Конспект логопедического занятия знакомство с предложением. Конспект урока "составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку"

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.

Задачи.

Коррекционные:

· Уточнить и закрепить пространственные представления.

· Формировать межполушарное взаимодействие.

· Формирование языкового анализа и синтеза.

· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.

· Расширять активный словарь.

· Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

· Продолжать формировать понятие о профессиях.

· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

· Формировать навыки словообразования.

Воспитательные:

· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

· Учить взаимодействовать друг с другом.

· Работа над осведомлённостью.

· Развивать рефлексию.

Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом - выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

Игра «Добавь волшебный слог».

Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или -щик.

Дрессиров___

Автомат___

Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).

С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?

Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».

Игра «Скажи в нужной интонации».

Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:

ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!

Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?

Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.

Деление на команды.

Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.

Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.

Конкурс 1. «Будь внимательным!»

Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.

Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской—

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пропахла бензином.

Блузка рабочего—маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате—лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».

Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.

На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:

Кто? _____ _____ кем? .

За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.

Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).

У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.

Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».

Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.

Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).

Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.

Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».

Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):

Кто? ______ что? .

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.

Конкурс 5. «Женские профессии».

Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.

(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).

Пианист—

Портной—

Писатель—

Продавец—

Гитарист—

Барабанщик—

Велосипедист—

Художник—

Скрипач—

Гитарист—

Космонавт—

Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».

Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.

Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.

Конкурс 7. «Установи закономерность».

Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.

За каждый правильный ответ—1 балл.

Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо?»

Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.

Кинешь в речку—не тонет,

Бьёшь о стенку—не стонет,

Будешь об пол кидать—

Станет кверху летать.

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)

В поле чёрном заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

Льётся речка—мы лежим.

Лёд на речке—мы бежим.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)

Подведение итогов, рефлексия.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.

Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.

Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.

Поднимите руки, кому было интересно.

Поднимите руки, кто узнал что-то новое.

Спасибо, ребята, до новых встреч!

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 3»
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими
интеллектуальные нарушения, 5 класс
Тема занятия: «Составление предложений разными способами»
Цель занятия: закреплять умение правильно строить предложения.
Задачи занятия:
Обучающие:
 Обобщить знания о «предложении»;
 Закреплять навык составления предложений по вопросам с опорой на
картинку;
 Закреплять навык составления предложений путем перестановки слов;
 Закреплять умение правильно записывать предложение.
Коррекционно­развивающие:
 Развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать слова
разных частей речи);
 Формировать навыки языкового анализа и синтеза;
 Развивать умение анализировать предложение (определять количество слов в
предложении, определять последовательность слов);
 Развивать навык чтения;
 Расширять активный и пассивный словарь по теме «Весна»;
 Развивать логическое мышление;
 Развивать слуховое восприятие;
 Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:

 Воспитывать умение слушать учителя­логопеда и действовать в соответствии
с инструкцией;
 Воспитывать умение действовать в группе;
 Воспитывать интерес к занятию;
 Воспитывать доброжелательные отношения между учениками во время урока.
Формируемые базовые учебные действия:
Познавательные:
­ делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;
­ читать; писать;
­ работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, предъявленных на бумажных
носителях).
Коммуникативные

:
­ вступать в контакт и работать в коллективе;
­ обращаться за помощью и принимать помощь;
­ слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Регулятивные:
­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
­ адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из­за парты и т. д.);
­ принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
­ активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
­ соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных

критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Личностные:
­ осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
­ положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
­ самостоятельность в выполнении учебных заданий,
договоренностей;
поручений,
­ понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах на уроке.
Оборудование: схемы предложений, сюжетные картинками по теме «Весна»,
картинка с изображением подснежника, карточки с заданиями, фасоль.
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
этап
2.Актуализация
знаний
Добрый день! Садитесь на
места. Скажите, какое сейчас
время года? Давайте еще раз
вспомним и назовем признаки
прихода
Какие
изменения произошли
в
природе?
А теперь вспомним, о чем мы
говорили на предыдущих
занятиях? Что делали?
весны.

Что такое предложение? Из чего
оно состоит? Вспомним правило
написания предложения.

Дети
называют
признаки весны,
изменения
в
природе.

отвечают

Дети
(составляли
предложения,
определяли
количество слов).

на
Отвечают
вопросы.
Вспоминают
правило написания
предложения
(Первое слово
пишется с большой
буквы,
в конце
предложения

ставится точка)
Дети составляют
предложение по
картинке,
выкладывая схему
предложения на
парте,
соответственно
количеству слов.
Затем
каждый
зачитывает свое
предложение,
указывает сколько
в нем слов.
Один записывает
предложение
на
доске, остальные в
тетради, применяя
правило написания
предложения.
Затем
второй
ученик записывает
предложение на
доске, остальные в
тетради.

3. Постановка цели и
задач урока.
4.Повторение,
обобщение
пройденного
материала

Сегодня мы будем продолжать
составлять
предложения
разными способами, определять
количество слов в предложении,
правильно
записывать
предложения. Так как наступила
весна,
предложения будем
составлять на тему «Весна».
1. Начнем с того, что составим
предложение по
вопросам с использованием
картинки (раздаю каждому свою
картинку).
Подхожу к каждому, наблюдаю,
помощь
оказываю
при
составлении,
определении

количества слов.

Карточки
(выдаются
картинками):

вместе
вопросами
с

1. Кто? Что сделали? Где?
Что?
2. Кто? Что делают? Какие?
Что?
3. Кто? Что сделали? что?
4. Где? Кто? Что делают?
Что?
5. Кто? Что сделали? Какие?
Что?
Предложения:
Дети повесили на дереве
скворечник.
Ребята пускают бумажные
кораблики.
Ученики
скворечник.
На участке дети сажают
деревья.
Девочки нашли первые цветы.
Давайте
предложения.
смастерили
запишем

Дети читают по
очереди каждый
свое предложение,
затем называют его
правильно,
выкладывают схему
на столе.
2. Теперь поиграем в игру
«Найди ошибки». Я прочитаю
вам предложения, подумайте,
как нужно переставить слова.
Скажите предложение верно.

зачитываю
Каждому
предложения,
где нарушена
логическая последовательность
слов.
Шустрые крошки клюют
воробьев.
По ручьям бегут быстрые
улицы.
С сосулек капает крыша.
Страны возвращаются из
теплых птиц.
На почках появляются первые
деревья.
Если необходимо, оказываю
в
помощь
составлении
предложения,
выкладывании
схем.

Физкультминутка
Ребята,
3.
мы с вами
вспоминали, что сейчас тает
снег и по дорожкам текут ручьи,
и можно пускать кораблики.
Давайте соберем кораблик из
фасоли.
4. Чтобы выполнить следующее
задание, нужно разделиться на 2
команды.
Каждой команде раздаю слова
на карточках, из которых нужно
сложить предложение.
На пригорках зацветают
первые цветы.
Над полями раздаётся
жужжание первых жучков.
Дети выкладывают
кораблик
из
фасоли.

его,
Каждая команда
составляет свое
предложение.
Зачитывает
называет
количество слов в
предложении. Один
из учеников первой
команды

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Логопедическое занятие по внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» в 1 классе ТЕМА: «Составление распространенных предложений». Лексическая тема: «Сказка». Подготовила: учитель-логопед Фомина Е.А.

Цели : отрабатывание умения составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Планируемые результаты:

Предметные:

– закреплять умение составлять распространённое предложение по картинке;

– закреплять умение составлять распространённое предложений по опорным словам;

– развивать все виды речевой деятельности школьников, умения читать и писать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Метапредметные:

    развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;

    развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

    совершенствовать грамматический строй речи;

    развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Личностные :

    воспитывать любовь и интерес к сказкам;

    формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;

    сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Ожидаемый результат :

учащиеся научатся составлять распространенные предложения.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Оборудование : ПК, презентация «Составление распространённых предложений», карандаши, тетрадь, конверты со словами, индивидуальное зеркало, оценочные смайлики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Л:
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются)

Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

Л: Тогда послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

Л: Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Л: Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке. «В гостях у бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)

Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)

Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

Л: Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

3. Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр .

Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

Д: (ответы детей)

Правильно. Ну а теперь приступим.

1 упр. «Шарик»

Я надул упругий шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2. упр. «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Домик»

Соедините кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой руки. Затем наоборот. Отработайте движение с каждой парой пальцев отдельно.

6. упр. «Карандаш»

Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьмите карандаш со стола. Приподнимите и опустите его. Сделать тоже поочерёдно всеми парами пальцев. Затем сделать тоже левой рукой.

7. упр. «Пальчики ложатся спать»

4. Графический диктант.

Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

Д: внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

5. Самоопределение к деятельности.

Следующее испытание у вас перед глазами. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно придумать?

Д: предложения.

Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

Д: будем составлять предложения.

6. Проговаривание чистоговорок.

Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится.

7. Работа по теме.

Ребята, чтобы преодолеть высокий забор, вам нужно составить как можно больше правильных и красивых предложений. Какие слова можно использовать при составлении предложений?

Д: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. (Придумывают предложения по картинке)

8. Дыхательная гимнастика.

В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

Д: да. Правильное дыхание влияет на правильность речи.

1. упр. «Цветок распускается»

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).

Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.

4. упр. «Травушка колышется»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Радуга, обними меня»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

9. Продолжение работы по теме.

Следующее испытание итоговое. «Составление предложения из группы слов». Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

Д: (составляют предложения в группах).

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы!
Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

11. Рефлексия .

Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

12.Заключение.

Вот и всё на сегодня. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята. Попрощайтесь с нашими гостями.

Д: До свидания.

"Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Сообщение темы.

Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, читающая книгу). Девочка читает. Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Что читает девочка? (Книгу). Девочка читает книгу.

Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу). Сколько стало слов в предложении? (Три).

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинки. (На доску выставляются две предметные картинки, например: мальчик и рыба). Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

3. «Составление предложений из трех слов каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

4. Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

А теперь давайте усложним эти предложения. Например: Девочка поливает цветы. Какие цветы? (Красивые)./ или: Какая девочка? (Маленькая).

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловит, большой.– Таня ловит большой мячик.

Свитер, мама, связала, красивый. (Мама связала красивый свитер)

Рыбу, рыбаки, поймали, крупную. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

Книжку, Катя, читает, интересную. (Катя читает интересную книжку)

Стрекозу, Рита, увидела, большую. (Рита увидела большую стрекозу)

Булку, Вова, купил, вкусную. (Вова купил вкусную булку)

Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

IV. Итог:

Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанут и пойдут в группу дети с последнего ряда, затем со второго ряда, потом с первого ряда.


Цели урока:

  • формировать умение составлять полные ответы на вопросы, соблюдая правильный порядок слов;
  • совершенствовать навыки языкового анализа;
  • расширять знания детей о птицах;
  • развивать понимание и использование в речи предлогов.

Оборудование: мультимедийная установка, приложение 1, карточки с текстом “Ворона”.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. момент. (Слайд 2.)

– Посмотрите, какие фотографии я недавно получила. Что на них изображено? (грудка, лапы, хвост, крыло, голова.)

– Как все эти слова можно объединить? (Это части тела)

– Чьи это части тела? (Это части тела птиц)

– Можете ли вы по данным фрагментам угадать названия птиц? Назовите, кого узнали.

2. Запись числа и темы урока.

3. Основная часть.

Игра “Полный ответ”. (Слайд 3.) На экране появляются изображения птиц.

(Сорока, синица, дятел, грач, ласточка, скворец, кукушка.).

– Назовите картинки. Как одним слово сказать, кто изображен на картинках?

– Дайте правильный, полный ответ на мой вопрос. Посчитайте количество слов в предложении.

– Какие птицы зимуют в наших краях?

– Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?

– На какое дерево садится ворона после дождя?

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?

– Какую птицу называют лесным доктором.

– Каким был ваш ответ? Объясните почему?

4. Физминутка.

Лебеди летели
И на воду сели,
Сели-посидели
И снова полетели.

– Словарная работа. (Слайд 4.)

– Отгадайте загадку:

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее …(ворона)

– Подберите родственные слова к слову ворона (ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить…), запишите слова, выделите корень

Работа со скороговоркой.

ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА.

– Прочитайте. Почему трудно понять. Что нужно сделать, чтобы стало понятнее. Запишите предложение правильно. Повторите скороговорку в быстром темпе. (спросить 2-х, 3-х учеников).

Работа с текстом “Ворона”. (Слайд 5.)

– Прочитайте текст:

Ворона

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые и черные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.

(Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Каким был ваш ответ: полным или кратким?

Запись предложения в тетрадь, комментированное письмо.

Где живут вороны? Работа с предложением аналогичная. (Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях .)

5. Работа с предлогами.

(Слайд 6, 7.)

Отгадайте загадку: На шесте дворец,

Во дворце певец,
А зовут его …(скворец)

Скворец сидит на скворечнике.

Скворец вылетел в скворечник.

– Рассмотрите внимательно картинки. Прочтите предложения к ним и исправьте допущенные ошибки. Запишите предложения в тетрадь.

6. Итог урока.

– Что вы делали сегодня на уроке?

– Какими были ваши ответы?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3, 2/ Н.Э.Теремкова – М.: издательство “ГНОМ и Д”, 2008.