Есенин Сергей - Я снова здесь, в семье родной. Стихотворение "я снова здесь, в семье родной" есенин сергей александрович Я снова здесь в семье родной анализ

«Я снова здесь, в семье родной…» Сергей Есенин

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

Анализ стихотворения Есенина «Я снова здесь, в семье родной…»

В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в лирике. Неизбывная тоска по Константиново проявляется уже в ранних стихотворениях. Одно из них — «Я снова здесь, в семье родной…», датированное 1916 годом. По мнению большинства литературоведов, написано оно после отпуска Есенина, проведенного вместе с другом, поэтом Николаем Клюевым в селе Константиново.

В стихотворении рассказывается о возвращении в родные края. Поездка в места, где прошло детство, где знаком каждый уголок, где все пропитано воспоминаниями, действует на лирического героя как своеобразная терапия. Припадая к истокам, он очищается, набирается сил, хотя бы на время забывает о жизненных невзгодах. Это не проговаривается в произведении напрямую, но читается сквозь строки.

Ностальгическая атмосфера создается поэтом при помощи многочисленных эпитетов. Есенин называет родной край задумчивым и нежным, сумрак — кудрявым, мельницу — крылатой, осоку — надломленной. В удивительно точно подобранных прилагательных заключается особенная прелесть описаний, создаваемых Сергеем Александровичем. Блок называл ранние стихотворения Есенина многословными. Впрочем, иногда избыточность, большое количество образов оказывались не просто уместными, но необходимыми. «Я снова здесь, в семье родной…» — как раз такой случай.

Стихотворение собрало неоднозначные отзывы от критиков-современников поэта. Отрицательную оценку оно получило от Александра Редько. По его словам, в произведении присутствуют «странные выражения». Рецензент, скрывшийся под псевдонимом «В.Гор.», напротив, назвал строчки прекрасными. Одним из наиболее совершенных стихотворений Есенина считал «Я снова здесь, в семье родной…» Александр Вронский. Он отмечал присутствие мотива невозвратного прошлого, к которому Сергей Александрович впоследствии не раз еще обращался. Вот только редко ему удавалось потом быть настолько лиричным, искренним. По словам Вронского, «Я снова здесь, в семье родной…» — образец замечательного мастерства.

Вот уж вечер. Роса Там, где капустные грядки Поет зима - аукает Под венком лесной ромашки Темна ноченька, не спится Хороша была Танюша, краше не было в селе, За горами, за желтыми долами Опять раскинулся узорно Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ Выткался на озере алый свет зари. Матушка в Купальницу по лесу ходила, Зашумели над затоном тростники. Троицыно утро, утренний канон, Туча кружево в роще связала, Дымом половодье Сыплет черемуха снегом, На плетнях висят баранки, КАЛИКИ Задымился вечер, дремлет кот на брусе, Край любимый! Сердцу снятся Пойду в скуфье смиренным иноком Шел господь пытать людей в любви, ОСЕНЬ Не ветры осыпают пущи, В ХАТЕ По селу тропинкой кривенькой Гой ты, Русь, моя родная, Я пастух, мои палаты - Сторона ль моя, сторонка, Сохнет стаявшая глина, Чую радуницу божью - По дороге идут богомолки, Край ты мой заброшенный, Заглушила засуха засевки, Черная, потом пропахшая выть! Топи да болота, За темной прядью перелесиц, В том краю, где желтая крапива Я снова здесь, в семье родной, Не бродить, не мять в кустах багряных О красном вечере задумалась дорога, Нощь и поле, и крик петухов... О край дождей и непогоды, ГОЛУБЕНЬ Колокольчик среброзвонный, Запели тесаные дроги, Не напрасно дули ветры, КОРОВА Под красным вязом крыльцо и двор, ТАБУН ПРОПАВШИЙ МЕСЯЦ О товарищах веселых, Весна на радость не похожа, Алый мрак в небесной черни Прощай, родная пуща, Покраснела рябина, Твой глас незримый, как дым в избе. В лунном кружеве украдкой Там, где вечно дремлет тайна, Тучи с ожереба ЛИСИЦА О Русь, взмахни крылами, Гляну в поле, гляну в небо - То не тучи бродят за овином Разбуди меня завтра рано, Где ты, где ты, отчий дом, О матерь божья, О пашни, пашни, пашни, Нивы сжаты, рощи голы, Зеленая прическа Я по первому снегу бреду, Серебристая дорога, Отвори мне, страж заоблачный, О верю, верю, счастье есть! Песни, песни, о чем вы кричите? Вот оно, глупое счастье Проплясал, проплакал дождь весенний, О муза, друг мой гибкий, Я последний поэт деревни Душа грустит о небесах, Устал я жить в родном краю О боже, боже, эта глубь - Я покинул родимый дом, Хорошо под осеннюю свежесть ПЕСНЬ О СОБАКЕ Закружилась листва золотая Теперь любовь моя не та По-осеннему кычет сова ПЕСНЬ О ХЛЕБЕ ХУЛИГАН Все живое особой метой Мир таинственный, мир мой древний, Сторона ль ты моя, сторона! Не ругайтесь. Такое дело! Не жалею, не зову, не плачу, Я обманывать себя не стану, Да! Теперь решено. Без возврата Снова пьют здесь, дерутся и плачут Сыпь, гармоника. Скука... Скука... Пой же, пой. На проклятой гитаре Эта улица мне знакома, Годы молодые с забубенной славой, ПИСЬМО К МАТЕРИ Я усталым таким еще не был. Этой грусти теперь не рассыпать Мне осталась одна забава: Заметался пожар голубой, Ты такая ж простая, как все, Пускай ты выпита другим, Дорогая, сядем рядом, Мне грустно на тебя смотреть, Ты прохладой меня не мучай Вечер черные брови насопил. Мы теперь уходим понемногу ПУШКИНУ Низкий дом с голубыми ставнями, СУКИН СЫН Отговорила роща золотая Синий май. Заревая теплынь. СОБАКЕ КАЧАЛОВА Несказанное, синее, нежное... ПЕСНЯ Заря окликает другую, Ну, целуй меня, целуй, Прощай, Баку! Тебя я не увижу. Вижу сон. Дорога черная. Спит ковыль. Равнина дорогая, Не вернусь я в отчий дом, Над окошком месяц. Под окошком ветер. Каждый труд благослови, удача! Видно, так заведено навеки - Листья падают, листья падают. Гори, звезда моя, не падай. Жизнь - обман с чарующей тоскою, Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело Я красивых таких не видел Ах, как много на свете кошек Ты запой мне ту песню, что прежде В этом мире я только прохожий ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ Эх вы, сани! А кони, кони! Снежная замять дробится и колется, Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся. Голубая кофта. Синие глаза. Снежная замять крутит бойко, Вечером синим, вечером лунным Не криви улыбку, руки теребя, Сочинитель бедный, это ты ли Синий туман. Снеговое раздолье, Свищет ветер, серебряный ветер, Мелколесье. Степь и дали. Цветы мне говорят - прощай, Дополнение1

ღ «Я снова здесь, в семье родной…» С.Есенин....✿⊱╮

Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо. Над куполом церковных глав Тень от зари упала ниже. О други игрищ и забав, Уж я вас больше не увижу! В забвенье канули года, Вослед и вы ушли куда-то. И лишь по-прежнему вода Шумит за мельницей крылатой. И часто я в вечерней мгле, Под звон надломленной осоки, Молюсь дымящейся земле О невозвратных и далеких.

В 1912 году Есенин покинул родное село Константиново Рязанской губернии и поселился в Москве, чтобы добиться успеха на литературном поприще. Оторванный от корней, от горячо любимой природы, от привычного быта поэт на протяжении всего своего творчества не переставал рассказывать о деревенской жизни. Мотив малой родины органично вписался у него в тему Руси, ставшую основной в лирике. Неизбывная тоска по Константиново проявляется уже в ранних стихотворениях. Одно из них — «Я снова здесь, в семье родной…», датированное 1916 годом. По мнению большинства литературоведов, написано оно после отпуска Есенина, проведенного вместе с другом, поэтом Николаем Клюевым в селе Константиново.

В стихотворении рассказывается о возвращении в родные края. Поездка в места, где прошло детство, где знаком каждый уголок, где все пропитано воспоминаниями, действует на лирического героя как своеобразная терапия. Припадая к истокам, он очищается, набирается сил, хотя бы на время забывает о жизненных невзгодах. Это не проговаривается в произведении напрямую, но читается сквозь строки.

Ностальгическая атмосфера создается поэтом при помощи многочисленных эпитетов. Есенин называет родной край задумчивым и нежным, сумрак — кудрявым, мельницу — крылатой, осоку — надломленной. В удивительно точно подобранных прилагательных заключается особенная прелесть описаний, создаваемых Сергеем Александровичем. Блок называл ранние стихотворения Есенина многословными. Впрочем, иногда избыточность, большое количество образов оказывались не просто уместными, но необходимыми. «Я снова здесь, в семье родной…» — как раз такой случай.

Стихотворение собрало неоднозначные отзывы от критиков-современников поэта. Отрицательную оценку оно получило от Александра Редько. По его словам, в произведении присутствуют «странные выражения». Рецензент, скрывшийся под псевдонимом «В.Гор.», напротив, назвал строчки прекрасными. Одним из наиболее совершенных стихотворений Есенина считал «Я снова здесь, в семье родной…» Александр Вронский. Он отмечал присутствие мотива невозвратного прошлого, к которому Сергей Александрович впоследствии не раз еще обращался. Вот только редко ему удавалось потом быть настолько лиричным, искренним. По словам Вронского, «Я снова здесь, в семье родной…» — образец замечательного мастерства.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Неужели ты снова здесь? Те же волосы, рост, улыбка… Неужели… И снова смесь Пустоты и тоски — ошибка. Как-то сразу согнешься весь....
  2. И снова голос нежный, И снова тишина, И гладь равнины снежной За стеклами окна. Часы стучат так мерно, Так ровен плеск стихов. И счастье снова верно, И больше нет грехов....
  3. — Где лебеди? — А лебеди ушли. — А вороны? — А вороны — остались. — Куда ушли? — Куда и журавли. — Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались....
  4. Снова поверилось в дали свободные, В жизнь, как в лазурный, безгорестный путь,- Помнишь ракиты седые, надводные, Вздохи туманов, безмолвия жуть? Ты повторяла: «Туман — настоящее, Холоден, хмур и зловеще глубок....
  5. Я часто тебя вспоминаю, Мой бедный родной городок, Безвестный, затерянный с краю, Вдали от широких дорог. Когда мне тоскливо и больно Под шелест осенних ветвей, — Мне слышится звон колокольный...
  6. Мы снова встретились с тобой, Но как мы оба изменились!.. Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись. Ищу в глазах твоих огня, Ищу в душе своей волненья. Ах! как тебя,...
  7. И снова снег, такой пушистый, такой сухой, спокойный, зимний… И вылетает воздух мглистый из отворенных магазинов. Ты помнишь, в январе глубоком вода дороги затопила? В снегах надорвалась до срока весны...
  8. Уж ночь пришла, пустая и неласковая. …Но почему-то поезд мой опаздывает. Опаздывает поезд. Привокзальные огни слезятся, словно свечи сальные. Всю жизнь я сам куда-нибудь опаздывал! Терял билет, вдогон такси заказывал,...
  9. Здесь мы могли бродить с тобою вместе, Но я — один и, как слепой во тьме, Закрыв глаза и вдруг застыв на месте, Стою часы, — и лишь одно в...
  10. Я здесь опять! Я обошел весь сад! По-прежнему фонтаны мечут воду, По-прежнему Петровскую природу Немые изваянья сторожат; Сто тридцать лет по-прежнему проходят, Душа готовит им восторженный привет; Как волны, по...
  11. Здесь за холмами, под сенью крестною, Воздвигаю я свой шатер. Ратовать стану лишь с мглой небесною, Отлучась от равнин и гор. В склепе дубравном печаль истомная Уж сотлела в земле...
  12. И снова с горькою гордыней У клироса на коврик стать, И у немыслимой святыни Без мысли кликать благодать. А после — выпрямиться строго, Немой укор обвесть окрест, — И снова,...
  13. И снова знакомая сила Меня подняла над землей А все, что обещано было. Обещано было не мной. — Другою, ручной и домашней, А нынче я снова поэт. Я снова не...
  14. Снова поишь вином соловьиным, Хлебом забвения кормишь нас — Ты — не последняя ли?- лавиной Бурностремящаяся весна! В неусыпимой тревоге этой Ненасытимая нежность есть — Словно не все еще песни...
  15. Снова снег, переходящий в дождь. Снова день, переходящий в ночь. Снова мрак, что переходит в свет. Снова «да», что переходит в «нет». Полу — «да», и полу — «нет», и...
Вы сейчас читаете стих Я снова здесь, в семье родной, поэта Есенин Сергей Александрович

("Я снова здесь, в семье родной")
x x x

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

Поэзия Есенина – одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: "Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах". Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей "малой родины", уходит в город, который оказывается для него "чужим миром". Тускнеет яркий и многоцветный мир поэзии Есенина: "Тех волос золотое сено // Превращается в серый цвет..." ("Я усталым таким еще не был"). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться: "Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад" ("Письмо матери"), – вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой. А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает, пережив кризис веры.

"Трудно найти во всей русской поэзии пример такой погруженности в себя, сосредоточенности лирического поэта на своем внутреннем мире. В этом и великое достоинство Есенина-лирика и источник его слабостей и страданий"4. Великое достоинство, потому что душа, судьба каждого человека не менее важна и поучительна, чем судьба целого государства. Источник слабостей и страданий, потому что чувства и переживания героя гипертрофируются, как бы изолируются от мира, и поведенческие реакции во многом перестают быть адекватными. Как следствие, героем овла- девает тревога, меланхолия, чреватые психологическим срывом.

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирической автобиографический роман, героем которого является образ Поэта – поэта мира древнего, "деревянного", деревенского. Трагедия Есенина – это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья – "Инонии". Когда же утопический характер этой мечты обнажился, наступил кризис веры, жить дальше стало бессмысленно. Автобиографизм и автопсихологизм лирического героя поэзии Есенина, в частности, позволяет расценивать в качестве "аргументов" в решении спора об убийстве или самоубийстве поэта поэтические произведения самого Есенина. А в стихах его мотив смерти звучит постоянно, и он усиливается по мере приближения поэта к трагическому финалу его жизни. Само слово "смерть" встречается в его поэзии около 400 раз. Можно утверждать, что Есенин предвидел свою "черную гибель" (как и М.Ю. Лермонтов). И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, "мифотворческой", том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.
Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа – он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо – это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому как в древе-вселенной вершина – это небо, солнце; низ – это корни, рождается параллель со стоящим человеком: голова его – вершина, уходящая в небо; ноги – корни, ощущающие крепость земли, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг.