С войной покончили мы счёты? С войной покончили мы счеты, бери шинель, пошли домой С войной покончили мы счеты.

28 января 2019 года

О новых попытках пересмотра итогов Второй мировой войны с помощью реституции

Владимир Мединский (доктор исторических наук, профессор)

В конце декабря 2018 года германское посольство распространило информацию о том, что намерено добиваться возврата в свою страну культурных ценностей, которые по итогам Второй мировой войны перемещены из Германии в СССР. Потом дипломаты поспешно поправились: мол, не добиваемся решительного возврата, а хотим активизировать переговоры на эту тему.

Однако даже такое якобы обтекаемое, но вполне официальное заявление требует комментария. И объяснения: почему ничего этого не будет - ни «возврата», ни даже сколько-нибудь предметных «переговоров» о чем-то подобном.

Нынешнее положение дел исторически справедливо, соответствует нормам международного и российского права и, главное, нормам морали и нравственности и не нуждается в пересмотре. То, что Советский Союз взыскал с Германии после Второй мировой войны, закреплено документально и по праву принадлежит нам: во-первых, как стране, пострадавшей от вероломной агрессии и варварских методов ведения войны нацистами; во-вторых, как компенсация за причиненный в годы войны ущерб, включая разграбленные и незаконно вывезенные культурные ценности, и, наконец, как державе-победительнице.

Культурные ценности, перемещенные в осуществление компенсаторной реституции с территории Германии, являются достоянием Российской Федерации. Эти ценности и сегодня остаются достоянием мировой культуры. Но только Российское государство как собственник имеет право ими распоряжаться.

История вопроса и буква закона

Для начала определимся в терминах. Германские коллеги употребляют слово «реституция» в смысле «возвращение владельцу». Потому что перемещенные в СССР ценности - якобы «военные трофеи».

Однако это неверно ни исторически, ни юридически.

До Второй мировой в отношении культурных ценностей воюющих стран действовал незамысловатый принцип: победитель получает все, до чего дотянется.

Так, собственно, и росли национальные музейные сокровищницы и многие частные коллекции могучих военных держав - Британии, Франции, Германии, да отчасти и Российской империи, чего греха таить.

Первые попытки регламентировать отношение к культурным ценностям во время войн были предприняты в рамках Гаагских конвенций 1907 г. Воюющие стороны призывались «насколько это возможно» не уничтожать «храмы, здания, служащие целям науки, искусств, исторические памятники».

Увы, декларации так декларациями и остались, никто к ним не прислушался. Уже в первые недели Первой мировой немцы стерли в пыль знаменитый Реймский собор во Франции. На оккупированной территории Российской империи доходило до переплавки памятников для использования металла «в нуждах германской армии».

И только по итогам Второй мировой «право сильного» впервые попытались как-то загнать в рамки права международного. На этот раз за дело взялись не прекраснодушные гуманисты, а сами державы-победительницы.

Масштабы ограбления фашистами оккупированных территорий СССР и Восточной Европы были беспрецедентны. Для наказания нацистов нужно было создавать особую юридическую основу. Она стала формироваться державами Антигитлеровской коалиции еще в 1943 г. Подписанная тогда т.н. «Лондонская декларация» объявляла недействительными все изъятия собственности на оккупированных Германией и ее союзниками территориях, а по итогам Ялтинской конференции (февраль 1945) была создана специальная репарационная комиссия для разработки юридической базы и механизмов решения двух вопросов:

Во-первых, о реституции собственности, вывезенной нацистами из пострадавших от агрессии стран, - возвращении награбленного, попросту говоря;

Во-вторых, о т.н. компенсаторной реституции, т. е. возмещении ценностей, невозвратно потерянных, уничтоженных.

Эта Межсоюзническая комиссия и утвердила в 1946-м «Четырехстороннюю процедуру реституции», в которой подчеркивалось: «…Собственность уникального характера, реституция которой является невозможной… может быть заменена на эквивалентные объекты». Именно на этот документ, а также решения Нюрнбергского трибунала, и опирается право России (а также Франции, стран Восточной Европы, Греции, государств Бенилюкса, Скандинавии) на т.н. «перемещенные ценности».


Из РСФСР было похищено 1 млн 177 тыс. 291 ед. хранения, 13 тыс. музыкальных инструментов, 180 млн книг, 17 млн архивных дел; разрушено 3 тыс. памятников

Подчеркиваю: не было никакого «грабежа» побежденной Германии, не было никаких «военных трофеев» - было строго регламентированное возвращение награбленного и эквивалентное возмещение утраченного и уничтоженного. Так что «реституция» (если брать этот термин) в отношении России, о которой почему-то говорят германские коллеги, - она уже состоялась.

По закону и по справедливости

Действуют ли эти нормы до сих пор? Да, действуют.

Более позднее международно-правовое регулирование темы «перемещенных культурных ценностей» в отношении будущих военных конфликтов происходило в 1950–1970 -е гг. («Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», Гаага 1954 г., и конвенция ЮНЕСКО 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»). Эти акты прямо запрещают рассматривать культурные ценности как военную добычу. Вот на них обычно и ссылаются на Западе как на аргумент в пользу «возвращения», хотя всем понятно: ссылки эти юридически смехотворны. Ибо:

1) эти акты не имеют обратной силы;

2) они полностью соответствуют духу союзнических решений 1940-х годов;

3) поверх всего - есть еще и НЕЗЫБЛЕМЫЙ юридический документ - 107-я ст. Устава ООН о недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны.

Это о стороне юридической. О моральной стороне такого рода требований, думаю, и говорить излишне.

Любопытно, что до распада СССР в самой Германии никогда не возникало сомнений в законности вывоза предметов искусства державами-победительницами. В 1990 г., во время переговоров об объединении Германии, правительства ФРГ и ГДР даже сделали специальное совместное заявление: «Меры по изъятию имущества, принятые на основе прав и верховенства оккупационных властей (1945-1949 гг.), являются необратимыми».

Арифметика закона

Теперь немного истории. Нацисты грабили и уничтожали советскую культуру системно. Работал целый зондерштаб «Искусство» А. Розенберга (министра оккупированных территорий).

Глумились над русской культурой не наивно, от варварства своего, но с «научным обоснованием». Идеология нацизма четко указывала: славяне-«унтершенши» должны быть частью уничтожены и переселены, оставшиеся - стать рабами арийцев. Рабам культура не положена.

Одни памятники культуры как, например, жемчужина русского зодчества - «Новый Иерусалим», были немцами взорваны специально. Другие, как и толстовская Ясная Поляна и десятки окрестных музеев-усадеб, - тотально разграблены. В Ленинград немцы не вошли, но окрестности - дворцы Царского Села, Гатчины, Петергофа - куда ступил сапог вермахта, - были превращены в руины.

Главный хранитель Петергофа М. А. Тихомирова - в письме матери: «…это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец - руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли - дымящиеся развалины, Монплезир превращен в дот, изуродован, парки уничтожены. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь».

В пушкинской усадьбе Михайловское разграбили, уничтожили и дом-музей Пушкина, и даже домик Арины Родионовны, вырубили старинный парк. Сотрудница музея вспоминала: «В музее поселился немецкий штаб. Немцы поставили топчаны, развалились на старинных стульях, стали тащить ценные вещи: подсвечники, картины… Я увидела в одном из залов портрет Пушкина - художника Кипренского. Портрет валялся на полу. Полотно было продавлено сапогом. На моих глазах немецкий солдат растапливал печь книгами… картины и скульптуры превратили в мишени для стрельбы».

Среди тысяч самых известных вывезенных шедевров - Янтарная комната, поиски которой продолжаются до сих пор.

Таких примеров не счесть.

Всего на оккупированной территории было разграблено 427 музеев. Только на территории РСФСР похищено или уничтожено 1 млн 177 тыс. 291 единица хранения; 13 тыс. музыкальных инструментов; библиотеки потеряли около 180 млн экз. книг; из архивов вывезено или уничтожено 17 млн дел; полностью разрушено более 3 тыс. памятников архитектуры.

…Посему даже если не оперировать понятиями «нравственность», «совесть», а просто - посмотреть на вопрос с немецкой практичностью и педантичностью, если с этим далеко не полным списком уничтоженного многовекового культурного богатства России сравнить списки компенсаторной реституции, то придется признать: советский солдат-победитель сжалился над Германией. Очень скромно вывез. Вот с этой реальной арифметикой, уважаемые германские коллеги, - вы точно хотите вернуться к вопросу реституции? Нет, если у вас по-честному еще что-то для нас есть, - давайте, так уж и быть, поговорим…

История претензий

Упомяну, что вопрос бесспорных прав собственности на перемещенные культурные ценности в отношении Германии имеет два законных исключения. Они касаются:

Собственности религиозных организаций;
- собственности частных лиц, ранее безвозмездно изъятой у них нацистами в связи с расовой, религиозной или национальной принадлежностью (подчеркну: насильно изъятой, конфискованной).

По этой части мы и не возражаем. Наше законодательство данной норме международного права полностью соответствует. Например, в 2002 г. Германии передали 111 витражей из церкви Св. Марии (Мариенкирхе), до этого перемещенных в Россию и хранившихся в Эрмитаже.

Но об этой норме права почему-то некоторые европейские деятели не вспоминают (в 2005 г., по заявлению тогдашнего министра культуры РФ А. С. Соколова, претензии к России заявляли представители аж восьми стран: Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Люксембурга, Нидерландов и почему-то внезапно Украины).

Один пример. Особо занятно отличились наши голландские партнеры. Они с 1990-х завели разговор о возвращении т.н. «коллекции Кенигса» - голландского банкира, собиравшего произведения искусства (Брейгель, Рембрандт и пр.). История его коллекции такова. В 1930-е банкир обанкротился и продал ее некому бизнесмену ван Бенингену. Тот позже, в свою очередь, перепродал (!) ее Третьему рейху. За 1,4 млн гульденов - то есть по вполне рыночной цене, не прогадал. До 1945 г. она хранилась в Дрезденской галерее, потом была вывезена в СССР - как собственность Германии, подлежащая законной компенсаторной реституции. Находится в Пушкинском музее.

И вот в 1990-х голландцы вдруг вообразили себе, что хорошо было бы эту перепроданную коллекцию теперь в рамках перестройки и «нового мышления» отжать у русских бесплатно. Потому что, мол, это была когда-то «собственность частных лиц».

Несколько лет назад состоялся у меня на эту тему диспут с голландским министром культуры/образования, которая жестко потребовала «активизировать» работу межведомственной комиссии по возврату «коллекции Кенигса» Нидерландам.

Объяснил: нет, по закону - это не голландская коллекция и даже не коллекция голландского подданного. Она им была продана Германии, и нам досталась уже как собственность побежденного рейха. Так что старую комиссию из 90-х мы не то что не «активизируем», а вообще - распускаем.

В связи с отсутствием предмета обсуждения.

Коллега возмутилась: как же так, мол, голландскому продавцу, возможно, Германия «сделала такое предложение, от которого он не смог отказаться». Пришлось, понимаешь, бедняге продать картины немцам. Возможно, даже по заниженной (!) цене. Мол, надо нам всем (нам?) провести исследование на эту тему…

Пришлось напомнить, что вот Ленинград два года находился в гораздо более тяжелых условиях, чем голландский миллионер. Но из коллекций Эрмитажа и других музеев города никто не отдал немцам даже гвоздика с упаковки. СССР заплатил за это страшную цену. А какую цену заплатила Голландия, чтобы «не продавать коллекции по, возможно, заниженной цене»?

И потому вопрос считаю закрытым, а комиссию - распущенной. Дабы не вызывать у уважаемых коллег неприятного синдрома «обманутых ожиданий».

Прошло пять лет, больше к этой теме голландские коллеги ни разу не возвращались. Мне кажется, твердое и аргументированное «нет» - всегда как-то в переговорном процессе понятнее.

История возвращений

А есть ли прецеденты, когда перемещенные ценности возвращались бывшему неприятелю?

В мировой практике - нет.

Почему - лаконично разъяснила голландская газета Volkskrant, как раз, кстати, когда в начале 90-х возникло «дело Кенигса»: «Если будут возвращены все произведения искусства, вывезенные во время войн в течение веков, едва ли на Западе вообще останутся музеи».

Взять Лувр, к примеру. Его фонды формировались за счет ценностей, которые в течение столетий вывозились из колоний, территорий зависимых государств как военная добыча. Коротко говоря - что Бонапарт награбил, тем и богаты. Из Италии, Испании - картины и скульптуры, из Египта и Сирии - золото гробниц, обелиски и т. д. Сфинкса вывезти генерал не смог - в силу ограниченности технических возможностей, - так хоть нос ему с досады отстрелил. Из пушки. Все-таки Наполеон был профессиональным артиллеристом.

А сколько ценностей французы вывезли из разграбленной ими Москвы в 1812 году? Сколько погибло в огне пожара? Ведь только за один сгоревший подлинник «Слова о полку Игореве» мы им вечно должны предъявлять претензии. Но кто во Франции об этом сегодня помнит? Кстати, Александр I сильно пожалел французов, когда во главе Русской армии вошел в Париж. Компенсаторной реституции не учинил. Широкой души был человек. Это, впрочем, и есть свойство настоящих победителей.

Или возьмем прославленный Британский музей. Его еще В. И. Ленин так прямо и называл - «скоплением колоссальных богатств, награбленных Англией из колониальных стран». Коротко и емко. Сегодня Лондону предъявляют претензии многие - от Китая и Греции до Таджикистана, Нигерии и Эфиопии. Естественно, никому ничего никогда британцы не отдадут. Ибо нет таких в истории прецедентов.

Хотя… нет. Есть прецеденты. Но не в мировой практике, а… увы, в нашей.

После Победы в 1945-м СССР и позже РФ неоднократно демонстрировали жесты доброй воли в адрес немецкого народа.

Возвращение культурных ценностей в Германию началось еще в 1949-м, когда СССР решил вернуть архивы Гамбурга, Любека и Бремена в обмен на архивы Кенигсберга-Калининграда и Таллина. Процесс занял время до 1980-х, но все-таки поначалу это был «обменный» процесс.

А потом - понеслось. Самый знаменитый прецедент одностороннего бескорыстия - передача в 1955 г. союзной ГДР коллекции Дрезденской галереи (работы Рафаэля, Корреджо, Дюрера и др.) и ансамбля Пергамского алтаря. Эти сокровища были обнаружены советскими войсками в 1945 г. большей частью в каменоломнях около Дрездена, заминированными и в чудовищном состоянии. Отсыревшие, залитые водой, покрытые плесенью. То, что их вообще вернули к жизни, - беспримерный профессиональный подвиг сначала наших саперов, а потом и советских реставраторов.

Решением Н. С. Хрущева состоялась торжественная передача всех этих сокровищ ГДР - в знак дружбы и социалистического братства: всего 1240 произведений живописи. Плюс еще 1 571 995 экспонатов из всех музеев СССР. Т. е. , по некоторым оценкам, обратно вернулось 4/5 (!) всего, что было вывезено после войны.

Это было сделано из ложного чувства классовой солидарности. Из сиюминутных политических соображений. Где она, эта классовая солидарность? Где он, лагерь социализма? Нет их… И Дрезденской коллекции у нас тоже нет.

Впрочем, не имеем мы права сегодня осуждать предков: если нам не близки резоны 50-х годов, это не значит, что этих резонов не было вообще.

Важно другое: к сожалению, потом эти проявления русского великодушия стали трактоваться как слабость.

Так же - как слабость, а не благородство - воспринимались и наши односторонние «жесты доброй воли» в 90-е. Так, в 1993 г. Германии была передана коллекция, хранившаяся в Пулковской обсерватории (коллекция Готской библиотеки, т.н. «Зеленого свода» в Дрездене), многое из фондов Эрмитажа и Пушкинского музея. А что же немецкая сторона? Она не вернула России ничего.

И только в 1998 г. был принят N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», в котором все они объявляются госсобственностью, а на их бесконтрольную передачу накладываются ограничения.

» 13% участников считают ее неизбежной. Большинство, 56% исключают 3-ю мировую. А 23% - наоборот, полагают, что она уже идет.

В последнем случае сторонники уже «идущей» войны позабыли указать, какие такие мировые державы громят друг друга? На территории каких великих стран грохочет канонада и госпитали переполняются ранеными?

Поэтому мы решили свою позицию обосновать выдержкой из материала «О природе войн при капитализме » приложения к учебному пособию «Золотой ключик истории ». Где тема изложена более подробно.

ХХ век войдет в историю человечества, как великий перелом, положивший конец мировым войнам.

Мировая экономика в прошлом столетии сделала резкий шаг вперед и тем самым разительно изменила формационное лицо планеты.

В канун Первой империалистической большинство составляли феодальные и переходные страны. Тогда лишь четыре государства - Англия, Голландия, Франция и США - достигли 2-й , чисто капиталистической, фазы. Они выглядели несколькими оспинами на в целом феодальном теле Земли. И феодальная агрессивность безраздельно правила бал. Пацифистская природа буржуазной четверки в такой среде проявиться не могла. С волками жить - по-волчьи выть.

Но к концу ХХ столетия картина резко меняется. К этому моменту уже целый ряд наиболее развитых государств полностью распрощались с феодализмом и стали чисто капиталистическими. Формационные весы планеты потянули в сторону беспримесного капитализма. Теперь тон стали задавать страны этой формации. Из них, «золотой миллиард», образовался пул, где требования закона экономической интеграции полностью исключили внутренние военные столкновения. Такие отношения сложились в самом Евросоюзе и по кольцу с Канадой, Австралией, Японией, США. Таким образом на Земле сформировалось пространство гарантированного мира.

В свою очередь, лагерь агрессии, страны 1-й фазы, понес серьезные потери. Его навсегда покинула задиристая Германия. Россия же, одна из тройки его нынешних ядерных лидеров, утратила свой потенциал для войны планетарного масштаба еще в 1953 году, покончив со своим фашистским режимом. После этого она лишь ограничивалась угрозами «закопать» капитализм. А лающая собака, как известно, не кусает. Что касается Индии и Китая, то они слишком близки ко 2-й фазе, чтобы затеять мировое побоище. И главное – с какой целью?

Впервые противостояние между странами 1-й и 2-й фаз обострилось в 1938 г. Тогда в Мюнхене капитализм, для него совершенно естественно, уклонился от войны. Да бог с ней, с той Чехословакией! Конфронтация достигла своего пика в 1962 г, во время Карибского кризиса. В заочной схватке сошлись лидеры двух лагерей. Советский Союз установил свои ракеты под носом у США. Всего в сотне миль. На Кубе. Взбешенные американские военные предложили раз и навсегда покончить с СССР. И американский Президент спросил свой генералитет:

Вы гарантируете, что при этом ни одна из их ракет не упадет на нас?

Нет, - ответили те.

И снова капитализм последовал своей природе. Зачем затевать мировую войну, когда можно поладить миром?

В государстве лидирующей идеологией всегда является идеология господствующего класса. В мире – идеология господствующей формации.

Баланс формаций пришелся на те же 60-ые годы прошлого столетия. С этого момента законы развития буржуазной ОЭФ всё чаще и настойчивее заявляют о своем главенстве. Сначала они обнаруживают избыток вооружений на Земле. И в 1969 г усаживают за стол переговоров по вопросу их ограничений СССР и США. А уже четверть века спустя Штаты и Советы приступили к взаимному уничтожению «лишних» ракет с ядерными боеголовками.

Возможно, великий Хемингуэй, бросивший свое знаменитое «Прощай, оружие», и не догадывался, что выразил одну из основных тенденций капитализма. А тот постоянно и настойчиво делает свое дело всякого рода договорами и соглашениями в виде ОСВ-I, ОСВ-II, РСМД, СНВ-I, СНВ-II, СНВ-III, СНП и др.

Медленно, с отступлениями и возвратами, но процесс разоружения планеты - пошел.

Так что же в корне изменилось за прошедшее столетие?

Феодализм, с его конкуренцией вооруженных сил, сдал свои позиции капитализму. И на первое место вышла конкуренция экономик с тенденцией к их слиянию. Военная функция капитализма теперь свелась к усмирению буйных. Как это было в 1950 г с Северной Кореей и в 1982 г с Аргентиной.

Казалось бы, теперь процесс полного избавления планеты от оружия должен идти, как по маслу. Но! Тормозом здесь выступают два момента.

Первый. Само существование гибридных, феодализм-капитализм, государств ставит 2-ю фазу перед необходимостью держать порох сухим. Для защиты от агрессии первофазников, а иногда и для принуждения их к миру. Югославия – 1999, Грузия – 2008 и ИГИЛ - с 2014-го.

Второй момент - сами ВПК с их специфическим продуктом. Так же, как никотин, алкоголь, наркотики, он наносит непоправимый вред человечеству, но дает богатую прибыль. Как противоречащие сущности капитализма, ВПК обречены на отмирание. Но, как часть капитализма, ради прибыли продают рогатку хулигану: отправляют оружие в страдающую агрессивностью 1-ю фазу. Например, разовый контракт 2018 г на поставку вооружений саудитам в размере 1/8 всего военного бюджета США.

И здесь мы сталкиваемся с идеологическим парадоксом. Вся советская пропаганда доказывала, что злейший враг мира на Земле – капитализм. Как видим, именно наиболее развитые страны создают прочную зону мира. Такой вот разрыв шаблонов.

Естественно, вооруженные конфликты на Земле, как и любые чрезвычайные происшествия, не исключены. Но с мировыми войнами покончено раз и навсегда.

Май сорок пятого. Весна. Залпы салютов. И ощущение счастья, одного на всех, - Победа! Выстояли, прошли и победили. Теперь, казалось, не может случиться ничего страшнее того, что пройдено, испытано, выстрадано. С войной покончено, мы победили!

Казалось, победа безоговорочна. Насколько сильна была вера в то, что потомки будут помнить обо всём, что предшествовало этой победе, и какой ценой она далась... От героев былых времён не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
(Е. Агранович)

Прошло больше полувека после окончания войны, а отдельные «благодарные потомки» не могут покончить с войною счеты. Идет пересчет количества жертв, пересчет весомости вклада в победу, и даже имеются сомнения, а была ли она, Победа, с большой буквы?

Под машину ревизии ложится и боевое прошлое людей, сражавших за свою страну, и судьба людей, испытавших ужасы концлагерей, и даже сам народ, вынесший войну. Ревизии стала подвергаться сама Победа.

Борцы за «историческую правду» доказывают, что не так воевали, не так защищали, да и защищали не ту страну. Выдвигаются претензии по поводу потерь в этой войне и способов ее ведения.

Да, война - это потери. Да, война - это кровь, пот и грязь. Да, война - это неизбежные случаи трусости и предательства. Да, война - это боль утрат по невозвратившимся.

Как предвидеть наперед
Трудный путь стрелковых рот,
Кто до ближней дойдет переправы,
Кто до самой победы дойдет?
Как предвидеть наперед,
Что тебя на свете ждет?..
(М. Матусовский)

Возможна ли война без погибших, без необходимых отступлений, без потерь? Насколько нынешние искатели истины могут судить о «правильности» или «неправильности» одержанной победы? Ведь этой войной испытывались не только границы человеческих возможностей. Война стала проверкой и для тех пределов, до которых должно дойти человечество, чтобы понять - это не должно повториться.

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель, пошли домой!
Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель, пошли домой!
(Б. Окуджава)

Эта пропахшая порохом Победа вызревала и ковалась не только на фронтах, в тылу, в партизанских отрядах, в осаждаемых, стоявших насмерть городах. Главное - победа ковалась в душах людей, в духе народа, в вере, что враг будет разбит и победа будет за нами.

Это была Победа многонационального народа, который сражался за свою страну, за своих родных и близких, за мир без войны для будущих поколений - для нас, нынешних. Народ, который выиграл Ледовое побоище, Полтавскую битву, одержал победу в Бородинском сражении, победил и в самой страшной войне ушедшего века.

Оглянемся назад в далекие сороковые, вглядимся в то, что довелось испытать опаленному войной поколению и будем чтить подвиг народа, который вынес на своих плечах тяготы войны, выстоял и победил.

Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит подвигов и славы,
Победы над вpагом кpовавым
Hа всю оставшуюся жизнь.

Hа всю оставшуюся жизнь
Hам хватит гоpя и печали,
Где те, кого мы потеpяли
Hа всю оставшуюся жизнь.
(Б. Вахтин)

…И вот опять весна на белом свете. Очередной раз мы встречаем День Победы. Улицы полны людей с цветами. Идут приосанившиеся ветераны к Вечному огню, и вновь кладут цветы. Звучат песни военных лет. И воздух наполнен особой атмосферой фронтового братства, радости со слезами на глазах от ощущения одной на всех победы.

Ветераны в центре внимания: люди разных поколений одаривают их букетами, поздравляют с Победой. В числе пришедших на парад бывший военный со своим 22-летним внуком. Офицер приводит его на парад каждый год, начиная с пятилетнего возраста. Теперь внук в возрасте, в котором в далеком сорок первом уходили на войну. Они снова пришли вместе, чтобы не прервалась связь времен и поколений, чтобы внук не пополнил ряды «благодарных потомков», пытающихся поставить под сомнение нашу Победу. Это дает надежду на уважение и память поколений нынешних. Надежду, что когда-нибудь будут окончательно расставлены все точки в счетах с войной.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
(Р. Гамзатов)

Бери шинель, пошли домой

А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше чем зимой.
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты,
Бери шинель, пошли домой.

А ты с закрытыми очами,
Спишь под фанерною звездой.

Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин,
Бери шинель, пошли домой.

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой.

Неужто клясться днем вчерашним,
Неужто клясться днем вчерашним,
Бери шинель, пошли домой.

К золе и к пеплу наших улиц,
Опять, опять, товарищ мой.
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись,
Бери шинель, пошли домой.

Война нас гнула и косила,
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына,
Бери шинель, пошли домой.

Мы все войны шальные дети,
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете,
Бери шинель, пошли домой.

Перевод текста песни Булат Окуджава - Бери шинель, пошли домой

And we are with you , brother, infantry ,
And in the summer better than winter.

With the war finished we abacus
With the war finished we abacus

And you closed eyes,
Veneered and sleep under a star.

Get up , get up, brother-soldier ,
Get up , get up, brother-soldier ,
Take his overcoat , and went home .

What would I say your home ,
As I get up in front of a widow.

Surely swear yesterday afternoon ,
Surely swear yesterday afternoon ,
Take his overcoat , and went home .

By ashes to ashes and our streets ,
Again, again , my friend .
Starlings missing returned
Starlings missing returned
Starlings missing returned
Take his overcoat , and went home .

War we bent and decimated ,
Came to an end and to herself.

Four years without a mother "s son ,
Four years without a mother "s son ,
Take his overcoat , and went home .

We"re all crazy war children
And the general and ordinary .
Spring Again by white light
Spring Again by white light
Spring Again by white light
Take his overcoat , and went home .

Возрождение России Хлыновский Виталий Федорович

С ВОЙНОЙ ПОКОНЧИЛИ МЫ СЧЁТЫ?

С ВОЙНОЙ ПОКОНЧИЛИ МЫ СЧЁТЫ?

"История есть марш Бога через Мир"

Гегель

Почему бывают войны? У войны две стороны. Как покончить с Третьей Мировой войной

Наша страна каждый год отмечает несколько памятных дат, связанных с окончанием войн или их эпизодов, сражений. Вспоминаются непосильное бремя войны, тяжести, которые они приносят, и ещё многое другое. С войной покончили мы счёты?

Мы ещё даже не знаем, почему бывают войны, не знаем, что и сейчас существуют на тонких планах энергии, которые могут реализоваться впоследствии в разного рода конфликтах. Есть здесь один парадокс, который не понятен. В России, даже в связи с юбилеем Победы, не было видно серьезных даже постановок вопроса, а тем более исследований о причинах войны. Вся выступающая и пишущая братия – люди по преимуществу с высшим образованием, но… Хотя тема смысла истории, смысла происходящего в человеческом обществе философами в достаточной степени разработана, однако ни академическая наука, ни общественное мнение, ни государственные институты, на эту науку опирающиеся, как будто ничего не знают об этих разработках.

Считается нормальным, что у разных людей – разное мнение по поводу смысла истории и исторических процессов. Историкам, находящимся "внутри" истории, она представляется непредсказуемой, случайной, ни от чего не зависящей, а только от воли "добрых" или "злых" людей. При этом наука история есть описание прошедших событий, но даже это для неё – зачастую невыполнимая задача, а уж будущее для неё – вообще книга за семью печатями. И прогнозы на будущее – от более-менее приемлемых до самых неприглядных. Настоящих, обоснованных, верных, оптимистических прогнозов у науки истории нет – она их не видит, потому что строит свои прогнозы, оглядываясь назад, видя ограниченность и алчность человека, и не видя его Высшего предназначения.

Эта позиция опасна – продолжением хождения по кругу на одном уровне, повторением истории с ее войнами и революциями. Что мы знаем о войне? Мы не знаем главного. В понимании причины войн мы сейчас – на примитивном уровне, видим физический только план. Войну надо считать закончившейся не тогда, когда похоронен последний солдат, а тогда, когда будет найдена и устранена причина войны, что приведёт к прекращению всех войн, тогда будет навсегда похоронена сама война.

И если кто-то не захочет учиться на истории других людей, будет учиться на истории своей, потому что завтра кто-то скажет ему: мы идем к вам. Если причины войн остаются, то и опасность войн остаётся. Более того – ни для кого не секрет, что сейчас идёт ещё одна война – холодная по форме, горячая по сути. Войны сопровождают вообще всю историю человечества, и это считается естественным. Всегда находятся какие-то алчные люди, которые хотели бы иметь больше, чем они имеют, и которым кажутся лёгкими способы обратить свои желания в действительность. С этим, с нападающей стороной, как кажется, всё понятно.

Но есть вторая сторона – та страна, на которую нападают. И для неё всё происходящее кажется полной несправедливостью. На самом деле: миролюбивая страна, никогда ни на кого не нападает, старается поддерживать добрососедские отношения с другими странами, и никаких агрессивных планов.

Но несправедливости не бывает, и если на страну нападает другая страна, значит есть этому причина. И необходимо эту причину найти и устранить, и этим самым будет покончено со всеми войнами. Утопия? Вовсе нет. Мир создан с определённой целью в начале Истории, и создан гармоничным, со всеми условиями для всех людей, для их жизни и деятельности в нём. "И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт.1:31). Почему же впоследствии Мир стал совсем другим, почему в нём появились несправедливость, катастрофы, насилие, болезни и другие несчастья? Да потому что таков был выбор самого человека, продиктованный незнанием, эгоизмом, страхом и другими его ошибками.

О причине войны. "Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни. Такова природа всякого материального насилия – оно всегда вторично, а не первично" (Н.Бердяев, "Судьба России"). "Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла" (Н.Бердяев, там же). "Зло войны есть знак внутренней болезни человечества. Мы все виноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной" (Н.Бердяев, там же).

История подчиняется вполне определённым реальным законам, и тот или иной ход истории полностью зависит от людей. "Наполеон был орудием необходимости, восставшей на человеческий произвол" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Существуют страны и народы, огромная роль которых в истории определяется не положительным, творческим призванием, а той карой, которую несут они народам за их грехи. И более всего это можно сказать о Турции. Образование великой Турции в Европе, ее власть над христианскими народами – это была кара, ниспосланная за грехи Византии и христианских народов Европы. Турция, как великая империя, всегда держалась взаимной ненавистью и распрями христианских народов. Сохранение статус-кво в Турции было низкой, трусливой и завистливой политикой великих европейских держав. Таким путем не давали России выявить в мире свою мощь и исполнить свое призвание". (Н.Бердяев, "Судьба России").

Значит, Россию стали поправлять Свыше, корректировать путь – и каждого человека, и всей страны. Эта корректировка бывает, а вернее кажется порой очень жёсткой. На самом деле, таковым был практически весь ХХ-й век.

"Милитаризм и пацифизм – одинаковая ложь" (Н.Бердяев). Пацифизм – ложь потому, что война считается абсолютным злом, и считаются возможными все способы недопущения войн. Но если причины войны не устранены, то и опасность войн ещё остаётся. А если определена и устранена причина, то и войн не будет. Это не сможет понять ортодоксальный материалист, это очень смутно может представить себе человек религиозный, но это – предмет знания для философов экзистенциалистов. Об этом убедительно говорят Бердяев, Гегель, Кьеркегор, Сартр и другие экзистенциалисты.

Экзистенциализм (от Exsistentia – существование), философия существования – направление современной философии, главным предметом изучения которого стал человек и смысл истории.

А как должно быть? Если бы человек в ряду многочисленных перевоплощений в течение многих тысяч лет не делал зла – то он и не получал бы в ответ зла. Страшные преступления, творимые ранее людьми, не могут остаться безнаказанными. С неотработанной кармой – да в светлое будущее? Что они в этом будущем будут делать? Разрушать его? Щас! Кто бы им это позволил!

И так, в котлах войн, революций, перестроек, разных потерь и приобретений возрастают, испытываются, закаляются людские души. И особенно интенсивно это происходило в ХХ-м веке. И не дай Бог, если кто-то оказался по другую сторону войн, баррикад, выбрал зло, порок, погибель, а не жизнь, не Свет, не правду, попался на примитивную ловушку тёмных сил. Ну а если не прошёл он проверку на вшивость, то пусть не удивляется, если ему кто-то скажет: мы идём к вам. С войной! И лучшее, что он может сделать – это подставить другую щеку. А если нет? Ну тогда врагов может появиться ещё больше: "истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" (Матф.5:26).

Противодействия по отношению к человеку бывают со стороны других людей или со стороны природы, Космоса. И те, и другие силы призваны пробуждать спящее сознание человека, направлять его к активности, к интересной жизни на более высоком уровне, к реализации себя, своего предназначения. И люди, вместо того чтобы обратить внимание на Мир, в котором живут, на самих себя и свою роль на Земле, пытаются бороться и с теми силами, и с другими. Естественно, по преимуществу без пользы. Сколько ни борются люди против войн, – но войн всё больше и они всё разрушительнее. Пытаются создать службу слежения за метеоритами, но эти попытки продиктованы незнанием и страхом. И ещё – ленью, которая состоит в нежелании понять своё место в Мире и причины проблем. Потому что всё происходящее в природе и в обществе на 100% контролируется Высшими силами, и если Они решат уничтожить человека, то у Них есть для этого ещё множество средств, от самых экзотических до самых банальных. "Орудий божьей кары запас ещё не истощён" (Вл. Соловьев).

Противостоять и тем, и другим воздействиям на человека нужно одинаково: возросшей положительной активностью, обращением к лучшим сторонам в самих себе и в жизни, и отказом от худших сторон в себе и в жизни людей. Задать себе вопросы: кто мы, откуда мы, для чего живем, куда идем, в чем смысл происходящего. И стать на путь разума, развития, восхождения на самые вершины эволюции. Перестать существовать – и начать жить.

По отношению к людям, создавшим человечеству очень большие проблемы. С.Лазарев говорит: как, будучи рядом с грязью, не испачкаться в ней? Надо не завидовать, не осуждать, не презирать, не надо ненавидеть, не надо бояться, т.е. не "подкармливать" их негативной энергией. Что они "заслужили", то они и получат, космический закон в этом отношении соблюдается строго.

Законы нравственности имеют мало смысла, если нет подтверждения их действенности. Жизнь не прекращается со смертью, и каждый человек в каждый момент времени строит своё будущее и будущее своих детей, и каждому человеку некого винить в своих бедах, кроме себя. В настоящее время можно и нужно перейти от истории проб и ошибок к истории разумной, созидательной, лучшей для всех, и жить в гармонии с Вселенной.

"Божественный Принцип Любви устраняет все печали, все болезни, все неприятности и беды, с которыми сталкивается человечество. Если бы все люди правильно поняли и использовали хрупкую, но безграничную силу Любви, мир исцелился бы от всех ран… В вас та же сила, что и в Иисусе. Она зовется покровом Духа. Когда вы глубоко осознаете это, исчезнут старость, болезни, несчастья и смерть; ничто больше не сможет отнять у вас жизнь. Облекитесь плотнее этим покровом, и ничто сквозь него не проникнет, ничто вас не тронет. Пускай на вас направят все разрушительные силы, созданные человеком, – вам они не причинят никакого вреда" (Бэрд Т.Сполдинг, "Жизнь и Учение Мастеров Дальнего Востока"). Находясь в пространстве Любви, человек находится под полной защитой Вселенной. А силы разрушения – это человеческие силы. Что может человек, замысливший злое, сделать с Вселенной?

Н.Бердяев пишет о себе, что никогда не бегал в бомбоубежища, а когда слышал звуки довольно близких взрывов, то переворачивался на другой бок и тут же засыпал. Как это не похоже на многих наших современников, которые от страха в бункерах хотели спрятаться. Или – припас человек несколько единиц оружия, "предсмертный паёк" в виде консервов, как ему кажется, не слабый. На несколько дней он от одной опасности защитился. Сколько ещё разных опасностей его подстерегает, никто не знает.

"Помни день субботний" – и будет у тебя полный порядок! Это важно знать каждому человеку. Люди религиозные понимают это как повеление отдыхать. На самом деле речь совсем о другом. Люди поступают, как им кажется лучше, но впоследствии часто говорят, что хотели как лучше, а получилось как всегда. "Помни день субботний" – значит один день в неделю, или один час в день, или каждый час пять минут, т.е. 10% своего времени потрать на размышления – а правильно ли я делаю, как поступить правильно, на основании чего нужно делать вывод, что правильно и что нет? И вот это – время, которое человек проводит с наибольшей для себя пользой. Это время – вообще самое эффективное в его жизни. "Помни день субботний" – и будет у тебя всё в полном порядке!

Существует гарантия безопасной жизни и деятельности как для государства, так и для каждого человека – это единство с Вселенной. Разумная история в масштабах общества ещё пока что не началась. Окончательная форма правления может быть основана на объективных законах истории, на Космических, Высших законах, это должно быть бесклассовое общество, при равноправии всех людей, независимо от национальных и других различий, при гарантии их прав и свобод, при обязательном условии духовного роста общества в его верном понимании. В душе (в подсознании) каждый человек стремится к воплощению высших идеалов добра и справедливости. При верном их понимании всегда совпадают интересы личности, общества и государства. И будет вначале по преимуществу сотрудничество, а по мере развития общества – практически полное сотрудничество различных слоёв общества. И такое устройство общества, основанное на разуме, сотрудничестве, и может быть принято за окончательную форму правления.