Оценки качества образовательных услуг в целом. Показатели качества образовательных услуг вуза

Сферу высшего профессионального образования не могли не затронуть процессы глобализации. Российская система образования интегрируется в международное научно-образовательное пространство. Образовательные организации находятся в условиях конкуренции, что предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, соответствующие мировому ровню. От качества образования зависит успех модернизации экономики, реализация социальных программ. В правовом регулировании сферы образования традиционно преобладали публично-правовые начала, однако активное проникновение рыночных отношений требует частноправовых методов регулирования. В правовую регламентацию отношений в сфере образования внесены коррективы Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. Усиление влияния гражданско-правовых начал выражается прежде всего в стремлении выделить конкретный результат образовательного процесса, который позволил бы оценить качество подготовки выпускника . Проблема определения качества образовательных услуг остается актуальной. Отмечаются несоответствие подготовки кадров требованиям рынка труда, расхождение между качеством образовательной услуги и запросами работодателей, диспропорции в подготовке специалистов. Сфера образования переживает определенные трансформации, под влиянием глобализации меняются многие традиционные представления, внедряются рыночные механизмы. Образовательные организации, действующие в условиях конкуренции, вынуждены искать пути улучшения качества оказываемых услуг. Происходящие процессы находят отражение в дискуссиях об определении правовой природы отношений, складывающихся при оказании образовательных услуг, и правовых формах их опосредования . Не вдаваясь в дискуссию, можно отметить применительно к исследуемой проблеме, что учеными обращено внимание на единую экономическую и правовую природу отношений по поводу получения образования на бюджетной и внебюджетной основе. Такое мнение высказано Т.А. Батровой , А.А. Кирилловых и другими специалистами. В частности, В.В. Кванина полагает, что источник финансирования не должен влиять на природу договора на оказание образовательных услуг. Не может быть объективного и разумного оправдания различий в положении обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе . Важно обратить внимание на содержание образовательной услуги, как определенной деятельности или определенных действий исполнителя. Содержание услуги одинаково для соответствующих категорий обучающихся, независимо от того, кто оплачивает услуги (сам потребитель, заказчик – работодатель или государство). Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 , подчеркивают, что образовательные организации вправе осуществлять «платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях». Качество услуги не может разниться в зависимости от того, оказывают образовательные организации услуги обучающимся за счет бюджетных средств или частных средств граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование отношений оказания образовательных услуг

Глава 39 ГК РФ, посвященная регулированию отношений возмездного оказания услуг, не устанавливает требований к качеству услуги. Как отмечает Л.Б. Ситдикова, вопрос формирования критериев оценки качества услуг составляет одну из сложнейших проблем правоприменительной деятельности. Ни законодатель, ни юридическая доктрина не предлагают участникам гражданского оборота и судам концепции оценки надлежащего исполнения договоров возмездного оказания услуг именно с позиции ее качества . Нет четкого определения качества и образовательной услуги. Некоторые выводы о качестве образовательных услуг позволяют сделать Правила оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. В пункте 2 данных Правил определено, что является недостатком платных образовательных услуг. Можно сделать вывод, что качество образовательной услуги определяется: требованиями государственных стандартов и иными обязательными требованиями, условиями договора, обычно предъявляемыми требованиями, целями, для которых образовательные услуги используются, целями, о которых был поставлен в известность исполнитель. Нетрудно заметить аналогию с требованиями, предъявляемыми к качеству товара, предусмотренными в статье 469 ГК РФ и статье 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Такая же связь прослеживается применительно к последствиям оказания образовательных услуг ненадлежащего качества.

В Правилах оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. предусмотрено, что образовательная организация обязана довести до сведения обучающегося информацию о платных услугах в порядке и объеме, установленном законодательством о защите прав потребителей. В судебной практике к данным отношениям и ранее применялись положения законодательства о защите прав потребителей. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» подчеркивается, что на рассматриваемые отношения распространяется действие ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей». Сказанное можно отнести и к обучающимся на бюджетной основе: они имеют право на получение соответствующей информации, компенсацию морального вреда, возмещение вреда и пр.

Использование государственных стандартов как способа определения качества товара практикуется и в сфере услуг. Механизмы государственного регулирования качества образовательных услуг предусмотрены законодательством об образовании. В частности, это федеральные государственные образовательные стандарты, соответствие которым содержания и качества подготовки обучающихся определяется в процессе государственной аккредитации образовательной деятельности . О качестве подготовки свидетельствует соответствие полученных выпускником компетенций требованиям ФГОС, которые должны быть приведены в соответствие с профессиональными стандартами. Независимая оценки качества образования осуществляется путем тестирования по сертифицированным аккредитационным измерительным материалам. Уровень успешности студентов определяют также на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов с использованием балльно-рейтинговой системы.

Согласно статьи 780 ГК РФ исполнитель обязан оказать услуги лично. Образовательная организация – исполнитель должна соответствовать определенным требованиям. Для обеспечения реализации ФГОС законодательство предусматривает лицензирование образовательной деятельности. Требования к соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиатам установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 . На сайте образовательной организации согласно Постановлению Правительства от 10 июля 2013 г. № 582 предусмотрено опубликование разнообразной информации, которая дает представление об исполнителе и оказываемых образовательных услугах. Информационная открытость образовательной организации, публикуемые рейтинги вузов обеспечивают возможность правильного выбора услуги потребителями. Качество услуги зависит от мастерства, квалификации сотрудников. Наличие педагогических работников, имеющих квалификацию, необходимую для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, является одним из условий лицензирования. Требования к уровню высоки, что следует из профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного 8 сентября 2015 г. № 608н. В содержании труда педагогических работников акцент смещается на методическую работу, изменяются формы подачи учебного материала при электронном и дистанционном обучении.

Проблемы регулирования качества образовательных услуг при использовании дистанционных технологий

Закономерно возникает вопрос о влиянии новых образовательных технологий на качество образования. При исследовании процесса использования дистанционных технологий в основном обращают внимание на плюсы применения такого обучения. Реже обращают внимание на возможные риски применения подобных технологий. Отмечаются трудности самостоятельного овладения основами теории и самостоятельного применения положений теории к решению практических задач . Недостаточно внимания уделяется специфике обучения, основанной на дистанцировании субъектов образовательного процесса друг от друга. Интересно мнение представителей педагогической науки. В частности, представляется важным замечание Е.В. Коротаевой о том, что при дистанционном обучении происходит алгоритмизация деятельности, что способствует развитию репродуктивных навыков (исполнения, повторения), но есть проблема организации продуктивного взаимодействия субъектов. Действия преобразования, реконструкции, проектирования, а также контроля, оценки, анализа и синтеза, рассматриваемые как продуктивные – развиваются слабо или недостаточно , Нельзя не согласиться с мнением автора, что замалчивание этих психодидактических аспектов в дистанционном обучении приводит к снижению качества обучения и противоречит поставленной задаче обеспечения высокого качества образования. Опыт применения электронного и дистанционного обучения привел к концепции смешанного образования и обучения, которое позволяет нейтрализовать трудности обучения только с помощью информационных технологий .

Дистанционное обучение практикуется при повышении квалификации, получении дополнительного образования. Более осторожно следует подходить к получению базового профессионального образования. Не случайно Министерство образования и науки до сих пор не определилось, по каким специальностям и направлениям подготовки возможно исключительно такое обучение, а по каким нет. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 отдает на усмотрение образовательных организаций определение объема аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий . Осторожно сказано, что «допускается отсутствие аудиторных занятий». Полагаем, что пока преждевременно судить о качестве образования при использовании новых образовательных технологий. Для выявления результата, эффективности услуги необходимо изучение и тщательный анализ процессов использования дистанционных образовательных технологий и результатов обучения. При этом определение качества подготовки выпускников предполагает оценку правовых и социальных последствий вводимых новаций, чтобы не допустить нанесения ущерба системе образования.

Роль сотрудничества образовательных организаций с работодателями в регулировании качества образовательных услуг

Для качества образовательной услуги особое значение имеет цель, для которой услуга используется. Потребители услуги предполагают получить знания, навыки, компетенции, позволяющие им быть востребованными на рынке труда, самореализоваться, достичь успеха. Конечной целью услуги является удовлетворение потребителя, хотя потребительский спрос не всегда может соответствовать потребностям экономики страны. Соответствие услуги цели потребления, если заказчик обозначил такую цель, позволяет продемонстрировать целевое обучение и целевой прием в образовательные организации. Заключение договоров о целевом обучении и целевом приеме основано на заказе работодателей и удовлетворении интереса непосредственного потребителя – обучающегося. Работодатели участвуют в определении содержания программ, в организации практик обучающихся, определении тематики курсовых проектов и выпускных работ, в создании совместных кафедр и пр. Типовая форма договора о целевом приеме, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076, предусматривает право заказчика проводить мониторинг успеваемости, контролировать качество подготовки обучающихся, вносить предложения по корректировке образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, учитывать дополнительные требования заказчика к уровню и качеству подготовки лиц, заключивших договор о целевом обучении. Цели, о которых исполнитель был поставлен в известность или для которой услуги предназначены, определяются условиями договоров: каким требованиям должна отвечать профессиональная подготовка выпускников для конкретного заказчика – работодателя. Образовательные организации сотрудничают с работодателями, стремятся максимально вовлечь их в образовательный процесс. Возрастает доля образовательных программ, реализуемых с работодателями, заключаются договоры о прохождении практики с перспективой трудоустройства, договоры о целевом обучении. Наличие связей с работодателями снижает риск подготовки выпускников, не отвечающих потребностям производства.

Правовая регламентация критериев качества образовательных услуг и создания системы оценки качества образования

Одним из основных критериев качества образования является степень востребованности специалиста на рынке труда. Работодатели руководствуются уровнем знаний, умений выпускников, репутацией вуза, оценивая подготовку выпускников при приеме на работу. В нормативных актах о мониторинге системы образования не содержится показателя «трудоустройство по специальности». В Приказе Министерства образования и науки от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» в числе показателей назван уровень безработицы выпускников, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в течение трех лет, предшествующих отчетному периоду. Сбор данных о трудоустройстве выпускников осуществляется в целом по Российской Федерации. Однако такой показатель трудоустройства не позволяет выявить проблему непрофильной занятости. Представляется, что сбор и анализ информации о трудоустройстве выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования целесообразно делать ежегодно и учитывать трудоустройство по полученной специальности (направлению подготовки). Последнее важно для определения соответствия спроса и предложения на рынке труда и понимания того, не растрачиваются ли ресурсы общества напрасно (систему образования обвиняют в том, что она работает вхолостую). Образовательные организации обязаны размещать на сайте информацию о трудоустройстве выпускников.

Проблему трудоустройства выпускников в определенной мере решает целевое обучение, но этот механизм не всегда срабатывает, выпускники отказываются устраиваться на работу к соответствующим работодателям. В связи с этим предусмотрена ответственность выпускника в виде штрафа в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки Полагаем, что санкции вряд ли способны решить проблему. Как нами уже отмечалось, отказы обусловлены в основном отсутствием надлежащих условий работы и проживания для специалиста. Развивать законодательство нужно в направлении создания приемлемых условий для работы . Есть положительный опыт решения обозначенной проблемы в субъектах Российской Федерации, которые разрабатывают программы поддержки выпускников вузов, (предоставляют субсидии на жилье, компенсации за наем и пр.).

Создание системы оценки качества образования основывается на мониторинге системы образования. При проведении мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании. Анализируются результаты участия обучающихся в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах, других достижений во внеучебной деятельности, профессиональные достижения выпускников образовательных учреждений. Соответствующая информация должна быть размещена на сайте вуза, т.к. оценка основывается на принципах открытости, прозрачности, объективности. Этой цели служит оценка качества образовательной деятельности в порядке самообследования и общественно-профессиональная аккредитация.

Законодательная регламентация качества образовательной услуги в основном сконцентрирована на уровне высшего образования. Между тем качество высшего образования зависит и от потребителя, индивидуальных способностей обучающегося, от качества общего образования. В связи с этим нельзя не обратить внимание на уровень подготовки поступающих на обучение в образовательные организации высшего образования. В качестве вступительных испытаний рассматриваются результаты единого государственного экзамена. Определение минимального балла единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета, осуществляется распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Представляется, что баллы по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, довольно низки. Есть определенные сомнения и в объективности их получения.

Проблема гарантирования результата образовательных услуг

Проблема гарантирования результата услуги обсуждаема в юридической литературе. Отмечается, что гарантия достижения согласованного сторонами результата превращается в мощный фактор конкурентоспособности услугодателя . Однако не всегда можно гарантировать результат услуги заказчику. Достижение полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата. Образовательные услуги относятся к числу тех, где результат не гарантируется – слишком много объективных факторов, оказывающих влияние на результат. Определяет эти факторы, как показывает исследование, обширное законодательство, регламентирующее процесс оказания образовательных услуг. Хотя достижение положительного результата услуги не гарантировано, при анализе нормативных правовых актов последних лет прослеживается заметное усиление регулирующего воздействия в направлении достижения нематериального результата образовательной услуги. Смещение акцента на результат услуги осуществляется путем установления и анализа количественных проверяемых показателей, характеризующие исполнителя услуг – образовательную организацию (публикационная активность, рейтинг вуза, количество выпускников, трудоустроенных по специальности, программ и совместных кафедр, созданных с работодателями, балл приема на обучение на бюджетные места и пр.). Множественность показателей качества образования затрудняет формулирование законодательного определения качества образовательных услуг.

Казакова Ирина Александровна,магистрант направления подготовки «Сервис» кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г.Оренбург[email protected]

Показатели качества образовательных услуг вуза

Аннотация. Статья посвященаисследованию теоретических аспектов оценки качества образовательных услуг вуза. Автор обобщает и систематизирует показатели качества образовательных услуг, включающие оценку качества образовательного процесса и результата образования.Ключевые слова: вуз, качество, образовательные услуги

Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности -с повышением уровня образования населения и профессиональной подготовленности молодых кадров. Именно в сфере повышения качества образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического ростарегиона. В современных условиях конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется качеством их предоставления. Повышение качества образовательных услуг вуза является проблемой актуальной, социально и экономически значимой. Одной из важных задач в системе высшего профессионального образования является разработка научно методического обеспечения процесса управления качеством образования на основе анализа его развития, мониторинга и прогнозирования. Следует отметить, что среди ученых нет однозначного толкования понятия качества образовательных услуг, в связи с чем,исследование основных составляющих качества образовательных услуг вуза с точки зрения теоретических аспектов представляет научный интерес с целью дальнейшего их практического применения в управленческой деятельности вуза.Специфика рынка образовательных услуг проявляется в особом товаре данного рынка –образовательных услугах. Образовательные услуги –комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей, разновидность социальных потребностей, полнота удовлетворения которых составляет необходимую предпосылку их нормального функционирования и успешного развития .Образовательные услуги имеют специфические особенности:

публичность образовательной услуги носит ограниченный (избирательный) характер: условия оказания услуги отличаются для лиц с различным уровнем аттестации по результатам получения общего среднего образования;

образовательная услуга потребляется одним индивидом, но результат ее оказания (сформированные компетенции) необходим индивиду для последующей перепродажи работодателю в составе рабочей силы;

результат оказания услуги зависит не только от образовательного учреждения, но иот потребителя услуги.Образовательная услуга учебного заведения овеществляется в учебных программах, обеспеченных личными материальновещественными факторами квалифицированной рабочей силы . Целью рынка образовательных услуг является своевременное предоставление качественных образовательных услуг, соответствующее современным образовательным программам и стандартам.Качество образовательной услуги определяется как совокупность ее потребительских свойств, наиболее полно соответствующих запросам человека и наиболее полно их удовлетворяющей. Качество образовательной услуги, в силу отсроченности результатов образования, не является четко фиксированной характеристикой. Оно складывается из двух составляющих –качества обучения и качества (результата) образования. Поэтому важной составляющей процесса образования является выявление показателей качества образовательных услуг.Естественно, что высокое качество результатов образовательной деятельности, которое определяется уровнем знаний и навыков выпускников вуза, может достигаться только при хорошем уровне организации и контроля образовательного процесса. На наш взгляд, следует различать понятия «качество результата образования» и«качество процесса образования». Результатом образования являютсяизменения в компетентности студента, оценка которых входит как составнаячасть образовательногопроцесса. Методы оценки качества результатаобразовательного процесса не дают прямой информации о том, каким образомможно повысить это качество. Изменение качества результата предполагаетизменение образовательного процесса. Таким образом, данные понятия можно интегрироватьв понятие «качество образовательной услуги».Что касается целей и ожидаемых результатов оказания образовательных услуг, то в зависимости от категории потребителя образовательного процесса можно выделить следующие (таблица 1) . Таблица 1Характеристики результатов образования с точки зрения заинтересованных сторон образовательного процессаПотребители (заинтересованные стороны) образовательного процессаЦели (ожидаемый результат)Студентыприобретение знаний, навыков;

формирование системного мышления;

профессиональная востребованность;

карьерный рост.Преподавателитворчество, самосовершенствование;

материальное благополучие.ВУЗ

Повышение конкурентоспособности;

аттестация и аккредитация;

социальные цели;формирование положительного имиджа.Предприятия (работодатели)повышение конкурентоспособности предприятия;повышение эффективности внутреннего управления.Государство в целомповышение конкурентоспособности страны: снижение социальной напряженности и т.д.)

Компоненты качества образовательной услуги могут быть представлены параметрами, представленными на рисунке 1.

Рисунок 1 Компоненты качества образовательной услуги

Основными потребителямиобразовательных услуг и объектами их получения выступают абитуриенты, студенты, аспиранты, выпускникивуза, молодые специалистыот которых зависит,в том числе,совокупная величина в оценке качества образовательной услуги. Качество субъекта предоставления образовательных услуг состоит из качества содержания образовательных программ и непосредственно учебных дисциплин, уровня квалификации профессорскопреподавательского состава, методик и технологий обучения, материальнотехнической базы организации учебного процесса (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, макеты, тренажеры и т.п.).Качество процесса предоставления образовательных услуг подразумевает совокупность с одной стороны процесса организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг, с другой качество результата процесса предоставления образовательных услуг–т.е. соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта направлений подготовки и специальностейи профессионального стандарта соответственно.Степень удовлетворенности потребителейподразумевает оценку качества образования как непосредственными потребителями образовательных услуг(абитуриентами, студентами, выпускниками) так и представителями рынка труда –предприятиями-работодателями.В этой связи образовательные услуги должны быть лучше реализованы с учетом анализа и согласования важных ожиданий, которые будущие молодые специалисты должны оправдать при выполнении своих трудовых обязанностей. Такие ожидания базируются на требованиях, предъявляемых работодателями, характере выполняемой работы, моделях взаимодействия с другими работниками, законодательной основе, имеющей отношение к выполняемой деятельности, и на других социальных факторах. В соответствии с данной точкой зрения внимание уделяется как широте охвата, так и глубине содержания учебных планов и программ с тем, чтобы молодые специалисты могли отвечать полному набору требований, предъявляемых при найме на работу, независимо от того, где они будут работать.Качество представляет собой способность результатов деятельности и услуг вуза, их характеристик и свойств удовлетворять нужды и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон и превышать их. Кроме того, качество –это процесс делового взаимодействия, когда ожидаемая илизаявленная ценность (результат) реализуется для всех заинтересованных сторон. Этот факт подтверждают и нормативные документы, регламентирующие оценку качества образовательных услуг Качество процесса предоставления образовательных услугСтепень удовлетворенности потребителейКачество объекта получения образовательных услугКачество субъекта предоставления образовательных услуг

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные Минобрнауки Россииот 1 апреля 2015 г.и Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерииоценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».В числе основных показателей оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, приведенные в этих документах, следующие:1)материальнотехническое и информационное обеспечение организации;2)наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся;3)условия для индивидуальной работы с обучающимися;4)наличие дополнительных образовательных программ;5)наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся;6)наличие возможности оказания психологопедагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся;7)наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;8)открытость и доступность информации об организации;9)доброжелательность, вежливость, компетентность работников; 10)удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.Оценку удовлетворенности качеством каждая образовательная организация организует посвоему, используя различные инструменты: изучениевнутреннихивнешнихдокументови записей, опрос, интервью, дискуссия, анкетирование, мониторинг, бенчмаркинг, тестирование, расчет рейтинговых показателей. Оренбургский государственный университет (ОГУ) уделяет повышенное внимание проблемам качества образования в целом и проводит оценку степени удовлетворенности качеством образовательных услуг как абитуриентов, студентов и выпускников, так и преподавателей и предприятийработодателей. Поскольку основным потребителем образовательной услуги вуза выступает студент, то приведем результаты опроса на сайте ОГУэтой категории заинтересованной стороны образовательного процесса. На вопрос «Какие наиболее сильные стороны в деятельности университета вы видите?» большинство студентов отметили хорошие информационные ресурсы –26 % респондентов, высокую квалификацию профессорскопреподавательского состава24 %, общественную жизнь университета

24 %, материальнотехническую оснащенность учебного процесса 16%, содержание учебных дисциплин 12%и организацию практики6 % студентов. Следовательно студенты достаточно критично отнеслись к оценке деятельности вуза, поскольку лишь18 % ответивших удовлетворены качеством содержания учебных дисциплин и организацией практики как основными характеристиками качества образовательного процесса.Проанализировав все вышеизложенное можно, на наш взгляд, выделить основные и дополнительные показатели качества образовательных услуг вуза. В числоосновных показателей входят качество образовательных программ и технологий, качество преподавания (наличие современных технологий обучения; академическая мобильность студентов; наличие оригинальных учебных программ по различным формам обучения, отвечающих перспективным потребностямэкономике региона);качество научнопедагогических кадров, качество проводимых исследований;качество обучаемых (от абитуриентов до выпускников);качество ресурсного обеспечения образовательной услуги (материальнотехнической и экспериментальной базы, в том числе –учебнометодического и информационного обеспечения; качество условий проведения занятий;качество управления образовательной услугой и вузом в целом (наличие в вузе собственной системы качества образования, соответствующей требованиям отечественных и европейских стандартов).К дополнительным показателям качества образовательных услуг можно отнести с одной стороны наличие необходимых условий для обучающихся, связанные с организациейих питания и возможностейразвития творческих способностей и интересов, оказания психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, с другой доброжелательность, вежливость, компетентность работниковобразовательной организации. Качество конечного результата образовательной услугидолжно рассматриваться шире, чем профессиональная подготовка выпускников (степень пригодности выпускников к эффективной работе): это обязательно физическое и духовнопсихическое здоровье, общая культура, интеллект, ценностные ориентации и т.д.В заключении следует отметить, что достижение современного качества подготовки специалистов это системная проблема, зависящая от многочисленных взаимосвязанных факторов внешней и внутренней среды профессионального образовательного учреждения. Решение стоящей перед высшими профессиональными образовательными учреждениями задачи повышения качества образования возможно при осознании того, что качество результата образовательной деятельности, каким является интеллектуальный продукт, достигается качеством образовательного процесса (образовательной услуги), которое, в свою очередь, детерминируется качеством системы менеджмента на всех уровнях управления профессиональным образовательным учреждением.

Ссылки на источники1.Осипов, П.Н. Рынок образовательных услуг и образовательные потребности молодежи / П.Н. Осипов // Казанский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 4247.2. Баранник, Н.А. Рынок руда и рынок образовательных услуг в сфере профессионального образования Оренбургской области: состояние и проблемы взаимодействия / Н.А. Баранник, Л.А. Кошелева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2010. № 1. С. 5768.3. Казакова Т.П. Программнометодическое обеспечение повышения качества подготовки будущих менеджеров туризма в вузе // Туризм: наука и образование. Приложение / Дополнительное образование и воспитание. 2006. –№ 1. –С. 117118.2.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 5 декабря 2014 года N 1547 «Об утверждениипоказателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».5. Рекомендация Минобрнауки РФ от01 апреля 2015 года «Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Образование начинается со средней школы. Чем лучше образование на этом этапе учебы, тем лучше будут и дальнейшие результаты. Но как оценить качество образования в школах? Какие методы используются для этого в мире и в России? Насколько они точны и можно ли им доверять? Какие критерии положены в их основу? На каком месте в таких рейтингах стоит Россия?

История ранжирования образовательных учреждений берет свое начало в Соединенных Штатах в 1870 году с составления рейтингов высших учебных заведений.

Так, первое ранжирование учебных заведений академическими кругами началось в конце XIX века. Дальнейшая хронология первого этапа развития рейтинговой деятельности представлена в табл.1.

Годы

Событие

Комиссия Бюро по образованию США начинает публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений.

Ассоциация американских университетов убеждает Бюро по образованию США внести исправления в классификацию.

Бюро по образованию США публикует обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений

James Cattell, один из первых психологов Америки, профессор университета Пенсильвании и Колумбийского университета, публикует свою работу «American Men of Science», в которой располагает вузы по числу выдающихся ученых, связанных с университетом, по числу студентов или преподавателей факультета, а также по соотношению числа ученых в данном учреждении к общему количеству преподавательского состава.

Raymond Hughes, ректор Университета Майами и председатель американского Совета по образованию и его Комитета по магистерской подготовке, публикует работу «A study of the Graduate Schools of America», в которой использует ранжирование по репутации в разрезе 26 научных дисциплин в 36 вузах.

Chesley Manly из Chicago Tribune публикует 6 различных рейтингов: 10 лучших университетов, образовательных колледжей, колледжей раздельного обучения для юношей и для девушек, юридических и технических школ.

Hayward Keniston из Университета Пенсильвании публикует рейтинг по репутации 25 университетов по группе дисциплин.

Allan Carter из Американского Совета по образованию публикует «An assessment of quality in graduate education», где составляется рейтинг 106 университетов.

Национальная академия наук США вводит оценку исследований и докторских программ в США.

Составлено по:

Второй этап истории образовательных рейтингов начинается с 1983 г., когда журналом «US News&World Report » был опубликован список 50 лучших вузов США, инициировавший дальнейшую систематическую работу в этом направлении. Рейтинг создавался в помощь студентам и их родителям при принятии решения относительно выбора высшего учебного заведения. В дальнейшем журнал расширил свою рейтинговую деятельность на другие ступени образования. Сегодня в журнале публикуются такие рейтинги, как: Вest High Schools, Best Graduate Schools , Best Colleges .

В последующие годы практика составления образовательных рейтингов получила широкое распространение в разных странах. Причем оценивалась деятельность как университетов, так и учреждений среднего образования. Сегодня существует целая система рейтингов, оценивающих качество образования на разных уровнях. Межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Цель таких исследований - не только определение лидеров (стран, в которых по международным стандартам качества лучшее среднее образование), но и выявление тенденций как на национальном уровне, так и на мировом. Ценность таких исследований огромна, ведь благодаря таким масштабным исследованиям становятся очевидными факторы, влияющие на качество подготовки школьников. А значит, каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.

Организатор

Область исследования

Возраст тестируемых школьников

OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development, Организация Экономического Содействия и Развития)

Грамотность чтения

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

15 лет (9-ый класс)

41 место (65)

2009 год

Математика

Естественные науки

11-12 класс

Математика - 1 (10)

2008 год

IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования)

2006 год

IСС S (CIVIC)

IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования)

Граждановедение

2009 год

PISA (Programme for International Student Assessment) - самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе . Он организуется и проводится с 2000 года раз в три года. Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В каждой стране в мониторинге принимает участие 2% от общего количества 15-летних граждан .

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

· грамотность чтения,

· математическая грамотность,

· естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.

Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.

Естественнонаучная грамотность - степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Компетентность в решении проблем - способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

С момента появления PISA в 2000 году было проведено 4 мониторинговых исследования (каждые 3 года). Изначально в нем приняли участие 32 страны, к 2009 году количество участников возросло до 65. Во всех исследованиях Россия находилась в 4 десятке, показывая результаты существенно ниже среднего уровня. При этом каждый раз итоговый результат был хуже предыдущего: 467 баллов - в 2000 году, 466 - в 2003, 465 - в 2006, 459 - в 2009 .

В немалой степени это связано с тем, что современные образовательные программы неправильно ориентированы. Обучение в наших школах направлено на элементарное "вбивание" знаний, не прививая при этом навыков их практического применения. Большинство школьников и взрослых знакомы со многими понятиями, но абсолютно не знают, как это можно использовать, и у них отсутствует желание после школьной программы этим еще хоть раз поинтересоваться. На наш взгляд, это является одной из ключевых проблем российского образования. Сегодня, в эпоху информатизации, перед учениками (также как и перед взрослыми) стоит задача не зазубривания определений, а умения добывать, перерабатывать и, самое главное, использовать информацию. К сожалению, большинство сегодняшних образовательных программ этому совершенно не обучает. Вместо системного видения предмета и приобретения практических навыков наши школьники вынуждены тратить годы на заучивание огромного количества ненужной информации, в будущем абсолютно не применяемой (за исключением специфических сфер). Результат - из года в год ухудшающиеся позиции российского образования на мировом рынке и, в частности, в мониторинговом исследовании PISA. Но это только верхняя часть айсберга. Проблема намного глубже, поскольку за этим стоит здоровье детей, которые выходят из школ с целым букетом хронических заболеваний, низкий уровень профессионализма, связанный с нежеланием учиться и учить на разных уровнях образования, снижение образованности нации в целом.

Оценка эффективности обучения в разных странах мира TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводится с 1995 года раз в 4 года . В исследовании оценивается эффективность обучения учащихся 4-х классов (выпускников начальной школы) и 8 классов (выпускников обязательной школы). Один раз в 12 лет дополнительно проводится тестирование учащихся выпускных классов средней школы (11-13 классы в разных странах) для оценки эффективности процессов обучения по углубленной программе по математике и естествознанию .

Исследование эффективности процесса обучения в разных странах мира TIMSS позволяет:

· сравнивать различные системы образования, наглядно увидеть эффективность обучения в разных странах мира;

· увидеть изменения, касающиеся качества образования и эффективности процессов обучения как на общемировом уровне, так и в национальных системах образования, а значит, выявить тенденции и разработать стратегию изменения школьных программ и стандартов образования;

· сравнить уровень усвоения учебного материала в начальной и основной школе: ведь те ученики, которые в 1995 году тестировались в 4 классе в исследовании 1999 года стали уже 8-классниками;

· выявить особенности в национальных программах по математике и естественнонаучным предметам и в организации образовательного процесса в разных странах;

· определить факторы, влияющие на эффективность обучения в начальной и основной школе.

Это одно из самых представительных и масштабных исследований по средней школе: в 2011 году в нем приняло участие 68 стран мира. В России была сформирована представительная выборка учащихся из более чем 200 школ из 50 регионов страны .

Анализ результатов, полученных в 2007 году , показал, что в целом неплохие позиции России по математике и естествознанию все-таки значительно уступают лидирующей группе стран (Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония). Причем в отличие от России, где отмечается некая стабилизация результатов из года в год, относительные результаты лидирующей группы улучшаются. Кроме того, и отстававшие в 1995 году от России страны (Литва, США, Англия) значительно улучшили свои позиции, повысив математическую подготовку своих учащихся и сократив отставание от России. В 2007 году их результаты уже не отличались от результатов российских школьников . Таким образом, при сохранении существующей тенденции у России есть все шансы ухудшить свои позиции в рассматриваемом исследовании и перейти из группы стран с высоким уровнем подготовки на более низкую ступень.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study): региональная оценка качества образования в разных странах мира . Независимая система оценки качества образования PIRLS проверяет грамотность чтения и понимание текста учащимися. Тестируются выпускники начальной школы. Рассматриваются навыки школьников в чтении: с целью обогащения читательского литературного опыта; с целью извлечения информации . Соответственно оцениваются следующие умения:

  • поиск информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • понимание и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

На сегодняшний день было проведено 3 подобного исследования: в 2001 году, в 2006 году и в 2011 году. В рейтинге качества обучения младших школьников чтению PIRLS-2011 принимало участие 50 государств. Его результаты еще не опубликованы, в результате чего мы можем проанализировать только предыдущие исследования. В 2006 году Россия показала достаточно высокие результаты, увеличив их с 2001 года с 528 баллов до 565, поднявшись с 12 на 1 место. В немалой степени это связано с переходом России в 2001 на четырехлетнее начальное образование. Это позволило тестировать уже не третьеклассников, а учеников четвертого года обучения. Кроме того средний возраст тестируемых увеличился с 10,3 до 10,8 лет, что для начальной школы является существенной разницей.

Задача ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами . Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу. ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата .

Данное исследование проводилось в 2000 и 2009 годах. За это время уровень подготовки российских школьников существенно не изменился, сохранив позиции России на среднем уровне. При этом российские школьники показывали достаточно высокую подготовку по репродуктивной деятельности. Однако с мыслительной деятельностью, анализом информации и творческим применением полученных знаний их подготовка значительно уступала ровесникам из других стран . Это подтверждает сделанные ранее выводы о проблемах российского образования, связанных с формированием практических навыков получаемых знаний.

На основе рассмотренных исследований составляется обобщенный рейтинг, позволяющий оценить качество образования. Основными критериями в этом рейтинге выступают следующие показатели:

1. .

Основными составляющими индекса являются следующие равнозначные компоненты:

- долголетие , измеряемое как средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении;

- образование , оцениваемое показателями грамотности взрослого населения страны (с весом 2/3) и совокупной доли учащихся среди детей и молодежи (с весом в 1/3);

- доход , определяемый показателем душевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Образование все еще остается неким «оплотом», позволяющим России находиться в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала . И именно развитая система образования может стать потенциалом экономического развития, предпосылкой личной успешности и благосостояния граждан (коэффициент корреляции между ВРП на душу населения и индексом образования составляет 76%). Для его практического осуществления необходима реализация целого ряда факторов, среди которых не последнее место занимает гибкость и адаптивность системы образования к потребностям экономики в профессиональных кадрах.

2. USD

3. Качество образования 9-классников.

Учитываются данные, полученные системой оценки качества образования PISA.

4. Процент школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз.

Индекс развития человеческого потенциала

Стоимость обучения 1 школьника, USD

Качество образования 9-классников

% школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз

Норвегия

Австралия

Новая Зеландия

Ирландия

Голландия

Германия

Швейцария

Финляндия

Исландия

Люксембург

Великобритания

Словакия

Португалия

Бразилия

Средний уровень стран-членов ОЭСР

Средний уровень ЕС

Необходимость в оценке вузов значительно возросла в условиях ужесточения конкуренции среди образовательных учреждений на национальном и международном уровнях, повышения требований к прозрачности и информационной открытости их деятельности.

Важнейшей компонентой оценки деятельности вузов является оценка качества образования. Качество высшего образования является многомерным понятием, которое должно включать все его функции и всю деятельность: преподавание и программы обучения, исследования ученых и аспирантов, персонал, студентов, здания, факультеты, оборудование, оказание услуг обществу и академическую среду.

Можно определить три критерия качества образовательной деятельности:

а) качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов. Качество персонала и качество образовательных программ в сочетании процесса преподавания и научных исследований, при соблюдении условия их соответствия общественному спросу, определяют академическое качество содержания обучения;

в) качество подготовки студентов - при условии диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи;

с) качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования.

· институциональную миссию и цели учебного заведения;

· параметры образовательной модели;

· определенные стандарты данной программы или дисциплины.

Можно выделить четыре основных аспекта оценки качества образования, которые дополняют друг друга:

· гарантированное выполнение базовых стандартов и эталонов;

· достижение поставленных целей на разных этапах обучения (на входе, в процессе и на выходе);

· способность удовлетворять спрос и ожидания потребителей образовательных услуг и заинтересованных участников образовательного рынка;

· стремление к совершенствованию обучения.

Оценка качества требует международного измерения высшего образования: обмена знаниями, интерактивных сетей, мобильности преподавателей и студентов и международных исследовательских проектов, при этом должны учитываться национальные культурные ценности и среда.

Выделяются три основных инструмента контроля качества высшего образования, осуществляемого посредством оценки деятельности вузов:

Аккредитация;

Под аудитом в данном случае понимается аудит качества, который призван оценить адекватность процедур планирования и принятия решений в вузе, соответствие предпринятых действий поставленным целям и эффективность действий с точки зрения достижения поставленных целей. В ходе аудита качества проводится оценка системы управления в вузе, качества персонала вуза, а также системы внутреннего контроля качества; оценивается участие сотрудников университета и других заинтересованных лиц в процессе такого контроля. В зависимости от национальной специфики задач, стоящих перед системой высшего образования, аудиту подвергаются те или иные характеристики этой системы. Например, часто оценивается доступность образования с гендерной точки зрения, а также для представителей различных стран и национальностей. В ряде стран аудит проводится ежегодно, аудиторское заключение публикуется.

Хотя аудит качества признается весьма прогрессивным инструментом, его использование в практике государственного управления в целом и в сфере высшего образования в частности остается весьма ограниченным. Это связано, прежде всего, с тем, что, в отличие от финансового аудита, в аудите качества чрезвычайно высока доля субъективизма аудитора, поскольку четкие критерии оценки отсутствуют. Поэтому на регулярной основе аудит качества используется лишь в ограниченном числе стран (Великобритания, Швеция, Ирландия, Австралия), и даже в них он остается вспомогательным инструментом.

Аккредитация высших учебных заведений и учебных программ как инструмент контроля качества высшего образования широко используется в США, Австрии, Германии, Нидерландах, Чехии, скандинавских странах, странах Балтии и многих других. Аккредитация предполагает проверку вузов и программ на соответствие определенным критериям; в результате аккредитации вуз может быть либо аккредитован, либо нет. С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения. В разных странах аккредитация осуществляется государственными органами или независимыми агентствами.

Оценка, в отличие от аккредитации, позволяет не просто проверить соответствие вуза неким критериям, но и оценить степень его конкурентоспособности, сравнить разные вузы между собой. На регулярной основе оценка проводится более чем в половине стран ЕС, в том числе в Великобритании, Нидерландах, Франции, скандинавских странах. Именно этот инструмент наиболее точно отвечает потребностям развития как системы высшего образования в целом, так и отдельных вузов. Оценка предполагает сравнение и ранжирование вузов между собой, а также самооценку вузов в динамике (динамика отдельных индикаторов, прогресс в достижении вузом поставленных целей).

Разнообразие систем оценки высшего образования может быть условно разделено на два типа:

1. Система оценки высшего образования в тех странах, где имеются соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы, например, Министерства образования, Министерства просвещения и т.д. В этих случаях система оценки базируется на приоритете государственных органов, или структур, финансируемых правительством. При этом самооценке придается номинальное значение, а основные усилия прилагаются к проведению эффективной внешней оценки государственными органами либо общественными организациями. Такие системы оценки часто связаны с правительственным контролем, лицензированием, государственной аккредитацией, сравнением различных высших учебных заведений, распределением финансовых ресурсов и оказанием влияния на университеты.

2. Система оценки высшего образования, принятая в тех странах, где органов государственного управления высшим образованием (в европейском смысле) нет или они играют меньшую роль. В этом случае преобладает процесс самооценки высших учебных заведений, либо профессиональная, либо общественная оценки, направленные на внутренний анализ, на улучшение деятельности университетов.

Внешняя оценка предполагает как оценку вуза академическим сообществом (национальным или международным), так и другими заинтересованными организациями (например, работодателями). Отдельно можно выделить оценку вуза органами управления образованием, при которой, как правило, используются и результаты самооценки, и результаты оценки академическим сообществом и работодателями. К внешней оценке относятся и различные системы ранжирования вузов. Рейтинги - инструмент накопления информации и оценки качества университетов, отдельных программ, преподавательской и исследовательской деятельности. Зарубежные рейтинги опираются на определение качества, разработанное международным академическим сообществом и закрепленное в нормативных документах ЮНЕСКО. Таким образом, результаты внешней оценки вузов могут принимать разные формы: отчеты государственных органов или независимых агентств, обзоры, рейтинги и рэнкинги вузов и др.

Самооценка нужна, прежде всего, самому вузу для оценки его динамики по различным параметрам. Однако она является и ключевым элементом в оценке деятельности вуза в целом. Так, в странах ЕС самооценка используется в 68% стран при аккредитации и в 94% при собственно оценке.

Во всем мире, начиная с 90-х годов, наблюдается тенденция развития и распространения процессов самооценки. Преимущества самооценки организации очевидны:

* систематический подход к совершенствованию деятельности;

* получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

* выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

* внедрение различных инициатив по управлению качеством в повседневную деятельность организации;

* использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев;

* возможность сравнения с лучшими результатами;

* обучение персонала использованию принципов всеобщего управления качеством;

* определение динамики изменений, происшедших с момента предыдущей самооценки.

В научном сообществе и в сфере управления образованием ведется длительная дискуссия о сравнительных преимуществах и недостатках внутренней и внешней оценок. Основные проблемы внутренней оценки сводятся к тому, что отнюдь не всегда вузы заинтересованы в полном и всестороннем описании и анализе своих проблем, поскольку это может негативно сказаться на их внешнем имидже. Внешняя же оценка не только дает объективную картину, но и может послужить «катализатором» внутренних изменений. С другой стороны, отмечается, что внешняя оценка в случае неадекватно установленных критериев может не стимулировать, а наоборот, сдерживать развитие вузов. Кроме того, внешняя оценка связана с существенными издержками, и не всегда такие издержки являются оправданными, особенно если оценка финансируется за счет бюджетных средств. Можно предположить, что в идеале эти два метода должны дополнять друг друга, хотя затраты и вузов, и государства на проведение оценки будут тогда еще значительнее.

В качестве источников информации для проведения оценки используются:

Статистические данные или показатели, которые можно рассчитать на основании статистических данных (численность студентов разных уровней, численность преподавателей, численность студентов, окончивших курс в установленные сроки, затраты на обучение одного студента или на один кредит и т.п.);

Данные субъективной статистики (репрезентативные опросы студентов, работодателей и т.п.);

Экспертные опросы.

Каждый из вышеперечисленных источников имеет свои недостатки. Так, статистические данные могут не отражать аспектов, связанных именно с качеством обучения, поскольку качество сложно измерить. Данные субъективной статистики могут быть манипулируемыми. Кроме того, для некоторых категорий, например, работодателей, сложно добиться репрезентативности выборки. На практике, как правило, опрашиваются в основном представители крупных компаний. По таким опросам не удается отследить, насколько выпускники вузов оказываются востребованными мелким и средним бизнесом. Экспертные опросы в академической или более широкой среде также являются весьма субъективными.

В силу этих недостатков результаты разнообразных оценок деятельности вузов лишь в небольшой степени учитываются при определении объемов их государственного финансирования. Однако такие оценки отнюдь не бесполезны. Во-первых, на основании оценок отдельных вузов можно выявить общие проблемы в системе образования. Во-вторых, по результатам такой оценки весьма существенной может оказаться реакция общественности, а также изменение спроса на услуги данного конкретного вуза.

Необходимым условием обеспечения контроля за качеством деятельности вузов является не просто проведение оценки (внутренней или внешней) как таковой, а обеспечение публичности ее результатов. Именно поэтому практически во всех странах существуют требования по отчетности вузов как перед органами управления образованием, так и перед обществом в целом.

Главным инструментом является годовой отчет. Такой отчет должен содержать информацию об учебной, научной, международной деятельности вуза, студентах и преподавателях, инфраструктуре и т.п. Во многих странах требуется, чтобы в годовом отчете был отражен прогресс в достижении целей, зафиксированных в стратегических планах. В некоторых странах годовые отчеты содержат и финансовую информацию, в некоторых финансовый отчет предоставляется отдельно. В ряде случаев годовой отчет и стратегический план - это один документ, в котором содержится описание результатов деятельности по отношению к целям и задачам, поставленным в предыдущем периоде, а также цели и задачи на следующий период. Годовые отчеты не просто предоставляются в органы управления образованием, а публикуются и становятся достоянием общественности. Помимо годовых отчетов вузов публикации подлежат и результаты внешней оценки.

Качество образовательных услуг - раздел Науковедение, Учебное пособие по дисциплине теоретико-методологические основы образовательного сервиса 9.1. Понятие Качества Образования И Качества Образовательной Услуги...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие по дисциплине теоретико-методологические основы образовательного сервиса

Федеральное агенство по образованию.. государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образовательное пространство
1.1. Понятие образовательного пространства, образовательной среды, их характеристика Государство под влиянием социального заказа в специальном законодательстве регламентирует образовательн

Образовательная услуга
3.1. Понятие образовательной услуги, ее цели и задачи Основой образовательного сервиса являются образовательные услуги.Содержание этого понятия раскрывается через двойное

Образовательного учреждения
В современной правовой ситуации Российской Федерации ни одно образовательное учреждение не может функционировать без наличия лицензии на образовательную деятельность в целом и на каждую образовател

Основы образовательной технологии
8.1. Понятие социальной технологии и образовательной технологии Под определением «технология» понимается совокупность методов обработки объекта (материала), процесс изменения его с

Экономические основы образовательного сервиса
Образовательный сервис – это весьма перспективная отрасль национальной экономики. Экономическая деятельность в современной системе образования, как общего, так и профессионального, имеет огромное з