектной документации на строительство ОПО?
- Состав проектной документации также устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- В ходе строительного надзора кроме всего прочего контролируется соответствие строительных работ проекту ОПО. Какие основные нарушения при этом выявляются?
- При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов кроме нарушений требований отраслевых правил выявляются нарушения при выполнении общестроительных работ, такие как: нарушение антикоррозийного покрытия металлоконструкций, выявление участков с трещинами в бетоне, нарушение огнезащитного слоя металлоконструкций, наличие пустот в узлах пересечения помещений коммуникациями, несоответствие сварных соединений установленным требованиям и требованиям проекта, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-­монтажных работ.


- Выявляются ли случаи, когда до начала строительства отсутствует проектная документация на строительство, получившая положительное заключение государственной экспертизы? Какая ответственность предусмотрена за это?

- Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также положительное заключение государственной экспертизы данной проектной документации являются обязательными для получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации». За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предус­мотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
На сегодняшний день Волжско-Окским управлением Ростехнадзора не было выявлено случаев строительства ОПО без проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

К сфере деятельности Ростехнадзора в рамках государственного строительного надзора относится и надзор за СРО. Какие нарушения в деятельности СРО, связанные с регулированием деятельности проектных организаций, выявляются Ростехнадзором?
- При осуществлении Волжско-Окским управлением Ростехнадзора надзора за СРО в области архитектурно-строительного проектирования основными нарушениями являются: неприменение мер дисциплинарного воздействия при проверках саморегулируемыми организациями своих членов, невыполнение в полном объеме требований к информационной открытости сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет».

Выявляются ли случаи, когда проектная документация на строительство объекта капитального строительства разрабатывалась при одних требованиях нормативно-технических документов, объект строился или строится по вновь введенным требованиям и сдается уже по третьим требованиям? Какие меры должен предпринять эксплуатирующий субъект, подрядчик, осуществляющий работы по строительству, иные лица, чтобы объект соответствовал требованиям законодательства в области промбезопасности?
- Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. В случае выявления несоответствия проекта действующим требованиям законодательства при влиянии данных проектных решений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства в проект должны быть внесены изменения, подлежащие повторной экспертизе.

Какие нарушения выявляются в ходе государственного строительного надзора в случае, когда проектные работы осуществлялись иностранной проектной организацией или при использовании импортного оборудования?
- Независимо от того, какая организация выполняла инженерные изыс­кания и проектные работы, данная организация должна иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Кроме того, проектная документация на строительство объекта должна соответствовать требованиям технических регламентов, действующим на территории России. В ходе государственного строительного надзора также выявляются нарушения при выполнении работ строительной организацией.

На что нужно обратить внимание в статье:

1. Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
2. За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предус­мотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Требования к строительству опасного производственного объекта

Требования к проектированию опасного производственного объекта

При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (проектная документация) в соответствующих разделах проектной документации на всœех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.

При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала.

Для опасного производственного объекта͵ для которого Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или Ростехнадзором России установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается, уточняется и проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Ростехнадзор России

Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Ростехнадзором России.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в Ростехнадзор России, рассматривается и утверждается в установленном им порядке.

Решение о начале строительства, расширения, реконструкции, техни-ческого перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (далее - строительство) принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Ростехнадзором России.

В процессе строительства не допускаются отклонения от проектной документации, обеспечивается контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа.

По окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно - спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

Требования к техническим устройствам

Технические устройства, в т.ч. иностранного производства, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям промышленной безопасности и требованиям нормативных документов.

В технической документации на техническое устройство, в т.ч. иностранного производства, организация - изготовитель (поставщик) указывает условия и требования безопасной эксплуатации, методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его базовых узлов, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования.

Различные виды (типы) технических устройств до начала их примене-ния на опасном производственном объекте проходят приемочные испытания, осуществляемые приемочной комиссией в установленном порядке.

На основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Ростехнадзор России выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства в установленном им порядке

Технические устройства в течение всœего срока их использования подлежат техническому обслуживанию. Объем и сроки проведения профилактических работ для поддержания технического устройства в исправном состоянии определяются в технической документации на данное устройство. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, организует работы по техническому обслуживанию указанных устройств и контролирует их проведение, а также обеспечивает регистрацию конкретных видов (типов) технических устройств в органах Ростехнадзора России.

При ремонте и наладке технических устройств на опасных производственных объектах обеспечивается ведение этих работ на базе требований соответствующих регламентов, а также соблюдение установленных процедур планирования, проверки качества и учета ремонтных и наладочных работ.

По достижении срока эксплуатации, установленного в технической документации, дальнейшая эксплуатация технического устройства не допуска-тся без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации в порядке, установленном Ростехнадзором России

Сертификация технических устройств

Сертификат - это документ, удостоверяющий соответствие рассматриваемого объекта требованиям промышленной безопасности.

Сертификация - это процесс и правила проведения работ, в результате которых выдается сертификат. Правила прове­дения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Ростехнадзором России и его территориальными органами.

Сертификацию проводят аккредитованные организации. На ОПО применяются разнообразные технические устройства, подлежащие сертификации.

Основные классы технических устройств, разрешение на изготовление и применение которых выдает Федеральный горный и промышленный надзор России (БТП 2/99), приводятся ниже.

‣‣‣ Оборудование подъемно-транспортное (грузоподъемные краны, подъемники (вышки), лифты, эскалаторы, конвейеры пассажирские, дороги канатные и другое оборудование).

‣‣‣ Котельное оборудование, трубопроводы пара и горя­чей воды, оборудование, работающее под давлением более 0,7 кгс/см 2

‣‣‣ Взрывозащищенное и рудничное электрооборудование.

‣‣‣ Технические устройства для горнодобывающих и горнообогатительных производств и подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

‣‣‣ Оборудование и приборы, используемые при выполне­нии взрывных работ в промышленных целях.

‣‣‣ Газовое оборудование котлов, технологических линий и агрегатов, газогорелочные устройства, емкостные и про­точные водонагреватели.

‣‣‣ Технические устройства для нефтегазодобывающих производств (оборудование нефтегазопромысловое, газоперерабатывающее, буровое; оборудование для геологоразведочных и геофизических работ; оборудование для магистрального трубопроводного транспорта).

‣‣‣ Технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и других производств, работающие с взрывопожароопасными, токсичными, агрессивными средами,

‣‣‣ Технические устройства для опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна.

‣‣‣ Оборудование для черной и цветной металлургии опасных производственных объектов (доменное, коксовое, сталеплавильное, технологическое для цветной металлургии; агрегаты сталеплавильные, вакуумирования и рафинирования стали; машины непрерывного литья и др.) ‣‣‣ Электропечи, электропечные установки и устройства, где получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на базе этих расплавов ‣‣‣ Оборудование для плавки чугуна.

‣‣‣ Средства газозащитной дыхательной аппаратуры (изолирующие респираторы, воздушные аппараты, изолирующие и фильтрующие самоспасатели), приборы газового контроля, технические устройства, в т.ч. специальные защитные костюмы для ликвидации аварийных ситуаций.

‣‣‣ Приборы и средства автоматизации, применяемые на опасных производственных объектах

‣‣‣ Насосы жидкостные и вакуумные, насосные агрегаты, компрессоры воздушные и газовые; части к ним.

‣‣‣ Цистерны, контейнеры специализированные и балло­ны для сжиженных газов, взрывопожароопасных и токсич­ных сред.

‣‣‣ Трубопроводы и их узлы: стальные, из цветных метал­лов и сплавов, неметаллических материалов - для опасных производственных объектов.

‣‣‣ Электросварочное оборудование, используемое на опас­ных производственных объектах.

‣‣‣ Арматура для технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

В процессе эксплуатации технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Требования к строительству опасного производственного объекта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Требования к строительству опасного производственного объекта" 2017, 2018.

Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам в России по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
    • 3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
  4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
    • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
    • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
    • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
    • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
  2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
    • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Информация гарантировано актуальна: апрель 2011 года.

Опасные производственные объекты в случае аварии могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья населения, его имущества, а также окружающей среды. Поэтому государство контролирует ОПО уже на стадии проектирования. Так обязательным требованием для проектных организаций является наличие свидетельства о допуске СРО на проектирование опасных производственных объектов.

Нормативные документы в соответствии, с которыми происходит проектирование опасных производственных объектов:

  • Федеральный закон от 21.07.97 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию "
  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий "
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании "
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
  • ГОСТ Р 21.1001-2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения
  • ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС . Основные требования к проектной и рабочей документации

В ходе проектирования ОПО разрабатываются архитектурно-строительные, технологические, инженерные решения; определяются конструкционные и отделочные материалы; прорабатываются вопросы энергообеспечения и связи; строятся транспортные схемы и схемы инженерных систем и т.д.

Проектная документация на строительство ОПО включает:

  • пояснительную записку;
  • схему планировочной организации земельного участка;
  • архитектурные решения;
  • конструктивные и объемно-планировочные решения;
  • сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, технологических решений;
  • проект организации строительства;
  • перечень мероприятий по охране окружающей среды;
  • проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • мероприятия энергоэффективности;
  • смету на строительство объектов капитального строительства;
  • иную документацию, установленную законодательством РФ (например, декларация промышленной безопасности).

На состав проектной документации влияет тип предприятия, насыщенность производственной площадки и применяемые технологии.

Проектная документация на строительство нового опасного производственного объекта подлежит государственной или негосударственной экспертизе для получения разрешения на строительство (в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Тогда как проектная документация на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию существующих ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности , результаты которой регистрируются в Ростехнадзоре.

Проектная документация и положительное заключение экспертизы служат основанием для разработки рабочей документации на новое строительство. Рабочая документация разрабатывается согласно требованиям нормативных документов системы проектной документации для строительства (СПДС).

Согласно ФЗ №116 в процессе реализации проекта строительства ОПО необходим авторский надзор за производством строительных и монтажных работ для обеспечения архитектурных, инженерных, технологических и прочих решений, утвержденных заказчиком в проектной документации.

Есть вот такое письмо Росстроя:

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Управление регулирования градостроительной деятельности Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 25 апреля 2013 г. N ОГВ/206 рассмотрело письмо о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов и в рамках компетенции сообщает.
Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в разделе 9 ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" (далее - ГОСТ Р 54257-2010). Согласно ГОСТ Р 54257-2010 уровень ответственности зданий и сооружений зависит от социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.
Исходя из принятого для объекта уровня ответственности назначаются различные параметры проектирования и строительства, в том числе поправочные коэффициенты при расчетах конструкций, объем изысканий и т.п. Пунктом 9.2 ГОСТ Р 54257-2010 установлено, что уровень ответственности зданий и сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже определенных в данном национальном стандарте минимальных значений.
Здания и сооружения, отнесенные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, идентифицируются в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) как здания и сооружения повышенного уровня ответственности.
Вместе с тем ГОСТ Р 54257-2010 предусмотрено, что для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
В то же время в сфере промышленной безопасности опасные производственные объекты часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п.). Эти административные ячейки, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), должны регистрироваться как опасные производственные объекты и являются объектами надзора.
Таким образом, категория "особо опасные, технически сложные или уникальные объекты", установленная статьей 48.1 Кодекса, и категория "опасные производственные объекты", установленная Федеральным законом N 116-ФЗ (приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными.
Из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности.
Таким образом, понятие "уровень ответственности" применяется к техническим объектам, то есть к зданиям и сооружениям.
Обращаем внимание, что ГОСТ Р 54257-2010 и СТО 36554501-014-2008 "Надежность строительных конструкций и оснований", утвержденный приказом ФГУП "НИЦ "Строительство" от 23 сентября 2008 г. N 219, согласно нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) являются документами в области стандартизации добровольного применения, поэтому применяются в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 384-ФЗ и нормативных документов обязательного применения.
Применение стандартов организаций, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 - 13, 17 Федерального закона N 184-ФЗ и норм ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандарты организаций. Общие положения".
В настоящее время обязательным для применения в соответствии с пунктом 1 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Перечень), являются положения ГОСТ 27751-88* "Надежность строительных конструкций и оснований".
До официального внесения изменений в Перечень следует руководствоваться на обязательной основе положениями национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень.

Начальник Управления регулирования
градостроительной деятельности
Д.В.БЕЛЯЕВ

Следует ли из этого, что при проектировании , например, установки первичной переработки нефти часть ее сооружений можно выполнять отнеся их к нормальному уровню ответственности. При этом не учитывая, что расчеты энергетических потенциалов и радиусов зон разрушения (Приложения 2 и 3 ФНПП "ОПВБ") показали, например, что все сооружения попали в 1 зону разрушения с избыточным давлением по фронту ударной волны более 100 кПа. Пущай рушатся ??