Экономический факультет бгуир для новых абитуриентов станет инженерно-экономическим. "Это не значит, что нам проще, чем другим"

Инженерно-экономический факультет был основан в 1994 году. Сегодня это учебный и научный центр, в котором обучается более 1300 студентов. На факультете работают 115 преподавателей, среди которых 3 профессора (из них один доктор наук) и 36 доцентов (из них 34 кандидата наук).

Деканы факультета:

  • 1994-2005 гг. - Афитов Эдуард Андреевич, кандидат экономических наук, доцент;
  • 2005-2009 гг. - Живицкая Елена Николаевна, кандидат технических наук, доцент;
  • с 2009 г. - Князева Людмила Павловна, кандидат физико-математических наук, доцент

Инженерно-экономический факультет готовит специалистов, обладающих интегрированными знаниями в области экономики и современных информационных технологий, что выгодно отличает подготовленных на нашем факультете специалистов от выпускников экономических факультетов других учреждений образования Республики Беларусь. Степень превалирования тех или иных знаний зависит от специальности.

Подготовка специалистов на первой ступени высшего образования осуществляется по востребованным в сфере экономики специальностям:

Выпускники факультета получают одну из 4 квалификаций: инженер-программист-экономист, экономист-программист,системный программист-логистик, маркетолог-программист. При желании студенты факультета имеют возможность получить дополнительную военную специальность и стать офицерами запаса.

В учебный процесс вовлечены преподаватели 23 кафедр БГУИР, а также ряда ведущих учебных и научных учреждений г. Минска. Студенты факультета, наряду с изучением социально-гуманитарных, общенаучных дисциплин глубоко изучают общепрофессиональные экономические дисциплины (микро-макроэкономику, финансы и кредит, бухгалтерский учёт, анализ хозяйственной деятельности и др.), а затем, в зависимости от избранного профиля, - специальные дисциплины (менеджмент, маркетинг, логистику, управление персоналом и внешнеэкономической деятельностью, стратегический и инновационный менеджмент и др.), а также получают глубокие знания в области компьютерных технологий обработки экономической информации (компьютерные информационные технологии, объектно-ориентированное проектирование и программирование, системный анализ и проектирование информационных систем, разработка информационных систем для Интернет и др.). Это даёт им значительные конкурентные преимущества при трудоустройстве по сравнению с выпускниками других экономических вузов и факультетов. Они востребованы для работы в различных службах предприятий и организаций различных форм собственности.

Факультет располагает учебными лабораториями, оснащёнными современными компьютерами с соответствующим программным обеспечением, подключен к сети Интернет, имеет локальную сеть, электронную библиотеку, что позволяет эффективно организовать учебный процесс, быстро и качественно получать необходимые знания и применять их на практике. Преподаватели кафедр привлекают к научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и аспирантов факультета, участвуют в симпозиумах и конференциях различных уровней. Преподаватели, аспиранты и студенты факультета проходят учебную и научно-исследовательскую стажировку в Германии и других зарубежных странах.

Факультет был основан в 1994 году. Сегодня это учебный и научный центр, в котором обучается более 1500 студентов и более 160 магистрантов. На факультете работают 137 преподавателей, среди которых 6 профессоров (из них 5 докторов наук) и 35 доцентов (из них 32 кандидата наук).

Деканы факультета:

  • 1994-2005 гг. - Афитов Эдуард Андреевич, кандидат экономических наук, доцент;
  • 2005-2009 гг. - Живицкая Елена Николаевна, кандидат технических наук, доцент;
  • с 2009 г. - Князева Людмила Павловна, кандидат физико-математических наук, доцент

Инженерно-экономический факультет готовит специалистов, обладающих интегрированными знаниями в области экономики и современных информационных технологий, что выгодно отличает подготовленных на нашем факультете специалистов от выпускников экономических факультетов других учреждений образования Республики Беларусь. Степень превалирования тех или иных знаний зависит от специальности.

Подготовка специалистов на первой ступени высшего образования осуществляется по востребованным в сфере экономики специальностям:

При желании студенты факультета имеют возможность получить дополнительную военную специальность и стать офицерами запаса.

Подготовка специалистов на второй ступени высшего образования осуществляется по следующим специальностям:

В учебный процесс вовлечены преподаватели большинства кафедр БГУИР, а также ряда ведущих учебных и научных учреждений г. Минска. Студенты факультета наряду с изучением социально-гуманитарных и общенаучных дисциплин глубоко изучают общепрофессиональные экономические дисциплины (микро-макроэкономику, экономику организации (предприятия), финансы, бухгалтерский учёт и др.), а затем в зависимости от избранного профиля - специальные дисциплины (менеджмент, маркетинг, логистику, управление персоналом и внешнеэкономической деятельностью, стратегический и инновационный менеджмент и др.), а также получают глубокие знания в области компьютерных технологий обработки экономической информации (компьютерные информационные технологии, объектно-ориентированное проектирование и программирование, системный анализ и проектирование информационных систем, разработка информационных систем для Интернет и др.). Это даёт им значительные конкурентные преимущества при трудоустройстве по сравнению с выпускниками других экономических вузов и факультетов. Они востребованы для работы в различных службах предприятий и организаций различных форм собственности.

Факультет располагает учебными лабораториями, оснащёнными современными компьютерами с соответствующим программным обеспечением, подключен к сети Интернет, имеет локальную сеть, электронную библиотеку, что позволяет эффективно организовать учебный процесс, быстро и качественно получать необходимые знания и применять их на практике. Преподаватели кафедр привлекают к научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и аспирантов факультета, участвуют в симпозиумах и конференциях различных уровней. Преподаватели, аспиранты и студенты факультета проходят учебную и научно-исследовательскую стажировку в Германии и других зарубежных странах.

Инженерно-экономический факультет БГУИР

Инженерно Экономический Факультет
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
Основан в
Декан Живицкая Елена Николаевна
Место расположения Беларусь , г. Минск

История

Инженерно-экономический факультет был основан в 1994 году. Сегодня это учебный и научный центр, в котором обучается более 1100 студентов. На факультете работают 121 преподаватель, среди которых 3 профессора (из них 2 доктора наук) и 41 доцент (из них 36 кандидатов наук).

Состав факультета

Декан Живицкая Елена Николаевна
кандидат технических наук, доцент
каб. 907-5


Фещенко Светлана Леонидовна
преподаватель кафедры менеджмента, магистр экономических наук
каб. 909а-5

Заместитель декана по учебной работе
Верняховская Вероника Владимировна
преподаватель кафедры экономической информатики
каб. 909а-5

Заместитель декана по информационной, воспитательной и идеологической работе
Яценко Татьяна Александровна
преподаватель кафедры экономики, магистр экономических наук
каб. 906-5

Заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов
Пархименко Владимир Анатольевич
преподаватель кафедры менеджмента
каб. 906-5

Секретарь деканата
Сафонова Елена Валентиновна
инженер-программист 2-й категории
каб. 909-5

Секретарь деканата
Позняк Виктория Владимировна
старший инспектор
каб. 909-5

Секретарь деканата
Мысливец Жанна Георгиевна
инспектор
каб. 909-5

Кафедры

Сотрудничество

Кафедра экономической информатики сотрудничает с другими кафедрами и высшими учебными заведениями республики. Для чтения специальных дисциплин привлекаются лучшие преподаватели и специалисты БГУИР и других ВУЗов, профессиональные программисты. В течении ряда лет поддерживаются связи с университетом г. Вупперталя (ФРГ). Студенты, получают возможность пройти стажировку за рубежом, в том числе и в данном университете.

90% будущих специалистов в области информационных технологий обедают в близлежащем магазине «Соседи». В последнее время, в связи с финансовым кризисом, качество пищи и ассортимент товаров резко упали, но иситовцы не теряют веры в лучшие времена

В результате сноса двух ларьков возле четвёртого корпуса, где всегда можно было купить гамбургеры, чебуреки и дешёвые сигареты, очереди в магазине «Соседи» увеличились в среднем в полтора раза

У продавщиц в «Соседях» висят расписания переменен университета, чтобы быть готовыми к нападению.

Ссылки

Золотым выпуском ИЭФ считается выпуск 2009.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Отправляемся на экскурсию в БГУИР на факультет компьютерных систем и сетей. На факультете учится более 2000 студентов, которые уже в ближайшие годы будут строить IT-страну. О том, как устроен КСиС, корреспонденту Onliner рассказала декан факультета Марина Лукашевич.

Предвосхищая удивление читателей, собеседница говорит, что на факультете компьютерных систем и сетей она практически выросла. В свое время закончила этот факультет, магистратуру, аспирантуру, защитила диссертацию на кафедре ЭВМ и семь последних лет была заместителем декана. Так что все здесь вполне естественно.

В стенах КСиСа

Наше долгое путешествие по факультету начинается от статуи студента КСиСа. Небольшой бронзовый паренек держит ноутбук, на крышке которого выгравирована соответствующая аббревиатура.

На дверях, ведущих в деканат, вывешено объявление об очередном конкурсе для студентов от компании из ПВТ. Среди подарков - MacBook. Отличная возможность и себя показать, и статусный рабочий инструмент на пару лет выиграть.

Марина Лукашевич рассказывает, что КСиС - самый большой факультет в БГУИРе. На семи кафедрах здесь учится около 2300 студентов и магистрантов. Три кафедры - общеобразовательные, четыре - выпускающие. Выпускники факультета выходят из стен альма-матер со специальностями «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования», «Вычислительные машины, системы и сети», «Электронные вычислительные средства». Естественно, в одном корпусе такое число студентов разместить физически невозможно, поэтому кафедры КСиСа располагаются в трех корпусах.

На факультете совместно с IT-компаниями открыты 13 учебно-научных лабораторий: спонсоры проводят ремонт, закупают оборудование, поддерживают помещения в презентабельном виде. Лаборатории используются как в учебном процессе, так и для тренингов, которые сотрудники компаний устраивают для студентов.

Кроме этого, на базе КСиСа работают пять академических образовательных центров: Региональный академический центр SAP, Академический центр компетенции технологий IBM, Образовательный центр National Instruments, Локальная сетевая академия Cisco и Образовательный центр GPU NVidia. В них занятия ведут сертифицированные преподаватели. В этих центрах компании дают доступ к своим методическим материалам, документации, лицензионному ПО. Сами центры регулярно проходят аккредитацию, там проводятся мастер-классы, а студентам по окончании курса выдаются сертификаты.

Образовательный центр GPU NVidia создан при поддержке EPAM и специализируется на параллельных вычислениях. Компания предоставила 20 видеокарт, учебники, а ее курс интегрирован в учебный процесс дисциплины «Архитектура высокопроизводительных процессоров». Отучившиеся здесь ребята в дальнейшем могут работать на вычислительном кластере БГУИРа. Используется кластер при написании магистерских диссертаций, а также для научных исследований университета. В последнее время, например, он занимался вычислением структур на основе графена для полевого транзистора. На этом кластере частично анализировались данные международного проекта по поиску следов гравитационных волн.

В Локальной сетевой академии Cisco в рамках сетевых дисциплин преподаются четыре модуля CCNA R&S. Они полностью интегрированы в основной учебный процесс и охватывают три дисциплины: «Теоретические основы компьютерных сетей», «Администрирование компьютерных систем и сетей», «Аппаратное обеспечение компьютерных сетей». Занятия ведет преподаватель Иван Глецевич, имеющий международные сертификаты. Говорят, лучший специалист по «циске» в Беларуси.

- Была такая история, - начинает вспоминать Артем, получивший первый сертификат в этой академии. - Приходит парень устраиваться сисадмином. Говорит, что сдавал зачет Глецевичу. А ему в ответ: «С первого раза сдал? Ты нам подходишь».

В двух аппаратных шкафах, установленных в аудитории, находятся предоставленные компанией Cisco свитчи. На них выполняются лабораторные работы.

Материалы центра National Instruments встроены в учебную программу для магистрантов. По запросу различных компаний на базе этого центра проводят тренинги.

Макетная плата компании National Instruments, подключаемая к компьютеру. Через специально настроенную среду на нее отправляют сигналы и тем самым исследуют поведение различных элементов в рамках лабораторных работ

Установка компьютерного зрения. Декан читает курс «Цифровая обработка сигналов и изображений» и использует эти установки на лабораторных работах по обработке изображений: от исполнителей требуется определить дефекты, считать QR-коды, найти элементы с нестандартными размерами и т. д. Камера регистрирует изображение, а студенты разрабатывают алгоритм для детектирования того или иного события из задачи

- Кто-то таким образом продвигает свой бренд, кто-то привлекает потенциальных сотрудников. Те ребята, которые мобильны и хотят получить от вуза все, могут стать обладателями академических сертификатов. Им будет что написать в своем резюме, - говорит декан факультета.

Есть на факультете и загадочная «Изба-паяльня». В этой лаборатории, которой чуть больше года, ребята выполняют аппаратные курсовые работы по дисциплинам «Схемотехника» и «Структурная и функциональная организация ЭВМ». «Изба-паяльня» - это ее народное название. По-серьезному же помещение величают студенческим инженерно-образовательным центром кафедры ЭВМ.

- Здесь есть все, чтобы сделать аппаратную курсовую, дипломный проект или свой личный аппаратный проект по схемотехнике. Паяльные станции, автономные источники питания, осциллографы, 3D-принтер и 3D-сканер, сверлильный станок. Я на таком делал светодиодное модульное табло, - поясняет нам Артем.

Среди других поделок студентов - роборука, которая повторяет движения руки в специальной перчатке, интерактивная игра «Джуманджи», машинка, которая умеет распознавать лицо владельца, автоматизированный бар. Все это делается из доступных в лаборатории расходников, аккуратно расфасованных по коробкам: датчики температуры и влажности, экраны, матрицы, платы, индикаторы, реле, светодиоды и т. д. В общем, развлекаются студенты с пользой.

В уголке «избы» прячется увесистая инфракрасная паяльная станция, которой пользуются уже магистранты и аспиранты в рамках своих проектов. С помощью нее на плату напаивают различные элементы, которые есть риск сжечь обычным паяльником.













Филиалы кафедр ЭВМ, ПОИТ и информатики открыты в EPAM на Купревича, куда с 2013 года ребята ездят на занятия. Туда вынесены несколько дисциплин практического характера («Базы данных», «Веб-технологии», «Тестирование и верификация программ», «Кросс-платформенное программирование» и другие), а также лабораторные работы.

Лекторами в вузе работают опытные преподаватели, а на практику привлекают специалистов, которые трудятся в том числе в IT-компаниях. В подавляющем большинстве это выпускники БГУИРа.

- Лекции читаем в нашем корпусе, а раз или два в неделю ребята ездят в филиал для выполнения лабораторных работ. Занятия там ведут специалисты с продакшена EPAM. За прошлый учебный год через филиал прошли 711 студентов, - рассказывает Марина Лукашевич.

К тому же студенты могут регулярно участвовать в олимпиадах, которые организовывают на факультете. BIT-Cup проводится по конкретным информационным технологиям. Например, базы данных (SQL) или full-stack web development. Вторая олимпиада - BSUIR Open , которая уже является классическим соревнованием по спортивному программированию. Приезжают на нее ребята как из регионов, так и из-за рубежа.

«Автоматизация проектирования ЭВМ» постигается на программируемых логических интегральных схемах Artix-7. Это довольно дорогостоящее оборудование ($1300 на сайте производителя), на основе которого с помощью языков описания аппаратуры делают прошивку, описывают структуру. По сути, это специализированная микросхема, которую можно перепрограммировать прямо на плате с питанием, SDRAM, Ethernet, USB, HDMI, PCI-Express

Проходные баллы

- Традиционно КСиС лидирует по проходным баллам. В отдельные годы получалось так, что на некоторых специальностях выходят максимальные баллы по республике. Например, в 2017 году минимальным порогом для «бюджета» оказались 380 баллов. На «Информатику и технологии программирования» приходит очень много олимпиадников.

С этого года у нас существенное увеличение набора на специальность ПОИТ. На первый курс придут 240 человек. Увеличение произошло за счет роста мест на платной форме подготовки, - приводит статистику Марина Лукашевич.

Декан отмечает, что на платные места могут пройти ребята и с куда меньшими баллами. В качестве примера она показывает проходной балл на специальность ЭВС, где в прошлом году оказался парень со 113 баллами.

Оценивая входной поток студентов, Марина Лукашевич говорит, что IT-образование сейчас популярно:

- В IT высокие заработные платы, и для некоторых абитуриентов и их родителей это становится единственным привлекательным моментом во время выбора этой специальности. Но когда они приходят на факультет, то не совсем понимают, куда и зачем поступили.

Если ребенок все детство сидел за компьютером и играл в игры, то это не значит, что он способен быть программистом. Это тяжелая работа. Надо учить математику, физику, развивать мозги, чтобы быть готовым на первом курсе изучать программирование.

В качестве примера декан вспоминает свою уже бывшую студентку-первокурсницу со специальности «Информатика». Она училась без долгов и больших трудностей, но по итогу перешла в БГУ на культурологию.

- Мы слишком рано делаем детей взрослыми, слишком многого требуем от них в 16-17 лет: определись со специальностью, планируй карьеру. Надо прислушиваться и присматриваться, давать им шанс поменять свое решение, - считает Марина Лукашевич.

В целом же в зимнюю сессию факультет с набора потерял 23 человека. Это не так уж и много:

- В школе слишком много присмотра и контроля. А в вузе нужно быть самостоятельным, осваиваться. Но если самостоятельной работе не научили, то чуда не будет.

- Хотел в армию, не взяли по здоровью, пошел в БГУИР. Было около 370 баллов, чего оказалось достаточно для поступления.

Говорит, что контроля со стороны родителей и в школе было не много, поэтому будущую профессию выбирал фактически сам.

- К университету нужно привыкнуть, разобраться с главными предметами - понять, где нужно поднапрячься, а где можно и пофилонить. А потому важно общаться со старшими курсами.

Уверяет, что о будущей профессии не знал практически ничего. Слышал только про ПВТ и пару университетов, где готовят айтишников. Тем не менее знания, полученные в рамках школьных курсов информатики и физики, оказались весьма кстати, чтобы втянуться в учебный процесс на первом курсе.

- Проблема лишь в том, что школьный фундамент быстро забывается. Да и преподавали там все по верхам. А с первого курса сразу основы алгоритмизации программирования, язык С.

Артем уже сейчас ищет работу, и поданным резюме неопытного студента интересуются. Но не со всеми удается найти общий язык. К тому же многие ребята недовольны HR-специалистами, которым на собеседованиях не хватает технической базы.

В целом же, как замечает декан, с третьего курса большинство студентов начинают работать. Самые активные трудоустраиваются уже на втором курсе. А тех, кто проходит стажировку в компаниях, чаще всего туда и забирают во время распределения.

Надо ли в связи с этим увеличивать набор на айтишные специальности и сокращать время обучения, чтобы насытить рынок труда? Марина Лукашевич считает, что это будет уже не университетский уровень: не надо путать университетское образование с двухлетним конвейером колледжа:

- Я все чаще слышу, что компаниям нужны не джуниоры, а среднее звено. Не надо вширь, надо вглубь. Поступательный рост приема, который сейчас есть, - он достаточен.

Что с динамикой «призыва» в БГУИРе?

В этом году университет планирует набрать почти 3500 первокурсников по всем формам получения образования (дневная, вечерняя, заочная и дистанционная). Почти 590 из них попадут на «Программное обеспечение информационных технологий». Это самая популярная специальность с одним из самых высоких проходных баллов.

Увеличен набор на специальность «Информационные системы и технологии в игровой индустрии». Отмечают, что профессия «программист-гейм-дизайнер» пользуется спросом у абитуриентов. Подрос набор на «Электронный маркетинг». Спрос на эту специальность растет в условиях развития цифровой экономики.

В целом же наборы растут ежегодно, в основном за счет увеличения количества платных мест. При этом в БГУИРе отмечают, что заочная форма обучения за последние пять лет сократилась в разы: от почти шести сотен мест осталось 110. Параллельно с этим был увеличен набор на сокращенную форму обучения для выпускников колледжей - с 90 до 245 человек.

С 2002 года проводит бесплатные тренинги по технологиям для студентов и тех, кто хочет овладеть новой специальностью. Более 20 тысяч человек стали выпускниками образовательных программ компании.

В БГУИРе открыты лаборатории EPAM по Java, JavaScript, .Net, DevOps, функциональному и автоматизированному тестированию, SAP, Data Engineering/BI и другим направлениям. Филиалы кафедр университета действуют в офисах компании.

Статья о том, вызвала живой интерес у посетителей. Основой материала стало исследование, проведённое администрацией Парка высоких технологий в мае 2010 года среди своих резидентов. Мы уже выяснили, какие ВУЗы поставляют большую часть кадров в наши ИТ компании, а сейчас пришёл черёд углубиться в тему и узнать, какие факультеты, по мнению ПВТ, готовят лучших специалистов . Само собой разумеется, приведённая статистика не значит, что выучиться на бизнес-аналитика можно только вот в таком-то конкретном месте, или такой-то факультет «хороший», а такой-то «плохой» – будущее специалиста всегда зависит в первую очередь от него самого и желания учиться. Тем не менее, данная информация довольно интересна и позволяет проанализировать текущую ситуацию в нашем образовании. “Одной из задач проведенного исследования для нас было не только понять "Кто готовит кадры для Парка высоких технологий?", но и определить совместно с руководителями наших компаний, лучшие факультеты готовящие профильных ИТ специалистов, – говорит заместитель директора администрации ПВТ Мартинкевич Александр Михайлович . – Это важно по двум причинам. Во-первых, сегодня Парк высоких технологий активно сотрудничает с техническими вузами и вкладывает реальные деньги в открытие совместных лабораторий, проведение тренингов для преподавателей, обучение студентов. Вкладывая деньги, наши компании хотели бы получать на выходе гарантированный доход в виде подготовленных специалистов. Это как на финансовом рынке есть самые доходные инструменты. Результаты проведенного опроса позволили определить лучшие факультеты в разрезе подготовки различных специалистов: системных архитекторов, системных аналитиков и др. Во-вторых, полученная информация была крайне важна в качестве исходных данных для нового проекта по совершенствованию образовательных стандартов по специальностям высшего образования с учетом включенных в ЕСКД новых должностей специалистов занятых с сфере разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий. Пример – технический писатель. Ни один вуз не готовит сегодня таких специалистов. Вместе с тем, только ПВТ в 2010 году потребуется не менее 60 технических писателей. Нужно было определить, в каком вузе начинать их подготовку. Высказывались предложения сделать это на базе технических факультетов. Но опрос показал, что абсолютное большинство наших компаний (48% опрошенных) считает, что лучшие технические писатели получаются из выпускников МГЛУ. Поэтому в настоящее время при помощи экспертов Парка разрабатывается проект программы подготовки технических писателей, которая вскоре появится на факультете межкультурных коммуникаций МГЛУ” .

Перейдем к результатам опроса. Начнём с топовых должностей непосредственно производственного цикла, которые требуют наиболее глубоких знаний и хорошей подготовки.


Бесспорный лидер в данном сегменте – факультет прикладной математики и информатики БГУ. И грамотные тимлиды, и толковые менеджеры проектов, и хорошие системные архитекторы, по мнению опрошенных представителей компаний, выходят в первую очередь из стен ФПМИ. ФПМИ, в шутку называемый студентами «факультетом потерянной молодости» из-за достаточно сложной программы курсов, как показывают данные, вообще почти всегда находится в верхних рядах списков предпочтения компаний. Как, впрочем, и факультет компьютерных сетей и систем БГУИР. За ним идут ФИТУ из того же БГУИР и ФИТР из БНТУ. Стоит отметить, что последний – единственный факультет в списках для топ-должностей не из БГУ или БГУИР. На удивление невысок рейтинг других факультетов БГУ – только мехмат попадает в пятёрки, а тот же факультет радиофизики и электроники упоминается эпизодически. Team Leader
1 БГУ ФПМИ 28,17%
2 БГУИР КСиС 23,94%
3 БГУИР ФИТУ 14,08%
4 БНТУ ФИТР 9,86%
5 БГУ ММФ 5,63%
6 БГУИР ИЭФ 5,63%
7 БГУ ФРиЭ 4,23%

Project manager

1 БГУ ФПМИ 31,88%
2 БГУИР КСиС 18,84%
3 БНТУ ФИТР 11,59%
4 БГУИР ФИТУ 8,70%

Системный архитектор

1 БГУ ФПМИ 31,03%
2 БГУИР КСиС 25,86%
3 БГУИР ФИТУ 13,79%
4 БНТУ ФИТР 6,90%
5 БГУ ММФ 6,90%
6 БГУИР ИЭФ 3,45%

Всё те же лидеры и на рынке специалистов «среднего» уровня в иерархии, в частности в наиболее массовом классе инженеров-программистов, а также системных аналитиков.


Инженер-программист
1 БГУ ФПМИ 23,45%
2 БГУИР КСиС 23,45%
3 БГУИР ФИТУ 15,86%
4 БНТУ ФИТР 12,41%
5 БГУ ММФ 8,28%

Системный аналитик

1 БГУ ФПМИ 26,23%
2 БГУИР КСиС 21,31%
3 БГУИР ФИТУ 18,03%
4 БНТУ ФИТР 8,20%
5 БГУ ММФ 6,56%
6 БГУИР ИЭФ 4,92%

Бизнес-аналитики у нас также являются выпускниками основных технических факультетов, поскольку представляют собой фактически выходцев из круга программистов, которым волей интереса рынка и собственного мировоззрения пришлось в какой-то мере самостоятельно переквалифицироваться. Бизнес-аналитик

1 БГУ ФПМИ 26,53%
2 БГУИР ФИТУ 14,29%
3 БГУИР ИЭФ 14,29%
4 БГУИР КСиС 12,24%
5 БГУ ММФ 10,20%
6 БНТУ ФИТР 8,16%

А вот, что касается QA инженеров, то здесь несколько неожиданно в лидеры вырвался факультет информационных технологий и робототехники БНТУ. КСиС и ФПМИ откатили на третье и четвёртое место соответственно. QA инженер

1 БНТУ ФИТР 22,45%
2 БГУИР ФИТУ 18,37%
3 БГУИР КСиС 18,37%
4 БГУИР КСиС 12,24%
5 БГУИР ФРЭ 4,08%
6 БГУИР ФКП 4,08%
7 БГУ ММФ 4,08%
8 БГУИР ИЭФ 4,08%

Ещё одна неожиданность – это популярность мехмата для web-дизайнеров. Понятно, что сейчас каждый второй, поставивший фотошоп или иллюстратор, автоматом считает себя дизайнером, и профильное образование есть далеко не у всех, даже хороших, специалистов, работающих в отрасли, но всё же – почему именно мехмат – остаётся загадкой. Второе место по праву принадлежит факультету дизайна Академии Искусств. Web-дизайнер

1 БГУ ММФ 16,13%
2 БГАИ Ф дизайна 12,90%
3 БГУ ФПМИ 9,68%
4 БГУИР ФКП 9,68%
5 БГУИР ФИТУ 9,68%
6 БГУИР КСиС 9,68%
7 БНТУ ФИТР 6,45%

Не разработчики

За подготовку специалистов, не связанных непосредственно с разработкой ПО, у нас отвечает в первую очередь «инъяз». Именно ИТ-сфера, как достаточно богатая отрасль, всё чаще привлекает выпускников с дипломами переводчиков. Соответственно и компании ориентированы в первую очередь на МГЛУ как источник технических писателей и менеджеров по маркетингу. Отрасль у нас, прежде всего, ориентирована на рынки США и Западной Европы, а значит, компаниям необходимы люди с качественным языком, которого достаточно не только чтобы «объясниться», но и сделать это на хорошем английском или немецком языках. Тем самым в какой-то мере оправдывая более высокие рейты по сравнению, например, с тем же Китаем, где часто не заморачиваются по поводу литературности своих писем, документации и сайтов. Marketing manager IT

Если говорить о других ИТ-специальностях, то рейтинги ВУЗов, где их готовят наилучшим образом, выглядят вот так:

Специалист по тестированию программного обеспечения
1 БГУИР ФИТУ 16,67%
2 БНТУ ФИТР 16,67%
3 БГУ ФПМИ 14,10%
4 БГУИР КСиС 14,10%
5 БГУ ММФ 7,69%
6 БГУИР ИЭФ 6,41%

Тестировщик программного обеспечения

1 БГУИР КСиС 20,00%
2 БГУ ФПМИ 13,33%
3 БГУИР ФИТУ 13,33%
4 БНТУ ФИТР 11,67%
5 БГУ ММФ 11,67%
6 БГУИР ИЭФ 6,67%

Специалист по сопровождению программного обеспечения

1 БГУИР КСиС 16,07%
2 БГУ ФПМИ 14,29%
3 БГУИР ФИТУ 14,29%
4 БНТУ ФИТР 10,71%
5 БГУИР ФКП 8,93%
6 БГУ ММФ 5,36%

Вывод

В целом же белорусские компании предпочитают видеть в своих рядах практически на всех позициях в первую очередь выпускников трёх-чётырёх ведущих факультетов – ФПМИ БГУ, КСиС и ФИТУ БГУИР, а также ФИТР БНТУ. Имидж основных кузниц толковых айтишников двух первых из вышеперечисленных факультетов не вызывает сомнений настолько что, к примеру, выпускников из ФПМИ хотят видеть даже в качестве менеджеров по маркетингу, хотя, откровенно говоря, чтобы заниматься продажами и маркетингом, совсем необязательно изучать пять лет высшую математику. Несколько удивляет невысокий уровень доверия и небольшие объёмы надежд на остальные факультеты естественного профиля БГУ: физфак и факультет радиофизики и электроники встречаются в списках топов лишь эпизодически. Впрочем, разработку ПО вести будет отнюдь не сам диплом, и, к сожалению, нет никаких гарантий, что тот же представитель ФПМИ или КСиС станет толковым программистом или системным аналитиком. К сожалению, качество студентов и выпускников даже одного факультета у нас плавает достаточно сильно.